Роль педагогов в будущем: тенденции и вызовы
Преподавание требует особых техник и подходов, но 88% российских учителей считают, что школа не готовит учеников к реальной жизни. О том, как изменится роль педагогов в будущем, рассказала СЕО ЯКласс Екатерина Рыжова.
Личностно-ориентированная педагогика
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика, где во главу угла становится личность. — И.С. Якиманская
Дифференцированное обучение и воспитание
Проблема дифференцированного обучения не нова для педагогической науки и практики. Дифференцированное обучение и воспитание в подлинном смысле — приоритет личностно-развивающей школы.
Цели личностно-развивающей школы
- Формирование способности к смыслопоиску, творчеству и рефлексии
- Развитие волевой регуляции, самостоятельности и ответственности
- Обретение нравственного опыта и жизненного самоопределения
Педагогическая поддержка
- Помощь в самоорганизации и самоутверждении личности
Индивидуальный подход к обучению
Индивидуальный подход позволяет всесторонне изучить учеников, создать представление о их характере, интересах и способностях.
Роль квалифицированного педагога
В центре внимания Всемирного дня учителя 2018 года будет право на квалифицированного педагога. Однако, что означает понятие квалифицированный учитель?
Квалифицированный учитель
- Педагог с минимальной академической квалификацией
- Необходимая для преподавания дисциплин на определенном уровне
Профессиональная подготовка
- Получение профессиональной педагогической подготовки для эффективного преподавания
Достаточно ли квалифицированных учителей в странах?
Текст доступен в полной версии
Недостатки профессиональной подготовки учителей
Во многих регионах и странах с низким уровнем дохода наблюдается дефицит как профессионально подготовленных, так и квалифицированных учителей. Например, лишь 64% учителей начальной школы в странах к югу от Сахары получили профессиональную подготовку, а в Южной Азии этот показатель достигает 71%. Разнообразие в программе обучения, длительности курсов, качестве практики и методах преподавания оказывает влияние на качество образования и успеваемость учеников.
Процент учителей, успешно завершивших минимально необходимую профессиональную подготовку согласно национальным стандартам, в странах к югу от Сахары составляет лишь 62% для учителей начальной школы и 45% для учителей средней школы.
Гарантирование права на квалифицированного учителя
Одной из главных проблем в мире, связанных с обеспечением права на образование, является недостаток учителей. Для достижения целей в области образования к 2030 году требуется нанять миллионы квалифицированных преподавателей. В странах к югу от Сахары для устранения дефицита в педагогическом персонале необходимо привлечь 17 миллионов учителей.
70% стран сталкиваются с нехваткой учителей начальной школы, а 90% – средней школы. Эта проблема затрагивает уязвимые группы населения, такие как девочки, дети с инвалидностью, беженцы, дети-мигранты и дети из бедных семей, проживающие в сельских или отдаленных районах.
Последствия нехватки учителей
Нехватка учителей ставит под угрозу качество, равенство и инклюзивность образования в странах с низким уровнем дохода. Меры по найму временных учителей без соответствующих квалификаций увеличивают неравенство в образовании.
Этот разрыв особенно ощущается в чрезвычайных и конфликтных ситуациях, где детям часто требуется дополнительная помощь. Однако часто гуманитарные организации вынуждены нанимать учителей, не готовых к работе с уязвимыми детьми.
Роль ЮНЕСКО в подготовке учителей
ЮНЕСКО делает увеличение числа хорошо подготовленных, поддерживаемых и квалифицированных учителей одним из своих приоритетов. Квалифицированные учителя крайне важны для обеспечения права на качественное образование.
С момента принятия Целей устойчивого развития, в том числе Цели 4 по обеспечению качественного и инклюзивного образования и связанной с ней задачей (ЦУР 4.с) в отношении учителей, Всемирный день учителя предоставлял возможность оценить достигнутые результаты и пропагандировать профессию учителя.
Закон о повышении авторитета учителя в России
В России в конце 2023 года был подписан закон, направленный на повышение авторитета учителя. Он запрещает школьникам пользоваться в учебное время мобильными телефонами и обязывает ввести в правила школьного распорядка требования к дисциплине на уроках. Также директора школы обязывают защищать всех участников учебного процесса, а не только детей.
Уважение к учителям – древняя истина
На Востоке существует древняя пословица: Ученик не смеет наступать даже на тень учителя. Уважение к старшим, к наставникам, является непреложной истиной. Правда, и от наставников требуется безупречное поведение и авторитет.
Инциденты на стыке учитель-ученик
Недавно принятый закон задает вопрос о возможности изменений в отношениях между учителем и учеником. В случае, разыгравшемся в школе Братска Иркутской области, педагог стал объектом насмешек и разбирательств с родителями, что привело к его увольнению.
Администрация школы незамедлительно начала внутреннюю проверку, а при городском комитете по образованию была создана специальная комиссия для всестороннего рассмотрения ситуации.
Поддержка учителей в современной школьной среде
Проблемы с дисциплиной и уважением к учителям в современной школьной среде – неотъемлемая часть повседневной жизни педагогов. Учителя вздыхают: дети привыкли к своей безнаказанности и уверены, что за оскорбление учителя им ничего не будет. Решение проблемы требует комплексного подхода и внимания как к педагогам, так и к ученикам.
Реакция на инцидент
Приносим свои извинения родителям учащегося. Беспокоимся о здоровье педагога. Обязательно честно разберемся и при необходимости примем меры, – такой была первая официальная реакция на инцидент председателя комитета по образованию Братска Оксаны Ефимовой. Позже стало известно, что педагог будет наказана.
Учителя, с которыми удалось поговорить, были уверены: их коллега покинет школу, а возможно, и профессию.
Массовая проблема травли
Если проблема травли педагогов станет массовой, потребуются системные шаги по совершенствованию законов.
Галина Поцевич, преподаватель частного образовательного центра из Иркутска, высказывает свое мнение: А как зайти после такого в класс? После того, как о ней было написано столько гадостей в соцсетях? После того, как объявили, что ее накажут, а об ученике, который ее оскорблял, не сказали ни слова?
Подобные выходки у подростка отмечались и раньше: он сквернословил, позволял себе ругательства в адрес педагога, да еще и бравировал этим.
Обучение в педагогических вузах
Как распознать манипуляцию? Как управлять гневом и знать, в какой момент ты можешь слететь с катушек? Этому обязательно нужно учить в педагогических вузах.
В результате, педагог написала заявление об увольнении. Но что значит увольнение педагога, да еще математика, посреди учебного года? Вести уроки будет некому. В Братске ситуация с кадрами в школах крайне напряженная.
Зоя Кравчук, преподаватель математики из Усолья, выразила свое мнение: Вряд ли кто-то согласится подхватить часы, когда до конца года осталось всего ничего. Нагрузка у всех запредельная.
Защита педагогов
Депутат Государственной Думы от Братска Александр Якубовский напомнил землякам о недавно принятом законе, защищающем учителей от оскорблений и насилия. Теперь для защиты своих прав педагоги смогут обращаться в органы управления образовательной организации с просьбой применить дисциплинарные взыскания к ученикам, нарушающим и ущемляющим их права.
Дальнейшие шаги и надежды
Министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что в российских школах должны появиться специальные комиссии, которые будут заниматься защитой авторитета педагогов. В такие комиссии смогут при необходимости обратиться и учителя, и родители – напрямую. Важно, чтобы было объективное рассмотрение вопросов, которые возникают, – отметил министр Кравцов.
Надежда на изменение ситуации в российских школах живет, но учителя считают, что это займет время. Они отмечают, что важно, чтобы ученикам было понятно, что педагога защищает закон.
Евгений Н., преподаватель биологии
– Как и почему это видео вообще оказалось в сети? Думаю, здесь не только желание "хайпануть". Нынешние школьники используют такие кадры как инструмент шантажа. Либо ты ставишь нужную оценку, либо "компромат" отправляется директору, в департамент, в соцсети. Причем, видимо, есть возможность сделать это анонимно. Я не помню ни одного случая, когда тех, кто это снял и опубликовал, привлекли бы к ответственности. Возможно, после вступления в силу закона о защите учителей, что-то изменится. Правда, запрет на использование мобильных телефонов в школе этой проблемы не решит: кадры, выставляющие учителя в глупом, смешном или недостойном виде, можно снять и за пределами школы – было бы желание. Дело не в гаджетах – дело в отношении к учителю.
Комиссия, которая рассматривала конфликтную ситуацию, рекомендовала директору школы, а также всем другим директорам приглашать в классы инспекторов по делам несовершеннолетних и представителей прокуратуры, чтобы разъяснять школьникам и педагогам их права и обязанности. Поможет ли это? Ситуацию комментирует психолог, заведующая научно-исследовательской лабораторией оценки профкомпетенций и развития взрослых
НИИ Урбанистики и глобального образования МГПУ Анастасия Белолуцкая:
– Буллинг – всегда свидетельство нездоровья общей коммуникативной ситуации в отдельной группе или организации в целом. Дело не в конкретном учителе или ребенке, а в том, что вся система очень больна. Во-первых, у педагогов маленькие зарплаты, они часто измотаны контролем, бесконечной "дерготней" поручений и неуважительным отношением со стороны начальства к их личным границам, времени, силам, достоинству.
Во-вторых, детям негде взять опыт так называемой содержательной коммуникации. В школе сейчас практически нет места обсуждению, дискуссиям, настоящему проектированию, командной работе, творчеству. Многое делается "для галочки". Подростки это видят и теряют остатки уважения к взрослым. К тому же им банально скучно, а если не прокачана "мышца" содержательной коммуникации, мышления, проектного действия (что, вообще-то, и делает жизнь интересной и разнообразной), то все выливается в "коммуналку": перемывание костей всем и каждому и борьбу за власть.
По сути буллинг учителя со стороны подростков – это проба границ и выяснение, кто здесь главный. Главным должен быть взрослый, но если взрослый унижен и бессилен, то он "идеальная жертва". Такого буллить и "статусно", и безнаказанно.
В-третьих, учителей критично мало учат практическим техникам, связанным с коммуникацией и эмоциями. Как распознать манипуляцию? Как на нее реагировать? Как управлять гневом и знать, в какой момент и в связи с чем ты можешь "слететь с катушек", а слететь с них может каждый? Во всем этом обязательно должны практиковаться любые специалисты, которые работают с людьми, а тем более учителя. Психологию в педвузах будущим учителям-предметникам преподносят максимум в виде возрастной периодизации и разговоров про "всесторонне развитую личность".
Так что никаких волшебных рецептов и таблеток тут нет. Ставки психологов в школе – дело хорошее, но один психолог на всю школу – не панацея. Нужно делать школу в целом местом уважительного и содержательного общения и оснащать учителей практическим психологическим знанием. Больше вряд ли что-то поможет.
Что же делать
Люди ожидают от системы образования индивидуального подхода, а среди школьников и студентов все больше возрастает спрос на наставника, который сможет помочь им расставить ориентиры, сделать правильный жизненный выбор и дойти до конечной цели. Кроме того, с каждым годом на учеников обрушивается поток информации, который иногда сложно усвоить без посторонней помощи.
Со временем система наставничества будет распространяться: в некоторых регионах точечно, а в других — на административном уровне. В целом, методология наставничества уже активно разрабатывается Министерством просвещения и будет внедряться повсеместно в каждом субъекте России.
Наставники мотивируют, вдохновляют и поддерживают. Так, 34% учителей считают основной функцией школы подготовку ребенка к будущей жизни за пределами школы, а 16% — воспитание и привитие нравственных ценностей. Согласно опросам, 27% учеников не хватает личного примера другого человека для достижения наивысших результатов.
Как стать наставником
Наставники могут быть образцом для подражания, голосом разума или надежным ресурсом, который помогает ученикам расти профессионально. Чтобы стать наставником в образовательной среде, необходимо развить несколько параметров:
Изменения, произошедшие в обществе за последние десятилетия, требуют пересмотра сложившейся системы образования, ориентированной в основном на консервативный педагогический подход. Учитель может играть роль инструктора, наставника и даже друга.
Какая сейчас роль у педагогов
Ученики за школьные годы должны получить такие навыки, которые пригодятся во взрослой жизни: умение сотрудничать с разными людьми, критически, логически и творчески мыслить. Но сегодня роль педагога сводится в основном к обучению и донесению знаний до учеников. Например, помочь освоить материал по предмету для перехода в следующий класс, сдать успешно ОГЭ или ЕГЭ, хорошо написать контрольную работу.
Часто учитель точно следует разработанной учебной программе, имеет определенные ключевые цели и придерживается норм и дисциплины. Например, обучить и выпустить N количество учеников, изучить N количество тем.
Конечно, любой учитель имеет экспертизу, но обычно в своей узкопрофессиональной области, и готовит учеников строго в рамках своего предмета. Но современному преподавателю необходимо быть в курсе технологических достижений, особенно тех, что имеют образовательный потенциал.
Инновационные модели диалоговых технологий обучения
Модель урока — урок свободного общения. Непрерывный разговор и свободное общение ученика со сверстниками, учителем.
Модель урока — урок-исследование. Данный урок может проектироваться на различном содержательном материале: литературно-поэтическом, естественно-научном и др. Это может быть и анализ поэтических произведений в среднем звене школы, и исследование текста литературного произведения в старших классах.
Модель урока — урок-встреча. На уроки-встречи могут быть приглашены люди науки, искусства, просвещения, производства, участники войны, известные люди города, а также близкие учащихся. Важное условие организации такого урока — его идея должна исходить от самих учащихся.
Модель урока — урок вопросов учителю. Главное назначение таких уроков или фрагментов уроков — в том, чтобы учить задавать и формулировать вопросы. Поощрением за интересный вопрос учитель стимулирует познавательную активность и субъектную позицию школьника.
Модель урока — урок-конференция. В зависимости от интересов и увлечений школьников учитель предлагает им подготовить доклады или сообщения на урок, исходя из индивидуальных способностей и расположенности к какому-то виду деятельности.
Модель урока — урок спора с учителем. Задачи данного урока — побуждать учащихся к аргументированному, логическому, доказательному спору, научить переживать радость познания истины.
Модель урока — урок разговора с самим собой. Модель урока-разговора с самим собой направлена на развитие внутреннего диалога, внутренней речи, а также на предоставление школьникам широких возможностей письменно рассказывать о своих впечатлениях, мыслях, чувствах, переживаниях, отношениях и оценках.
Данные модели можно использовать в образовательном процессе как целостно, так и фрагментарно. Также они могут служить своеобразной точкой отсчета для создания других (авторских) моделей диалогического взаимодействия субъектов.
Гуманистическая позиция педагога заключается в том, что он принимает ученика одновременно таким, каков он есть и каким он может и должен стать. Тогда новое пространство межсубъектных технологий диалога включается в структуру жизнедеятельности личности. А личность, полноценно «проживая» единение с учителем, сверстниками, окружающей средой, диалогически общается с жизнью, находясь одновременно в реальном и опережающем процессах саморазвития.
Таким образом, приоритет интересов человеческой личности предполагает создание личностно-ориентированных моделей обучения и воспитания. Личность ученика обладает потребностями, желаниями, чувствами, собственным внутренним потенциалом саморазвития и самоорганизации, собственным темпом созревания и развития. Сегодня включенность педагогов в творческий процесс педагогического проектирования и реализации учебно-воспитательных задач требует иной профессиональной, психологической позиции, радикальной переориентации школы на создание педагогической среды, способствующей наиболее полной актуализации творческих потенциалов личности педагога и ученика.
Как изменится роль педагогов в будущем
Среди школьников и их родителей есть запрос на педагога-наставника. В отличие от учителя, наставник не оценивает академические знания человека с помощью тестов или контрольных работ.
Наставник развивает способности ученика, передавая свой опыт, помогая школьнику расти и развиваться. Для него важно, чтобы ученик приобрел знания и мог ими управлять. Здесь получение высоких оценок стоит на втором месте.
А еще он направляет ученика и акцентирует внимание на его сильных сторонах: такой подход в будущем помогает ученикам достигать значимых результатов. Речь идет не только об успеваемости, но и о том, чтобы у каждого студента была возможность реализовать свой потенциал независимо от жизненных условий.
Что отличает наставника от учителя
Знания в нескольких областях. Сегодня профессии существуют на стыке нескольких дисциплин, поэтому важно и в обучении использовать междисциплинарный подход. Например, на стыке географии и программирования работает стартап «ГеоСплит», моделирующий структуры и формирующий прогнозы для геологов с помощью нейросети.
Взаимодействие с учениками в долгосрочной перспективе. Наставники обучают навыкам, которые будут применимы и полезны на протяжении всей жизни — профессиональной или личной. С такими наставниками хочется поддерживать контакт, поскольку их мудрость и опыт могут помочь студентам в обычной жизни.
Кастомизация образовательного процесса на основе запросов учеников. Наставники учитывают индивидуальные особенности и сильные стороны учащихся в процессе обучения. Благодаря этому ученик разносторонне развивается и находит свое призвание. Эта практика уже существует в России в МАИ, МФТИ и Coursera.
Ориентация на прикладные знания. Задача наставника не только передать ученику знания, но и добиться того, чтобы он их усвоил и знал, как применить в реальной жизни.
Предоставление возможности самостоятельно принимать решения. Педагог-наставник предоставляет ученикам возможность находить и принимать решения, определять, каким путем или способами прийти к решению поставленной задачи. Этот навык поможет в будущем любому школьнику. Глава Сбербанка предложил внедрить с младших классов в школьное образование предмет «Принятие решений».
Личность наставника. Наставник в корне отличается от обычного учителя: он должен вести за собой, вдохновлять, мотивировать учеников своими успехами, вызывать доверие и уважение. Часто их помнят на протяжении всей жизни, а находят иногда далеко за пределами школы. Например, наставником основателя корпорации Microsoft Билла Гейтса был всемирно известный Уоррен Баффет, а генеральный директор холдинга Alphabet Ларри Пейдж называет своим наставником Стива Джобса.
Что мешает изменениям
Маловероятно, что в обозримом будущем во всех школах изменится подход к преподаванию. Вот что этому мешает.
Неготовность самих педагогов менять подход к обучению. Средний возраст школьного учителя в РФ составляет 45–47 лет. Большинство из них имеют консервативные взгляды и не готовы к изменению своих методик преподавания, проверенных годами.
Устаревание школьной системы образования. То, что было актуально 30 лет назад, сейчас уже несовременно в условиях быстрого технического и общественного развития. Например, 71% учителей считают нынешнюю систему школьного образования устаревшей и предлагают внедрить в программу: финансовую и цифровую грамотность, психологию, инновационные технологии, эмоциональный интеллект и креативные техники.
Медленный процесс цифровой трансформации. Половине российских педагогов требуется серьезная помощь для эффективной работы в онлайн-формате — сами они освоить данный процесс не в силах. Наставник же находится в одном контакте с учеником, в том числе и цифровом.
Сопротивление со стороны учеников или их родителей. Не всем подходит подобный метод обучения по тем или иным причинам.
Оксана Ефимова, председатель комитета по образованию администрации Братска
– Мы внимательно выслушали каждую из сторон. И учитель, и ученик вели себя недопустимо, следовательно, и тот, и другой должны нести ответственность за свои поступки. Что я могу сказать об учителе? У нее нагрузка 40 часов (две с лишним ставки). При пятидневке это по восемь уроков в день! Плюс проверка тетрадей, плюс несколько подготовок. И как бы трудно ни было, она работает, дает детям знания!
С учеником тоже сложная ситуация. У него трудный возраст, об этом нельзя забывать. Есть проблемы в семье. Его мама, кстати, тоже педагог, работает в другой школе. И у нее тоже колоссальная нагрузка, а подросток предоставлен сам себе. Да, вышло так, что сапожник без сапог. Будем работать с этой семьей, пока не увидим положительных изменений.
Григорий Гурин, юрист, младший научный сотрудник лаборатории оценки профкомпетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ:
– Несмотря на то, что в декабре 2023 года в Федеральный закон "Об образовании в РФ" были включены положения, закрепляющие право учителя на "уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности", их реализация на практике пока представляется маловероятной.
Вообще, по сути, педагоги всегда имели возможность юридической защиты своего достоинства, ведь Конституция РФ в ч. 1 ст. 21 закрепляет, что "достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления". Но широкого распространения подобная практика до сих пор не получила. Еще момент: применение к школьнику мер дисциплинарного характера возможно только после доказательства его вины, а его противоправные действия в отношении учителя скорее всего не фиксировались и будут трудно доказуемыми.
Если проблема травли педагогов начнет носить массовый характер, потребуются системные действия по совершенствованию законодательства.
В сложившейся ситуации у учителя есть выбор: обратиться в органы управления образовательными организациями с требованием применить к ученику меры дисциплинарного характера (ч. 3.1 ст. 47 ФЗ "Об образовании в РФ") либо обратиться в суд с требованием опровержения "порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений" (ст. 152 ГК РФ).
Четырехуровневая модель дифференцированного обучения в системе «учитель — ученик»
1. Манипулятивный уровень общения. Педагог использует ребёнка как средство для достижения собственных целей. Ученик — объект, принимает указания, рекомендации, команды беспрекословно, не задумывается о выполнении. Ребёнок безынициативен, присваивает чужую точку зрения в готовом виде. Для развития конкурентоспособной, мобильной личности, способной решать творческие задачи, в данном случае нет возможности, поскольку ученик воспринимается не просто как объект, а как беспрекословный исполнитель. К сожалению, иногда мы вынуждены наблюдать тотальное управление, где ребёнок — средство, зачастую учителя-манипуляторы осознанно манипулируют, что приводит к искажениям в развитии личности. «Я знаю, как им управлять!» — говорит педагог.
2. «Рефлексивная игра». Ученик воспринимается как объект, как средство для достижения педагогических целей. Учитель понимает, что от ученика пользы мало, поскольку ученик ждёт внешних воздействий. Всё берёт на себя учитель: инициативу, ответственность и т.д. — в процессе взаимодействия, учитель выделяет то, что для ученика важно, что отвечает его интересам и ценностям и приводит к тому, чтобы ученики приняли его точку зрения.
3. «Деловое общение». Учитель понимает, что урок — это не односторонний процесс передачи информации от субъекта к объекту, а процесс совместной деятельности, в которой все участники процесса в равноценной, равнонеобходимой, равноактивной позиции. Ученик во время урока воспринимается как равноценный партнёр, в результате рождается совместный анализ, соавторство. Здесь нет победителей и побеждённых. Ребёнок — ценность, незаменимая на данном участке работы. Результат совместной деятельности при этом формируется и появляется на уроке. До урока — нет, только общая схема. Ученики полностью привлекаются для получения общего продукта — урока. Такое восприятие ученика ставит его в позицию учителя. «Дети — мои учителя», — говорил Шалва Аманошвили, поскольку дети учат, каким способом их учить, и побуждают учителя изыскивать новые средства педагогической деятельности.
4. «Духовное общение». Этот уровень включает в себя все особенности предыдущего, но если на третьем уровне ученик и учитель — это деловые партнёры, которые понимают, что результат зависит от вклада каждого из них, то в дальнейшем опыт наработок переходит эволюционно на уровень духовного единения (В. Сухомлинский, Ш. Амонашвили, А. Горшкова и др.). Педагог и ученик в данном случае, несомненно, — субъекты общения и восприятия, они стремятся друг к другу не только на деловой, но и на личностной основе, тем самым обогащая деловое общение. В данном случае выйти за пределы восприятия ученика как делового партнёра — значит обогатиться. Учитель ученику не нужен как учитель, но нужен как человек. Лучший педагог — тот, кто умеет учиться у своих учеников. В таком взаимодействии субъектов лучшими учениками становятся не те, кто идёт вслед учителю, а те, кто с помощью педагога находит свой собственный, а значит — единственно верный путь.
И если современный ученик является равноценным субъектом, к ценностям которого хочется приобщиться, у педагога формируется потребность диагностировать происходящие в ученике и в нём самом изменения. Именно в этом случае методы педагогической диагностики (наблюдение, беседы, анкеты, опросники), которые встроены в деятельность, станут средством самосовершенствования педагогической деятельности. Поскольку поставить новую цель грамотный педагог сможет только в результате диагностики, а данные, которые он получит в результате исследования, — это средство постановки цели.
Построение педагогом дифференцированного обучения в современной развивающейся школе требует применения межсубъектных технологий обучения и воспитания, главные принципы которых:
Таким образом, истинная дифференциация обучения требует от педагога применения межсубъектных технологий, духовная ценность которых заключается, прежде всего, в изменении взгляда на ученика, который является не только «ученическим человеком», как говорил Борис Герасимович Ананьев, но полноценной человеческой личностью.
Обращение к ученику как к человеку, создание условий для развития естественных диалоговых и человеческих отношений, «очеловечивание» содержания обучения и воспитания развивают гуманитарный тип мышления учителя и способствуют инновационному преобразованию школы в целом.
Общение — ценность, творчество, совместный поиск истины педагогом и учащимися на уроке. Опыт последних лет доказывает, что проектирование уроков с диалогической направленностью позволяет преодолеть излишнюю декларативность и односторонность обучения, а также формализм и неестественность в отношениях учителя и учащихся.
Использование межсубъектных технологий диалога помогает человеку стать тем, кем он может и способен стать. Философия педагогического действия в данном случае максимально раскрепощает личность, освобождает ее от условностей, ограничений, шаблонов, требует создания условий, оптимально способствующих индивидуальной самореализации учащихся.