Критика ислама

Гюстав Доре, сотворение мира, из книги Библия в гравюрах Гюстава Доре, 1866


История креационизма претендует на то, чтобы считаться частью истории религии, хотя сам термин возник не так давно. Термин креационизм стал популярным приблизительно с конца XIX столетия, означая концепции, признающие истинность изложенной в Ветхом Завете истории сотворения мира.


  1. История креационизма

    Накопление данных различных наук (от астрономии до геологии и биологии) и в особенности распространение в XIX веке теории эволюции, привело к возникновению противоречия между новыми взглядами в науке и библейской картиной мира.

  2. Креационистские представления

    Марийские Кугу-Юмо и его брат Йын (Керемет) в образе селезней творят мир на водах мирового океана.

  3. Креационизм в биологии

    В христианском креационизме существует множество различных течений, расходящихся в интерпретации естественнонаучных данных.

  4. Различия в течениях

    По степени расхождения с общепринятыми в науке воззрениями на прошлое Земли и Вселенной среди них различают.

  5. Взгляды на теорию эволюции

    Подобного взгляда по поводу теории эволюции придерживались и ряд других церковных деятелей.


Таким образом, креационизм играет значительную роль в истории религии и остается важным темой для обсуждений в наши дни. Каждое вероучение имеет свои особенности, и их понимание является важным аспектом изучения религиозных убеждений на протяжении времени.

Теория разумного замысла

Теория разумного замысла утверждает, что сложность и целесообразность строения живых существ и экосистем объясняется сознательным замыслом творца или некоего агента лучше, чем ненаправленным процессом мутаций и естественного отбора. Представители теории разумного замысла дистанцируются от религии, делая акцент на телеологических и телеономических аспектах концепции, однако само понятие замысла подразумевает наличие субъекта замысла, то есть Творца (но не обязательно в религиозном смысле).

Если классический религиозный фундаментализм XIX — первой половины XX века попросту отвергал данные естественных наук, то с конца XX века сторонниками теории разумного замысла предпринимаются попытки подчинения науки нуждам апологетики, причём характерной особенностью является argumentum ad ignorantiam: если наука не имеет в настоящий момент детального объяснения какого-либо факта или явления, в то время как религия имеет такое объяснение, следовательно, этот факт или явление должен интерпретироваться с религиозных позиций.

Аргументы в пользу теории разумного замысла

Один из аргументов сторонников идей теории разумного замысла (аргумент точной настройки, a fine-tuning argument) основывается на известной чувствительности Вселенной и жизни к малым изменениям мировых физических констант (Антропный принцип). Область допустимых значений констант оказывается очень узкой, и из малой вероятности тонкой настройки Вселенной делается вывод о её искусственности и о наличии Разумного Творца.

Количественный подход от противного представлен аргументом Икеды — Джеффериса: введение дружественности настроек (слабый антропный принцип) повышает вероятность естественности возникновения жизни. Тем не менее, этот аргумент может быть использован и в защиту идей разумного замысла, многие сторонники которых подчёркивают, что несмотря на благоприятные для жизни условия на Земле, некоторые законы природы являются неблагоприятными для процессов, необходимых для возникновения живой материи из неживой.

По-видимому, мы являемся свидетелями определённых процессов, поскольку другие процессы протекают без нас. Детальные модели процессов возникновения живой материи из неживой до сих пор не разработаны в современной биологии.

Наука о Сотворении: подход научного креационизма

Наука о сотворении или научный креационизм — это направление в креационизме, которое утверждает возможность научного подтверждения библейского акта творения и других событий библейской истории, при этом придерживаясь научной методологии.

Хотя сторонники науки о сотворении обычно обращают внимание на сложность биологических систем, что делает их концепцию похожей на разумный дизайн, сторонники научного креационизма идут дальше, настаивая на дословном понимании Книги Бытия. Они аргументируют свою позицию как богословскими, так и научными аргументами.

Для сторонников научного креационизма характерны следующие положения:

  • Гипотеза Омфалоса, согласно которой мир был сотворен Богом уже с окаменелостями, которые никогда не были живыми организмами.

  • Противопоставление операционной и исторической науке, что вызывает сомнения в достоверности знания, не поддающегося прямой экспериментальной проверке, включая эволюционную биологию, палеонтологию, геологию и астрономию.

Ричард Докинз отмечает, что креационизм не предоставляет убедительных ответов на вопросы о возникновении Творца или верховного существа, просто предполагая его безначальность.

Критика креационистских концепций

Прогресс в изучении эволюции человека привел к увеличению числа известных видов гомининов. Филогенетическое древо эволюции гоминидов показывает постепенное заполнение промежутков между видами, предсказанное Дарвином.

Креационизм и общество

Преподавание креационизма и эволюции в школах становилось предметом политических дебатов. В 1920-х годах в нескольких штатах США были приняты законы, запрещавшие преподавание эволюционного учения в школах. Широко известен обезьяний процесс 1925 года, когда преподаватель Джон Скоупс был осужден по антиэволюционному закону штата Теннесси. В конце 1960-х обезьяний закон был отменен.

Креационизм остается актуальной темой и вызывает много споров как в сфере науки, так и в обществе.

Столкновение наук и религии

Вопрос о сочетании науки и религии стоит перед многими верующими и исследователями. В современном мире исламские ученые и философы продолжают размышления над этим важным вопросом. Важно учитывать, что в исламе есть место как для веры, так и для разума. Расширение и совершенствование знания, в том числе научных, не противоречит принципам ислама, если это не вступает в конфликт с верой.

Таким образом, исламские ученые, философы и верующие могут свободно и вдумчиво исследовать различные аспекты науки, сохраняя веру в Аллаха и придерживаясь основных принципов ислама. Важно стремиться к гармонии между верой и разумом, чтобы обогатить как религиозные знания, так и знания науки.

Размышления об эпистемологии

Важно помнить, что эпистемология ислама включает в себя размышления не только над происхождением знания, но и над соотношением разума и веры. В исламе вера и интеллект объединены в гармоничном сочетании, при этом вера имеет приоритет перед человеческим разумом. Это приводит к тому, что разум и научные знания не могут противоречить основным принципам веры в Аллаха и единобожие.

Следовательно, в исламской эпистемологии важно учитывать и балансировать между верой и разумом, не ставя их в противоположность друг другу, а объединяя в поиске истины. Такой подход позволит исламскому миру развиваться и интегрировать научные знания, сохраняя веру и традиции.

Перспективы на будущее

Исламский мир сталкивается с вызовами современности, но важно сохранять свою уникальность и культурное наследие. Размышления об эпистемологии ислама могут помочь мусульманским обществам и ученым справиться с вызовами науки, технологии и современного мира, сохраняя при этом верность своим идеалам и ценностям.

В конечном итоге, гармония между верой и разумом в исламе может стать ключом к интеллектуальному и духовному развитию исламского мира в современном мире. Сохранение баланса между верой и наукой позволит исламскому миру достичь новых высот и участвовать в диалоге с современным мировым сообществом.


В данной статье мы рассмотрели вопросы эпистемологии ислама, уделяя внимание столкновению разума и веры, а также их взаимодействию в современном мире. Надеемся, что данная информация окажется полезной для всех тех, кто интересуется философией ислама и вопросами науки и религии.

В большинстве исследований сущности религии утверждается, что она есть иррациональная и простейшая попытка контроля и умилостивления природы. Религия прочно сохраняет свое место и роль в жизни человека, несмотря на колоссальные достижения в современной науке. В этой связи возникает вполне закономерный вопрос: был ли ислам частью зарождающегося процесса современной эмпирической науки и существует ли устойчивая институциональная связь между монотеизмом и наукой? Современные ученые заявляют, что существует объективная физическая реальность, которая постижима и упорядочена. Они предлагают полностью разграничить сферы религии и науки, воспринимая мир как самодостаточную детерминированную систему, и не нуждаются в идее Бога. Следовательно, ответ на вышеупомянутый вопрос зависит от того, что мы подразумеваем под наукой и ее конечными целями. Если мы определяем науку как стремление объяснить события и феномены физическими критериями, в этом случае она несовместима с теизмом, так как ее предпосылка изначально не содержит идеи вовлеченности Бога в процессы мироздания. Однако, если наука – это систематическое изучение природы, которое предполагает изучение фактов и данных в защиту или опровержение какой-либо выдвинутой теории, в этом случае данное занятие совместимо с теизмом и было простимулировано исламом. Наука не занимается апологетикой религиозных постулатов, тем более телеологией. С точки зрения науки Вселенная упорядочена, а ученые изучают сложные природные явления, их причинно-следственные связи, которые сформулированы в натуралистических понятиях. Воздействие сверхъестественных сил на природу не принимается в качестве данных. То же самое принято и в гуманитарных науках, где ни один ученый не посмеет предположить, что демон оказал влияние на поведение серийного убийцы. Гипотезы, которые подразумевают вмешательство сверхъестественных сил, не принимаются во внимание. В этой связи коранические нападки на магию и колдовство лишь усиливают позицию науки.

Читайте также:  Мбоу сош № 92

1. Муфассир – специалист по толкованию Корана, имеющий необходимые для этого навыки и знания.

Самое раннее мусульманское сообщество было мелиористским. Другими словами, первые мусульмане изменили свой образ жизни в ответ на откровения Корана и пример Пророка Мухаммада. Эти элементы повлияли на все сферы жизни.

Коран неоднократно подчеркивает важность жизни в гармонии с природой. Исламский эксперт Сейид Хоссейн Наср утверждает, что в исламе существует «неразрывная связь между человеком и природой» .

Бог говорит в Коране: «Мы сделали то, что на земле украшением для нее, чтобы испытать их, кто из них лучше поступками» (18:7). Одним из «испытаний», безусловно, является то, как люди относятся к этой прекрасной Земле. В другом стихе Коран указывает как это нужно делать: «А рабы Милосердного – те, которые ходят по земле смиренно» (25:63).

Ислам настаивает на том, что этот мир нельзя отвергать, им нужно наслаждаться. Коран предостерегает тех, кто считает иначе: «Скажи: “Кто запретил украшения Аллаха, которые Он низвел для Своих рабов, и прелести из удела?”» (7:32). На самом деле Коран побуждает мусульман ценить окружающий мир, наслаждаться благами фруктов и цветов, а также вкусными блюдами, настраиваться на ритмы ночи и дня, времен года и любоваться природой.

Х. Наср напоминает нам, что Коран ясно дает понять, что среди «знамений» Бога есть «явления в мире природы». Затем он продолжает: «Отказавшись полностью разделить человека и природу, ислам сохранил целостный взгляд на Вселенную». Одним из аспектов послания Насра является то, что люди, «которые живут только поверхностным уровнем своего бытия», без уважения к природе и со стремлением вместо этого доминировать над ней, склонны к разрушению окружающей среды .

Ислам также придает высокий статус человеку. Согласно исламу, человек – это не падшее существо, рожденное во грехе, и не изгой, потому что он или она не принадлежит к избранной расе. Человеческое существо не вовлечено в бесконечный цикл перерождений, не является ничтожеством, потерянным в общей массе, или существом, чья жизнь абсурдна и бессмысленна. Коран описывает человеческое тело как чудо во всей его сложности, способное обрести божественные качества (Коран 38:71-72). Пророк сказал: «Наполните себя божественными качествами».

По сути, ислам фокусируется на раскрытии истинных качеств человека. Коран неоднократно подчеркивает, что человек обладает достоинством и наделен тем, чем не обладает ни одно другое существо, а именно способностями рассуждать, творчески мыслить и передавать это рассуждение и творчество благодаря дару речи.

Пророк воплотил в себе это и прочие учения Корана. Его роль лидера и Коран идут на самом деле рука об руку. С первого момента получения Откровения вся его жизнь была посвящена руководству своей общиной в соответствии с исламом. По словам Ходжсона, «Мухаммад, кажется, жил довольно простой и скромной жизнью без какой-либо роскоши, в целом был доступным и приветливым человеком даже с представителями низов, с удовольствием смеялся и обожал детей».

Мухаммад родился в Мекке в 570 году н.э. С ранних лет он заработал репутацию самого надежного человека в личной и деловой жизни. Он сопровождал своего дядю-опекуна в торговых караванах даже до Сирии. Его деловая хватка принесла ему положение главного в караванах знатной вдовы Хадиджи, на которой он позже женился. Он оставался преданным ей до ее смерти, в течение двадцати пяти лет. Первое откровение Мухаммада, упомянутое выше, было получено в 610 году. Он проповедовал своим собратьям-мекканцам, которые в ответ начали на него гоненья. Когда племена мекканцев собрались вместе и замыслили его убить, Пророк переселился в Ясриб, город на севере. Это событие является важным в истории ислама, поскольку знаменует начало исламского календаря. Его называют дāр ал-хиджра, что обычно переводится как «переселение». Однако исходное определение является более подходящим: «Отвернуться от кого-то знакомого или любимого, часто с намерением вернуться». Позже Ясриб стал известен просто как Медина, или в переводе с арабского «город», от мадинат ан-набӣ, «города Пророка». Там Пророк Мухаммад основал первую мусульманскую общину и первый исламский дом молитвы. Пережив ряд войн, Пророк и его сторонники в конце концов завоевали Мекку (с незначительными потерями), избавил Каабу от ее идолов и сделали ее центром ислама.

Пророк Мухаммед был для своего народа не просто примером. Историк Ира Лапидус пишет: «То, что превратило Мухаммеда в такую редкцю фигуру в истории, и сделало Пророком, — это его способность передавать свое видение людям вокруг него, так что концепции, давно известные каждому, обрели силу преобразовывать жизни других людей также, как они изменили его» 6. Мусульманам было дано, если использовать определение Ходжсона, «видение», которое «оказалось достаточно мощным, чтобы гарантировать, что мусульмане сформируют свою собственную великую цивилизацию».

Джихад, деятельность, упоминаемая в разных местах Корана, был инструментом для построения этой цивилизации. Самым близким переводом этого слова будет «стремление к достойной цели». Многие мусульмане повиновались и продолжали стремиться к улучшению не только своей собственной жизни, но и жизни других, до тех пор, пока не построили цивилизацию, достойную своего имени, и просуществовавшую тысячу лет. Данная книга описывает их усилия.

Фактически Пророк призывал к «большему джихаду», объясняя его как «борьбу против своего “я”». Когда дядя Пророка попросил дар, чтобы «управлять людьми», Пророк сказал: «Я дам тебе больший дар, чем этот, дядя; на мгновение ты сможешь управлять собой». Суфий Халладж дал аналогичный ответ своему слуге Ибрагиму, который спросил, какими словами он может поминать его. «Твое я», – ответил Халладж. «Если ты не поработишь его, он поработит тебя» 8. Руми, в начале своего трактата «Китаб ал-Маснави» (Книга двустиший), выразил это метафорическим образом: «Кумир самого себя, – сказал он, – мать всех идолов» . Первые мусульмане с удивительным рвением работали над созданием жизнеспособного сообщества. Коран признал задачу в том виде, в котором она была в реальности, и рекомендовал им практиковать джихад, стремление к лучшей цели. Чтобы подчеркнуть важность этой концепции, Коран описал ее как великое стремление (25:52).

Читайте также:  Шемшурина. орксэ. основы светской этики 4 класс. учебник. фгос

Мечеть Центром мусульманской общины во всем мире была и остается мечеть. Ее базовая структура в то время была простой: на стороне, обращенной к Мекке, была небольшая лестница, а сбоку – ниша (минбар), откуда имам вел молитвы. Остальная часть мечети, будь то пещерный интерьер или огромный двор, предназначалась для прихожан. Более поздние дополнения – их всего два – состояли из купола и минарета, откуда муэдзин созывал верующих на молитву. С момента основания первой общины мечеть была больше, чем просто местом для молитвы. Она была центром гостеприимства и, что более важно для создания исламской цивилизации, центром образования. Мечеть была первой остановкой путешественника. Члены общины приглашали его на обед, и, если он был образованным человеком, его просили прочитать лекции. Известны многочисленные случаи, когда мусульманских ученых просили остаться в городе на месяцы и даже годы для просвещения горожан. Мечеть долгое время была учебным заведением в самом широком смысле. Там проводились публичные выступления для широких масс, классы для детей, школы для молодежи, лекции для студентов вузов. Мечеть была университетом, самым известным из которых является Аль-Азхар в Каире, которому более тысячи лет и который представляет собой единственным постоянно действующим университетом в мире. Аль-Азхар по-прежнему функционирует как одно из главных образовательных учреждений ислама. Мечеть была также резиденцией правителей в первой мусульманской общине. Исламская форма правления основана на консенсусе (шӯра̄) членов общины. Пророк также был наставлен «советоваться» со своим народом (Коран 3:159). Суть консенсуса всегда состояла в выборе того, что было хорошо для всего сообщества. Группы с особыми интересами и привилегии некоторых членов сообщества полностью игнорировались.

Ислам ожидал и ожидает, что люди будут относиться к животным и людям с должным почитанием и уважением. П.В.С. Бодли описал случай, свидетелем которого он стал, путешествуя по одной мусульманской стране Восточной Азии. По улице двигалась похоронная процессия, и, как было принято, присутствовавшие на похоронах двинулись к носилкам, чтобы пронести их несколько шагов, а затем передать тем, кто ждал впереди. Мусульманский бизнесмен, проезжавший мимо на большой машине с водителем, остановился, пронес носилки на своих плечах несколько шагов, а затем вернулся к своей машине и поехал дальше. У Бодли сложилось впечатление, что бизнесмен не знал покойного. Но прохожие и не обязаны были знать умершего. Само по себе ношение носилок считается похвальным. Однако мысль о зарабатывании заслуг была далека от участников похоронной церимонии или бизнесмена, поскольку последний действовал спонтанно, как и любой другой мусульманин. Это были похороны мусульманина, и это было самым важным.

Критика ислама

Ислам – истинная религия Всевышнего Аллаха, которая ведет человека к праведному пути и богобоязненности. В нашей религии все дела и поступки совершаются, основываясь на знаниях, которые были ниспосланы в Священном Коране и чистой сунне нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Мусульманин должен понимать, что он ответственен перед Всевышним за свою жизнь и за все свои совершенные поступки и дела в этом мире. Каждого, кто живет по истинным законам и положениям нашей религии, ждет благополучие и верный путь, а тот, кто не обращает нужного внимание на этот серьезный аспект, тогда попадет в заблуждение.

Священный Коран же является руководством для людей и охватывает все сферы их деятельности. Получение знаний – одна из важнейших функций человека, которая оказывает влияние на все сферы его жизни. В Священном Коране содержатся многочисленные аяты, которые призывают человека размышлять и извлекать соответствующие знания. Всевышний Аллах говорит: «Которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне». Сура Али-Имран, аят 191.

Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) придавал огромное значение приобретению знаний. Он сказал: «Стремление к знаниям является обязанностью каждого мусульманина и каждой мусульманки». Этот хадис привел имам ат-Табарани и имам Байхаки. Приобретать необходимые знания и стремиться к ним является долгом каждого праведного человека. Пророк Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если Аллах хочет одарить кого-то особым благом, то одаривает его пониманием (знанием) религии». Это достоверный хадис, приводит имам Бухари. Из этого хадиса следует, что те, кто приобретает знания, – это люди, которых Аллах одарил особым благом в этом мире и такие люди в будущем мире могут попасть в милость Всевышнего Аллаха. Пророк Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Стремление к знаниям перед Аллахом ценнее намаза, поста, хаджа и джихада на пути Аллаха». Этот хадис привел имам ат-Табарани.

Всевышний Аллах постоянно обращается к обладателям разума с призывом подумать над тем или иным Его творением и над тем, как удивительно устроен мир. В Священном Коране нет противоречий между религией и наукой и, если наука учит, как использовать какое-то знание, то религия учит этике его использования, так как сообщает человеку о Творце и призывает его изучить те законы, которые Он ниспосылает человечеству; ведь и так называемые «законы природы» и религиозные предписания – суть одно: правильный порядок жизни на этой Земле, транслируемый в виде закономерностей или религиозных предписаний Творцом. Более того, именно система религиозных ценностей формирует в основу цивилизации. В Священном Коране неоднократно подчеркивается, что знание – ключ к пониманию тех процессов, которые происходят в истории человечества: «Те, которым даровано знание, видят, что ниспосланное тебе от твоего Господа есть истина, которая ведет к пути Могущественного, Достохвального». Сура Саба, аят 6. Обладатель всех знании – Всевышний Аллах: «Знание об этом – у моего Господа в Священном Писании. Мой Господь не ошибается и не забывает». Сура Та Ха, аят 52.

Человек всегда должен иметь правильные намерения и жить так, чтобы им был доволен Всевышний Аллах. Поэтому он должен стремиться приобретать нужные и полезные знания, которые в будущем ему помогут идти по верному пути в жизни. Пророк Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О, люди, знания приобретаются в результате стремления к ним». Этот хадис привел имам Табарани. Поэтому ученый исламского мира, имам Табарани говорит, что мусульмане должны ставить перед собой цели в приобретении хороших знании ислама. И каждый, кто делает шаги на пути поисков знании, получает богославение Всевышнего Аллаха. Человек не всегда может научиться благому сидя дома, поэтому он, выходя в путь, покидает свой дом, чтобы стать более знающим и мудрым человеком. И за такие его старания, Всевышний обещает ему легкость в этом мире и вознаграждение в будущем. Пророк Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах облегчает путь в Рай». Этот достоверный хадис приводит имам Муслим и имам ат-Тирмизи.

Читайте также:  <strong>карл орф презентация</strong>

Знающий и праведный имам ал-Газали в своей книге «Возрождение религиозных наук» написал много о приобретении знания, где можно найти следующее, что каждый, кто стремится к знаниям на пути Всевышнего Аллаха и достигает их, такому будет прощены его грехи и ошибки, ведь сами ангелы радуются за таких людей. Пророк Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, ангелы простирают крылья над тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям». Этот хадис приводит имам ат- Тирмизи и имам Абу Давуд.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) придавал большое значение образованию. Он посвятил всю свою жизнь обучению своей общины, что подразумевало не только изучение норм шарита ислама, чтения и письма, но и религиозное и нравственное воспитание. Когда он переехал в Медину, то первым делом построил мечеть, выделив одну ее часть для обучения людей знаниям в разных науках. Многие ученые ислама напоминают, что, когда говорится о приобретении знании, тут имеется в виду не только религиозные знания, но и все знания, которые есть у людей, знания медицины, торговли, технологии, истории, экономики, политологии и другие важные для человека направления. Главное у человека, должна быть цель в дальнейшим служить людям и приносить им добро и благо. Мы всегда нуждаемся друг в друге, и если мы будем с пониманием относится к тем, кто к нам обращается за помощью, тогда, конечно, мы будем в благоденствии и процветании.

Мусульманин в первую очередь должен думать о том, как ему принести пользу обществу, и тем людям, среди которых он живет, помогать и заботиться о своих родных и близких. Знающий человек не должен кичиться своими знаниями, и конечно его знания не должны привести его к высокомерию и хвастовству. Пророк Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не войдет в Рай, тот, в чьем сердце есть высокомерие даже размером с горчичное зернышко». Этот хадис привел имам Табарани. Есть еще один хадис, где говорится, что нельзя быть высокомерным среди людей, и это порицается исламом. Однажды один человек спросил: «А что, если человек любит носить красивую одежду и красивую обувь?». Пророк Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Воистину, Аллах – Красивый, и Он любит красоту, а высокомерие – это отрицание истины и надменное отношение к людям». Этот достоверный хадис приводит имам Муслим.

Отношение к знанию в исламе огромное, и на первом месте конечно, ставится знания религии, мусульманин должен уметь читать Священный Коран, изучать хадисы Пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), знать основы шариата ислама, что можно, а что нельзя, знать историю своей религии и основные его даты, изучать книги и труды, которые были написаны учеными исламского мира.

Всевышний Аллах говорит нам и учит нас в Священном Коране: «Превыше всего Аллах, Истинный Царь! Не торопись читать Коран, пока ниспослание откровения тебе не будет завершено, и говори: «Господи! Приумножь мои знания». Сура Та Ха, аят 114. Пророк Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Читайте Коран, ибо, поистине, в День воскресения он явится как заступник за тех, кто его читал». Этот хадис от слов Абу Умама, да будет доволен им Аллах, приводит имам Муслим. Или еще один хадис о достоинстве чтения Священного Корана, где Пророк Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто читает Коран, являясь искусным в этом, (будет) с благородными и покорными писцами, а тому, кто читает Коран, запинаясь и испытывая при этом затруднения, (уготована) двойная награда». Этот достоверный хадис приводит имам Муслим.

Этот аспект в нашей религии имеет важное место, и мы мусульмане должны не забывать об этом, Пророк Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О, Абу Зар, выучи с утра один раздел науки и следуй полученным знаниям – это лучше для тебя, чем совершение намаза в тысячу рак‘атов». Этот хадис приводит имам Ибн Маджа. Кто хочет в этом мире приобрести себе блага и получить вознаграждение перед Всевышним, пусть знает, что именно изучение исламских наук и их познание ведет его к этому. Пророк Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет пользы от мира сего и от всего, что в нем, кроме поминания Аллаха и того, что связано с этим, а также кроме алима (ученого) и учащегося». Этот красивый хадис привел имам ат-Тирмизи и имам Байхаки.

Для приобретения хороших знании, мы всегда должны находить хороших и сильных наставников и учителей. Ислам ставит на высокое место учителей, которые берут на себя задачу образования и воспитания. За свою работу они получают милость Аллаху в этом и загробном мире и уважение людей. Преподавание – это одна из двух вещей в этом мире, по отношению к которым разрешается испытывать зависть. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) высказался об этом так: «Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которому Аллах даровал богатство и возможность потратить его должным образом, и человеку, которому Аллах даровал мудрость, и который судит на основании (этой мудрости) и передает ее другим». Этот хадис от слов Абдулла ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, приводит имам Бухари и Муслим.

Мы всегда видим, что мусульмане с большим уважением относились к своим учителям. Мусульмане всегда осознавали, что образование является фундаментом процветания, поскольку прогрессом всегда движет человек. Именно благодаря усилиям ученых сегодня мы живем в современном, удобном и безопасном мире. Но учеными не рождаются, учеными становятся после того, как получают знания от сведущих людей. Каждый человек, приобретая знания становится мудрее и грамотнее, что делает его сильнее и благороднее, но такой человек все свои знания еще должен уметь вложить в совершение нужных и благих дел людям и только тогда будет польза от всех его полученных тех или иных знании.

Мусульмане всегда должны иметь намерение совершать благое и хорошее, потому что мы знаем, что нас ждет встреча после смерти и отчет перед Всевышним за наши совершенные дела и поступки. Не обогащение или стремление к высокому положению в этом мире, а стремление к приобретению хороших знании, благого нрава, доброго сердца и умение совершать простые добрые дела должны стать нашим устремлением.

Мы стоим накануне начала учебного года для молодых людей, и мое пожелание для них, крепкого здоровья, легкости в приобретении новых знании, хороших и праведных устремлении, уважение к учителям и старшему поколению и достижения всех поставленных перед собой целей. Да благословит Всевышний Аллах, каждого, кто обучает знаниям и ищущего знания в этом мире. Аминь.

Наурызбай кажы ТАГАНУЛЫ,

Председатель Духовного управления мусульман Казахстана,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *