Ходатайственные молитвы
Перечислением ликов святых в рассмотренном сегменте анафоры, по сути, анафора заканчивается, и начинается новая тематическая часть Литургии Василия Великого – диптихи. Она включает поминовение усопших святых, а также различные категории заздравных поминовений и молитв.
О Тебе радуется
О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, освященный храме и раю словесный, девственная похвало, из Неяже Бог воплотися, и Младенец бысть, прежде век сый Бог наш: ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе. О Тебе радуется, Благодатная, всё творение: Ангельский сонм и человеческий род. Ты – освященный храм и рай мысленный, слава девства, от Которой Бог воплотился и Младенцем стал – прежде всех веков Существующий Бог наш. Ибо недра Твои Он в престол обратил и чрево Твоё обширнее небес соделал. О Тебе радуется, Благодатная, всё творение, слава Тебе!
Песнопение не является изначальной частью Литургии, но заимствовано из Октоиха – книги, формирование которой относят к VIII веку и связывается с именем преподобного Иоанна Дамаскина. Оно представляет собой седален, исполняемый по второй кафизме на воскресной утрене восьмого гласа. В отличие от прочих седальнов, которые было принято слушать сидя, данное песнопение сопровождается указанием: Не седяще поем, но стояще, и со страхом и благоговением.
Начало песнопения содержит аллюзию на слова архангела Гавриила из Евангелия от Луки: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Слово κεχαριτωμένη (Благодатная) представляет собой причастие перфекта от глагола χαριτόω, означающего оказывать милость, благословлять. Значение этого причастия страдательного залога, употребляемого в качестве существительного в звательном падеже, отчасти проясняется дальнейшими словами ангела: Ты обрела благодать (χάρις) у Бога. В соответствии с этим пониманием в латинском переводе Нового Завета, сделанном блаженным Иеронимом в IV века, слово κεχαριτωμένη передано при помощи двух слов: gratia plena (букв. полная благодати). В дониконовских богослужебных книгах использовалось слово Обрадованная. Соответственно, песнопение начиналось словами: О Тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь.
В прославлении Богородицы соединяются ангельский собор и человеческий род. Она прославляется как мысленный рай и слава девства. При помощи этих поэтических выражений автор песнопения указывает на особую святость Богородицы и на сохранение Ею девства после рождения Младенца.
Главные принципы в песнопении
Главным догматическим утверждением рассматриваемого песнопения является то, что Дева Мария родила не простого человека, а Бога. Этот пункт являлся центральным в полемике святителя Кирилла Александрийского против Нестория, который предлагал называть Деву Марию Христородицей на основании, что Она не родила Божество. После победы Церкви над ересью Нестория почитание Богородицы получило общецерковное распространение и было облечено в целую серию догматических утверждений и поэтических образов.
Образы Богородицы
В богослужебных текстах, посвященных Богородице, встречаются различные образы, такие как недра, превращенные в престол, и чрево, которое шире небес. Одним из известных песнопений, посвященных Богородице, является Акафист, автором которого некоторые ученые считают преподобного Романа Сладкопевца (VI в.).
Молитва о Церкви и ее членах
При пении О Тебе радуется священник читает ходатайственные молитвы, которые превосходят по продолжительности аналогичные молитвы Литургии Иоанна Златоуста в два с половиной раза. Подчеркивается вселенский характер Церкви, ее присутствие во всех уголках земли. Молитва начинается прошением о Церкви и ее укреплении до конца времен.
Литургия в православном храме
Молитва о внутрицерковном мире всегда имела особое значение для Церкви. Расколы внутри Церкви могли возникать по различным причинам, как богословского, так и не богословского характера. Важно сохранять мир и единство внутри Церкви, и поэтому многие древние литургические чины содержали особые молитвенные прошения о мире внутри Церкви.
Молитва о храме и его значении в Церкви
К молитве о Вселенской Церкви присоединяется молитва о храме, который, как мы говорили выше, является локальным выражением Вселенской Церкви. Членство во Вселенской Церкви осуществляется через участие в жизни конкретной местной общины, у которой есть свой храм.
Молитва о том, чтобы храм сохранился до скончания века, актуальна в каждую эпоху бытия Церкви. Во времена гонений храмы привлекали пристальное внимание гонителей, и разрушение храмов, наряду с репрессиями духовенства, становилось частью общей программы по уничтожению церковной инфраструктуры.
Молитва о храме одновременно является молитвой о том, чтобы Церковь была сохранена от гонений.
Прошения о различных категориях членов христианской общины
Помяни, Господи, тех, кто приносит дары
Помяни, Господи, иже Дары сия Тебе принесших, и о , и имиже, и за сия принесоша. Вспомни, Господи, тех, кто принесли Тебе эти дары, и тех, ради кого, через кого и за кого их принесли.
Плодоносящие и добротворящие
Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих во святых Твоих Церк- вах и поминающих убогия. Воздаждь им богатыми Твоими и небесными даровании, даруй им вместо земных небесная, вместо временных вечная, вместо тленных нетленная. Вспомни, Господи, приносящих плод и делающих добро в святых Твоих церквах и заботящихся о нищих. Воздай им Твоими богатыми и небесными дарами, вместо земного даруй им небесное, вместо временного вечное, вместо тленного нетленное.
Те, кто находится в пустынях и вертепах
Помяни, Господи, иже в пустынех, и горах, и вертепех, и пропастех земных. Вспомни, Господи, тех, кто в пустынях, горах, вертепах и пропастях земных.
О тех, кто следует девственному образу жизни
Помяни, Господи, иже в девстве, и благоговении, и постничестве, и в чистем жительстве пребывающих. Вспомни, Господи, тех, кто в девстве, благоговении, постничестве и чистоте пребывает.
Под плодоносящими и добротворящими понимаются те лица, которые в церковных общинах занимаются социальным служением и благотворительностью. В прошении подчеркивается, что они занимаются предметами временными и тленными, их заботой является земное благополучие людей, однако на небесах их ожидают вечные и нетленные блага, которых они удостоятся в награду за свои труды на земле.
Выражение в пустынях и горах, вертепах и пропастях земных заимствовано из Послания к Евреям (), где оно относилось к ветхозаветным пророкам. В литургическом контексте оно переосмыслено как относящееся к монахам и отшельникам.
Именно они в IV веке селились в горах, высекали в скалах кельи, наполняли собой пустыни, превращая их в города.
Наконец, поминаются те, кто пребывает в девстве, благоговении, постничестве и чистоте. Имеются в виду общины девственниц и вдов, существовавшие при многих приходах, а в более широком смысле – все, кто избрали девственный образ жизни.
Ап. Пётр воскрешает Тавифу. Мозаика Палатинской капеллы, Палермо, Сицилия. Ок. 1146–1151 гг.
Девство и безбрачие в ранней Церкви
Общины вдов и девственниц существовали уже в Церкви апостольского периода. Слова Иисуса Христа о скопцах для Царства Небесного (Мф. 19:12) легли в основу понимания девства в раннехристианской общине.
Девство в учении апостола Павла
Павел был последовательным апологетом девственного образа жизни. В Первом послании к Коринфянам он пишет: хорошо человеку не касаться женщины (1 Кор. 7:1). Также он утверждает, что лучше оставаться безбрачным или вдове, но необходимо вступить в брак, если нет возможности воздерживаться.
Развивая свои мысли о девстве, Павел подчеркивает, что это не повеление от Господа, а лишь его совет, основанный на личном опыте. Он не настаивает на девственном образе жизни как на норме и не умаляет значения брака.
Истинные вдовицы в учении апостола Павла
В Первом послании к Тимофею Павел призывает почитать истинных вдовиц. Он разъясняет различие между молодой вдовицей, которая может вступить в брак, и пожилой вдовицей, избравшей безбрачие как образ жизни. Павел советует не поставлять вдовиц моложе шестидесяти лет.
Девственницы и вдовы в Деяниях и посланиях Павла
Из Деяний и посланий Павла вырисовывается картина раннехристианских общин. Там существовали вдовы, нуждающиеся в помощи, и общины, в которые входили вдовы, решившие служить Церкви без вступления в брак. Из них выбирали диаконис, помогавших в служении епископу или священнику.
Так, примером такой диаконисы является упомянутая в Деяниях Тавифа, член сестричества, помогавшая в служении епископу. Также в Деяниях встречаются четыре дочери Филиппа-благовестника, что свидетельствует о молодости их возраста и сознательном выборе девства.
В целом, девство и безбрачие в ранней Церкви рассматривались как способ служения и посвящения жизни Богу, хотя не являлись единственно правильным выбором.
Не без влияния Павла безбрачие приобрело в ранней Церкви значительное число последователей. Во II веке Иустин Философ свидетельствует о том, что в его общине «есть много мужчин и женщин, лет шестидесяти и семидесяти, которые, из детства сделавшись учениками Христовыми, живут в девстве»1315. Когда в IV веке окончательно оформилось монашеское движение, общины девственников и девственниц, ранее существовавшие при городских приходах, естественным образом влились в него. Со временем такие общины прекратили свое существование, и лица, избравшие девственный образ жизни, стали поступать на постоянное жительство в монастыри.
Молитва о властях
Как мы говорили выше1316, молитва о гражданских властях была неотъемлемой частью церковной традиции с апостольских времен. Такая молитва, по завету апостола Павла, включала в себя прежде всего прошения «за царей и за всех начальствующих» (). В тех странах, где монархическая форма правления прекращалась, соответствующим образом менялись и формулировки, относящиеся к властям. В современном чине Литургии Василия Великого молитва о властях изложена в следующем виде:
Помяни, Господи, всякое начало и власть, и иже в палате братию нашу, и все воинство. Даруй им глубокий и неотъемлемый мир, возглаголи в сердцах их благая о Церкви Твоей и всех людех Твоих, да в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Благия во благости соблюди, лукавыя благи сотвори благостию Твоею. Вспомни, Господе, всякое начальство и власть, и братьев наших, которые в палате, и всю армию. Даруй им глубокий и неотъемлемый мир, вложи в их сердце доброе отношение к Церкви Твоей и ко всему народу Твоему, чтобы в их тишине мы жили тихо и безмолвно во всяком благочестии и чистоте. Добрых сохрани в добре, а злых сделай добрыми по милости Твоей.
Под «палатой» может пониматься любой коллективный орган власти, будь то правительство, сенат или парламент. Церковь молится о том, чтобы члены этого собрания были благорасположены к ней, потому что от их отношения в значительной степени зависит ее благополучие. Среди них есть как добрые, так и злые: Церковь молится, чтобы добрых Бог сохранил, а злых исправил.
Продолжение молитвы о членах Церкви
Продолжая молитву о Церкви в целом и членах конкретной церковной общины в частности, священник говорит:
Помяни, Господи, предстоящия люди и ради благословных вин оставльшихся и помилуй их и нас, по множеству милости Твоея: сокровища их исполни всякаго блага: супружества их в мире и единомыслии соблюди: младенцы воспитай, юность настави, старость поддержи, малодушныя утеши, расточенныя собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Твоей Соборней и Апостольстей Церкви, стужаемыя от духов нечистых свободи. Вспомни, Господи, стоящих здесь людей и тех, кто по уважительной причине отсутствует, и помилуй их и нас по множеству милости Твоей. Наполни их сокровищницы всяким добром, брачные союзы их сохрани в мире, младенцев воспитай, юных научи, старых поддержи, малодушных утешь, рассеянных собери, обманутых обрати и присоедини к Твоей Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Страждущих от нападений нечистых духов освободи.
В молитве перечисляются самые разные категории верующих. Среди них первое место занимают присутствующие за богослужением вместе с теми, кто не смог прийти в храм по уважительной причине: о последних священник молится так, как если бы они участвовали в службе.
Отдельная молитва возносится о состоящих в браке: условием сохранения их супружества являются мир и единомыслие в семье. А это невозможно без, с одной стороны, постоянного стремления обоих супругов к жизни во Христе и исполнению заповедей Божиих, а с другой – без молитвенной поддержки, которую им оказывает Церковь.
В поддержке Церкви нуждается человек любого возраста: и младенец, и юноша, и взрослый, и престарелый. Молитва и забота Церкви сопровождают христианина на протяжении всего жизненного пути – от зачатия и рождения до смерти и погребения. Когда ребенок рождается в христианской семье, его приносят в храм, чтобы он принял Крещение и Миропомазание. Будучи младенцем, он может участвовать в Таинстве Причащения, а придя в сознательный возраст – в Таинстве Исповеди. Церковь освящает своим благословением все важные события в жизни человека, включая вступление в брак. Когда человек болеет, священники приходят к нему, чтобы совершить Елеосвящение. Когда христианин находится при смерти, священник приходит к нему, чтобы преподать последнее причастие и помолиться о его мирном исходе из земной жизни. Когда христианин умирает, Церковь провожает его в последний путь и потом не забывает о нем, но продолжает молиться о том, чтобы Бог даровал ему блаженство и вечную жизнь. И литургическая молитва Церкви включает людей всех возрастов.
Церковь молится не только за своих членов, но и за тех, кто не принадлежит к ней по тем или иным причинам – или потому, что находится в расколе, или в силу принадлежности к еретическому сообществу, или по иным причинам. Все лица такого рода в рассматриваемой молитве относятся к числу прельщенных, обманутых. Церковь не ставит им в вину их нынешнее состояние, но молится о том, чтобы они обратились ко Христу и стали членами единого тела Христова.
Отдельные прошения воссылаются об одержимых нечистыми духами. Церковь всегда проявляла особую заботу о таких людях, нуждающихся в сугубой молитве.
Кто такие бесноватые и одержимые?
В современном контексте евангельские рассказы об изгнании бесов нередко рассматриваются через призму рационализма и скептицизма, отрицающего существование бесов на том основании, что их бытие не соответствует «религии в пределах только разума». Крупный философэкзистенциалист ХХ века К. Ясперс приходит к выводу о несоответствии веры в демонов тому, что он называет «философской верой». Размышляя о том, почему в ХХ веке возродился интерес к демонологии, Ясперс пишет:
«Если в нашем сегодняшнем мире возрождается демонология, то в этом мифическом образе мышления выступают лишь нереальные фантазии. Рассматривать демонов как реальность, принимать их как данность, как бы считаться с ними – иллюзия. Демонов не существует»1318.
При подобном подходе остаются лишь две возможности истолковать евангельские рассказы об изгнании бесов из одержимых: либо полностью отвергнуть эти рассказы как вымышленные, недостоверные, либо попытаться найти описанному в них феномену рациональное объяснение. Такое объяснение ищут, как правило, в сфере психологии или психиатрии.
Изгнание бесов из гадаринского бесноватого. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. 60-е гг. VI в.
В самом деле, многие признаки беснования, описанные в Евангелиях, похожи на симптомы различных психических болезней, таких как истерия, паранойя, маниакальный синдром, психоз, эпилепсия, лунатизм, шизофрения. Например, в Евангелии от Матфея отец бесноватого отрока так описывает симптомы его болезни: «Он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду» (). Эти слова можно воспринять как указывающие на тяжелую форму сомнамбулизма (лунатизма), когда действия больного во сне становятся непредсказуемыми и агрессивными. О гадаринском бесноватом у Марка говорится: «Многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни» (). В описанных действиях можно видеть признаки истерии, психоза, маниакального синдрома.
Нередко в рассказах об изгнании бесов последние начинают говорить с Иисусом. Описывается это так, будто не сам одержимый говорит, а вселившийся в него бес говорит его устами. Это можно истолковать как одну из форм «раздвоения личности», на медицинском языке называемого диссоциативным расстройством идентичности. Главным симптомом такого расстройства является наличие у пациента двух самоидентичностей, или двух «эго-состояний», так что у окружающих может сложиться впечатление, что в одном теле существуют две личности. Каждая из этих «личностей», которые могут отличаться одна от другой возрастом, полом, эмоциональностью, мировоззрением, реакциями, попеременно захватывает контроль над поведением больного. Когда в больном активна одна личность, он не может вспомнить, что происходило, пока была активна другая. Исследования данной болезни, проведенные учеными в 1980-е годы, показали, что в 29 процентах случаев «вторая личность» в человеке ассоциирует себя с демонами (бесами)1319.
Психиатрию и демонологию можно охарактеризовать как две пограничные области. Это хорошо известно священнослужителям, имеющим опыт работы с лицами, страдающими психическими расстройствами. Не всегда даже опытному пастырю удается отличить психическую болезнь, требующую медицинского вмешательства, от того, что в пастырской практике принято называть одержимостью или беснованием и что, следовательно, может предполагать обращение к помощи экзорциста. Между тем ошибка в данном вопросе может быть чревата непоправимыми последствиями: обращение к экзорцисту в том случае, если человек страдает психической болезнью, может усугубить болезнь, сделать ее неизлечимой.
Само понятие «экзорцист» в настоящее время редко встречается в практике христианских Церквей. В древней Церкви термином ἐξορκιστής (букв. «заклинающий») обозначали низших клириков, в обязанности которых входило чтение молитв над одержимыми. Впоследствии чин экзорцистов был фактически упразднен, хотя практика чтения молитв над бесноватыми сохранилась (в качестве редкой и маргинальной). Вплоть до настоящего времени изгнание демонов из одержимых осуществляется в некоторых церковных общинах, принадлежащих разным конфессиям.
Современный человек редко видит бесноватых, подобных тем, которые описаны на страницах синоптических Евангелий. У многих складывается впечатление, что одержимость либо вообще не существует, либо является феноменом далекого прошлого. Беснование, описанное в Евангелиях, в настоящее время воспринимается прежде всего как социокультурный феномен: во времена Иисуса люди искренне верили в то, что окружены злыми духами, а потому воспринимали различные психические болезни как проявления злых сил.
Между тем в Церкви сохраняющаяся очевидность этого феномена не подвергается сомнению, о чем свидетельствуют случаи экзорцизма, происходящие в наши дни. Точнее, сохраняется та социокультурная интерпретация этого феномена, которая имела место во времена Иисуса и утрачена в современном секулярном обществе.
С другой стороны, совсем не случайно Ясперс в середине ХХ века бил тревогу по поводу «возрождения демонологии». Наше время характеризуется повышенным спросом на разного рода экстрасенсов и целителей, нездоровым интересом к гороскопам, гаданиям и прочим суевериям. Интерес к «бесовщине» характерен и для популярной культуры, в частности для кинематографа, в котором изображение паранормальных явлений, имеющих, с религиозной точки зрения, демоническую природу, стало обычным явлением.
Главным противником «бесовщины» в современной социокультурной среде является, как это ни странно, не рационалистическое мировоззрение, не атеизм или агностицизм, а Церковь. На протяжении веков Церковь боролась с суевериями, предостерегая людей от них именно потому, что видит в них пространство для действия демонических сил, представляющих реальную угрозу не только духовной жизни человека, но и его психике.
Для Церкви наличие в мире диавола и бесов является такой же очевидной и неоспоримой реальностью, как наличие в человеке души. При этом Церковь (в отличие от популярной культуры) не только не «запугивает» людей диаволом и бесами, но, наоборот, призывает не бояться их. По словам римского христианского писателя III века Лактанция, демоны могут причинить вред «только тем, кто их боится, кого не прикрывает могущественная и высшая рука Божия, кто не посвящен в таинство истины». Что же касается верующих, то не они должны бояться демонов, а, напротив, демоны боятся их1320.
Характерным в этом смысле является обряд, включенный в чин оглашения, предшествующий Таинству Крещения в Православной Церкви: готовящийся принять крещение должен отречься от «сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его и всея гордыни его», а затем дунуть и плюнуть на диавола. Этот обряд, у многих вызывающий смущение или улыбку и воспринимаемый как пережиток прошлого, имеет глубокий символический смысл: он указывает на то, что принимающий крещение объявляет войну диаволу, но одновременно демонстрирует свое презрение к нему, уверенность в его бессилии перед лицом той силы, которую верующий получает непосредственно от Христа.
В чин предкрещального оглашения входят два заклинания, произносимые священником и обращенные к диаволу. Эти заклинания – весьма древнего происхождения: они составлены не позднее VIII века и отражают практику ранней Церкви. Чтение этих молитв над каждым приступающим к крещению, не исключая младенцев, свидетельствует о том, что, согласно вере древней Церкви, нечистый дух живет не только в так называемых одержимых, или бесноватых. В любом человеке, не имеющем в себе Христа, живет «суетная сила», которая прогоняется силой Божией. Этот взгляд не вытекает непосредственно из евангельских рассказов об изгнании бесов; тем не менее он имеет с ними прямую связь. В крещальном опыте ранней Церкви эти рассказы оживали всякий раз, когда в Церковь принимался новый член: он должен был проходить через процедуру, напоминавшую о событиях, описанных в Евангелиях.
После упоминания об одержимых священник перечисляет другие категории верующих, которым Церковь оказывает молитвенную поддержку:
Плавающим сплавай, путешествующим сшествуй, вдовицам предстани, сирых защити, плененныя избави, недугующия исцели. На судищи, и в рудах, и в заточениих, и в горьких работах, и всякой скорби, и нужде, и обстоянии сущих помяни, Боже. Плавай вместе с плавающими, путешествуй вместе с путешествующими, будь заступником вдов и защитником сирот, избавь пленников, исцели больных. Находящихся на суде, на рудокопнях, в заточении, на трудных работах, во всякой скорби, нужде и несчастье вспомни, Боже.
Плавающие и путешествующие нередко поминаются вместе в литургических текстах, в частности в великой ектении, а также в ходатайственных молитвах Литургии Иоанна Златоуста.
Вдовы и сироты упоминаются вместе уже в Ветхом Завете (; ). Вдовство было широко распространенным феноменом в древнем мире по причине высокой мужской смертности. Вдовы принадлежали к наиболее социально незащищенным слоям населения. Поэтому они и становились, наряду с сиротами и инвалидами, объектом целевой благотворительности со стороны христианских общИн.Забота о вдовах входила в обязанности диаконов, о чем, помимо рассказа об избрании семи ()1321, свидетельствует упоминание в «Пастыре» Ерма «диаконов, которые худо проходили служение, расхищая блага вдов и сирот, и сами наживаясь от своего служения»1322. Молитвы о вдовах и сиротах входят во многие древние литургические чины.
Молитвы о пленных и больных также составляют неотъемлемую часть христианского богослужения с древнейших времен, о чем свидетельствуют сохранившиеся литургические памятники.
Особым образом на Литургии Василия Великого поминаются лица, находящиеся под следствием или в заключении. Они подразделяются на четыре категории: те, кто «на судищи», «в рудах», «в заточениих», «в горьких работах». Первая категория – это люди, ожидающие приговора: их судьба еще не решена, и они нуждаются в молитве Церкви. Прочие категории – это те, кто уже осужден на тюремное заключение и принудительные работы разной степени тяжести. Среди таких работ особенно тяжелой считалось добывание руды. Суровые условия быта и изнурительный труд сочетались с изоляцией от общества и лишением возможности общения с семьей. Иоанн Златоуст упоминает о том, что «сосланные на рудокопные заводы отдаются под власть людей немилостивых и не могут видеть никого из своих домашних и друзей, а только видят своих надзирателей»1323.
Хотя условия содержания заключенных изменились по сравнению с теми, которые описывались в сочинениях авторов IV века, по сути в положении заключенных мало что изменилось. Молясь о них, Церковь не выносит суд относительно их виновности или невиновности: молитвы заслуживают не только невинно осужденные, но и те, кто были осуждены за совершённые преступления. Церковь не только не отторгает их, но, наоборот, видит в них нуждающихся в ее особом попечении.
К молитве о заключенных добавляются прошения обо всех, кто находится в скорби, нужде и несчастье.
Далее следуют прошения обо всех нуждающихся в Божией помощи, включая не только друзей, но и врагов:
И всех требующих великаго Твоего благоутробия, и любящих нас, и ненавидищих, и заповедавших нам, недостойным, молитися о них, и вся люди Твоя помяни, Господи Боже наш, и на вся излей богатую Твою милость, всем подая яже ко спасению прошения. И всех нуждающихся в Твоем великом милосердии, и любящих нас, и ненавидящих нас, и тех, кто просил, нас недостойных, молиться о них, и всех людей вспомни, Господи Боже наш, и на всех излей Твою богатую милость, всем даруя ко спасению то, о чем они просят.
И мы не помянухом, неведением, или забвением, или множеством имен Сам помяни, Боже, ведый коегождо возраст и именование, ведый коегождо от утробы матере его. И тех, кого мы не вспомнили по неведению или забвению или из-за множества имен, Ты Сам вспомни, Господи, знающий имя и возраст каждого, знающий каждого от утробы матери его.
Ты бо еси, Господи, помощь безпомощным, надежда безнадежным, обуреваемым Спаситель, плавающим пристанище, недугующим врач. Сам Ибо Ты, Господи, помощь для беспомощных, надежда для не имеющих надежды, Спаситель для находящихся в буре, пристань для плавающих,
всем вся буди, ведый коегождо, и прошение его, дом, и потребу его. врач для больных. Будь Сам всем для всех, Господи, знающий каждого, и его просьбы, семью и потребности.
Молитва за ненавидящих является прямым исполнением заповеди Христа из Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (). В соответствии с этой заповедью молитва является универсальным ответом на злобу, ненависть, вражду. Этот ответ дал Иисус, когда молился за распинавших Его (). Призыв к молитве за обидчиков и гонителей – важнейший аспект христианского учения о любви к врагам. Этот призыв выходит за рамки личной нравственности: он распространяется не только на тех, кто наносит человеку личную обиду, но и на гонителей Церкви.
В ходатайственной молитве не забыты ни те, кто просил молиться о них, ни те, кого священник не успел помянуть из-за «множества имен». Поименное молитвенное поминовение верующих является древнейшей церковной традицией; сохраняется она и по сей день. Однако в тех приходах, где на богослужение собирается большое количество верующих и каждый подает записки о здравии и упокоении, содержащие множество имен, у священников нет физической возможности прочитать все имена. На эту ситуацию и указывает данное прошение.
Священник сознает свое бессилие перед множеством бед, потребностей, нужд и скорбей своей паствы. И он вверяет ее Богу, который Сам знает нужды каждого, включая то, что относится к его семейной ситуации (слово «дом» указывает на всех домашних, то есть семью).
Добавляется и прошение об избавлении от стихийных бедствий:
Избави, Господи, град сей и всякий град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Избавь, Господи, этот город и всякий город и страну от голода, мора, землетрясения, наводнения, пожара, войны, нашествия иноплеменников и междоусобной войны.
Христианские авторы нередко говорили о стихийных бедствиях как Божием действии, направленном на предотвращение зла и искоренение порока, в соответствии с библейским рассказом о всемирном потопе. Василий Великий сравнивал стихийное бедствие с действием плотины, которая препятствует распространению зла. По его мнению, «эпидемии в городах и среди народов, засуха, бесплодие земли и бедствия, встречающиеся с каждым в жизни, пресекают возрастание греха. И всякое бедствие такого рода посылается от Бога, чтобы предотвратить порождение истинных зол». К числу бедствий, направленных на искоренение зла, относятся «разрушения городов, землетрясения, наводнения, гибель воинств, кораблекрушения, всякая гибель многих людей, случающаяся от земли или моря, или воздуха, или огня, или какой бы то ни было причины». Эти бедствия происходят «для того, чтоб уцеломудрить оставшихся; потому что Бог всенародные пороки уцеломудривает всенародными казнями»1324.
В то же время Василий напоминает о силе молитвы, которая способна умилостивить Бога. В пример приводятся жители Ниневии, покаявшиеся благодаря проповеди пророка (); «и Бог, видя такое их смирение, что сами себя осудили на чрезмерные мучения всякого рода, умилосердился над страданием, освободил от наказания и даровал радость благоразумно плакавшим». Василий обличает своих прихожан за то, что они не следуют этому примеру: «Таков образ мыслей у рабов благоразумных! Таково покаяние одержимых грехами! А мы грех совершаем со всяким усердием, за покаяние же принимаемся нерадиво и лениво. Кто у нас, молясь, проливает слезы, чтобы вовремя получить дождь и орошение? Кто, чтобы загладить грехи, в подражание блаженному Давиду, омочил ложе слезами ()?»1325.
Оценивая в целом содержание ходатайственных молитв Литургии Василия Великого, мы можем указать на свойственную им детализацию различных аспектов земной жизни человека:
Ходатайственные молитвы, особенно в Литургии святого Василия Великого, показывают, какое значение придает Церковь всему совершающемуся в жизни человека и как она вникает во все подробности житейского обихода человека. Ни одна сторона этой жизни не является в глазах Церкви «мелочью», чем-то незначительным и второстепенным. Церковь всё освящает своими молитвами и заботами. Она благословляет семью и мирный труд человека; она болеет его скорбями, она радуется его удачам. Она заботливо и попечительно ходатайствует перед милосердием Божиим о всех делах и нуждах людей, она молится о младенцах, юных, старцах и вдовицах, о заключенных, больных, плененных, скорбящих и угнетенных, она молитвенно и духовно сопутствует путникам, она печалуется о гонимых, умилостивляет гнев власть имущих. Церковь поминает в своей евхаристической молитве и всех отшедших в иной мир, и еще томящихся в этой жизни. Поминовение объединяет и прославленных святых во главе с Пречистой Богоматерью, и усопших, но еще нуждающихся в молитвенном предстательстве и упокоении, a также и живых, начиная с властей, духовных и светских1326.
В то же время по содержанию молитва священника после преложения Святых Даров на Литургии Василия Великого выходит далеко за рамки земных нужд членов общины. Эта молитва «собирает и соединяет воедино всё космическое, экклезиологическое и эсхатологическое содержание Евхаристии»1327.
Молитва священника о епископате, о самом себе и о клире
Неотъемлемой частью ходатайственных молитв является прошение о правящем епископе (в русской практике – о Патриархе как предстоятеле всей Поместной Церкви и о епископе как главе церковной общины конкретного региона или области).
Затем священник возносит моления обо всем епископате и клире, присовокупляя и особую молитву о самом себе:
Помяни, Господи, всякое епископство православных, право правящих слово Твоея истины. Вспомни, Господи, всех епископов православных, строго соблюдающих слово Твоей истины.
Помяни, Господи, по множеству щедрот Твоих и мое недостоинство, прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное; и да не моих ради грехов возбраниши благодати Святаго Твоего Духа от предлежащих Даров. Вспомни, Господи, по множеству милости Твоей, и меня, недостойного, прости мне всякое согрешение вольное и невольное, чтобы ради моих грехов благодать Святого Духа не отошла от здесь лежащих Даров.
В чем смысл этой молитвы священника о самом себе? В первой части книги1328 мы говорили о том, что личные грехи священника не могут служить препятствием для действия благодати в церковных Таинствах. В то же время мы указали на данную молитву как пример того, что на православном Востоке связь между личными качествами священника и действенностью Таинств никогда не утверждалась с такой резкостью, как это было сделано на Западе в ходе полемики с монтанизмом.
Священник не может быть полностью чужд благодати Божией, действующей в Таинствах: она не может действовать через него на других, но при этом не касаться его самого. Наверное, именно в этом и заключается смысл данной молитвы. Она читается после того, как преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа совершилось, то есть риск того, что преложение может не произойти, отсутствует. Тем не менее священник ощущает свою личную ответственность за всё, что происходит на Литургии, а потому и молится о том, чтобы его грехи не стали препятствием для благодати Святого Духа.
Толкование рассматриваемой молитвы священника о самом себе мы находим у Николая Кавасилы:
Благодать сия, говорит он, да не возбранится ради моих грехов от Святых Даров, ибо благодать двояким образом действует в Честных Дарах: один способ её – так как они ею освящаются; другой – так как чрез них она освящает нас. Первому способу действия благодати в Дарах никакие человеческие беззакония не могут препятствовать, но так как освящение их не есть дело добродетели человеческой, то и человеческие неправды нисколько не могут ему препятствовать. Но второй требует и нашего старания, а потому и встречает препятствие в нашем нерадении. Ибо благодать освящает нас через Дары, если найдет нас пригодными к освящению; если же встретит нас неприготовленными, то и не принесет никакой пользы, и причинит бесчисленный вред. Об этой благодати – будет ли то оставление только грехов или вместе с тем и другой дар, подаваемый людям, которые с чистой совестью вкушают эту священную вечерю, – священник молится, чтобы она не была возбранена от Даров, так как она может быть возбранена человеческой порочностью1329.
Св. Николай Кавасила. Икона. Греция. Нач. XXI в.
Литургия совершается не священником, а Самим Христом; преложение Святых Даров обеспечивается не личными качествами священника, а действием благодати Святого Духа; и причащать верующих будет не священник, а Сам Бог. Однако для самого священника, если он отягощен множеством грехов, совершение Литургии и причащение Святых Тайн может быть в осуждение.
Помолившись о самом себе, священник возносит прошения обо всем клире:
Помяни, Господи, пресвитерство, еже во Христе диаконство и весь священнический чин, и ни единаго же нас посрамиши окрест стоящих святаго Твоего жертвенника: посети нас благостию Твоею, Господи, явися нам богатыми Твоими щедротами: благорастворены и полезны воздухи нам даруй, дожди мирны земли ко плодоносию даруй, благослови венец лета благости Твоея, утоли раздоры Церквей, угаси шатания языческая, еретическая востания скоро разори силою Святаго Твоего Духа. Всех нас приими в Царство Твое, сыны света и сыны дне показавый: Твой мир и Твою любовь даруй нам, Господи Боже наш, вся бо воздал еси нам. Вспомни, Господи, пресвитеров, диаконов во Христе и весь чин священников, и не посрами ни одного из нас, стоящих вокруг Твоего святого жертвенника. Посети нас Твоей благостью, Господи, явись нам Твоими богатыми милостями, даруй нам благоприятную и хорошую погоду, даруй мирные дожди, чтобы плодоносила земля, благослови венец года благости Твоей1330, утоли раздоры между Церквами1331, угаси смятения язычников1332, а выступления еретиков разори силой Твоего Святого Духа. Всех нас прими в Царство Твое, явив нас сынами света и дня. Даруй нам Твой мир и Твою любовь, Господи Боже наш, ибо Ты всё даровал нам.
Слова «ни единаго же нас посрамиши окрест стоящих святаго Твоего жертвенника» можно понимать как относящиеся ко всей церковной общине, собравшейся в конкретном храме вокруг жертвенника (престола), на котором лежат Святые Дары. Однако общий контекст молитвы, в которой говорится о пресвитерах, диаконах и всем священническом чине, позволяет предположить, что именно эти лица имеются в виду в тексте молитвы. Священник, молящийся у престола, ощущает себя членом единого сообщества, единой корпорации священнослужителей Вселенской Церкви. Сказанное выше о «круговой поруке» относится и к этой корпорации: в ней все должны держаться друг за друга, и ни один не должен мыслить свое спасение в отрыве от других.
Благоволение Божие к верующим выражается, в числе прочего, в даровании благоприятных для их деятельности погодных условий и «мирных дождей», то есть не ливней, несущих с собой разрушение, а таких дождей, которые орошают землю и делают ее плодоносной. И в Ветхом, и в Новом Заветах говорится о том, что Бог «творит дела великие и неисследимые, чудные без числа, дает дождь на лице земли и посылает воды на лице полей» (); «покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву» (); «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (). Во всех перечисленных случаях дождь – символ благоволения Божия.
Главными врагами Церкви в те времена, когда создавался чин Литургии Василия Великого, были язычники и еретики. Первые атаковали Церковь извне, вторые изнутри. О том, каков был накал борьбы язычества против Церкви, свидетельствует, в частности, попытка реставрации язычества при императоре Юлиане Отступнике. Церковь крайне отрицательно отнеслась к этой попытке и увидела в безвременной смерти императора Божью кару за отречение от Христа1333.
Что же касается борьбы с ересями, то ею была ознаменована вся история Церкви эпохи Вселенских Соборов. Наиболее богатыми на ереси были IV и V века. Понадобилось четыре Вселенских Собора, чтобы их преодолеть. Выражение «сыны света и дня» заимствовано из языка апостола Павла, который, обращаясь к фессалоникийским христианам, говорил: «Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы» ().