Мастер-класс: Компетентно-ориентированные задания на уроках математики
Введение
Приветствую всех участников нашего мастер-класса! Сегодня мы будем разбирать тему Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики.
Теоретические аспекты
Современное общество все больше акцентирует внимание на развитии способности обучающихся применять математические знания в реальной жизни. Выпускники должны быть готовы к быстрой адаптации в современном мире.
В учебниках математики, включая последние издания, часто встречается информационное изложение учебного материала. Задачи, требующие креативного подхода или практического применения знаний, остаются в меньшинстве.
Преимущества компетентно-ориентированных заданий
Компетентностно-ориентированные задания позволяют ученикам применять свои знания на практике. Чтобы составить такие задания, требуется большая трудоемкость, и поэтому они редко используются учителями.
Практические задания
Задание 1
Препятствия, с которыми сталкиваются учителя при использовании компетентно-ориентированных заданий:
- Нехватка времени
- Отсутствие опыта составления
- Отсутствие обучения составлению
Задание 2
Выберите компетентно-ориентированные задания из предложенного примера:
Редактор стенгазеты 8-го класса Веселая перемена поместил заметку: На школьных соревнованиях быстрее всех пробежал стометровку ученик нашего класса Коля. Другие призеры пришли к финишу в таком порядке: Миша, Паша, Федя. И удивительно – с одной и той же разницей в скорости: Коля затратил на эту дистанцию 12 с, Миша – 13 с, Паша – 14 с, Федя – 15 с.
Заключение
Создание компетентно-ориентированных заданий требует особых навыков, но их использование может существенно улучшить процесс обучения. Давайте развивать функциональную грамотность через практическую деятельность на уроках математики!
Зачем важно использовать компетентностно-ориентированные задания
Вторая задача, описанная выше, не является компетентностно-ориентированным заданием по следующим причинам:
- Отсутствие стимула к решению задачи
- Нет прямой связи с реальной жизнью
- Отсутствие межпредметных связей
Как же подойти к созданию заданий таким образом, чтобы они были компетентностно-ориентированными?
Шаги к созданию компетентностно-ориентированных заданий
- Задачная формулировка: определите ясную цель задания
- Анализ аудитории: учитывайте интересы и потребности обучающихся
- Создание ключей и модельных ответов: обеспечьте объективную оценку выполнения задания
- Проектирование задания: определите структуру и последовательность выполнения
Практическое задание №5: создание компетентностно-ориентированного задания
Пример задания:
- Составьте маршрут по республике Татарстан на автомобиле, проезжая через Нижнекамск, Набережные Челны и Казань.
- С помощью карты республики Татарстан определите расстояние маршрута.
- Рассчитайте, хватит ли 5000 рублей на бензин, если расход топлива составляет 10 литров на 100 километров при стоимости 1 литра бензина 42 рубля.
Инструмент проверки:
- За правильное составление плана – 1 балл
- За решение задания №1 – 0-2 балла
- За решение задания №2 – 0-2 балла
Выводы
При использовании компетентностно-ориентированных заданий, педагог играет ключевую роль в формировании знаний и умений учащихся. Преподавание не должно ограничиваться школьной программой, а направлено на подготовку к жизни. Только так мы сможем научить учиться, развивать навыки и компетенции, необходимые для успешного столкновения с вызовами реального мира.
Мероприятие: заседание методического объединения учителей трудового обучения
Тема: Трудовое обучение как фактор развития личности
Цель мероприятия:
- Совершенствование профессиональной компетентности учителей обслуживающего труда
- Актуализация знаний о методологических принципах воспитательного потенциала урока
Приглашаем всех желающих принять участие!
являются:
Формирование общетрудовых и технико-технологических знаний, умений и навыков учащихся.
Подготовка к профессиональному самоопределению.
Овладение опытом общетрудовой и хозяйственно-бытовой деятельности.
Создание условий для социализации личности учащихся.
Педагоги убеждены, что труд является не только способом получения знаний и умений, но и важнейшим фактором воспитания личности учащихся. Только через трудовую деятельность можно сформировать у них ответственность, целеустремленность, организованность и умение творчески подходить к решению задач.
На примере работы учителей обслуживающего труда учреждений общего среднего образования Первомайского района г.Минска можно увидеть, каким образом трудовое обучение может стать инструментом воспитания и развития личности учащихся.
Примеры эффективного педагогического опыта:
Использование мультимедийных презентаций.
Организация практических занятий по созданию швейных изделий.
Проведение мастер-классов по готовке кулинарных блюд.
Все эти методы направлены на то, чтобы учащиеся не только приобретали новые знания и навыки, но и развивали свои творческие способности и умения работать в коллективе.
Таким образом, трудовое обучение не только обеспечивает подготовку к будущей профессии, но и способствует формированию личности учащихся, развитию их потенциала и успешной социализации.
Трудовое обучение и воспитание
Трудовое обучение и воспитание играют важную роль в формировании личности и развитии трудовых навыков. Они способствуют не только приобретению опыта, но и развитию сил и способностей, а также укреплению трудовых качеств.
Содержание трудового обучения
Трудовое обучение включает в себя:
- Активное трудовое развитие
- Формирование трудовой дисциплины
- Уважение к результатам человеческого труда
Главная функция трудового обучения
Главная функция трудового обучения – переход от самооценки к самопознанию и самореализации личности. В процессе обучения формируются новые мыслительные процессы и навыки, что способствует социализации.
Формирование воспитательных целей
Учебная программа по трудовому обучению предусматривает:
- Формирование ценностных ориентаций
- Развитие конструкторско-технологических способностей
- Воспитание трудолюбия и инициативы
Заключение
Важно, чтобы уроки трудового обучения были эмоционально насыщенными и способствовали не только приобретению знаний, но и формированию интереса к обучению. Воспитание и обучение должны идти рука об руку, способствуя развитию личности в целом.
Сложно приготовить незнакомое блюдо, зная лишь о том, какие ингредиенты оно должно содержать. Мало знать его содержание. Необходим еще рецепт приготовления блюда и хоть какой‑то кулинарный опыт у того, кто его будет готовить. То же самое можно сказать и про воспитание. Стремление заинтересовать учащихся уроками, насытить их разнообразными и привлекательными видами деятельности, безусловно, сделает такие уроки эффективными.
Интересным для учащихся становится урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке.
Комфортная развивающая здоровьесберегающая образовательная среда способствует достижению личностных образовательных результатов, на достижение которых в содержании учебного предмета «Трудовое обучение» в наибольшей мере ориентированы темы, предусматривающие изучение и приготовление блюд белорусской кухни, изучение ассортимента тканей белорусского производства. Изучение этих тем способствует приобщению учащихся к культурным национальным ценностям и традициям.
Для реализации воспитательного потенциала учебного предмета «Трудовое обучение» рекомендуется:
С целью воспитания у учащихся культуры труда необходимо делать акцент на соблюдении правил организации своего рабочего места, правильном и безопасном пользовании инструментами и оборудованием, экономном расходовании материалов.
С целью реализации воспитательного потенциала учебного предмета рекомендуется использовать активные методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, деловая игра, мозговой штурм, экскурсии на предприятия и музеи народного творчества, метод проектов.
Материалы для размещения на сайте
1. Трудовое обучение как фактор воспитания и развития личности учащихся.
Информация Минченко Н.А., руководителя межшкольного методического объединения
1.1. Формирование и реализация воспитательных целей на уроках трудового обучения
Информация Минкевич М.В., государственного учреждения образования «Гимназия № 18г.Минска»