География буддизма

Буддизм: география и распространение

Буддизм возник на севере Индии и его основатель – Сиддхартха Гаутама, Будда Шакьямуни. Учение Будды расцвело при правлении царей Бимбисары, Ашоки, Милинды, Канишки и проникло во многие страны, включая Китай, Корею и Японию.

История буддизма

Традиционно считается, что исторический Будда родился в роде Шакья касты кшатриев в Магадхе на юге современного Непала. После просветления он стал известен как Будда Гаутама.

Распространение буддизма

Буддизм распространился в различных странах мира, где он стал основной религией. В некоторых регионах существуют разные школы буддизма, включая Тхеравада и Махаяну.

Тхеравада

Тхеравада – одна из школ раннего буддизма, популярная в странах Юго-Восточной Азии, таких как Шри-Ланка, Таиланд, Мьянма.

Махаяна

Махаяна – одна из ветвей буддизма, распространенная в странах Восточной Азии, включая Китай, Корею, Японию.

Учение Будды

Будда учил о срединном пути между аскезой и гедонизмом, обретении освобождения от сансары. Его учение было передано Сангхе – монашеской общине.

Завершение жизни Будды

После многих лет путешествий по Индии, Будда умер в джунглях Кушинагара, считая свою смерть достижением Великой нирваны.

Данная статья представляет краткий обзор географии и истории буддизма, его распространения в разных странах и влияния на культуру и общество. Надеемся, что она приоткроет дверь в мир философии буддизма для всех любознательных читателей.

Шраманы и посланцы

Римские исторические сообщения рассказывают о посланцах индийского царя Пандиона (Пандья), также называемого Порус, к Цесаревичу Августу в I веке н. э. Посланцы (шраманы) путешествовали с дипломатическими письмами в Древнюю Грецию, в Афины, чтобы рассказать о своей вере.

Об этом пишет Николаус Дамасский, который видел посланцев в Антиохии. Надгробия, сделанные для шраманов, сохранились до времён Плутарха, который упомянул их в ΖΑΡΜΑΝΟΧΗΓΑΣ ΙΝΔΟΣ ΑΠΟ ΒΑΡΓΟΣΗΣ (Шраманский мастер из Баригазы, что в Индии).

Переводы священных текстов

Локакшема впервые перевёл махаянские тексты на китайский язык. Гандхарские монахи Джнянагупта и Праджня перевели на китайский санскритские сутры.

В VIII веке индийский монах, основатель Йогачара-Мадхьямики Шантаракшита, в будущем руководитель университета Наланда, прибыл в Тибет для учреждения буддийских институтов по приглашению царя Тисонга Децэна. Позднее по инициативе Шантаракшиты для проповеди тантрических учений был приглашён Падмасамбхава (санскр. Рождённый из лотоса). В Бутане и Тибете он больше известен как Гуру Ринпоче (Драгоценный Учитель), а последователи школы Ньингма считают его вторым Буддой.

Индийский монах Атиша был автором учения упражнения ума (тиб. лоджонг). Он основал тибетскую школу Кадам.

Некоторые индийские монахи, такие, как Атиша, для проповеди буддизма путешествовали в Индонезию.

Бутан (Bhutan)

Такцанг-Лакханг (Гнездо Тигрицы). Бутан.

Государство Бутан является официальной страной буддизма. Буддизм здесь является государственной религией и буддисты составляют более 95% постоянного населения страны. Эта страна является очень закрытой. Для того, чтобы попасть сюда, нужно приложить огромные усилия.

Государство Бутан очень ценит традиции и историю. Здания и сооружения в Бутане выполнены в едином архитектурном стиле и чтут память предков. Некоторые буддистские храмы Бутана, например такие, как Такцанг-Лакханг, были в прямом смысле высечены из скалы. Во истину уникальное и завораживающее дух явление.

В отличие от остальных стран планеты Земля, Бутан имеет официальное министерство счастья, которое заботится о качестве жизни населения. Экология, доброта и счастье являются современными ценностями общества людей, проживающих на территории Бутана. Экономика Бутана является углеродно отрицательной, что является уникальным явлением в нынешнее время.

Распространение Махаяны (I—X века н. э.)

Распространение буддизма Махаяны

С этого времени Махаяна стала процветать и распространяться на восток из Индии в юго-восточную Азию, на север в Среднюю Азию, а также в Китай, Корею и наконец в Японию в 538.

После распада Кушанского царства буддизм расцвёл в Индии при династии Гупта (IV—VI век). Были созданы многочисленные центры по изучению Махаяны, в первую очередь — университет Наланда в северо-восточной Индии, который многие сотни лет был наиболее влиятельным из буддийских университетов, где преподавал в частности Нагарджуна. Буддийское искусство стилей династии Гупта распространилось по юго-восточной Азии и попало в Китай.

История буддизма в Центральной и Северной Азии

Индийский буддизм столкнулся с серьезными вызовами в VII веке из-за нашествия белых гуннов и распространения ислама. Но на протяжении VIII-XII веков буддизм Махаяны процветал в империи Пала, где было построено много храмов различных стилей.

Индия

В 1193 году Туркестан вторгся в Индию, разрушив Наланду. Это привело к снижению значения буддизма в стране, а индуистские движения набрали силу.

Северная и Центральная Азия

Буддизм проник в Среднюю Азию, возможно, уже во времена Будды. Империя Хань в II веке до н.э. способствовала распространению буддизма на север, создавая буддийские общины в среднеазиатских оазисах.

Ранние школы буддизма существовали в Китае и Средней Азии до VII века, когда стал доминировать Махаяна.

С приходом ислама начиная с VII века буддизм в Средней Азии вступил в упадок из-за нетерпимости мусульман. Однако эта территория имеет богатое буддийское наследие, в том числе фрески Таримского бассейна, отражающие влияние индийской и эллинистической культур.

Места паломничества и исторические дороги, связанные с буддизмом, играют важную роль в сохранении и изучении этой древней религии.

Распространение буддизма в Восточной Азии

Предположительно, буддизм проник в Китай в I веке н. э. из Средней Азии, хотя имеются легенды о том, как буддийские монахи посетили Китай во время правления царя Ашоки. До VIII века Китай был очень активным очагом буддизма.

Введение буддизма в Китай

В 67 г. н. э. считается официально годом появления буддизма в Китае, который принесли монахи Мотон и Чуфарлан. В 68 г. н. э., под покровительством императора они основали Храм Белой лошади (白馬寺), который до сих пор сохранился недалеко от столицы Лояна. В конце II века большая община была основана в Пэнчэне (сейчас Сюйчжоу, пров. Цзянсу).

Первые тексты школы Махаяна перевёл на китайский язык кушанский монах Локакшема в Лояне между 178 г. и 189 г. н. э.

Расцвет буддизма в Китае

Процветание буддизма пришлось на период правления династии Тан (618—907 гг). В это время Китай был открыт иноземному влиянию, тогда восстановились отношения с Индией, и многие китайские монахи ездили в Индию с IV по XI век.

Столица династии Тан Чанъань (современный Сиань) превратился в духовный центр буддизма. Отсюда буддизм распространился в Корею и Японию.

Запрет буддизма в Китае

Однако к концу эпохи Тан иностранное влияние перестало приниматься с радушием и в 845 г. император У-цзун запретил все иностранные религии, включая несторианство, зороастризм и буддизм, чтобы поддержать китайский даосизм. По всей территории Китая он конфисковал собственность буддийских общин, разрушил монастыри и казнил монахов, после чего культурное и интеллектуальное преобладание буддизма в Китае закончилось.

Развитие буддизма в Китае

Школы Чистых земель и Чань смогли при этом продержаться ещё несколько столетий, школа Чань передалась в Японию в виде Дзен. В Китае период расцвета Чань приходится на династию Сун (1127—1279), когда чаньские монастыри превратились в мощные культурные и учебные центры.

Буддийское искусство в Китае

Буддийское искусство в Китае хорошо сохранилось до настоящего времени, многие памятники искусства и архитектуры охраняются как мировое культурное наследие ЮНЕСКО.

Буддизм в Корее

Буддизм проник в Корею около 372 года, когда китайские послы посетили королевство Когурё, принеся с собой рукописи и изображения. Буддизм расцвёл в Корее, и в частности школа Сон (Дзэн) начиная с VII века. Однако с началом правления неоконфуцианской династии И (Ли) периода Чосон в 1392 году буддизм стал преследоваться и почти исчез, за исключением оставшейся школы Сон.

Буддизм в Японии

Сейчас Япония стала самой большой буддийской страной. Буддизм пришёл в Японию в VI веке, принесённый странствующими монахами. С буддизмом пришли многочисленные книги и произведения искусства. В следующем веке буддизм был принят как государственная религия.

Находясь на дальнем конце Великого Шёлкового Пути, Япония смогла сохранить немало аспектов буддизма, которые были утрачены в Индии или подавлены в Средней Азии и Китае.

C 710 н. э. множество храмов стало строиться в столице Японии, Нара, в частности пятиярусная пагода и знаменитый Золотой Павильон. Бесчисленные картины и скульптуры создавались нередко при поддержке государства. Особенно значительные произведения искусства были созданы в периоды Нара, Хэйан и Камакура.

В XII—XIII век наступил расцвет дзэн-буддизма и связанной с ним утончённой культуры.

Сейчас в Японии находится около 80,000 буддийских храмов, которые регулярно реставрируются.

См. также Буддизм в Японии, Японское искусство, Дзэн.

Тантрический буддизм возник в восточной Индии в V—VI веке. Много практик тантрического буддизма пришли из брахманизма (мантра, йога, сожжение сакральных жертв). Тантрический буддизм стал доминировать в Тибете начиная с VI века.

По другим данным буддизм в его китайском варианте принес Тибету царь Сонгцен Гампо (627—649 гг). Он женился на непальской (622 г.) и китайской (640 г.) принцессах; обе принцессы привезли с собой изображения Будды, а также астрологические и медицинские тексты тех традиций, которым следовали. Все трое очень почитаются в Тибете и играют важную роль в его мифологии.

Читайте также:  Реальный буддизм для новичков основы буддизма ясные ответы на трудные вопросы

См. также Тибетский буддизм.

В течение I века н. э. торговля по Великому Шёлковому Пути была ограничена по причине подъёма Парфии, находившейся во вражде к Риму, хотя римляне богатели и их потребности в азиатской роскоши возрастали. По этой причине стали широко использоваться морские пути между Средиземноморьем и Китаем через посредство Индии. С этого времени влияние Индии на страны Юго-восточной Азии возросло. Торговые пути соединяли Индию с южной Бирмой, центральным и южным Таиландом, нижней Камбоджей и южным Вьетнамом, где были построены города и укрепления.

Более тысячи лет культуру стран Юго-восточной Азии определяло индийское влияние, туда попадали священные тексты на пали и на санскрите, индийские сочинения, Тхеравада, Махаяна, Веды, Рамаяна и Махабхарата попадали непосредственно от индийских проповедников и торговцев.

С V по XIII века в Юго-восточной Азии образовались сильные империи, которые активно строили буддийские храмы, в этих странах процветало буддийское искусство. К югу образовалось государство Шривиджая, а на севере — Кхмерское царство, в которых процветала Махаяна c обширным пантеоном Бодхисаттв.

Империя Шривиджая (V—XV века)

Государство Шривиджая с центром на острове Суматра в Индонезии, приняло буддизм Махаяны и Ваджраяны при династии Сайлендра. Это привело к широкому распространению искусства и скульптуры. Многочисленные статуи махаянских Бодхисаттв очень изящной работы были найдены в этом районе. Остался потрясающий по изяществу и архитектурному решению буддийский храмовый комплекс Борободур, построенный на острова Ява около 780. Империя Шривиджая пришла в упадок вследствие конфликтов с индийскими царями Чола, а потом потерпела поражение в период экспансии ислама в XIII веке. См. также «Буддизм в Индонезии».

Кхмерская империя (IX—XIII века)

Позже, в IX-XIII века во всей Юго-Восточной Азии доминировал буддизм Махаяны и индуизм, и центральную роль играла Кхмерская империя. В это время в Камбодже и соседнем Таиланде было построено 900 храмов. Храмовый комплекс Ангкор был в самом центре и обслуживал город с более чем миллионным населением. Великий кхмерский царь Джаяварман VII (1181—1219) построил немало махаянских сооружений в Байоне и Ангкор-Тхоме.

См. также Буддизм в Камбодже.

Так как в XI веке буддизм Махаяны в Индии пришёл в упадок, Махаяна стала приходить в упадок и в Юго-Восточной Азии, а в дальнейшем на смену Махаяне пришла Тхеравада из Шри-Ланки.

Греко-буддийский диалог (II век до н. э. — I век н. э.)

Серебряная драхма царя Менандра I: BASILEOS SOTHROS MENANDROY lit. «Saviour King Menander».

Греческие государства располагались к западу от Индии в Бактрии, на территории северного Афганистана со времён Александра Македонского около 326 до н. э.: царство Селевкидов возникло в 323 до н. э., потом Греко-бактрийское царство возникло в 250 до н. э..

Греко-буддийская статуя Будды I—II века, Гандхара.

Греко-бактрийский царь Деметрий I вторгся в Индию в 180 до н. э. дойдя до Паталипутры, и основал Индо-греческое царство, которое занимало различные части северной Индии вплоть до конца I века до н. э.. При индо-греческих царях буддизм процветал, и даже считалось, что вторжение греков в Индию было вызвано желанием оказать поддержку империи Мауриев, для защиты буддийской веры от преследований династии Шунга (185—73 до н. э.).

Один из наиболее известных индогреческих царей Менандр I (160—135 до н. э.) активно поддерживал буддизм и в традиции Махаяны он рассматривается как великий покровитель веры, подобно царям Ашоке или Канишке — последнему Кушанскому властителю. Хорошо известен диалог в Милинда между царём Менандром и монахом Нагасеной около 160 до н. э.

Монета царя Менандра I с колесом дхармы

Не исключено, что взаимодействие буддийской и греческой культур привели к эволюции Махаяны, кроме того греческое представление о человеко-боге могло повлиять на формирование образа Будды.

См. также Греко-буддизм.

Лаос (Laos)

Статуя Будды. Вьентьян. Лаос.

Лаос является преимущественно буддийским государством. Более половины граждан исповедуют буддизм. Столица государства – город Вьентьян. Население столицы – примерно один миллион человек. Государство не имеет выхода к морю и имеет очень скромную по современным меркам экономику, но не смотря на всё это сейчас Лаос насчитывает около двух с половиной тысяч буддистских монастырей и храмов. Для сравнения – в столице самого большого по площади государства планеты – городе Москва – нет ни одного буддистского храма.

Несмотря на отсутствие выхода к морю, Лаос имеет доступ к водным ресурсам и транспортным артериям планеты – большая часть границы государства проходит по реке Меконг. Меконг – это самая большая река в регионе. Её длина – четыре с половиной тысячи километров, а площадь бассейна – около 800 тысяч квадратных километров.

Река Меконг переводится с официального языка Лаоса лао-лум как «Матерь вод Ганг». На вьетнамском языке эта река называется «Река девяти драконов». Река берёт начало из Тибета на высоте более 5000 метров над уровнем моря. Путешествие по этой реке не может оставить равнодушным к красоте местной природы.

Отделение махаяны от тхеравады I век

Золотая монета царя Канишки I правящем около 126 в Кушанском царстве с эллинистическим изображением Будды и словом «Boddo» греческим шрифтом.

После падения Индо-греческого царства, а его культура была перенята индоевропейскими кочевниками из Средней Азии, индо-скифами и потом Юэчжи, основавшими Кушанское царство около 12 г. до н. э.. Кушаны поддерживали буддизм, и созвали Четвёртый буддийский собор во время правления царя Канишки около 100 г. н. э. в Джаландаре или в Кашмире, именно этот собор обычно ассоциируется с датой подъёма буддизма Махаяны и его отделения от буддизма Тхеравады. Представители традиции Тхеравады не признают этого собора, и иногда называют его «собором еретических монахов».

Царь Канишка собрал в Кашмире 500 бхикшу во главе с Васумитрой для редакции Трипитаки. В течение собора было собрано триста тысяч стихов и более девяти миллионов положений, которые приводили в порядок около двенадцати лет. Новый канон не опирался более на палийскую Типитаку, а был переписан на классическом Санскрите вместе с основными положениями Махаяны.

Эпилог

Это был краткий обзор стран мира, вставших на сторону философии гармонии и миролюбия под названием «Буддизм». Хотели бы вы посетить какую-нибудь из этих стран ?

Буддизм и Рим

Римские источники описывают посольство «индийского царя Пандиона (Пандья?)», к Цезарю Августу около 13 года н. э.

Они приехали с дипломатическими письмами к грекам, и один из послов был шраманом, который сжёг себя заживо в Афинах для демонстрации веры.

Это событие стало сенсационным, и описано Николаем Дамасским, который встретил посольство в Антиохии, и упоминается также Страбоном. Могила этого шрамана сохранилась до времени Плутарха, который также оставил упоминание «ΖΑΡΜΑΝΟΧΗΓΑΣ ΙΝΔΟΣ ΑΠΟ ΒΑΡΓΟΣΗΣ» («Мастер шраман из Бхаруха в Индии»). Речь шла о буддистах, а не о брахманах, которым противостояли шраманы.

«Среди индийцев есть философы, следующие рекомендациям Boutta, которого они почитают как бога из-за своей непревзойдённой святости».

Усиление буддизма в Индии

Северные ворота в великую ступу в Санчи.

Империя Маурьев достигла пика своего процветания во времена правления императора Ашоки, который обратился в буддизм после битвы при Калинге. Император-буддист обеспечил долгий период стабильности в своём государстве. Империя посылала монахов в другие страны для пропаганды буддизма. Посол Греции Мегастенес описывал богатство столицы империи Маурьев. Ступы, колонны и другие памятники той эпохи остались в Санчи, Сарнатхе и Матуре.

Император Ашока Великий (304—232 годы до н. э.) был правителем империи Маурьев с 273 года до н. э. до 232 года до н. э.

Новообращённый мир во времена Ашоки (260—218 годы до н. э.) в соответствии с его приказом

Ашока стал править наибольшим по территории индийским государством после ряда удачных военных кампаний. Царство императора Ашоки простиралось от Южной Азии и дальше, от современного Афганистана и части Ирана на западе, до Бенгала и Ассама на востоке, а на юге до Мисоре.

Бактриана, племена саков и Индийская Парфия

Столицей Менандра I, одного из известных императоров-буддистов, сначала была Таксила, а затем Сагала (Сиалкот). В книге Милинда Панха описаны его беседы с великими буддистскими философами того времени.

Буддистские божества Панчала (слева) и Харити (справа), III век до н. э., Такт-и-Вахи, Гандхара, Британский музей

В 90 году до н. э. парфяне захватили восточный Иран и около 50 года до н. э. взяли территории Афганистана под полный контроль Греции. Около 7 года н. э. была захвачена Гандхара. Парфяне привнесли в Гандхару греческие традиции. Первые элементы гандхарского греко-буддистского искусства датируются периодом с 50 года до н. э. по 75 год н. э.

Читайте также:  Будда шакьямуни

Кушанское царство в правление императора Канишки было известно как Гандхара. Канишка поощрял буддизм. Буддистское искусство распространялось за пределы Гандхары в другие части Азии. Во время правления этого императора Будду впервые стали изображать как человека. В Гандхаре расцвёл махаянский буддизм.

Преследование буддизма в государстве Шунга (II век до н. э. — I век до н. э.)

Династия Шунга (185 до н. э. — 73 до н. э.) была основана через 50 лет после смерти Ашоки. После убийства последнего царя Мауриев Брихадраты трон занял военачальник Пушьямитра Шунга, ортодоксальный брамин. Он известен своей жестокостью в преследовании буддизма, согласно летописям, он разрушал монастыри и убивал монахов, и снёс около 84 тысяч ступ (Divyavadana, pp. 429—434), предлагая по сто золотых монет за голову каждого буддийского монаха. Большое количество буддийских монастырей были обращены в индуистские храмы, в частности Наланда, Бодхгая, Сарнатх и Матхура.

Камбоджа (Cambodia)

Монахи буддисты у храма Ангкор Ват. Камбоджа.

Камбоджа является страной буддизма. Около 98% населения государства являются буддистами. В стране действуют почти четыре с половиной тысячи буддийских монастыря. Приверженность Камбоджи к буддизму является неотъемлемой частью истории и культуры государства. Традиции и повседневная жизнь подавляющей части населения тесно связаны с миролюбивой философией Будды. В 1989 году буддизм был официально объявлен государственной религией страны Камбоджа.

Храмовый комплекс Ангкор Ват, расположенный в северо-западной части государства Камбоджа имеет площадь равную почти 163 гектар или 402 акра. По этому показателю Ангкор Ват считается мировым рекордсменом по территории и вошёл в Книгу Рекордов Гиннесса.

Изначально комплекс был воздвигнут как индийский храмовый комплекс, посвящённый богу Вишну в двенадцатом веке. Вишну, также известный как Нараяна и Хари – одно из главных божеств в Индуизме. Вишну — Нараяна — Хари известны как Бог Сохранения, Бог Времени, Защитник Добра и Дарователь Кармы. Со временем и постепенно строение превратилось в буддистский храм и ныне именуется индуистско-буддийским храмовым комплексом.

Монголия (Mongolia)

Храм бодхисаттвы Авалокитешвары (Гандан). Монголия.

Тибетский буддизм является традиционной религией всех народов Монголии, говорящих на монгольском языке. Кроме того, буддизм исповедуется тюркоязычными тувинцами. Буддисты составляют чуть более половины населения страны. Культура Монголии находится под сильным влиянием традиционного монгольского кочевого образа жизни и тибетского буддизма. Образование – одно из приоритетных направлений внутренней политики Монголии.

Государство Монголия имеет весьма тяжёлые условия для жизни – у территории страны отсутствует выход к морю, климат является довольно сложным, а большую часть территории занимают полупустыни, степи, а также обширная пустыня Гоби в южной части страны. Кроме того, Монголия является одной из самых "высоких" стран в мире – средняя высота местности составляет около 1590 метров, а наивысшая точка земли расположена на пике Найрамдал (Таванбуд), имеющем высоту 4374 метра над уровнем мирового океана.

Несмотря на все сложности, Монголия стала страной буддизма. Известно, что буддизм учит людей тому, как быть в гармонии – в гармонии с собой, в гармонии с окружающими людьми, в гармонии с природой и даже с космосом. Как показывает история, буддизм часто получает распространение в тех местах, где условия жизни – сложнее обычного.

Возрождение Тхеравады XI век

Распространение Тхеравады в XI веке н. э.

C XI века, когда буддизм Махаяны после исламского завоевания Индии стал приходить в упадок, сократились торговые пути через Индию, но стали развиваться пути из Ближнего Востока в Китай через Шри-Ланку. Это привело к тому, что Юго-восточная Азия приняла буддизм Тхеравады от монахов из Шри-Ланки, которые распространили палийский канон.

Основатель бирманской империи царь Аноратха (1044—1077) смог объединить страну и принять Тхераваду, после чего тысячи буддийских храмов стали строиться в Пагане, из которых сохранилось более двух тысяч. Бирманцы ослабевали по мере усиления Таиланда и разграбления Пагана монголами в 1287 году, но буддизм Тхеравады остался основной религий бирманцев по сей день.

Тхеравада была также принята в новом государстве в Таиланде — королевстве Сукхотаи около 1260. Потом Тхеравада снова расцвела в королевстве Аюттая с XIV по XVIII век), став неотъемлемой частью таиландского общества.

В XIII веке Тхеравада продолжала распространяться по континенту, попав в Лаос и Камбоджу. Однако с XIV века на побережье Малайзии и на островах влияние ислама усиливалось и охватило Малайзию, Индонезию и южные Филиппины.

См. также История Бирмы, Буддизм в Мьянме, Буддизм по странам.

Течения Буддизма

Буддизм является довольно устоявшейся, цельной и зрелой философией. Однако, вследствие своего большого возраста и разнообразия условий, сопутствующих распространению буддизма по территории «Земли», то есть, из-за различия множества исторических факторов на разных землях в разное время, в данный момент буддизм состоит из нескольких течений, имеющих небольшие различия между собой. Эти различия не являются критичными. Главный смысл и основа буддизма всегда остаётся постоянной, ибо буддизм – это философия мира и гармонии.

В данный момент времени принято выделять два (2) основных направления современного буддизма:

Некоторые школы выделяют третье течение буддизма – Тибетский буддизм – в отдельное, но по сути Тибетский буддизм является частью «Великой Колесницы».

Махаяна сейчас является крупнейшим направлением буддизма по числу верующих. Примерно две трети буддистов причисляют себя к этому течению. Примерно треть буддистов являются сторонниками классического «Учения Старейшин». На самом деле эти числа очень неточны, поскольку ничто не запрещает человеку веровать в несколько течений буддизма одновременно. Не важно в каком течении буддизма вы плывёте, вода в реке – одинакова для всех людей, ибо основы буддизма везде идентичны.

Важно помнить о том, что буддизм изначально был и продолжает быть философией мира и гармонии. Называть его религией стали гораздо позже, когда человечество придумало само слово «религия». Поэтому, оригинальная классификация буддизма – это всё-таки философия.

Распространение буддизма на Западе

Широкое распространение буддизма в западных странах наступило в XX веке по многим причинам.

В настоящее время в западных странах существуют практически все буддийские направления, имеющие свои общества, храмы, школы и медитационные центры, которые насчитывают миллионы приверженцев.

Возрождение буддизма в Индии

Индия является домом для Его Святейшества Тензина Гьяцо, четырнадцатого Далай-ламы

Индийский премьер-министр Джавахарлал Неру позволил Далай-ламе, изгнанному из Тибета, и его последователям основать «Тибетское правительство в изгнании» в Дхарамсале.

Тибетские изгнанники в количестве несколько тысяч человек обосновались в городе. Бо́льшая часть из них живёт в верхней Дхарамсале, или МакЛеод Гандже, где они обустроили монастыри, храмы и школы. Город иногда даже называют «маленькая Лхаса» в честь столицы Тибета. В настоящее время город стал одним из мировых центров буддизма.

Значительные буддийские монастырские общины сложились в тибетских сеттльментах в штате Карнатака, где основаны реплики крупнейших монастырей Центрального Тибета — Дрепунга, Сэра, Гадэна. В Гоман-дацане монастыря Дрепунг традиционно получают буддийское образование выходцы из буддийских регионов России и ближнего зарубежья — Бурятии, Калмыкии, Тувы и Монголии.

Далитское буддистское движение

Движение буддистов, сторонников возрождения, в среде касты неприкасаемых (далиты, пареи) началось в 1890-х годах главами далитов, в том числе Ийотией Тхассом, Брахманандой Редди и Дхарманандой Косамби. В 1956 году Б. Р. Амбедкар с последователями обратился в буддизм, с чего начался массовый переход далитов в буддизм.

Таиланд (Thailand)

Мандапа (святыня) храма Амрутесвара. Амрутхапура. Таиланд.

Буддизм в Таиланде появился задолго до его заселения тайскими народами. Местная буддийская традиция связывает распространение буддизма с миссионерами царя Ашоки времён примерно третьего века до «Нашей Эры». Большинство жителей (95% и более) современного Таиланда являются сторонниками буддизма.

В стране функционируют две крупные буддистские организации: Ассоциация буддистов Таиланда и Ассоциация молодых буддистов. В конце семидесятых годов прошлого века в стране появились новые буддийские общества в университетах и высших учебных заведениях, ставящие целью обновление буддизма. Новое идеологические направление буддизма имеет историческую перспективу и, скорее всего, станет политическим.

Несмотря на то, что храмовая архитектура в Таиланде на протяжении многих лет претерпевала изменения, все архитектурные стили придерживаются единого принципа. Тайский храм состоит из двух частей: Пхутта-Вата и Сангха. Пхутта-Вата является местом, посвящённым Будде. Сангхават – жилые кварталы монахов.

Упадок буддизма в Индии

Индуизм оказался более «понятным и приемлемым путём для простых верующих» Индии, чем буддизм.

Вторжение белых гуннов

Вспоминая ранее сказанную оговорку про теорию вероятности, нужно понимать, что при составлении списка государств, в которых проживают буддисты, неминуемо будут допущены ошибки, как в случае с самой большой по территории страной планеты. Поэтому, перечислим в этом списке лишь те страны, в которых доля буддистов в населении заведомо больше порогового значения в один процент, и сделаем это в алфавитном порядке, чтобы нивелировать какие-либо погрешности. Жирным шрифтом выделены страны, имеющие весомую долю буддистского населения.

Читайте также:  Презентации по оркисэ

В регионе Азия ~ Океания ~ Австралия имеем следующие государства:

В остальных регионах планеты имеем следующие государства:

Как мы видим, из всех государств планеты значительную долю буддистов в населении имеют несколько стран. Перечислим географически их с севера на юг:

Эти страны с чистой совестью можно назвать буддистскими странами вне зависимости от каких-либо погрешностей расчёта, правильности или неправильности статистических данных. Эти страны являются государствами, где буддисты составляют основу людского общества и данный факт невозможно оспорить. Остановимся на этих странах и опишем их подробнее.

Правление царя Ашоки (около 260 до нашей эры)

Фрагмент стелы с эдиктами Ашоки (238 до н. э.)

Царь империи Мауриев Ашока (273—232 до н. э.) обратился в буддизм после того, как он учинил кровавую расправу над территорией Калинга (штат Орисса) на востоке Индии. Раскаиваясь в содеянном, царь решил обратиться к вере и построить многочисленные ступы и колонны в знак уважения ко всем живым существам, и чтобы побудить население следовать Дхарме. По всей стране он построил дороги и больницы.

В это время буддизм стал распространяться за пределы Индии. Согласно колоннам и ступам с надписями короля Ашоки, эмиссары были посланы во все страны с целью проповеди буддизма, а также в греческое царство на западе (в соседнюю греческую Бактрию, но, возможно, и далее до Средиземноморья).

Третий буддийский собор 250 до н. э.

Царь Ашока провёл собор около 250 до н. э. в Паталипутре (современная Патна). Собрание проводил монах Тисса Моггалипутта. Речь шла о примирении различных буддийских школ, очищении буддийского движения от оппортунистских фракций, выросших под царской опекой, и организации миссионеров через весь известный к тому времени мир.

В это время более чётко установился состав канона Трипитаки, содержащего слова, переданные непосредственно от Будды.

Третий собор осудил школы сарвастивады и дхармагуптаки, которые потом были влиятельными в северо-западной Индии и Средней Азии во времена Кушанской империи в начале нашей эры. Дхармагуптаки считали, что Будда отделён от общины и находится над ней. Сарвастивадины выдвигали тезис о однородности времени — настоящего, прошедшего и будущего.

Миссии Ашоки в эллинистическом мире

Распространение буддизма при царе Ашоке (260—218 до н. э.)

Некоторые из эдиктов царя Ашоки описывают деятельность Ашоки по распространению буддизма в эллинистическом мире, который простирался от Индии до Греции. Из эдиктов видно, что Ашока хорошо разбирался в структуре и организации греческих стран, там присутствовали имена царей, которые обозначены как новопринявшие буддизм — селевкидский царь Антиох II Теос (261—246 до н. э.), Птолемей II Филадельф — египетский фараон (285—247 до н. э.), Антигон Гонат, царь Македонии (276—239 до н. э.), Магас Киренский (288—258 до н. э.) и Александр Эпирский (272—256 до н. э.).

Согласно палийским источникам, многие эмиссары Ашоки были греками, что показывает широкий обмен религиозными идеями между культурами того времени.

Двуязычная надпись короля Ашоки на греческом и арамейском из Кандагара. Кабульский музей.

В Александрии были найдены также и буддийские надгробия эпохи Птолемеев, украшенные изображениями Колеса Дхармы (Тарн, «Греки в Бактрии и Индии»).

Распространение буддизма в Азии

К востоку от Индии на территории Мьянмы индийская культура оказала сильное влияние на народ мон. Мон, как утверждается, обратились в буддизм примерно в 200 году до н. э. в результате миссии царя Ашоки, ещё до разделения буддизма на Махаяну и Хинаяну. Ранние храмы в государствах Мон, такие как Пейтхано в центральной Бирме, были основаны в период I—V веков.

Монское колесо дхармы, VIII век.

Буддийское искусство монов претерпело сильное влияние индийского искусства времён династии Гупта и последующих династий, и этот стиль распространился далее по Юго-Восточной Азии в результате экспансий государства Мон в V—VIII веках.

Под влиянием этого государственного образования учение Тхеравады широко распространилось, пока не было заменено буддизмом Махаяны в VI веке.

Шри-Ланка была обращена в буддизм сыном Ашоки Махиндой и его шестью сподвижниками во II веке до н. э. Буддизм принял король Деванампива Тисса и многие аристократы. В это время был основан монастырь Махавихара, превратившийся в центр традиции сингальцев. Во время правления короля Виттагамани в Шри-Ланка был написан палийский канон (29—17 до н. э.), традиция Тхеравады достигла расцвета, появились такие знаменитые комментаторы, как Буддхагхоша IV—V века. Хотя Махаяна тоже имела хождение, Тхеравада превалировала, и Шри-Ланка осталась последним оплотом Тхеравады, откуда это учение в XI веке снова распространилось по Юго-Восточной Азии.

По легендам, царь Ашока посылал миссионеров через Гималаи в районы Хотана, в бассейн Тарима, и в страну индоевропейцев Тохаристан.

Предпосылки возникновения буддизма

Прежде всего буддизм — настическое учение, поэтому ему непосредственно предшествовали джайнизм и локаята.

Япония (Japan)

Кинкаку-Дзи (Золотой Павильон). Япония.

В настоящее время большая часть жителей Японии официально считается последователями буддизма, хотя отношение японцев к религии проявляется преимущественно на внешнем уровне, прежде всего как к части традиции.

Многие японцы вообще прохладно относятся ко всем существующим религиям и являются атеистами и апатеистами. Буддизм очень хорошо сочетается с таким положением вещей, поскольку буддизм является скорее философией, нежели религией.

Буддизм в Японии неоднороден. За более чем полторы тысячи лет истории Японии буддизм в стране сформировался в виде многочисленных школ и течений, сконцентрированных на разных аспектах учения.

Части Света

Вообще, по правде говоря, буддисты проживают во всех частях света современного мира, однако не во всех государствах планеты есть условия для существования буддизма и не во всех странах производится правильный подсчёт количества буддистов. Поэтому, смотреть на официальные числа статистики следует через мысленный фильтр.

Если верить официальной статистике, считающей 1% пороговым значением доли населения для включения страны в статистику, то большинство буддистов планеты (87% или 408 миллионов человек) проживают в части света, известной под названием Азия. Практически вся Азия имеет государства, в которых есть буддисты. Это очевидно, ведь буддизм зародился в Азии.

За пределами Азии значительное число буддистов можно встретить в Северной Америке (около 4 млн. человек по данным энциклопедии) и Европе (около 2 млн. человек). Также буддисты живут в Австралии, Океании, Латинской Америке и даже в мало кому известной пустынной Африке.

Возвращаясь к ремарке об одном проценте порога, нужно вспомнить о том, что в самом большом по площади государстве планеты, Российской Федерации, а точнее – в её столице, городе Москва, до сих пор нет ни единого буддийского храма. Как это возможно при том что буддизм является древней философией и распространён по всему миру ? Это говорит о многом. При этом, количество россиян, близких к буддизму явно превышает один процент, судя по многочисленным опросам и фактам. Поэтому, помним об этой особенности и относимся к официальной статистике вспоминая теорию вероятности.

Шри Ланка (Sri Lanka)

Буддистская ступа. Анурадхапура. Шри-Ланка. Цейлон.

Шри Ланка является островным государством, расположенным чуть южнее современной Индии. Полное официальное наименование страны – Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка. Со времён португальского вторжения и до 1972 года в европейских языках страна называлась Цейло́н (от порт. Ceilão). Шри-ланка (श्री लङ्का) в переводе с языка Санскрит означает «славная, благословенная земля».

Вопреки возможным ожиданиям, остров Цейлон не был в прошлом времени соединён с землёй основного материка. Заметку об этом можно найти в исследовании, проведённом в одной из предыдущих записей этого блога – Путешествие в Неизвестность, Часть Первая. Водный Дом.

На острове Цейлон люди говорят на нескольких языках. Во-первых, на официальном языке «синхала» (сингальский), во-вторых, на официальном тамильском языке, и в-третьих, на английском языке, который не имеет статуса официального языка государства, но используется для межэтнического общения.

Основная религия государства Шри-Ланка – это буддизм, более 70% жителей острова исповедуют эту религию-философию.

Мьянма или Бирма (Myanmar or Burma)

Пагоды. Баган. Мьянма.

Большинство населения Мьянмы (ок. 90%) являются приверженцами буддизма. Название страны «Мьянма» на бирманском языке означает «быстрый», «сильный» и перекликается со словом «Мья», имеющим значение «изумруд». Государство Мьянма имеет сложную историю. До 1948 года страна была колонией Великобритании. С 1962 по 2011 годы страна находилась под управлением военной хунты и была в изоляции.

Несмотря на все невзгоды, Мьянма – едва ли не единственная страна в мире, которая, несмотря на бедность, коррупцию и правление военной хунты, сумела не только сохранить ранние буддийские традиции, но и успешно передавать их Западу. Страна привлекает большое количество туристов.

В 2017 году в стране произошёл этнический конфликт, а в 2021 году случился военный переворот, вызвавший массовые протесты. В данный момент времени буддисты Мьянмы переживают не самые спокойные времена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *