Моисей биография фото личная жизнь пророка заповеди 2023

Жизнь и деятельность Моисея

Согласно библейскому повествованию, Моисей родился во времена, когда египетский фараон начал беспокоиться о возможной угрозе со стороны израильтян. Его мать, Иохаведа, спрятала его в корзинке и отпустила по водам Нила. Дочь фараона нашла младенца и усыновила его.

Детство и юность

Моисей рос в доме фараона, но в какой-то момент узнал о своем еврейском происхождении. Он ушел из дома фараона и жил как пастух. В своей жизни он совершил много подвигов и стал первым судьей Израиля, пророком и лидером, который привел израильтян из Египта к обетованной земле.

Моисей также получил от Бога Десять Заповедей, которые стали основой для моральных и этических принципов для многих религий.

Смерть и наследие

По преданию, Моисей умер на горе Нево и был погребен в долине у этой горы. Его наследие до сих пор остается важным для многих людей и религий. Моисей символизирует свободу, мудрость и верность своему народу.

Связанные понятия и персонажи

  • Атрибуты Моисея: Скрижали Завета, посох, рожки
  • Связанные понятия: Неопалимая купина, десять казней египетских, золотой телец, медный змий, манна небесная, Десять Заповедей
  • Связанные персонажи: Аарон, Мириам, Иисус Навин

Моисей остается одной из самых значимых фигур в истории человечества и религии, его история и наставления продолжают вдохновлять многих до сегодняшнего дня.

## Информация о Моисее

| Место рождения | Египет |
|----------------|---------|
| Супруга        | Сепфора |
| Дети           | Гирсам, Елиезер |
| Место погребения | Долина у горы Нево |
|

## Цитата
Десять Заповедей – это камень угловной для благополучия общества

Моисей: биография великого лидера

Поняв, что перед ней один из еврейских детей (Исх. 2:6), она, однако, сжалилась над плачущим младенцем и по совету сестры Моисея Мириам или Мариам (Исх. 15:20), издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мириам позвала Иохаведу, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его (Исх. 2:7—9).

Дочь фараона назвала ребёнка Моисей (вынутый из воды) потому что, говорила она, я из воды вынула его (Исх. 2:10). В Библии не упоминается, как долго Моисей жил у своего родного отца и матери. В книге Исход говорится, что он вырос у родителей, но какого возраста он достиг, неизвестно. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у неё вместо сына (Исх. 2:10). Вскармливала Моисея его же мать, нанятая дочерью фараона. И был Моисей как сын дочери фараона (Исх. 2:10).

Обучение и призвание

Согласно новозаветной книге Деяния святых апостолов, когда Моисей был отдан дочери фараона, его стали обучать всей мудрости египтян (Деян. 7:22).

Моисей, выпасая скот у горы Хорив (Синай), получил призыв Бога из неопалимой купины, открывшего ему своё Имя — Яхве (ивр. ‎, Аз есмь сущий), к освобождению своего народа. Вместе с братом Аароном, Моисей ходатайствовал перед фараоном об освобождении сынов Израилевых из Египта, после чего последовали Десять казней египетских.

Пересечение Чермного моря

Бог показывал беглецам путь: он шёл перед ними днём в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь (Исх. 13:21—22). Сыны Израиля перешли через Чермное море, которое расступилось перед ними, но потопило армию фараона, которая преследовала израильтян. На берегу моря Моисей и весь народ, в том числе его сестра Мириам, торжественно воспели благодарственную песнь Богу (Исх. 15:1—21).

Моисей и его странствия в Синайской пустыне

Моисей повёл свой народ в Землю Обетованную через Синайскую пустыню. Сначала три дня они шли пустыней Сур и не находили воды кроме горькой, но Бог усладил эту воду, повелев Моисею бросить в неё указанное им дерево (Исх. 15:24—25).

Поход через пустыню

В пустыне Син Бог послал им множество перепелов, а затем (и в течение всех следующих сорока лет блужданий) ежедневно посылал им с неба манну.

Испытания на пути

В Рефидиме Моисей по повелению Бога извёл воду из скалы горы Хорива, ударив в неё своим жезлом. Здесь на евреев напали амаликитяне, но были побеждены при молитве Моисея, который во время битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу (Исх. 17:11—12).

В третий месяц по выходе из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Бог дал Моисею правила, как нужно жить Сынам Израиля, а потом Моисей получил от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы).

Скрижали Завета и Заповеди

Так был заключён завет между Богом и избранным народом. Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии и о законах богослужения.

Армия Моисея и другие события

Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там по сорок дней. Во время его первого отсутствия народ согрешил, нарушив только что заключённый завет: сделал золотого тельца, которому евреи начали поклоняться как Богу, выведшему их из Египта.

События на горе

Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца (Семнадцатое тамуза). После этого опять на сорок дней он вернулся на гору и молился Богу о прощении народа. Оттуда он вернулся с лицом, осиянным светом Божьим, и был вынужден прятать лицо под покрывалом, чтобы народ не ослеп. Через полгода была сооружена и освящена Скиния.

Моисей по приказу Бога собрал многотысячную армию и истребил мадианитян (народ своей жены) (Чис. 31).

Заключение

В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда евреи раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия для их врачевания. Все эти события и испытания пришлись на странствия народа израильского под предводительством Моисея в Синайской пустыне.

Моисей – великий пророк Израиля

Обычно иудеи упоминают Моисея как Моше́ Рабе́ну ивр. ‎, что означает Моше наш учитель или раввин.

Моисей, по преданию, является автором Пятикнижия, входящего в состав Ветхого Завета. На Синайской горе Моисей принял от Бога Десять заповедей.

Роль Моисея в различных религиях

В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа. Через Моисея явлен миру Ветхозаветный закон, а через Христа – Новозаветные заповеди.

Согласно синоптическим Евангелиям, во время Преображения на горе Фавор с Иисусом беседовали пророки Моисей и Илия.

Память о Моисее

Икона Моисея входит в пророческий чин русского иконостаса. Его память отмечается Русской православной церковью 4 (17) сентября.

Ислам о Моисее

Муса является пророком в исламе, он также является потомком пророка Якуба (библ. Иаков).

Исход из Египта

Существует несколько версий относительно того, когда произошел исход евреев из Египта. Большинство версий связывают исход с фараонами Нового царства, что располагает события Моисея примерно XVI-XII веке до н. э.

Что известно о внешности Моисея

По иконописным подлинникам, Моисей представлял собой старца средних лет, еврейского типа, благонравного и кроткого. Он носил красивое синее платье, эфод и покрывало на голове. В руках у него были жезл и две скрижали с Десятью Заповедями.

Благодаря разным религиям и мифологиям, Моисей остается важной фигурой для многих людей по всему миру.

Йона – Дар пророчества – в заслугу радости

Моисей биография фото личная жизнь пророка заповеди 2023

Еврейская традиция (Juchasin и Schalschelet ha-Kabbalah) сообщает, что он происходил из колена Вениамина, а умер в Вавилонии (по другой еврейской традиции, Осия умер в Цфате). Согласно христианской традиции (Ефрем Сирин), Осия происходил из колена Иссахара и родился в Веельмофе.

Сама книга Осии не содержит таких сведений, а лишь указывает, что отцом Осии был некий Бееря (Веерия).

Жил и пророчествовал в Северном Израильском царстве, политическое и культурное состояние которого он хорошо знает. Пророчества Осии адресованы в основном к Израилю, об Иудее упоминается лишь вскользь. Осия ни раза не упоминает об Иерусалиме, между тем колено Ефремово он упоминает 37 раз, а Шомрон — 6 раз.

Вряд ли можно сомневаться, что Осия был образованным и уважаемым человеком, вероятно представителем более или менее видной фамилии.

Пророчества последних 11 глав своей книги произносил при израильских царях Захарии, Шаллуме, Менахеме, Пекахии и отчасти Пекаха, до вторжения Тиглатпаласера III. Тем самым, пророческая деятельность Осии лежит между 750 и 735 г. до н. э. и Осия был младшим современником Амоса.

Был женат на Гомер бат-Диблаим, которая была распутницей; она родила от любовника двух сыновей и одну дочь, которым Осия дал символические имена: сына он назвал «Изреэл» (намек на убийство Омридов), другого — «Ло-амий» (ты не народ мой), а дочь — «Лo-рухама» (не помилованная).

Свою распутную жену Осия так сильно любил, что, даже когда она сбежала к любовнику, он дал за неё выкуп и возвратил её в свой дом, лишь отделив её от всякого общения с людьми для того, чтобы она на досуге обдумала свой поступок и сердцем вернулась к любящему её и великодушному мужу.

Многие из комментаторов уверенны, что весь этот рассказ о неверной жене является лишь пророческой аллегорией: Яхве избрал народ Израиля и любит и лелеет его, но этот народ льнет к богу Баалу. Однако имя Гомер бат-Диблаим не содержит в себе ничего аллегорического.

Описание Осией своей жены даёт картину жизни древнеизраильской женщины (см. Женщины в Израиле).

Гомер, будучи замужем, не только всячески себя украшала («украсив себя серьгами и ожерельями»), но и оголяла тело (2, 10). Одежда её была из льна и шерсти. До брака с Осией у неё уже были дети от добрачной связи (1, 2). Гомер вела домашнее хозяйство (как логично можно предполагать), например она говорит о хлебе, видимо ей состряпанном. Её увлечением было пение (2, 15).

В религиозном плане она обратилась в хананейскую религию — почитала Баала («И удалю имена Ваалов от уст ее, и не будут более вспоминаемы имена их»). Осия упрекает её за это, так как она израильтянка, напоминая ей как Яхве вывел её предков из Египта.

Осия был очевидно относительно богатым человеком, но его подарки ей она отдала приверженцам Баала: «Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала».

Читайте также:  Семинар педагогов по орксэ и однкнр октябрь 2023 год

Но при этом, Осия лишь возмущается её отступничеством, но не заставляет ей силой вернуться к вере в Яхве.

Таким образом, история Гомер показывает, что в Северном Израильском царстве было довольно либеральное отношение к религии — женщина могла перенять чужую религию, и даже её муж не мог нечего с этим поделать. Измена жены также не считалась чем-то требующим наказания. Очевидно, израильские женщины имели в древности очень широкие личные права.

Образ Осии в раввинистической литературе

Осия происходил из колена Реувена. Его отец Беэри (Беэра) был главой этого колена и пророком (Агра, I Диврей аямим 5:6).

Был учеником пророка Элиши, а затем — Зехарьи. В 670 г. до н. э. получил посвящение в пророки (Седер адорот).

В Агаде Осия — современник Исайи, Амоса и Михи (Псахим 87а), превзошедший их тем, что не только призывал к раскаянию, но и учил, как следует молиться (Песнь Р. 44:23).

В большинстве мидрашей на книгу Осии содержится трактовка обращённого к пророку повеления Бога жениться на блуднице и зачать от неё детей. Когда Бог говорил пророку о грехах Израиля, Он ожидал, что Осия будет молить Его простить Израиль, но тот предложил Богу избрать Себе другой народ. В ответ на это Бог велел ему взять в жёны блудницу. После того, как та родила ему детей, Бог потребовал от него последовать примеру Моисея, который оставил жену, когда был призван стать пророком. Осия ответил, что он не может оставить жену, потому что она родила ему детей. На это Бог сказал: «Если ты, чья жена блудница и чьи дети — дети блуда, и ты даже не знаешь, твои ли это дети, если ты не можешь оставить её, как Я могу оставить Израиль, Моего ребёнка, ребёнка избранников Моих, Авраама, Исаака и Иакова?» Поняв свой грех, Осия стал молить Бога о прощении, на что Он ответил: «Вместо того, чтобы просить о прощении себе, проси о прощении Израилю, который из-за тебя Я решил наказать тройной карой». Осия вознёс молитву за Израиль, и эта молитва отвратила нависшее над Израилем тройное наказание (Псах. 87).

Осия умер в Вавилоне, но похоронен, согласно его завещанию, в Цфате, в одной погребальной пещере со своим отцом (Седер адорот).

Книга Осии делится хронологически на две неравные части: 1) главы I—III, представляющие собою более ранние речи пророка и содержащие также его личные переживания, и 2) главы IV—XIV, являющиеся его более поздним произведением. По внутреннему же своему содержанию обе части заключают в себе политические, религиозные, моральные и мессианские воззрения Осии.

Три первые главы книги содержат два пророческих повествования — от третьего (Хош. 1) и от первого (Хош. 3) лица. В первом повествовании Бог повелевает пророку взять в жены блудницу, «ибо сильно блудодействует земля сия, отступившись от Господа» (Хош. 1:2). Следуя этому повелению, пророк берёт в жены Гомер. Родившегося от неё сына Бог повелевает наречь Изре‘эль в знак того, что вскоре Он «сокрушит лук Израилев в Изреельской долине» (Хош. 1:5), рождённую вслед за этим дочь — Лорухамой (Непомилованной) в знак того, что Он «не будет более миловать дома Израилева, чтобы прощать им» (Хош. 1:6), а младшего сына — Ло‘амми (Не Мой народ; «потому что вы не Мой народ, и Я не буду вашим Богом», Хош. 1:9).

За этим — до конца второй главы — следует речь Бога, в которой Он грозит карой осрамившей себя блуднице-Израилю.

Осия был первым среди пророков Израиля, кто использовал для описания отношений между Всевышним и избранным народом образ отношений мужа и жены. Мысль эта очевидно пришла на смену паре Яхве и его супруги (Анат, Ашера, Астарта и т. д.)

Предполагается, что книга была отредактирована после падения Израильского царства в Иудее.

Стиль и метафорика книги Осии оказали сильное влияние на более поздних письменных пророков.

Время Осии было очень бурным, как в политическом, так и в религиозном отношении. Когда умер Иеробеам II, в стране наступили смуты. Сын его, Захария, царствует лишь 6 месяцев, и его убивает Шаллум бен-Ябеш. Династии Иегу, занимавшей израильский престол целый век, наступил конец; но это было и началом конца всего Израильского царства. Начинается целый ряд дворцовых переворотов и военных революций, и израильский престол занимает один узурпатор за другим. Шаллум царствует всего 1 месяц, и его убивает Менахем бен-Гади из Тирцы. Менахем царствует несколько лет, но его престол настолько шаток, что он вынужден дать Тиглатпаласеру III тысячу талантов серебра для того, чтобы он «поддержал царство в его (Менахема) руках». И после двухлетнего царствования сына Менахема, Пекахии, уничтожается и «династия» Менахема Пекахом бен-Ремалиагу, которого в свою очередь убивает Гошеа бен-Эла, последний царь Израиля. Последних событий — убиения Пекаха и разрушения Израильского царства — Осия не застал; но и первых было достаточно Осии, чтобы он сознавал, что Израиль огромными шагами идет навстречу к гибели. Причинами частых революций были как честолюбие царедворцев и военачальников, так и борьба партий, из которых одна стояла за союз с Египтом, а другая — за подчинение Ассирии. Поэтому политические смуты, вызванные честолюбием и партиями, Осия считает причиной неминуемой гибели страны.

Не менее гибельными Осия считал и религиозные смуты. Ещё во времена пророка Илии ревнители веры Яхве возмущались религиозным синкретизмом, смешивавшем Яхве с Баалом. Атрибуты Баала как «хозяина» (בעל‎) страны были перенесены на Яхве с тех пор, как он, Яхве, стал хозяином Ханаана, завоёванного израильтянами. И служение Богу Синая, Богу правды и справедливости, превратилось под влиянием ханаанейской культуры и ханаанейского культа в служение Баалу-Яхве, богу природы и земледелия. Одно время Баал совершенно затемнил Яхве, но против этого восстал пророк Илия, а его ученик Элиша с целью низвержения Баала способствовал низвержению династии Омри и воцарению династии Иегу. С падением этой последней религиозный синкретизм вновь достиг значительных размеров, грозя совершенно затмить религию справедливости. «Тельцы» в Бет-Эль и Дане, первоначально символизировавшие власть вообще и не вызывавшие нареканий даже со стороны сурового Амоса, стали грубыми фетишами.

Осия выступил с беспощадным обличением как политического авантюризма, так и хананейской религии.

Последовавшие за Иегуидами правители были ещё хуже. Как цари, так и правители развращают народ: израильтяне знают, что «своим злом они радуют царя, а своею ложью — вельмож» (7, 3). А «день нашего царя (день восшествия на престол) сделал вельмож больными от винного угара, а он (сам царь) протянул руку шутам» (там же, 5). Царя никто не боится (10, 3). Цари ведут вероломную политику, на которую толкают их козни их развращенных сановников: «Эфраим уподобился глупому, безмозглому голубю; Египет зовут они, в Ассирию идут они» (7, 11); «Эфраим гонится за ветром и мчится за бурей. Каждый день он увеличивает ложь и суету. Он заключает союз с Ассирией, а масло приносится в дар Египту» (12, 2).

Осия вёл борьбу с религиозным синкретизмом, сделавшим из Яхве лишь разновидностью Баала. Он говорит об израильском народе, который он представляет в виде неверной жены: «А она не знает, что я дал ей рожь, вино и масло и умножил ее серебро и золото, которые они (израильтяне) сделали Баалом». Осия выступал и против символов Яхве, против поставленных Иеробеамом I в Бет-Эле и Дане изображений вола, которого пророк насмешливо называет «тельцом» и зло высмеивает в многочисленных местах своей книги: «Покинут твой телец, Самария, мой гнев пылает против них (израильтян) доколе они не в состоянии очиститься! Ибо он (телец) из Израиля (дело рук израильтян), и мастер сделал его, и он не Бог, ибо тенью станет телец Самарии» (8, 5—6).

Тут виноваты священники, которые заинтересованы в прегрешениях народа, ведь чем больше прегрешений (идолопоклонства), тем больше жертвоприношений: «Они (священники) едят грех народа Моего, и душа их стремится к его прегрешениям». Священники, учителя народа, не лучше самого народа: «и они не знают Бога, и им чуждо учение Его». Вот почему наступила порча нравов, достигшая небывалых размеров (4, 13—14).

Осия, как и другие пророки, жалуется на то, что «нет правды, нет любви и нет богопознания в стране; распространились клятвопреступление, ложь, убийство, воровство и прелюбодеяние, и кровь соприкасается с кровью» (4, 1—2).

Из-за политической анархии страна лишилась безопасности: шайки разбойников разоряют ее, и сами священники грабят народ (5, 1; 6, 8—9; 7, 1).

Разврат, пьянство и обжорство процветают всюду (4, 11; 7, 4—7). Богатства израильтян накоплены не честным трудом, а нечистыми торговыми делами, обманом и обиранием (12, 8—9).

Характерной особенностью этической проповеди Осии является то, что он больше напирает на личную нравственную чистоту, чем на социальную справедливость, которая занимает гораздо более видное место у его старшего современника Амоса.

Личные переживания Осии, когда его горячо любимая жена изменила ему и покинула его, а он всё ещё продолжал её любить и, вернув её в свой дом, старался и строгостью, и лаской вернуть себе её любовь, эти переживания внушают ему мысль, что его личная судьба ниспослана ему Богом с тем, чтобы он узрел в ней символ отношения Израиля к его национальному Богу и Бога к Израилю.

Бог избрал Израиля в пустыне и дал ему страну, полную благодати, Израиль же изменил Ему и бежал к Баалу. За это Бог накажет свой народ, отнимет у него царей и правителей, храмы и жертвоприношения (3, 4), и уведет его в пустыню (2, 16—17). Но, подобно тому как пророк не может разлюбить свою беспутную жену, и Бог не может совершенно отвернуться от Своего вероломного народа. Трогательно изображение этой внутренней борьбы между любовью и гневом: «Как Я оставлю тебя, Эфраим, как предам тебя, Израиль? Как Я предам тебя, как Адму, сделаю тебя, как Себаим (города вблизи Содома и Гоморры, разрушенные дотла)? — Сердце Мое сжимается, вся Моя жалость возгорается. Я не поступлю (согласно) Своему пылающему гневу, Я снова не погублю Эфраима, так как Я Бог, а не человек, Я — Святой среди тебя и не приду истреблять» (11, 9—10).

Читайте также:  Религия религиозное сознание структура религии

Если только израильтяне покаются, Бог вернется к ним. Тогда они возвратятся из Египта и Ассирии (там же, 10—11), станут многочисленны, как песок морской (2, 1), объединятся с иудеями под скипетром династии Давидидов (там же, 2, и 3, 5), плодородие страны увеличится, войны прекратятся и народ будет тогда благоденствовать (2, 20 и 23—25; 14, 5—9). Народ бросит свои идолы и никогда больше не станет называть своего Бога «мой Баал», и само даже имя Баала исчезнет из страны. И Бог обещает Израилю: «Я обручусь с тобою навеки, Я обручусь с тобою правом и справедливостью, любовью и милосердием, и обручусь Я с тобою верностью, и ты познаешь Бога» (2, 21—22).

Значение книги для истории

Книга Осии изобилует историческими воспоминаниями и намеками на исторические события и легендами глубочайшей древности, которые библейские критики неосновательно считают позднейшими добавлениями. Точно так же эти критики без достаточного основания признают позднейшими вставками все места книги Осии, в которых говорится об Иудее, причём во многих из них они слово יהודה‎ (Иудея) заменяют словом אפדים‎ (Эфраим). Но было бы удивительно, если бы ревнитель веры Яхве не упоминал в своих речах о родственном Эфраиму по языку и происхождению народе, у которого культ Яхве сохранялся (по меньшей мере, во время царя Уззия) в большей чистоте.

Другие предполагаемые библейскими критиками вставки (напр. 2, 1—3 и 8—9; 12, 18—14), по всей видимости, также принадлежат пророку, но оказались не на своём месте. Возможно и то, что в нашем тексте, который вообще представляет собою большие трудности вследствие своей глубокой древности, перенесения его из Израиля в Иудею и нашего недостаточного знакомства с особенностями северопалестинского наречия, имеются ныне невосполнимые пробелы, из-за которых многое остается непонятным и многое кажется стоящим не на своём месте.

Описываются основные культы — плодородия, «дерево и посох», указывается на разврат, связанный с отправлением языческих культов (4:12—13). Тельцы Беф-Авена — дом греха (Бет-Иль, Вефиль — Дом Бога) (10:5).

Тем не менее, хотя Осия и не пишет о каких-то центральных событиях, из его книги можно ощутить атмосферу Северного Израильского царства. Складывается впечатление, что оно было довольно свободным: тот же Осия открыто критикует как народ, так и политиков, и религиозных деятелей. Даже внешняя политика Северного царства является причиной осуждения, поскольку опирается не на покровительство и заступничество Бога, а на помощь союзников — язычников (8:9).

Глава 13 предсказывает уничтожение Северного царства Ассирией, что действительно произошло. Очевидно, многие израильтяне понимали ассирийскую опасности и осознавали, что противостоять Ассирии израильтяне не смогут.

Судя по всему, с ослаблением культа Яхве, возник плюрализм, который выразился и свободные нравы (см. ниже), которые описал Осия.

Влияние хананеев на израильтянок

Книга Осии оказалась вне цензуры, которая стёрла ряд сведений о некоторых особенностей раннего культа, существовавшего у израильтян.

В первую очередь, выясняется, что израильские девушки участвовали в сексуальных оргиях:

На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши.

Бросается в глаза, что нет напрашивающихся слов о мужчинах, с кем они блудят. Их нет, потому что пророк обличает израильтян, — но мужчины, с которыми эти девушки вступали в «блуд» не были израильтянами. Эти мужчины поклонялись хананейскому божеству Баалу (Ваалу).

Среди таких израильских женщин была и жена самого Осии — Гомерь, которая из-за своих любовников забыла Бога Израиля и сама стала служить хананейскому богу Баалу:

Фактически её мужем был не Осия, а её любовник, с которым она проводила праздники, и от которого рожала детей:

И прекращу у нее всякое веселье, праздники ее и новомесячия ее, и субботы ее, и все торжества ее.

Сам Осия также понимал, что он мнимый, не настоящий муж: «она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих, дабы Я не разоблачил ее донага и не выставил ее».

В цитате выше видно, что ритуальный блуд происходил в каких-то особых местах на природе. Очевидно, это был эротический культ в честь бога плодородия.

Сама Гомерь, жена Осия, утверждала, что вступая в этот ритуальный блуд, она получала от бога плодородия пищу:

Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: «пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки».

Сам Осия также верил в чудесную силу оргиастического культа, но так как поклонение хананейским богам было противно его совести, он был готов уничтожить все дарования:

И опустошу виноградные лозы ее и смоковницы ее, о которых она говорит: «это у меня подарки, которые надарили мне любовники мои»; и Я превращу их в лес, и полевые звери поедят их.

Гомерь не была девственной до брака, и более того, имела детей («возьми себе жену блудницу и детей блуда»). В браке с Осией Гомерь родила детей, но от этих любовников или любовника: «И детей ее не помилую, потому что они дети блуда».

Как видно из слов Осии

Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц.

Очевидно, что не только Гомерь, но и прочие израильтянки до брака вступали в половые связи, но и в браке продолжали изменять мужьям.

О добрачных половых связях израильтянок писал также пророк Иезекииль (23, 1-32), причём он также сообщает важную подробность — израильтянки лишались девственности не с израильскими мужчинами, а с иноплеменниками, в том числе с хананеями: «и умножила блудодеяния твои в земле Ханаанской» (16, 29).

Также и пророк Даниил (13, 56-57) говорит, что израильские девушки вступали в связи с хананеями:

Племя Ханаана, а не Иуды! красота прельстила тебя, и похоть развратила сердце твое. Так поступали вы с дочерями Израиля.

На самом деле даже в книге Судей (21, 12-14) указывается, что до замужества израильские девственницы отправлялись в «Ханаанскую землю», откуда уже возвращались к своим израильским женихам в статусе «женщин», причём можно понять так, что не только дефлорированными, но и беременными.

Это крайне поразительные сведения, ведь в той же Библии, во Второз. 22 мы читаем прямое указание наказывать как совращённую девицу, так и совратителя:

Самое мягкое что грозило за соблазнение девицы — штраф в 50 сиклей серебра в пользу её отца и обязательная женитьба совратителя на совращённой им девушке.

Однако, насколько работали эти запреты и вообще как попали в Библию неизвестно.

Не похоже, что девственность была так уж обязательна в древнем Израиле: после того, как хананей Сихем соблазнил Дину (и она родила от него одну или даже две дочери — Оснат, ставшую женой египтянина Потифара, и ещё одну, ставшую женой Иуды) она вышла замуж за своего брата Шимона. Иисус Навин женился на блуднице Рахаб. Давид женился на Вирсавии, которая до этого была замужем за хананеем Урией. Авессалом вступал в связь с женами гарема Давида (II Сам., 16, 20 и сл.; ср. Быт., 35, 22). Один из наследников Давида — Адония — добивался руки последней жены Давида — Абишаг и т. д. Наконец, институтом левиратного брака показывает, что девственность не служила обязательным атрибутом невесты.

Даже в талмудическую эпоху Иошуа бен-Гамла обручился с вдовой Марфой; затем он был назначен первосвященником и, несмотря на это, женился на ней (М. Иебам., VI, 4; ср. Иебам., 61а). Талмуд рассказывает, что после смерти р. Элеазара бен-Симон редактор Мишны, р. Иегуда I, послал сватов к его вдове с предложением выйти за него замуж. Даже Шимон Бар Йохаи намеревался жениться на вдове (Пес., 112а).

Из Осии же видно, что девственность не только не хранилась израильтянками до брака, но буквально почти все они вступали в добрачные отношения.

Важно и то, что Осия говорит лишь об израильских девушках, участвовавших в оргиях. Израильские мужчины, очевидно, в них не участвовали, в противном случае Осия обвинял бы и мужчин.

Как сказано выше, мужчины, с которыми предавались оргиям израильтянки были хананеями, — народом, который остался в Ханаане и после его завоевания израильтянами.

Этот факт имеет явную параллель с так называемой религиозной проституцией, которая широко была распространена на древнем Ближнем Востоке, и о которой сообщали Геродот, Страбон и другие авторы. Смысл этой ритуальной проституции заключался в том, что девушки отдавались именно мужчинам-чужеземцам. При этом нередко бывало, как пишет Страбон, что эти иностранные мужчины становились любовниками девушек, которые привязывались к ним. Аналогичную картину рисует и Осия: не только девицы, но и уже замужние молодые израильтянки имели хананейских любовников.

Это могло быть данью матриархату. В Библии видно, что израильтянки имели право вступать в смешанные браки (израильским мужчинам это обычно возбранялось); дети от этих браков считаются еврейскими, и Нехемия и Эзра, изгонял лишь нееврейских жён и их детей, но нечего не предпринимали в отношении нееврейких мужей евреек и их детей.

Существование обычая дефлорации чужеземцем у евреев упоминается в раввинистической литературе в последний раз накануне Маккавейского мятежа.

Читайте также:  Курс орксэ и однкнр гбоу школа № 328

Таким образом, книга Осии выявляет довольно неприглядную картину семейно жизни жителей Северного Израильского царства: девушки вели добрачную половую жизнь, жёны изменяли.

Осию, судя по всему, вообще не это не огорчало, — он возмущался тому, что израильские девушки и женщины поклонялись хананейскому богу Баалу, он видит несчастье не в том, что девушки предаются внебрачному блуду, а в том, что они с их мужчинами приносят жертвы хананейским божествам.

Сам же факт измен собственной жены и даже рождения ею детей от любовника Осию не беспокоил.

Сам по себе секс считался греховным, особенно для мужчин, последовательные иудеи — ессеи — вообще отказывались от брака. Пророк Исайя говорит, что ближе всего к Богу евнухи:

Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, — тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям

Хананейские мужчины тем самым оберегали верующих от греха, выполняя за них супружеский долг с их жёнами.

С другой стороны своим блудом, израильские девушки чудесным образом снимали «грехи Израиля». Так, не так давно в современном Израиле полиция арестовала группу лиц, которые склоняли несовершеннолетних евреек к сексу с нелегалами и гастарбайтерами, утверждая, что половые отношения с не-евреями "спасут еврейский народ и принесут искупление".

Очевидно, что существовала вера, и её разделял и сам Осия, что сам по себе блуд израильтянок — угоден богам. Главный смысл заключается в том, что секс был угоден богам плодородия и силам природы. Хананейские мужчины считались более сексуально сильными, и половые контакты с ними очевидно должны были магическим образом пробудить природу и дать хороший урожай и вообще повысить плодовитость.

Стоит подчеркнуть, что израильтяне изначально не были аграрным народом. Сельскому хозяйству они научились у хананеев (см. Земледелие у евреев). Очевидно, что именно хананеи и внушили израильтянам, что блуд израильтянок с хананеями в полях даст улучшенный урожай. Израильтянки посчитали доводы хананеев разумными и согласились на это.

Уже в книге Судей (21, 12), задолго до появления Израильского царства, сложился обычай — израильские «девицы, не познавшие ложа мужеского» отправлялись до брака с израильскими мужчинами в «землю Ханаанскую» — то есть на территорию где проживали хананеи.

Сами хананеи, однако, своих хананейских девушек и женщин к этим обрядам не допускали: нигде в Библии о хананеянках нечего подобного не сообщается. Очевидно, хананеянки не нуждались в любовниках, так как имели темпераментных мужей. О сильном половом темпераменте хананейских мужчин ясно говорит пророк Даниил, — особенно он клеймил их тягу к юным израильтянкам. Но так как нет никаких известий, что хананейские женщины изменяли мужьям, очевидно, что и своих жён хананеи не забывали. Как хананейские женщины смотрели на своих израильских соперниц неизвестно, — хананеи были полигамны, и наличие любовницы (наложницы) было старинным обычаем Ханаана.

Итак, израильтянки участвовали в хананейских ритуалах повышения плодородия и урожайности:

Израильтянки, занимаясь этим с хананейскими мужчинами, тем самым совершали отступничество от Яхве в пользу хананейских богов. что и клеймил Осия:

Также любопытно, что обычай хананеев устраивать оргии на полях для увеличения плодородия при помощи сексуальной магии имеет параллель у древних славян:

Скифы, вышедшие из Европы, когда-то обосновались в Ханаане. В той же книге Судей сказано:

Таким образом, Скифополь населяли хананеи, то есть скифы = хананеи.

Скифы очевидно и привнесли в Ханаан эротический культ плодородия, схожий со славянским.

Подытожив, можно сделать вывод, что текст Осии очень важен для понимания причин и эволюции «гостеприимной и религиозной проституции» древнего Ближнего Востока, а также проясняют некоторые непонятные места Библии.

Например, становится ясным почему согласно книге Судей израильтяне отсылали девиц до их замужества к хананеям, — из Осии видно что израильтянки беременели от хананеев. Текст показывает, что, например, жена Осии Гомерь рожала не от него, а от любовника:

Это закономерно: если хананейским мужчинам полагалось пробуждать природу в оргиях с израильтянками для повышения урожая, то естественно, что лучшим проявлением этого было сделать израильтянок беременными. Учитывая, что дети Гомерь, жены Осии, названы «детьми блуда», а не его, становится понятным, что целью ритуала (оргии) было в зачатии, как бы символизирующем посев и последующий сбор урожая.

Сам же Осия, протестует не против самих по себе оргий и измены жены, а указывает на то, что израильские женщины стали почитать Баала и забыли Яхве.

Также книга показывает свободу израильских девушек и женщин (ср. Израильтянки и иностранцы).

Лишь в одном месте Осия призывает свою жену не изменять ему:

И сказал ей: много дней оставайся у меня; не блуди, и не будь с другим.

Слова Осии о том, что «дочери и невесты» израильтян занимаются «блудом» говорят о том, что израильские девушки и до и после брака обладали правом на выбор полового партнёра. Они не нуждались в разрешении отца и мужа на такую связь.

Более того, израильские женщины не только имели право иметь любовников, но демонстрировали полную свободу:

В чём причина такой свободы израильтянок, и была ли она только у женщин Северного Израильского царства, или вообще была свойственна ближневосточным народам, остаётся загадкой. Но о той же свободе израильтянок говорят и другие пророки, указывая на их «блуд» с чужеземцами.

Правда, у самого Осии нет данных, что израильтянки выходили замуж за хананеев. Сообщение о браках хананеев с израильтянками есть в книге Судей. Но текст Осии показывает, что израильтянки были свободны, и если хотели могли совсем уйти к своим любовникам. Тем не менее, большинство израильтянок во времена Осии предпочитало иметь любовников-хананеев и мужей-израильтян. Первые удовлетворяли их плотские желания, вторые — обеспечивали, первые делали их беременными, вторые — кормили и растили рождавшихся детей.

Это устраивало любовников, потому что прокормить несколько жён и детей от них было нелегко. Это устраивало и израильтян, которые отдыхали от жён.

Проливает книга Осии и на хананейские культы, как видно тесно связанные с плодородием. Культ требовал проведения оргий для улучшения урожая. С другой стороны, хананеи не привлекали в эти оргии своих женщин и израильских мужчин, а приглашали на эти оргии молодых израильтянок, которые широкими массами на это соглашались, веря, что это гарантирует повышение урожая.

Отличие Осии заключается в том, что другие пророки, например Даниил, считали, что хананеями и израильтянками движет похоть, а не желание умилостивить богов. Осия же верил в силу оргий, но пытался убедить жену в том, что урожай даёт не Баал, а Яхве. Жене Осии эти рассуждения были не сильно интересны, и она сбежала от него к любовнику:

Их текста Осии напрашивается мысль, что исчезновение 10 колен Израиля, которые обитали в Северном Израильском царстве, произошло не столько из-за депортации (ассирийцы депортировали лишь часть верхушки), а просто из-за того, что как говорит пророк Даниил, хананеи забрали себе израильских девушек, лишь девушки из колена Иуды остались с евреями и отвергли домогательства хананеев («O thou seed of Chanaan, and not of Juda, beauty hath deceived thee, and lust hath perverted thine heart. Thus have ye dealt with the daughters of Israel, and they for fear companied with you: but the daughter of Juda would not abide your wickedness»).

Пророки в Пятикнижии

Пророки в Эпоху Судей и объединённого царства

Другие пророки Израиля и Иудеи

У этого термина существуют и другие значения, см. Илия (значения).

др.-евр. ‏‏‎ (Элия́ху)

Илия Пророк с житием и деисусом. Из церкви Ильи Пророка в погосте Выбуты, близ Пскова. Конец XIII века. Государственная Третьяковская галерея

Период жизни IX век до н. э.

Толкование имени мой Бог — יהוה

В иных культурах Ильяс (ислам) Элийя (иудаизм)

Местность род. Фесвия Галаадская

Происхождение в колене Неффалимовом

День памяти православие — 20 июля (2 августа), католицизм — 16 февраля

Связанные персонажи Елисей, Ахав, Иезавель

Иногда, по месту рождения в городе Фисвы, пророка Илию называют Илия Фесви́тянин.

Элийяху означает «Мой Бог» (‎ «мой Бог»; краткая форма имени Бога ‎ в синодальном переводе переводится как Господь).

Святой Пророк Илия (лит., Россия, кон. XIX в.)

Св. Пророк Илия И Ахав-Царь (икона, Россия, XV в.)

Илия был ревностным поборником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, решила установить культ Ваала и Астарты.

Предание гласит, что истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе был учреждён штат жрецов Ваала. Грозным обличителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес, чтобы вразумить нечестивого царя. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвёртой Книгах Царств (3Цар. 17—21 и 4Цар. 1, 2).

Но пророк ушёл в пустыню. Побывав у горы Синай, Илия опять вернулся в царство Израильское, по воле Господа избрал себе ученика и преемника в лице Елисея, обличил Ахава в бесчестном захвате виноградника у Навуфея, окончательно смирил Ахава и обличил его преемника Охозию за его обращение по случаю болезни к аккаронскому идолу Веельзевулу.

Огненное восхождение Ильи-пророка на Небеса. Нижегородская школа, кон. XV — нач. XVI веков

В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова событие вознесения Илии описывается так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его» (Сирах. 48:12). Согласно Четвертой книге Царств, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её ему уже с огненной колесницы (4Цар. 2:11-13).

Перед Вторым пришествием Иисуса Христа

Конингсло. Ворон, кормящий пророка Илию в пустыне. Конец XVI в. Королевский музей изящных искусств. Брюссель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *