Тематический план
Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ
Урок 1. Добро и зло
Урок 2. Священные книги религий
Урок 3. Основы православной культуры. Десять заповедей
Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению.
- Уважение культурных и религиозных традиций.
- Диалог с представителями других культур и мировоззрений.
Особенности курса ОРКСЭ
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на нормах законодательства России. Учебный курс ОРКСЭ является комплексной учебно-воспитательной системой с модулями, согласованными по педагогическим целям.
Учебный курс ОРКСЭ
Учебный курс рассчитан на один учебный год в 4 классе и преподается один раз в неделю. Принципиальной особенностью преподавания является ориентация содержания на запросы и потребности социокультурных групп в обществе.
Основное содержание модулей курса ОРКСЭ:
- Основы светской этики
- Основы религиозных культур народов России
Основы религиозных культур: Введение
В современном мире важно понимать основы различных религиозных культур, чтобы способствовать толерантности и взаимопониманию. В этой статье мы рассмотрим основы исламской, буддийской и иудейской культур.
Основы исламской культуры
Исламская культура – одна из самых распространенных в мире. Она основана на учении пророка Мухаммада и Священном Коране. Центром ислама является Город Мекка в Саудовской Аравии. Основные принципы ислама включают веру в единого Аллаха, молитву, пост, милостыню и хадж.
Основы буддийской культуры
Буддийская культура основана на учениях Будды Сиддхартхи Гаутамы. Основные принципы буддизма включают в себя четыре благородные истины, восьмеричной путь, карму и перерождение. Буддизм преподносит учение о сострадании и нирване.
Основы иудейской культуры
Иудаизм – одна из древнейших религий мира. Он основан на Торе и учении древних евреев. Основные принципы иудаизма включают веру в единого Бога, соблюдение заповедей (Десять Заповедей), субботу и обряд обрезания.
Об учебном курсе Основы религиозных культур и светской этики
Родители имеют возможность выбрать для своих детей модуль из комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики. Безотметочное обучение предмету проводится в 4-х классах. В 2023-2024 учебном году родители также смогут выбрать модуль для своих детей.
Технологическая карта урока о милосердии
Цель урока
Цель урока – обучить учащихся понятиям милосердия, сочувствия и сопереживания, а также развить у них навыки морали и этики.
Планируемые образовательные результаты
Студенты научатся выражать свою точку зрения, обсуждать проблемные вопросы, а также адекватно воспринимать оценку и планировать свои действия. Они задумаются над понятиями милосердия и сострадания и научатся понимать нравственное содержание прочитанного.
Методы обучения
Урок будет организован комбинированным образом: беседа, проблемный вопрос, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа и учебный диалог.
Заключение
Изучение основ религиозных культур и светской этики важно для формирования толерантного и этичного общества. Разнообразие культур и религий является богатством человечества и требует понимания и уважения.
Методы обучения и оценки
Средства обучения
- Учебник Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.И.Шемшурина.-М.:Просвещение,2021
- Ноутбук
- Мультимедийный проектор
- Наглядность
- Толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова
- Карточки для групповой работы
- Лепестки
Методы оценки и самооценки
Методы стимулирования и мотивации
Добрый день всем!
Добрым быть – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не влияют на нее года,
Добрым надо быть всегда.
Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь! Как у вас настроение. Покажите смайлики. Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений других. А теперь тихонько садитесь на свои места.
Включаются в учебную деятельность, эмоционально настраиваются на урок. Выработать учебную мотивацию. Формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать позиции содержания. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения вопросов.
Создание проблемной ситуации и актуализация знаний
Постановка проблемного вопроса
- Послушайте, ребята притчу. Подумайте, о чём мы будем говорить на уроке? (См. Приложение 1)
- Если ты такой милосердный, то забирай даром
- О чём эта притча?
- Как назвал продавец мальчика?
- Каким качеством обладал мальчик?
- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?
Осознание поставленной проблемы
Returned in markdown format. Let me know if you need any more assistance.
Формулирование темы и целей урока. Постановка учебной задачи.
На уроке мы разговорим о сочувствии, сопереживании, сострадании, и милосердии. Важно формулировать тему и цель урока для понимания задач и направления урока.
Открытие новых знаний.
- Работа в тетрадях
- Работа в группах
Сегодня мы обсудим тему Милосердие – закон жизни и выявим ключевые аспекты и понятия.
Верно, молодцы, тема нашего урока Милосердие закон жизни
Какие задачи мы ставим перед собой (пользуемся памяткой)
- Ознакомление с понятиями сочувствия, сопереживания, и милосердия.
- Понимание значения и важности любви и заботы к другим людям.
- Активное участие в обсуждении и анализе этих понятий.
Работа в тетрадях
- Откройте учебники на странице 90.
- Прочитайте на слайде высказывание Ф.И. Тютчева и эпиграф (высказывание).
Понятие милосердия
- Разберем слово милосердие по составу.
- Ученики находят значение слова в словаре.
- Представители от группы рассказывают значение заданного слова.
Пример проявления милосердия
Милосердие проявляется через помощь, внимание и заботу о других. Рассмотрим примеры милосердия в истории.
Ролевая игра
- Ученики играют в ролевую игру, где демонстрируют сочувствие и милосердие.
- Обсуждение и анализ проявлений милосердия в игре.
Заключение
- Обсуждение и закрепление ключевых идей и понятий урока.
- Подведение итогов и обмен мнениями о значимости милосердия в нашей жизни.
Все действия и задания на уроке направлены на развитие понимания и практики милосердия в повседневной жизни. Давайте вместе постараемся стать более заботливыми и внимательными к окружающим.
Под музыку М.Пляцковского «Улыбка»У меня в руках милый зайчик. Будем по кругу передавать игрушку и говорить друг другу добрые слова. Как много вы знаете добрых слов! Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими же, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам учителям, ни вашим родителям, ни друзьям. Передают игрушку друг другу и говорят, пожелания проводить физическую разгрузку в ходе работы.
6.Самостоятельное применение новых знанийРабота в парахРабота с учебникомРебята, а вы слышали слово «милостыня»?Одно из дел милосердия – м– Как вы думаете, какая разница в таких действиях: подать милостыню и оказать помощь? Это помощь другому человеку из жалости к нему. И то, и другое – действие благое. Ребята, обездоленным, бедным людям надо помогать, т.е проявлять милосердие и сострадание к ним. Если нечего дать, скажите доброе слово, помогите делом, сделайте для них что–нибудь хорошее. Каждый человек, каким бы он ни был, ждет от нас понимания и уважения.Но милостыню можно дать и пройти мимо, не вникая в ту или иную ситуацию. А помощь требует большей включённости в проблему, которую пытается решить человек.Давайте, ребята, прочитаем по учебнику первый абзац с.92 Можно ли прожить жизнь, ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную помощь, поддержку? Прочитайте ответ.Работа в парах. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; дать добрый совет; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного.Составим «Цветок милосердия»- Ребята, посмотрите на доску, как много мы видим слов.- Давайте выберем те слова, которые соответствуют милосердию.- А теперь давайте сформулируем, какими качествами должен обладать милосердный человек.Ученик читает: «Милосердие должно стать важным правилом жизни каждого человекКоллективные ответы детей. Работа в парах- создание способов решения проблемы поискового характера.Дети прикрепляют ответы в форме лепестков на магнитной доскеМилосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, жалеющее и сочувствующее окружающимизвлекать информацию из текста;строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов;- слушать и понимать других;- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;оформлять свои мысли в устной и письменной форме;договариваться о правилах общения и поведения. уметь самостоятельно работать над заданиями самостоятельно контролировать время при выполнении задания; принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
-Какую тему мы сегодня с вами изучали? -Почему «Закон жизни»? -Можно ли милосердие считать достойным проявление человечности?Составим синквейн (работа в группах на карточках).заботиться, помогать, прощатьДоброта должна спасти мирРазговор о милосердии не может быть законченным, он бесконечен, так как само милосердие не имеет границ. А наш урок мне хотелось бы закончить следующими словами: Милосердие в моем понимании – Это ласка, любовь, сострадание. Это – маме усталой помочь Это – бабушку навестить. И обиду свою превозмочь. И того, кто обидел – простить. Это – птичек и кошек кормить. И цветы на окне поливать. Всё живое на свете любить, И жалеть, и ценить, и прощать.Милосердие – закон жизни. Так как человек не может прожить ни разу не обратившись за помощью, и ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную им помощь. Проявление таких качеств не простая задача – отнять собственные средства и силы для помощи чужому человеку, великодушный Коллективное составление синквейна: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. делать выводы по результатам работы; ориентироваться в содержании предмета; аргументировать свое мнение. принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
1. Вырежьте из бумаги солнышко милосердия и подумайте, какие милосердные поступки вы вместе с семьёй можете совершить в течение недели. Напишите на лучиках те милосердные дела, которые вы совершили за это время. 2.Подберите пословицы, стихи о добре и милосердии. Дети записывают в дневниках самостоятельное создание образов способов решения проблем творческого и поискового характера
Ребята, сейчас я вам даю микрофон и хочу чтобы вы высказали свое мнение. Вам понравился урок?Оценить себя по плану:Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосерднымиСпасибо за урок!: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; систематизировать, обобщать изученное, делать выводыРазвиваем умения выказывать своё отношение к уроку,выражать эмоции.