Выберите свой класс
Материалы для 1-2 классов
Материалы для 3-4 классов
Материалы для 5-7 классов
Материалы для 8-9 классов
Материалы для 10-11 классов
Конспект урока по ОРКСЭ
Нравственные ценности, идеалы, принципы
Ценности – что такое ценности, жизнь как высшая нравственная ценность. Понятие чести, понятие достоинства. Взаимосвязь этих понятий. Что такое человечность, человечность как один из нравственных принципов.
Цель: способствовать формированию у учащихся представлений о нравственных ценностях человека; сформировать понятие жизни, как высшей нравственной ценности, объяснить значение понятий честь и достоинство, человечности; взаимосвязь этих понятий в жизни. Воспитывать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.
Организационный момент
- Добрый день, ребята.
- Ребята, я предлагаю Вам обратить внимание на доску.
(идеалы, ценности, нравственность, принципы, человечность, жизнь, главное, честь, достоинство)
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
Сегодня на уроке мы расширим знания о жизненных ценностях, познакомимся с высшей нравственной ценностью человека, а также поговорим о принципах и идеалах. Запись темы в опорном листе.
Давайте вспомним определения, которые сегодня нам понадобятся.
Изучение нового материала
Мы знаем, что ценность – это всё, что имеет большое значение для человека.
- Какие ценности для вас являются важными?
- На какие группы мы можем их разделить? (материальные и духовные)
- А какая главная ценность для человека?
Докажите своё мнение.
Я предлагаю вам послушать притчу, а в конце ответить на вопрос: Чему она учит? Её мораль
Притча Чашка кофе
Профессор, выпускники и чашки
Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.
Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.
Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:
— Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьём. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.
Важно подумать о ценности жизни
А теперь подумайте: жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.
Наиболее счастливые люди — это не те, которые имеют всё лучшее, а те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.
Жизненные понятия и рекомендации
- Жизнь – это вызов, прими его.
- Жизнь – это долг, исполни его.
- Жизнь – это игра, сыграй в нее.
- Жизнь бесценна, береги ее.
- Жизнь – это богатство, храни его.
- Жизнь – это таинство, познай его.
- Жизнь – это любовь, наслаждайся ею.
- Жизнь – это обещание, исполни его.
- Жизнь – это скорбь, преодолей ее.
- Жизнь – это песня, спой ее.
- Жизнь – это борьба, прими ее.
- Жизнь – это трагедия, перебори ее.
- Жизнь – это возможность, не упусти ее.
- Жизнь – это красота, восхищайся ею.
- Жизнь – это блаженство, вкуси его.
- Жизнь – это мечта, реализуй ее.
- Жизнь – это приключение, испытай его.
- Жизнь – это удача, поймай ее.
- Жизнь драгоценна, не разрушай ее.
- Жизнь – это борьба, борись за нее.
Понимание чести и достоинства
Работа над понятиями честь и достоинство очень важна для нашей жизни. Вспомните героя из сказки Золотая антилопа. Какие моральные качества присущи ему? Честность и настоящая дружба – вот что делает его особенным.
Как вы видите, жизнь полна вызовов и возможностей. Примите ее и наслаждайтесь ею каждым моментом!
Честь и Достоинство: Понятие и Примеры
Когда вы слышали это слово? Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь. А ещё когда обещаем маме выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой. Тогда мы говорим: Даю честное слово!
Понятие Чести
Честь – это доброе имя человека, хорошая незапятнанная репутация. Честь – это внутреннее достоинство человека.
Примеры Чести
Умение сдержать своё слово, прийти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам – это значит раскроем это понятие на примере исторической личности.
Много славных подвигов совершили люди оберегая свою землю и в давние времена и в наше время. Во всех невзгодах многие люди отдавали свою жизнь во имя собственной чести и защиты Родины.
Пример исторической личности: Александр Невский
Я предлагаю Вам познакомиться с одним из них. Это Александр Невский. Прочитайте материал и найдите примеры понятия чести. Выделите их.
Всемирную известность князь Александр получил после Невской битвы. Вот малочисленное войско князя, напутствуемое его словами не в силе Бог, а в правде, разбивает на Неве морской десант шведского короля, добывая князю доброе имя- Невский.
Двумя годами позже. Ледовое побоище. Союзником князя стала сама погода: апрельское теплое солнце и озеро, поглотившее тевтонских рыцарей, вместе с которыми ушел на дно и их замысел превратить православную Русь в католическую.
Хан Батый, зная о победах князя, захотел, чтобы храбрый Александр Невский приехал к нему в Орду. Один ты не хочешь мне покориться, но если хочешь обезопасить землю свою, то приди скорее ко мне, и увидишь от меня честь.
Александр Невский отправился в дальний путь ко временным покорителям родной земли, он смог выкупить из плена, тех кого прежде угнали в Орду. Он проявлял дипломатическую мудрость, чтоб добиться хотя бы малейших послаблений татарского гнета. Батый был поражен умом и достоинством князя. Истину мне сказали, что нет князя подобного ему.
Работа с понятием достоинство
Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя).
Значение Достоинства
Достоинство помогает осознать собственную ценность. Позволяет избегать взаимных обид. В трудные минуты честь и достоинство подсказывают, как поступить.
Работа с понятием человечность
У каждого человека, есть главная ценность – это жизнь. Так же у человека есть его имя, честь, достоинство, но есть ещё и принципы.
Принципы Человечности
Приведите примеры принципов (человечность, почтительность, разумность, мужество и честь).
Видеоролик За руку с богом ( до 8 минуты) – посмотрите и понимайте о каком принципе или качестве говорится.
Выводы
Качества чести, достоинства и человечности играют важную роль в формировании личности и отношениях с окружающими. Следует стремиться к их проявлению в повседневной жизни.
Принцип человечности в общении
Сегодня мы обсудим такое качество, как человечность. Человечность – это система позитивных качеств, которые представляют собой осознанное, доброе и бескорыстное отношение к окружающим людям, животным и природе.
Человеку важно не забывать о своем человеческом достоинстве даже в самых тяжелых ситуациях. Это высокая нравственная ступень, на которой должен стоять каждый.
Итог урока
В ходе урока мы говорили о многих аспектах нравственности человека, его ценностях и принципах. Какой вывод сделали вы сами? Над чем задумались?
Хочу завершить урок фразами:
- Самое дорогое у человека – это жизнь.
- Моя честь — это моя жизнь;
- Берегите в себе человека.
Спасибо за урок! Рада была провести его с вами.
Тема Что значит быть счастливым?
Цель урока – познакомить учеников с понятием счастье и помочь каждому осмыслить его относительно себя. Для этого мы рассмотрим мультфильм Как ослик счастье искал.
Подготовка к уроку
Для проведения урока потребуются: проектор, маркеры, кружочки для изображения настроения и изображение дома на ватмане.
Начало урока
Итак, давайте определим, что такое счастье. Каждый может понимать его по-своему. Вы уже видели мультфильм Как ослик счастье искал? Посмотрим его вместе.
Исследование понятия счастья
Закройте глаза и представьте себе счастье. Как оно выглядит? Какого цвета? Что вы чувствуете, прикасаясь к нему? Какой у него аромат и каков на вкус?
Обсуждение
Счастье – это индивидуальное понятие. Давайте обсудим возможность быть счастливыми в одиночку и поделимся моментами из жизни, когда мы чувствовали себя по-настоящему счастливыми.
Выводы
Мир полон добрых людей, которые стремятся помочь нам быть счастливыми. Важно прислушиваться к мыслям и идеям таких людей, как писатели и философы.
Помните слова М. Ю. Лермонтова: Поверь мне — счастье только там, где любят нас, где верят нам!, а также высказывание Альберта Эйнштейна: Я рожден, и это все, что необходимо, чтобы быть счастливым.
Счастье – в наших руках. Давайте стремиться к нему каждый день.
Пожалуйста, оцените мою статью.
Что же мы с вами должны делать, чтобы быть счастливыми? Я буду вам показывать картинки, а вы скажете, о чём идёт речь (презентация). Слайд 5 цветок
Теперь мы с вами знаем, что такое счастье, как оно выглядит, какие поступки нужно совершать, чтобы быть счастливым.
А как вы думаете, ослик нашёл своё счастье? Давайте вернёмся к мультфильму.
На своём пути ослик встретил сначала овечку, но она не знала, что такое счастье и ослик отправился дальше. Потом ослик встретил козочку, и она не смогла помочь ослику ответить на его вопрос. И отправились друзья все вместе искать счастье. Наступила ночь, друзья оказались в лесу и встретили там плачущую девочку, которая заблудилась и не могла найти дорогу домой. Её звали Маша. Ослик и его новые друзья проводили девочку домой. Она поблагодарила их и сказала такие слова: «Какое счастье, что вы меня нашли!».
Отчего же счастлива девочка? А в чём счастье ослика? Герои этого мультфильма тоже нашли своё счастье.
Счастливые люди должны жить в счастливом доме. На партах у вас лежат кружочки, я бы хотела, чтобы вы на них вы нарисовали своё лицо.
А сейчас пришло время заселиться в наш счастливый дом. Ребята, давайте назовём наш дом (Дом счастья).
Посмотрите, ребята, какой замечательный дом у нас получился «Дом нашего счастья». Мы с вами счастливые люди?