Курс орксэ и однкнр гбоу школа № 328

Основы религиозных культур и светской этики в образовании

Учебный предмет Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ, состоит из шести модулей:

  • Основы православной культуры
  • Основы исламской культуры
  • Основы буддийской культуры
  • Основы иудейской культуры
  • Основы религиозных культур народов России
  • Основы светской этики

Этот предмет является неотъемлемой частью учебного плана в соответствии с ФГОС НОО. Целью предмета является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основан­ному на знании и уважении культурных и религиозных тра­диций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Область ОДНКНР

Предметная область ОДНКНР в основной школе является преемственной по отношению к комплексному учебному курсу ОРКСЭ в начальной школе. Преподавание ОДНКНР также, как и ОРКСЭ, носит культурологический характер, который предусматривает освоение обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование у них представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Научно-методические основы

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • Нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов
  • Развитие интереса к окружающему миру
  • Формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны
  • Содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников

Особенности курса ОРКСЭ

Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации Об образовании, Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации, О свободе совести и религиозных объединениях.

Выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в соответствии с конституционными нормами.

Учебный курс ОРКСЭ: комплексная система

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.

Культурологический характер курса

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги. Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.

Основные ценности и цели курса

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

  1. Отечество
  2. Семья
  3. Культурная традиция

На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса.

Инструменты обучения

На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы. Применяются как традиционные, так и современные обучающие технологии, включая деятельностный подход к обучению, различные виды проектов, дискуссии и другие.

Структура модулей курса

Основы религиозных культур и светской этики

  1. Введение в православную духовную традицию
  2. Культура и религия. Во что верят православные христиане
  3. Добро и зло в православной традиции
  4. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему
  5. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание
  6. Православие в России. Православный храм и другие святыни
  7. Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство

Курс Основы религиозных культур и светской этики рассчитан на один учебный год в 4 классе и будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа). Основной задачей преподавания является ориентация на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе, а также обеспечение свободного, добровольного информированного выбора родителями модуля для изучения их ребёнком.

Читайте также:  История и традиции праздника

Христианская семья и ее ценности

Этика – наука о нравственной жизни человека. Включая в себя различные аспекты, от общения до отношений в коллективе и в семье.

Этика общения

Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.

Премудрости этикета

Этикет и его значение в обществе. Простые домашние правила этикета.

Этика человеческих отношений

Развитие добрых чувств – творение души. Чувство Родины и ответственность перед ней.

Простые нравственные истины

Жизнь священна, милосердие – закон жизни. Простая этика поступков и поведения.

Религия и культура

Древние верования, религии мира и их основатели. Священные книги религий и культурные особенности.

Религии в России

Религиозные ритуалы, обычаи и праздники. Нравственные заповеди в религиях мира.

Исламская духовная культура

Пророк Мухаммад и исламская этика. Обязанности мусульман и строение мечети.

Буддийская духовная культура

Учение Будды, святые и символы. Буддийские храмы, календарь и праздники.

Иудейская духовная культура

Тора и главные тексты иудаизма. Патриархи, пророки и синагога. Шабат и еврейские традиции.

Онлайн-уроки и мероприятия

Открытые уроки и презентации по обучающей программе. Вариативные модули и регламент выбора родителями.

Все эти аспекты формируют нравственные ценности семьи и общества, ориентируя нас на доброту и взаимопонимание.

Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Инструменты обучения

В учебном процессе в ГБОУ школе № 579 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны:

  1. Деятельностный подход к обучению.
  2. Применение различных методов и форм работы: исследование, проекты, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии.

Содержание учебного курса

  • Выбор модуля учебного курса ОРКСЭ родителями (законными представителями) обучающихся.
  • Безотметочное обучение в 4-х классах по предмету Основы религиозных культур и светской этики.
  • Обеспечение свободы выбора родителями модуля курса ОРКСЭ в 2023-2024 учебном году.

Пример урока

Челпанова Ольга Максимовна, учитель начальных классов из Республики Башкортостан, подготовила конспект урока по ОРКСЭ на тему В тебе рождается патриот и гражданин. Цель урока:

  1. Формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности и понятия долга гражданина.
  2. Развитие мыслительной деятельности, коммуникативных способностей.
  3. Воспитание интереса к истории страны, чувства гордости за Родину.

Достижения учащихся

Учащиеся:

  • Осознают понятия патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность.
  • Познакомятся с героической эпопеей истории России.
  • Проявляют ответственность, желание учиться и формируют позитивное отношение к школе.

Учебный план урока Патриотизм и гражданственность

На уроке патриотизма и гражданственности ученики будут изучать основные понятия, формы работы и виды деятельности. Важно мотивировать и актуализировать интерес учащихся к данной теме.

Основные понятия

  1. Патриотизм
  2. Патриот
  3. Гражданин
  4. Гражданственность
  5. Отечество
  6. Отчизна

Формы работы

  • Индивидуальная
  • Работа в парах
  • Фронтальная
  • Групповая
  • Работа с учебником

Виды деятельности

  • Беседа
  • Комментированное чтение
  • Самостоятельная работа с источниками информации
  • Участие в учебном диалоге

Оборудование

  • Словарь русского языка С.И. Ожегова
  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер
  • Презентация
  • Видеофрагменты
  • Музыкальные композиции
  • Карточки с заданиями для парной и групповой работы
  • Памятка Как составить синквейн
  • Шаблон Звезда Героя ссылка

Этапы урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Психологический тренинг

Учитель проводит тренинг для мотивации учеников к учебе.

Читайте также:  Технологическая карта урока по орксэ вдали от рая умк основы православной культуры 4 класс план конспект урока по орксэ 4 класс

Проверка готовности к уроку

Учитель проверяет готовность учеников к уроку.

II. Актуализация знаний

Ученики просматривают видеофрагмент и отвечают на вопросы, связанные с предыдущим уроком о Родине.

III. Обсуждение понятий

Ученики изучают значения слов Отчизна и Родина и ищут синонимы к этим понятиям.

IV. Заключительная часть

Ученики произносят слова Родина и Отчизна, закрепляя новые понятия.

Подобные уроки по патриотизму и гражданственности могут помочь ученикам лучше понять свою историю и обязанности как гражданина своей страны.


Патриотизм: значение и проявления

  • Связь слов Родина и Отчизна

    • Родина соединяется с мама
    • Отчизна соединяется с папа
  • Ассоциации к словам мама и отец, папа

    • Любовь
    • Нежность
    • Заступник
    • Хранитель рода

Вот так нежно и горячо мы любим нашу Родину, как сыновья и дочери.


Мозговой штурм

  • Человек, который любит своё Отечество
  • Проявление любви к родине
  • Потребность стоять на страже Отчизны

Постановка проблемных вопросов урока

Мы сегодня должны разгадать ответы на эти вопросы.

  1. Открытие нового знания

Чтобы найти ответы, обратимся к материалу учебника и словарю.

  1. Работа в группах
    • Группа №1: проявление патриотизма
    • Группа №2: гражданственность и гражданин
    • Группа №3: определение патриота
    • Группа №4: значения гражданин и патриотизм по словарю Ожегова

Физкультминутка Пусть всегда будет мир!

  1. Пусть всегда будет солнце!
  2. Пусть всегда будет небо!
  3. Пусть всегда будет море!
  4. Пусть всегда буду я!
  5. Пусть всегда поют песни!
  6. Пусть всегда будут танцы!
  7. Пусть всегда будут птицы!

Перевод: Russia has been a country of contrasts and contradictions since ancient times, and Russian writers have found inspiration in this unique blend of beauty and darkness.

Понятия гражданин и патриот

Перед тем, как говорить о гражданстве и патриотизме, необходимо разобраться в понятиях гражданин и гражданственность.

У каждого из нас есть документ, который подтверждает наше гражданство – свидетельство о рождении. После рождения регистрируют каждого ребенка и присваивают ему звание гражданина, тем самым давая гражданство.

Перейдем к понятиям патриот и патриотизм.
Более точное определение патриот можно найти в словаре русского языка С.И. Ожегова, который говорит, что патриот готов к любым жертвам и подвигам во имя интересов Родины.

Не каждый может заслужить звание патриот, это придается не на любой случай.

Закрепление материала

Известно, что нашей Родине выпало немало испытаний, но всегда находилась в ней сила выстоять и выжить в трудных условиях.

Помните героев, которые помогли нам преодолеть трудности: Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков.

Их героизм и патриотизм помогли нам победить.

Патриотизм во время Великой Отечественной войны

Патриотизм народа проявился настоящим образом во время Великой Отечественной Войны (1941-1945). Многие стали на защиту Отечества, Родины, в трудные времена. В этом героизме была их гражданственность и долг как граждан.

Защищая Родину, они защищали народ от угроз и посягательств на свободу, защищали будущее страны. Многие отдали свои жизни, сердца людям и стране.

Важно помнить и чтить память героев нашей истории, которые проявили свою любовь и верность Родине.

Маленькие герои великой войны

Маленькие герои сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Дети и подростки не стремились на фронт за славой или наградами, а просто потому, что не могли мириться с тем, что фашист ходит по их земле. Их чувство любви и долга перед Отечеством не знало границ. Сколько им было? 10, 12 лет.

Слайд-видео 11 (Валя Котик)

Пусть каждый задаст себе вопрос: А смог бы я так поступить? Искренний ответ на этот вопрос может родить настоящего патриота. Спасибо, ребята, за ваше мужество. Но я хочу, чтобы никто не знал, что такое война. Пусть наши сердца радуются процветанию нашей страны и гордятся сынами Отечества. Патриотизм можно проявлять и в мирное время.

Читайте также:  Основы православной культуры

Дидактическая игра Что мы можем?

Участники обсуждают в парах, как можно проявлять патриотизм и гражданственность в мирное время. Хорошее образование, достойное поведение, помощь другим, изучение традиций Родины и многое другое.

Работа с раздаточным материалом (информационные карточки)

Ученикам предоставляются карточки с различными сферами деятельности людей и вариантами проявления патриотизма и гражданственности в мирное время. Например, художники раскрывают красоту природы, ученые делают научные открытия, спортсмены посвящают победы Родине и т.д.

Рассказ учителя: Слайд 12

Дмитрий Носов в 2004 году на Олимпийских играх в Афинах завоевал бронзовую медаль по дзюдо, выйдя бороться на татами со сломанной рукой. Его мужество вызвало аплодисменты зала. Дмитрий проявил настоящий патриотизм, выиграв бой с одной рукой и запечатлев фразу: Я Русский.

Любовь к Родине

Любовь каждого человека должна проявляться не только словами, но и делами. Поднимая флаг своего государства, мы демонстрируем свою гордость и преданность. Любовь – это служение, которое проявляется в делах на благо людей. Пусть каждый из нас станет настоящим патриотом в мирное время.

Поиск Героев: как стать настоящим патриотом


Почувствовали ли вы себя гражданином и патриотом, прослушав песню? Испытываете ли вы чувство гордости за Россию?

V. Подведение итогов. Рефлексия. Инструктаж по выполнению домашнего задания

  • Подведем итоги нашего урока.
  • Для чего нам нужен такой урок?
  • Попробуйте выразить своё отношение к сегодняшней теме через создание синквейна. Составим его мы вместе.

Составление синквейна

  • Берем существительные из темы урока: Патриот, Гражданин
  • Подбираем 2 прилагательных
  • Находим 3 глагола
  • И последнее. Подбираем одно слово-синоним
  • Читаем получившиеся пятистишия

Живёт, служит, гордится

Гражданин несёт ответственность за судьбу Родины.

Любит, верит, защищает

Патриот верен Родине!

Награды

У каждого из вас на парте лежат звезды, которые символизируют Звезду Героя. Вручается такая награда истинному патриоту своей Родины. Вы получили свои звезды за правильное выполнение заданий.

И последнее. Если вы считаете, что вы – истинный патриот своей Родины, то возьмите Звезду Героя и приложите к груди, к сердцу. Если вы на данный момент считаете, что не достойны такой высокой награды, то пусть звезда останется лежать на парте.

Я думаю, что сегодняшний урок затронул ваши души, и вы обязательно станете настоящими гражданами и патриотами нашей Родины.

Спасибо за отличную работу.

Домашнее задание

  1. Прочитать текст с.144-147
  2. Ответить на вопросы для повторения стр.149
  3. Подготовить рассказ о человеке в своей семье, которого ты считаешь патриотом и гражданином

  1. А.И. Шемшурина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Шемшурина. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2019 – 159 с.: ил.
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок.100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. проф. Л.И.Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО Издательство Мир и Образование, 2014г. – 1376 стр.
  3. Г. Шаков. Подвиг Дмитрия Носова. Медаль со сломанной рукой / Ссылка на статью

Markdown символы:

  • # для заголовков
  • ##, ### для подзаголовков
  • - для списков
  • **Текст** для выделения текста

Копировать текст в markdown формате нужно путем выделения всего текста, нажатия CTRL+C (или Command+C на Mac), и вставить его в удобное для вас окно с поддержкой markdown кода (CTRL+V или Command+V на Mac).