Комплексный учебный курс Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ)
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, введен комплексный учебный курс Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ). Этот курс направлен на духовную консолидацию российского общества и укрепление его традиционных нравственных основ с помощью образования. Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается.
Модули курса
Учеными и специалистами, привлеченными Минобразования А РФ, был разработан комплексный учебный курс ОРКСЭ, который включает в себя следующие 6 модулей:
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики
Родители (законные представители) школьников могут выбрать один из модулей для обучения своего ребенка.
Особенности курса
Курс ОРКСЭ носит светский характер. У всех модулей будет единая методическая и методологическая основа, а преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.
Цели курса
Основные задачи курса включают в себя:
- Формирование у школьников представления о религии как важнейшей составляющей мировой культуры
- Воспитание толерантности
- Развитие способности к самоопределению и осознанному выбору мировоззрения
Учебные пособия
Учебные пособия для школьников по курсу Основы религиозных культур и светской этики представляют собой комплект из 6 книг.
Технологическая карта урока
Пример технологической карты урока по предмету ОРКСЭ:
Тема: Милосердие – закон жизни
Цели урока:
- Обеспечить усвоение понятий милосердие, сочувствие, сопереживание, сострадание, как основу отношений между людьми.
- Способствовать пониманию учащимися быть милосердными.
- Формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня, сердоболие, добро как об основополагающих в этике.
- Формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта.
Данный урок направлен на развитие познавательного интереса к предмету, коммуникативных навыков, культуры выражения мысли, логического мышления, воображения, эмоциональной сферы и творческих способностей учащихся.
Формирование нравственных качеств учеников через урок религиоведения
Цель урока: Формирование положительного отношения к нравственным поступкам и развитие навыков милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другим людям, адекватной самооценки.
Планируемые образовательные результаты:
- Осознание значимости чтения и выражение своей точки зрения.
- Поддержание положительного отношения к процессу познания.
- Умение проявлять внимание, удивление и желание узнать больше.
- Принятие и удержание учебной задачи до получения результатов.
- Взаимодействие с окружающими и участием в диалоге.
- Составление устных высказываний и обсуждение проблемных вопросов.
- Способность осознанного восприятия притч и нравственного содержания произведений.
- Понимание понятий милосердия и сострадания.
Ведущая дидактическая цель:
Урок изучения нового материала с использованием следующих методов обучения:
- Объяснительно-иллюстративный.
- Проблемный.
- Частично-поисковый.
- Словесный.
- ИКТ.
Средства обучения:
- Учебник Основы светской этики для 4 классов.
- Ноутбук и мультимедийный проектор.
- Наглядные материалы и толковые словари.
- Карточки для групповой работы и лепестки для учебных задач.
Методы оценки и самооценки:
- Самостоятельная работа с источниками информации.
- Участие в учебном диалоге и коллективном обсуждении вопросов.
Поздравляю всех с началом урока! Будьте добрыми и внимательными друг к другу, выражайте свои мнения и погружайтесь в процесс познания. Уверена, что сегодняшний урок принесет вам много интересной информации и новых знаний о нравственности и милосердии. Поехали! 🚀
Note: This text needs proper formatting in Markdown format to be fully presentable and readable. Adjustments can be made as per the specific requirements of the content.
Создание проблемной ситуации, актуализация знаний
Постановка проблемного вопроса
Послушайте, ребята, притчу. Подумайте, о чем мы будем говорить на уроке? (См. Приложение 1)
- Если ты такой милосердный, то забирай даром
- О чем эта притча?
- Как назвал продавец мальчика?
- Каким качеством обладал мальчик?
- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?
Осознание поставленной проблемы
Вывод
Заключение текста. Важный момент.
Appendix 1
Текст притчи.
Формулирование темы и целей урока. Постановка учебной задачи
На этом уроке мы обсудим тему Милосердие – закон жизни. Мы поставим перед собой задачу изучить и понять понятия сочувствия, сопереживания и милосердия.
Открытие новых знаний
- Работа в тетрадях
- Работа в группах
Сегодня мы поговорим о важности сочувствия и милосердия. Давайте начнем с изучения высказывания Ф.И. Тютчева и эпиграфа Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций).
Работа с учебниками
Откройте учебники на странице 90 и прочитайте. Эта тема часто затрагивается в произведениях различных поэтов и писателей.
- Что означает сочувствие и какова его роль?
- Чем проявляется милосердие в нашей жизни?
Задания по группам
Давайте поработаем в группах, чтобы лучше понять значения этих понятий. Каждая группа будет искать значение следующих слов в словаре:
- Милосердие
- Сострадание
- Сочувствие
- Сопереживание
После того как группы найдут значения, представители каждой группы поделятся ими с классом.
История милосердия
Милосердие всегда было важным аспектом нашей культуры. У нас даже есть буква в старославянской азбуке, которая звучит как добро. С течением времени, понятие благотворительности стало все более значимым.
- Какие благотворительные организации существуют сегодня?
Заключение
Наши действия и слова могут проявить милосердие и сделать мир лучше. Давайте помнить об этом в повседневной жизни и стремиться к добру и пониманию.
Под музыку М.Пляцковского «Улыбка»У меня в руках милый зайчик. Будем по кругу передавать игрушку и говорить друг другу добрые слова. Как много вы знаете добрых слов! Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими же, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам учителям, ни вашим родителям, ни друзьям. Передают игрушку друг другу и говорят, пожелания проводить физическую разгрузку в ходе работы.
6.Самостоятельное применение новых знанийРабота в парахРабота с учебникомРебята, а вы слышали слово «милостыня»?Одно из дел милосердия – м– Как вы думаете, какая разница в таких действиях: подать милостыню и оказать помощь? Это помощь другому человеку из жалости к нему. И то, и другое – действие благое. Ребята, обездоленным, бедным людям надо помогать, т.е проявлять милосердие и сострадание к ним. Если нечего дать, скажите доброе слово, помогите делом, сделайте для них что–нибудь хорошее. Каждый человек, каким бы он ни был, ждет от нас понимания и уважения.Но милостыню можно дать и пройти мимо, не вникая в ту или иную ситуацию. А помощь требует большей включённости в проблему, которую пытается решить человек.Давайте, ребята, прочитаем по учебнику первый абзац с.92 Можно ли прожить жизнь, ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную помощь, поддержку? Прочитайте ответ.Работа в парах. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; дать добрый совет; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного.Составим «Цветок милосердия»- Ребята, посмотрите на доску, как много мы видим слов.- Давайте выберем те слова, которые соответствуют милосердию.- А теперь давайте сформулируем, какими качествами должен обладать милосердный человек.Ученик читает: «Милосердие должно стать важным правилом жизни каждого человекКоллективные ответы детей. Работа в парах- создание способов решения проблемы поискового характера.Дети прикрепляют ответы в форме лепестков на магнитной доскеМилосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, жалеющее и сочувствующее окружающимизвлекать информацию из текста;строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов;- слушать и понимать других;- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;оформлять свои мысли в устной и письменной форме;договариваться о правилах общения и поведения. уметь самостоятельно работать над заданиями самостоятельно контролировать время при выполнении задания; принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
-Какую тему мы сегодня с вами изучали? -Почему «Закон жизни»? -Можно ли милосердие считать достойным проявление человечности?Составим синквейн (работа в группах на карточках).заботиться, помогать, прощатьДоброта должна спасти мирРазговор о милосердии не может быть законченным, он бесконечен, так как само милосердие не имеет границ. А наш урок мне хотелось бы закончить следующими словами: Милосердие в моем понимании – Это ласка, любовь, сострадание. Это – маме усталой помочь Это – бабушку навестить. И обиду свою превозмочь. И того, кто обидел – простить. Это – птичек и кошек кормить. И цветы на окне поливать. Всё живое на свете любить, И жалеть, и ценить, и прощать.Милосердие – закон жизни. Так как человек не может прожить ни разу не обратившись за помощью, и ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную им помощь. Проявление таких качеств не простая задача – отнять собственные средства и силы для помощи чужому человеку, великодушный Коллективное составление синквейна: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. делать выводы по результатам работы; ориентироваться в содержании предмета; аргументировать свое мнение. принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
1. Вырежьте из бумаги солнышко милосердия и подумайте, какие милосердные поступки вы вместе с семьёй можете совершить в течение недели. Напишите на лучиках те милосердные дела, которые вы совершили за это время. 2.Подберите пословицы, стихи о добре и милосердии. Дети записывают в дневниках самостоятельное создание образов способов решения проблем творческого и поискового характера
Ребята, сейчас я вам даю микрофон и хочу чтобы вы высказали свое мнение. Вам понравился урок?Оценить себя по плану:Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосерднымиСпасибо за урок!: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; систематизировать, обобщать изученное, делать выводыРазвиваем умения выказывать своё отношение к уроку,выражать эмоции.
Информация для 3-х классов.
Информация для 4-х классов.
Видеоуроки по ОРКСЭ для родителей учащихся 3-х классов
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 481С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКАКИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГАГБОУ СОШ № 4812» сентября 2014 г.от «12» сентября 2014 г.
о регламенте организации преподавания
«Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов мира»
в ГБОУ СОШ № 481 с углубленным изучением немецкого языка
1.1.Настоящее Положение о регламенте организации преподавания «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов мира» (далее по тексту – Положение) регламентирует порядок организации преподавания курса основ религиозной культуры и светской этики, систему контроля и оценки планируемых результатов.
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФедеральнымиЗаконами«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О свободе совести и религиозных объединенияхПравительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», письмомМинобрнауки России от 31 марта 2015 года № 08-461«О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ».
курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее по тексту – ОРКСЭ) входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени начального общего образования. Для обязательного изучения основ религиозных культур и светской этики на базовом уровне в 4 классе отводится 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у обучающихся 4- х классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
1.4.Учебный курс ОРКСЭ представлен следующими модулями:
-основы православной культуры;
-основы исламской культуры;
-основы буддийской культуры;
-основы иудейской культуры;
-основы мировых религиозных культур;
-основы светской этики.
Модули ОРКСЭ согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в рамкахучебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
курс «Основы духовно-нравственной культуры народов мира» (далее ОДНКНР) является логическим продолжением учебного предмета ОРКСЭ и реализуется через включение занятий во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся ГБОУ СОШ № 481. Изучение предметного курса ОДНКНР в 5 классах основано на добровольном решении родителей обучающихся. Для изучения основ духовно-нравственной культуры народов мира в 5 классе отводится 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю в рамках внеурочной деятельности. Предметный курс ОДНКНРв соответствии с ФГОС основного общего образования направлен, в том числе, знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности.
1.6. Предметный курсОДНКНР учитывает региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение следующих результатов:
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
2. 1. Особенности преподавания курса
Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачами курса являются:
познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развить представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные обучающимися в начальной школе, и сформировать у них ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развить способности младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Основными принципами организации преподавания ОРКСЭ являются:
1.Формирование ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себев рамках ценностного подхода.
2.Основной методологический принцип реализации курса – , способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного учебно-методического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции и верования.
3.Воспитаниетолерантного, уважительного отношения к «другим»через умение и стремление узнать и понять их, учиться жить в мире и согласии, учить лучше пониматьне только окружающих людей, но и через них -самого себя.
4. Решение задач социализации, усиления социальной функции образования – постепенное формирование умения жить в многообразном мире, успешно адаптироваться в нем, ориентироватьсяв ситуациях.
Основными целями и задачами реализации данной предметной области в 5 классе являются следующие:
• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
В программе курса для 5-х классов представлены следующие содержательные линии: «В мире культуры», «Нравственные ценности российского народа», «Религия и культура», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир».
3. 1. Организационные условия реализации курса
«Основы религиозных культур и светской этики».
3.1.1.Организация преподавания курса ОРКСЭ включает:
-, основной целью которого является информирование родителей (законных представителей) обучающихся о праве на выбор;
-: проведение родительского собрания;
– : подведение итогов выбора, направление информации о выборе в органы управления образованием.
3.1.2.Информирование родителей (законных представителей) обучающихсяоб особенностях курса ОРКСЭ может осуществляться в форме родительских собраний, консультаций, круглых столов, индивидуальных встреч, посредством официального сайта ГБОУ СОШ № 481.
3.1.3.Доведение до родителей (законных представителей)информации о выборене менее чем за неделю до даты проведения родительского собрания (см. Приложение №1).
3.1.4. Информация о дате родительского собрания в классахс указанием темы собрания размещается на официальном сайте ГБОУ СОШ № 481 не позднее, чем за 7 дней до даты проведения родительского собрания.
3.1.5. На собраниях в 3 – 4 четверти текущего учебного года обучающихся 3 классов и их родителей (законных представителей) знакомят с целями и задачами курса ОРКСЭ, его местом в формировании духовных и культурных ценностей, с содержанием образования по модулям курса ОРКСЭ, формами и методами работы, особенностями каждого модуля, ожидаемыми результатами образования ииспользуемымучебно- методическим обеспечением.
3.1.4. С согласия обучающихся и по выбору их родителей (законных представителей) родителями (законными представителями) принимается решение о записи обучающегосяна изучение определенного модуля ОРКСЭ и заполняется личное заявление (см. Приложение 2).
Результаты выбора фиксируются в протоколах родительских собраний. Протокол подписывается классным руководителем и председателем родительского комитета класса. В случае отсутствия родителей некоторых обучающихся на собрании и получении от них заявления в более поздние сроки, в протокол могут быть внесены изменения или он может быть переоформлен.
6. После сбора всех заявлений на родительских собраниях и добора заявлений от отсутствовавших родителей ответственный оформляет лист сводной информации, который подписывается руководителем ГБОУ СОШ № 481, председателемродительского комитета ГБОУ СОШ № 481и скрепляется официальной печатью.
7. В исключительных случаях допускается изменение выбора модуляродителями (законными представителями) после подведения итогов родительских собраний и направления информации в органы управления образованием. В этом случае родители (законные представители) обучающегося должны обратиться к руководителю ГБОУ СОШ № 481 лично или с письменным заявлением. Решение об удовлетворении такого заявления принимается руководителем ГБОУ СОШ № 481 по согласованию с педагогическими работниками, которые предполагаются в качестве учителей по модулям курса ОРКСЭ. Изменение выбора должно быть оформлено новым заявлением от родителей (законных представителем) обучающегося, которое также должно храниться в ГБОУ СОШ № 481 вместе с их первоначальным заявлением.
3.1.8. Количество учебных групп по изучению выбранных модулей ОРКСЭ оформляется приказом по ГБОУСОШ № 481не позднее 30 августа текущего года.
3.1.9. Преподавание курса ОРКСЭ обеспечивают педагогические работники с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку.
3.1.10. Для эффективной организации и ведения курса ОРКСЭ могут использоваться электронные образовательные ресурсы:
– сайт ОРКСЭ:
-федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru;
-единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
( раздел «Культурно-историческое наследие» – произведения искусства из фондов Эрмитажа, произведения искусства Третьяковской галереи, «Тематические коллекции» – от Руси Киевской до Руси Московской);
– дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах:
электронная гуманитарная библиотека – (содержит учебные пособия по философии, культурологии, истории, произведения классиков);
– государственный музей истории религии – (содержит материал по истории религий, искусству, имеется виртуальный музей для детей);
– сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – http://www.ombudsman.gov.ru и соответствующие сайты уполномоченных по правам человека;
-www.openclass.ru – основной ресурс сети социально-педагогических сообществ.
3. 2. Организационные условия реализации курса
3.2.1. Изучение предметного курса ОДНКНР в 5 классах основано на добровольном решении родителей обучающихся в рамках внеурочной деятельности.
3.2.2. Информирование родителей (законных представителей) обучающихсяоб особенностях курса ОДНКНР может осуществляться в форме родительских собраний, консультаций, круглых столов, индивидуальных встреч, посредством официального сайта ГБОУ СОШ № 481.
3.2.3. На родительских собраниях родителей (законных представителей) знакомят с целями и задачами курса ОДНКНР, его местом в формировании духовных и культурных ценностей, с содержанием образования по модулям курса ОРКСЭ.
3.2.4. С согласия обучающихся и по выбору их родителей (законных представителей) родителями (законными представителями) принимается решение о записи обучающегосяна изучение предметного курса ОДНКНР (выбор фиксируется в общей ведомости по выбору занятий в рамках внеурочной деятельности).
Формы, методы обучения и контрольно – оценочная деятельность в курсах«Основы религиозных культур и светской этики» «Основы духовно-нравственной культуры народов мира»
4.1. Приоритетными в реализации задач курсов являются диалоговые методы в форме беседы, обсуждения, дискуссии, диспута, дилеммы, игры.
4.2. Одной из форм организации деятельности по реализации задач курсов ОРКСЭ и ОДНКНР являются экскурсионно-образовательная деятельность.
4.3. Приоритетной формой работы с обучающимися в курсах ОРКСЭ и ОДНКНР являются коллективная или индивидуальная творческая работа, построенная в соответствии с требованиями к проектированию младшего школьника.
Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курсов ОРКСЭ и ОДНКНР не предусматриваются. Урокивнеурочные занятия по курсам ОРКСЭ и ОДНКНР безотметочные, объектомоцениванияявляется универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию.
При оценивании текущих достижений обучающихся при изучении курсов ОРКСЭ и ОДНКНР используются:
– качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов;
– вербальное поощрение, похвала;
– интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности;
– использование технологии портфолиопо желанию учащихся и их родителей (составление портфеля творческих работ и достижений ученика позволит учащимся производить самооценку своей деятельности в курсах ОРКСЭ и ОДНКНР, самопроверку своих действий по овладению учебным материалом).
Прохождение материала по предмету фиксируется в журнале успеваемости обучающихся. По итогам года обучающийся аттестуется или не аттестуется по предмету«Основы религиозных культур и светской этики» (запись в журнале и личном деле – «зачет»/ «незачет»), по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов мира» аттестация не осуществляется.
5. Ожидаемые результаты
5.1. Понимание обучающимися того, что конфессиональное разнообразие является непроходящей ценностью, залогом устойчивого развития человечества, что его уважение является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского общества.
5.2. Понимание обучающимися того, что их поведенческие модели – одни из равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно-конфессиональные принципы; носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «золотого правила нравственности»: не делай другому того, что не желаешь себе.
5.3. Потребность в общении с представителями иной религиозно – культурной традиции, стремление интегрировать усилия общих социально значимых задач.
5.4. Мотивация обучающихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции.
5.5. Стремление предотвращать и умениеизбегать конфликтных ситуаций, навыки находить компромиссные решения, выходы из конфликтов, обусловленных мировоззренческими, религиозными, культурными различиями, толерантное отношение к другим людям, одноклассникам.
о преподавании в 4-х классах ГБОУ СОШ № 481 с углубленным изучением немецкого языка Кировского района Санкт-Петербурга
комплексного учебного курса«Основы религиозных культур и светской этики»
В 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника:
«Основы православной культуры»;
«Основы исламской культуры»;
«Основы буддийской культуры»;
«Основы иудейской культуры»;
«Основы мировых религиозных культур»;
«Основы светской этики».
Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование,прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определенной религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося.
При этом Вы можете посоветоваться с ребенком и учесть его личное мнение. Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур,будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку.
Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собраниии личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.
На родительском собрании Вам будет представлено содержание каждого из указанных модулей, Вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов, представителей соответствующих религиозных организаций.
Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей, и заполнение личного заявления о выборе – обязательно. Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.
Дата, время, место проведения родительского собрания:
Директору ГБОУ СОШ № 481
Кировского района Санкт Петербурга
Мы родители (законные представители) учащегося _______ «_____» класса ГБОУ СОШ № 481 с углубленным изучением немецкого языка Кировского района Санкт-Петербурга ___________________________________________________________________
из предлагаемых на выбор модулей комплексного учебного курса «Основырелигиозных культур и светской этики»:
выбираем для своего ребенка изучение модуля (написать от руки):
Дата «____» ____________ 20____ г.
________________ (Ф.И.О.) ________________________________
________________ (Ф.И.О.) ___________________________________
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция». Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей:
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами).
Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление веры в Россию;
укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства.Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы исламской культуры»
Россия – наша Родина. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание Пророка Мухаммада. Проповедническая миссия Пророка Мухаммада. Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Столпы ислама и исламской этики. Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Россия – наша Родина. Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его Учение. Буддийский священный канон. Буддийская картина мира. Добро и зло. Ненасилие и доброта. Любовь к человеку и ценность жизни. Милосердие и сострадание. Отношение к природе. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Основы буддийского Учения и этики. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийский храм. Буддийские святыни. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Священные буддийские сооружения. Буддийские ритуалы.
Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше. Исход из Египта. Получение Торы на горе Синай. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал. Молитвы и благословения в иудаизме. Добро и зло. Иудаизм в России. Основные принципы иудаизма. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.