Основы религиозных культур и светской этики в образовании
Учебный предмет Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ, состоит из шести модулей:
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы религиозных культур народов России
- Основы светской этики
Этот предмет является неотъемлемой частью учебного плана в соответствии с ФГОС НОО. Целью предмета является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Область ОДНКНР
Предметная область ОДНКНР в основной школе является преемственной по отношению к комплексному учебному курсу ОРКСЭ в начальной школе. Преподавание ОДНКНР также, как и ОРКСЭ, носит культурологический характер, который предусматривает освоение обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование у них представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Научно-методические основы
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- Нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов
- Развитие интереса к окружающему миру
- Формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны
- Содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников
Особенности курса ОРКСЭ
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации Об образовании, Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации, О свободе совести и религиозных объединениях.
Выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в соответствии с конституционными нормами.
Учебный курс ОРКСЭ: комплексная система
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.
Культурологический характер курса
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги. Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
Основные ценности и цели курса
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:
- Отечество
- Семья
- Культурная традиция
На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса.
Инструменты обучения
На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы. Применяются как традиционные, так и современные обучающие технологии, включая деятельностный подход к обучению, различные виды проектов, дискуссии и другие.
Структура модулей курса
Основы религиозных культур и светской этики
- Введение в православную духовную традицию
- Культура и религия. Во что верят православные христиане
- Добро и зло в православной традиции
- Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему
- Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание
- Православие в России. Православный храм и другие святыни
- Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство
Курс Основы религиозных культур и светской этики рассчитан на один учебный год в 4 классе и будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа). Основной задачей преподавания является ориентация на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе, а также обеспечение свободного, добровольного информированного выбора родителями модуля для изучения их ребёнком.
Христианская семья и ее ценности
Этика – наука о нравственной жизни человека. Включая в себя различные аспекты, от общения до отношений в коллективе и в семье.
Этика общения
Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Премудрости этикета
Этикет и его значение в обществе. Простые домашние правила этикета.
Этика человеческих отношений
Развитие добрых чувств – творение души. Чувство Родины и ответственность перед ней.
Простые нравственные истины
Жизнь священна, милосердие – закон жизни. Простая этика поступков и поведения.
Религия и культура
Древние верования, религии мира и их основатели. Священные книги религий и культурные особенности.
Религии в России
Религиозные ритуалы, обычаи и праздники. Нравственные заповеди в религиях мира.
Исламская духовная культура
Пророк Мухаммад и исламская этика. Обязанности мусульман и строение мечети.
Буддийская духовная культура
Учение Будды, святые и символы. Буддийские храмы, календарь и праздники.
Иудейская духовная культура
Тора и главные тексты иудаизма. Патриархи, пророки и синагога. Шабат и еврейские традиции.
Онлайн-уроки и мероприятия
Открытые уроки и презентации по обучающей программе. Вариативные модули и регламент выбора родителями.
Все эти аспекты формируют нравственные ценности семьи и общества, ориентируя нас на доброту и взаимопонимание.
Научно-методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Инструменты обучения
В учебном процессе в ГБОУ школе № 579 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны:
- Деятельностный подход к обучению.
- Применение различных методов и форм работы: исследование, проекты, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии.
Содержание учебного курса
- Выбор модуля учебного курса ОРКСЭ родителями (законными представителями) обучающихся.
- Безотметочное обучение в 4-х классах по предмету Основы религиозных культур и светской этики.
- Обеспечение свободы выбора родителями модуля курса ОРКСЭ в 2023-2024 учебном году.
Пример урока
Челпанова Ольга Максимовна, учитель начальных классов из Республики Башкортостан, подготовила конспект урока по ОРКСЭ на тему В тебе рождается патриот и гражданин. Цель урока:
- Формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности и понятия долга гражданина.
- Развитие мыслительной деятельности, коммуникативных способностей.
- Воспитание интереса к истории страны, чувства гордости за Родину.
Достижения учащихся
Учащиеся:
- Осознают понятия патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность.
- Познакомятся с героической эпопеей истории России.
- Проявляют ответственность, желание учиться и формируют позитивное отношение к школе.
Учебный план урока Патриотизм и гражданственность
На уроке патриотизма и гражданственности ученики будут изучать основные понятия, формы работы и виды деятельности. Важно мотивировать и актуализировать интерес учащихся к данной теме.
Основные понятия
- Патриотизм
- Патриот
- Гражданин
- Гражданственность
- Отечество
- Отчизна
Формы работы
- Индивидуальная
- Работа в парах
- Фронтальная
- Групповая
- Работа с учебником
Виды деятельности
- Беседа
- Комментированное чтение
- Самостоятельная работа с источниками информации
- Участие в учебном диалоге
Оборудование
- Словарь русского языка С.И. Ожегова
- Мультимедийный проектор
- Компьютер
- Презентация
- Видеофрагменты
- Музыкальные композиции
- Карточки с заданиями для парной и групповой работы
- Памятка Как составить синквейн
- Шаблон Звезда Героя ссылка
Этапы урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Психологический тренинг
Учитель проводит тренинг для мотивации учеников к учебе.
Проверка готовности к уроку
Учитель проверяет готовность учеников к уроку.
II. Актуализация знаний
Ученики просматривают видеофрагмент и отвечают на вопросы, связанные с предыдущим уроком о Родине.
III. Обсуждение понятий
Ученики изучают значения слов Отчизна и Родина и ищут синонимы к этим понятиям.
IV. Заключительная часть
Ученики произносят слова Родина и Отчизна, закрепляя новые понятия.
Подобные уроки по патриотизму и гражданственности могут помочь ученикам лучше понять свою историю и обязанности как гражданина своей страны.
Патриотизм: значение и проявления
Связь слов Родина и Отчизна
- Родина соединяется с мама
- Отчизна соединяется с папа
Ассоциации к словам мама и отец, папа
- Любовь
- Нежность
- Заступник
- Хранитель рода
Вот так нежно и горячо мы любим нашу Родину, как сыновья и дочери.
Мозговой штурм
- Человек, который любит своё Отечество
- Проявление любви к родине
- Потребность стоять на страже Отчизны
Постановка проблемных вопросов урока
Мы сегодня должны разгадать ответы на эти вопросы.
- Открытие нового знания
Чтобы найти ответы, обратимся к материалу учебника и словарю.
- Работа в группах
- Группа №1: проявление патриотизма
- Группа №2: гражданственность и гражданин
- Группа №3: определение патриота
- Группа №4: значения гражданин и патриотизм по словарю Ожегова
Физкультминутка Пусть всегда будет мир!
- Пусть всегда будет солнце!
- Пусть всегда будет небо!
- Пусть всегда будет море!
- Пусть всегда буду я!
- Пусть всегда поют песни!
- Пусть всегда будут танцы!
- Пусть всегда будут птицы!
Перевод: Russia has been a country of contrasts and contradictions since ancient times, and Russian writers have found inspiration in this unique blend of beauty and darkness.
Понятия гражданин и патриот
Перед тем, как говорить о гражданстве и патриотизме, необходимо разобраться в понятиях гражданин и гражданственность.
У каждого из нас есть документ, который подтверждает наше гражданство – свидетельство о рождении. После рождения регистрируют каждого ребенка и присваивают ему звание гражданина, тем самым давая гражданство.
Перейдем к понятиям патриот и патриотизм.
Более точное определение патриот можно найти в словаре русского языка С.И. Ожегова, который говорит, что патриот готов к любым жертвам и подвигам во имя интересов Родины.
Не каждый может заслужить звание патриот, это придается не на любой случай.
Закрепление материала
Известно, что нашей Родине выпало немало испытаний, но всегда находилась в ней сила выстоять и выжить в трудных условиях.
Помните героев, которые помогли нам преодолеть трудности: Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков.
Их героизм и патриотизм помогли нам победить.
Патриотизм во время Великой Отечественной войны
Патриотизм народа проявился настоящим образом во время Великой Отечественной Войны (1941-1945). Многие стали на защиту Отечества, Родины, в трудные времена. В этом героизме была их гражданственность и долг как граждан.
Защищая Родину, они защищали народ от угроз и посягательств на свободу, защищали будущее страны. Многие отдали свои жизни, сердца людям и стране.
Важно помнить и чтить память героев нашей истории, которые проявили свою любовь и верность Родине.
Маленькие герои великой войны
Маленькие герои сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Дети и подростки не стремились на фронт за славой или наградами, а просто потому, что не могли мириться с тем, что фашист ходит по их земле. Их чувство любви и долга перед Отечеством не знало границ. Сколько им было? 10, 12 лет.
Слайд-видео 11 (Валя Котик)
Пусть каждый задаст себе вопрос: А смог бы я так поступить? Искренний ответ на этот вопрос может родить настоящего патриота. Спасибо, ребята, за ваше мужество. Но я хочу, чтобы никто не знал, что такое война. Пусть наши сердца радуются процветанию нашей страны и гордятся сынами Отечества. Патриотизм можно проявлять и в мирное время.
Дидактическая игра Что мы можем?
Участники обсуждают в парах, как можно проявлять патриотизм и гражданственность в мирное время. Хорошее образование, достойное поведение, помощь другим, изучение традиций Родины и многое другое.
Работа с раздаточным материалом (информационные карточки)
Ученикам предоставляются карточки с различными сферами деятельности людей и вариантами проявления патриотизма и гражданственности в мирное время. Например, художники раскрывают красоту природы, ученые делают научные открытия, спортсмены посвящают победы Родине и т.д.
Рассказ учителя: Слайд 12
Дмитрий Носов в 2004 году на Олимпийских играх в Афинах завоевал бронзовую медаль по дзюдо, выйдя бороться на татами со сломанной рукой. Его мужество вызвало аплодисменты зала. Дмитрий проявил настоящий патриотизм, выиграв бой с одной рукой и запечатлев фразу: Я Русский.
Любовь к Родине
Любовь каждого человека должна проявляться не только словами, но и делами. Поднимая флаг своего государства, мы демонстрируем свою гордость и преданность. Любовь – это служение, которое проявляется в делах на благо людей. Пусть каждый из нас станет настоящим патриотом в мирное время.
Поиск Героев: как стать настоящим патриотом
Почувствовали ли вы себя гражданином и патриотом, прослушав песню? Испытываете ли вы чувство гордости за Россию?
V. Подведение итогов. Рефлексия. Инструктаж по выполнению домашнего задания
- Подведем итоги нашего урока.
- Для чего нам нужен такой урок?
- Попробуйте выразить своё отношение к сегодняшней теме через создание синквейна. Составим его мы вместе.
Составление синквейна
- Берем существительные из темы урока: Патриот, Гражданин
- Подбираем 2 прилагательных
- Находим 3 глагола
- И последнее. Подбираем одно слово-синоним
- Читаем получившиеся пятистишия
Живёт, служит, гордится
Гражданин несёт ответственность за судьбу Родины.
Любит, верит, защищает
Патриот верен Родине!
Награды
У каждого из вас на парте лежат звезды, которые символизируют Звезду Героя. Вручается такая награда истинному патриоту своей Родины. Вы получили свои звезды за правильное выполнение заданий.
И последнее. Если вы считаете, что вы – истинный патриот своей Родины, то возьмите Звезду Героя и приложите к груди, к сердцу. Если вы на данный момент считаете, что не достойны такой высокой награды, то пусть звезда останется лежать на парте.
Я думаю, что сегодняшний урок затронул ваши души, и вы обязательно станете настоящими гражданами и патриотами нашей Родины.
Спасибо за отличную работу.
Домашнее задание
- Прочитать текст с.144-147
- Ответить на вопросы для повторения стр.149
- Подготовить рассказ о человеке в своей семье, которого ты считаешь патриотом и гражданином
- А.И. Шемшурина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Шемшурина. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2019 – 159 с.: ил.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок.100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. проф. Л.И.Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО Издательство Мир и Образование, 2014г. – 1376 стр.
- Г. Шаков. Подвиг Дмитрия Носова. Медаль со сломанной рукой / Ссылка на статью
Markdown символы:
#
для заголовков##
,###
для подзаголовков-
для списков**Текст**
для выделения текста
Копировать текст в markdown формате нужно путем выделения всего текста, нажатия CTRL+C
(или Command+C на Mac), и вставить его в удобное для вас окно с поддержкой markdown кода (CTRL+V
или Command+V на Mac).