Конспект урока по ОРКСЭ на тему В тебе рождается патриот и гражданин (4 класс)
Автор: Челпанова О.М.
Учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7, Республика Башкортостан, г. Туймазы
Библиографическое описание: Челпанова О.М. Конспект урока по ОРКСЭ на тему В тебе рождается патриот и гражданин (4 класс) // Современная начальная школа. 2020. № 7. URL: ссылка
Цель урока: формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности и понятия долга гражданина.
Задачи урока:
- Создать условия для осмысления понятий патриот, патриотизм, Отчизна, Отечество, гражданин, гражданственность, долг гражданина; дать представление о патриотизме и гражданственности на примере конкретных исторических фактов.
- Способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы; формировать коммуникативные способности, умение вести диалог, работать в группе и коллективе.
- Содействовать воспитанию интереса к изучению истории страны, чувства патриотизма, гражданственности, долга гражданина, гордости за свою Родину.
Предметные задачи:
- Осознанно раскроют понятия патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность.
- Познакомятся со страницами героической эпопеи (военная быль От детей сорок четвертого года).
- Научатся понимать значение патриотизма и гражданственности в жизни человека и общества.
Личностные задачи:
- Осознают свою ответственность за судьбу Родины.
- Соотносят полученные знания с собственным опытом поведения.
- Проявляют желание учиться.
- Формируют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Познавательные задачи:
- Принимают и сохраняют учебную задачу.
- Удерживают цель деятельности до получения её результата.
- Адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.
- Планируют свои действия.
Коммуникативные задачи:
- Высказывают свое предположение на основе работы с материалом учебника.
- Выделяют главное в тексте учебника.
- Перерабатывают полученную информацию.
- Делают выводы в результате совместной работы группы и всего класса.
Умения:
- Составляют небольшие устные диалогические высказывания.
- Сотрудничают в совместном решении задачи, выполняя задания в группе.
Основные понятия урока: патриотизм, патриот, гражданин, гражданственность, Отечество, Отчизна.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная, групповая, работа с учебником.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Оборудование: словарь русского языка С.И. Ожегова, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, видеофрагменты, музыкальные композиции, карточки с заданиями для парной и групповой работы, памятка Как составить синквейн, шаблон Звезда Героя (ссылка)
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- Психологический тренинг
Как стать патриотом и гражданином
Введение
Все мы помним уроки патриотизма, которые проходили в школе. Как правило, они начинались с приветствия учителя и завершались песней о Родине. Однако, как же стать настоящим патриотом и гражданином? Для этого сегодня мы проведем урок, который поможет вам осознать свою принадлежность к Отчизне и понять важность этого чувства.
Подготовка к уроку
Прежде чем начать урок, давайте проверим готовность. Вспомним прошлый урок о Родине, где мы обсуждали ее связь с природой, домом и семьей. Какие чувства у вас возникают, когда вы думаете о Родине? Подумайте и поделитесь своими мыслями.
Актуализация знаний
На этом этапе мы поговорим о высказываниях философов о родине. Прочитайте высказывание Цицерона о Отчизне и выразите свое мнение. Давайте также найдем синонимы к словам Родина и Отчизна и обсудим их значение.
Мозговой штурм
Для того чтобы понять, как стать патриотом и гражданином, давайте решим несколько проблемных вопросов. Что значит проявлять любовь к Родине? Как называется потребность стоять на страже Отчизны? Обсудим ответы на эти вопросы и попробуем расшифровать ключевые слова, связанные с нашей темой.
Заключение
Сегодняшний урок позволит нам понять, что патриотизм и гражданственность не только слова, но и чувства, привитые с детства. Будем гордиться своей Родиной и стараться быть достойными гражданами. Успехов и новых знаний вам!
Ответы на вопросы о патриотизме
Для того чтобы ответить на вопросы о патриотизме, необходимо внимательно изучить материал нашего учебника (стр.144-145) и воспользоваться словарем русского языка С.И. Ожегова.
Работа в группах
Для начала предлагается разделиться на группы и работать с текстом учебника, чтобы найти ответы на вопросы. Вот задания для каждой группы:
Группа №1
- Прочитайте 4-й абзац текста и ответьте на вопрос: В чём проявляется патриотизм?
- Выберите верные высказывания из данных и дополните схему-опору.
Группа №2
- Прочитайте 5-й абзац текста и ответьте на вопрос: Что объединяют в себе слова гражданственность, гражданин?
- Выберите верные высказывания и дополните схему-опору.
Группа №3
- Прочитайте 2-й абзац текста на странице 145 и ответьте на вопрос: Кто такой патриот?
- Выберите верные высказывания и заполните схему-опору.
Группа №4
- С помощью словаря русского языка С.И. Ожегова выберите верные значения слов гражданин и патриотизм и наклейте их на лист.
А вот верные определения слов:
Гражданин: Лицо, принадлежащее к постоянному населению государства, пользующееся всеми правами и обязанностями, предусмотренными конституцией.
Патриотизм: Преданность и любовь к Отечеству, народу и готовность к жертвам и подвигам во имя интересов Родины.
Физкультминутка Пусть всегда будет мир!
На этом этапе предлагается провести короткую физкультминутку, чтобы размяться и поднять настроение.
- Поднимите руки вверх над головой и произнесите: Пусть всегда будет солнце!
- Разведите руки в стороны над головой и скажите: Пусть всегда будет небо!
- Разведите руки в стороны перед собой и произнесите: Пусть всегда будет море!
- Поднимитесь на носочки, погладьте себя и скажите: Пусть всегда буду я!
- Сделайте наклоны головы в стороны и произнесите: Пусть всегда поют песни!
- Сделайте присядку и скажите: Пусть всегда будут танцы!
- Сделайте наклоны в стороны, отводя руки назад и произнесите: Пусть всегда будут птицы!
- Для финала хлопните над головой и скажите: Пусть всегда будет мир!
Проверка работы групп
В конце проведённой работы в группах, проверяем полученные схемы и обсуждаем правильность ответов на вопросы. Обсуждаем понятия гражданин и патриот и связываем их с обязанностями и правами каждого гражданина России. Размышляем, считаем ли себя патриотом и аргументируем свои ответы согласно полученным знаниям.
Таким образом, понимание понятий гражданина и патриотизма поможет нам стать ответственными гражданами России и проявлять преданность и любовь к нашей Родине.
В чём проявляется ваш патриотизм?
IV. Закрепление нового материала
Из истории мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И Россия всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятно трудных условиях.
Внимание на экран. Слайд 10.
Вспомните. Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков.
Что помогло выстоять и победить?
Любовь к Родине-патриотизм
Потребность человека стоять на страже Отчизны-гражданственность
Долг гражданина своей страны
Давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что говорят авторы учебника о патриотизме. С. 145 предпоследний абзац. (На доску выкладываем карточки: честь, ответственность, справедливость, совесть.)
Патриотизм советских людей проявился в полной мере в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). В опасности оказалось Отечество, Родина, и миллионы патриотов встали на защиту. В этом была их гражданственность, долг гражданина. Защищая Родину, многие защищали свой народ от посягательств на его свободу, защищали людей своей страны, ее будущее. Многие отдали жизнь, свое сердце людям, которые живут сейчас, которые живы благодаря их непрожитой жизни.
Давайте перелистаем страницы боевой славы нашей Отечества и посмотрим, как проявляли чувства патриотизма наши деды, прадеды и прапрадеды в годы Великой Отечественной войны.
(Чтение заранее подготовленными учащимися были От детей сорок четвёртого года, учебник (стр.146))
Беседа о прочитанном:
Понравилась ли вам эта быль?
Зачем братья приезжают каждый год к этому постаменту? (Почтить память, это их гражданский долг, в знак благодарности.)
Какие моменты вас взволновали, удивили?
Какие чувства вызвала у вас военная быль?
Можно ли назвать Василия и Антона гражданами и патриотами?
С какой целью в учебник включили эту быль?
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Дети, подростки стремились на фронт не за славой, не за наградами, а просто потому, что не могли Мириться с тем, что фашист ходит по твоей земле, т.е. из чувства любви и долга перед Отечеством. Сколько им было? 10, 12.
Слайд-видео11 (Валя Котик)
- И пусть каждый задаст себе вопрос: А я смог бы так поступить? – и, ответив самому себе искренно и честно. Спасибо, ребята, в такие минуты в вас действительно рождается патриот. Но я хочу, чтобы люди никогда не знали, что такое война. Никогда не испытывали горе и боль. Я желаю всем только радоваться процветанию нашей страны и гордиться сынами Отечества. Ведь быть патриотом можно и в мирное время.
Дидактическая игра Что мы можем?. Обсуждение в парах.
- Хорошо учиться
- Стать достойными гражданами
- Помогать друг другу
- Изучать традиции и прошлое своей Родины и т.д.
Работа с раздаточным материалом (информационные карточки)
- Приведите примеры проявления патриотизма и гражданственности в мирное время.
(Учитель раздаёт информационные карточки, на которых перечислены разные сферы деятельности людей: искусство и культура, наука и образование, спорт и отдых, производство и продажа, медицина и фармацевтика, использование природных богатств и экология и варианты ответов. Ученики соединяют линией разные сферы деятельности и примеры проявления патриотизма и гражданственности в мирное время.)
Работа в парах с информационными карточками, подбор примеров к заданию. Предполагаемые варианты ответов детей:
– художники раскрывают красоту родной природы в своих картинах;
– учёные делают научные открытия, чтобы прославить свою страну;
– спортсмены посвящают свои победы в олимпиадах Родине;
– фармацевты разрабатывают новые лекарства, чтобы граждане их страны были здоровы;
– все граждане страны добросовестно трудятся, чтобы Родина стала ещё богаче и красивее;
– экологи защищают природные богатства родной страны.
– Какой вывод можно сделать из всего сказанного?
(Ответы учащихся. Патриотизм может проявляться и в мирное время. Патриот – это человек, который трудится во благо своей страны.)
Рассказ учителя: Слайд 12.
Дмитрий Носов в 2004 году на Олимпийских играх в Афинах завоевал бронзовую медаль по дзюдо, выйдя бороться на татами со сломанной рукой. Ему стоя аплодировал переполненный зал. Дима вышел биться за третье место с одной рукой. Вторую, висевшую плетью, зафиксировали врачи. Он вышел и выиграл. «Такого не бывает!» – не поверили эксперты. На вопрос: Как можно при такой травме продолжать борьбу? Дмитрий ответил коротко: "Я Русский."
– Любовь каждого человека должна проявляется не только на словах, но и на деле. Мы любим свою семью лишь просто, потому, что они у нас есть, так и Родина мы любим её за то, что она у нас есть. Любовь – это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей.
– А сейчас прошу вас встать. Включаю: Слайд 13. Видеоролик песни «Я поднимаю флаг своего государства».
– Почувствовали ли вы себя гражданином и патриотом, прослушав песню. Испытываете ли вы чувство гордости за Россию?
V. Подведение итогов. Рефлексия. Инструктаж по выполнению домашнего задания
– Подведем итоги нашего урока.
– Для чего нам нужен такой урок?
– Попробуйте выразить своё отношение к сегодняшней теме через создание синквейна. Составим его мы вместе.
Составление синквейна (на столе памятка). Слайд 14.
– Берем существительные из темы урока. (Патриот, гражданин)
– Подбираем 2 прилагательных.
– Находим 3 глагола.
– И последнее. Подбираем одно слово-синоним.
– Читаем получившиеся пятистишия.
Живёт, служит, гордится
Гражданин несёт ответственность за судьбу Родины.
Любит, верит, защищает
Патриот верен Родине!
– У каждого из вас на парте лежат звезды, которые символизируют «Звезду Героя». Вручается такая награда истинному патриоту своей Родины. Вы получили свои звезды за правильное выполнение заданий.
– И последнее. Если вы считаете, что вы – истинный патриот своей Родины, то возьмите «Звезду Героя» и приложите к груди, к сердцу. Если вы на данный момент считаете, что не достойны такой высокой награды, то пусть звезда останется лежать на парте.
– Я думаю, что сегодняшний урок затронул ваши души, и вы обязательно станете настоящими гражданами и патриотами нашей Родины.
Спасибо за отличную работу.
Домашнее задание (Слайд 15.)
1. Прочитать текст с.144-147.
2. Ответить на вопросы для повторения стр.149.
3. Подготовить рассказ о человеке в своей семье, которого ты считаешь патриотом и гражданином.
Спасибо всем за урок!
1. А.И. Шемшурина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Шемшурина. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.: ил.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок.100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. проф. Л.И.Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»», 2014г. – 1376 стр.
3. Г. Шаков. Подвиг Дмитрия Носова. Медаль со сломанной рукой / https://живу спортом.рф/article/podvig-dmitriya-nosova-medal-so-slomannoj-rukoj.