Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
- N 996-р г. Москва
- Дата подписания: 29.05.2015
- Опубликован: 08.06.2015
- Вступает в силу: 29.05.2015
План развития
- Утвердить Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
- Минобрнауки России:
- Разработать план мероприятий по реализации стратегии в течение 6 месяцев.
- Обеспечить реализацию стратегии.
Общие положения
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.
Основные принципы
- Учет положений Конституции Российской Федерации.
- Соблюдение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации.
- Поддержка и развитие духовно-нравственных ценностей.
- Обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования.
Заключение
Стратегия разработана на основе Национальной стратегии действий в интересах детей и предполагает создание условий для консолидации усилий семьи, общества и государства в сфере воспитания подрастающего поколения. Реализация стратегии способствует формированию высоконравственной личности готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Стратегия развития социальных институтов воспитания
Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.
Цель, задачи, приоритеты Стратегии
Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.
Задачи Стратегии
Создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;
Обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;
Повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;
Создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;
Формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;
Создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях;
Повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;
Обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
Приоритеты государственной политики в области воспитания
Создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
Поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
Поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей.
Формирование уважения к русскому языку
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, который является основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения. Важно сформировать уважение к родному языку среди граждан.
Обеспечение защиты прав детей
Важно обеспечить защиту прав каждого ребенка и соблюдение их законных интересов. Гарантия доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания является первостепенной задачей.
Формирование внутренней позиции личности
Не менее важно сформировать у каждого человека внутреннюю позицию по отношению к окружающей социальной действительности. Это способствует развитию личности и формированию здорового общества.
Основные направления развития воспитания
Развитие социальных институтов воспитания
- Содействие укреплению семьи и защита приоритетного права родителей на воспитание детей.
- Повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности.
- Популяризация лучшего опыта воспитания детей в семьях.
- Расширение инфраструктуры семейного отдыха и образовательного туризма.
- Создание условий для просвещения и консультирования родителей по различным вопросам.
Развитие воспитания в системе образования
- Обновление содержания воспитания и внедрение лучших педагогических практик.
- Полноценное использование воспитательного потенциала учебных дисциплин.
- Совершенствование и эффективная реализация воспитательного компонента образовательных стандартов.
Содействие развитию программ воспитания обучающихся
Для организаций, занимающихся образовательной деятельностью, важно разрабатывать и внедрять программы воспитания, направленные на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителям, старшим поколениям. Эти программы также способствуют подготовке личности к семейной и общественной жизни, а также трудовой деятельности.
Развитие вариативности воспитательных систем
Вариативность воспитательных систем и технологий имеет целью формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей.
Использование чтения для формирования личности
Чтение, включая семейное чтение, играет важную роль в познании мира и формировании личности ребенка.
Поддержка одаренных детей
Необходимо улучшить условия для выявления и поддержки одаренных детей, чтобы развивать их потенциал.
Включение детей в различные виды деятельности
Детей нужно вовлекать в различные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и другие. Это поможет им раскрыть свой потенциал.
Поддержка уровня владения языками и коммуникаций
Необходимо создать условия для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, а также развить навыки коммуникации.
Знакомство с культурными образцами
Детям важно знакомиться с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.
Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов
Использование информационных ресурсов
Необходимо создать условия для использования информационных ресурсов, включая интернет, для воспитания и социализации детей.
Популяризация культурных ценностей
Важно содействовать популяризации традиционных российских культурных, эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения.
Безопасное использование информации
Детям нужно учить совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов. Они также должны быть защищены от информации, вредящей их здоровью и психическому развитию.
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания
Взаимодействие с образовательными организациями
Необходимо улучшить условия для взаимодействия детских и других общественных объединений с образовательными организациями с целью развития лидерского и творческого потенциала детей.
Роль ученического самоуправления
Поддержка ученического самоуправления и увеличение роли обучающихся в управлении образовательным процессом важны для формирования личности.
Поддержка общественных объединений
Необходимо содействовать общественным объединениям, занимающимся воспитательной деятельностью в образовательных и других организациях.
Участие детей в социально значимых проектах
Детей нужно привлекать к участию в социально значимых проектах, в том числе волонтерском движении.
Государственно-частное партнерство
Расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей является важным направлением развития данной области.
Активная работа по развитию этих направлений способствует созданию благоприятной среды для воспитания и обучения детей, обеспечивая им возможности для полноценного развития и самовыражения.
2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций
Гражданское воспитание включает:
создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:
создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
Приобщение детей к культурному наследию предполагает:
эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;
развитие музейной и театральной педагогики;
поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;
повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;
создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.
Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:
содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:
формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;
использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;
содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Экологическое воспитание включает:
развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
IV. Механизмы реализации Стратегии
В целях реализации Стратегии применяются правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы.
Правовые механизмы включают:
развитие и совершенствование федеральной, региональной и муниципальной нормативной правовой базы реализации Стратегии;
совершенствование системы правовой и судебной защиты интересов семьи и детей на основе приоритетного права родителей на воспитание детей;
развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми;
нормативно-правовое регулирование порядка предоставления участникам образовательных и воспитательных отношений необходимых условий в части ресурсного (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) обеспечения реализации задач и направлений развития воспитания, предусмотренных Стратегией.
Организационно-управленческими механизмами являются:
совершенствование в субъектах Российской Федерации условий для обеспечения эффективной воспитательной деятельности на основе ее ресурсного обеспечения, современных механизмов управления и общественного контроля;
консолидация усилий воспитательных институтов на муниципальном и региональном уровнях;
эффективная организация межведомственного взаимодействия в системе воспитания;
укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании детей;
системное изучение и распространение передового опыта работы педагогов и других специалистов, участвующих в воспитании детей, продвижение лучших проектов и программ в области воспитания;
формирование показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации;
организация мониторинга достижения качественных, количественных и фактологических показателей эффективности реализации Стратегии.
Кадровые механизмы включают:
повышение престижа таких профессий, связанных с воспитанием детей, как педагог, воспитатель и тренер, создание атмосферы уважения к их труду, разработка мер по их социальной поддержке;
развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности педагогических и других работников на основе разработки и введения профессионального стандарта специалиста в области воспитания, совершенствования воспитательного компонента профессиональных стандартов других категорий работников образования, физической культуры и спорта, культуры;
модернизацию содержания и организации педагогического образования в области воспитания;
подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Стратегии.
Научно-методические механизмы предусматривают:
формирование системы организации научных исследований в области воспитания и социализации детей, процессов становления и развития российской идентичности, внедрение их результатов в систему общего и дополнительного образования, в сферы физической культуры и спорта, культуры;
изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности;
проведение прикладных исследований по изучению роли и места средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет в развитии личности ребенка;
проведение психолого-педагогических и социологических исследований, направленных на получение достоверных данных о тенденциях в области личностного развития современных российских детей.
Финансово-экономические механизмы включают:
создание необходимых организационно-финансовых механизмов для развития эффективной деятельности социальных институтов воспитания;
обеспечение многоканального финансирования системы воспитания за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет средств государственно-частного партнерства и некоммерческих организаций;
создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной работы организаций и работников.
Информационные механизмы предполагают:
использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации Стратегии;
организацию информационной поддержки продвижения положений и реализации Стратегии с привлечением общероссийских и региональных средств массовой информации.
V. Ожидаемые результаты
Реализация Стратегии обеспечит:
укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей;
повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;
создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;
развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;
повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;
укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;
создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;
утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии;
снижение уровня негативных социальных явлений;
развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;
повышение качества научных исследований в области воспитания детей;
повышение уровня информационной безопасности детей;
снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;
формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации.
В статье актуализируется необходимость выявления путей развития современной системы дополнительного образования детей, выделяются и аргументируются приоритетные направления и перспективы развития дополнительного образования на основе анализа нормативных правовых документов. Статья будет полезна руководителям образовательных организаций и педагогическим работникам сферы дополнительного образования детей для определения путей развития образовательных организаций, обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ и методик их реализации.
Л.Н. Буйлова,старший методистГБПОУ города Москвы «Воробьевы горы»,главный редактор журнала «Про-ДОД»,ведущий эксперт Научно-методического центраразвития образовательных систем,Почетный работник общего образования,кандидат педагогических наук,доцент,Москва
Дополнительное образование детей – важный развивающий компонент в жизни ребенка как в плане личностного роста, так и в плане социализации. Эта позиция осознается и разделяется всеми – государством, обществом, участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами).
Повышенное государственное внимание к дополнительному образованию детей обусловлено тем, что оно:
Именно такие характеристики этой образовательной практики влияют на его востребованность и являются катализатором разрешения многих проблем в отечественном образовании, когда в стране реализуются последовательные меры по обеспечению каждого ребенка доступом к качественному образованию. А дополнительное образование детей, представляя собой неформальный сегмент, интегрируется с другими видами образования и является наиболее эффективным способом решения задач позитивной занятости обучающихся, формирования интересов, развития их способностей, пространством профориентации, самореализации и самоопределения. Поэтому выявление приоритетных направлений развития дополнительного образования детей – одна из главных и масштабных задач, которая находится в сфере государственной образовательной политики и призвана стать следствием консенсуса между интересами широкого круга участников – государства, общества, ученых, педагогов, детей и родителей, – всех тех, кто заинтересован в развитии отечественного образования в целом.
Но прежде чем приступить к разговору о приоритетных направлениях развития дополнительного образования детей, обратимся к основным понятиям и посмотрим, что означают довольно-таки разноплановые слова «направление», «приоритет» и «приоритетное направление», которые используются в самых разных сферах деятельности и жизненных ситуациях.
Вот такое неоднозначное понятие «направление», но важное для понимания специфики, организации и развития образовательной системы.
Например, маркетинговая деятельность (изучение спроса на образовательные программы, уровня конкурентоспособности организации); образовательная деятельность; воспитательная деятельность; инновационная деятельность (внедрение нововведений); методическая деятельность (сопровождение разработки и реализации программ) и многие другие.
Виды и направления деятельности зависят от типа образовательной организации, устав которой должен содержать указание на их исчерпывающий перечень. Причем, перечень видов и направлений деятельности должен быть указан тот, которые организация вправе осуществлять в соответствии с целями деятельности, для достижения которых оно создано. Очевидно, что направления дополнительного образования детей на протяжении его истории подверглись и продолжают подвергаться сильным изменениям по сравнению с тем, какие были раньше. Дело, прежде всего, в постоянном изменении социокультурной и экономической ситуации, развитии технологий и т.п.
«Направленность» в дополнительном образовании детей:
То есть «направленность» – это тематическое содержание дополнительных общеобразовательных программ, тогда как «направление» – это описание деятельности в широком смысле, устремленность, вектор развития системы дополнительного образования детей.
Следующее понятие – «приоритет» (нем. prioritat лат. prior первый):
– первенство в каком-нибудь открытии, идее, изобретении и т.п. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910).;
– преобладающее значение чего-либо (Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, 2009.);
–наиболее важное, требующее к себе первоочередного внимания (Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998).
– первенство, первое место по времени в открытии, изобретении, формулировке какой-нибудь идеи; преимущественное право на что-нибудь (Толковый словарь Ушакова https://ushakov.slovaronline.com/57754-PRIORITET ).
Таким образом, слово «приоритет» – «преобладающее значение» – используется для обозначения важности, преобладания, а также для градации ценностей, процессов, событий по степени их значимости; оно характеризует:
Приоритеты в дополнительном образовании детей – это цели и задачи, которым придается наибольшее значение и приоритет перед другими. Определение приоритетов является важным шагом для развития дополнительного образования, поскольку это помогает фокусироваться на главных целях и планировать стратегии его развития. Но определение приоритетов важно не только для руководителей образовательных организаций, но и для всех сотрудников, чтобы:
Образовательная политика государства нашла отражение и закрепление в целом комплексе нормативно-правовых актов, обозначив ключевые аспекты развития дополнительного образования детей до 2030 года. К сожалению, объемы настоящей статьи не позволяют дать развернутую характеристику каждому приоритету или приоритетному направлению, поэтому ограничимся их информационно-справочным перечнем, представленным в указанных документах.
Основные приоритеты и приоритетные направления образовательной политики Российской Федерации в сфере дополнительного образования детей заданы в ряде документов стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне: Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 г. № 3); Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467); Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-Р; Концепция развития детско-юношеского спорта до 2030 года, утверждена распоряжением правительства РФ от 28 декабря 2021 г. № 3894-р.
Приоритетами в дополнительном образовании детей являются качество, доступность, непрерывность, персонализация, персонификация, открытость, вариативность, мобильность, инклюзивность, практикоориентированность, цифровизация и т.д.
В этой связи цель настоящего этапа развития дополнительного образования детей можно определить как качественное обновление его содержания и технологий путем реализации на практике приоритетов непрерывности, персонализации, открытости, вариативности, мобильности, усиления его социокультурной ориентации и др.
При определении приоритетов учитываются влияние и изменение внутренних и внешних факторов, анализируются и переоцениваются цели, условия и ресурсы, адаптируются в соответствии с реалиями социокультурной ситуации, требованиями нормативных документов, потребностями детей и родителей.
Следующее понятие «приоритетные направления», которое означает:
Приоритетные направления являются одним из основных инструментов государственной политики в области развития системы дополнительного образования детей, потому что отражают систему приоритетов, целей и задач государственной образовательной политики, выделяются на основе анализа текущей ситуации, прогнозирования будущих тенденций, которые ведут к кардинальным изменениям.
Названные направления являются «всеобщими» или сквозными, то есть предполагают необходимость деятельности по их реализации на всех уровнях образования от дошкольного до высшего, а также в дополнительном образовании, уровнем не являющимся. Набор подзадач, формирующих пакет перспективных мер образовательной политики по реализации этих направлений может быть как сквозным для всех видов образования, так и уникальным для каждого из них.
Развитие дополнительного образования детей предполагает качественные изменения, которые сопровождаются переходом в новое, более совершенное, оптимальное (по сравнению с существующим) состояние.
Под приоритетными направлениями развития дополнительного образования детей будем понимать такие направления, которые:
На основе анализа современного отечественного законодательства и особенностей действующей системы дополнительного образования детей, представим скомпилированную информацию по приоритетным направлениям, выбор которых играет важную роль как для реализации государственной образовательной политики, законодательного регулирования трансформаций данной сферы, так и для определения приоритетов развития каждой образовательной организации (Табл.1).
Таблица 1. Приоритетные направления развития дополнительного образования детей
Таким образом, перечень приоритетных направлений и механизм их эффективного осуществления закрепляется в разрабатываемых и реализуемых органами государственной власти целевых программах, концепциях, моделях или проектах системы образования Российской Федерации или сферы дополнительного образования в частности.
Таблица 2. Условно-сравнительная таблица приоритетных направлений по обновлению содержания и технологий дополнительного образования детей (2022 – 2023 гг.)
Подчеркнем, что названные перечни определяют векторы обновления содержания технологий дополнительного образования детей. Ими педагогические работники могут пользоваться как при разработке новых дополнительных общеобразовательных программ, так и обновлении, совершенствовании уже реализуемых. При этом каждое из приоритетных направлений:
Подводя итоги, подчеркнем, что приоритетные направления могут:
Таким образом, государственная политика в дополнительном образовании детей осуществляется в разрезе приоритетных направлений, которые определяют векторы изменений, отражают линии развития, механизмы и ожидаемые результаты в рамках приоритетов, принципов, ценностей государства и национальных интересов в этой образовательной сфере.
Как видим, определение «приоритетных направлений» является одной из важнейших задач, решение которой позволяет образовательной системе определить, куда направить свои усилия и ресурсы с учетом разнообразных факторов (например, ресурсы, мотивы, цели, задачи, содержание, результаты, процедуры, инструменты и многие другие), чтобы стать более успешной, эффективной, привлечь обучающихся достичь высоких результатов в сфере своей деятельности. Именно поэтому они требуют постоянного анализа и корректировки.
Данная статья ни в коем случае не претендует на полноту изложения заявленной проблемы, слишком обширной для этого, на исчерпывающий анализ приоритетных направлений развития дополнительного образования детей и, тем более, их описание и характеристику. Мы предприняли попытку «собрать» и представить перечень тех приоритетных направлений, которые зафиксированы в нормативно-правовых и рекомендательных документах, чтобы понимать содержание и объемы предстоящих работ до 2030 года.