Государства члены европейского союза

История проблемы Палестины: Часть I (1917-1947 годы)


Ссылка для загрузки страницы


Члены Европейского союза

Европейский союз (ЕС) состоит из 27 государств Европы. Каждое государство-член участвует в учредительных договорах союза, деля привилегии и обязанности членства. Государства-члены ЕС договорились о совместном суверенитете через институты Европейского союза.

Общие требования

  • Согласие
  • Квалифицированное большинство голосов
  • Принятие коллективных решений по субсидиарности

Карта государств-членов Европейского союза доступна [здесь](Ссылка на карту).

В 1950-х годах шесть основных государств (Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Западная Германия) основали предшественника ЕС – Европейские сообщества. Расширение Союза требует соответствия Копенгагенским критериям, утвержденным всеми членами.

Цели Европейского союза

  • Единство на экономическом рынке
  • Отсутствие паспортно-визового контроля
  • Единая валюта

Учредители Евросоюза

ФлагГосударствоПолное наименованиеСтолицаДата вступления
🇦🇹АвстрияАвстрийская РеспубликаВена1 января 1995
🇧🇪БельгияКоролевство БельгияБрюссель25 марта 1957
🇧🇬БолгарияРеспублика БолгарияСофия1 января 2007
🇭🇺ВенгрияВенгрияБудапешт1 мая 2004
🇬🇷ГрецияГреческая РеспубликаАфины1 января 1981
🇮🇪ИрландияРеспублика ИрландияДублин1 января 1973
🇪🇸ИспанияКоролевство ИспанияМадрид1 января 1986
🇮🇹ИталияИтальянская РеспубликаРим25 марта 1957
🇨🇾КипрРеспублика КипрНикосия1 мая 2004
🇱🇻ЛатвияЛатвийская РеспубликаРига1 мая 2004
🇱🇹ЛитваЛитовская РеспубликаВильнюс1 мая 2004
🇱🇺ЛюксембургВеликое Герцогство ЛюксембургЛюксембург25 марта 1957
🇲🇹МальтаРеспублика МальтаВаллетта1 мая 2004
🇳🇱НидерландыКоролевство НидерландовАмстердам25 марта 1957
🇵🇱ПольшаРеспублика ПольшаВаршава1 мая 2004
🇵🇹ПортугалияПортугальская РеспубликаЛиссабон1 января 1986
🇷🇴РумынияРумынияБухарест1 января 2007

Страны, присоединившиеся к Европейскому союзу

В этой статье мы рассмотрим страны, которые стали членами Европейского союза на разные даты и их столицы. Давайте посмотрим на них:

СтранаПолное наименованиеСтолицаДата вступления
СловакияСловацкая РеспубликаБратислава1 мая 2004
СловенияРеспублика СловенияЛюбляна1 мая 2004
ФинляндияФинляндская РеспубликаХельсинки1 января 1995
ФранцияФранцузская РеспубликаПариж25 марта 1957
ХорватияРеспублика ХорватияЗагреб1 июля 2013
ЧехияЧешская РеспубликаПрага1 мая 2004
ШвецияКоролевство ШвецияСтокгольм1 января 1995
ЭстонияЭстонская РеспубликаТаллин1 мая 2004

Бывшие участники Европейского союза

В следующей таблице представлены страны, которые являлись членами Европейского союза в прошлом, но впоследствии вышли из него.

ФлагСтранаПолное наименованиеСтолицаДата вступленияДата выхода
ВеликобританияСоединённое Королевство Великобритании и Северной ИрландииЛондон1 января 197331 января 2020

Соединённое Королевство вышло из Европейского союза 31 января 2020 года.

Право на неучастие в законодательстве ЕС

Существуют территории, которые являются частями членов Европейского союза, но находятся за его пределами. Сюда входят отдалённые регионы и невропейские государства и территории.

Особые территории, находящиеся вне Европы, но входящие в состав Европейского союза:

ФлагСтранаОсобая территорияДата вступления
ФранцияРеюньон25 марта 1957
ФранцияСен-Мартен1 декабря 2009
ФранцияМартиника25 марта 1957
ФранцияМайотта1 января 2014
ФранцияГваделупа25 марта 1957
ФранцияГвиана25 марта 1957
ИспанияСеута1 января 1986
ИспанияКанарские острова1 января 1986

Эти территории имеют свой статус в рамках Европейского союза, несмотря на то, что они находятся за его пределами.

Договоры ЕС с третьими странами

Договоры ЕС с третьими странами, включая Договоры об ассоциации

Страны, с которыми Европейский союз подписал договоры об ассоциации(выделены: жирным — официальные кандидаты в члены, жирным курсивом — потенциальные кандидаты по текущей программе расширения):

СтранаПолное наименованиеСтолицаГод подписания соглашения об ассоциации
АлжирАлжирская Народная Демократическая РеспубликаАлжир2005
Босния и ГерцеговинаБосния и ГерцеговинаСараево2008
ЕгипетАрабская Республика ЕгипетКаир2004
ИорданияИорданское Хашимитское КоролевствоАмман2002
КосовоРеспублика КосовоПриштина2015
МексикаМексиканские Соединённые ШтатыМехико2000
Северная МакедонияРеспублика Северная МакедонияСкопье2001

Государства-члены НАТО

В настоящее время в состав НАТО входит 31 страна. Эти страны, называемые союзниками по НАТО, являются суверенными государствами, которые объединяются в рамках НАТО для обсуждения политических вопросов и вопросов безопасности и принятия коллективных решений на основе консенсуса.

Перечень государств-членов НАТО в алфавитном порядке

4 апреля 1949 года министры иностранных дел 12 стран подписали в Вашингтоне, округе Колумбия, Североатлантический договор, известный также как Вашингтонский договор.

Государствами-учредителями НАТО стали: Бельгия, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция.

В течение пяти месяцев после церемонии подписания договор был ратифицирован парламентами всех 12 стран, закрепив их членство.

Двенадцать лиц, подписавших договор

Ряд министров иностранных дел, подписавших Североатлантический договор, принимали активное участие в работе НАТО на последующих этапах своей карьеры:

  • Гибкий подход к членству в НАТО

Подписывая договор, страны добровольно берут на себя обязательства участвовать в политических консультациях и военной деятельности организации. Хотя все страны, подписавшие Североатлантический договор, несут обязанности в соответствии с договором, им предоставляется определенная степень гибкости, которая позволяет им выбирать способы такого участия. Примером такого гибкого подхода является членство Исландии и Франции.

Исландия и ее военная политика

Когда Исландия подписала договор в 1949 году, у нее не было вооруженных сил, как нет их и сейчас. Каких-либо правовых помех к их созданию у Исландии не имеется, но она приняла решение не иметь вооруженные силы. При этом, у Исландии есть:

  • Береговая охрана
  • Национальная полиция
  • Система ПВО
  • Добровольный экспедиционный миротворческий контингент
Читайте также:  Презентация на тему по окружающему миру на тему комнатные цветы 3 класс

С 1951 года у Исландии имеется долгосрочное двустороннее соглашение об обороне с США. В 2006 году американские силы были выведены с территории страны, но соглашение об обороне по-прежнему действует. С 2008 года страны НАТО периодически проводят патрулирование воздушного пространства Исландии.

Франция и НАТО

В 1966 году президент Шарль де Голль принял решение о выходе Франции из объединенной военной структуры НАТО. Это явилось выражением стремления к большей независимости в военной сфере, особенно по отношению к США, и нежелания объединять имеющиеся у Франции средства ядерного сдерживания или соглашаться на контроль над ее вооруженными силами в какой бы то ни было форме.

Политическая штаб-квартира НАТО (с 1952 г. находившаяся в Париже), а также Штаб Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе были перенесены в Бельгию.

Возвращение Франции к НАТО

С начала 1990-х годов Франция постепенно отходит от решения 1966 года, например она участвует во встречах министров обороны с 1994 года (в Севилье), а с 2003 года французские офицеры служат в структурах Стратегического командования по операциям и Стратегического командования по трансформации. В апреле 2009 года на встрече НАТО в Страсбурге и Келе Франция официально объявила о возобновлении своего полномасштабного участия в структурах НАТО.

Вступление Греции и Турции

18 февраля 1952 года, через три года после подписания Вашингтонского договора, в организацию вступили Греция и Турция, что позволило НАТО укрепить свой южный фланг.

В эпоху, когда существовала боязнь коммунистической экспансии в Европе и в других регионах мира (например, советская поддержка вторжения Северной Кореи в Южную Корею в 1950 г.), стратегически важно было обеспечить безопасность Юго-Восточной Европы. Членство в НАТО не только позволило сдержать коммунистическое влияние в Греции, восстанавливающейся после гражданской войны, но и освободило Турцию от советского давления из-за доступа к стратегическим морским путям.

Вступление Германии

Германия стала членом НАТО 6 мая 1955 года. Это стало результатом нескольких лет переговоров между западными лидерами и Германией, население которой выступало против перевооружения в какой бы то ни было форме.

После окончания Второй мировой войны первоочередной задачей были поиски путей интеграции Федеративной Республики Германии в западноевропейские оборонные структуры. Федеративная Республика Германия – или Западная Германия – была создана в 1949 году, и хотя новое государство было крепко связано с Западом, ее потенциал вызывал опасения. Первоначально Франция предложила создать Европейское оборонное сообщество – европейское решение германского вопроса. Однако Сенат Франции выступил против этого плана и предложение осталось неосуществленным, оставив членство в НАТО в качестве единственного жизнеспособного решения. Чтобы это могло произойти, необходимо было выполнить три условия: победившие в войне страны (Советский Союз, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция) должны прекратить оккупацию ФРГ; Италия и Западная Германия должны быть приняты в Оборонную организацию Западного союза (военное ведомство Западного союза); а затем – сама процедура присоединения к НАТО.

Когда Германия вступила в Западный союз, он был переименован в Западноевропейский союз. Факт вступления Германии, наряду с прекращением ее статуса оккупированной страны, приблизил страну к членству в НАТО. Федеративная Республика Германия официально присоединилась к Западноевропейскому союзу 23 октября 1954 года, а ее статус оккупированной страны закончился в момент вступления в силу 5 мая 1955 года Боннской и Парижской конвенций. На следующий день Германия стала пятнадцатым членом НАТО.

После воссоединения Германии 3 октября 1990 года земли, ранее входившие в состав Германской Демократической Республики, вошли в НАТО в составе единой Германии.

Вступление Испании

Несмотря на сопротивление значительной части испанской общественности, Испания вступила в Североатлантический союз 30 мая 1982 года. Окончание диктатуры Франко в 1975 году, военный переворот в 1981 году и приход к власти Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП, ведущей оппозиционной партии, которая изначально выступала против вступления в НАТО) заложили сложные социальные и политические условия, как на национальном, так и на международном уровнях.

Испания в полной мере участвовала в работе политических структур организации, но воздержалась от участия в объединенной военной структуре. Эта позиция получила подтверждение в результате референдума, проведенного в 1986 году. В том, что касается военных аспектов, Испания присутствовала в качестве наблюдателя в Группе ядерного планирования; применила оговорки к своей позиции по вопросу участия в объединенной системе связи; сохранила испанские вооруженные силы под командованием Испании и не дала свое согласие на отправку войск за пределы Испании на длительный срок. Тем не менее, испанские войска по-прежнему будут иметь возможность действовать совместно с войсками других стран НАТО в чрезвычайных ситуациях.

Применение Испанией оговорок постепенно ослабилось. Когда д-р Хавьер Солана стал первым испанским Генеральным секретарем НАТО (1995-1999 гг.), парламент Испании одобрил участие страны в объединенной структуре органов военного управления (1996 г.).

Первый раунд расширения после холодной войны

Падение Берлинской стены и ликвидация Организации Варшавского договора после окончания холодной войны открыли возможности для дальнейшего расширения НАТО. Некоторые из новых демократических государств Центральной и Восточной Европы активно стремились к интеграции в евроатлантические институты.

В 1995 году Североатлантический союз реализовал и опубликовал результаты Исследования о расширении НАТО, в котором рассматривались преимущества принятия в организацию новых членов и пути их интеграции. В исследовании делался вывод, что в связи с окончанием холодной войны представилась уникальная возможность укрепить безопасность во всем евроатлантическом регионе, и что расширение будет способствовать повышению всеобщей стабильности и безопасности.

Читайте также:  Богатыри изо рисование аппликация лепка

На встрече НАТО в верхах в Мадриде в 1997 году Венгрии, Польше и Чехии было предложено начать переговоры о присоединении, а 12 марта 1999 года они стали первыми из бывших членов Организации Варшавского договора, вступившими в Североатлантический союз.

Широко применяя опыт, приобретенный во время процесса присоединения новых членов, НАТО на встрече в верхах в Вашингтоне в апреле 1999 года начала осуществление Плана действий по подготовке к членству (ПДПЧ). ПДПЧ был создан для оказания помощи в подготовке стран, стремящихся к членству в НАТО, даже если это не предвосхищало никаких решений.

Второй раунд расширения после холодной войны

На встрече в верхах в 2002 году в Праге Болгарии, Латвии, Литве, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии было предложено начать переговоры о присоединении. 29 марта 2004 года они официально стали членами Североатлантического союза в результате самого крупного раунда расширения в истории НАТО.

До вступления в НАТО все семь стран участвовали в ПДПЧ.

Вступление Албании и Хорватии

Будучи партнерами, Албания и Хорватия сотрудничали с НАТО в целом ряде областей, при этом особое внимание уделялось реформе сектора обороны и безопасности, а также поддержке более широких демократических и институциональных реформ.

Албания участвовала в ПДПЧ с самого начала его действия в 1999 году, а Хорватия присоединилась к нему в 2002 году. В июле 2008 года Протоколы о вступлении подписали Албания и Хорватия. 1 апреля 2009 года они официально стали членами организации.

Вступление Черногории

Вскоре после восстановления своей независимости в июне 2006 года, Черногория присоединилась к программе «Партнерство ради мира» в декабре того же года и три года спустя – к Плану действий по подготовке к членству. Она активно поддерживала операцию под руководством НАТО в Афганистане с 2010 года и в настоящее время оказывает поддержку последующей миссии. Развитие оперативной совместимости своих вооруженных сил и осуществление реформ сектора обороны и безопасности являлись важной частью сотрудничества Черногории с Североатлантическим союзом до того, как она стала государством-членом. Черногория также сотрудничала с НАТО в таких областях, как создание потенциала экстренного реагирования и уничтожение излишков боеприпасов.

Протокол о присоединении был подписан в мае 2016 года, а 5 июня 2017 года Черногория стала членом Североатлантического союза.

Вступление Северной Македонии

Северная Македония обрела независимость в 1991 году и присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира» (ПРМ) в 1995 году и Плану действий по подготовке к членству в 1999 году. В течение короткого периода времени с 2001 по 2003 год по просьбе Скопье НАТО провела в стране три операции по поддержанию мира. Прежде чем стать членом Североатлантического союза, Северная Македония сотрудничала с НАТО в таких ключевых областях, как демократические и институциональные реформы, реформы сектора безопасности и обороны. Она также укрепила свой потенциал гражданской готовности на основе практического сотрудничества с НАТО и продолжает активно поддерживать проводимую под руководством НАТО операцию в Афганистане.

Главным препятствием на пути к членству в Североатлантическом союзе был вопрос о названии страны. В 2018 году между Афинами и Скопье было заключено историческое соглашение, которое позволило решить этот вопрос. Преспанское соглашение позволило НАТО предложить Скопье начать переговоры о вступлении в организацию, одновременно призывая правительство продолжать осуществление реформ. 15 февраля 2019 года страна, ранее известная как бывшая югославская Республика Македония, была официально признана Республикой Северная Македония. 27 марта 2020 года она стала 30-м членом НАТО.

Вступление Финляндии

Сотрудничество НАТО с Финляндией началось, когда страна присоединилась к программе «Партнерство во имя мира» (ПРМ) в 1994 году. В последующие десятилетия Финляндия стала одним из наиболее активных партнеров НАТО и вносила ценный вклад в деятельность Североатлантического союза, в том числе в операции и миссии под руководством НАТО на Балканах, в Афганистане и Ираке.

Сотрудничество Финляндии с НАТО исторически основывалось на ее политике военного неприсоединения и твердом национальном политическом консенсусе. Ситуация изменилась в 2022 году, после полномасштабного вторжения России в Украину.

18 мая 2022 года Финляндия подала официальную заявку на вступление в НАТО наряду со Швецией. На встрече НАТО в верхах, которая состоялась 29 июня 2022 года в Мадриде, лидеры государств-членов приняли решение пригласить обе страны стать членами НАТО. 4 июля в штаб-квартире НАТО в Брюсселе Финляндия, вместе со Швецией, завершила переговоры о присоединении, подтвердив свою готовность и способность выполнять политические, правовые и военные обязанности и обязательства, связанные с членством в НАТО. 5 июля страны НАТО подписали Протоколы о присоединении для обеих стран, которые затем стали официальными приглашенными странами, участвующими в заседаниях НАТО в этом качестве.

В течение следующих месяцев все страны НАТО ратифицировали Протокол о присоединении Финляндии в соответствии со своими национальными процедурами. Финляндия сдала на хранение свой документ о присоединении к Североатлантическому договору 4 апреля 2023 года, став 31-м государством-членом НАТО.

Читайте также:  Разъяснение термина для всех

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ административной и территориальной организации (строения, устройства) государства или государств, образующих союз (федерацию).

В зависимости от наличия либо отсутствия (ограничения) суверенитета у составных частей государства (территорий, краёв, областей, районов и так далее) государственное устройство делится на:

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

Отличительные признаки унитарного государства

Унитарные государства на карте мира

Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:

Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Отличительные признаки федеративного государства

Федерации на карте мира

По способу образования субъектов федерации, выделяются:

По способу образования самой федерации, выделяются:

В зависимости от правового статуса субъектов федерации, выделяются:

В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов, выделяются:

В зависимости от характера связи федерации и её субъектов, выделяются:

Конфедерация (от позднелат. «confoederatio» — союз, объединение) — союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой и Сенегамбией).

В своё время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776–1789, 1861–1865), Германия (1815–1867), Швейцария (1815–1848). В настоящий момент в качестве конфедерации, с определённой долей условности, можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария, согласно Конституции, формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

Формы межгосударственных образований

Государства без выхода к морю по состоянию на 2011 год; Узбекистан и Лихтенштейн, которые не только не имеют выхода к морю, но и граничат только с государствами, также не имеющими выхода к морю

Больше всего таких государств в Африке (16) и в Европе (14). В Азии не имеют выхода к морю 12 государств, в Южной Америке — 2. В Северной Америке таких государств нет, а континент Австралия целиком занят одной страной.

Три небольших государства полностью окружены территорией одного другого государства (анклавы): Сан-Марино и Ватикан граничат только с Италией, Лесото — только с ЮАР, а также непризнанная НКР — только с Азербайджаном. Семь государств полностью окружены территорией двух государств: Андорра, Бутан, Лихтенштейн, Молдавия, Монголия, Непал и Эсватини, а также частично признанная Южная Осетия и непризнанное Приднестровье. Большинство из государств, окружённых двумя другими государствами, также невелики по размеру и населению, но среди них есть и крупные (например, Монголия).

Эфиопия, в которой проживает 116,7 млн человек (2020), является крупнейшим по населённости из государств, не имеющих выхода к Мировому океану. Она стала такой в 1993 году после отделения Эритреи. Также более 25 миллионов человек проживают в Уганде — 44,8 млн (2020), Узбекистане — 36,0 млн (2022) и Непале — 28,1 млн (2018). В 2011 году в результате разделения Судана на собственно Судан и Южный Судан последний потерял выход к морю.

Не имеют границ с Мировым океаном большинство (9 из 15) государств, образовавшихся после распада СССР. При этом территория государств Армения, Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан полностью входит в бассейны бессточных водоёмов и областей. Других подобных государств в мире нет. При этом государства, имеющие выход к Каспийскому морю (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан), могут получить доступ водным путём к Чёрному, Балтийскому и Белому морям через Единую глубоководную транспортную систему России (ЕГТС) на основании международных договоров. В настоящее время тоннаж судов, пропускаемых через ЕГТС, составляет до 10 тысяч тонн, что позволяет этим государствам использовать не только суда класса «река-море», но и полноценные морские суда.

Частично признанный и имеющий статус наблюдателя при ООН Мальтийский орден, расположенный в основном, как и Ватикан, в пределах Рима, в 1998 году на 99 лет арендовал форт Сант-Анджело на Мальте.

Проблемы стран без выхода к открытому морю

Ещё Адам Смит в своей работе «Богатство народов» отмечал, что важное значение для показателей экономической деятельности страны имеет выход к морю и, соответственно, к торговым путям. С течением времени развитие наземного транспорта и связи сократили преимущества прибрежных стран по сравнению со странами, не имеющими выхода к морю. Однако морские перевозки по-прежнему играют центральную роль в мировой торговле, и в связи с этим отсутствие выхода к морю создаёт определённые проблемы. В частности, у соседних стран могут быть экономические или военные причины для того, чтобы заблокировать выход к морю или транзит через свою территорию.

Право государств на доступ к открытому морю

Согласно международному праву (Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, часть X), внутриконтинентальные страны имеют право на доступ к морю. Это право реализуется путём заключения специальных соглашений между заинтересованными государствами, не имеющими выхода к морю, и государствами транзита.

В открытом море внутриконтинентальные страны пользуются всеми правами на равных основаниях: в частности, они имеют право осуществлять судоходство, рыболовство, полёты летательных аппаратов, прокладывать подводные кабели и трубопроводы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *