Рабочие листы для уроков ОРКСЭ (модуль Светская этика)
Обучающиеся общеобразовательных школ (11-12 лет)
Для чего
- Этика общения и золотое правило нравственности
- Добро и зло как нравственные категории
- Критерии этикета – разумность, красота и гигиена
- Россия – наша Родина
- Этика – наука о нравственной жизни человека
- Этика и этикет. Премудрости этикета
Введение курса ОРКСЭ
В соответствии с приказом министерства образования и науки Российской Федерации с 1 сентября 2012 года в четвертых классах общеобразовательных учреждений ввели курс Основы религиозной культуры и светской этики (сокращенно – ОРКСЭ).
В рамках преподавания комплексного курса Основы религиозной культуры и светской этики не предусматривается обучение религии (преподавание вероучения). Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Модули курса ОРКСЭ
Курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики
Содержание модулей ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов. Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах.
Основы религиозных культур и светской этики
Преподавание ведется по учебникам, рекомендованным министерством образования Российской Федерации. Школьники получают их бесплатно.
Обращаем Ваше внимание, что выбор модуля, который будет изучать в 4 классе Ваш ребёнок — исключительно право Вашей семьи, только Ваше право!
Ваше решение обязательно должно быть зафиксировано личным заявлением, форма которого также утверждена указанным регламентом.
Зачем в школе вводится курс Основы религиозных культур и светской этики
ПОЛОЖЕНИЕ о безотметочной системе оценивания курса Основы религиозных культур и светской этики в МБОУ СОШ № 5.
Учебный предмет ОРКСЭ — Основы религиозных культур и светской этики
28.02.2024 года состоится родительское собрание о выборе модуля комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики.
В 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики, включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника.
Образование и воспитание школьников
Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника.
Выбор основ религиозной культуры или мировых религиозных культур
В связи с этим выбор для изучения школьником основ определенной религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося. При этом вы можете посоветоваться с ребенком и учесть его личное мнение.
Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку.
Процесс выбора модулей
Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.
Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей и заполнение личного заявления о выборе — обязательно. Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.
Дополнительная информация
- Письмо Минобрнауки от 19.01.2018 №08.96
- О реализации курса ОРКСЭ
- О выборе модулей курса ОРКСЭ
- Комплексный учебный курс Основы религиозных культур и светской этики
- Вопросы и ответы о преподавании курса Основы религиозных культур и светской этики
Сайт школы
В 2023-2024 учебном году размещение информации соответственно требованиям к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации осуществляется на сайте: http://школа109-уфа.рф
МАОУ Школа № 109 имени Героя Советского Союза Мансура Идиятовича Абдуллина городского округа город Уфа Республики Башкортостан информирует, что сайт 109-school.ucoz.ru не является сайтом школы. Сайт 109-school.ucoz.ru закрыт и ссылки на него недействительны.
Цели и задачи ОРКСЭ
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи ОРКСЭ
Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей).
Развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества.
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи.
Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Комплексный учебный курс Основы религиозных культур и светской этики
Комплексный учебный курс Основы религиозных культур и светской этики включает шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника:
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики
Время, выделенное на освоение программы
Время, выделенное на освоение образовательной программы КУК ОРКСЭ, составляет 34 часа в 4 классе (1 час в неделю в течение учебного года). Уроки по курсу ОРКСЭ – безотметочные, где объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика.
Родительское собрание и процесс выбора модуля
Родительское собрание в 3 классах по вопросу выбора модуля комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики на 2023-2024 учебный год состоится в актовом зале МАОУ Школа №109 имени М.И.Абдуллина 06.04.2023г. в 18:30ч.
Приказ от 30.03.2023 г. № 122 О проведении родительского собрания по выбору модуля КУК ОРКСЭ на 2023-2024 учебный год.
Протоколы родительских собраний на 2021-2022 учебный год:
- Протокол 3 А класса
- Протокол 3 Б класса
Научно-методические основы преподавания
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
- Нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов
- Развитие интереса к окружающему миру
- Формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны
- Содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников
Особенности курса ОРКСЭ
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на нормах законодательства Российской Федерации. Курс позволяет родителям выбирать один из шести модулей, что является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный курс ОРКСЭ: комплексная система образования
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания.
Направление и задачи курса ОРКСЭ
Учебный курс ОРКСЭ направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России.
Преподавание и организация
В школе курс ведут светские педагоги, содержание культурологическое. Основная цель – воспитание личности гражданина России через приобщение к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Базовые национальные ценности
- Отечество
- Семья
- Культурная традиция
Вся программа организована вокруг этих ценностей, придерживаясь цели воспитания детей.
Организация курса и методы обучения
Принципы преподавания
Программа длится один учебный год в 4 классе, проводится 1 урок в неделю. Педагогический подход ориентирован на запросы и потребности социокультурных групп российского общества.
Инструменты обучения
Обучение включает использование как традиционных, так и современных технологий. Деятельностный подход подразумевает использование различных методов обучения.
Содержание модулей курса ОРКСЭ
- Введение в православную духовную традицию.
- Культура и религия православных христиан.
- Добро и зло в православной традиции.
- Золотое правило нравственности.
- Отношение к труду, долг и ответственность.
- Православие в России: храмы и святыни.
- Символический язык православной культуры: иконы, фрески, церковное искусство.
В рамках этих модулей ученики изучают основные понятия и ценности православной культуры, развивают понимание религиозных и моральных принципов.
Христианская семья и ее ценности.
Этика – наука о нравственной жизни человека.
Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.
Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.
Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.
Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.
Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин.
Основы религиозных культур народов России
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.
Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.
Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.
Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.
Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.
Будда и его учение. Буддийские святые.
Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы, ритуалы, святыни.
Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.
Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:
Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.
Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Открытый онлайн-урок по теме Справедливость
Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей
План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ
Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ
Памятка для родителей (законных представителей) обучающихся начальной общеобразовательной школы по выбору модуля для изучения комплексного учебного курса
План-график проведения родительских собраний по выбору модулей курса ОРКСЭ на 2024-2025 учебный год МБОУ СОШ№92.
Ответственный за проведениеОзнакомление с содержанием курса ОРКСЭВыбор модулей курса ОРКСЭ на 2023-2024
Информация о результатах выбора родителями (законными представителями) обучающихся 3классов модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на 2023-2024 учебный год. 03.03.23г. и 17.03.23г. в МБОУ СОШ№92 были проведены родительские собрания в 3х классах, на которых родители обучающихся познакомились с модулями ОРКСЭ, смогли получить ответы на интересующие их вопросы, и сделали свой выбор.
«Основы мировых религиозных культур»«Основы светской этики»
по обеспечению свободного, добровольного, информированного выбора одного из курсов«Основы мировых религиозных культур и светской этики»Информирование родителей ( законных представителей) учащихся 3х классов об учебных модулях курса ОРКСЭ и их праве осуществить свободный выбор одного из модулей для изучение несовершеннолетним обучающимся, в том числе через размещение информации на сайте школы.Презентация о каждом модуле для родителей.Проведение родительских собраний с приглашением представителей религиозных организаций по вопросу о добровольном выборе модуля ОРКСЭ
Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Основы религиозных культур и светской этики, включённый в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.
Модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Цель изучения модуля— систематическое изучение православной христианской традиции и приобщение его к православной культуре, прежде всего в её мировоззренческом и нравственном измерениях. Среди основных тем курса: «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции». «Любовь к ближнему», «Милосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и другие святыни», «Православный календарь», «Христианская семья и её ценности». Дополнительные занятия по модулю могут составить экскурсии в храмы, посещение музеев древнерусского искусства, концертов духовной музыки, встречи с представителями православного духовенства. Уроки и дополнительные занятия предусматривают взаимодействие учителя с семьями школьников, совместное изучение и освоение ценностей и традиций Православия.
Модуль «Основы исламской культуры» знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры мусульманства или ислама.
Основными темами модуля «Основы исламской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются: «Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции», «Столпы ислама и исламской этики», «Обязанности мусульман», «Для чего построена и как устроена мечеть», «Мусульманское летоисчисление и календарь», «Ислам в России», «Семья в исламе», «Нравственные ценности ислама», «Искусство ислама». Завершается изучение темой «Праздники мусульман». Кроме сведений о мусульманских праздниках, учащиеся узнают о праздниках народов России, для которых ислам является традиционной религией.
Модуль «Основы буддийской культуры» ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх мировых религий.
Изучение модуля «Основы буддийской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматриваетосвоение учащимися следующих основных тем: «Введение в буддийскую духовную традицию», «Будда и его учение», «Буддийские святые», «Семья в буддийской культуре и её ценности», «Буддизм в России», «Человек в буддийской картине мира», «Буддийские символы», «Буддийские ритуалы», «Буддийские святыни», «Буддийские священные сооружения», «Буддийский храм», «Буддийский календарь», «Праздники в буддийской культуре», «Искусство в буддийской культуре».
Модуль «Основы иудейской культуры» ориентирован на семьи, сознающие свою связь с религиозной традицией и культурой иудаизма.
Содержание модуля включает следующие основные темы: «Введение в иудейскую духовную традицию», «Тора — главная книга иудаизма», «Классические тексты иудаизма», «Патриархи еврейского народа»,«Пророки и праведники в иудейской культуре», «Храм в жизни иудеев», «Назначение синагоги и её устройство», «Суббота (Шабат) в иудейской традиции», «Иудаизм в России», «Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев», «Ответственное принятие заповедей», «Еврейский дом», «Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности», «Еврейские праздники: их история и традиции», «Ценности семейной жизни в иудейской традиции».
Модуль «Основы мировых религиозных культур» предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.
Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религияхмира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира». Модуль информационно насыщен, на его изучение отводится всего лишь один час в неделю, поэтому для его усвоения необходима работа во внеурочное время, совместное обсуждение взрослыми и детьми изученного материала.
Нравственный опыт самого человека и всего человечества в целом составляет основное содержание учебного модуля «Основы светской этики», который направлен на знакомство школьников с основами нравственности, даёт первичные представления о морали и её значении в жизни человека, опираясь на положительные поступки людей. Данный учебный модуль создает условия для воспитания патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
Преподавание модуля «Основы светской этики» предусматривает изучение следующих основных тем: «Культура и мораль», «Этика и её значение в жизни человека», «Праздники как одна из форм исторической памяти», «Образцы нравственности в культурах разных народов», «Государство и мораль гражданина», «Образцы нравственности в культуре Отечества», «Трудовая мораль», «Нравственные традиции предпринимательства», «Что значит быть нравственным в наше время?», «Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали», «Этикет», «Методы нравственногосамосовершенствования». Модуль «Основы светской этики» способен внести вклад в установление лучшего взаимопонимания ребёнка с родителями, установлению согласованных нравственных требований.
Киркина Юлия Ивановна
Учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Марковская средняя общеобразовательная школа».
Специальный приз конкурса «Клевер ДНК» от учебно-методического центра образовательно-просветительского проекта «Клевер Лаборатория» за 2023 год.
Последнее изменение: Четверг, 23 ноября 2023, 02:01
◀︎ Цикл видеороликов «Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери – колыбель современного духовенства»
«Квест-экскурсия «По следам Макария Невского» ▶︎