Княгиня Ольга: Великая личность Киевской Руси
Княгиня Ольга, также известная как Елена в крещении, является одной из самых выдающихся женщин периода древнерусской истории. Благодаря своему умению управлять государством, она сыграла значительную роль в политической и религиозной жизни Киевской Руси.
Ранняя жизнь и царствование
г.
Княгиня Ольга вступила на политическую арену после смерти своего мужа князя Игоря. Она правила вместе с малолетним сыном Святославом и продолжила развитие государства в направлении, которое послужило его укреплению.
Ее правление было отмечено рядом значительных событий, включая месть за убийство мужа со стороны древлян, осаду и сожжение их столицы в 946 году, а также поездку в Константинополь в 957 году для заключения союза с Византией.
Результаты ее деятельности
Политика и религия
Приняв христианство, княгиня Ольга смогла укрепить связи с Византией и западными государствами, а также привлечь новых союзников. Принципы божественной власти стали центральными в общественном строе, благодаря чему укрепились государственные институты.
Культурные изменения
Принятие христианства стимулировало развитие культурной сферы, привнесло новые знания и идеи, а также способствовало созданию памятников древнерусской литературы и искусства. Активное распространение кириллицы и развитие книжной традиции являются яркими примерами влияния христианства на общество.
Заключение
Княгиня Ольга оставила неизгладимый след в истории Киевской Руси, превратившись в яркий символ мудрости, силы и веры. Ее правление принесло множество позитивных изменений в страну, которые ощущаются и поныне.
Русь: Факты и Мифы
Есть теория Анны Карасевой, что Русь была крещена насильно. Подобное суждение нельзя назвать справедливым.
Действительно, в Повести временных лет говорится о том, что люди плакали в те моменты, когда происходило свержение языческих идолов. При этом там же говорилось о том, что уже на другой день народ радовался во время крещения. Люди положительно отнеслись к тому, что их дети начали посещать школы и получать образование.
Крещение Руси
Известную фразу по поводу крещения огнем и мечом можно отнести разве что к крещению Новгорода. Именно в этом городе было особенно развито язычество. Люди, которые его придерживались, старались сопротивляться новой вере.
При этом эксперт в области Древней Руси Пётр Стефанович утверждает, что информация по поводу сопротивления крещению не является достоверной. Все данные основаны на тех легендах, которые появились в более поздний период.
Первые русские князья
Правление Рюрика (862 – 879 гг.)
Рюрик был призван на Русь, согласно Повести временных лет, в 862 году. Пришел он не один, а с братьями Синеусом и Трувором. Придя на Русь, Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске. Именно Рюрик стал основателем династии Рюриковичей, которая будет править на Руси, а затем — в России до 1598 года.
Часть современных исследователей склонна считать, что история с Рюриком и братьями — есть не что иное, как более поздняя вставка в летопись, обусловленная причинами исключительно политическими. Другая часть дает право на существование Рюрику, но считает, что Синеус и Трувор — фигуры уж точно вымышленные. В рамках нашего исторического повествования мы позволим себе считать Рюрика реальной исторической личностью.
Летописи сообщают, что у Рюрика были дружинники Аскольд и Дир, которые в 862 году поплыли в Константинополь с амбициозными планами — ни много ни мало, а установить контроль над путем из варяг в греки. Они буквально натыкаются на Киев и как бы между прочим устанавливают там свою власть.
Далее о Рюрике нам известно, что в 879 году он умирает в Новгороде, оставляя малолетнего сына Игоря на попечении у регента Олега, который был то ли…
Важные события правления князей Олега, Игоря и княгини Ольги
Поход на Константинополь
Еще одним важным политическим шагом оказался поход Олега на Константинополь. В 907 году он отправился в поход на Царьград.
Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань. Олег пришел к городу с кораблями на колесах, и греки предложили ему мир и дань. Торговый договор обеспечил русским купцам беспошлинную торговлю в Византии.
Первый договор с Византией
В 911 году был заключен первый письменный договор между Русью и Византией, подтвердивший привилегии русских купцов.
Договор регулировал порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, определял правила наследования и беспошлинную торговлю для русских и греков.
Правление Игоря Рюриковича
После смерти Олега, Игорь стал правителем Киевской Руси. Он заключил союз с печенегами и предпринял поход на Константинополь, который закончился поражением в 941 году.
После второго похода Игорь больше не участвовал в военных походах и налоги собирал через своего боярина. После убийства в древлянской земле в 945 году власть перешла к его сыну Святославу.
Правление княгини Ольги
Княгиня Ольга, происходившая из-под Пскова, вступила в должность княгини Руси после смерти Игоря. Она была первой правительницей Руси и провела ряд реформ, управляя государством до 962 года.
Политика княгини Ольги – месть и реформы
После убийства князя Игоря в 945 г. Древляне решили отправить к княгине посольство с предложением стать женой их древлянского князя Мала. Посольство встретили по приказу Ольги с честью, принеся в ладьях к терему княгини. После чего, однако, послы были сброшены в вырытую яму и закопаны заживо. На этом месть Ольги за гибель мужа не закончилась.
Месть княгини
Княгиня послала послов к древлянскому князю, требуя прислать достойнейших мужей. Желание княгини было исполнено, но послы прибыли к двору, где были сожжены. Ольга продолжила свою месть.
Налоговая реформа и внешняя политика
Послы Ольги сообщили, что княгиня желает справить тризну по мужу на его могиле и стать женой древлянского князя. Ольга разбила древлян и сожгла их столицу. Проведя налоговую реформу, Ольга укрепила авторитет Киева.
Дипломатические успехи
Ольга установила отношения с Византийской империей, приняв христианство. По одной версии, в 957 году прибыла в Константинополь с целью найти невесту для сына. Княгиня приняла крещение и получила имя – Елена.
Правление Святослава
Святослав Игоревич стал князем в 962 году. Прославился как полководец, оставаясь язычником. Княгиня пыталась влиять на сына, но он не принял христианство. Ольга умерла в 969 году.
Источники:
- История Киевской Руси
- Жизнь и деятельность княгини Ольги
Летописец дает такой словесный портрет Святослава. Это был прирожденный воин, "рыцарь без страха и упрека", необычайно выносливый в походах, неприхотливый в быту, он мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был невзыскателен в пище, быстр и решителен в движениях. Святослав никогда не нападал на врага, не отправив ему гонца с посланием: «ИДУ на ВЫ».
Первой внутригосударственной военной кампанией Святослава стало подчинение племенного союза вятичей (964), которые все еще продолжали платить дань хазарам. С 964 года князь совершает походы на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли.
А вот первым серьезным военно-политическим шагом Святослава стало уничтожение Хазарского Каганата. В 965 году Святослав совершил поход на Каганат, штурмом взяв главные города хазар: Саркел, Семендер и столицу Итиль. На месте Саркела была основана Белая Вежа, на Таманском полуострове — Тьмутаракань.
Также Святослав совершил два успешных похода в Болгарию. Святослав одержал безоговорочную победу над болгарским войском: в результате этого похода были захвачены в 968 году — Переяславец (Преславец) и Доростол (Дристор).
Желая укрепить княжескую власть, еще при жизни Святослав поделил государство между своими сыновьями: Ярополку достался Киев, Олегу — древлянские земли, а Владимиру — Новгород.
Тем временем власть в Византии захватил Иоанн Цимисхий, которого не устраивал такой воинственный сосед, как Святослав. Цимисхий объединился с имевшими на Святослава зуб болгарами и объявил войну Святославу. В сражении около Переяславца Святослав победил объединенную византийско-болгарскую армию. Иоанн Цимисхий отправил к Святославу делегацию, которая от имени императора предлагала Святославу взять богатые дары, но в обмен на этот — уйти из Болгарии навсегда. Святослав был глубоко оскорблен подобным предложением, потому что уже считал землю, о которой шла речь, своей. Киевский князь отверг предложение византийского императора, чем спровоцировал начало новой войны с Византией и Болгарией (970 – 971 годы).
23 апреля 971 года Цимисхий подошел к Доростолу, где располагались основные силы Святослава. Произошло сражение, в результате которого русской армии пришлось отойти в крепость, после этого началась трехмесячная осада. Обе стороны несли серьезные потери. Через три месяца случилось очередное крупное сражение, которое не окончилось победой какой-либо одной стороны, однако после него Святослав вступил в мирные переговоры.
Иоанн Цимисхий принял условия Святослава. Русская армия должна была оставить Болгарию, а Византия выплачивала Руси установленную контрибуцию и подтверждала торговые отношения. Территория восточной Болгарии присоединялась к Византии, независимость сохранили только западные области.
После заключения мира с Византийской империей, Святослав принял решение вернуться домой — в Киев. Весной 972 года Святослав, подойдя к днепровским порогам, подвергся нападению печенегов. В этом бою князь был убит, а печенежский хан Куря, как свидетельствует летопись, сделал из черепа прославленного победами Святослава кубок и пил из него на пирах, желая таким способом заполучить силу, смелость и славу русского князя.
Так закончилась жизнь князя-воина. Надо сказать, что его военная деятельность была достаточно успешна – ему удалось распространить свое влияние на вятичей, обезопасить южные границы от хазарской угрозы и заключить достаточно выгодный договор с Византией в 971 году. Однако постоянное отсутствие в столице не могло не сказываться на государстве – печенеги то и дело совершали разорительные набеги на Русь в отсутствие правителя. Кроме того, решение Святослава посадить в геополитически важные города своих сыновей нельзя считать удачным, так как это в итоге привело к затяжной междоусобице.
Правление Владимира Святославича (980 – 1015 гг.)
После гибели Святослава в Киеве власть получил Ярополк. Олег, который был на год младше, был посажен править в древлянскую землю, Владимир, сын Святослава от наложницы Малуши, отправился править Новгородом.
Однако через несколько лет отношения между братьями безнадежно испортились, причиной тому было следующее: по приказу княжившего в древлянской земле Олега, которому было всего 13 лет, в древлянских лесах был убит во время охоты сын Свенельда, любимого воеводы старшего брата Ярополка, того самого Свенельда, который еще во времена Игоря собирал там дань. Следствием этого конфликта явился через два года поход киевской рати во главе с Ярополком против древлян. Во время этого поход Олег случайно погиб во время давки на мосту.
Владимир, получив весть о гибели брата, был крайне обеспокоен происходящим, стал опасаться за свою жизнь и бежал к варягам. Ярополк не растерялся и прислал в Новгород на место бежавшего брата — своего наместника. Владимир, однако ж, не мог смириться со своим положением изгоя. Он решается на рискованный шаг: нанимает отряд варягов, с которым подходит к Новгороду и изгоняет оттуда наместника Ярополка.
Опьяненный победой и не желающий останавливаться на достигнутом Владимир направляется в поход на Киев. По пути князь овладел Полоцком, убив княжившего там варяга Рогволда и его сыновей, а дочь Рогнеду насильно взял себе в жёны.
Положение Ярополка в Киеве была далеко не прочным, население относилось с недоверием к князю, который мало того, что при невыясненных обстоятельствах погубил своего меньшого брата Олега, так еще и покровительствует христианам. Кроме того, приближающийся к Киеву Владимир сумел заручиться поддержкой видных киевских дружинников и бояр, которые начали готовить заговор против Ярополка.
Ярополку так и не удалось собрать войска для сражения с братом, и ему ничего не оставалось, как укрыться за городскими стенами. Однако, предчувствуя, что в Киеве назревает против него заговор, Ярополк бежал из города, а через некоторое время по совету своих бояр сам пришел к Владимиру на переговоры. Однако, Владимир, видимо, не планировал вести диалог с братом, поэтому, как только Ярополк вошел в шатёр Владимира, тут же был заколот мечами.
В 980 году Владимир становится единственным правителем Киевской Руси, и уже с первых лет правления перед ним встала необходимость решать важные внутри- и внешнеполитические государственные задачи.
Новгород и Киев были вновь объединены, вольнолюбивые прежде древляне вели себя смирно. Однако обнаружилась новая проблема, радимичи и вятичи «отбились от рук», перестав подчиняться Киеву. Владимиру понадобилось три года, чтобы привести в подчинение непокорные племена. Владимир широко использовал практику, введенную еще его отцом: он посылал в различные земли, бывшие племенные княжения, своих сыновей, которые являлись его наместниками.
Владимир решил продолжить внешнюю политику своего отца Святослава, попробовав снова отвоевать земли по Дунаю. Князь организовал поход против Болгарии, который с военной точки зрения был довольно успешен, однако все же закрепиться на Дунае русским не удалось, пришлось заключить с Болгарией мир.
При Владимире обнаружилось новое направление внешней политики — западное. Сильный сосед в лице Польского государства появился у Руси на западе. Основателем Польского государства стал князь Мешко I, принадлежащий к династии Пястов.
Польша рассматривала Русь в качестве своего главного противника на востоке, поскольку между этими двумя государствами имелся ряд спорных земель. Владимир не стал ждать усиления Польского государства и едва вступив на престол, предприимчивый князь организовал военный поход на юго-запад и подчинил эти земли Руси.
Много неприятностей доставляли Руси печенеги, которые периодически совершали разрушительные набеги на русские земли, уводили в плен жителей, сжигали села, уничтожали урожай. Владимир нанес крупное поражение печенегам в 992 году, в честь победы был основан город Переяславль. Однако печенежские набеги на Русь возобновились через несколько лет.
Одним из важных преобразований в деле эффективной защиты от внешних врагов стало масштабное строительство четырех линий оборонительных крепостей на расстоянии 15-20 км вдоль левого берега Днепра. Кроме того, при Владимире была разработана система светового оповещения о приближающихся врагах. Как это работало?
На высоких холмах или специально насыпанных курганах были сооружены сигнальные башни, с верхушек которых открывался хороший обзор во все стороны на многие километры. Стоит дозорному обнаружить угрозу в виде приближающегося полчища печенегов, он тут же зажигает огонь на башне. Завидев сигнал об опасности, дозорный с соседней башни проделывает ту же операцию. И так до тех пор, пока сигнал не дойдет до Киева. Благодаря этой системе, менее чем через час киевляне были в курсе, что опасность приближается.
Причины и значение принятия христианства
С правлением Владимира связано такое значимое событие, как принятие христианства в 988 году. Однако этому событию предшествовала так называемая «языческая реформа» 980 года. Разные восточнославянские племена поклонялись разным языческим богам, что служило децентрализующим фактором. Владимир решил насильно распространить на все подвластные территории культ бога-громовержца Перуна, которому поклонялся сам князь и его дружинники. Однако это предприятие потерпело фиаско, племена не отказались от местных культов. Тогда Владимир решил пойти по другому пути и принять новую веру – христианство. У этого события были свои веские причины.
Причины принятия христианства:
Во-первых, оставаться язычниками — значило добровольно изолировать себя от остального Европейского мира.
Во-вторых, христианство с единым богом соответствовало внутренней структуре княжеской власти с единым князем.
В-третьих, христианство вводило новую мораль, что способствовало развитию общества, цементировало семью и брак.
В-четвертых, принятие христианства могло способствовать развитию культуры.
В-пятых, социальное расслоение и имущественное неравенство нуждалось в обосновании и объяснении, христианство могло это сделать.
Византия также хотела видеть своим соседом христианскую Русь для того, чтобы влиять на нее политически и сократить до минимума вероятность военных конфликтов.
В 987 году Византия обратилась к Руси за помощью в борьбе с мятежниками. Владимир согласился помочь, но потребовал себе в жены сестру императора Василия II принцессу Анну. Причиной тому были не внезапно проснувшаяся чувственность натуры Владимира, князь понимал, что удачный династический брак с византийской принцессой будет способствовать повышению авторитета Руси в Европе и Азии, а также укрепит авторитет династии внутри страны. Византийцам в тот момент очень нужна была помощь русских дружин, поэтому они согласились на брак, поставив обязательным условием — крещение Владимира. Киевский князь ответил согласием и направил свои дружины на помощь Византии.
Однако, когда опасность миновала, византийцы сделали вид, что забыли о данном Владимиру обещании — отдать ему в жены Анну, что глубоко оскорбило гордого князя. Владимир собрал в 988 г. войско и уверенно двинулся на Херсонес (Корсунь), который был центром византийских владений на Крымском полуострове. Князь осадил город. Осада длилась несколько месяцев. Закончилось все тем, что в один день с крепостной стрелы в лагерь Владимира прилетела стрела с запиской, из которой становилось ясно, как взять город в короткие сроки: достаточно было перекрыть водопровод. Стрела была направлена от имени Анастаса, священнослужителя Херсонеса.
Трубопровод был найден и перекрыт, вскоре жители города сдались и открыли ворота. Владимир отправил в Царьград гонцов, чтобы передать императору, что если Анна не прибудет в Херсонес, то Владимир пойдет с войском прямиком на Царьград. Тогда же Владимир подтвердил свое обещание принять крещение, что и сделал, находясь в Херсонесе в ожидании невесты. Вскоре прибыли корабли с несчастной принцессой.
Только через несколько лет в 988 г. Владимир предпринял первые робкие шаги по введению христианства на всей территории Руси. Это был большой вызов для русского народа, особенно на Севере, где язычество, казалось, укрепилось намертво.
Владимир решил начать с Киева: сперва были уничтожены все языческие идолы, после чего жителям было объявлено о необходимости явиться утром к реке. Там все они вошли в воду и христианские священники совершили обряд массового крещения.
Началось строительство церквей. В 996 г. в Киеве был построен каменный собор Богородицы. На содержание этого храма Владимир приказал отдавать десятую часть княжеских доходов, поэтому за церковью закрепилось название «Десятинной». К сожалению, данное архитектурное не дошло до наших дней, так как было разрушено в XIII веке во времена монголо-татарского нашествия.
Одной из особенностей христианства по византийскому образцу было то, что он разрешало вести церковную службу в землях новообращенных народов на их родном языке. Римская же церковь позволяла вести богослужение исключительно на латинском языке.
Значение принятия христианства:
1. Христианство способствовало укреплению власти князя, главный постулат христианства — любая власть дана от Бога, поэтому все подданные должны беспрекословно подчиняться князю и не противиться его решениям
2. Изменилось международное положение Руси, вырос международный авторитет — Русь перестала считаться варварским государством
3. С принятием христианства русское общество обрело духовное единство, церковь стала объединяющей силой в государстве
4. На Руси появилось каменное зодчество
5. На Руси возникла иконопись
6. На Руси появилась фресковая живопись
7. На Руси появилась письменность: первые рукописные книги церковного содержания известны на Руси с ХI века.
Положительный эффект от принятия новой веры несомненен. Однако нельзя сказать, что принятая религия абсолютно успешно распространилась на Руси. Существовали волхвы и язычники, не желавшие менять веру. Они убегали на окраины страны, сохраняя свои убеждения. Кроме того, низкий уровень грамотности привел к возникновения такого явления, как двоеверие – смешение элементов христианства и язычества.
Память о святой княгине Ольге
Родилась Псков, Киевская Русь
Умерла Киев, Киевская Русь
Почитается В Православной и Католической церквях
Прославлена Не позднее XIII века
Труды Подготовка крещения Руси
Иван Акимов. Крещение княгини Ольги
О крещении в Константинополе говорит и процитированный выше Продолжатель Регинона, причём упоминание имени императора Романа свидетельствует в пользу крещения именно в 957 году. Свидетельство Продолжателя Регинона может считаться достоверным, поскольку под этим именем, как полагают историки, писал епископ Адальберт Магдебургский, возглавивший неудачную миссию в Киев (961) и имевший сведения из первых рук.
Согласно большинству источников, княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957 года, и крестили её, вероятно, Роман II, сын и соправитель императора Константина VII, и патриарх Полиевкт. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это решение как спонтанное. Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси. Возможно, это были болгарские славяне (Болгария приняла крещение в 865 году), так как в ранних древнерусских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики.
Образ святой Ольги на входе в Десятинный монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Киеве. Медь, чеканка
О проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Ильи пророка в Киеве в русско-византийском договоре (944).
Ольга была похоронена в земле (969) по христианскому обряду. Её внук князь Владимир I Святославич перенёс (1007) мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «свѣтѧщєѥсѧ ѩко солнцє» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.
В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только пять святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).
Память равноапостольной Ольги празднуется православными церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католической и другими западными церквами — 24 июля по григорианскому.
Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.
Н. А. Бруни. Святая великая княгиня Ольга.
Согласно Иоакимовской летописи, первоначальное имя Ольги — Прекраса. Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968—971 годов. Глеб мог быть сыном князя Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку та же летопись сообщает о наличии у Игоря других жён. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги.
Средневековый чешский историк Томаш Пешина в сочинении на латинском «Mars Moravicus» (1677) рассказал о некоем русском князе Олеге, ставшем (940) последним королём Моравии и изгнанным оттуда венграми в 949 году. Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом Ольги.
О существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепсием, упомянул Константин Багрянородный в перечислении её свиты во время визита в 957 году в Константинополь. Анепсий означал, чаще всего, племянника, но также и двоюродного брата.