Мастер-класс по теме Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики
Шаг 1: Приветствие участников мастер-класса
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики.
Знакомство с некоторыми теоретическими положениями
Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности обучающихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны выпускники, способные быстро адаптироваться в жизни.
Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них мало заданий вариативного характера, заданий для творческой деятельности учащихся.
Решение задач практического содержания требует умения применять накопленные знания в практической деятельности.
Что же такое компетентностно-ориентированное задание? – это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни. Компетентностно-ориентированное задание предназначено для реализации данной цели.
Составление компетентностно-ориентированных заданий достаточно трудоемко. Поэтому учителя редко используют их на занятиях.
Шаг 3: Практическое задание №1
- Нехватка времени учителя
- Отсутствие опыта составления
- Отсутствие обучения составления
Шаг 4: Новая информация
Отличительные признаки компетентно-ориентированного задания:
- Могут быть использованы ключ, аналитическая шкала, модельный ответ, бланк наблюдения
- Также могут быть использованы элементы бально-рейтинговой системы оценивания
Шаг 5: Практическое задание №2
Предлагается выполнить следующее задание: Выберите из предложенных задач те, которые, по вашему мнению, являются компетентностно-ориентированными?
- Редактор стенгазеты 8-го класса Веселая перемена поместил заметку: На школьных соревнованиях быстрее всех пробежал стометровку ученик нашего класса Коля. Другие призеры пришли к финишу в таком порядке: Миша, Паша, Федя. И удивительно – с одной и той же разницей в скорости: Коля затратил на эту дистанцию 12 с, Миша – 13 с, Паша – 14 с, Федя – 15 с. Проверьте, прав ли наш журналист. Для этого заполните таблицу:
Ученик | Время (с) |
---|---|
Коля | 12 |
Миша | 13 |
Паша | 14 |
Федя | 15 |
В последней строке поместите разность скоростей каждого мальчика и предыдущего. Действительно ли разница в скорости одна и та же?
Три рассказа занимают 34 страницы. Первый занимает 6 страниц, а второй – в 3 раза меньше, чем третий. Сколько страниц занимает второй рассказ?
Формулируется вывод: Первая задача является компетентностно-ориентированным заданием, так как решение задачи будет состоять из нескольких шагов, учащимся нужно сравнить получившиеся результаты. Можно к условию добавить вопрос: скорость какого из мальчиков ближе к средней скорости бегунов? Результат представьте в виде диаграммы.
Предложенные задания помогут вам лучше понять компетентностно-ориентированные задания и их применение на уроках математики. Будьте активны и креативны в своем обучении и преподавании! 📊📚
Вторая задача и ее некомпетентность
Почему вторая задача не является компетентностно-ориентированным заданием?
- Во второй задаче нет стимула для ее решения
- Нет связи с реальной жизнью
- Отсутствуют межпредметные связи
Решение задачи с бактериями
Бактерия к концу 20-й минуты делится на две бактерии, каждая из них к концу следующих 20 минут делится опять на две и так далее. Найдите число бактерий, образующихся из одной бактерии к концу суток. Для решения данной задачи необходимо выявить количество делений за сутки и с помощью геометрической прогрессии вычислить количество бактерий.
Пример:
- количество бактерий 3
- количество делений 4.5
Шаги по созданию компетентностно-ориентированных заданий
- Задачная формулировка
- Создание ключей и модельных ответов
- Проектирование задания по теме Масштаб
Практическое задание: планирование путешествия по Татарстану
В начале лета ваша семья решила совершить путешествие по республике Татарстан на автомобиле. Вам нужно проложить маршрут и рассчитать расход топлива.
Требования к заданию:
- Составить маршрут движения по Татарстану
- Определить расстояние маршрута
- Рассчитать расход топлива и его стоимость
Критерии оценки:
- За правильное составление плана – 1 балл
- За решение задачи № 1 – 0-2 балла
- За решение задачи № 2 – 0-2 балла
Подведение итогов
Использование компетентностно-ориентированных заданий позволяет определить цели деятельности обучающегося, развивать их навыки и знания. Учитель играет ключевую роль в наполнении пустого чердака учащихся нужными знаниями и навыками.
Важность обучения для жизни
Мы учим не для школы, а для жизни. Наша задача не просто дать знания, но и научить учиться.
Заседание методического объединения
Проведение заседания межшкольного методического объединения учителей трудового обучения направлено на совершенствование профессиональной компетентности педагогов. Актуализация методологических принципов способствует реализации воспитательного потенциала современного урока труда.
Эта статья показывает важность компетентностно-ориентированных заданий в образовании, подчеркивая их применение и преимущества.
- Формирование общетрудовых и технико-технологических знаний учащихся.
- Готовность к профессиональному самоопределению.
- Освоение опыта общетрудовой и хозяйственно-бытовой деятельности.
- Социализация личности учащихся.
- Воспитание трудолюбивого и творческого человека.
- Развитие интеллектуального потенциала учащихся.
- Укрепление культуры труда и научной организации.
- Стимулирование творческих и конструкторских способностей.
- Выявление задатков и способностей для выбора профессии.
- Формирование основных компонентов готовности к труду.
Структура предмета Трудовое обучение |
---|
1. Введение в предмет |
2. Формирование общетрудовых |
и технико-технологических знаний |
3. Практические навыки и умения |
4. Творческие задания |
5. Развитие интеллектуального потенциала |
6. Культура труда и научная организация |
7. Самостоятельность учащихся |
8. Формирование готовности к труду |
Педагог, следуя этой структуре, может успешно реализовать воспитательный потенциал современного урока обслуживающего труда и мотивировать учеников на самостоятельное творчество и развитие личности.
Трудовое обучение и воспитание
Трудовое обучение и воспитание, соответствующее определенным критериям, играет важную роль в формировании трудового опыта, развитии сил и способностей, а также воспитании трудовых качеств и нравственного развития личности.
Содержание трудового обучения
Трудовое обучение и воспитание включает в себя:
- Формирование трудового опыта
- Развитие сил и способностей
- Воспитание трудовых качеств
Функции трудового обучения
Трудовое обучение и воспитание способствуют:
- Активному трудовому развитию
- Формированию трудовой дисциплины
- Развитию сознательности в труде
Развивающая функция
Основное назначение трудового обучения заключается в переходе от самооценки к самопознанию и самореализации личности. В процессе обучения формируются новые мыслительные способности, навыки работы и сотрудничества.
Формирование целей на уроках трудового обучения
Согласно инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь, важно обратить внимание на воспитательный потенциал учебного предмета Трудовое обучение. Учебная программа направлена на формирование ценностных ориентаций учеников, развитие технического и художественного мышления, а также воспитание инициативы и трудолюбия.
Заключение
Воспитание на уроках трудового обучения является важным компонентом образовательного процесса. Развивая интерес к предмету через активные и эмоционально насыщенные уроки, учителя способствуют глубокому усвоению знаний и формированию нравственных основ учащихся.
Сложно приготовить незнакомое блюдо, зная лишь о том, какие ингредиенты оно должно содержать. Мало знать его содержание. Необходим еще рецепт приготовления блюда и хоть какой‑то кулинарный опыт у того, кто его будет готовить. То же самое можно сказать и про воспитание. Стремление заинтересовать учащихся уроками, насытить их разнообразными и привлекательными видами деятельности, безусловно, сделает такие уроки эффективными.
Интересным для учащихся становится урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке.
Комфортная развивающая здоровьесберегающая образовательная среда способствует достижению личностных образовательных результатов, на достижение которых в содержании учебного предмета «Трудовое обучение» в наибольшей мере ориентированы темы, предусматривающие изучение и приготовление блюд белорусской кухни, изучение ассортимента тканей белорусского производства. Изучение этих тем способствует приобщению учащихся к культурным национальным ценностям и традициям.
Для реализации воспитательного потенциала учебного предмета «Трудовое обучение» рекомендуется:
С целью воспитания у учащихся культуры труда необходимо делать акцент на соблюдении правил организации своего рабочего места, правильном и безопасном пользовании инструментами и оборудованием, экономном расходовании материалов.
С целью реализации воспитательного потенциала учебного предмета рекомендуется использовать активные методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, деловая игра, мозговой штурм, экскурсии на предприятия и музеи народного творчества, метод проектов.
Материалы для размещения на сайте
1. Трудовое обучение как фактор воспитания и развития личности учащихся.
Информация Минченко Н.А., руководителя межшкольного методического объединения
1.1. Формирование и реализация воспитательных целей на уроках трудового обучения
Информация Минкевич М.В., государственного учреждения образования «Гимназия № 18г.Минска»