Цели и задачи воспитания
Ключевыми для образовательной организации являются цели и задачи, которых необходимо достичь в процессе воспитания. Основные направления заданы примерной программой.
Названы нюансы воспитания детей разных возрастных групп:
Особенности целей и задач воспитания
Основные цели и задачи образования прописаны в нормативных документах различного уровня и сформулированы в конкретных учебных программах. Но главное тут то, что все они определяются государством и призваны принести пользу не только отдельному человеку, но и стране в целом.
На что обратить внимание? Цели и задачи воспитания со временем могут корректироваться с учетом развития технологий, изменений в общественных отношениях, повышения требований к знаниям и умениям людей, осваивающих программу того или иного курса.
Методы и средства воспитания
Средства воспитания — это главные инструменты педагога. Воздействие на детей может быть организованным и неорганизованным. Целью является выработка у учеников определенных моделей поведения и психологических качеств.
Средства психологического воздействия
Важным инструментом являются средства психологического воздействия. Ими по сути являются все действия педагога, которые формируют модели поступков, меняют жизненные установки, принципы мышления. Помимо дара внушения и убеждения для этого педагог использует такие средства, как тренинги, психотерапия, разные приемы психокоррекции.
Личный пример взрослого
Личный пример взрослого — еще одно эффективное средство воспитания. Педагоги сами показывают ученикам образцы поступков и поведения в разных ситуациях. Личный пример мотивирует и очень хорошо корректирует поведение воспитанника.
Прямые и косвенные методы воздействия
Средства воспитания в зависимости от характера воздействия подразделяются на прямые и косвенные. Первые подразумевают прямое воздействие одного человека на другого в ходе личного общения. Косвенные допускают отсутствие личного контакта, воздействие реализуется за счет внешних факторов — например, просмотр фильма или чтение книги.
Цели воспитательного процесса
Для того, чтобы воспитание было успешным, важно организовывать все виды деятельности воспитанников. Любое действие педагога при этом призвано качественно изменить поведение воспитанника и его сознание.
Социально активная, свободная, творческая личность
У воспитательного процесса есть важная цель — сформировать социально активную, свободную, творческую личность, которая будет склонна к саморазвитию и самореализации.
Говоря простыми словами, воспитание в детском учреждении — это организация содержательного обучения и развивающей сознание ребенка деятельности. Для этого взрослый и дети выстраивают определенные взаимоотношения, играют в них свои роли.
При организации воспитания в школе или ДОУ педагоги должны ясно понимать цели воспитательного процесса:
Методы воспитания
Воспитание в образовательных организациях реализуется разными методами. Их подбор зависит от таких факторов, как уровень профессионализма преподавателя, его личность, формы и условия воспитательного процесса.
Методы воспитания
Применяя общие методы воспитания, мы воздействуем на все или большую часть качеств личности. Есть и специальные, когда прорабатываются отдельные характеристики. Вторые в воспитательном процессе выделить сложно, так как методы используются в комплексе.
Сложно провести строгую классификацию методов организации воспитательного процесса. Это связано с тем, что многие термины являются комплексными, а содержание самих методов разнообразно.
Группы методов воспитания
Выделим три общие, большие группы методов воспитания:
- Общие методы
- Специальные методы
- Стимулирование воспитания
Первые две группы — специальные, так как они наиболее универсальны. Стимулирование воспитания — наиболее общий прием воспитания.
Основные принципы воспитания
Воспитание в образовательных организациях представляет собой сложную и постоянно развивающуюся систему. Методы, приемы воспитания складываются в систему, когда педагог правильно ставит цель воспитания и налаживает продуктивное взаимодействие со своим воспитанником. Чтобы цели достигались, важно учитывать влияние сторонних факторов.
Учитывая сложность воспитательного процесса и его разноплановость, организовывать воспитание учеников нужно комплексно. Педагог должен уметь держать внимание детей, применяя разные формы организации педагогического процесса.
Современная педагогика
Современная педагогика трактует понятие воспитание как сознательно организованное взаимодействие между наставником и воспитанником, нацеленное на усвоение социального и духовного опыта, ценностей, отношений в процессе активной деятельности детей.
Основные подходы современной педагогики
В настоящее время все стремительно меняется, в том числе и воспитательные подходы в образовательных учреждениях. Например, то, что было актуально еще 10 лет назад, сейчас уже абсолютно устарело. Существуют следующие подходы в современной педагогике:
- Инновационный подход
- Инклюзивный подход
- Личностно-ориентированный подход
Именно эти термины позволяют понять сущность процесса воспитания, ведь воспитывать — значит вовлекать в развивающую деятельность, организовывать содержательную жизнь, в которой у каждого есть свои роли, задачи, отношения.
Активное взаимодействие с ребенком
Одной из ключевых особенностей воспитания детей является взаимодействие педагога с каждым ребенком. Важно не только преподавать материал, но и уметь слушать, понимать потребности и интересы каждого ученика.
Индивидуальный подход
Каждый ребенок уникален и имеет свои особенности. Педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, чтобы создать наиболее благоприятные условия для его развития.
Развитие креативности и самостоятельности
Современное воспитание ставит перед собой задачу развития креативности и самостоятельности учеников. Педагоги поощряют творческое мышление, стимулируют самостоятельность и инициативу.
Современные технологии в образовании
Использование современных технологий в образовании помогает сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным. Педагоги активно внедряют интерактивные методики и онлайн-образование для привлечения внимания учеников.
Развитие социальных навыков
Важным аспектом воспитания детей является развитие социальных навыков. Педагоги уделяют особое внимание формированию коммуникативных навыков, умения работать в коллективе и уважать мнение других.
Современное образование в России ставит перед собой цель формирования гармонично развитой личности с актуальными знаниями и навыками. Педагоги играют ключевую роль в этом процессе, обеспечивая индивидуальный подход к каждому ученику и стимулируя их к саморазвитию и самовыражению. Важно не только передавать знания, но и воспитывать ответственность, толерантность и уважение к окружающему миру.
Как сложное явление, воспитательный процесс в детском саду, начальной и средней школе имеет особенности:
Какие компоненты входят в воспитательный процесс:
На содержание воспитательного процесса влияют материальные, духовные и социальные факторы, они же положены в начало развития личности. Опыт работы специалистов дошкольного образования доказывает, что основу содержания воспитания составляют науки о природе, обществе и человеке.
Природа и окружающая человека среда — это то, что наполняет нутро воспитания, формирует картину мира, дает достоверные и эмоционально ощущаемые взгляды на природу и её взаимосвязь с человеком. Отсюда свое начало берет содержание экологического просвещения.
Источником воспитания неизменно остается духовная и материальная культура, процветающая только в результате человеческого творчества и развития его способностей.
Трансляция социального и культурного опыта через поколения находит свое отражение в традициях общества, нации, семьи. Из человеческого наследия произрастают ценности, нормы, идеалы, опыт, без которых полноценным воспитание быть не может. Традиции являются источником умений и привычек человека.
Источник воспитания находят в обществе и тех характеристиках и взаимоотношениях, на которых держится работа государственных и общественных институтов воспитания.
Главную роль в воспитании молодого поколения безусловно играют образовательные организации, первыми из которых вовлекают ребенка в этот процесс именно дошкольные учреждения. Поддерживая государственную политику, детские сады и учебные заведения стремятся к обеспечению равных возможностей детей в получении воспитания, создают комфортные условия для реализации их потенциала, развития способностей и интересов.
На содержание воспитания, конечно, влияют и имеющиеся в обществе проблемы: экономические, семейные, нравственные, проблемы с состоянием здоровья детей. В современных ДОУ воспитательный процесс направлен на нейтрализацию негативных влияний. Организуя занятия для малышей, педагоги наделяют воспитание позитивными чертами и оптимизмом. Воспитатель — это второй наставник в жизни ребенка и его основная задача — выбрать только открывающему этот мир человеку правильные жизненные ориентиры.
Источник воспитания кроется и в культуре общечеловеческих отношений, и в истории общественного развития, и в опыте, которым располагают дошкольники к моменту записи в детский сад. Содержание воспитания наполняет общение, интеллектуальная и волевая сфера, следование педагогическим целям, систематичность и планомерность выполнения задач, поставленных перед ДОУ.
В разделе примерной программы описаны конкретные методы воспитания, которые помогут педагогам достичь намеченных целей. Для этого им предлагается два типа модулей:
Для каждого направления воспитания предназначен свой модуль. Направление и содержание модуля соотносятся с поставленными задачами.
Возможности современной педагогики
Современная школа в воспитательном процессе обладает следующими возможностями:
Принципы системы образования в РФ
Перечислим основные принципы образования в России:
Только до 26.02
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам
Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:
Введите телефон, чтобы получить доступ к документам
Уже скачали 52300
Способы воздействия на индивида
Воспитание подразумевает несколько способов влияния на личность ребенка:
Хорошо эти способы работают в совокупности, так как эмоции, знания и поступки тесно взаимосвязаны. Поэтому и влиять на личность ребенка педагог должен через все каналы сразу. Важно, чтобы сам воспитатель умел работать с каждым из них, при необходимости акцентируя работу на определенном.
Принципы воспитания
Процесс воспитания в каждом дошкольном образовательном учреждении основан на руководящих идеях, определяющих его организацию, содержание и методологическую базу. Проще говоря, воспитание имеет свои принципы, руководствуясь которыми, ДОО и выстраивает педагогический процесс. Перечень принципов воспитания достаточно обширный:
Перечисленные принципы имеют равное значение и находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Именно они формируют полное представление о процессе воспитания и составляют основу его реализации. Однако одних принципов для эффективности воспитания недостаточно, важно подключить к ним педагогическое мастерство, профессиональные знания и опыт. Особое влияние на процесс имеют и личностные характеристики педагога.
Безусловно, на содержание и организацию воспитательного процесса влияют тенденции развития образования. Сегодня основная концепция воспитания в нашей стране представлена в Федеральном законе «Об образовании», где четко сформулирован ее личностно-ориентированный подход. В официальном документе отражены такие цели воспитания, как саморазвитие личности, жизненное самоопределение, приобщение к культуре. Исходя из положений Закона, можно сделать вывод о том, что ДОУ обязано развивать образование дошкольников по принципу сотворчества, свободы, стимулирования деятельности воспитанников, самоорганизации и развития интересов.
В содержании воспитания заложена система знаний об окружающем мире и человеке, о характере и качествах личности, нормах и правилах поведения, которыми должен руководствоваться ребенок.
Новая программа воспитания в России
С осени 2020 года во всех школах России применяют новую единую примерную программу воспитания.
Программу разработало учебно-методическое объединение по общему образованию, а ее требования уже учтены и в ФЗ «Об образовании». Разработка программы длилась несколько лет, а в ее тестировании приняли участие больше 700 школ в России.
Разработка новой программы продиктована изменениями в современном обществе — глобализация, интернет и цифровизация требуют модернизации воспитательных программ.
Новая программа работает по типу конструктора — каждый педагог может выбирать нужные ему для работы элементы. Ее отличительные признаки — доступность, модульность, демократичность и краткость.
Для чего школам примерная воспитательная программа? Цель программы — помочь образовательным учреждениям в создании своих программ воспитания, которые будут выстраивать гармоничные взаимоотношения детей с окружающим миром.
В пояснении к программе сказано, что она демонстрирует, как педагоги должны реализовать воспитательный потенциал при взаимодействии с учениками. Тем самым она наделяет школу функцией воспитания.
При этом программа не содержит жесткий перечень возможных средств воспитания. Она описывает разные формы организации воспитательного процесса, предлагая некую основу, которую каждое учебное заведение наполнит своим содержанием.
Несмотря на свою гибкость, программа воспитания школы должна содержать ряд обязательных разделов.
Воспитание в современной школе
До 90-х годов прошлого столетия школа должна была брать на себя обязанность по воспитанию детей, поскольку главной целью государства тогда являлось формирование определенных ценностей. В конце 20-го столетия было принято решение, что педагоги не обязаны осуществлять деятельность по воспитанию учеников, а только обучать их по программе, а все воспитание ложилось только на родителей. Когда начал происходить кризис, расхождение моральных принципов в обществе, отсутствие толерантности и других ценностей среди молодежи, государство задумалось о важности школьного воспитания. Современная педагогика ограничивается определенным кругом возможностей и ограничений в данном вопросе. Целью школьного воспитания является не только обучение учеников по программе, но и гармоничное, всестороннее развитие личности, а также прививание таких качеств, как ответственность, самодисциплина, самостоятельность и т.д.
Особенности воспитательного раздела
В этом разделе описано, как социальное окружение влияет на детей. Приводятся конкретные источники воздействия на учеников, а также:
Современная педагогика в воспитании детей
Воспитание – сложный и многоэтапный процесс, который присутствует в любой сфере деятельности человека, а также всегда окружалось определенными проблемами. Во-первых, менялись времена, общество, культурные ценности. Во-вторых, воспитание никогда не было легким делом. Воспитательный процесс присутствует и в школе, поскольку обучение занимает немалую часть в жизни современных детей. Как известно, в обществе развивается личность, а окружение способствует формированию ценностей, принципов, моральных качеств и характера. Современная педагогика в воспитании детей играет важную роль, поскольку учителю нужно не только донести до учеников материал и подготовить их к экзаменам, но и создать оптимальные условия для самореализации, а также сформировать правильные нравственные ценности. В этой статье рассмотрим роль современной педагогики в воспитании детей, существующие проблемы и подходы.
Направления воспитательной работы в ДОУ
Воспитательная программа ДОУ может иметь широкий перечень направлений, но базовые ориентиры воспитательной работы обычно сохраняются.
Интеллектуальное развитие — деятельность педагога, нацеленная на развитие умственных способностей ребенка, активацию познавательных интересов и потребностей. Творческое развитие также является частью этого направления и достигается путем применения развивающих методик, работы по формированию интеллектуальной культуры. Умственное развитие, следует отметить, подвержено влиянию окружающей среды.
Физическое развитие является еще одним видом педагогической работы, ориентированной на формирование здоровья, физической силы, двигательной активности, гигиенических навыков и ЗОЖ. В этих целях в детском саду проводят подвижные игры, эстафеты, оздоровительно-гигиенические мероприятия.
Трудовое воспитание в образовании — еще одно приоритетное направление работы ДОО. Педагогические технологии позволяют сделать процесс включения детей в эту сферу максимально интересным. В познавательном формате воспитатели развивают у подрастающего поколения трудовые умения, представления о профессиях, формируют потребность в труде. Приобщение к труду в раннем возрасте осуществляется через экскурсии, беседы, игры, тематические занятия. Особый эффект имеет прием моделирования ситуации, где зарождаются интересы к конкретным профессиям, приходит понимание, что существует умственный и физический труд.
Воспитание нравственности, являясь одним из самых актуальных направлений образования, реализуется в условиях ДОУ и имеет высокую эффективность. Именно в детстве формируется система нравственных знаний, чувств и оценок, поведение человека. Вполне логично, что именно детский сад начинает воспитывать в детях нравственность, используя в этих целях этические беседы, коммуникативные игры, чтение лучших образцов детской литературы.
Родственным по характеру воспитательного процесса является этическое развитие. Для развивающейся личности очень важно иметь правильное восприятие мира и тех явлений, которые делают его прекрасным — искусства и культуры. В ходе организации занятий воспитатели влияют на эстетические вкусы и интересы ребенка, поддерживают и направляют его в творческом развитии, учат размышлять, оценивать увиденное и услышанное. Среди мероприятий эстетической направленности наиболее популярными являются литературно-художественные конкурсы, викторины, праздники, музыкальные занятия в ДОУ.
В детском саду ведется комплексная работа по половому воспитанию детей. Главная цель этого направления в том, чтобы сформировать половое сознание мужчины и женщины, показать, как выглядят их роли в семье. Для этого воспитатели разрабатывают конспекты НОД, главными целями которых является умение идентифицировать половую принадлежность, рассказывать о себе как о представителе конкретного пола, проявлять интерес к своим физическим возможностям.
Отдельное внимание в дошкольном образовании уделяется экологии. В основе работы по этому направлению лежит ответственное и бережливое отношение к природе. Педагоги ДОУ передают детям научные знания, объясняют ценность природной среды, учат правильно вести себя на природе, аргументируют важность сохранения и улучшения экологии. Разговор об окружающем мире ведется не только в теории, но и подкрепляется практическими действиями. На территории ДОО организуются прогулки по «экологическим тропам» — специально оборудованным маршрутам. Здесь дети знакомятся с разными видами растений, узнают о свойствах лекарственных трав, изучают природные материалы, выполняя оздоровительные упражнения. В помещении детского сада оформляют красочные экологические уголки, расширяющие кругозор дошкольника.
Дошкольные образовательные организации не остаются в стороне и от правового просвещения своих воспитанников. В данном случае педагоги делают акцент на воспитании толерантности и уважения к другим людям, стремятся к развитию социальных навыков и коммуникации своих подопечных. Педагогические техники позволяют воспитывать чувство собственного достоинства и ответственности за другого человека. Именно в детском саду ребенок впервые знакомится с понятием «личные права», «обязанности», получает представление об общественных нормах и правилах поведения. Правовое воспитание в ДОУ реализуется через игры, чтение, беседы, инсценировки и коммуникативные упражнения.
Перевоспитание
Образовательная программа ДОУ подразумевает использование метода перевоспитания. Он требуется в тех случаях, когда ребенок перенял установки, взгляды и поведение, идущие вразрез с этическими нормами.
Перевоспитание — крайне сложная процедура, ведь для того, чтобы изменить сложившиеся стереотипы поведения, нужно проделать масштабную работу:
Достижение целей перевоспитания возможно только с учетом применения системы требований, стимулирования, контроля.
Сам же процесс воспитания состоит из последовательного решения педагогических ситуаций и включает в себя диагностику, проектирование, педагогическое взаимодействие и анализ результатов.
Значение современной педагогики в воспитании детей
Школьное воспитание играет важную роль в жизни ученика на протяжении всего периода обучения. Когда ребенок только приходит в школу после детского сада, у него начинается тяжелый период адаптации. Он начинает привыкать к новому графику, возложенным на него обязанностям и ответственности, смене обстановки и новым лицам. В это время формируется личность и системы ценностей, поэтому важно, чтобы в этом участвовал не только педагог, но и родители, у которых круг возможностей гораздо шире. Воспитание в этом возрасте должно быть разносторонним, поскольку в начальных классах у детей часто меняются интересы, они активно познают мир, учатся контактировать с обществом. В средних классах происходит переходный возраст, установка жизненных ориентиров, примерное представление о будущей жизни и профессии. В этот период воспитание должно быть направлено на взаимодействие учеников с окружающей средой. Современная педагогика предусматривает в средних классах различные профилактические беседы и внеклассные мероприятия о вреде алкоголя и наркотиков, а также половое воспитание.
В старших классах воспитание должно быть направлено на окончательное становление личности учеников, четкую постановку жизненных ориентиров, шкалы нравственных ценностей, социальной позиции и взглядов на мир. Современная педагогика должна осуществлять воспитательный процесс на протяжении всей школьной жизни, меняя приоритеты в зависимости от возраста учеников. Но важно учитывать, что в понимании и уважении нуждается каждый школьник: от первоклассника до выпускника.
Самоанализ воспитательной работы
Анализ достигнутых результатов учебная организация проводит своими силами. В примерной программе даны лишь направления самоанализа.
Качественный анализ позволит выделить трудности школьного воспитания и найти те методы, которые способствуют их преодолению. Это важная работа для выявления затруднений в школьном воспитании и поиска методов, способствующих их преодолению.
Что подлежит анализу? Социализация учебников, успехи в саморазвитии, результаты воспитания по всем направлениям. Регулярной оценке подлежит и проведение в школе развивающих, насыщенных и интересных видов деятельности.
Идеи воспитания
Приступать к реализации воспитательного процесса в ДОУ следует после ознакомления с идеями, которые положены в его основу. Первая — реализация целей воспитания, а именно многогранное развитие личности с учетом ее способностей и возможностей. Достигнуть эту цель можно только через получение базовых основ культуры. «Базовая культура» — это важнейшее понятие, явление, передаваемое ребенку через культуру общения, семейные отношения, самоопределение, духовно-нравственное, экологическое, финансовое, физическое и правовое развитие ребенка.
О культуре жизненного самоопределения человека также стоит заботиться с детства, ведь это является ценным вкладом в его профессиональное и гражданское развитие. Ценность собственной жизни, счастье, гармония с собой — эти установки крайне важны для формирования гражданского, профессионального и нравственного самосознания человека.
Среди идей воспитания присутствует и коллективистская направленность. Задача воспитателей ДОУ заключается в том, чтобы показать, что само формирование — коллектив — это не дисциплинарный метод, подавляющий индивидуальность человека, а напротив, инструмент, способный наделить ребенка духовными и нравственными силами.
Содержание воспитания тесно взаимосвязано с направлениями воспитательной работы, отраженными в ООП ДОО. К примеру, этот документ отражает позиции, на которые нужно сделать акцент для разностороннего и гармоничного развития личности — умственное, физическое, нравственное, эстетическое, экономическое, правовое, экологическое и трудовое воспитание. По каждому из направлений имеются свои задачи и методы реализации.
Воспитательный процесс обладает многофакторностью, то есть находится под влиянием семьи, детского сада, микросреды, средств массовой коммуникации, искусства и социально-экономических факторов. Это обстоятельство делает воспитание более богатым, но и усложняет его, как и любое другое явление, подверженное стихийным и негативным факторам извне. Влияние телевидения, например, имеет беспрецедентную силу, и почти всегда действует на воспитание детей негативно.
Сложным процесс воспитания делает и неощутимость его результатов. К примеру, выявить результаты воспитания малышей гораздо сложнее, чем обнаружить успехи школьного обучения. Результаты воспитания могут дать знать о себе далеко не сразу, а только через определенный промежуток времени. Уникально и такое свойство воспитания, как неопределённость результатов. Воспитание в равных условиях, по итогу, существенно отличает воспитанников друг от друга, ведь у каждого из них имеется свой опыт социального взаимодействия, отношение к процессу коммуникации.
Система воспитания в образовании реализуется не только в дошкольном возрасте, она активна в течение всей жизни человека, и это послужило основой для формирования такой характеристики, как «длительность». В условиях ДОУ воспитание является еще и непрерывным процессом, так как взаимодействие между воспитателем и ребенком характеризуется систематичностью и постоянством. Воспитание — это планомерная деятельность, направленная на формирование личности ребенка через комплекс педагогических приемов.
Воспитание диалектично. Этот факт подтверждается его непрерывным развитием, динамичностью, подвижностью, изменчивостью. Воспитание может изменяться в соответствии с возрастными характеристиками дошкольников, ситуациями и условиями, возникающими в ДОУ. Диалектику воспитания можно проследить в имеющихся противоречиях, которые с успехом преодолевают работники сферы образования, обеспечивая постоянное развитие процесса. Воспитатели осуществляют поддержку перехода процесса воспитания в состояние «самовоспитания», без которого совершенствование личности в дальнейшем попросту невозможно.
Проблемы современной педагогики
Помимо возможностей, современная педагогика имеет ограничения, которые негативно сказываются на воспитательном процессе. Самой острой проблемой является то, что общественный кризис напрямую сказывается на школе. Воспитание призвано выстраивать шкалу ценностей, при этом у каждого она разная. Поскольку Российское образование является инклюзивным, в одном классе могут учиться дети из абсолютно разных семей, а также с различным материальным положением, состоянием здоровья и т.д. Современная педагогика из-за этого не может выстроить эффективную для всех воспитательную программу. Не менее важной проблемой является и то, что педагогов обучают по старым программам, ориентированным на поколения прошлого времени. Современные дети сильно отличаются от своих предков, и с каждым годом все сильнее отдаляются от школы. Соответственно, нынешнее поколение требует современного подхода в воспитательном процессе. Специалисты также утверждают, что современные школьники все чаще стали ориентироваться на культуру и ценности западных стран. Педагоги не могут понять истинных мыслей и желаний учеников, найти с ними общий язык, а также не понимают их проблем и очень часто обесценивают их. Компьютерные технологии и интернет все больше вытесняют живое общение, поэтому дети предпочитают школьным мероприятиям виртуальный мир. Это и является главной причиной, почему ученики спешат отсидеть положенное количество уроков и бегут домой, отказываясь от различных кружков и внеклассной деятельности. Более того, власти оценивают эффективность воспитательного процесса, ориентируясь на количество проведенных мероприятий и заполненной по этому поводу преподавателями документации. Соответственно, из-за бесконечной работы с бумагами у учителя не хватает времени на осуществление действительно эффективной воспитательной деятельности.
В современной школе основной круг обязанностей по воспитанию детей ложится на плечи классного руководителя, который помимо этого, ведет преподавательскую деятельность, работает с документацией и т.д. Получается, что на современного учителя, который ведет классное руководство, возложено достаточно много обязательств, из-за которых выполнять воспитательную работу полноценно зачастую не получается. Чтобы сделать этот процесс более эффективным, необходимо уменьшить круг обязанностей классных руководителей.
Связаны проблемы и с недостаточным финансированием. Как уже говорилось выше, российское образование является инклюзивным. Это значит, что обучаться в общеобразовательных учреждениях могут любые дети, вне зависимости от наличия инвалидности, ментальных и физических отклонений, проблем с речью и т.д. В школе, помимо преподавателей по предметам, должны работать психологи, в том числе и коррекционные, логопеды и другие специалисты. Но нанимать их может позволить себе не каждая школа из-за недостаточного финансирования.
Понятие образования
В российской педагогике термин «образование» не употреблялся почти до середины XVIII века. Первым, кто его использовал, был Н.И. Новиков. При этом понятия «образование» и «воспитание» тогда были сходны по своему значению.
К примеру, в указах Петра l, касающихся основания школы математических и навигаторских наук, учреждения Морской академии и Академии наук, использовалось слово «учение». В. Н. Татищев в своей книге «Разговор о пользе наук и училищ» вообще не употребляет слова «воспитание» и «образование».
Эти термины стали необходимы в тот момент, когда учебный процесс стал стремительно меняться. Если раньше самой важной задачей являлось обучение чтению и письму, то со временем появилась потребность в воспитании личности человека. Более того, это стало приоритетным направлением образования. Все чаще стали использовать понятие «воспитание», тогда как «учение» отошло на второй план.
В XVIII-XIX веках слово «образование» стало использоваться в качестве синонима к понятию «просвещение». При этом упор делался на целостности определённой оценки явлений окружающей жизни. Таким образом, понятие «знания» начали рассматривать в отдельности.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Уже скачали 26544
Перечислим три аспекта знания, которые связаны между собой:
Что же такое образование? В первую очередь, это изучение человеком целого ряда научных знаний, нравственно-эстетической базы, а также получение практических навыков. При этом над образовательным процессом должен осуществляться контроль со стороны государства.
Глобальные тенденции развития образовательного процесса
Рассмотрим наиболее устойчивые мировые тенденции в образовании:
Стоит отметить, что образование в Российской Федерации ориентируется на постулаты Всеобщей декларации прав человека и на общечеловеческие ценности (включая общественные, культурные, моральные и духовные).
Именно это гарантирует каждому гражданину России возможность получения образования с учётом его места проживания и других особенностей.
При этом обучение ведется не только для удовлетворения индивидуальных потребностей человека, но и для принесения пользы обществу.
Глобальные тенденции развития образовательного процесса
Исходя из всего вышесказанного, становится очевидным, что цели и задачи образования в Российской Федерации охватывают самые разные сферы человеческого развития. Они включают в себя не только получение практических знаний и навыков, но и формирование морально-этических позиций. Таким образом, образованный человек — это всесторонне развитая личность, получившая правильное воспитание.