Заключение совета улемов Духовного собрания мусульман России
Вопросы поста и благословенного месяца Рамадан
Вступление
11 февраля 2024 года (1 шаабана 1445 по хиджри) состоялось заседание улемов Духовного собрания мусульман России, где были рассмотрены вопросы поста, суммы нисаба по золоту и серебру, а также суммы фитр садака и фидии в месяц Рамадан 2024 года.
Пост и его значение
Верующим предписан пост во время месяца Рамадан, чтобы они могли устрашиться и достичь благочестия. Пост устанавливается Аллахом для того, чтобы мы могли очистить свое сердце и душу, обратиться к Богу с искренним покаянием и молитвой.
Начало и окончание поста
Месяц Рамадан – время, когда ниспослан Коран и установлены четкие правила и указания, включая дни поста и время его окончания. Тот, кого застанет месяц Рамадан, должен поститься. А тем, кто болен или находится в пути, следует отсчитать равное количество дней в другое время.
Суммы фитр садака и фидии
Аллах желает облегчения и не желает затруднения для верующих. Поэтому были установлены суммы фитр садака и фидии, которые будут действовать в месяц Рамадан 2024 года. Эти пожертвования помогут тем, кто нуждается, и принесут благословение всему сообществу.
Заключение
Пусть в этот благословенный месяц Рамадан каждый из нас обратится к истинным ценностям веры, проявит сострадание и щедрость по отношению к тем, кто нуждается, и найдет в себе силу и мудрость для духовного роста. Да будут благословлены все верующие, сохранившие пост и стремящиеся к истинному покаянию и милосердию.
بسم الله الرحمن الرحيم
Соблюдение поста в месяце Рамадан
Согласно Корану, вступать в близость с женами в ночь поста разрешается, так как ваша жена – ваше одеяние, а вы – ее одеяние. Однако, не следует вступать в близость с партнером, когда находитесь в мечетях. За нарушение данных ограничений вас ждут последствия.
Пост взамен
Если вы заболели или находитесь в пути, вы можете перенести день поста на другое время. Кому не под силу выполнить дни поста, тому следует накормить бедного.
Решение улемов
Улемы Духовного собрания мусульман России определили даты начала и окончания месяца Рамадан на 2024 год. Первый день поста – 11 марта 2024 года, последний – 9 апреля 2024 года. Намаз Таравих будет совершаться с 10 марта по 8 апреля 2024 года, а Ид-аль-Фитр отмечается 10 апреля 2024 года.
Фитр-садака
Фитр – это обязательное пожертвование, выплачиваемое в месяц Рамадан. Величина фитр-садака на 2024 год составляет:
- 200 рублей (для малоимущих),
- 500 рублей (со средним заработком),
- от 1000 рублей (для состоятельных).
Фидия
Если вам не удается поститься по состоянию здоровья или возраста, вам необходимо выплатить фидию в размере от 350 рублей в день или 10150 рублей за весь месяц.
Следует помнить, что выполнение обрядов поста и платежи фитр-садака и фидии – обязанность каждого мусульманина, которую стоит выполнять с пониманием и смирением. Пусть месяц Рамадан станет временем духовного очищения и обращения к священным практикам Ислама.
Рассчеты выплаты Закята и Фитра в соответствии с предписаниями из Корана
Ниже приведены рассчеты сумм для выплаты Закята и Фитра в соответствии с указаниями из Корана:
Закят для золота
Нисаб для выплаты закята по золоту – (курс продажи грамма золота на 11.02.2024 года) 5847,00 р. * 84,4 г. = 493 486,8 рублей, округленно 490 000 рублей (если в течении года такая сумма и более была в хранении и не использовалась выплачивается 2,5 % из 100 %, н.р: 490 000 : 100 * 2,5 = 12 250 рублей).
Предписания Корана
Слова Всевышнего Аллаха в Коране по поводу закята:
Ниже приведены указания из Корана относительно закята и его выполнения.
Закят для серебра
Нисаб фитр-садака по серебру – 68,04 * 800 = 54 432 рублей, округленно 55 000 рублей, (нужен для высчитывания обязанности заклания животного удхыйа.
Плата за Курбан
в месяц Зуль-Хиджа по-другому Курбан, т.е если в течении трех дней на праздник Курбан Байран имеется такая или более сумма и она не включает в себя обязательные платежи, то резать Курбан является ваджибом (обязательно) согласно Ханафитскому мазхабу.
Условия для выплаты Закята, Фитра и Фидьи
Существует определенная категория людей, кому выплачиваются закят, фитр, фидия, в Коране Всевышний Аллах указывает:
Восемь категорий людей из числа мусульман, кому выплачивают закят, фитр, фидья:
- Факир (нуждающийся)
- Масакин (бедненький)
- Амиль (работник, собирающий Закят)
- Муаллафа кулубухум (сырые к сердцу)
- Фир-Рикаб (капитал для высвобождения заложников)
- Ибнус-сабил (попутчик, странник)
- Фир-рикаб (исполнение долга)
- Фисабильиллах (на путь Аллаха)
Значение Ляйлятуль-Кадр
Ночь Ляйлятуль-Кадр предположительно, согласно мнения ученных придется в ночь с 5-го на 6-ое апреля 2024 года. Учитывая особую ценность Ляйлатуль-Кадр призываем братьев и сестер в нечетные ночи последних десяти дней месяца Рамадан благоговейно молиться, и искать эту ночь на протяжении всех последних десяти ночей, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: Ждите (наступления) ночи Предопределения (Ляйлатуль-Кадр) в одну из десяти последних нечетных (ночей) Рамадана (аль-Бухари). В другом хадисе, переданном от Абу Хурайры (радыйаЛлаху анху), сказано: Тому, кто проведет в молитве Ночь Предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи. Сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: (Однажды) я спросила: О, Посланник Аллаха, скажи, если я узнаю (о наступлении) ночи Предопределения, что мне следует говорить? Он сказал: Говори: О, Аллах, поистине, Ты — Прощающий, Щедрый. Ты любишь прощать, так прости же меня!.
Статья о Таравих-намазе
Относительно Таравих намаза Абдурахман ибн Абдуль-Кари передал: Я вошел вместе с Умаром (радыйаЛлаху анху) в мечеть в месяц Рамадан. В мечети мы увидели, что все читают отдельно, маленькими группами.
Установление Таравих-намаза
Умар (радыйаЛлаху анху) воскликнул: Было бы очень хорошо сделать их единым джамаатом!” Именно так он и поступил, поставив имамом Убейю ибн Кяаба”. Имам Малик дополняет: Во времена Умара (радыйаЛлаху анху) читали двадцать ракаатов молитвы Таравих, с того момента двадцать ракаатов утвердились в качестве сунны. В то же время есть упоминание и о восьми ракаатах.
Таравих, состоящий из двадцати ракаатов, был окончательно утвержден халифом Умаром (радыйаЛлаху анху) с согласия асхабов Пророка (мир ему и благословение), что было признано значительной частью богословов более позднего периода, поэтому в месяц Рамадан желательно читать Таравих-намаз в 20-ть ракаатов.
Намерение для каждодневного поста
نَوَيْتُ اَنْ اَصُومَ صَومَ شَهْرِ رَمَضَانَ مِنَ الْفَجْراِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا لِلَّهِ تَعَالَى
Нәүәйтү ән әсумә саумә шәһри Рамаданә минәль – фәҗри иләл-мәгриби халисан лилләһи Тәгалә.
Навайту ан асуума саума шахри Рамадаана миналь фаджри иляль магриби халисан лилляяхи Тааля
Перевод:”Я намерился держать пост Рамазана от рассвета до захода солнца, искренне ради Всевышнего Аллаха”.
Ифтар догасы. Дуа разговения
اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ. فَاغْفِرْ لِي يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَا أَخَّرْتُ
Аллаһүммә ләкә сумтү вә бикә әмәнтү вә гәләйкә тәүәккәлтү вә галә ризкыйкә әфтартү фәгфирли йә Гаффару мә каддәмтү вә мә әххартү.
Аллахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва аляйка таваккялту ва аля ризкыйка афтарту фагфирлии йа Гаффару маа каддамту ва маа аххарту.
Перевод: “О, Аллах, ради Тебя я соблюдал пост, в Тебя я уверовал, на Тебя уповаю во всем и Твоими дарами пост прерываю. О, Всепрощающий, помилуй меня и прости мои прежние и будущие грехи.
Ибн Умар (радыяЛлаху анху) говорит, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُمَرَ رَضِىَ اللهُ عَنْهُمَا قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم الشَّهْرُ تِسْعٌ وَعِشْرُونَ فَإِذَا رَأَيْتُمُ الْهِلاَلَ فَصُومُوا وَإِذَا رَأَيْتُمُوهُ فَأَفْطِرُوا فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فَاقْدِرُوا لَهُ (رواه مسلم). و في рواية للبخاري فَإنْ غُـمَّ عَلَيْكُـمْ فَصُومُوا ثَلَاثِينَ يَوْمًا
«Месяц (состоит) из двадцати девяти дней. Увидев молодой месяц, соблюдайте пост, увидев молодой месяц снова, разговляйтесь (празднуйте). Если вы не увидели молодого месяца, то определяйте его наступление».
В другом риваяте, который передал имам аль-Бухари говорится: «Держите пост 30 дней».
Имам Муслим передает следующий хадис:
«Месяц состоит из двадцати девяти дней, увидев молодой месяц, соблюдайте пост, увидев молодой месяц снова, разговляйтесь (празднуйте). Если вы не увидели молодого месяца, то определяйте его наступление». Примечание: начало и завершение месяца Рамадан определяется двумя способами, первое – путем визуального наблюдения, второе – путем астрономических вычислений. По этим причинам возникают расхождения во времени. Оба этих способа вычисления считаются достоверными и потому пост у постящегося в обоих случаях будет действительным. В этом вопросе мусульманам необходимо придерживаться расписания, которое установлено официальными централизованными и местными мусульманскими организациями соответствующего региона. Всевышний в Священном Коране призывает нас:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الْأَمْرِ مِنكُمْ فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ ذَلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلًا
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по исходу; или по вознаграждению)!» (Ан-Ниса (Женщины), 59-й аят).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Имам у вас для того, чтобы следовать ему».
На основании заключения Совета Улемов Духовного собрания мусульман России определены даты месяца Рамадан и размеры выплат на 2024 год:
– 10 марта с заходом солнца наступает месяц Рамадан.
– 10 марта первый намаз «Таравих».
– 11 марта первый день поста.
– 8 апреля завершающий намаз «Таравих».
– 9 апреля заключительный день поста.
– 10 апреля праздничный намаз Ид-аль-Фитр Ураза-Байрам.
– Нисаб закята по золоту – 490 000 рублей, на (11.02.2024 года).
– Нисаб по серебру- 55 000 рублей, на (11.02.2024 года).
– Фитр – садака (милостыни разговения) составит: от 200 рублей (для малоимущих), от 500 рублей (со средним заработком), от 1000 рублей (для состоятельных)
– Садака фидия (искупление) – за день от 350 рублей.
Молим Всевышнего Аллаха, что бы Он принял наши посты, молитвы и милостыни и воздал за эти благодеяния в этом и вечном мирах! И сохранит всех Всевышний Аллах от бед и невзгод, простит грехи, укрепит веру, умножит имущество и поможет в добрых устремлениях.
Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров! Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!
Совет улемов Духовного собрания мусульман России.
Централизованная религиозная организация Духовное собрание мусульман России при поддержке Общероссийской общественной организации Российская ассоциация защиты религиозной свободы
О ситуации с соблюдением прав мусульман в Российской Федерации
г. Москва, 2020 г.
Введение
В 2020 г. отмечалось заметное снижение качества жизни и деградация уровня обеспечения прав и свобод мусульман по всему миру. Зафиксирован рост радикализации общественных настроений, усиление исламофобии, дискриминации и преследований по этноконфессиональному признаку.
Главной причиной этих негативных тенденций стало распространение пандемии коронавирусной инфекции, приведшей к изоляции исламских общин. Вместе с тем на ухудшение положения мусульман влияла не только эпидемическая обстановка. Многие из факторов стали прямым следствием целенаправленной социальной инженерии властей отдельных государств.
Реперной точкой кризисных процессов в этом году стало убийство 16 октября в пригороде Парижа 18-летним выходцем из Чечни Абдуллахом Анзоровым учителя истории Самюэля Пати. Это событие привело к резкому всплеску межконфессиональных противоречий в Европе, отозвавшись афтершоками по всему миру.
Глобальные тенденции не могли не сказаться и на ситуации в России. Французские события дали толчок к публичному проявлению исламофобии со стороны ряда публичных лиц и политиков. Пандемия привела к острым социальным проблемам, связанным с мигрантами из мусульманских стран Средней Азии и Азербайджана, которые оказались в тяжелом положении по причине закрытия границ. Обострение Нагорно-Карабахского конфликта также спровоцировало усиление межконфессиональных противоречий на российской территории.
Звучание в 2020 г. в России приобрели темы обеспечения адекватного представления исламской культуры, учета интересов мусульманской общины при формировании национального культурного дискурса, предотвращения негативного влияния на образовательные и воспитательные процессы в исламской среде со стороны оппонентов России на мировой арене.
Вместе с тем, используя обширный опыт преодоления кризиса межэтнических и меконфессиональных противоречий 90-х – начала 2000-х, сейчас России удается последовательно добиваться гармонизации отношений между представителями основных этнических и конфессиональных групп, снижения напряжения, решения застарелых проблем.
Представляемый вашему вниманию экспертный доклад является продолжением начатой в 2019 г. Духовным собранием мусульман России при поддержке Российской ассоциации защиты религиозной свободы комплексной работы по анализу положения дел с соблюдением прав российских мусульман. В документе систематизируются основные обозначенные вызовы в сфере защиты прав исповедующих ислам граждан России и мигрантов, даны оценки и рекомендации по дальнейшему совершенствованию российской внутренней и внешней политики на исламском направлении.
Проявления исламофобии
Российское общество, в целом, не подвержено исламофобии. Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством с момента начала своего исторического развития.
Эта история требует дальнейшего анализа, однако, по некоторым признакам, она может быть квалифицирована как проявление неуставных отношений, в основе которых были элементы неприязненного отношения на религиозной почве.
Данные акты исламофобии являются незначительными по масштабам и не одобряются подавляющим числом россиян. Тем не менее, они свидетельствуют о наличии ряда системных проблем в сфере культуры, образования и воспитания, для решения которых необходимо мобилизовать силы государства и общества.
Фактором, безусловно, подогревшим точечные проявления исламофибии стали антимусульманские настроения президента Франции Эммануэля Макрона. В своей речи о «борьбе с сепаратизмом», последовавшей за октябрьскими событиями в пригороде Парижа, он заявил, что ислам — «религия, находящаяся в кризисе по всему миру», и французские власти обратят особое внимание на обучение детей. Макрон высказал идею о необходимости построить в стране «просвещенный ислам» и «освободить ислам во Франции от иностранного влияния».
9 декабря 2020 г. во Франции был обнародован законопроект, направленный на борьбу с т. н. «исламистским радикализмом».
Среди примечательных мер — обязательное обучение в школе с трехлетнего возраста с возможностью отказа от обучения в пользу домашнего обучения только в особых случаях. Эта мера направлена на то, чтобы покончить с так называемыми «подпольными» школами.
Другая статья призывает мечети регистрироваться как места отправления культа, чтобы их можно было лучше идентифицировать. Многие из более чем 2600 мечетей страны в настоящее время работают по правилам для ассоциаций. Иностранное финансирование мечетей, хотя и не запрещено, должно быть заявлено, если оно превышает 10 000 евро.
Законопроект предусматривает наказание в виде штрафа и тюремного заключения на срок до одного года за то, что врач предоставит молодой женщине свидетельство о девственности, которое иногда требуется для вступления в брак.
При этом слова «ислам» или «мусульманин» ни разу не упоминаются в тексте, состоящем из примерно 50 статей, направленных на обеспечение лучшего надзора за мечетями, ассоциациями, государственными службами и школами и нацеленных на дальнейшую защиту французского секуляризма, который уже закреплен в законе. Но истинная цель закона ни для кого не является секретом.
Правозащитные группы выражают обеспокоенность по поводу этой законодательной инициативы французских властей, которая направлена на дискриминацию французских мусульман.
Необходимо отметить, что действия Макрона являются грубым нарушением прав мусульманского населения, принципа свободы совести и вероисповедания. Президент страны – члена Совета Безопасности ООН и одного из лидеров Евросоюза фактически обвинил в причастности к совершенному одним человеком преступлению все мусульманское сообщество страны.
В то же время, существенно большую опасность представляют высказывания ряда известных политиков, журналистов и общественных деятелей, содержащие в себе черты исламофобии.
Известная журналистка, блогер, а в прошлом кандидат на должность Президента Российской Федерации, Ксения Собчак выложила в своих социальных сетях пост, в котором выразила восхищение жесткой позицией Макрона и призвала религиозных людей отказываться от просмотра того контента, который им не по душе, но позволить другим людям пользоваться своей свободой слова.
Кроме того, Собчак раскритиковала позицию главы Чечни Рамзана Кадырова, который заявил, что свободой слова во Франции называют «издевательское отношение к религии» и «покушение на ценности других людей». Блогер напомнила, что убитый учитель перед демонстрацией карикатур предложил на время покинуть класс тем ученикам, которых могло оскорбить содержание рисунков по религиозным причинам.
Последнее заявление, прозвучавшее в эфире популярной в России и имеющей миллионную аудиторию радиостанции из уст известной журналистки и писательницы, постоянно проживающей в США, но позиционирующей себя в качестве российского общественного деятеля, представляется особенно опасным, содержащим не только исламофобские, унижающие человеческое достоинство религиозной группы, но и отчетливо экстремистские идеи.
В настоящее время Атабей скрывается от турецкого правосудия на территории Российской Федерации, а, следовательно, его исламофобская выходка имеет непосредственное отношение к нашей стране.
Наличие подобных заявлений известных в России политиков и общественных активистов требует отдельного анализа и актуализирует проблему этического поведения представителей политической сферы. С нашей точки зрения, подобные суждения должны стать предметом особого внимания со стороны профильных комитетов и комиссий Государственной Думы, Совета Федерации, Общественной палаты России. Необходимо выработать ответ со стороны всех институтов гражданского общества в отношении проявлений исламофобии в публичной общественно-политическом пространстве.
Еще одним проявлением исламофобии является распространенное в публичном пространстве отождествление террористической деятельности с исламом и мусульманами. Попытки связывать экстремизм и терроризм с исламом и другими традиционными религиями является недопустимым.
В июле 2020 г. возникла ситуация, которая может спровоцировать рост исламофобии. Духовное управление мусульман России (ДУМ РФ) запретило мусульманам жениться на немусульманках.
Согласно решению, выйти замуж за мусульманина может немусульманка, которая, например, считает Иисуса не Богом, а Божьим посланником, наряду с пророком Мухаммедом, и признает существование единого Бога. При этом женщина должна выражать готовность следовать предписаниям Корана. В заявлении сказано, что для двух столь близких людей, как муж и жена, для прочности их союза важно наличие общих жизненных ценностей, в том числе и в вопросах религии.
Строительство и возвращение мечетей
Острой проблемой по-прежнему остается недостаточное количество мечетей и исламских центров. Несмотря на то, что в последнее время в различных регионах России было построено значительное количество культовых сооружений, ситуация остается сложной. Прежде всего, речь идет о регионах нетрадиционного проживания мусульман, в том числе, крупных мегаполисах. В таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, количество мечетей и их вместимость не отвечает потребностям городских мусульманских общин (по экспертным оценкам: в г.Москва четыре мечети на проживающих более двух миллионов мусульман, в г. Санкт-Петербург две мечети на проживающих более 1,5 миллиона мусульман, в г. Краснодар не одной мечети на проживающих более трехсот тысяч мусульман города). Это не только препятствует реализации религиозных прав мусульман, проживающих постоянно или временно на этой территории, но и создает проблемы и дополнительную напряженность в межобщинных отношениях в местах размещения религиозных объектов в условиях значительного скопления числа верующих, особенно в праздничные дни.
В некоторых случаях наблюдаются попытки со стороны органов государственной власти или местного самоуправления создания необоснованных препятствий для строительства или возвращения мусульманской общине мечетей.
В 2020 году вопрос о строительстве мечетей продолжает оставаться одним из наиболее актуальных в сфере прав мусульман. В частности, заместитель председателя религиозной организации мусульман Санкт-Петербурга «Аль-Фатх» Джамаледдин Махмутов обратил внимание на необходимость строительства новой мечети в северной столице.
Не менее острой является проблема строительства новой мечети в Москве. 16 ноября 2020 г. Национальная автономия татар Юго-Восточного округа Москвы направила открытое письмо мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой о строительстве мечети на территории округа.
Очевидно, ситуация в Калининградской области и в других субъектах Федерации с подобными проблемами нуждается во всестороннем анализе и принятии незамедлительных решений по удовлетворению потребностей мусульманского населения в облегчении доступа к культовым местам. В этом вопросе нужна кооперация усилий со стороны государства и гражданского общества. Решения должны быть комплексными, учитывающими реальные потребности, миграционные и демографические тенденции. Площадкой для обсуждения данной проблемы могут стать региональные советы по межнациональным и межрегиональным отношениям и региональные общественные палаты. Необходимы систематизация, изучение и распространение положительных практик решения проблемы строительства мечетей в регионах нетрадиционного проживания мусульман.
В то же время, есть и позитивные результаты. В декабре 2020 года Духовному управлению мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края в судебном порядке удалось добиться признания незаконным отказа Минобороны России в передаче нежилого здания в Майкопе. Речь идет о здании первой мечети Майкопа, которое расположено на Краснооктябрьской улице.
Заслуживает пристального внимания и оперативного вмешательства ситуация с мечетью «Куш Манара» в селе Татарская Каргала Оренбургской области. В 2008 году мечеть была включена в список вновь выявленных объектов культурного наследия. Однако, несмотря на неоднократные обращения жителей села в Министерство культуры Оренбургской области, финансовая помощь на восстановление мечети не была выделена. Более того, попытки мусульманской общины самостоятельно отремонтировать здание, были признаны не соответствующими установленным нормативам. В 2015 году Министерство культуры провело проверку, в результате которой были выявлены нарушения законодательства в сфере охраны памятников истории и культуры. Ремонтные работы было предписано остановить.
Отсутствие целевого финансирования не позволяет выполнить требуемый объем реставрации мечети как памятника архитектуры. Единственным выходом является выведение мечети из реестра памятников истории и культуры. Однако соответствующая просьба жителей села была отклонена.
«Создается впечатление, — отмечено в коллективном обращении жителей к члену Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека А. С. Броду, — что представители Инспекции, Министерства культуры совершенно не слышат нас, не воспринимают наши доводы. Жители села недоумевают, как можно разрушать храм, который выстоял и работал в годы войны, в советский период».
Это не единственный пример в Российской Федерации. Представляется необходимым рассмотреть возможность перевода в подобных случаях мечетей из статуса памятников регионального значения в статус объектов муниципального значения. Целесообразно сформировать более гибкую систему реагирования на проблемы реставрации религиозных объектов, в основе которой должны быть интересы граждан — жителей данного населенного пункта.
Преступления против исламских духовных лидеров
Основной причиной убийств религиозных лидеров является стремление экстремистских сил дестабилизировать ситуацию, добиться радикализации настроений в мусульманской общине, внести раскол в российское общество. Важно отметить, что именно духовные лидеры, являющиеся, как правило, самыми авторитетными представителями мусульманских общин, выполняют основную функцию по обеспечению мира и гармонии в межобщинных отношениях, разрешения конфликтных ситуаций, предотвращения распространения радикальных идеологических концепций, не имеющих ничего общего с традиционным исламом.
В 2020 г. покушений и убийств религиозных деятелей не зафиксировано. Это является важной положительной тенденцией, свидетельствующей как об эффективной работе правоохранительных структур по предотвращению преступлений, так и о совершенствовании профилактической и просветительской работы в мусульманских сообществах, ведущую роль в которой играют религиозные организации России.
Неконвенциональные группы мусульман и власть
Особое место в анализе положения мусульман занимает проблема неконвенциональных религиозных групп радикальной направленности, деятельность которых запрещена в России. Они не подчиняются юрисдикции действующих в Российской Федерации и признаваемых в качестве представителей мусульманской общины Централизованных религиозных организаций-муфтиятов и не связаны с традиционно исповедуемыми народами России направлениями ислама.
Как правило, эти организации прикрываются псевдосалафитской и такфиритской риторикой, но имеют мало общего с исламом в целом. Их политико-религиозные взгляды представляют радикальную экстремистскую и зачастую террористическую, эклектичную в своей основе, идеологию, направленную на реализацию политических целей и закамуфлированную под религиозные взгляды.
Неконвенциональные организации получили распространение в 90-е гг. XX в., прежде всего на Северном Кавказе, но также имеют определенное количество сторонников и в других регионах России. Распространение псевдосалафитских организаций и деятельность их приверженцев на территории России является многоплановой проблемой, решение которой должно носить комплексный характер. С одной стороны, их работа на территории России, вовлечение в их ряды российских мусульман с последующим участием в экстремистской и террористической деятельности, представляет значительную угрозу интересам российских мусульман, их жизни, здоровью и имуществу. С другой стороны, несоразмерное или несправедливое уголовное преследование россиян — участников радикальных групп — может стать питательной средой для роста напряженности и конфликтности в межнациональных и межконфессиональных отношениях. Особенно актуальной данная проблема является в некоторых регионах Северного Кавказа, а также в Республике Крым. Религиозным организациям, общественным и государственным институтам в данной связи необходимо проводить широкую просветительскую работу, развенчивать идеологию экстремизма от основ веры. Тем самым исключить возможность вербовки и использования набожных чувств верующих в противозаконных действиях.
Рассмотрим ряд резонансных дел, связанных с участием россиян в неконвенциональных организациях в 2020 г.
Еще весной – летом 2017 года в Санкт-Петербурге, Дагестане и Кабардино-Балкарии были задержаны 11 российских мусульман. Всем им было предъявлено обвинение в причастности к исламской организации «Ат-Такфирваль-Хиджра», признанной в 2010 году экстремистской Верховным судом России. Одного из них, монтажника из Санкт-Петербурга Шамиля Фаталиева, обвинили в организации ячейки (ч. 1 ст. 282.2 УК РФ), остальных — в участии в её деятельности (ч. 2 ст. 282.2 УК РФ).
23 апреля 2019 года Ленинский районный суд Санкт-Петербурга приговорил Фаталиева к семи годам колонии общего режима, остальные фигуранты получили сроки от двух с половиной до трёх лет. Пятерых из них освободили в зале суда, поскольку они уже отбыли срок в СИЗО. Из всех осужденных в настоящее время отбывает наказание только Фаталиев.
Эта ситуация требует отдельного анализа. Правозащитный центр «Мемориал» признан в России «иностранным агентом» и получает иностранное финансирование. Данное заявление направлено на дестабилизацию ситуации в России, представляет попытку сыграть на достаточно болезненной теме, разжечь межконфессиональный конфликт. Представляется необходимым интенсифицировать взаимодействие между государством и структурами гражданского общества, представляющими интересы российских мусульман, с целью купирования угроз межнациональному и межконфессиональному миру.
К сожалению, действия представителей правоохранительных структур по борьбе с террористическими организациями могут привести к нарушению прав законопослушных мусульман. Именно такой случай имел место в Астрахани в ноябре 2020 г.
Очевидно, что подобные эксцессы требуют тщательного анализа как со стороны представителей государственной власти, так и со стороны институтов гражданского общества. Признавая необходимость противодействия терроризму, мы, тем не менее, отмечаем, что подобные проверки не должны нарушать личные права мусульманского населения России.
Нарушения прав мусульман проявляются и при проверке помещений мусульманских организаций представителями правоохранительных органов на основании закона и сложившейся правоприменительной практики. Деятельность сотрудников правоохранительных структур, как правило, ограничена исключительно правовыми нормами. При этом не учитываются или учитываются не в полной мере исторические и культурно-психологические аспекты, в том числе традиции, обычаи, уклад жизни мусульман. Эти действия зачастую воспринимаются мусульманским сообществом как акты государственного насилия в отношении исламской уммы.
В данных ситуациях важен предварительный переговорный процесс, который имеет колоссальный потенциал, предоставляет сторонам возможность самостоятельно и добровольно прийти к конструктивным решениям, проработать и учесть культурно-психологические аспекты.
В этом процессе большую роль могли бы сыграть представители мусульманских организаций, которые повсеместно входят в общественные советы при всех региональных структурах МВД. Их консультация и непосредственное участие способны создать благоприятную почву для предотвращения конфликтов, изменения отношений представителей мусульманского сообщества к действиям сотрудников правоохранительных органов, помочь в разрешения различных спорных ситуаций.
Проблемы ношения традиционной мусульманской одежды
Одной из самых резонансных проблем во взаимоотношениях мусульман и немусульманской части российского общества остается возможность использования религиозной одежды. Прежде всего, речь идёт о ношении хиджабов в образовательных учреждениях.
На сегодняшний день в Российской Федерации нет федерального закона, четко регулирующего данный вопрос, вследствие чего остается возможность возобновления конфликтов на почве ношения хиджаба в светских школах. Сложившаяся административная и правоприменительная практика носит неоднозначный и противоречивый характер и зависит от специфики субъекта Федерации.
В 2020 г. в поле зрения общественности оказалось несколько скандалов, связанных с религиозной одеждой.
Санаторий «Русь» курортного города Ессентуки не допустил одну из постоялиц в бассейн из-за мусульманского закрытого купальника — буркини. Жительница Москвы Зульфия Закарьянова приехала на Кавказ отдохнуть и подлечиться. Стоило женщине в буркини зайти в бассейн, как прибежали сотрудники пансионата и стали настойчиво просить ее выйти из воды, ссылаясь на правила учреждения о недопустимости плавать в закрытом купальнике. В инциденте с купальником Закарьянова увидела ущемление прав человека по религиозному признаку. «Я с такой дискриминацией не сталкивалась ни в одном регионе России, ни за рубежом», — заявила она.
Данный инцидент не является типичным для России и заставляет вспомнить о множестве подобного рода случаев, характерных для Франции и других стран Западной Европы. Представляется неправильным перенесение подобных запретительных норм из практики европейских государств, находящихся в настоящее время в состоянии глубокого кризиса в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.
Более распространенным в российских реалиях является запрет на хиджабы в образовательных учреждениях: школах, вузах и колледжах.
В ноябре 2020 г. стало известно о запрете директора Столбищенской средней общеобразовательной школы Лаишевского района Республики Татарстан Ирины Романовой учащимся-мусульманкам носить платки.
11 ноября родители семиклассницы написали заявление в прокуратуру с жалобой на нарушение прав ребенка на образование и личную неприкосновенность. Родители школьницы рассказали о «психологическом давлении на девочку во время беседы с классным руководителем и учителем татарского языка».
Таким образом, проблема ношения хиджаба остается актуальной. Однако в 2020 г. наметилась позитивная тенденция. Ситуация постепенно нормализуется. Количество скандалов, связанных с хиджабом, существенно уменьшилось. Как правило, в ходе разбирательств в судебном или досудебном порядке принимаются решения, учитывающие интересы мусульман. Это свидетельствует о постепенном снижении остроты проблемы и выработке в российском обществе компромиссных решений, учитывающих интересы мусульманского населения.
Еще одной актуальной проблемой является возможность ношения никаба. Этот головной убор вызывает неоднозначную реакцию как среди немусульман, так и в мусульманской части российского общества.
В частности, муфтий ДУМ Чеченской Республики Салах Межиев считает, что ношение никаба нежелательно в России, потому что это привлекает внимание, а необычная одежда может вредить мусульманам, способствовать исламофобии.
Никаб в современном российском обществе недопустим, потому что он не отводит соблазны, а, наоборот, привлекает внимание, считает руководитель местной религиозной организации мусульман «Седьмое поколение», действующей в Москве, имам Алишер Джураев.
Иную позицию занимает заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов. По его мнению, помимо культурологического аспекта, в распространении никаба имеют значение устремления самих людей, ратующих за ношение никаба. «Те люди, которые руководствуются посылом надевать никаб и скрывать лицо, они как бы руководствуются главным принципом — сохранить свою форму, святость и свою непорочность, чтобы тем самым не спровоцировать посторонних людей, мужчин в данном случае, по отношению к облику, красотам женщины», — отметил Мухетдинов. В то же время, он указал, что вопрос ношения никаба нужно рассматривать, исходя из особенностей того общества, в котором живет человек, где даже благое деяние может перейти в разряд харама (греха). «Для России в наш текущий момент в центральных регионах, в Москве, где проживает абсолютное большинство немусульманского населения, ношение никаба является фактором подозрительности, раздражительности, пристального внимания. Таким образом, люди, которые носят никаб, достигают целей диаметрально противоположных, которые должны достигаться женщиной, желающей надеть никаб», — рассказал Мухетдинов.
Очевидно, вопрос о ношении никаба не является однозначным, в значительной степени определяется теми традициями, которые существуют в каждом конкретном регионе.
Права мусульман в пенитенциарной системе
Одной из ключевых проблем в сфере защиты прав мусульман является анализ ситуации в пенитенциарных учреждениях. В условиях пандемии, введенных ограничений и серьезного сокращения производственных мощностей и объема рынка труда, значительная часть мусульман-гастарбайтеров потеряла работу и источники средств к существованию, а также лишилась возможности перемещения как внутри страны, так и выезда за пределы России. Это привело к росту имущественных преступлений со стороны данной категории мигрантов и дополнительному притоку мусульман в пенитенциарные учреждения.
Серьезной проблемой заключенных-мусульман является ограничение контактов с представителями мусульманского духовенства. Это открывает возможности для активного действия представителей неконвециональных организаций, вербовки заключенных-мусульман в ряды запрещенных в России террористических структур.
Представитель Духовного управления мусульман Республики Татарстан Марсель хазрат Мингалеев отмечает существенные успехи, достигнутые в отношении взаимодействия исламских религиозных организаций, администрации колоний и заключенных-мусульман.
Работа с такими мусульманами начинается с азов ислама, чтобы восполнить пробелы в их религиозном образовании. Почти все заключенные быстро понимают, где и как их ввели в заблуждение, навязав ложные ценности, — и ужасаются тому, сколько грехов они совершили.
Это взаимодействие создает хорошую основу для облегчения положения заключенных-мусульман.
Отражение мусульманской темы в сфере культуры и искусства
Актуальное значение в последнее время приобретает необходимость защиты прав мусульман в культурной сфере. В последнее время усиливаются атаки на традиционные ценности, религиозно-культурные основы современного общества. Основная цель — дискредитация, размывание культурного кода. В качестве инструментария подобных информационных кампаний, как правило, выступают телевидение, киноиндустрия, театральная сфера, литература и музыка.
В 2020 г. внимание общественности привлекла экранизация романа известной российской писательницы Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза». Показанный на телеканале «Россия 1» в апреле 2020 г. сериал вызвал широкое возмущение и обоснованную критику со стороны мусульманской общественности.
Глава Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов направил обращения в адрес генерального директора Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании Олега Добродеева и руководителя Федерального агентств по делам национальностей Игоря Баринова, в которых выражена позиция многочисленных писем в ДСМР представителей мусульманских организаций и верующих граждан после показа в эфире телеканала «Россия 1» второй серии сериала «Зулейха открывает глаза».
В обращении муфтий подчеркнул, что он получил массу негативных сообщений и отзывов по содержанию сериала, в котором озвучиваются фамилии и имена уважаемых и известных муфтиев современной России в качестве политзаключенных, а также откровенной интимной встречи в мечети.
«Выражаем свое недоумение качеством знания истории создателей фильма и считаем продемонстрированные кадры на всю Россию лжефактом и оскорблением чувств верующих мусульман. Все это вызвало большой негативный общественный резонанс, а нам всем сегодня, как никогда, необходимы единство общества и сплоченность», — говорится в письме.
Ранее отвечая на вопрос журналистов относительно проведения экспертизы и запрета религиозных книг, ректор Российского Исламского Института, председатель Совета по исламскому образованию России, доктор политических наук Рафик Мухаметшин указан на отсутствие четких механизмов запрета. В частности, происходит подмена религиоведческой экспертизы лингвистической, которая является более формальной, позволяет делать внеконтекстную оценку любого фрагмента текста. Как отмечали многие эксперты, на основе такой экспертизы можно запретить практически любую книгу, вплоть до детских сказок Андерсена, Пушкина и других известных авторов.