Государственная политика в сфере воспитания российской федерации законодательно нормативные основы при разработке рабочей программы воспитания

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.

  • N 996-р г. Москва
  • Дата подписания: 29.05.2015
  • Опубликован: 08.06.2015
  • Вступает в силу: 29.05.2015

План развития

  1. Утвердить Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
  2. Минобрнауки России:
    • Разработать план мероприятий по реализации стратегии в течение 6 месяцев.
    • Обеспечить реализацию стратегии.

Общие положения

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.


Основные принципы

  • Учет положений Конституции Российской Федерации.
  • Соблюдение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации.
  • Поддержка и развитие духовно-нравственных ценностей.
  • Обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования.

Заключение

Стратегия разработана на основе Национальной стратегии действий в интересах детей и предполагает создание условий для консолидации усилий семьи, общества и государства в сфере воспитания подрастающего поколения. Реализация стратегии способствует формированию высоконравственной личности готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Стратегия развития социальных институтов воспитания

Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

Цель, задачи, приоритеты Стратегии

Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

Задачи Стратегии

  1. Создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;

  2. Обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;

  3. Повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;

  4. Создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;

  5. Формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;

  6. Создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях;

  7. Повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;

  8. Обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.

Приоритеты государственной политики в области воспитания

  1. Создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;

  2. Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

  3. Поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

  4. Поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей.

Формирование уважения к русскому языку

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, который является основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения. Важно сформировать уважение к родному языку среди граждан.

Обеспечение защиты прав детей

Важно обеспечить защиту прав каждого ребенка и соблюдение их законных интересов. Гарантия доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания является первостепенной задачей.

Формирование внутренней позиции личности

Не менее важно сформировать у каждого человека внутреннюю позицию по отношению к окружающей социальной действительности. Это способствует развитию личности и формированию здорового общества.

Основные направления развития воспитания

Развитие социальных институтов воспитания

  • Содействие укреплению семьи и защита приоритетного права родителей на воспитание детей.
  • Повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности.
  • Популяризация лучшего опыта воспитания детей в семьях.
  • Расширение инфраструктуры семейного отдыха и образовательного туризма.
  • Создание условий для просвещения и консультирования родителей по различным вопросам.

Развитие воспитания в системе образования

  • Обновление содержания воспитания и внедрение лучших педагогических практик.
  • Полноценное использование воспитательного потенциала учебных дисциплин.
  • Совершенствование и эффективная реализация воспитательного компонента образовательных стандартов.

Содействие развитию программ воспитания обучающихся

Для организаций, занимающихся образовательной деятельностью, важно разрабатывать и внедрять программы воспитания, направленные на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителям, старшим поколениям. Эти программы также способствуют подготовке личности к семейной и общественной жизни, а также трудовой деятельности.

Развитие вариативности воспитательных систем

Вариативность воспитательных систем и технологий имеет целью формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей.

Использование чтения для формирования личности

Чтение, включая семейное чтение, играет важную роль в познании мира и формировании личности ребенка.

Поддержка одаренных детей

Необходимо улучшить условия для выявления и поддержки одаренных детей, чтобы развивать их потенциал.

Включение детей в различные виды деятельности

Детей нужно вовлекать в различные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и другие. Это поможет им раскрыть свой потенциал.

Поддержка уровня владения языками и коммуникаций

Необходимо создать условия для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, а также развить навыки коммуникации.

Знакомство с культурными образцами

Детям важно знакомиться с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.


Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов

Использование информационных ресурсов

Необходимо создать условия для использования информационных ресурсов, включая интернет, для воспитания и социализации детей.

Популяризация культурных ценностей

Важно содействовать популяризации традиционных российских культурных, эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения.

Безопасное использование информации

Детям нужно учить совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов. Они также должны быть защищены от информации, вредящей их здоровью и психическому развитию.


Поддержка общественных объединений в сфере воспитания

Взаимодействие с образовательными организациями

Необходимо улучшить условия для взаимодействия детских и других общественных объединений с образовательными организациями с целью развития лидерского и творческого потенциала детей.

Роль ученического самоуправления

Поддержка ученического самоуправления и увеличение роли обучающихся в управлении образовательным процессом важны для формирования личности.

Поддержка общественных объединений

Необходимо содействовать общественным объединениям, занимающимся воспитательной деятельностью в образовательных и других организациях.

Участие детей в социально значимых проектах

Детей нужно привлекать к участию в социально значимых проектах, в том числе волонтерском движении.

Государственно-частное партнерство

Расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей является важным направлением развития данной области.


Активная работа по развитию этих направлений способствует созданию благоприятной среды для воспитания и обучения детей, обеспечивая им возможности для полноценного развития и самовыражения.

Читайте также:  Урок по орксэ простая этика поступков

2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций

Гражданское воспитание включает:

создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

развитие культуры межнационального общения;

формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:

создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;

формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;

повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;

развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;

содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

Приобщение детей к культурному наследию предполагает:

эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;

создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;

создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;

развитие музейной и театральной педагогики;

поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;

повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;

создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.

Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:

содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;

создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:

формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;

создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;

развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;

предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;

использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;

содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:

воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

Экологическое воспитание включает:

развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

IV. Механизмы реализации Стратегии

В целях реализации Стратегии применяются правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы.

Правовые механизмы включают:

развитие и совершенствование федеральной, региональной и муниципальной нормативной правовой базы реализации Стратегии;

совершенствование системы правовой и судебной защиты интересов семьи и детей на основе приоритетного права родителей на воспитание детей;

развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми;

нормативно-правовое регулирование порядка предоставления участникам образовательных и воспитательных отношений необходимых условий в части ресурсного (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) обеспечения реализации задач и направлений развития воспитания, предусмотренных Стратегией.

Читайте также:  Я и моя семья

Организационно-управленческими механизмами являются:

совершенствование в субъектах Российской Федерации условий для обеспечения эффективной воспитательной деятельности на основе ее ресурсного обеспечения, современных механизмов управления и общественного контроля;

консолидация усилий воспитательных институтов на муниципальном и региональном уровнях;

эффективная организация межведомственного взаимодействия в системе воспитания;

укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании детей;

системное изучение и распространение передового опыта работы педагогов и других специалистов, участвующих в воспитании детей, продвижение лучших проектов и программ в области воспитания;

формирование показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации;

организация мониторинга достижения качественных, количественных и фактологических показателей эффективности реализации Стратегии.

Кадровые механизмы включают:

повышение престижа таких профессий, связанных с воспитанием детей, как педагог, воспитатель и тренер, создание атмосферы уважения к их труду, разработка мер по их социальной поддержке;

развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности педагогических и других работников на основе разработки и введения профессионального стандарта специалиста в области воспитания, совершенствования воспитательного компонента профессиональных стандартов других категорий работников образования, физической культуры и спорта, культуры;

модернизацию содержания и организации педагогического образования в области воспитания;

подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Стратегии.

Научно-методические механизмы предусматривают:

формирование системы организации научных исследований в области воспитания и социализации детей, процессов становления и развития российской идентичности, внедрение их результатов в систему общего и дополнительного образования, в сферы физической культуры и спорта, культуры;

изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности;

проведение прикладных исследований по изучению роли и места средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет в развитии личности ребенка;

проведение психолого-педагогических и социологических исследований, направленных на получение достоверных данных о тенденциях в области личностного развития современных российских детей.

Финансово-экономические механизмы включают:

создание необходимых организационно-финансовых механизмов для развития эффективной деятельности социальных институтов воспитания;

обеспечение многоканального финансирования системы воспитания за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет средств государственно-частного партнерства и некоммерческих организаций;

создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной работы организаций и работников.

Информационные механизмы предполагают:

использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации Стратегии;

организацию информационной поддержки продвижения положений и реализации Стратегии с привлечением общероссийских и региональных средств массовой информации.

V. Ожидаемые результаты

Реализация Стратегии обеспечит:

укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей;

повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;

создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;

развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;

повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;

укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;

доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;

создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;

утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии;

снижение уровня негативных социальных явлений;

развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;

повышение качества научных исследований в области воспитания детей;

повышение уровня информационной безопасности детей;

снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;

формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации.

В статье актуализируется необходимость выявления путей развития современной системы дополнительного образования детей, выделяются и аргументируются приоритетные направления и перспективы развития дополнительного образования на основе анализа нормативных правовых документов. Статья будет полезна руководителям образовательных организаций и педагогическим работникам сферы дополнительного образования детей для определения путей развития образовательных организаций, обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ и методик их реализации.

Л.Н. Буйлова,старший методистГБПОУ города Москвы «Воробьевы горы»,главный редактор журнала «Про-ДОД»,ведущий эксперт Научно-методического центраразвития образовательных систем,Почетный работник общего образования,кандидат педагогических наук,доцент,Москва

Дополнительное образование детей – важный развивающий компонент в жизни ребенка как в плане личностного роста, так и в плане социализации. Эта позиция осознается и разделяется всеми – государством, обществом, участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами).

Повышенное государственное внимание к дополнительному образованию детей обусловлено тем, что оно:

Именно такие характеристики этой образовательной практики влияют на его востребованность и являются катализатором разрешения многих проблем в отечественном образовании, когда в стране реализуются последовательные меры по обеспечению каждого ребенка доступом к качественному образованию. А дополнительное образование детей, представляя собой неформальный сегмент, интегрируется с другими видами образования и является наиболее эффективным способом решения задач позитивной занятости обучающихся, формирования интересов, развития их способностей, пространством профориентации, самореализации и самоопределения. Поэтому выявление приоритетных направлений развития дополнительного образования детей – одна из главных и масштабных задач, которая находится в сфере государственной образовательной политики и призвана стать следствием консенсуса между интересами широкого круга участников – государства, общества, ученых, педагогов, детей и родителей, – всех тех, кто заинтересован в развитии отечественного образования в целом.

Но прежде чем приступить к разговору о приоритетных направлениях развития дополнительного образования детей, обратимся к основным понятиям и посмотрим, что означают довольно-таки разноплановые слова «направление», «приоритет» и «приоритетное направление», которые используются в самых разных сферах деятельности и жизненных ситуациях.

Вот такое неоднозначное понятие «направление», но важное для понимания специфики, организации и развития образовательной системы.

Например, маркетинговая деятельность (изучение спроса на образовательные программы, уровня конкурентоспособности организации); образовательная деятельность; воспитательная деятельность; инновационная деятельность (внедрение нововведений); методическая деятельность (сопровождение разработки и реализации программ) и многие другие.

Виды и направления деятельности зависят от типа образовательной организации, устав которой должен содержать указание на их исчерпывающий перечень. Причем, перечень видов и направлений деятельности должен быть указан тот, которые организация вправе осуществлять в соответствии с целями деятельности, для достижения которых оно создано. Очевидно, что направления дополнительного образования детей на протяжении его истории подверглись и продолжают подвергаться сильным изменениям по сравнению с тем, какие были раньше. Дело, прежде всего, в постоянном изменении социокультурной и экономической ситуации, развитии технологий и т.п.

Читайте также:  Основы религиозных культур и светской этики основы светской этики 4 класс рабочая тетрадь учебное пособие

«Направленность» в дополнительном образовании детей:

То есть «направленность» – это тематическое содержание дополнительных общеобразовательных программ, тогда как «направление» – это описание деятельности в широком смысле, устремленность, вектор развития системы дополнительного образования детей.

Следующее понятие – «приоритет» (нем. prioritat лат. prior первый):

– первенство в каком-нибудь открытии, идее, изобретении и т.п. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910).;

– преобладающее значение чего-либо (Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, 2009.);

–наиболее важное, требующее к себе первоочередного внимания (Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998).

– первенство, первое место по времени в открытии, изобретении, формулировке какой-нибудь идеи; преимущественное право на что-нибудь (Толковый словарь Ушакова https://ushakov.slovaronline.com/57754-PRIORITET ).

Таким образом, слово «приоритет» – «преобладающее значение» – используется для обозначения важности, преобладания, а также для градации ценностей, процессов, событий по степени их значимости; оно характеризует:

Приоритеты в дополнительном образовании детей – это цели и задачи, которым придается наибольшее значение и приоритет перед другими. Определение приоритетов является важным шагом для развития дополнительного образования, поскольку это помогает фокусироваться на главных целях и планировать стратегии его развития. Но определение приоритетов важно не только для руководителей образовательных организаций, но и для всех сотрудников, чтобы:

Образовательная политика государства нашла отражение и закрепление в целом комплексе нормативно-правовых актов, обозначив ключевые аспекты развития дополнительного образования детей до 2030 года. К сожалению, объемы настоящей статьи не позволяют дать развернутую характеристику каждому приоритету или приоритетному направлению, поэтому ограничимся их информационно-справочным перечнем, представленным в указанных документах.

Основные приоритеты и приоритетные направления образовательной политики Российской Федерации в сфере дополнительного образования детей заданы в ряде документов стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне: Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 г. № 3); Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467); Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-Р; Концепция развития детско-юношеского спорта до 2030 года, утверждена распоряжением правительства РФ от 28 декабря 2021 г. № 3894-р.

Приоритетами в дополнительном образовании детей являются качество, доступность, непрерывность, персонализация, персонификация, открытость, вариативность, мобильность, инклюзивность, практикоориентированность, цифровизация и т.д.

В этой связи цель настоящего этапа развития дополнительного образования детей можно определить как качественное обновление его содержания и технологий путем реализации на практике приоритетов непрерывности, персонализации, открытости, вариативности, мобильности, усиления его социокультурной ориентации и др.

При определении приоритетов учитываются влияние и изменение внутренних и внешних факторов, анализируются и переоцениваются цели, условия и ресурсы, адаптируются в соответствии с реалиями социокультурной ситуации, требованиями нормативных документов, потребностями детей и родителей.

Следующее понятие «приоритетные направления», которое означает:

Приоритетные направления являются одним из основных инструментов государственной политики в области развития системы дополнительного образования детей, потому что отражают систему приоритетов, целей и задач государственной образовательной политики, выделяются на основе анализа текущей ситуации, прогнозирования будущих тенденций, которые ведут к кардинальным изменениям.

Названные направления являются «всеобщими» или сквозными, то есть предполагают необходимость деятельности по их реализации на всех уровнях образования от дошкольного до высшего, а также в дополнительном образовании, уровнем не являющимся. Набор подзадач, формирующих пакет перспективных мер образовательной политики по реализации этих направлений может быть как сквозным для всех видов образования, так и уникальным для каждого из них.

Развитие дополнительного образования детей предполагает качественные изменения, которые сопровождаются переходом в новое, более совершенное, оптимальное (по сравнению с существующим) состояние.

Под приоритетными направлениями развития дополнительного образования детей будем понимать такие направления, которые:

На основе анализа современного отечественного законодательства и особенностей действующей системы дополнительного образования детей, представим скомпилированную информацию по приоритетным направлениям, выбор которых играет важную роль как для реализации государственной образовательной политики, законодательного регулирования трансформаций данной сферы, так и для определения приоритетов развития каждой образовательной организации (Табл.1).

Государственная политика в сфере воспитания российской федерации законодательно нормативные основы при разработке рабочей программы воспитания

Государственная политика в сфере воспитания российской федерации законодательно нормативные основы при разработке рабочей программы воспитания

Государственная политика в сфере воспитания российской федерации законодательно нормативные основы при разработке рабочей программы воспитания

Государственная политика в сфере воспитания российской федерации законодательно нормативные основы при разработке рабочей программы воспитания

Таблица 1. Приоритетные направления развития дополнительного образования детей

Таким образом, перечень приоритетных направлений и механизм их эффективного осуществления закрепляется в разрабатываемых и реализуемых органами государственной власти целевых программах, концепциях, моделях или проектах системы образования Российской Федерации или сферы дополнительного образования в частности.

Государственная политика в сфере воспитания российской федерации законодательно нормативные основы при разработке рабочей программы воспитания

Государственная политика в сфере воспитания российской федерации законодательно нормативные основы при разработке рабочей программы воспитания

Государственная политика в сфере воспитания российской федерации законодательно нормативные основы при разработке рабочей программы воспитания

Государственная политика в сфере воспитания российской федерации законодательно нормативные основы при разработке рабочей программы воспитания

Государственная политика в сфере воспитания российской федерации законодательно нормативные основы при разработке рабочей программы воспитания

Государственная политика в сфере воспитания российской федерации законодательно нормативные основы при разработке рабочей программы воспитания

Государственная политика в сфере воспитания российской федерации законодательно нормативные основы при разработке рабочей программы воспитания

Таблица 2. Условно-сравнительная таблица приоритетных направлений по обновлению содержания и технологий дополнительного образования детей (2022 – 2023 гг.)

Подчеркнем, что названные перечни определяют векторы обновления содержания технологий дополнительного образования детей. Ими педагогические работники могут пользоваться как при разработке новых дополнительных общеобразовательных программ, так и обновлении, совершенствовании уже реализуемых. При этом каждое из приоритетных направлений:

Подводя итоги, подчеркнем, что приоритетные направления могут:

Таким образом, государственная политика в дополнительном образовании детей осуществляется в разрезе приоритетных направлений, которые определяют векторы изменений, отражают линии развития, механизмы и ожидаемые результаты в рамках приоритетов, принципов, ценностей государства и национальных интересов в этой образовательной сфере.

Как видим, определение «приоритетных направлений» является одной из важнейших задач, решение которой позволяет образовательной системе определить, куда направить свои усилия и ресурсы с учетом разнообразных факторов (например, ресурсы, мотивы, цели, задачи, содержание, результаты, процедуры, инструменты и многие другие), чтобы стать более успешной, эффективной, привлечь обучающихся достичь высоких результатов в сфере своей деятельности. Именно поэтому они требуют постоянного анализа и корректировки.

Данная статья ни в коем случае не претендует на полноту изложения заявленной проблемы, слишком обширной для этого, на исчерпывающий анализ приоритетных направлений развития дополнительного образования детей и, тем более, их описание и характеристику. Мы предприняли попытку «собрать» и представить перечень тех приоритетных направлений, которые зафиксированы в нормативно-правовых и рекомендательных документах, чтобы понимать содержание и объемы предстоящих работ до 2030 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *