Методика преподавания модуля основы православной культуры в начальной школе в рамках орксэ

Тематический план

Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ

Урок 1. Добро и зло

Урок 2. Священные книги религий

Урок 3. Основы православной культуры. Десять заповедей

Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению.
  2. Уважение культурных и религиозных традиций.
  3. Диалог с представителями других культур и мировоззрений.

Особенности курса ОРКСЭ

Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на нормах законодательства России. Учебный курс ОРКСЭ является комплексной учебно-воспитательной системой с модулями, согласованными по педагогическим целям.

Учебный курс ОРКСЭ

Учебный курс рассчитан на один учебный год в 4 классе и преподается один раз в неделю. Принципиальной особенностью преподавания является ориентация содержания на запросы и потребности социокультурных групп в обществе.

Основное содержание модулей курса ОРКСЭ:

  1. Основы светской этики
  2. Основы религиозных культур народов России

Основы религиозных культур: Введение

В современном мире важно понимать основы различных религиозных культур, чтобы способствовать толерантности и взаимопониманию. В этой статье мы рассмотрим основы исламской, буддийской и иудейской культур.

Основы исламской культуры

Исламская культура – одна из самых распространенных в мире. Она основана на учении пророка Мухаммада и Священном Коране. Центром ислама является Город Мекка в Саудовской Аравии. Основные принципы ислама включают веру в единого Аллаха, молитву, пост, милостыню и хадж.

Основы буддийской культуры

Буддийская культура основана на учениях Будды Сиддхартхи Гаутамы. Основные принципы буддизма включают в себя четыре благородные истины, восьмеричной путь, карму и перерождение. Буддизм преподносит учение о сострадании и нирване.

Основы иудейской культуры

Иудаизм – одна из древнейших религий мира. Он основан на Торе и учении древних евреев. Основные принципы иудаизма включают веру в единого Бога, соблюдение заповедей (Десять Заповедей), субботу и обряд обрезания.

Об учебном курсе Основы религиозных культур и светской этики

Родители имеют возможность выбрать для своих детей модуль из комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики. Безотметочное обучение предмету проводится в 4-х классах. В 2023-2024 учебном году родители также смогут выбрать модуль для своих детей.

Технологическая карта урока о милосердии

Цель урока

Цель урока – обучить учащихся понятиям милосердия, сочувствия и сопереживания, а также развить у них навыки морали и этики.

Планируемые образовательные результаты

Студенты научатся выражать свою точку зрения, обсуждать проблемные вопросы, а также адекватно воспринимать оценку и планировать свои действия. Они задумаются над понятиями милосердия и сострадания и научатся понимать нравственное содержание прочитанного.

Методы обучения

Урок будет организован комбинированным образом: беседа, проблемный вопрос, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа и учебный диалог.

Читайте также:  Учебный предмет орксэ основы религиозных культур и светской этики

Заключение

Изучение основ религиозных культур и светской этики важно для формирования толерантного и этичного общества. Разнообразие культур и религий является богатством человечества и требует понимания и уважения.

Методы обучения и оценки

Средства обучения

  • Учебник Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.И.Шемшурина.-М.:Просвещение,2021
  • Ноутбук
  • Мультимедийный проектор
  • Наглядность
  • Толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова
  • Карточки для групповой работы
  • Лепестки

Методы оценки и самооценки

Методы стимулирования и мотивации

Добрый день всем!

Добрым быть – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не влияют на нее года,
Добрым надо быть всегда.

Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь! Как у вас настроение. Покажите смайлики. Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений других. А теперь тихонько садитесь на свои места.

Включаются в учебную деятельность, эмоционально настраиваются на урок. Выработать учебную мотивацию. Формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать позиции содержания. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения вопросов.

Создание проблемной ситуации и актуализация знаний

Постановка проблемного вопроса

  • Послушайте, ребята притчу. Подумайте, о чём мы будем говорить на уроке? (См. Приложение 1)
  • Если ты такой милосердный, то забирай даром
  • О чём эта притча?
  • Как назвал продавец мальчика?
  • Каким качеством обладал мальчик?
  • Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

Осознание поставленной проблемы


Returned in markdown format. Let me know if you need any more assistance.

Формулирование темы и целей урока. Постановка учебной задачи.

На уроке мы разговорим о сочувствии, сопереживании, сострадании, и милосердии. Важно формулировать тему и цель урока для понимания задач и направления урока.

Открытие новых знаний.

  • Работа в тетрадях
  • Работа в группах

Сегодня мы обсудим тему Милосердие – закон жизни и выявим ключевые аспекты и понятия.

Верно, молодцы, тема нашего урока Милосердие закон жизни

Какие задачи мы ставим перед собой (пользуемся памяткой)

  1. Ознакомление с понятиями сочувствия, сопереживания, и милосердия.
  2. Понимание значения и важности любви и заботы к другим людям.
  3. Активное участие в обсуждении и анализе этих понятий.

Работа в тетрадях

  • Откройте учебники на странице 90.
  • Прочитайте на слайде высказывание Ф.И. Тютчева и эпиграф (высказывание).

Понятие милосердия

  • Разберем слово милосердие по составу.
  • Ученики находят значение слова в словаре.
  • Представители от группы рассказывают значение заданного слова.

Пример проявления милосердия

Милосердие проявляется через помощь, внимание и заботу о других. Рассмотрим примеры милосердия в истории.

Ролевая игра

  • Ученики играют в ролевую игру, где демонстрируют сочувствие и милосердие.
  • Обсуждение и анализ проявлений милосердия в игре.
Читайте также:  Два уровня истины буддизм

Заключение

  • Обсуждение и закрепление ключевых идей и понятий урока.
  • Подведение итогов и обмен мнениями о значимости милосердия в нашей жизни.

Все действия и задания на уроке направлены на развитие понимания и практики милосердия в повседневной жизни. Давайте вместе постараемся стать более заботливыми и внимательными к окружающим.

Под музыку М.Пляцковского «Улыбка»У меня в руках милый зайчик. Будем по кругу передавать игрушку и говорить друг другу добрые слова. Как много вы знаете добрых слов! Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими же, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам учителям, ни вашим родителям, ни друзьям. Передают игрушку друг другу и говорят, пожелания проводить физическую разгрузку в ходе работы.

6.Самостоятельное применение новых знанийРабота в парахРабота с учебникомРебята, а вы слышали слово «милостыня»?Одно из дел милосердия – м– Как вы думаете, какая разница в таких действиях: подать милостыню и оказать помощь? Это помощь другому человеку из жалости к нему. И то, и другое – действие благое. Ребята, обездоленным, бедным людям надо помогать, т.е проявлять милосердие и сострадание к ним. Если нечего дать, скажите доброе слово, помогите делом, сделайте для них что–нибудь хорошее. Каждый человек, каким бы он ни был, ждет от нас понимания и уважения.Но милостыню можно дать и пройти мимо, не вникая в ту или иную ситуацию. А помощь требует большей включённости в проблему, которую пытается решить человек.Давайте, ребята, прочитаем по учебнику первый абзац с.92 Можно ли прожить жизнь, ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную помощь, поддержку? Прочитайте ответ.Работа в парах. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; дать добрый совет; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного.Составим «Цветок милосердия»- Ребята, посмотрите на доску, как много мы видим слов.- Давайте выберем те слова, которые соответствуют милосердию.- А теперь давайте сформулируем, какими качествами должен обладать милосердный человек.Ученик читает: «Милосердие должно стать важным правилом жизни каждого человекКоллективные ответы детей. Работа в парах- создание способов решения проблемы поискового характера.Дети прикрепляют ответы в форме лепестков на магнитной доскеМилосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, жалеющее и сочувствующее окружающимизвлекать информацию из текста;строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов;- слушать и понимать других;- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;оформлять свои мысли в устной и письменной форме;договариваться о правилах общения и поведения. уметь самостоятельно работать над заданиями самостоятельно контролировать время при выполнении задания; принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Читайте также:  Презентации по оркисэ

-Какую тему мы сегодня с вами изучали? -Почему «Закон жизни»? -Можно ли милосердие считать достойным проявление человечности?Составим синквейн (работа в группах на карточках).заботиться, помогать, прощатьДоброта должна спасти мирРазговор о милосердии не может быть законченным, он бесконечен, так как само милосердие не имеет границ. А наш урок мне хотелось бы закончить следующими словами: Милосердие в моем понимании – Это ласка, любовь, сострадание. Это – маме усталой помочь Это – бабушку навестить. И обиду свою превозмочь. И того, кто обидел – простить. Это – птичек и кошек кормить. И цветы на окне поливать. Всё живое на свете любить, И жалеть, и ценить, и прощать.Милосердие – закон жизни. Так как человек не может прожить ни разу не обратившись за помощью, и ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную им помощь. Проявление таких качеств не простая задача – отнять собственные средства и силы для помощи чужому человеку, великодушный Коллективное составление синквейна: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. делать выводы по результатам работы; ориентироваться в содержании предмета; аргументировать свое мнение. принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

1. Вырежьте из бумаги солнышко милосердия и подумайте, какие милосердные поступки вы вместе с семьёй можете совершить в течение недели. Напишите на лучиках те милосердные дела, которые вы совершили за это время. 2.Подберите пословицы, стихи о добре и милосердии. Дети записывают в дневниках самостоятельное создание образов способов решения проблем творческого и поискового характера

Ребята, сейчас я вам даю микрофон и хочу чтобы вы высказали свое мнение. Вам понравился урок?Оценить себя по плану:Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосерднымиСпасибо за урок!: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; систематизировать, обобщать изученное, делать выводыРазвиваем умения выказывать своё отношение к уроку,выражать эмоции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *