История буддизма в Индии
История буддизма в Индии написана в 1608 году выдающимся мастером традиции Джонанг Джецуном Таранатхой (1575–1634). Эта книга — один из важнейших источников по истории распространения и развития буддизма в Индии. Автор в хронологическом порядке приводит события, рассматривая их через биографии известных буддийских учителей. По-тибетски эта работа называется rGya gar chos‘byuṅ, что означает История буддизма в Индии. Однако краткое название звучит как dGos ‘dod kun‘byuṅ, дословно — Сокровище, исполняющее желания. Так, согласно Таранатхе, это сочинение дарует благословение, приводящее к исполнению любых желаний.
Книга будет интересна не только историкам и философам, но и тем, кто интересуется буддизмом и культурой Индии и Тибета.
Доступность книги
Книга История буддизма в Индии есть в наличии в интернет-магазине Читай-город по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Джецун Таранатха История буддизма в Индии и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой.
Отзывы и бонусы
Оставьте отзыв на книгу и получите бонусы! Это поможет другим покупателям сделать правильный выбор и получить дополнительные преимущества при покупке книг.
Акции и конкурсы
Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы. Следите за новостями и не упустите возможность приобрести книги по выгодным условиям.
Извините, на сайте что-то сломалось. Обновите страницу.
Изображение Б. Р. Амбедкара с его книгой Будда и его Дхамма в храме наваяны.
Молодой буддийский монах в индийской вихаре
На фотографии можно увидеть молодого индийского саманера, начинающего буддийского монаха, на фоне статуй Будды и бодхисаттвы Б. Р. Амбедкара.
Флаг буддистов Наваяны также присутствует в кадре.
Доктрины и концепции
Компиляция и сборник книг
Автор книги о буддизме признает, что материал был взят из различных источников. Он упоминает Буддхачариту Ашвагхоши, отмечая безупречную лирику этой работы. В своем рассказе автор иногда использовал язык Ашвагхоши.
Место буддизма в контексте модернизма и науки
Будда родился обычным человеком, не претендуя на особое происхождение или сверхъестественные способности. Он не творил чудес, чтобы доказать свои способности. В своих учениях он подчеркивал важность разума и опыта, не требуя слепого подчинения его учениям.
Буддийская карма и её искаженное толкование
В отличие от традиционного индуистского учения о карме, буддизм акцентирует важность человеческих усилий и свободы выбора. По учению Будды, прошлая карма не определяет все события в настоящем.
обета Амбедкара
Амбедкар формулировал 22 обета, которые стали важным символом его движения. Эти обеты подчеркивают равенство, справедливость и уважение к каждому человеку.
Священное писание и практика
На фоне учения Будды об универсальной неудовлетворенности (духке), Амбедкар привносит понимание этого понятия в контекст межличностных отношений. Он признает значимость духи в сфере социальных и классовых конфликтов.
Статус в Индии
На карте показано распространение основных буддийских школ, среди которых наваяна выделена розовым цветом. Согласно переписи населения Индии 2011 года, буддисты наваяны представлены в различных районах, особенно в Западном центре Индии, в штате Махараштра.
Основными праздниками буддистов наваяны являются:
- Амбедкар Джаянти
- День Дхаммачакры Правартан
Предоставленная информация является кратким обзором темы буддизма, поднятой в исследовании.
День Рождения Будды
Буддизм
Бхимрао Рамджи Амбедкара также звали Бабасехеб Амбедкар.
Буддизм |
---|
История Философия Люди Страны Школы Понятия Тексты Хронология Критика буддизма |
Практика
- Прибежище в трёх драгоценностях
- Буддийская этика
- Патимоккха
- Пять обетов
- Праджня
- Буддийская медитация
Дхамма
- Четыре благородные истины
- Пять скандх
- Аничча
- Дуккха
- Анатта
- Взаимозависимое возникновение
- Карма
- Просветление Будда
- Ниббана
Будда, восседающий на лотосе. Одно из канонических изображений Будды.
Колесо Дхармы. Один из основных символов буддизма. Используется для обозначения буддийской религии точно так же, как крест представляет христианство или
Звезда Давида представляет иудаизм. Восемь спиц Колеса символизируют Восьмеричный Путь Будды, а три завитка в середине колеса представляют Три Драгоценности буддизма: Будду (учитель), Дхарму (учение) и Сангху (общество).
Первые записанные канонические тексты, относящиеся к Будде и его учению, появились приблизительно через четыре столетия после его смерти. Древнейшие исторические памятники буддизма, а именно стелы, установленные царём Ашокой и содержащие информацию о Будде и буддизме, созданы примерно через 200 лет и более после нирваны Будды. К этому моменту в рассказы о нём были внесены многочисленные изменения, прижизненные записи основ вероучения отсутствуют, поскольку на протяжении первых столетий канон учения передавался исключительно устным путём.
Корейская трипитака
Корейская трипитака в Храме Отражения Тихого Моря, одного из наиболее почитаемых храмов в Южной Корее, полный текст канона написан на 81258 деревянных пластинах.
Сутта-питака
Во второй, так называемой Сутта-питаке (по палийской редакции) собрано более 10 тысяч сутр, приписываемых лично Будде или, в меньшей степени, его ближайшим ученикам. Во многие редакции включаются так называемые джатаки, повествующие о жизни Будды.
Письменный вид канона
В письменном виде, написанный на пальмовых листьях на языке пали, канон появился лишь на Четвёртом буддийском соборе, состоявшемся на Цейлоне около 80 года до н. э., то есть более, чем через 400 лет после смерти Будды Шакьямуни. Сформированный полный текст канона был унифицирован после Пятого буддийского собора.
Великий текст Типитаки
В 1871 году полный текст Типитаки был вырезан на 729 белых мраморных плитах высотой почти в два метра и весом в несколько тонн. Каждая отдельная вертикально стоящая плита помещается в миниатюрной Питака-пагоде, сотни которых окружают центральную ступу пагоды Куто-до Пайя в Мандалае (Бирма). Этот литературный памятник стал крупнейшей книгой в мире, вырезанной в камне постранично и занесён в этом качестве в Книгу Рекордов Гиннеса.
Основные положения вероучения
В доктринальном плане буддизм основывается на следующих базовых концепциях часть из которых объединяет его с более ранними религиозными и философскими школами, а именно:
учение о карме (ка́мме) — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, понимаемой как вселенский причинно-следственный закон, согласно которому действия человека (праведные или неправедные) определяют его судьбу, испытываемые им страдания или блага как в этой жизни, так и в следующих[14].
доктрина о сансаре или колесе Сансары. Санса́ра или самса́ра — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых деяний[15].
доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»). Это учение об отсутствии «Я», одно из основных положений буддийской философии. В наиболее общем значении анатмавада заключается в «отрицании любой постоянно длящейся субстанциальной основы существования» (дравьи). В более конкретном случае отрицается вечная и неизменная «самость» атмана, под которым может пониматься как душа, так и «средоточие личностной идентичности»[16]. Это положение концептуально отличает доктрины буддизма и индуизма.
доктрина кшаникавады (учение о мгновенности бытия), Это — буддийское онтологическое учение, постулирующее, что в каждый момент времени появляются и мгновенно исчезают комбинации элементов бытия (дхарм), из которых состоит всё существование. Новая комбинация при этом является следствием предыдущей комбинации по закону взаимозависимого возникновения. Мгновенная смена комбинаций создаёт для наблюдателя всеобъемлющую иллюзию устойчивой и постоянной реальности[17].
учение базируется также на специфической буддистской космологии (представлении о строении и циклическом развитии мира), многое заимствующей из индуистской концепции.
Самбхогакайя связана с ментальными способностями человека, со способностью ума проявляться в соответствии с пятью мудростями. В тантрической практике тибетского буддизма все божества являются проявлениями Самбхогакайи, воплощающими пять различных типов мудрости. Самбхогакайя связана с общением, как на вербальном, так и на невербальном уровнях, а также с самой идеей установления отношений, не просто способностью использовать слова, но и способность общаться на всех уровнях.
Учение о четырёх благородные истинах
земная жизнь полна дукхи (неудовлетворённость, страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания) или попросту страданий. Жизнь человека — есть страдание. Все вещи вокруг нас непостоянны и преходящи, раз возникая, все должно быть рано или поздно уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее само себя, а огонь может принести только страдание;
страдания (дукха) всегда имеют свои причины (тришна) — жажду наживы, славы, удовольствия, власти и другие мирские страсти. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать;
от страданий (дукхи) можно избавиться. При этом, избавление от страданий возможно только с помощью избавления от самих желаний. для этого необходимо достичь нирваны — состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от бесконечной реинкарнации[26];
существует путь, освобождающий от страданий (дукхи), — отказ от мирских желаний, просветление, Нирвана. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к Восьмеричному пути спасения[22].
Учение о Восьмеричном пути
Буддизм предлагает человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является достижение Нирваны — Великого Освобождения.
Данный жизненный план это и есть так называемый Восьмеричный путь, который предусматривает соблюдение следующих восьми принципов:
правильное видение — понимание основ мира и своего пути в жизни. Первое, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
правильные мысли — жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется и сама жизнь. Человеку необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
правильная речь — высказывания человека, его речь воздействуют на его атман и его характер. Речь человека должна нести добро, поэтому следует следить за своими словами, чтобы они не источали зло;
правильные поступки — жить в согласии с собой и другими людьми, не причинение зла в мире. Человеку следует совершать добрые дела и воздерживаться от недобродетельных поступков;
правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке. Только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
правильные усилия — усердие и трудолюбие. Необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
правильные помыслы — контроль над своими мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь. Главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
правильное сосредоточение — Восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения, регулярных медитаций, осуществляющих связь с собственной природой[22].
Учение о Среднем (срединном) пути
Учение о срединном пути как жизненном пути между двумя крайними путями бытия: «пут`м удовольствия» (праздности, лени, развлечений, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (воздержания, умерщвления плоти, лишений, физического и морального изнеможения), характерного для индуизма ряда других ведических учений.
К пяти священным заповедям буддизма относятся следующие:
не причиняй смерти;
не кради;
будь целомудренным;
не лги;
не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
Три Драгоценности буддизма
Будда — им может считаться как сам создатель учения, так и любой его последователь, достигший просветления.
Дхарма — непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
Сангха — община буддистов, придерживающихся правил этого религиозного учения.
отвержение от истины бытия и неведение;
желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас[22].
Особенности буддизма как вероучения
Таким образом, в отличие от авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама) акцентирующих своё внимание на идее богоизбранности определённых народов, идее греха и его искупления, поклонения божественной сущности и её заветам и проблеме обретения вечной жизни, в буддизме просто нет таких базовых для большинства религий понятий как:
всемогущего Бога-творца или иного Бога в личностном плане. В частности по этому многие исследователи причисляют буддизм к так называемым не-теистическим религиям[27];
и как следствие, понятия божественного провидения, как осознанной деятельности божественной сущности;
безоговорочной веры, в частности, веры в сверхъестественные силы и Божий промысел;
акта сотворения мира, мир рассматривается как никем не созданный и никем единолично не управляемый, а вопрос о том, есть ли у мира начало, считается не имеющим ответа;
и вообще понятия единства мироздания, поскольку число миров считается бесконечным;
вечной души, поскольку духовная сущность личности (атман) не понимается в буддизме в персонифицированном и неизменном смысле, таким образом не может считаться аналогом понятия души;
религиозной организации, аналогичной понятию церкви (так буддийская сангха является сообществом, а не организацией);
резкого, принципиального различия природы праведности и греха. Поэтому в буддизме также нет: жёсткого разделения на верных и неверных, богоизбранных и язычников (например, гоимов, кафиров и тому подобных).
понятия искупления грехов;
акта «символа веры» в виде непременного отказа последователя от других религий. Последователь буддизма может быть одновременно последователем синтоизма, даосизма или любой другой религии, при этом не нарушая основ буддийского учения, что является одним из проявлений религиозной толерантности;
ересей, по той причине, что в буддизме также нет единого канона священных текстов, общего для всех школ и общих и непререкаемых для всех школ догматов;
также в буддизме нет каких-либо притязаний на монопольное обладание истиной.
Пандито Хамбо-лама (камбы лама) — предстоятель религиозной общины. Первоначально учёное звание в школе гелуг тибетского буддизма, позднее такой титул носил настоятель монастыря. В настоящее время это также — титул главы некоторых региональных буддийских организаций включая регионы России.
В настоящее время в России этот титул носят:
Пандито Хамбо-лама XXIV — Дамба Бадмаевич Аюшеев глава Буддийской традиционной сангхи России.
Камбы-лама IX — Сергек Олегович Сарыглар (Его Преосвященство Гелек Нацык-Доржу) глава буддистов Тывы.
Хамбо-лама Алтая — Мерген Васильевич Шагаев.
Центр Буддийской традиционной сангхи России и главная резиденция Пандито Хамбо-ламы находится в Иволгинском дацане, Республика Бурятия. Вторая резиденция Пандито Хамбо-ламы — дацан Хамбын Сумэ располагающийся в Улан-Удэ.
В настоящее время централизованная организация, которая бы объединяла всех буддистов России, отсутствует, имеется целый ряд независимых организаций и духовных центров.
Крупнейшие направления и школы буддизма
Географическое распространение основных направлений буддизма.
Молодые монахи в храме. Луанг-Прабанг, Лаос.
В тхеравада основное внимание уделяется медитативной практике, ведущей к достижению высшего состояния архата («совершенного»). В ней различаются две формы медитации: дхьяна — успокоение «волнения» чувств и мыслей и випассана — медитация, предполагающая высшее прозрение реальности в свете буддийского учения. Члены сангхи накапливают заслуги через шесть уровней медитации:
глядя на символы Будды, они думают о постоянном незримом присутствии Будды;
глядя на символы дхармы (учения Будды), вспоминают изречения Будды;
вспоминают о восьми великих учениках Будды;
утверждают мысль о несокрушимости морального облика члена сангхи;
вспоминают о радости, которую приносит просветление;
глядя на божества и другие небесные создания, переносят их достоинства на свою личность[38].
Тхеравада, в отличие от махаяны отвергает «пять пунктов» махасангхиков, не признающих нерушимое совершенство архата и допускающих как возможность утраты архатом заслуг, необходимых для достижения нирваны, так и способность архата продолжать «набирать» заслуги. Они отрицают то, что архат может потерять своё совершенство под тяжестью прошлой кармы, и считают, что три предшествовавшие архату ступени совершенства и их последовательность («вошедшего в поток», «возвращающегося в последний раз» и «больше не возвращающегося») неколебимы, а их составляющие одновременно несводимы друг к другу. Тхераваддины также постулируют, что состояния архата можно достичь только вступая в монашескую общину. В то же время они выступали и против того, что при наличии «мирских помыслов» невозможно достижение истинного знания, а основные добродетели буддиста неприменимы ни к чему «мирскому».
С точки зрения приверженцев тхеравады, миряне, так же как и монахи, получают возможность накапливать заслуги, помогая сангхе едой, одеждой, жильём, медикаментами, а также совершая 10 благих дел:
подношение (дана), в том числе и чтение вслух сутр, обучение детей буддизму и т. д.;
высоконравственное поведение (шила), которое подразумевает мудрость, дружелюбие и сострадание к другим;
размышления и созерцание (бхавана), вырабатывающие спокойствие и невозмутимость для занятий самоанализом и самосовершенствованием;
почитание и уважение других (апачити);
взаимопомощь (веявачча);
передача заслуг (паттануппадана); заслуги, накопленные верующим, не только улучшают его карму, но и составляют его основное богатство, которым он вправе поделиться с другими;
радость от получения и накопления заслуг другими (аббханумодана);
распространение учения Будды (десанамая);
слушание любого положения учения Будды (саванамая);
стремление исправить заблуждения других (диттхи) и помочь им выйти из поля дурной кармы[38].
Храм Джокханг, Лхаса, Тибет, Китай.
Японский медитативный садик, подобные исторически использовались для практик дзэн.
Дзэн, как и его китайский прототип чань, основывается на идее мадхъямаков о безатрибутном, но истинно-реальном Абсолюте (Будда в Теле Закона), являющемся субстратом всех единичных сущностей и присутствующем в каждом индивиде. В основе дзен лежит принцип дайсинко — «Великая вера» в то, что всё сущее имеет ту же «природу», что и Будда («Смотри в свою природу и станешь Буддой»). Соответственно, главная форма религиозной практики дзен — медитация — представляет собой тренировку психики и сознания, призванную привести адепта к постижению «недвойственности» и «единотаковости» всего Сущего, к обнаружению в себе Будды. При этом главный фокус делается на интроспекции, познании себя «изнутри», «свёртывании» внешнего мира до собственного внутреннего пространства. Цель практики дзен — не отключение от внешних впечатлений путём сосредоточения на определённом объекте, не гипнотический транс, как это имеет место, например, в тибетском буддизме, а особое состояние бодрствующего сознания (япон. сатори), связанное с неожиданным озарением, опрокидывающим прежние представления адепта и закладывающим фундамент нового видения бытия, которое характеризуется «отсутствием всякого разграничения» и соединением с беспредельным и безатрибутным Абсолютом (дзен не признаёт двойственности даже на уровне оппозиции таких даосских начал как инь и ян, которые воспринимаются как целостность). С точки зрения дзэн такое «внезапное просветление», или интуитивное озарение, есть «мгновенная мысль» (тонгаку), которая не требует длительного восхождения по многочисленным ступеням совершенства. Как и в тибетском буддизме в дзен подчёркивается возможность достичь «просветления» в этой жизни. Дзен также не проводит разграничения между мирянином и монахом: каждый может достичь «просветления». Бодхидхарме приписывается начало формирования четырёх главных принципов дзэн, которые были сформированы окончательно не ранее времени династии Тан (618—907):
Особая передача вне священных писаний;
Не опираться на слова и тексты;
Прямое указание на сознание человека;
Созерцая свою природу, становиться буддой[41].
Важнейшая категория дзен — «безмыслие и бездумие» (мунэн-мусо), состояние непривязанности разума к какой-либо определённой идее, когда сознание пребывает в истинном, безусловном покое. Это состояние означает не «угасание» всякой умственной и психической деятельности, а лишь приведение всех духовных сил в абсолютное равновесие, полностью исключающее любую возможность доминирования одной мысли над другой.
Храм Шаолинь, Китай. Самый известный буддистский храм-монастырь практикующий буддистскую школу чань (дзэн) и боевые искусства.
Современные боевые монахи Щаолиня. Показательные выступления.
В Японии дзэнские монахи также выступали в роли советников в окружении сёгуна и императора, к ним обращались военные, государственные чиновники, художники и поэты. В XV веке дзэн приобрёл особую значимость в культурной жизни Японии. Он дал толчок развитию новых направлений в живописи, поэзии и драматургии, а также боевых искусств (кэмпо). Наиболее известным учителем дзэн раннего периода Муромати является Мусо Сосэки (1275—1351), настоятель ряда крупных дзэнских храмов. Взгляды Мусо и его последователей нашли отражение в литературном течении годзан бунгаку — «литература пяти гор», по обобщённому наименованию крупнейших буддийских обителей.
В начале XVII века получило распространение ещё одно направление дзэн — обаку-сю, последователи которого использовали амидаистскую практику нэмбуцу (кит. няньфо — «размышление о Будде») — повторение имени будды Амиды (Амитабхи), который воспринимался ими не как трансцендентальное существо, а как сама «природа Будды» в сердце верующего. В эпоху Токугава (17-19 века) усиление позиций синтоизма привело к утрате дзэн былого влияния в религиозной сфере. В результате упрощения практики дзэн Хакуином школа риндзай, которая прежде ориентировалась на правящие круги Киото и знать, нашла опору в простом народе. Монастыри дзэн становились в Японии очагами конфуцианских идей, там переписывались книги конфуцианского толка, зарождалось и развивалось многое из того, что впоследствии стало неотъемлемой частью традиционной японской культуры, своеобразная поэзия на китайском литературном языке, живопись, икебана, искусство чайной церемонии и другое.
Распространение и численность последователей
В то время, как буддизм был фактически вытеснен из жизни общества на своей исторической родине, в Индии, эта религия быстро распространилась на новых территориях, где развивалась в очень большом количестве специфических ответвлений и школ. В своих различных вариациях буддизм широко распространился в странах Восточной (Китай, Монголия, Япония, Корея), Юго-Восточной (Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма (Бирма), Таиланд) и Южной Азии (Бутан, Непал, Шри-Ланка). В современности, духовном центром буддизма махаянического толка является Тибет (Лхаса, Тибетский автономный округ, Китай), вторым по значимости и духовному авторитету, крупнейшим центром, но уже тхеравадийского толка является город Мандалай (Мьянма).
Буддизм в России
Кижингинский дацан (Бурятия)
Иволгинский дацан, крупнейший центр буддизма России. Бурятия.
Белая Тара и правители России
В других религиях
Помимо собственного учения Будда является персонажем многих так называемых дхармических религий, в частности — бона и индуизма. В Средние века в поздних Пуранах (например, в Бхагавата-пуране) он включается в число аватар Вишну. Также упоминается в качестве одного из пророков в джайнизме.
Запрос «Синто» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Тории — высокие бесстворчатые ворота на входе в синтоистские святыни. Являются узнаваемым символом синто[1]
Слово «синто», записанное китайскими иероглифами
Статуя ками Ука-но митама, созданная в период Хэйан, город Морияма
Исторические источники и историография
Страница манускрипта «Кодзики», датируемая 1371—1372 годами
Японские исследования синтоизма
Портрет Танаки Ёсито, основоположника академического изучения синтоизма
Международные исследования синтоизма
Исследование синтоизма в России
А. Н. Мещеряков, один из российских японоведов, занимающихся синтоизмом
Основная статья: Ками
Деревянная фигурка ками, X век
Статуя популярного ками Инари, божества плодородия
Идзанами и Идзанаги, создающие землю. Картина руки Кобаяси Эйтаку, XIX век
| Идзанаги и Идзанами стоят на парящем мосту над водой. XVIII в. | Сусаноо заключает договор с духами болезней. Сога, 1860 г. Уменьшенная версия вотивного панно работы Кацусики Хокусая в Усидзима-дзиндзя в Токио | Богиня Аматэрасу покидает пещеру. Триптих руки Утагавы Кунисады, 1856 г. | Ниниги-но-микото вместе со своей свитой спускается на землю. Хагино Ёсиюки, 1911 г. | Первый император Японии Дзимму с длинным луком в руке в сопровождении трёхлапого ворона. Цукиока Ёситоси, 1880 г. |
| ————————————————————– | ———————————————————————————————————————————————— | ———————————————————————— | ———————————————————————————– | —————————————————————————————————————– |
Бронзовый колокол (дотаку) III века н. э., который мог играть большое значение в ранней религии синто
Ранняя религиозная жизнь японцев (III век до н. э. — V век н. э.)
Централизация синтоизма двором Ямато (V—VIII века)
Тории святилища Оомива-дзиндзя, за которым высится гора Мива — опорное место рода Ямато, объединившего Японию и её синтоистскую религию
Портрет О-но Ясумаро, составителя государственной хроники «Кодзики»
Синтоизм и буддизм (VI—XVI века)
Мандала, изображающая будд и эквивалентных ками
Конфуцианство и китайская философия (XVI—XVII века)
Портрет Хаяси Радзана на бумажном свитке, XVIII век
Синтоизм и японское государство (XVII—XX века)
Портрет Хираты Ацутанэ, выполненный неизвестным художником
Государственный синтоизм (конец XIX века — 1945 год)
Банкнота 50 сенов 1944 года с изображением храма Ясукуни
От Мэйдзи к эпохе Сёва
Послевоенный и современный синтоизм
Каннуси освящает автомобиль
Внутреннее святилище (Найку) храма Исэ
Дзиндзя: 1. Тории, 2. Каменные ступени, 3. Сандо, 4. Тэмидзуя, 5. Каменные фонари, 6. Майдоно, 7. Сямусё, 8. Эма, 9. Сэсся, масся, 10. Комаину, 11. Хайдэн, 12. Тамагаки, 13. Хондэн
«Плывущие» тории храма Ицукусима
Удзигами-дзиндзя в Удзи, выполненный в стиле нагарэ-дзукури
Штаб-квартира «Ассоциации синтоистских храмов» в районе Сибуя
Священнослужители общаются в ожидании начала празднования Хонэн-мацури, 15 марта 2010
Женщины и их роль в дзиндзя
Мико в готовятся к церемонии бракосочетания
Каннуси в головных уборах эбоси
Священник в облачении каригину
Мико в красных хакама
Японец проходит ритуал очищения (мисоги) под течением водопада
Подношение воды и соли на столике самбо
Мико под звуковое сопровождение исполняют одну из форм сато-кагура
Домашний алтарь камидана
Хайрэй. Мужчины поклоняются ками
Основная статья: Эма
Колесница хоко, которую перетаскивают при помощи канатов. Фото празднования Гион-мацури в Киото в 2017 году
Празднование Сандзя-мацури в 2006 году, Токио. Вид из храма Сэнсо-дзи
Взаимоотношения с другими религиями
26 японских мучеников из Нагасаки. Картина XVI—XVII веков
Синто за пределами Японии
Храм Карафуто на территории Сахалинской области
Вход в храм Цубаки, находящийся в штате Вашингтон, США
Отражение в культуре
Изображение мифа из «Кодзики»; Амэ-но удзумэ танцует, чтобы выманить Аматэрасу из пещеры. Цукиока Ёситоси, 1879 год
Манга и аниме
Фотография из леса Якусима, который стал прообразом локаций для «Принцессы Мононоке»[386]
Боги, святилища, обряды Японии. Энциклопедия синто / Мещеряков А. Н. — М.: РГГУ, 2010. — 316 с. — (Orientalia et Classica). — ISBN 9785728110873.
Мифы народов мира / Токарев С. А. — М.: Российская энциклопедия, 1994. — Т. 1. — 671 с. — ISBN 5852700169.
Мифы народов мира / Токарев С. А. — М.: Российская энциклопедия, 1994. — Т. 2. — 719 с. — ISBN 585270072X.
Bocking, Brian. A Popular Dictionary of Shinto (англ.). — Surrey: Curzon Press, 2005. — 211 p. — ISBN 020398627X.
Picken, Stuart. Historical dictionary of Shinto (англ.). — Lanham: Scarecrow Press, 2011. — 373 p. — ISBN 9780810873728.
Литература на русском языке
Накорчевский А. А. Синто. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2003. — 443 с. — ISBN 5352004740.
Национальная религия японцев. Синто / Молодякова Э. В. — М.: Крафт+, 2008. — 224 с. — ISBN 9785936751349.
Норито Сэммё. — М.: Наука, 1991. — 299 с. — (Памятники письменности Востока). — ISBN 5020167479.
Оно, Сокё; Вудард, Уильям. Синтоизм: Древняя религия Японии. — М.: София, 2007. — 160 с. — ISBN 5-91250-240-6.
Синто — путь японских богов / Ермакова Е. М., Комаровский Г. Е., Мещеряков А. Н. — СПб.: Гиперион, 2002. — 704 с. — ISBN 5893320573.
Синто: память культуры и живая вера / Молодякова Э. В. — М.: АИРО-XXI, 2012. — 233 с. — ISBN 9785910221516.
Современное российское японоведение: оглядываясь на путь длиною в четверть века / Стрельцов Д. В. — М.: АИРО-XXI, 2015. — С. 230. — 448 с. — ISBN 9785910222533.
Труды VIII Международного симпозиума Международного научного общества синто «Синто и японская культура» / Мещеряков А. Н. — М.: МАКС Пресс, 2003. — 244 с.
Литература на английском языке
McMullin, Neil. Historical and Historiographical Issues in the Study of Pre-modern Japanese Religions (англ.) // Japanese Journal of Religious Studies. — 1989. — , . — ISSN 0304-1042. — doi:10.18874/jjrs.16.1.1989.3-40.
Nakajima, Michio. Shinto Deities that Crossed the Sea: Japan’s «Overseas Shrines», 1868 to 1945 (англ.) // Japanese Journal of Religious Studies. — 2010. — doi:10.18874/jjrs.37.1.2010.21-46.
Ng, Wai-ming. The «I Ching» in the Shinto Thought of Tokugawa Japan (англ.) // Philosophy East and West. — 1998. — , . — . — doi:10.2307/1400018.
Shimizu, Karli. Religion and Secularism in Overseas Shinto Shrines: A Case Study on Hilo Daijingū, 1898—1941 (англ.) // Japanese Journal of Religious Studies. — 2019-07-03. — , . — doi:10.18874/jjrs.46.1.2019.1-29.
Литература на итальянском языке
Encyclopedia of Shinto . d-museum.kokugakuin.ac.jp. Дата обращения: 11 января 2023. — энциклопедия синтоизма от Университета Кокугакуин.
Basic Terms of Shinto . www2.kokugakuin.ac.jp. Дата обращения: 11 января 2023. — список основных терминов синтоизма.
. Дата обращения: 20 мая 2023. — Ассоциация синтоистских храмов.
. Дата обращения: 20 мая 2023. — база данных храмов и святынь.