Методические разработки, презентации и конспекты
Цель урока: создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.
I. Повторение изученного на прошлом уроке
- Что называется храмом?
- Правила поведения в храме.
- Устройство православного храма.
- Что такое иконостас?
Иконостас – алтарная перегородка, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарь от остального храмового помещения.
II. Теоретическое изучение новых понятий
Толковый словарь В.Даля: образ, изображение лика.
Информация из Википедии: в христианстве священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
Греческое слово eikon – изображение, образ, изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории.
Слово икона пришло в русский язык из Византии, как и вся православная вера. В нашем языке слово икона сохранилось как образ.
(Интересно, что слово безобразный обозначает: без образный, не имеющий в себе образа Бога или не существующий. Прежде всего это относится к душевной красоте.)
III. Введение новой темы
Православный храм невозможно представить себе без икон. И сегодня мы узнаем о ее значении для христиан, о ее отличии от картин.
Есть ли у вас дома фотографии дорогих вам людей?
Почему человек, отправляясь в далекое путешествие или по любой другой причине долго отсутствует, берет с собой фотографии близких людей?
Икона – это образ самого близкого для православного человека: образ Бога, Богородицы, святого или образ события, важного для христианина.
Иконы у православных христиан были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце. Самое видное место было отведено под иконы и называлось Красный угол.
IV. Путешествие в прошлое (можно использовать для рассказа подготовленного ученика)
Иконопись зародилась в древние века. А как же появилась первая икона? В древние времена заболел царь Авгарь. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать Господа. Тогда Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Икона так и называется Спас Нерукотворный.
Этот сюжет говорит о том, что сам господь благословил людей писать иконы. Хотя были времена гонений и уничтожений икон в христианстве.
V. Икона и картина (их отличия)
Сейчас мы будем наблюдать, сравнивать и называть отличия картины и иконы.
Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения.
Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. Сопереживание и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.
Иконопись: искусство создания священных изображений
На картине все события происходят в определенное время, а на иконе могут быть события, происходящие в разное время и в разных местах. На иконе прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно.
Лик (личное)
Самое главное на иконе – Лик, особенно глаза. Они всегда широко раскрыты, выразительны, и как бы смотрят на стоящего перед иконой. К личному также относятся руки и жесты.
Как в книге словами записан текст, так и на иконе символами и другими знаками передаются сложные духовные понятия.
Нимб – особое свечение вокруг головы.
На иконе каждый цвет имеет свой смысл.
Значения цветов в системе христианской символики:
Цвет | Значение |
---|---|
Золотой | Самый драгоценный материал, выражает ценность духа и святость. |
Серый | Пустота, неясность, небытие. |
Черный | Зло, тьма. |
Белый | Чистота, свет. |
Зеленый | Надежда, жизнь. |
Багряный | Кровь, жертва. |
Совсем нет серого цвета. Смешав в себе черное и белое, добро и зло, серый становился цветом неясности, пустоты, небытия.
На картине есть тени, свет падает на лица. На иконе же нет теней, свет исходит из глубины ликов и фигур.
Картина построена по законам прямой перспективы, что можно выяснить, представив себе рисунок или фотографию железнодорожного полотна. Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а перед человеком, стоящим перед иконой.
Икона и молитва
Люди любуются картиной, а перед иконой молятся. Обращение к православной иконе очищает душу. Православные христиане считают, что икона является проводником к Богу. Икона напоминает человеку о его призвании стать лучше.
Иконописец
Не каждый художник может просто взять и написать икону. Иконописец должен быть душевно чистым, получить благословение у священнослужителя и соблюдать множество правил.
Иконопись создается молитвой и для молитвы. Иконописцы всегда почитались церковью и людьми.
Один из известных иконописцев – Андрей Рублев (около 1360-1427). О его жизни практически ничего не известно. Однако, его работы оставили огромный след в истории искусства. Главным шедевром стала икона Троица.
Искренняя любовь и жертвенность – вот ключевые понятия, которые хотел донести современникам и потомкам иконописец Андрей Рублев через свои произведения.
Святой Андрей Рублев: история и наследие
Прп. Андрей Рублев – известный и уважаемый русский иконостас. Его работы олицетворяют идеал красоты, гармонии и духовной глубины. Он занимает особое место как в истории русского искусства, так и в православной церкви.
Биография
Преподобный Андрей Рублев начал свой путь в Свято-Андрониковском монастыре, где он работал над созданием множества икон и фресок. Его творчество отличается неповторимым стилем и высоким мастерством.
Искусство
Иконы, созданные святым Андреем Рублевым, имеют особую энергетику и духовное значение. Каждая икона пропитана молитвой и преданностью вере, что делает их особенно ценными для православных христиан.
Влияние
Творчество преподобного Андрея Рублева оказало значительное влияние на развитие русской живописи и иконописи. Его произведения стали символом духовности и красоты, вдохновляя многих художников на протяжении веков.
Заключение
Прп. Андрей Рублев остается одним из самых почитаемых святых в православной церкви. Его творчество продолжает вдохновлять и удивлять людей своей красотой и значимостью. Святой Андрей Рублев навсегда останется символом духовности и искусства.
Рабочая программа разработана с учетом модуля Урочная деятельность, описанного в Рабочей программе воспитания МАОУ СОШ № 27, и предполагает следующее:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения;
- подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
- включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий;
- включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
- реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
- применение интерактивных форм учебной работы интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
- групповая работа, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
- побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
- организация наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.
При планировании содержания урока учитель учитывает федеральный календарный план воспитательной работы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
- Россия – наша Родина.
- Введение в православную традицию.
- Культура и религия.
- Во что верят православные христиане.
- Добро и зло в православной традиции.
- Золотое правило нравственности.
- Любовь к ближнему.
- Отношение к труду.
- Долг и ответственность.
- Милосердие и сострадание.
- Православие в России.
- Православный храм и другие святыни.
- Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.
- Праздники.
- Христианская семья и её ценности.
- Любовь и уважение к Отечеству.
- Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину.
- Формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.
- Понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни.
- Понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества.
- Осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии.
- Строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение.
- Соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России.
- Строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил, проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность.
- Понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей.
- Понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения.
- Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
- Совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях.
- Совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий.
- Овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
- Овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения и прочее.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД
- Ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества.
- Использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике.
- Применять логические действия и операции для решения учебных задач.
- Признавать возможность существования разных точек зрения.
- Выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией
- Воспроизводить прослушанную информацию, подчеркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике.
- Использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей.
- Находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках.
- Анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках.
Коммуникативные УУД
- Использовать смысловое чтение для выделения главной мысли.
- Соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.
- Создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей.
Регулятивные УУД
- Проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях.
- Проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества.
- Анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру.
- Выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям.
Совместная деятельность
- Выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам.
- Владеть умениями совместной деятельности.
- Готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения.
- Корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития.
- Рассказывать о православных праздниках, иконах, о Церкви.
- Излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России.
Тематическое планирование на уровне месяца для 4 класса:
Количество часов | Тема урока |
---|---|
1 | Россия – наша Родина |
1 | Культура и религия |
1 | Как христианство пришло на Русь |
1 | Бог, мир, человек |
- Делать регулярные контрольные работы и практические задания, используя электронные образовательные ресурсы, помогает обучающимся успешно усваивать материал.
- Преподаватели также используют методические материалы для поддержки образовательного процесса.
Учебные материалы:
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник в 2 частях.
- Методическое пособие для учителя.
Дополнительные ресурсы:
Обучение духовным ценностям и культурным традициям помогает формировать светлое будущее для обучающихся.