Конспект урока орксэ по теме икона 4 класс план конспект урока по орксэ 4 класс

Методические разработки, презентации и конспекты

Цель урока: создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.

I. Повторение изученного на прошлом уроке

  • Что называется храмом?
  • Правила поведения в храме.
  • Устройство православного храма.
  • Что такое иконостас?

Иконостас – алтарная перегородка, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарь от остального храмового помещения.

II. Теоретическое изучение новых понятий

Толковый словарь В.Даля: образ, изображение лика.

Информация из Википедии: в христианстве священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

Греческое слово eikon – изображение, образ, изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории.

Слово икона пришло в русский язык из Византии, как и вся православная вера. В нашем языке слово икона сохранилось как образ.

(Интересно, что слово безобразный обозначает: без образный, не имеющий в себе образа Бога или не существующий. Прежде всего это относится к душевной красоте.)

III. Введение новой темы

Православный храм невозможно представить себе без икон. И сегодня мы узнаем о ее значении для христиан, о ее отличии от картин.

Есть ли у вас дома фотографии дорогих вам людей?
Почему человек, отправляясь в далекое путешествие или по любой другой причине долго отсутствует, берет с собой фотографии близких людей?

Икона – это образ самого близкого для православного человека: образ Бога, Богородицы, святого или образ события, важного для христианина.

Иконы у православных христиан были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце. Самое видное место было отведено под иконы и называлось Красный угол.

IV. Путешествие в прошлое (можно использовать для рассказа подготовленного ученика)

Иконопись зародилась в древние века. А как же появилась первая икона? В древние времена заболел царь Авгарь. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать Господа. Тогда Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Икона так и называется Спас Нерукотворный.

Этот сюжет говорит о том, что сам господь благословил людей писать иконы. Хотя были времена гонений и уничтожений икон в христианстве.

V. Икона и картина (их отличия)

Сейчас мы будем наблюдать, сравнивать и называть отличия картины и иконы.

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. Сопереживание и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

Иконопись: искусство создания священных изображений

На картине все события происходят в определенное время, а на иконе могут быть события, происходящие в разное время и в разных местах. На иконе прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно.

Лик (личное)

Самое главное на иконе – Лик, особенно глаза. Они всегда широко раскрыты, выразительны, и как бы смотрят на стоящего перед иконой. К личному также относятся руки и жесты.

Читайте также:  Фрп основы религиозных культур и светской этики 4 класс

Как в книге словами записан текст, так и на иконе символами и другими знаками передаются сложные духовные понятия.

Нимб – особое свечение вокруг головы.

На иконе каждый цвет имеет свой смысл.

Значения цветов в системе христианской символики:

ЦветЗначение
ЗолотойСамый драгоценный материал, выражает ценность духа и святость.
СерыйПустота, неясность, небытие.
ЧерныйЗло, тьма.
БелыйЧистота, свет.
ЗеленыйНадежда, жизнь.
БагряныйКровь, жертва.

Совсем нет серого цвета. Смешав в себе черное и белое, добро и зло, серый становился цветом неясности, пустоты, небытия.

На картине есть тени, свет падает на лица. На иконе же нет теней, свет исходит из глубины ликов и фигур.

Картина построена по законам прямой перспективы, что можно выяснить, представив себе рисунок или фотографию железнодорожного полотна. Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а перед человеком, стоящим перед иконой.

Икона и молитва

Люди любуются картиной, а перед иконой молятся. Обращение к православной иконе очищает душу. Православные христиане считают, что икона является проводником к Богу. Икона напоминает человеку о его призвании стать лучше.

Иконописец

Не каждый художник может просто взять и написать икону. Иконописец должен быть душевно чистым, получить благословение у священнослужителя и соблюдать множество правил.

Иконопись создается молитвой и для молитвы. Иконописцы всегда почитались церковью и людьми.

Один из известных иконописцев – Андрей Рублев (около 1360-1427). О его жизни практически ничего не известно. Однако, его работы оставили огромный след в истории искусства. Главным шедевром стала икона Троица.

Искренняя любовь и жертвенность – вот ключевые понятия, которые хотел донести современникам и потомкам иконописец Андрей Рублев через свои произведения.

Святой Андрей Рублев: история и наследие


Прп. Андрей Рублев – известный и уважаемый русский иконостас. Его работы олицетворяют идеал красоты, гармонии и духовной глубины. Он занимает особое место как в истории русского искусства, так и в православной церкви.

Биография

Преподобный Андрей Рублев начал свой путь в Свято-Андрониковском монастыре, где он работал над созданием множества икон и фресок. Его творчество отличается неповторимым стилем и высоким мастерством.

Искусство

Иконы, созданные святым Андреем Рублевым, имеют особую энергетику и духовное значение. Каждая икона пропитана молитвой и преданностью вере, что делает их особенно ценными для православных христиан.

Влияние

Творчество преподобного Андрея Рублева оказало значительное влияние на развитие русской живописи и иконописи. Его произведения стали символом духовности и красоты, вдохновляя многих художников на протяжении веков.

Заключение

Прп. Андрей Рублев остается одним из самых почитаемых святых в православной церкви. Его творчество продолжает вдохновлять и удивлять людей своей красотой и значимостью. Святой Андрей Рублев навсегда останется символом духовности и искусства.

Читайте также:  Основы религиозных культур и светской этики основы светской этики 4 класс

Рабочая программа разработана с учетом модуля Урочная деятельность, описанного в Рабочей программе воспитания МАОУ СОШ № 27, и предполагает следующее:

  • максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения;
  • подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
  • включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий;
  • включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
  • выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
  • реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
  • применение интерактивных форм учебной работы интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
  • групповая работа, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
  • побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
  • организация наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.
    При планировании содержания урока учитель учитывает федеральный календарный план воспитательной работы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Модуль ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

  1. Россия – наша Родина.
  2. Введение в православную традицию.
  3. Культура и религия.
  4. Во что верят православные христиане.
  5. Добро и зло в православной традиции.
  6. Золотое правило нравственности.
  7. Любовь к ближнему.
  8. Отношение к труду.
  9. Долг и ответственность.
  10. Милосердие и сострадание.
  11. Православие в России.
  12. Православный храм и другие святыни.
  13. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.
  14. Праздники.
  15. Христианская семья и её ценности.
  16. Любовь и уважение к Отечеству.
  17. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину.
  • Формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.
  • Понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни.
  • Понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества.
  • Осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии.
  • Строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение.
  • Соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России.
  • Строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил, проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность.
  • Понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей.
  • Понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Читайте также:  Молитвы на сон грядущим с толкованием

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения.
  • Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
  • Совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях.
  • Совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий.
  • Овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
  • Овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения и прочее.

Универсальные учебные действия

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества.
  • Использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике.
  • Применять логические действия и операции для решения учебных задач.
  • Признавать возможность существования разных точек зрения.
  • Выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Работа с информацией

  • Воспроизводить прослушанную информацию, подчеркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике.
  • Использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей.
  • Находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках.
  • Анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках.

Коммуникативные УУД

  • Использовать смысловое чтение для выделения главной мысли.
  • Соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.
  • Создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей.

Регулятивные УУД

  • Проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях.
  • Проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества.
  • Анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру.
  • Выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям.

Совместная деятельность

  • Выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам.
  • Владеть умениями совместной деятельности.
  • Готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения.
  • Корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития.
  • Рассказывать о православных праздниках, иконах, о Церкви.
  • Излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России.

Тематическое планирование на уровне месяца для 4 класса:

Количество часовТема урока
1Россия – наша Родина
1Культура и религия
1Как христианство пришло на Русь
1Бог, мир, человек
  • Делать регулярные контрольные работы и практические задания, используя электронные образовательные ресурсы, помогает обучающимся успешно усваивать материал.
  • Преподаватели также используют методические материалы для поддержки образовательного процесса.

Учебные материалы:

  • Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник в 2 частях.
  • Методическое пособие для учителя.

Дополнительные ресурсы:


Обучение духовным ценностям и культурным традициям помогает формировать светлое будущее для обучающихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *