Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- Нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
- Развитие интереса к окружающему миру;
- Формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
- Содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.
Особенности курса ОРКСЭ
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации Об образовании, Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации; О свободе совести и религиозных объединениях.
В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом О свободе совести и религиозных объединениях выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги. Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.
Содержание всех модулей комплексного учебного курса:
- Подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России;
- Организовано вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья, культурная традиция.
На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса. Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.
Курс основ религиозных культур и светской этики в школе № 57
В школе № 57 акцент делается на деятельностный подход к обучению, используя традиционные и современные обучающие технологии. Один из курсов, который рассчитан на учебный год в 4 классе, – это Основы религиозных культур и светской этики.
Деятельностные методики
- Исследование
- Различные виды проектов
- Мозговой штурм
- Анализ жизненных ситуаций
- Игровые технологии
- Дискуссии
Принципы курса
Преподавание базируется на запросах и потребностях социокультурных групп в российском обществе. Родители учеников имеют право на свободный выбор модуля для изучения своими детьми.
Основное содержание модулей
Основы православной культуры
- Введение в православную духовную традицию
- Добро и зло в православной традиции
- Символический язык православной культуры
- Христианская семья и ее ценности
Основы светской этики
- Этика общения
- Этикет
- Этика человеческих отношений
- Простые нравственные истины
Основы религиозных культур народов России
- Древнейшие верования
- Религии России
- Календари религий мира
- Семья, семейные ценности
Основы исламской культуры
Дополнительно изучаются исламские культурные основы и традиции.
Учебный курс позволяет школьникам понять разнообразие религиозных и культурных традиций, а также развить нравственные ценности и этическое поведение.
Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.
Основы буддийской культуры
Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы, ритуалы, святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры
Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ
Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность. Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Открытый онлайн-урок по теме Справедливость. Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей. План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ. Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ.
Памятка для родителей
План-график проведения родительских собраний по выбору модулей курса ОРКСЭ на 2024-2025 учебный год МБОУ СОШ№92.
Ответственный за проведение | |
---|---|
Ознакомление с содержанием курса ОРКСЭ | |
Выбор модулей курса ОРКСЭ на 2023-2024 |
Информация о результатах выбора родителями:
03.03.23г. и 17.03.23г. в МБОУ СОШ№92 были проведены родительские собрания в 3х классах, на которых родители обучающихся познакомились с модулями ОРКСЭ, смогли получить ответы на интересующие их вопросы, и сделали свой выбор.
| | Основы мировых религиозных культур | Основы светской этики |
По обеспечению свободного, добровольного, информированного выбора одного из курсов
Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики и предметной области Основы духовно-нравственной культуры народов России
Информация для родителей
Информирование родителей (законных представителей) учащихся 3-х классов об учебных модулях курса ОРКСЭ и их праве осуществить свободный выбор одного из модулей для изучения несовершеннолетним обучающимся, в том числе через размещение информации на сайте школы.
Презентация о каждом модуле для родителей.
Проведение родительских собраний с приглашением представителей религиозных организаций по вопросу о добровольном выборе модуля ОРКСЭ
Выбор модуля
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Цель изучения модуля— систематическое изучение православной христианской традиции и приобщение его к православной культуре, прежде всего в её мировоззренческом и нравственном измерениях. Среди основных тем курса: «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции». «Любовь к ближнему», «Милосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и другие святыни», «Православный календарь», «Христианская семья и её ценности». Дополнительные занятия по модулю могут составить экскурсии в храмы, посещение музеев древнерусского искусства, концертов духовной музыки, встречи с представителями православного духовенства. Уроки и дополнительные занятия предусматривают взаимодействие учителя с семьями школьников, совместное изучение и освоение ценностей и традиций Православия.
Модуль «Основы исламской культуры» знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры мусульманства или ислама.
Основными темами модуля «Основы исламской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются: «Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции», «Столпы ислама и исламской этики», «Обязанности мусульман», «Для чего построена и как устроена мечеть», «Мусульманское летоисчисление и календарь», «Ислам в России», «Семья в исламе», «Нравственные ценности ислама», «Искусство ислама». Завершается изучение темой «Праздники мусульман». Кроме сведений о мусульманских праздниках, учащиеся узнают о праздниках народов России, для которых ислам является традиционной религией.
Модуль «Основы буддийской культуры» ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх мировых религий.
Изучение модуля «Основы буддийской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматриваетосвоение учащимися следующих основных тем: «Введение в буддийскую духовную традицию», «Будда и его учение», «Буддийские святые», «Семья в буддийской культуре и её ценности», «Буддизм в России», «Человек в буддийской картине мира», «Буддийские символы», «Буддийские ритуалы», «Буддийские святыни», «Буддийские священные сооружения», «Буддийский храм», «Буддийский календарь», «Праздники в буддийской культуре», «Искусство в буддийской культуре».
Модуль «Основы иудейской культуры» ориентирован на семьи, сознающие свою связь срелигиозной традицией и культурой иудаизма.
Содержание модуля включает следующие основные темы: «Введение в иудейскую духовную традицию», «Тора — главная книга иудаизма», «Классические тексты иудаизма», «Патриархи еврейского народа»,«Пророки и праведники в иудейской культуре», «Храм в жизни иудеев», «Назначение синагоги и её устройство», «Суббота (Шабат) в иудейской традиции», «Иудаизм в России», «Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев», «Ответственное принятие заповедей», «Еврейский дом», «Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности», «Еврейские праздники: их история и традиции», «Ценности семейной жизни в иудейской традиции».
Модуль «Основы мировых религиозных культур» предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.
Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религияхмира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира». Модуль информационно насыщен, на его изучение отводится всего лишь один час в неделю, поэтому для его усвоения необходима работа во внеурочное время, совместное обсуждение взрослыми и детьми изученного материала.
Нравственный опыт самого человека и всего человечества в целом составляет основное содержание учебного модуля «Основы светской этики», который направлен на знакомство школьников с основами нравственности, даёт первичные представления о морали и её значении в жизни человека, опираясь на положительные поступки людей. Данный учебный модуль создает условия для воспитания патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
Преподавание модуля «Основы светской этики» предусматривает изучение следующих основных тем: «Культура и мораль», «Этика и её значение в жизни человека», «Праздники как одна из форм исторической памяти», «Образцы нравственности в культурах разных народов», «Государство и мораль гражданина», «Образцы нравственности в культуре Отечества», «Трудовая мораль», «Нравственные традиции предпринимательства», «Что значит быть нравственным в наше время?», «Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали», «Этикет», «Методы нравственногосамосовершенствования». Модуль «Основы светской этики» способен внести вклад в установление лучшего взаимопонимания ребёнка с родителями, установлению согласованных нравственных требований.
Новости
Все новости >>
Курс ОРКСЭ
Информация по изучению комплексного учебного курса ОРКСЭ и ОДНКР
| комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». | |
| ———————————————————————– | ———————————————————————- |
| | предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». |
| ———————————————————————- | ————————————————————————- |
Нормативные документы по введению и изучению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 2021 / 2022 учебный год (ознакомиться)
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р, начиная с 1 сентября 2012 года, установлено обязательное изучение комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Родителям (законным представителям) обучающихся предоставляется право выбора изучения одного из шести модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики".
Помимо учебных занятий ученики и их родители могут получить дополнительную информацию по курсу "ОРКСЭ" (список ресурсов)
Информация о модулях курса "Основы религиозных культур и светской этики" (посмотреть презентацию)
Родительское собрание "Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" (посмотреть презентацию)
Буклет для родителей "О введении учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Регламент выбора модулей комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ознакомиться)
Информация об УМК, по которым ведется преподавание в МБОУ г.Мурманска СОШ №41
Образец заявления родителей (законных представителей) о выборе модуля ОРКСЭ в МБОУ г.Мурманска СОШ №41 (бланк заявления)
Анкетирование для детей (бланк анкеты) и для их родителей (бланк анкеты)
Положение о системе оценивания учебных результатов по ОРКСЭ в МБОУ г.Мурманска СОШ № 41 (ознакомиться)
183034, Мурманская обл., г.Мурманск
пр-кт Героев-североморцев, дом 76, корпус 3
автобус 10, 30, 33 троллейбус 4, маршрутные автобусы 10, 51, 52, 54, 55, 62 до остановки "Улица Ивченко"
Тел:
+7 (8152) 22-45-22