Религия и Наука: вечное противостояние или взаимодействие?
Религия и наука, два различных подхода к пониманию мира, долгое время считались враждебными друг к другу. Однако, с развитием общества и научных открытий, стало очевидно, что религия и наука могут сосуществовать и даже взаимодействовать.
Религия:
Религия играет важную роль в жизни многих людей. Она дает им утешение, веру, нравственные принципы и общественные ценности. Религиозные убеждения часто помогают людям справляться с трудностями, находить смысл жизни и чувствовать себя частью чего-то большего.
Наука:
Наука стремится к объективному пониманию мира через исследования, эксперименты и логическое мышление. Она базируется на доказательствах и фактах, и стремится к постоянному расширению знаний и пониманию окружающего мира.
Взаимодействие:
Современные исследования показывают, что религия и наука могут взаимодействовать и дополнять друг друга. Некоторые ученые находят в своих открытиях подтверждение для своих религиозных убеждений, в то время как другие видят в науке способ понимания и интерпретации религиозных традиций.
Вывод:
Религия и наука, кажется, не столь противоречат друг другу, как это могло бы показаться на первый взгляд. Оба подхода могут помочь людям в поиске смысла жизни, понимании мира и своего места в нем. Важно помнить, что религия и наука могут сосуществовать, взаимодействовать и дополнять друг друга, открывая новые пути для понимания окружающего мира и себя.
Таблица сравнения религии и науки:
Параметр | Религия | Наука |
---|---|---|
Подход | Вера и духовность | Логика и эмпиризм |
Основание | Духовные тексты и учения | Наблюдения и эксперименты |
Цель | Духовное просвещение и утешение | Поиск истины и объективности |
Метод | Молитва, медитация, обряды | Исследования, анализ, теории |
Источник знаний | Сверхъестественное и откровение | Наблюдение и изучение фактов |
Предмет исследования | Божественное и сверхъестественное | Физический и материальный мир |
Заключение:
Религия и наука представляют собой два различных, но важных аспекта человеческого познания и понимания мира. Вместе они могут способствовать глубокому и всестороннему пониманию мира и себя, помогая человечеству стать лучше и более осознанным в своих поисках и стремлениях.
Религия и наука: противоречия и совместимость
Религия формулирует положения космогонии (происхождения мира) и антропологии (происхождение человека), которые часто противоречат современным научным представлениям. В связи с этим, современная наука часто критикует религиозные догмы. Примером этого может послужить борьба сторонников креационизма с теорией эволюции.
Критическое осмысление религиозного опыта
Многие религии постулируют тезисы, которые противоречат или не согласуются с существующими научными представлениями о законах природы. Чудеса, описанные во многих религиозных текстах, могут оцениваться с точки зрения их соответствия законам природы.
История религии и религиоведение
- John William Draper. History of the Conflict Between Religion and Science. — New York: D. Appleton, 1874 (История борьбы между религией и наукой).
- London, 1902 (Сверхъестественная религия: исследование реальности божественного откровения).
Религиеведение, начавшее формироваться в XIX веке, исследует закономерности возникновения, развития и функционирования религии на стыке различных научных дисциплин.
Религия – теория для ЕГЭ по обществознанию
Сборник необходимой теории по теме кодификатора 1.13. Религия для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Понятие и структура религии
РЕЛИГИЯ — мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в существование сверхъестественных сил.
Политеизм — многобожие, язычество.
Атеизм — система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога.
- Роль религии в жизни людей
- Негативные последствия религии
- Ранние формы религии
- Религии в современном мире
Функции религии
Религия выполняет ряд социальных функций, влияя на поведение и взаимодействие людей в различных обществах.
ислам учит о том, как правильно жить и вести себя, предостерегает от плохих поступков и поощряет к добрым делам, что помогает формировать моральные ценности и воспитывать добродетельные качества у верующего;
принятие ислама обещает духовное благополучие и умиротворение, уверенность в душе и понимание смысла жизни, что позволяет человеку чувствовать себя защищенным и в безопасности духовно;
общение с другими мусульманами и участие в мусульманской общественной жизни дает верующему чувство принадлежности к большой и единой общности, что укрепляет чувство принятия и понимания;
принятие ислама помогает верующему обрести спокойствие и уравновешенность, умение принимать жизнь такой, какая она есть, и находить в каждом испытании смысл и уроки.
Поэтому принятие ислама может стать значимым и важным шагом в духовном развитии и самопознании человека, открывая перед ним новые горизонты понимания себя и мира в целом.
Ислам: цель жизни и преимущества религии
Истинная цель жизни открывается для человека в исламе с большой ясностью: она состоит в том, чтобы познать Всевышнего Аллаха и служить Ему.
В исламе жизнь человека освещает ниспосланное ему божественное руководство, которое имеет ответы на все вопросы. Мусульманская религия может подсказать человеку правильное решение в любой ситуации.
Человек в исламе обретает настоящее спокойствие и счастье.
Когда человек принимает ислам, все грехи, которые он совершил до этого, прощаются ему, то есть он получает возможность начать свою жизнь с чистого листа. Если же он оступится уже после того, как станет мусульманином, человек может покаяться перед Аллахом, и Всевышний всегда прощает тех, кто искренне раскаивается в содеянном. В мусульманской религии не нужно идти куда-нибудь и рассказывать кому-то о своих грехах, чтобы получить прощение.
Принятие ислама для человека означает спасение себя от Великого Огня, о котором говорили все пророки, предостерегая человечество.
Обретение Рая, где мусульманина ждет вечная жизнь без боли и печали, является одним из важнейших преимуществ исламской религии. Даже те, кто попадет на самый нижний уровень Рая, обретут в десять раз больше благ, чем имели в своей земной жизни. Жизнь в Раю будет реальной как в духовном, так и физическом отношении.
Религии и верования мира
Государства с официальными религиями:
Архаические верования и обряды
Основная статья: Магия
Основан на вере в существование души, духов, и одушевлённость всей природы. Этнограф Эдвард Тайлор считал, что анимизм присутствует в любой религии и составляет её базу.
Вера в предметы с различными сверхъестественными силами.
Вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей и явлений.
Взаимодействие с миром духов и связь, осуществляемая шаманом.
Религиозный синкретизм античного мира
Религия древних египтян прошла длительный путь развития от фетишизма и тотемизма до политеизма и монотеистического мышления, представляющая теогонию и космогонию, культы и мифы, представления об загробной жизни и организацию жречества.
Религии Древней Греции и Рима
Религия древних греков и римлян представляла сложные политеистические системы с четкой иерархией богов и полубогов. Древнегреческие боги и полубоги вели себя похоже на людей, и от их поступков зависели события в мире.
Антропоморфная сущность богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами — подарками (в том числе человеческими и иными жертвами), уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми поступками.
Праотец Авраам из Пятикнижия считается основателем традиции, получившей отражение и развитие в иудаизме, христианстве и исламе.
Иудаизм формировался, по меньшей мере, с XIX века до н. э. на территории Ханаана и северного Египта (ныне это территории Египта, Сирии, Ливана, Израиля и Иордании). Иудаизм провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию. Эта религия включает в религиозную сферу все стороны жизни человека. Иудей — это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду предписаний, которые определяют всю повседневную жизнь человека (Галаха). Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения, но в иудаизм можно перейти, для этого достаточно пройти гиюр.
Христианство возникло в I веке н. э. в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже в первые десятилетия своего существования христианство получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. Для христианства «нет ни эллина, ни иудея» (Гал. 3, 28), в том смысле, что христианином может быть любой, вне зависимости от его национальной принадлежности. Потому, в отличие от иудаизма, являющегося национальной религией, христианство стало мировой религией.
Одним из самых важных нововведений христианства следует считать веру в действительное — а не кажущееся или мнимое — вочеловечение Бога и в спасительность Его жертвенной смерти и воскресения. Вочеловечивание Бога происходит в Иисусе Христе, как осуществление ветхозаветных пророчеств.
В христианстве присутствует ряд религиозных предписаний, характерных и для иудаизма («Десять заповедей», «Заповеди любви», «Золотое правило нравственности»). Однако благодаря представлению о благодати христианство сняло со своих последователей множество других, менее значимых религиозных ограничений (бремена неудобоносимые). Диалектика «закона» и «благодати», «страха Божьего» и «любви» продолжает оставаться актуальной для христианства на протяжении всей его истории, принимая разные формы («Слово о законе и благодати», «Либеральное христианство», «Фундаментализм»).
Ислам возник в VII веке н. э. на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. Многие религиоведы (см. Люксенберг, Кристоф) склонны утверждать, что Мухаммед многое позаимствовал из иудаизма и христианства. Хотя к VII веку н. э. христианство уже распространилось на огромную территорию, включая и южное побережье Средиземного моря, на территории Аравийского полуострова его последователи были не очень многочисленны. Единственное христианское царство — Йемен — которым на момент рождения Мухаммада правили эфиопы-монофизиты, и то в период становления ислама перешло под власть персов-зороастрийцев. Впрочем, кланы и племена Аравии жили бок о бок с евреями и христианами на протяжении нескольких веков, и были хорошо знакомы с идеей монотеизма. Так, Варака, двоюродный брат Хадиджи, жены Мухаммеда, был христианином. Монотеисты или люди с монотеистическими наклонностями были известны как «ханифы». Считалось, что они следуют религии Авраама. Ислам признаёт в качестве пророков основателей всех предыдущих монотеистических религий.
Религии, возникшие на Индийском субконтиненте. К индийским религиям относятся индуизм, джайнизм, буддизм, сикхизм и другие. Основной концепцией индийских религий является вера в дхарму — универсальный закон бытия. Практически все индийские религии (за исключением сикхизма) принимают за базовую концепцию кармическую череду перерождений.
Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке возникновения). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.
Распределение численности последователей по конфессиям
Карта демонстрирует распространение крупнейших религий мира и их основных конфессий
Религия и демография
Ислам является последней религией, установленной Всевышним Богом посредством пророка Мухаммада ﷺ.
Приход последнего пророка ﷺ ознаменовал отмену всех остальных учений и религий, поскольку в Священном Коране есть слова Всевышнего Аллаха о том, что именно ислам является заключительной религией Господа. В Священной Книге сказано о том, что Аллах не примет тех, кто ищет еще какую-то религию, кроме ислама.
В переводе с арабского «ислам» означает «повиновение» и уходит своими корнями в значение «мир». Религия ислама гласит, что человеку следует повиноваться Богу и жить по законам Его для того, чтобы обрести уверенность, умиротворение и счастье в вечном мире.
Вы не одиноки! Некоторые сомнения и заблуждения в вопросе принятия ислама
Человек, который принимает решение стать мусульманином, может опасаться того, что столкнется с непониманием семьи и близких, которые исповедуют другую религию. Но ислам исповедует почти два миллиарда человек: один миллиард восемьсот миллионов (только в России мусульман больше двадцати миллионов). И даже если человек проходит процедуру принятия ислама самостоятельно, он не одинок в своем решении – он становится частью почти двухмиллиардного сообщества мусульман.
Принимая решение обратиться в ислам, человек может испытывать всевозможные сомнения, подпадать под влияние обстоятельств, которые могут вынудить его отложить свое решение: некоторые считают, что принять ислам нельзя без знания арабского языка, другие полагают, что без согласия родных и близких нельзя идти на такой шаг. Но нет такой причины, которая была бы достаточно уважительной для того, чтобы отложить принятие ислама.
Ислам – это истинный путь к Всевышнему Богу. В пользу того, что эта религия является единственно истинной, говорят доводы Корана и Сунны. Ислам – религия, которая основывается на здравом смысле, а не на слепой вере, и в доказательство тому можно привести как научные доводы, приводимые в Коране, так и рассказы о чудесах, совершенных пророком Мухаммадом ﷺ, о тех предсказаниях, которые были даны в предыдущих Писаниях о приходе Пророка Мухаммада ﷺ, учения и законы ислама, в которых содержится великая мудрость и которые затрагивают любой аспект жизни человека.
Относительно принятия ислама существует ряд стереотипов и откровенных заблуждений.
Есть важное правило, которому должен следовать каждый мусульманин: если к нему обращается человек с вопросами о том, как принять ислам мужчине или женщине, то нельзя его оставлять без внимания, ссылаясь на свою занятость. Следует ответить на все вопросы этого человека, если мусульманин знает на них ответы.
Этимология слова «религия»
Ислам не является новой верой, поскольку всегда единственной истинной религией было подчинение воле Бога, что и подразумевает ислам, поэтому ничего нового он не несет. Он лишь возвращает людей к той единственной истинной вере, которая изначально ниспосылалась человечеству через всех пророков, которые были отправлены ранее: Адам, Ноя, Авраам, Моисей, Давид, Соломон и Иоанн Креститель (Яхья) и Иисуса. В доказательство этому приводятся слова Всевышнего Аллаха в Священном Коране: «Мы не посылали до тебя (о Мухаммад) ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (Коран, 21:25).
С течением времени то истинное послание, которые было ниспослано человечеству через пророков, было искажено и изменено. И даже такие Святые Писания, как Евангелие и Тора не избежали фальсификации, поэтому принимать их как надежное руководство по Божьему слову уже нельзя. Это стало одной из причин того, что через шесть веков после явления пророка Иисуса на землю к человечеству был отправлен последний из пророков – пророк Мухаммад ﷺ, а через него было ниспослано последнее Откровение, посредством которого Бог решил возродить то Свое учение, которое было потеряно. Всевышний дал слово, что сохранит до Конца времени Свое руководство, что ниспослано на землю через Мухаммада ﷺ, поэтому каждый человек на земле должен следовать этой вести от Бога, поскольку она является финальной и единственно истинной. Об этом сказано в Коране Всевышним Аллахом: «Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, но большинство людей не знает этого» (Коран, 34:28).
Если человек решил последовать воле Аллаха и принять ислам по причине своего вступления в брак (если девушка или женщина вступает в брак, и ее муж – мусульманин, то она принимает решение принять ислам, самостоятельно или по рекомендации мужа, а если парень решил жениться на мусульманке, то ему придется принять ислам, чтобы стать ее мужем, поскольку мусульманка имеет право выйти замуж только за мусульманина) или из-за каких-то других обстоятельств, то не важно, какого он происхождения или какой и национальности, расы. Любой, кто готов подчиниться воле Всевышнего Аллаха, может сделать выбор называться мусульманином.
Религия в культуре
Большое количество литературных, музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства отображают представления людей о религии и религиозных объектах.
Религия и общество
В статье рассматриваются следующие вопросы:
Как принять ислам – Шахада или свидетельство веры
Как стать мусульманином? Принять ислам достаточно легко и просто. Человеку, который решил принять ислам, следует произнести только Шахаду или Свидетельство веры, которое заключается всего в одном предложении:
«Я свидетельствую, что нет истинного бога, кроме Аллаха, а Мухаммад – посланник Бога»/ "Ашхаду алля иляха илля-Ллах, ва ашхаду анна Мухаммад расулю-Ллах".
Человеку, который задумывается над тем, как принять ислам, следует понять для себя значение и смысл этих слов, а не просто произнести их: для того, чтобы принять ислам, должен быть убежден в этих словах. Человек, который произносит Свидетельство веры или Шахаду, должен всем своим сердцем верить в это.
Значение шахады
Готовясь стать мусульманином, человек может прибегнуть к помощи онлайн-сервисов, где можно услышать, как правильно звучит Шахада или Свидетельство, чтобы научиться ее произносить без ошибок. Прослушать Шахаду и заучить ее наизусть – это еще один шаг на пути принятия ислама:
Значение Шахады, которую произносят для того, чтобы принять ислам, таково:
В одиночестве или при свидетелях, дома или в мечети?
У человека который стремиться познать истину и стать мусульманином, возникает множество вопросов о правильном порядке принятия религии. У представительниц женского пола может возникнуть вопрос о том, как принять ислам русской женщине? Отличается ли правильный порядок обращения в ислам девушки или женщины от принятия ислама мужчинами? Зависит ли порядок принятия в ислам от национальности или вероисповедания (как принимают ислам христиане или иудеи): как принять ислам русской девушке-христианке, которая собирается выйти замуж за мусульманина, и как это сделать мужчине, намеревающемся жениться на мусульманке?
Порядок принятия ислама для всех одинаковый: и мужчины, и женщины, и молодые люди, и девушки, и дети, и иудеи и иудейки, и христиане и христианки для того, чтобы стать мусульманами, должны произнести Шахаду, то есть Свидетельство веры на арабском языке: «Ля иляхэ иллял-лах, мухаммадун расулюл-лах». Человек свидетельствует перед Аллахом, что отныне он или она обратились в исламскую веру и стали мусульманином или мусульманкой. Произнося эти слова, мужчина или женщина обязуются жить, отстранившись от греха и приблизившись к тому, что одобряет Коран.
Поэтому человек, который собирается стать мусульманином, может:
Когда будущие мусульманин или мусульманка приняли решение произнести Шахаду, они могут сделать это в полном одиночестве, дома, а не в мечети, но желательно, чтобы во время этого присутствовали свидетели, чтобы поставить мусульманскую общину в известность что в их рядах появился еще один мусульманин. Свидетели необходимы тогда, когда мужчина собирается совершить никях, то есть жениться на мусульманке и принимает ислам: необходимо, чтобы мусульманская община знала о его решении вступить в брак с мусульманкой и о его решении об обращении, поэтому лучше делать это в мечети.
Столпы веры
Для того, чтобы стать истинным мусульманином, человеку нужно принять для себя утверждение, в котором заключены все столпы веры: «Я уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его книги, в Его посланников и пророков, в Судный день, в то, что всё хорошее и плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха, и в то, что мы будем воскрешены после смерти». Принимая эти убеждения как в сердце своем, так и на словах, человек становится истинным мусульманином.
Представители христианства, приходя в ислам, должны отказаться от своих более ранних убеждений, противоречащих положениям единобожия: не считать более Иисуса Христа Богом и отказаться от учения о Троице.
Начинающему мусульманину достаточно признавать положения ислама, даже при неготовности пока соблюдать практические религиозные предписания: ему следует признавать необходимость выполнения пяти ежедневных обязательных намазов, соблюдать пост в священный месяц Рамадан, следует не есть запретной пищи и не употреблять алкоголя, а женщина обязана носить специальную женскую одежду хиджаб, который будет закрывать все ее тело.
Человеку, который интересуется вопросом, как принять религию ислам, важно:
Основные положения принятия веры
Для человека, который принял решение принять ислам, будет необходимым понять и принять для себя основные положения, среди которых:
утверждение о том, что Бог Един и у него нет помощников или сотоварищей, а также дочерей и сыновей. Бог совершенен и не похож ни на что и ни на кого, и нет ничего, что Его бы ограничивало. Все, что происходит на свете, происходит по воле Всевышнего, и ничего не происходит на свете такого, чтобы произошло бы не по воле Всевышнего. Бог – Всеслышащий и Всевидящий, Всезнающий и Всемогущий. Будущий мусульманин должен понять и принять утверждение, что Бог уникален, потому что мусульманская религия не признает учение о Троице.
утверждение о том, что последним посланником Аллаха был пророк Мухаммад ﷺ и больше пророков и посланников на землю не появится. Мусульманин исповедует веру в пророчество Мухаммада ﷺ, признавая истинность всех тех пророков, которые были до него.
утверждение о том, что последним Писанием, которое было ниспослано человечеству через Пророка Мухаммада ﷺ, был Коран. Мусульманин признает, что все сказанное в Священном Коране, является безусловной истиной, как признает и то, что все предыдущие Писания были истинными и были ниспосланы Всевышним Аллахом, но они были отменены, а также подверглись искажению, поэтому им следовать более нельзя.
правильность и истинность всех предписаний Священного Корана и Посланника Аллаха ﷺ: мусульманин верит в то, что существует жизнь после смерти, в Судный день и справедливое воздаяние, которое получит каждый человек за то, что совершал он в течение своей земной жизни.
Религия и мифология
Вопрос о соотношении религии и мифологии решался по-разному исследователями разных направлений. Мифологическая школа ещё не ставила этого вопроса прямо, поскольку религией в то время считались лишь сложные вероучения — христианство, ислам, иудаизм и др., а мифология рассматривалась как древняя поэзия. Мифологическая школа не отделяла мифологию от народных религиозных верований.
В современной науке преобладает мнение о тесной связи мифологии и религии, которые при этом остаются самостоятельными. Сама по себе мифотворческая деятельность не включает ничего религиозного, о чём свидетельствуют австралийские мифы, мифы Океании, народов Африки и Америки. Самые элементарные из них отвечают на вопросы об устройстве окружающего природного мира. Но если мифы объясняют явления социальной жизни, обычаи, нормы поведения (разделение по возрасту и полу, родственные, межплеменные отношения и др.), это объяснение становится мифологическим обоснованием и оправданием социальной практики, их санкцией и сакрализацией. Сакрализованные социальные нормы становятся обязательными. Миф выполняет важнейшую социально-нормативную функцию. Социальная практика обосновывается и освящается отсылкой к мифическому прошлому, когда мифические предки, культурные герои, демиурги установили данный обряд или социальную норму. Возникает связь между мифами и религиозными обрядами. Миф разъясняет и обосновывает религиозную церемонию, а церемония, в свою очередь, воспроизводит в лицах рецитируемый или пересказываемый миф. Это тесное взаимодействие мифа и обряда вызвало длительный спор в науке: что является первичным, а что производным — миф или обряд. В государственном обществе боги начинают олицетворять прежде всего социальную власть.