Дети они мудрые

Уроки по ОДНКНР

Для учащихся 5-го класса (11–12 лет) общеобразовательных школ

Для чего

Представлены конспекты и дополнительные материалы к серии уроков по ОДНКНР:

Уроки предполагают применение разнообразных методов обучения:

  • Интерактивный
  • Наглядно-словесный
  • Частично-поисковый
  • Практический
  • Игровой
  • Комментированное чтение и др.

Уроки нравственности

Учащиеся 4–5-х классов (10–12 лет) общеобразовательных школ

Представлены конспекты, а также допматериал к 5 урокам по ОПК в рамках предметной области ОРКСЭ в 4-м классе. Также могут быть реализованы в рамках предметной области ОДНКНР в 5-х классах

Гордость и гордыня. Смирение

Совесть и раскаяние

Труд и безделие

Мораль и религия

Мораль – система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения. Наукой, изучающей и анализирующей состояние нравов, прогнозирующей развитие морали, является ЭТИКА.

Этика – философская дисциплина, теория морали.

Единство морали и права

Ориентирует людей на идеальные нормы. Поддерживает порядок, исходя из реальности. Берет начало во внутреннем духовном мире человека. Основывается на закрепленных государством нормах. Исключает прямое принуждение. Поддерживается принудительной силой государства. Пронизывает все стороны жизни, в т. ч. дружбу, любовь. Регулируют только существенные отношения. Главные категории – законное, незаконное, правомерное, неправомерное.

Религия: основополагающие идеи и верования

Религия – это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной силы. Главный признак религии – вера в сверхъестественное.

Основные понятия религии

  • Легенды, сказания, откровения, ад, рай, нирвана
  • Молитва, проповедь, таинство, медитация
  • Церковь, мечеть, секта, монастырь

Этапы эволюции религии

  1. Родоплеменные древние верования
  2. Иудаизм – Израиль
  3. Индуизм – Индия
  4. Синтоизм – Япония
  5. Конфуцианство – Китай
  6. Буддизм
  7. Христианство
  8. Ислам

Учение Иисуса Христа

Иисус Христос проповедовал принципы любви, милосердия и прощения. Его учение о вере и спасении души оказало огромное влияние на развитие христианской религии.

Принцип свободы совести

Свобода совести – это право человека выбирать и исповедовать свои религиозные и моральные убеждения. Это одно из основных принципов демократического общества.

Всегда интересно изучать историю и основополагающие принципы религий, которые формировали мировоззрение и культуру различных народов. Свобода совести позволяет каждому человеку быть верным своим убеждениям и исповедовать их открыто.

5 апреля в 18:00 издательство Псково-Печерского монастыря Вольный Странник организовало для читателей встречу с автором книги 10 заповедей Светланой Бутовой и автором книги Заповеди блаженств Еленой Григорьевой. Встреча состоялась по адресу: Москва, ул. Пятницкая, 6/1 стр. 3. Ведущий – Конькин Глеб Александрович, музыковед, стипендиат Фонда им. Михаила Юровского.

Запомним вместе – серия книг для детей

Добрый день, дорогие гости и все те, кто нас слушает. Мы рады приветствовать вас на встрече с двумя авторами издательства Вольный Странник. Сегодня будем говорить о замечательных изданиях для детей – 10 заповедей и Заповеди Блаженств.

О серии Запомним вместе

Эти книги – начало серии, которая называется Запомним вместе. Ее суть – в том, чтобы познакомить ребенка дошкольного возраста с основами православной веры, со Священным Писанием. Сейчас уже готовится новый выпуск серии, он посвящен толкованию евангельских притч.

Важность литературы для детей

Особенность этих изданий, как и вообще литературы для детей, в том, что она легко и интересно преподносит сложные вещи. Христианские истины важно закладывать в человека с самого раннего возраста, нужно учить его доброму и светлому. Но как это делать? Только в игровой, не отягощенной форме ребенок может усвоить христианское учение.

Разнообразие контента

Например, книга Заповеди Блаженств полностью состоит из четверостиший, которые написаны легким, прозрачным языком. Наши издания, помимо самих заповедей, включают различного рода задания, которые помогают укреплять знания и лучше понимать христианские истины.

Плодотворная работа авторов

Корень слова заповедь – вед, знание. Если мы будем вкладывать это знание в самом раннем возрасте, то вырастим детей, которые будут верить истинно и глубоко. Спасибо за это наши авторам.

Интервью с авторами

Светлана Бутова:

– Меня зовут Светлана. Я автор книжки 10 заповедей. Идея книги пришла ко мне, когда моя дочь была совсем маленькой. Мне хотелось ей объяснить простыми словами важные истины. Она очень любит ходить в храм. Мы не ходим в церковную школу, но с удовольствием посещаем богослужения.

Елена Григорьева:

– Я, наверное, тоже начну с вопроса. Как вам, уважаемые авторы, пришла идея детских книг с такими серьезными взрослыми темами? Ведь заповедь – не самая простая штука. Как возникла такая мысль, и как получилось это реализовать?

Заповеди Блаженства: Суть и Глубина

На первый взгляд тема Заповедей Блаженства может показаться сложной и недоступной. Однако, разобравшись подробнее в глубине этого понятия, мы можем приблизиться к его истинному смыслу.

Основной смысл слова Блаженство

Блаженство имеет корень в слове благ. Это связано с понятиями благодати, благодарности и всеблагости. Поэтому блаженство можно понимать как состояние полного благополучия и радости.

Заповеди Блаженства: Толкование

Первая заповедь: Блаженны нищие духом. Это может показаться противоречивым, если мы не понимаем глубинного смысла. Нищие духом – это люди, кроткие, смиренные, подобные детям в духовных вопросах. Таким образом, мы призваны быть смиренными и кроткими, чтобы найти путь к истинному блаженству.

Работа над серией для детей

Идея знакомства детей со Священным Писанием через серию книг о Заповедях Блаженства – это шаг к пониманию веры уже с раннего возраста. Это позволяет детям и взрослым вместе погружаться в глубину духовного мира, открывая новые смыслы и истины.

Интерес и польза для взрослых

Хотя серия изданий направлена в первую очередь на детей, взрослым также может быть интересно и полезно углубиться в эти темы. Часто очевидные вещи требуют обсуждения и разъяснения, что помогает нам увидеть новые грани истины.

Читайте также:  Основы православной культуры план конспект урока по орксэ 4 класс

Таким образом, серия о Заповедях Блаженства открывает перед нами увлекательный путь к пониманию духовных истин, как для детей, так и для взрослых.


Статья подготовлена профессиональным копирайтером и контент-экспертом. Вдохновлено сотрудничеством с редакцией и обменом идеями.

Новые тренды в интерактивных детских книгах

Современная детская литература находится на пике популярности. Интерактивные книги с заданиями завоевали сердца детей, захватывая их воображение и учат полезным навыкам.

Серия Запомним вместе

Идея серии Запомним вместе взяла начало из желания создавать не просто развлекательные книги, а образовательные материалы. Каждое задание, каждый лабиринт в книге связаны с тематикой заповедей, помогая ребенку не только развлечься, но и запомнить важные понятия.

Важность понимания

Работая с заповедями Блаженств, автор сталкивалась с необходимостью объяснения сложных концепций детям. Важно не только повторить текст заповеди, но и помочь понять ее смысл. Дети, будучи открытыми и мудрыми, способны улавливать истину и различать добро от зла.

Опыт работы

Опыт сотрудничества над книгой Рассказы ангела показал, что детям важно хорошо объяснять сложные понятия. Даже без грифа Издательского совета, книга остается значимым образовательным материалом с потрясающими иллюстрациями. Надеемся, что книга вскоре увидит свет.

Заключение

Интерактивные детские книги становятся все более популярными благодаря своей образовательной ценности и увлекательности. Работа над тем, чтобы дети не только развлекались, но и учились, играет важную роль в современном образовании.

Книга Рассказы ангела. Детям о Боге

Когда речь заходит о вере и духовности, важно уметь объяснять сложные понятия детям. Это задача, которую с легкостью справляется книга Рассказы ангела. Детям о Боге, написанная Еленой Григорьевой.

Источник вдохновения

Писательница делится, что вдохновением для книги послужили разговоры с ее старшей дочерью. Даже взрослый ребенок может обнаружить что-то новое внутри себя и заинтересоваться духовными вопросами.

Путешествие в храм

Дочь Елены стала поводом для посещения храма, что послужило началом написания книги. Вместе с дочерью они читали детские книги о христианстве и создавали собственные тексты в формате вопрос-ответ.

Десять заповедей vs. Заповеди Блаженств

Важным моментом, который автор подчеркивает, является различие между Десятью заповедями и Заповедями Блаженств. Первые даны еще в Ветхом Завете, в то время как вторые предназначены для христиан. Заповеди Блаженств учат, как нужно жить, чтобы достичь Царства Божьего.

Важность духовного развития

Автор отмечает также важность углубления знаний о заповедях. При написании книги использовались различные источники, а для дальнейшего изучения можно обратиться к литературе по теологии и духовной жизни.


В результате своего творчества автор не только поделилась своими мыслями и размышлениями, но и создала уникальную книгу, способную помочь детям понять сложные духовные истины. Рассказы ангела. Детям о Боге – это не просто книга, это источник вдохновения для тех, кто стремится познать мир веры и духовности.

. Дети любят зажигать свечи, смотреть иконы. Наверное, это правильнее всего. Может быть, книжку ребенок и не сразу поймет, сначала нужно проникнуться этой атмосферой.

Пример стихотворения:

Кто духом нищ, 
Тот в радости пребудет, 
Кто плачет ныне – 
О слезах забудет.

Кто кроток сердцем, 
Милостив к несчастным, 
То мирен он 
И неизменно счастлив.

Кто правды жаждал, 
Защищал гонимых, 
У Господа пребудет 
Средь любимых.

Кто милостивым был, 
Кто сироте помог, 
На небе того 
И помилует Бог.

Кто сердцем чист – 
Увидит Бога. Через любовь 
К Нему дорога.

Блаженны вы, 
Что в сердце мир хранили. 
Вы место себе 
В Царстве заслужили.

Кто изгнан был 
За правду, как пророк, 
Увидит вскоре 
Царствия порог.

Кто за Меня страдал на небесах, 
Возвеселится и забудет страх. 
Блаженны вы, страдавшие в неволе – 
В Небесном Царстве не бывает боли.

Советы по чтению с детьми:

  • Начните с приведения ребенка в храм, даже не на службу.
  • Разрешите детям зажигать свечи и разглядывать иконы.
  • Книгу лучше всего будет понимать, если ребенок погрузится в атмосферу Церкви.

Эти действия могут помочь создать интерес к духовным темам и укрепить связь с верой у детей, даже если они не ходят в храм.

Русская Православная церковь и образование

Многие родители и специалисты подтверждают, что знакомство с религиозными текстами и культурой с детства влияет на воспитание и развитие детей. Встречи с духовно-нравственными ценностями могут происходить не только в семье или в церкви, но и в обычной школе.

Опыт преподавания в школе

Я согласна со Светланой. У меня был такой опыт – я преподавала Евангельские сюжеты в обычной школе. И вот, однажды я вместо урока повела детей в храм. Обычная средняя московская школа, не православная, не воскресная. И когда мы вышли оттуда, одна девочка подошла и сказала: Елена Валентиновна, у меня так горячо в сердце. Понимаете, если они это почувствуют, им будет легко и с книжками, сердце будет подготовлено. Потом, там задания хорошие, их просто интересно выполнять.

Роль заданий в обучении

Сначала дети будут просто что-то отгадывать, записывать. Ребусы, например, можно отгадывать. Может быть, и невоцерковленные дети заинтересуются.

Значение знакомства с церковнославянским языком

Мы говорили про церковнославянский язык. У меня дочка всегда подпевает на службе хору. Непонятно, что из этого она понимает, но ей нравится. Заповеди Блаженства читаются и на дни памяти святителей, и вообще за каждой литургией антифоны поются. То есть это на слуху.

Подход к изучению воскресных школ

Задание: Почему заповедь на выход крестьян в Юрьев день из временной меры превратилась в постоянную? Как в связи с этим изменилось положение крестьянства?

Заповедь на выход крестьян в Юрьев день из временной меры превратилась в постоянную потому, что необходимо было преодолеть хозяйственный кризис. Основными производителями в сельскохозяйственной стране были крестьяне. Их прикрепление к земле обеспечивало стабильность хозяйств, обработку пахотных земель. В связи с этим изменилось положение крестьянства: теперь они не только экономически зависели от бояр и помещиков, но и попадали в личную зависимость.

Читайте также:  Презентация по орксэ на тему паломничества и святыни модуль омрк

Значение патриаршества для Российского государства

Актуализация знаний: Какое значение имело учреждение патриаршества для Российского государства? Для развития Российского государства учреждение патриаршества имело большое значение: учреждение патриаршества укрепило влияние Русской православной церкви как внутри страны, так и за рубежом, сделало ее независимой от греческой.

Заключение

Спасибо за такую проникновенную и во многом поучительную беседу для нас. Конечно, мы надеемся на дальнейший выпуск серии, будем ждать новых изданий. Наши читатели тоже будут ждать. Я знаю, что многие приходят именно за этими книгами – Десять заповедей и Заповеди блаженств. Приходят и говорят: А можем мы взять три, четыре штуки за раз? Это говорит о том, что выход книг очень актуален, и серия актуальна тоже. Спасибо большое! Приходите к нам еще!

Духовенство и миряне

В период феодальной раздробленности Православная церковь играла важную роль в объединении земель Руси. Духовенство поддерживало политику князей, направленную на преодоление власти монголо-татар и междоусобиц.

Глава Церкви

До 1589 года главой Русской православной церкви был митрополит Московский и всея Руси, под чьей властью находилось 11 епархий. Архиерей – общее название для священнослужителей высшей ступени христианской церковной иерархии.

Приходской храм

Приходской храм играл важную роль в жизни округи. В нем проводили важные события для прихожан – крещение, венчание, отпевание покойников, обучение грамоте и другие мероприятия.

Изменения в церкви

В 1448 году Архиерейский собор Русской церкви самостоятельно выбрал митрополитом епископа Рязанского Иону, что стало первым шагом к независимости церкви от Вселенского патриархата.

Иосифляне и нестяжатели

Основу экономического могущества церкви составляли земельные владения и вклады прихожан. Церковь учила, что достичь вечного блаженства можно через молитву в посмертном мире, поэтому миряне щедро жертвовали церкви для обеспечения молитвенных услуг.

Богатые бояре, купцы и князья выделяли значительные доли своего наследства церкви при разделе собственности между наследниками. Кроме того, церковь получала десятину и другие пожертвования от населения.

Разделение церкви и государства в древней Руси

В конце XV века, с образованием единого Российского государства, светские власти все чаще предпринимали попытки изъятия земель у церкви. Это было вызвано не только стремлением великого князя и государя всея Руси получить в свое владение плодородные и богатые монастырские земли, но и его желанием подчинить церковную власть светской.

Раскол церкви

В конце XV века начались разногласия среди духовенства о церковных богатствах. В результате православное духовенство раскололось на две части. Одних, обличающих богатство церкви, нестяжателей, возглавил старец Нил Сорский. Защитников монастырских владений, иосифлян, возглавлял настоятель Иосиф Волоцкий.

Нестяжатели

Нестяжатели, сторонники Нила Сорского, выступали против стяжания церковью земель и другого имущества. Они считали, что монастыри не должны заниматься благотворительностью и хозяйственной деятельностью, и поэтому им не нужны земельные владения. Нестяжатели призывали монахов вести аскетичный образ жизни и отрешиться от мирской суеты.

Иосифляне

Иосиф Волоцкий и его сторонники защищали монастырское землевладение, считая, что это необходимо для материальных благ церкви. Они придерживались идеи первенства царской власти, в том числе в решении некоторых церковных вопросов.

Церковные монастыри

Возросший авторитет русской православной церкви привел к росту числа церквей и монастырей. На берегах Белого моря был основан Соловецкий монастырь, а в XIV веке основан Троице-Сергиев монастырь Сергием Радонежским.

Известные монастыри:

Название монастыряОснователь
СоловецкийГерман, Савватий, Зосима
Троице-СергиевСергий Радонежский
Иосифо-ВолоколамскийИосиф Волоцкий

Заключение

Дискуссия о церковных богатствах и земельных владениях привела к разделению православного духовенства на нестяжателей и иосифлян. Спор о влиянии церкви и государства в древней Руси стал одним из ключевых вопросов того времени. Невзирая на разногласия, церковь и государство продолжали сосуществовать и оказывать взаимное влияние на общественную жизнь.

Спор между иосифлянами и нестяжателями

Суть спора между иосифлянами и нестяжателями заключалась в вопросе владения церковными землями и отношениях с государством. В конечном итоге этот спор был разрешен путем подчинения церкви государству.

Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого

Что такое ересь?

Ересь – это отклонение от норм господствующей религии, противоречащее церковным догматам. В средневековой Европе еретиков сжигали на костре.

Ересь – сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению и выделение из состава церкви новой общины.

Опасность ересей

Митрополит Зосима видел опасность в ереси, так как они подрывали устои церкви и в конечном итоге могли подорвать государственные интересы.

Ереси в России

Еретические движения в России начали возникать в XIV веке в Новгороде и Пскове. Стригольники отвергали церковную иерархию и монашество, не признавали таинства и выражали недовольство практикой симонии. Второй же вид ереси, идущий от Схарии Жидовина во Великом Новгороде в XV веке, также вызывал беспокойство среди верующих.

В заключении, ереси противоречили устоям церкви и представляли серьезную опасность для веры и государства.


Задание по тексту документа

  1. В чем состоял спор между иосифлянами и нестяжателями?
  2. Что такое ересь и какие последствия она несет с собой?
  3. Какую опасность видел митрополит Зосима в ересях?

Предоставленный текст был отредактирован и структурирован для лучшего понимания и усвоения информации.

Борьба против ересей в Древней Руси

Люди из свиты литовского князя – Великий Новгород Христос только пророк, а не сын Божий, отрицали Святую Троицу выступали против икон и икон, крестов, храмов против монашества выступали за западноевропейские порядки Ереси

На Церковных соборах 1490 и 1504 годов осудили еретиков и приговорили к смертной казни.

Читайте также:  Сценарии и презентации для проведения дня защитника отечества

Ереси и их основатели

Стригольники

  • Выступали против: взятия священниками платы за посвящение в духовный сан
  • Не признавали Церковной иерархии
  • Сомневались в правильности священных таинств

Жидовствующие

  • Отрицали догмата о троичности Бога
  • Отрицали священность икон
  • Отрицали церковную иерархию
  • Критиковали монахов

Матвей Башкин

  • Сомнения относительно правильности решений Священного Писания и церковных обрядов

Феодосий Косой

  • Не признавал Святой Троицы
  • Различал человеческую и божественную сущность Иисуса Христа

Борьба против еретиков

Во время следствия Косому удалось бежать в Литву, где он стал одним из протестантских лидеров. Матвея же направили в Иосифо-Волокамский монастырь для вразумления. Обычно еретики отрицали божественное происхождение Иисуса Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым.

Новое направление в христианстве

Максим Грек

  • Наблюдая дефекты и социальную несправедливость русской жизни
  • Критиковал власти
  • Осуждал холопство и провозглашал равенство людей

Представители еретических учений

  • Матвей Башкин отрицал необходимость церковных обрядов
  • Феодосий Косой выступал за равенство народа

Влияние и наследие

Максим Грек оставил после себя многочисленные сочинения разнообразного характера, включая богословские труды и письма.

С началом XVI века его работы начали распространяться в различных рукописях, хранящихся, например, в Библиотеке Троицко-Сергиевской лавры.

Взаимоотношения Церкви и государства

В 1448 году русский православный собор избрал митрополитом рязанского епископа Иону. После 1453 года русская православная церковь стала самостоятельной.

Влияние церкви на политику в эпоху Василия 3

В 16 веке в России существовало около 500 монастырей, некоторым из них принадлежали обширные земли. Объединяя русские земли, князья ограничивали налоговые льготы церкви и подчиняли настоятелей монастырей по своему суду по светским делам. Однако светская власть еще не имела надежного аппарата управления страной и нуждалась в поддержке церкви.

Иосиф Волоцкий и поддержка государя

Василий 3 покровительствовал Иосифу Волоцкому и митрополиту Даниилу. Иосиф разрешил развод князя с первой женой и оправдал расправы князя с политическими противниками. Он провозглашал божественный характер власти государя и утверждал, что является высшим судьей в светских и церковных делах. Российские государи в 16 веке часто выступали покровителями православия.

Русская Православная церковь становится независимой

В 1448 году собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека — Иону. Это событие сделало русскую православную церковь независимой.

Митрополит Макарий и его деяния

Митрополит Макарий стал одним из сторонников венчания Ивана 4 на царство. Он был ярым сторонником сильной воинствующей церкви и выступил против попыток ограничить права церкви. Макарий содействовал открытию первой русской типографии в Москве и написал несколько важных произведений, идеологически обосновывающих важность самодержавия и усиления роли церкви в государстве.

Смена политики в церкви

На смену Макарию митрополитом стал Филипп, который позже был низложен и убит. Следующие митрополиты уже были покорны светской власти.

Патриарх Иов

После смерти Ивана Грозного церковь переживала испытания. Патриарх Иов, будучи митрополитом, играл важную роль в церковной и политической жизни, став патриархом Московским и всея Руси в 1589 году.

В целом, церковь имела значительное влияние на политику и общество в эпоху Василия 3 и позднее.

Оформление идеологии самодержавия

Теория Москва – третий Рим в истории христианства существовала три великих центра:

  1. Рим
  2. Константинополь
  3. Москва – третий Рим

Теория Москва — Третий Рим

Теория Москва — Третий Рим послужила смысловой основой представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров.

Оформление идеологии самодержавия

Шапка Мономаха

  • Первый Рим – ветхий
  • Второй Рим – Константинополь
    • Заключил унию с католической церковью
    • Пал от мусульман
  • Третий Рим – Москва
    • Остался верен православию
    • Обязан сохранить чистоту веры и защитить православные народы
  • Четвертому Риму не бывать
    • Пал под ударами язычников-варваров

Идеология самодержавия

  • Верность православию
  • Центр христианства
  • Моральная ответственность

Защита православных народов

Задание

Почему для светской власти была важна поддержка церкви?

Для светской власти была важна поддержка церкви потому, что светская власть не имела надежного аппарата управления страной и нуждалась в поддержке церкви.

Задание

Какую роль играла церковь в Российском государстве в XVI в.? Как складывались ее отношения с властью?

Церковь в Российском государстве в XVI в. играла большую роль. В XVI в. Россия стала единственной православной державой Европы. Интересы государства и церкви не всегда совпадали. Во внутренней и внешней политике правительство нуждалось в поддержке церкви, но требовало от ее иерархов повиновения. Русская православная церковь сохранила свои земельные владения и обрела статус патриаршества.

В 16 веке Россия стала единственной православной державой в Европе. Интересы государства и церкви не всегда совпадали; во внутренней и внешней политике государство нуждалось в поддержке церкви, но требовало от ее иерархов повиновения. Русская православная церковь сохранила свои владения и обрела статус патриархии. Русская православная церковь, избавившись от Византийской зависимости, значительно повысила свой авторитет как духовного центра русского государства. Однако она постепенно стала попадать в зависимость от великокняжеской власти.

Итоги

Клинчаева Марина Оганесовна

  • Учитель истории, обществознания, ОДНКНР, руководитель музея этнографии
  • Организация МКОУ СОШ № 5 Курского МО Ставропольского края
  • Призер (2-е место) конкурса Клевер ДНК за 2022 год в номинации Классический подход к ДНК, подноминации Уроки по ОПК и ОДНКНР
  • Последнее изменение: Понедельник, 23 октября 2023, 21:46

Кудашкина Елена Анатольевна

  • Учитель начальных классов
  • Организация МБОУ Гимназия г. Абакана
  • Призер (3-е место) конкурса Клевер ДНК за 2022 год в номинации Классический подход к ДНК, подноминации Уроки по ОПК и ОДНКНР
  • Последнее изменение: Понедельник, 23 октября 2023, 21:52

Подборка дополнительных статей:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *