Модули предмета
- Основы мировых религиозных культур
- Основы иудейской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы исламской культуры
- Основы светской этики
- Основы православной культуры
Основы мировых религиозных культур
Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России.
Основы иудейской культуры
Модуль знакомит с основами иудаизма, значение иудейской культуры в формировании личности иудея, жизнью евреев в России.
Основы буддийской культуры
Модуль знакомит с основами буддизма: основатели, учение, ценности, праздники, искусство буддизма, формирует представление о буддизме как религии в России.
Основы исламской культуры
Модуль знакомит с духовно-нравственной культурой ислама, жизнью пророка Мухаммада, основами исламской этики, обязанностями мусульман, исламским искусством, жизнью мусульман в России.
Основы светской этики
Модуль поможет школьникам решать жизненные проблемы, стать нравственными людьми, понять понятия хорошего и плохого, этикета, патриотизма, золотого правила этики.
Основы православной культуры
Модуль знакомит с ценностями православной культуры, основами веры, искусством: церковным пением, иконописью, архитектурой храмов, летописями и житиями святых.
Важная часть мировоззрения учеников в определенном возрасте — процесс самоопределения. Это время, когда дети начинают задавать себе вопросы о своей личности, о целях и желаниях. Предмет ОРКСЭ поможет им в этом процессе, позволяя размышлять над нравственными аспектами жизни и значимостью ценностей.
II. Педагогический подход
Для успешной работы с учащимися на уроках ОРКСЭ важно использовать доверительные отношения и позитивное взаимодействие. Это поможет создать атмосферу уважения и взаимопонимания, что способствует более эффективному усвоению материала.
III. Рекомендации
- Поддерживайте диалог с учениками, стимулируйте их задавать вопросы и высказывать свои мнения.
- Используйте разнообразные методы обучения, включая игры, дискуссии, ролевые игры.
- Организуйте дополнительные мероприятия вне урока, такие как экскурсии или мастер-классы.
Уверенность в себе, уважение к другим и принятие различий — важные навыки, которые ученики могут получить на уроках ОРКСЭ. Помогите им развиваться как личности и строить гармоничные межличностные отношения.
Этическое воспитание детей
- Закройте глаза и послушайте. Каковы ваши эмоции и ощущения? (Песня Добрым жить на белом свете веселей)
II. Актуализация учебного действия
Что приобретает человек, когда взрослеет? (Опыт, мудрость)
Ощущаете ли вы, как постепенно приобретаете мудрость? Нравственное взросление?
III. Мотивация учебной деятельности
Что такое экология?
А слышали ли вы о понятии экологичность поступков?
Что приходит вам на ум? Поделитесь друг с другом.
IV. Открытие нового знания
Ребята, задумываетесь ли вы перед тем как совершить тот или иной поступок?
Это значит, что при этом вы совершаете нравственный выбор. Сейчас с вами мы это продемонстрируем.
Игра Сделай выбор
- Дети передают друг другу волшебное перо, заканчивают начатое предложение учителем и делают нравственный выбор. При этом они дополняют, всегда ли верны своему выбору.
Когда наши гости уходят, я (обязательно провожаю их до дверей).
Что же такое экологичность поступков?
Это означает, что наши поступки никому не должны наносить вреда.
Простая и важная истина состоит в том, что любые наши действия не должны быть во вред кому-либо. Ведь главное – благо человека, его жизнь.
Чем должен руководствоваться человек перед выбором поступка?
Стремлением сделать благо.
Что же такое благо?
Хорошее, приятное для другого.
Работа в парах: эксперимент Волшебный жаворонок
- Ученики берут бумажного жаворонка и цветным маркером пишут на нём одно хорошее качество соседа по парте. При затруднении учитель предлагает написать качество-подарок своему товарищу. Зачитывают надпись.
Посмотрите, ребята, какое волшебство произошло в нашем классе. Мы все увидели лучшее друг в друге и поняли, какие мы хорошие. Вам было это приятно?
Что было приятнее, говорить добрые слова или слышать?
Видите, как важно и как хорошо, когда в тебе стараются увидеть лучшее.
Подумайте, какое простое этическое правило мы с вами можем сформулировать? Опирайся на лучшее в человеке, и он расцветёт.
Игра Будь внимательным
- Если вы услышали волшебное слово, то выполняете просьбу, если нет – то не выполняете.
- Встаньте, пожалуйста. Поднимите руки. Поднимите, пожалуйста, руки. Будьте добры опустите руки. Поднимите, пожалуйста, правую руку. Опустите, пожалуйста, правую руку. Похлопайте. Будьте добры, хлопните 3 раза. Тихонько сядьте. Тихонько сядьте, пожалуйста. Спасибо! Молодцы!
V. Применение полученных знаний
Работа в группах: Пословицы недаром молвятся
Откуда мы с раннего детства узнаём об этике поведения? О нравственности поступков?( Из народной мудрости.)
Где мы можем встретить народную мудрость? (В сказках, песнях, пословицах и поговорках.) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Работа в группах)
Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
Сам будешь стар.
Эффективные методики работы на уроках ОРКСЭ
Когда речь заходит о проведении уроков общественно-религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ), важно использовать эффективные методики работы. В этой статье мы рассмотрим несколько задач для групповой работы на уроках ОРКСЭ, которые помогут детям лучше понять и усвоить ценности и нормы общества.
Этические задачи и сценки
Сценка первая
Рита и Зоя – подруги. На перемене девочки баловались, и Рита уронила цветок. Дежурный записал замечание Зое. Рита промолчала. Зое было очень обидно, но она ничего не сказала подруге.
Что посоветуете Рите?
Что посоветуете Зое?
Правило: Если друг в чем-то не прав, скажи ему сразу об этом.
Сценка вторая
Тима и Гоша учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли одни во дворе на детской площадке. У Тимы был с собой маркер. Он предложил Гоше разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.
Что посоветуете Гоше?
Что посоветуете Тиме?
Правило: Останови друга, если он делает что-то плохое. Не предлагай другу совершать плохие поступки.
Выводы и рефлексия
Чему учат нас этика и народная мудрость? Уменьшать зло на белом свете, увеличивать и сеять добро. Совершенно верно! Мир должен быть соткан из доброты и чистоты. А мы должны стремиться раскрывать свои лучшие качества, подпитывать их правильными поступками, видеть в других людях хорошее, быть терпимыми друг к другу.
Золотое правило: Что поливаем, то вырастет!
Итог урока
Пусть эти простые, но очень важные правила будут постоянными ориентирами в вашей жизни. Они подсказаны вековым опытом жизни людей.
Домашнее задание: Сделать книжку-малышку с мини-сказкой Дорогою добра.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 9 с.Нины Советского района
Тема: Задания для групповой работы на уроках ОРКСЭ по модулю Основы светской этики.
Учитель начальных классов: То, что дети могут сделать вместе сегодня, – завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования. Задачей современной школы сегодня является воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Эффективная групповая работа на уроках ОРКСЭ играет важную роль в обучении и воспитании детей.
Помните, что добрые поступки и нравственные ценности – основа сбалансированного общества. Поэтому стремитесь к добру и уважению к окружающим!
“Живите так, чтобы ваши добрые поступки превратились в клинья, увязавшие вашего Я к душе другого человека.” – Л.Толстой
Рефлексия:
- Что вас удивило на уроке?
- Что заставило вас задуматься?
- Какое новое качество для себя вы взяли на заметку?
Будьте добрыми, и ваша жизнь наполнится светом и радостью!
Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.Групповые формы работы создают наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, предлагает свое мнение, пусть оно и неверное, но в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
Сегодня моя цель – показать, какие групповые задания можно использовать в рамках изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (по модулю «Основы светской этики»).
Уважаемые коллеги, для дальнейшей работы, разделимся на группы (по рядам).
В учебнике для 4 класса по светской этике есть раздел «Этика отношений в коллективе». Каквы считаете, нас можно назвать коллективом, ведь мы с вами такие разные: и внешне отличаемся, и у нас разные характеры, интересы, разные мечты, желания?
(Да, мы вместе участвуем в объединении, у нас одна работа, мы живём по общим правилам школы.
Есть трудовые коллективы, а ещё какие?
Попробуем придумать правила, которые помогут нашему коллективу стать по-настоящему дружным, слаженным. Начну с себя: в коллективе должно быть взаимоуважение.
– уметь слушать
– не заострять внимание на мелочах
– уметь признавать ошибки
– прислушиваться к советам
– не считать себя лучше других
– быть справедливым
– уметь принимать помощь
– контролировать себя
– уметь радоваться успехам других
– уметь принимать критику
– остановить товарища, если он что-то делает не так
– учитывать интересы каждого
Выполним работу по группам.
– решите ребусы
– составьте определение коллектива, используя слова для справок
______________ – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
– выполните упражнение «Мостик дружбы».
Упражнение «Снежный ком»
Совесть без муки
Задача каждого из вас – самостоятельно составить заголовок к рассказу.
После этого образуйте пары, поделитесь друг с другом идеями о названии притчи.
Работу продолжите в группе, обсудите и выберите наиболее подходящий вариант решения учебной задачи.
Три человека попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают сообщение о своей работе.
А сейчас поработаем в группах по содержанию этой притчи.
то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем
– то, что ловит все наши поступки
то, что есть у всех
то, что имеет вес (значимость)
– то, что подает сигнал бедствия
стержень внутри нас
Вы практически раскрыли секрет слова совесть.
Упражнение «Проба пера»
Это тоже групповая работа, но все группы получают одно задание.
Задание: дополнить строки стихотворения.
В классе нашем ______________Очень дружно мы живём,Дружба крепнет ____________ !Помогаем мы друг другуИ в учёбе, ____________,Много конкурсов различных,В классе нашем добротаОчень дружно мы живём,Дружба крепнет с каждым днём!Помогаем мы друг другуИ в учёбе, и в труде,Много конкурсов различных,Успеваем мы везде!
Давайте послушаем, какие стихи получилось в каждой группе.
Мы с вами на практике убедились в том, что такие приемы работы в группах вызывают не только интерес к предмету, но и побуждают душевное размышление и сопереживание.
Конечно, в любой работе есть свои плюсы и свои минусы.
Плюсы и минусы групповой работы
Повышается учебная и познавательная мотивация.Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.Улучшается психологический климат в классе.Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
Можно сказать, что в ходе групповой работы школьники учатся
И это у детей получается.
В заключении хочу предложить вашему вниманию текст телеграммы, адресованной коллегам. Попробуйте прочитать ее.
Дорогие коллеги зпт хочу души поблагодарить вас совместную работу зпт приятное общение зпт понимание поддержку зпт яркие моменты гениальные идеи зпт единодушие коллективную силу тчк Желаю всего самого доброго хорошего зпт главное тире здоровья зпт уверенности зпт сил зпт упорства зпт больших возможностей зпт удачи зпт любви достатка. Спасибо вам зпт друзья всклДорогие коллеги, хочу от души поблагодарить вас за совместную работу, за приятное общение, за понимание и поддержку, за яркие моменты и гениальные идеи, за единодушие и коллективную силу. Желаю всего самого доброго и хорошего, но главное — здоровья, уверенности, сил, упорства, больших возможностей, удачи, любви и достатка. Спасибо вам, друзья!
______________ – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дорогие коллеги зпт хочу души поблагодарить вас совместную работу зпт приятное общение зпт понимание поддержку зпт яркие моменты гениальные идеи зпт единодушие коллективную силу тчк Желаю всего самого доброго хорошего зпт главное тире здоровья зпт уверенности зпт сил зпт упорства зпт больших возможностей зпт удачи зпт любви достатка. Спасибо вам зпт друзья вскл
Шесть модулей на выбор
Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.
В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.
Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.
Мы разные, но мы вместе
Россия многонациональная страна, в которой сосуществуют все традиционные религии мира: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Для сохранения мира и взаимоуважения очень важно с детства знать и понимать традиции своих соседей.
Поэтому с 4-го класса все школьники начинают знакомиться с культурологическими аспектами религиозных культур нашей страны, а также с основами светской этики.
Предмет, который получил название Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), — обязательный для изучения по ФГОС.
Основы религиозных культур и светской этики —
это курс, который