Далай лама xiv

Памятник Ошо в парке Пуны

В 1986 году, во время однодневного визита в Ленинград, Далай-лама встретился с местными востоковедами (А. Терентьев и др.), а также кратко с несколькими подпольными буддистами, дав им благословения и напутствия.

Международный медитационный курорт Ошо в Пуне

Международный медитационный центр Ошо в Пуне (Индия), 2008 год.

Последователи в СССР и СНГ

Ученик Ошо, американец Свами Вит Мано принимал участие в Битве экстрасенсов-13 на ТНТ. Ещё один ученик Ошо, Свами Даши, выиграл Битву экстрасенсов-17 на том же канале.

Библиография

Библиография на английском языке

  • Гоулман Д. Сила добра: Далай-лама о том, как сделать свою жизнь и мир лучше = A Force for Good: The Dalai Lamas Vision for Our World. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 293 с. — — ISBN 978-5-9614-5941-8.

Библиография на русском языке

  • Егоров В. А. Внеконфессиональная этика Далай-ламы XIV как возможная мировая гражданская религия // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2022 — Том 23 — № 3(1). — С. 122–132.

Буддизм

Буддизм
Универсальный символ Буддизма.png
История Философия Люди Страны Школы Понятия Тексты Хронология Критика буддизма
Практика
Прибежище в трёх драгоценностях Буддийская этика Патимоккха Пять обетов Праджня Буддийская медитация
Дхамма

Четыре благородные истины

Будда

Будда, восседающий на лотосе. Одно из канонических изображений Будды.

Пять скандх

  • — официальный сайт Далай-лама XIV
  • Раздел, посвящённый Далай-ламе XIV, на сайте Центра тибетской культуры и информации в России
  • Сохраним Тибет — Культура, политика, традиция, буддизм.
  • Страница лауреатов Нобелевской премии мира 1989 года
  • Фонд Далай-ламы
  • Далай-лама выступил против христианских миссионеров в Монголии
  • Жизнеописание всех Далай-лам
  • Интервью с Далай-лама XIV, в RuNewsweek, автор Леонид Рагозин

Аничча

  • Osho fragrance. Books (Книги Ошо на английском и хинди)
  • Friends of Osho Архивная копия от 20 января 2022 на Wayback Machine (англ.)
  • Притчи в изложении Ошо на Притчи.ру Архивная копия от 14 апреля 2009 на Wayback Machine
  • The Rise and Fall of Rajneeshpuram

Дуккха

Критика

  • Культ Раджниша (Ошо) Архивная копия от 3 июня 2013 на Wayback Machine в справочнике Новосибирского центра по вопросам сектантства во имя св. Александра Невского.
  • Материалы об Ошо Раджнише на сайте Рика Росса (англ.)

Анатта

Ошо
Ошо
Имя при рожденииЧандра Мохан Джеин
ПсевдонимыРаджниш, Ачарья Раджниш, Бхагван Шри Раджниш

Новое религиозное движение: Движение Раджниша (Движение нео-саньясы)

Основные данные

  • Период: 26 сентября 1970 — 19 января 1990
  • Дата рождения: 11 декабря 1931
  • Дата смерти: 19 января 1990

Основные факты

  • Место рождения: (не указано)
  • Место смерти: (не указано)
  • Страна: (не указано)

Интересы основателя

Основные интересы основателя движения включали в себя:

  • Медитация
  • Религия
  • Философия
  • Культура

Предшественники

Данные о предшественниках движения Раджниша отсутствуют.

Индивидуальный подход

Один из аргументов в пользу современных бизнес-гуру – это возможность доступа к их знаниям и опыту для широкой аудитории. В отличие от традиционных гуру, которые работали с ограниченным числом студентов, современные мастера делятся своими знаниями через книги, видео-лекции, онлайн-курсы и семинары. Это позволяет многим людям узнать и применить ценные уроки без необходимости проживания в ашраме.

Социальное влияние

Бизнес-гуру, активно использовавшие современные коммуникационные средства, могут оказывать значительное влияние на общество. Их идеи, бизнес-стратегии и философия могут повлиять на тысячи предпринимателей, лидеров и обычных людей. Таким образом, их деятельность имеет широкий общественный эффект, в отличие от т

Далай-лама обучался с шести до двадцати пяти лет от роду, чтобы получить высшую учёную степень геше-лхарамба («доктора буддийской философии»). В возрасте двадцати четырёх лет он сдал предварительные экзамены в трёх главных монастырских университетах Тибета: Дрепунге, Сэре и Гандене. Заключительные экзамены прошли в главном храме Лхасы во время ежегодного молитвенного празднества (монлама) зимой 1959 года. Утром в экзаменационный день Далай-лама сдавал экзамены по логике тридцати учёным. Во второй половине дня он участвовал в философском диспуте с пятнадцатью учёными. Вечером тридцать пять учёных экзаменовали его по вопросам монашеской дисциплины и метафизики. Далай-лама блестяще сдал все экзамены в присутствии более 20 000 учёных-монахов и получил звание геше-лхарамбы.

Дала́й-ла́ма XIV (Нгагва́нг Ловза́нг Тэнцзи́н Гьямцхо́, тиб. ; род. 6 июля 1935, Такцер, Цинхай, Китайская Республика; имя при рождении — Лхамо Дхондруб) — духовный лидер последователей тибетского буддизма. Лауреат Нобелевской премии мира (1989). До 27 апреля 2011 года также возглавлял правительство Тибета в изгнании (его сменил Лобсанг Сангай).

| Далай-Лама XIV,Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо | |

| ———————————————————————————————————————————————————————— | ————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————- |

| тиб. བསྟན་འཛིན་རྒྱ་མཚོ་ | |

| Далай-Лама XIV, Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо | |

| c 1935 (рождение) | |

| Избрание | 1937 (признан перевоплощением) |

| Интронизация | 22 февраля 1940,17 ноября 1950 (как политический глава Тибета) |

| Община | тибетский буддизм |

| Предшественник | Далай-лама XIII |

| Имя при рождении | Лхамо Дхондруб |

| Рождение | , , |

| Династия | |

| Отец | |

| Мать | |

| | |

| Автограф | Изображение автографа |

| Награды | Филадельфийская медаль Свободы Орден «Ecce Homo» Далай лама xiv Далай лама xiv Орден Улыбки Нобелевская премия — 1989 Золотая медаль Конгресса США |

| Логотип Викицитатника Цитаты в Викицитатнике | |

| Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе | |

Далай лама xiv

Колесо Дхармы. Один из основных символов буддизма. Используется для обозначения буддийской религии точно так же, как крест представляет христианство или Звезда Давида представляет иудаизм. Восемь спиц Колеса символизируют Восьмеричный Путь Будды, а три завитка в середине колеса представляют «Три Драгоценности» буддизма: Будду (учитель), Дхарму (учение) и Сангху (общество).

Первые записанные канонические тексты, относящиеся к Будде и его учению, появились приблизительно через четыре столетия после его смерти. Древнейшие исторические памятники буддизма, а именно стелы, установленные царём Ашокой и содержащие информацию о Будде и буддизме, созданы примерно через 200 лет и более после нирваны Будды. К этому моменту в рассказы о нём были внесены многочисленные изменения, прижизненные записи основ вероучения отсутствуют, поскольку на протяжении первых столетий канон учения передавался исключительно устным путём.

Детство и юность (1931—1950)

Годы обучения (1951—1960)

Фонд движения нео-саньясы

Ашрам в Пуне (1974—1981)

Развитие и рост

Ежедневные события в ашраме

Отрицательные сообщения в СМИ

Изменение планов и начало фазы молчания Бхагвана

Пребывание в США (1981—1985)

Раджнишпурам, штат Орегон. Дом, в котором жил Ошо. Лето 1982 г.

Раджнишпурам, штат Орегон. Ошо за рулём Rolls-Royce Silver Spirit едет вдоль толпы своих последователей. Лето 1982 г.

Кругосветное путешествие (1986)

К концу 1987 года через ворота «Osho Commune International» в Пуне ежедневно проходили тысячи саньясинов и посетителей. Ошо проводит ежедневные даршаны, но его здоровье неуклонно ухудшается. В беседах Ошо часто повторяет, что не может оставаться со своими людьми ещё долгое время, и советует слушателям уделять основное внимание медитации.

6 октября 1989 Ошо выбирает «внутренний круг» — эта группа состоит из двадцати одного ближайшего ученика, на которых возложена ответственность административного управления и решения основных практических вопросов жизни коммуны. В июне-июле основан саньясинский университет; он состоит из ряда факультетов, охватывающих различные семинары и групповые программы.

В 1949 году резко обострились тибетско-китайские отношения. Китайское правительство настаивало на том, что Тибет является частью Китая. Далай-лама писал: «С 1912 до рокового 1950 Тибет de facto был государством, независимым от любой другой державы, и наш статус по сей день остаётся тем же, что и в 1912 году». 17 ноября 1950 года Народно-освободительная армия Китая вошла в Восточный Тибет, что ещё более осложнило ситуацию. 26 октября 1950 года МИД Индии направил в Пекин следующую ноту: «Сейчас, когда китайское правительство предприняло вторжение в Тибет, навряд ли можно совместить с этими событиями мирные переговоры, и, естественно, часть тибетцев будет опасаться, что эти переговоры пройдут под давлением. При современном положении дел вторжение китайских войск в Тибет не может быть рассмотрено иначе как удручающее событие, не согласующееся с интересами самого Китая в налаживании мира в регионе. Так считает индийское правительство». В том же году чрезвычайная сессия Национальной ассамблеи Тибета обратилась к пятнадцатилетнему тогда Далай-ламе с просьбой принять на себя всю полноту духовной и светской власти. 17 ноября 1950 года состоялось возведение Далай-ламы Тензина Гьямцхо на престол духовного и светского правителя Тибета.

По высказываниям Иисуса:

  • Горчичное зерно (по Евангелию от Фомы)

  • Приходи, следуй за Мною том I—IV

  • Дао: Три Сокровища (по Дао дэ цзин Лао-цзы), том I—IV

  • Пустая лодка (истории о Чжуан-цзы)

  • Когда туфли не жмут (истории о Чжуан-цзы)

  • Ошо. Дао: путь без пути. — 2000. — Т. 1. — ISBN 5-7135-049-58.

По Гаутаме Будде:

  • Дхаммапада (Том I—X)

  • Дисциплина трансцендентности (том I—IV)

  • Сутра сердца

  • Алмазная сутра

  • Книга ни о чём (по Синь-синь-мин Сосана)

  • Ни воды, ни луны

  • Возвращаясь к истокам

  • Трава растет сама

  • Нирвана: Последний кошмар

  • Поиск (по десяти быкам)

  • Эверест дзэн (по Байчжану)

  • Истинный мастер дзэн (по Кёдзану)

  • Дзен: Путь парадокса

  • Корни и крылья

По баульским мистикам:

  • Возлюбленные

  • Пока вы не умерли

  • Просто так

  • Unio Mystica тома I и II (о поэзии Санаи)

  • Искусство умирать

  • Я есть То — беседы по Иша-упанишаде

  • Высшая доктрина

  • Предельная алхимия том I и II

  • Веданта: Семь шагов к самади

  • Скрытая гармония

  • Экстаз: Забытый язык

  • Божественная мелодия

  • Путь любви

По буддистской тантре:

  • Тантра: Высшее понимание

  • Виденье тантры

По Патанджали и йоге:

  • Йога: Альфа и Омега том I—X

  • Путь к совершенству

  • Книга тайн, том I—V

  • Медитация: Искусство внутреннего экстаза

  • Оранжевая книга

  • Медитация. Первая и последняя свобода

Беседы на общие темы:

  • Ранние беседы (Early Talks)

  • Я — врата

  • Путь белых облаков

  • Думать без ума (Walk Without Feet, Fly Without Wings and Think Without Mind)

  • Тихий взрыв

  • Удар Молота по Скале

  • Нечего терять

  • Будьте реалистичны: план для чуда

  • Кипарис во дворе

  • Возлюбленные моего сердца

  • Танец — ваш путь к богу

  • Страсть к невозможному

  • Великое Ничто

  • Бог не для продажи

  • Тень кнута

  • Блаженны нищие духом

  • Находясь в любви

Ошо празднует день рождения в своей резиденции в Бомбее 11 декабря 1972 года.

  1. Самостоятельный анализ событий, противостояние воздействию всякой идеологии и самостоятельное разрешение собственных психологических проблем.

  2. Приобретение собственного опыта «жить полной жизнью», отказ от жизни «по книгам», поиск «причин возникновения страданий, радости, неудовлетворённости».

  3. Необходимость вывода наружу своих внутренних и разрушающих психику «затаённых желаний» в процессе самореализации.

  4. «Наслаждаться простыми вещами … — чашкой чая, тишиной, беседой друг с другом, красотой звёздного неба».

Читайте также:  Компетентностно ориентированные задания на уроках математики учебно методический материал по математике

Эго и ум

Сексуальные практики и тантра

Я называю дзен единственной живой религией, потому что это не религия, а сама религиозность. В дзене нет догм, у дзена нет даже основоположников. У него нет прошлого. По правде сказать, он ничему не может научить. Это чуть ли не самое странное, что было в человеческой истории, — странное, потому что дзен радуется пустоте, расцветает, когда нет ничего. Он воплощается не в знании, а в неведении. Он не различает мирское и священное. Для дзена священно всё.

Отречение и «новый человек»

«Десять заповедей» Ошо

  1. Никогда не выполняйте ничью заповедь, пока она не исходит также и от вас.
  1. Нет другого бога, кроме самой жизни.
  1. Истина в вас, не ищите её где-то ещё.
  1. Любовь — это молитва.
  1. Стать ничем — это дверь к истине. Ничто само по себе — способ, цель и достижение.
  1. Жизнь здесь и сейчас.
  1. Живите пробуждённо.
  1. Не плавайте — плывите.
  1. Умирайте в каждое мгновение, так чтобы вы могли быть в каждое мгновение новыми.
  1. Не ищите. То что есть — есть. Остановитесь и увидьте.

Класс___________ ФИ ученика_______________________

1.Выберите правильный ответ. Где появился буддизм?

А. Индия Б. Аравийский полуостров В. Китай

2. Выберите регионы России, где большая часть населения являются буддистами.

. Республика Татарстан

Еврейская автономная область

3. Выбери правильный ответ. Религиозный учитель в буддизме называется:

А. раввин Б. лама В. пророк Г. Епископ

4. Допиши выражение: «Танка может изображать________

5. Закончи выражение: «Первый месяц в буддийском календаре – _________________________________________».

6. Что означает слово «Будда»?

7. Выбери из перечисленного символы буддизма.

Цветок лотоса, крест, звезда Давида, ступа, колесо с 8-ю спицами.

8. Выбери названия священных буддийских сооружений.

Мечеть, собор, дацан, ступа, пагода.

9. Напишите названия трех буддийских праздников.

Класс___________ ФИ ученика_______________________

1.Выберите правильный ответ. Где появился буддизм?

А. Индия Б. Аравийский полуостров В. Китай

2. Выберите регионы России, где большая часть населения являются буддистами.

. Республика Татарстан

Еврейская автономная область

3. Выбери правильный ответ. Религиозный учитель в буддизме называется:

А. раввин Б. лама В. пророк Г. Епископ

4. Допиши выражение: «Танка может изображать________

5. Закончи выражение: «Первый месяц в буддийском календаре – _________________________________________».

6. Что означает слово «Будда»?

7. Выбери из перечисленного символы буддизма.

Цветок лотоса, крест, звезда Давида, ступа, колесо с 8-ю спицами.

8. Выбери названия священных буддийских сооружений.

Мечеть, собор, дацан, ступа, пагода.

9. Напишите названия трех буддийских праздников.

Далай-лама XIV, Тэнцзин Гьямцхо, является духовным лидером тибетского народа. Тибетские буддисты верят, что Далай-ламы являются воплощениями на земле Авалокитешвары (Ченрези), Бодхисаттвы Сострадания; они рождаются здесь, чтобы служить людям. Признанный Далай-ламой Лхамо Дхондруб получил новое имя — Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин Гьямцхо.

Юный Далай-лама XIV

В 1909 Далай-лама XIII, совершая паломничество по святым местам, посетил деревню Такцер. Он отметил красоту этого места и сказал, что хотел бы вернуться сюда вновь. В 1937, уже после кончины Далай-ламы XIII, в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая его новое воплощение. После соответствующих испытаний (в частности, когда ему показали различные реликвии и игрушки предыдущего Далай-ламы, он сказал: «Это моё, это моё!») двухлетний Лхамо Тхондруб был признан реинкарнацией своего предшественника. Сам Далай-лама XIV считает, что далеко не все инкарнации далай-лам были подлинными. Он уверен, что является воплощением Далай-ламы V (которого в Тибете называют за заслуги «Великий Пятый»), так как в детстве у него было очень много ярких снов, связанных с этой прошлой жизнью.

Восточный район Тибета, где находилась деревня Такцер, был под контролем Китая. После длительных переговоров между тибетским правительством и местной администрацией 10 июля 1939 года 4-летний Лхамо в составе большого каравана отбыл из родительского дома в направлении столицы Тибета. Через 3 месяца, в октябре 1939 г., караван прибыл в Лхасу.

Возведение на престол и изгнание

Ещё в детстве Далай-лама начал носить очки (их заказал ему старший брат из Индии) — его зрение испортилось, вероятно, из-за постоянных занятий в полумраке и привычки, ставшей следствием изоляции, наблюдать за жизнью Лхасы в подзорную трубу.

Советский государственный деятель Дмитрий Трофимович Шепилов, встречавшийся с Далай-ламой во время визита советской государственной делегации в Китай в 1954, оставил о нём следующее впечатление:

После подавления антикитайского восстания он был вынужден оставить Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года, чтобы найти убежище в Индии. С этого времени живёт в Дхарамсале (штат Химачал-Прадеш), где находится Тибетское правительство в изгнании.

  • Чандра Мохан Джеин (хинди चन्द्र मोहन जैन) — настоящее гражданское имя.

  • Раджниш (хинди ) — это имя было прозвищем, данным Ошо в детстве[34] его семьёй[35]. Дословно оно переводится как «господин полной луны»[36].

  • Ачарья Раджниш (хинди ) — так его называли с середины шестидесятых по начало семидесятых годов. Ачарья означает «учитель»[1] или «духовный учитель», а также в некоторых случаях «профессор»[37][10].

  • Бхагван Шри Раджниш (хинди भगवान श्री रजनीश) или коротко Бхагван — это имя Ошо носил с начала семидесятых годов до конца 1988 года. Бхагван означает «просветлённый» или «пробуждённый»[38]. В Индии слово Шри используется в качестве повседневного обращения, его значение близко к обращению «господин». В конце 1988 года отказался от данного имени, означающего также божественный статус, с комментарием: «Хватит! Шутка закончилась»[39].

  • Ошо (хинди ) — так он называл себя в последний год своей жизни, с начала 1989 года и до самой своей смерти 19 января 1990 года. В дзэн-буддизме «Ошо» (осё 王将) — это титул, который в источниках переводится как «монах» или «учитель». Именно так почтительно обращались к Бодхидхарме, первому патриарху чань[33][40]. Согласно буддологу и популяризатору дзэн Д. Т. Судзуки, в японском языке «осё» означает «мастер» или «учитель» и является титулом буддийского священника, а также иногда в ряде случаев мастера меча или копья[41]. Титул осё, использующийся в школах дзэн и дзёдо, фонетически происходит от слова касё, употреблявшегося в тэндайском буддизме, которое, в свою очередь, происходит от китайского слова хэшан, прототипом которого стало тюркское ходжа[42], в большинстве случаев означающее почётный титул духовного лица, или от санскр. упадхьяя ‘религиозный учитель‘[43]. Имя «Ошо» было предложено ему учениками, так как оно часто упоминалось в дзэнских притчах, которые тот комментировал[33]. Ошо однажды дополнил это слово новым смыслом, связав его с понятием «океанический» Уильяма Джеймса (в английском языке слово «океан» звучит как «оушен»)[44]. В литературе движения Раджниша представлена ещё одна интерпретация: слог «О» означает любовь, благодарность и синхронность, а «шо» означает расширение сознания во всех направлениях[33][44]. Все новые издания его книг и другие его произведения публикуются сегодня под именем Ошо.

Далай лама xiv

Корейская трипитака в Храме Отражения Тихого Моря, одного из наиболее почитаемых храмов в Южной Корее, полный текст канона написан на 81258 деревянных пластинах.

Далай лама xiv

Бесконечный узел, один из древнейших символов буддизма. Он символизирует сансару, цикл рождений, смертей и возрождений.

Во второй, так называемой Сутта-питаке (по палийской редакции) собрано более 10 тысяч сутр, приписываемых лично Будде или, в меньшей степени, его ближайшим ученикам. Во многие редакции включаются так называемые джатаки, повествующие о жизни Будды.

Далай лама xiv

Мини-пагоды с высеченными в мраморе страницами Трипитаки в храме Куто-до Пайя, самая большая книга в мире. Мандалай, Бирма.

В письменном виде, написанный на пальмовых листьях на языке пали, канон появился лишь на Четвёртом буддийском соборе, состоявшемся на Цейлоне около 80 года до н. э., то есть более, чем через 400 лет после смерти Будды Шакьямуни. Сформированный полный текст канона был унифицирован после Пятого буддийского собора.

В 1871 году полный текст Типитаки был вырезан на 729 белых мраморных плитах высотой почти в два метра и весом в несколько тонн. Каждая отдельная вертикально стоящая плита помещается в миниатюрной Питака-пагоде, сотни которых окружают центральную ступу пагоды Куто-до Пайя в Мандалае (Бирма). Этот литературный памятник стал крупнейшей книгой в мире, вырезанной в камне постранично и занесён в этом качестве в Книгу Рекордов Гиннеса.

Основные положения вероучения

Далай лама xiv

Колесо Сансары или Колесо Жизни (метафорическое представление цикличности эволюции Вселенной). Мурал, Тронгса Дзонг, Бутан.

В доктринальном плане буддизм основывается на следующих базовых концепциях часть из которых объединяет его с более ранними религиозными и философскими школами, а именно:

  • учение о карме (ка́мме) — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, понимаемой как вселенский причинно-следственный закон, согласно которому действия человека (праведные или неправедные) определяют его судьбу, испытываемые им страдания или блага как в этой жизни, так и в следующих[14].

  • доктрина о сансаре или колесе Сансары. Санса́ра или самса́ра — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых деяний[15].

  • доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»). Это учение об отсутствии «Я», одно из основных положений буддийской философии. В наиболее общем значении анатмавада заключается в «отрицании любой постоянно длящейся субстанциальной основы существования» (дравьи). В более конкретном случае отрицается вечная и неизменная «самость» атмана, под которым может пониматься как душа, так и «средоточие личностной идентичности»[16]. Это положение концептуально отличает доктрины буддизма и индуизма.

  • доктрина кшаникавады (учение о мгновенности бытия), Это — буддийское онтологическое учение, постулирующее, что в каждый момент времени появляются и мгновенно исчезают комбинации элементов бытия (дхарм), из которых состоит всё существование. Новая комбинация при этом является следствием предыдущей комбинации по закону взаимозависимого возникновения. Мгновенная смена комбинаций создаёт для наблюдателя всеобъемлющую иллюзию устойчивой и постоянной реальности[17].

  • учение базируется также на специфической буддистской космологии (представлении о строении и циклическом развитии мира), многое заимствующей из индуистской концепции.

Читайте также:  Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках орксэ и однкнр как один из способов оценки результатов обученностиматериал по орксэ 4 класс

Самбхогакайя связана с ментальными способностями человека, со способностью ума проявляться в соответствии с пятью мудростями. В тантрической практике тибетского буддизма все божества являются проявлениями Самбхогакайи, воплощающими пять различных типов мудрости. Самбхогакайя связана с общением, как на вербальном, так и на невербальном уровнях, а также с самой идеей установления отношений, не просто способностью использовать слова, но и способность общаться на всех уровнях.

Учение о четырёх благородные истинах

  • земная жизнь полна дукхи (неудовлетворённость, страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания) или попросту страданий. Жизнь человека — есть страдание. Все вещи вокруг нас непостоянны и преходящи, раз возникая, все должно быть рано или поздно уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее само себя, а огонь может принести только страдание;

  • страдания (дукха) всегда имеют свои причины (тришна) — жажду наживы, славы, удовольствия, власти и другие мирские страсти. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать;

  • от страданий (дукхи) можно избавиться. При этом, избавление от страданий возможно только с помощью избавления от самих желаний. для этого необходимо достичь нирваны — состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от бесконечной реинкарнации[26];

  • существует путь, освобождающий от страданий (дукхи), — отказ от мирских желаний, просветление, Нирвана. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к Восьмеричному пути спасения[22].

Учение о Восьмеричном пути

Буддизм предлагает человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является достижение Нирваны — Великого Освобождения.

Данный жизненный план это и есть так называемый Восьмеричный путь, который предусматривает соблюдение следующих восьми принципов:

  • правильное видение — понимание основ мира и своего пути в жизни. Первое, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;

  • правильные мысли — жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется и сама жизнь. Человеку необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;

  • правильная речь — высказывания человека, его речь воздействуют на его атман и его характер. Речь человека должна нести добро, поэтому следует следить за своими словами, чтобы они не источали зло;

  • правильные поступки — жить в согласии с собой и другими людьми, не причинение зла в мире. Человеку следует совершать добрые дела и воздерживаться от недобродетельных поступков;

  • правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке. Только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;

  • правильные усилия — усердие и трудолюбие. Необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;

  • правильные помыслы — контроль над своими мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь. Главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;

  • правильное сосредоточение — Восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения, регулярных медитаций, осуществляющих связь с собственной природой[22].

Учение о Среднем (срединном) пути

Учение о срединном пути как жизненном пути между двумя крайними путями бытия: «пут`м удовольствия» (праздности, лени, развлечений, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (воздержания, умерщвления плоти, лишений, физического и морального изнеможения), характерного для индуизма ряда других ведических учений.

К пяти священным заповедям буддизма относятся следующие:

  • не причиняй смерти;

  • не кради;

  • будь целомудренным;

  • не лги;

  • не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.

Три Драгоценности буддизма

  • Будда — им может считаться как сам создатель учения, так и любой его последователь, достигший просветления.

  • Дхарма — непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.

  • Сангха — община буддистов, придерживающихся правил этого религиозного учения.

  1. отвержение от истины бытия и неведение;

  2. желания и страсти, способствующие возникновению страданий;

  3. несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас[22].

Особенности буддизма как вероучения

Таким образом, в отличие от авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама) акцентирующих своё внимание на идее богоизбранности определённых народов, идее греха и его искупления, поклонения божественной сущности и её заветам и проблеме обретения вечной жизни, в буддизме просто нет таких базовых для большинства религий понятий как:

  • всемогущего Бога-творца или иного Бога в личностном плане. В частности по этому многие исследователи причисляют буддизм к так называемым не-теистическим религиям[27];

  • и как следствие, понятия божественного провидения, как осознанной деятельности божественной сущности;

  • безоговорочной веры, в частности, веры в сверхъестественные силы и Божий промысел;

  • акта сотворения мира, мир рассматривается как никем не созданный и никем единолично не управляемый, а вопрос о том, есть ли у мира начало, считается не имеющим ответа;

  • и вообще понятия единства мироздания, поскольку число миров считается бесконечным;

  • вечной души, поскольку духовная сущность личности (атман) не понимается в буддизме в персонифицированном и неизменном смысле, таким образом не может считаться аналогом понятия души;

  • религиозной организации, аналогичной понятию церкви (так буддийская сангха является сообществом, а не организацией);

  • резкого, принципиального различия природы праведности и греха. Поэтому в буддизме также нет: жёсткого разделения на верных и неверных, богоизбранных и язычников (например, гоимов, кафиров и тому подобных).

  • понятия искупления грехов;

  • акта «символа веры» в виде непременного отказа последователя от других религий. Последователь буддизма может быть одновременно последователем синтоизма, даосизма или любой другой религии, при этом не нарушая основ буддийского учения, что является одним из проявлений религиозной толерантности;

  • ересей, по той причине, что в буддизме также нет единого канона священных текстов, общего для всех школ и общих и непререкаемых для всех школ догматов;

  • также в буддизме нет каких-либо притязаний на монопольное обладание истиной.

Далай лама xiv

Пандито Хамбо-лама (камбы лама) — предстоятель религиозной общины. Первоначально учёное звание в школе гелуг тибетского буддизма, позднее такой титул носил настоятель монастыря. В настоящее время это также — титул главы некоторых региональных буддийских организаций включая регионы России.

В настоящее время в России этот титул носят:

  • Пандито Хамбо-лама XXIV — Дамба Бадмаевич Аюшеев глава Буддийской традиционной сангхи России.

  • Камбы-лама IX — Сергек Олегович Сарыглар (Его Преосвященство Гелек Нацык-Доржу) глава буддистов Тывы.

  • Хамбо-лама Алтая — Мерген Васильевич Шагаев.

Центр Буддийской традиционной сангхи России и главная резиденция Пандито Хамбо-ламы находится в Иволгинском дацане, Республика Бурятия. Вторая резиденция Пандито Хамбо-ламы — дацан Хамбын Сумэ располагающийся в Улан-Удэ.

В настоящее время централизованная организация, которая бы объединяла всех буддистов России, отсутствует, имеется целый ряд независимых организаций и духовных центров.

Распространение и численность последователей

В то время, как буддизм был фактически вытеснен из жизни общества на своей исторической родине, в Индии, эта религия быстро распространилась на новых территориях, где развивалась в очень большом количестве специфических ответвлений и школ. В своих различных вариациях буддизм широко распространился в странах Восточной (Китай, Монголия, Япония, Корея), Юго-Восточной (Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма (Бирма), Таиланд) и Южной Азии (Бутан, Непал, Шри-Ланка). В современности, духовном центром буддизма махаянического толка является Тибет (Лхаса, Тибетский автономный округ, Китай), вторым по значимости и духовному авторитету, крупнейшим центром, но уже тхеравадийского толка является город Мандалай (Мьянма).

Награды последних лет

| 10 июня 2001 | Орден «Ecce Homo»[23]Польша (общественная награда) |

| ——————– | ———————————————————————————— |

| 27 июля 2005 | Премия мира земли Гессен Парламент земли Гессен (Висбаден, Германия) |

| 12 августа 2005 | Премия мира фонда «Манхай»Фонд «Манхай» (Южная Корея) |

| 25 сентября 2005 | Почётная докторская степень Рутгерский университет (Нью-Джерси, США) |

Читайте также:  Годы с борисом пастернаком

| 6 ноября 2005 | Премия «Сострадание и вдохновение»Американский Гималайский Фонд (Сан-Франциско, США) |

| 16 февраля 2006 | Премия Бен ГурионаУниверситет имени Бен-Гуриона в Беэр-Шеве (Израиль) |

| 4 мая 2006 | Почётная докторская степень Университет Сантьяго (Сантьяго, Чили) |

| 9 сентября 2006 | Почётное гражданство Канады (Канада) |

| 19 сентября 2006 | Почётная докторская степень Университет Буффало (Нью-Йорк, США) |

| 14 октября 2006 | Почётная докторская степень в области биологииТретий университет Рима (Рим, Италия) |

| 10 декабря 2006 | Орден Белого Лотоса |

| 15 сентября 2007 | Золотая медаль Конгресса[25][26][27] |

| 18 августа 2011 | Медаль почётного доктора Тартуского университета |

| 1 февраля 2012 | Орден Республики Тыва |

| 29 марта 2012 | Темплтоновская премия |

| 24 ноября 2013 | Медаль гуманитарных заслуг Австрийского Общества Альберта Швейцера[32] |

| 26 октября 2015 | Филадельфийская медаль Свободы[33][34] |

Буддизм в России

Далай лама xiv

Кижингинский дацан (Бурятия)

Далай лама xiv

Иволгинский дацан, крупнейший центр буддизма России. Бурятия.

Белая Тара и правители России

В других религиях

Помимо собственного учения Будда является персонажем многих так называемых дхармических религий, в частности — бона и индуизма. В Средние века в поздних Пуранах (например, в Бхагавата-пуране) он включается в число аватар Вишну. Также упоминается в качестве одного из пророков в джайнизме.

Зона ахимсы. Получение Нобелевской премии мира

Крупнейшие направления и школы буддизма

Далай лама xiv

Географическое распространение основных направлений буддизма.

Далай лама xiv

Далай лама xiv

Молодые монахи в храме. Луанг-Прабанг, Лаос.

В тхеравада основное внимание уделяется медитативной практике, ведущей к достижению высшего состояния архата («совершенного»). В ней различаются две формы медитации: дхьяна — успокоение «волнения» чувств и мыслей и випассана — медитация, предполагающая высшее прозрение реальности в свете буддийского учения. Члены сангхи накапливают заслуги через шесть уровней медитации:

  • глядя на символы Будды, они думают о постоянном незримом присутствии Будды;

  • глядя на символы дхармы (учения Будды), вспоминают изречения Будды;

  • вспоминают о восьми великих учениках Будды;

  • утверждают мысль о несокрушимости морального облика члена сангхи;

  • вспоминают о радости, которую приносит просветление;

  • глядя на божества и другие небесные создания, переносят их достоинства на свою личность[38].

Тхеравада, в отличие от махаяны отвергает «пять пунктов» махасангхиков, не признающих нерушимое совершенство архата и допускающих как возможность утраты архатом заслуг, необходимых для достижения нирваны, так и способность архата продолжать «набирать» заслуги. Они отрицают то, что архат может потерять своё совершенство под тяжестью прошлой кармы, и считают, что три предшествовавшие архату ступени совершенства и их последовательность («вошедшего в поток», «возвращающегося в последний раз» и «больше не возвращающегося») неколебимы, а их составляющие одновременно несводимы друг к другу. Тхераваддины также постулируют, что состояния архата можно достичь только вступая в монашескую общину. В то же время они выступали и против того, что при наличии «мирских помыслов» невозможно достижение истинного знания, а основные добродетели буддиста неприменимы ни к чему «мирскому».

С точки зрения приверженцев тхеравады, миряне, так же как и монахи, получают возможность накапливать заслуги, помогая сангхе едой, одеждой, жильём, медикаментами, а также совершая 10 благих дел:

  • подношение (дана), в том числе и чтение вслух сутр, обучение детей буддизму и т. д.;

  • высоконравственное поведение (шила), которое подразумевает мудрость, дружелюбие и сострадание к другим;

  • размышления и созерцание (бхавана), вырабатывающие спокойствие и невозмутимость для занятий самоанализом и самосовершенствованием;

  • почитание и уважение других (апачити);

  • взаимопомощь (веявачча);

  • передача заслуг (паттануппадана); заслуги, накопленные верующим, не только улучшают его карму, но и составляют его основное богатство, которым он вправе поделиться с другими;

  • радость от получения и накопления заслуг другими (аббханумодана);

  • распространение учения Будды (десанамая);

  • слушание любого положения учения Будды (саванамая);

  • стремление исправить заблуждения других (диттхи) и помочь им выйти из поля дурной кармы[38].

Далай лама xiv

Храм Джокханг, Лхаса, Тибет, Китай.

Далай лама xiv

Японский медитативный садик, подобные исторически использовались для практик дзэн.

Дзэн, как и его китайский прототип чань, основывается на идее мадхъямаков о безатрибутном, но истинно-реальном Абсолюте (Будда в Теле Закона), являющемся субстратом всех единичных сущностей и присутствующем в каждом индивиде. В основе дзен лежит принцип дайсинко — «Великая вера» в то, что всё сущее имеет ту же «природу», что и Будда («Смотри в свою природу и станешь Буддой»). Соответственно, главная форма религиозной практики дзен — медитация — представляет собой тренировку психики и сознания, призванную привести адепта к постижению «недвойственности» и «единотаковости» всего Сущего, к обнаружению в себе Будды. При этом главный фокус делается на интроспекции, познании себя «изнутри», «свёртывании» внешнего мира до собственного внутреннего пространства. Цель практики дзен — не отключение от внешних впечатлений путём сосредоточения на определённом объекте, не гипнотический транс, как это имеет место, например, в тибетском буддизме, а особое состояние бодрствующего сознания (япон. сатори), связанное с неожиданным озарением, опрокидывающим прежние представления адепта и закладывающим фундамент нового видения бытия, которое характеризуется «отсутствием всякого разграничения» и соединением с беспредельным и безатрибутным Абсолютом (дзен не признаёт двойственности даже на уровне оппозиции таких даосских начал как инь и ян, которые воспринимаются как целостность). С точки зрения дзэн такое «внезапное просветление», или интуитивное озарение, есть «мгновенная мысль» (тонгаку), которая не требует длительного восхождения по многочисленным ступеням совершенства. Как и в тибетском буддизме в дзен подчёркивается возможность достичь «просветления» в этой жизни. Дзен также не проводит разграничения между мирянином и монахом: каждый может достичь «просветления». Бодхидхарме приписывается начало формирования четырёх главных принципов дзэн, которые были сформированы окончательно не ранее времени династии Тан (618—907):

  • Особая передача вне священных писаний;

  • Не опираться на слова и тексты;

  • Прямое указание на сознание человека;

  • Созерцая свою природу, становиться буддой[41].

Важнейшая категория дзен — «безмыслие и бездумие» (мунэн-мусо), состояние непривязанности разума к какой-либо определённой идее, когда сознание пребывает в истинном, безусловном покое. Это состояние означает не «угасание» всякой умственной и психической деятельности, а лишь приведение всех духовных сил в абсолютное равновесие, полностью исключающее любую возможность доминирования одной мысли над другой.

Далай лама xiv

Храм Шаолинь, Китай. Самый известный буддистский храм-монастырь практикующий буддистскую школу чань (дзэн) и боевые искусства.

Далай лама xiv

Современные боевые монахи Щаолиня. Показательные выступления.

В Японии дзэнские монахи также выступали в роли советников в окружении сёгуна и императора, к ним обращались военные, государственные чиновники, художники и поэты. В XV веке дзэн приобрёл особую значимость в культурной жизни Японии. Он дал толчок развитию новых направлений в живописи, поэзии и драматургии, а также боевых искусств (кэмпо). Наиболее известным учителем дзэн раннего периода Муромати является Мусо Сосэки (1275—1351), настоятель ряда крупных дзэнских храмов. Взгляды Мусо и его последователей нашли отражение в литературном течении годзан бунгаку — «литература пяти гор», по обобщённому наименованию крупнейших буддийских обителей.

В начале XVII века получило распространение ещё одно направление дзэн — обаку-сю, последователи которого использовали амидаистскую практику нэмбуцу (кит. няньфо — «размышление о Будде») — повторение имени будды Амиды (Амитабхи), который воспринимался ими не как трансцендентальное существо, а как сама «природа Будды» в сердце верующего. В эпоху Токугава (17-19 века) усиление позиций синтоизма привело к утрате дзэн былого влияния в религиозной сфере. В результате упрощения практики дзэн Хакуином школа риндзай, которая прежде ориентировалась на правящие круги Киото и знать, нашла опору в простом народе. Монастыри дзэн становились в Японии очагами конфуцианских идей, там переписывались книги конфуцианского толка, зарождалось и развивалось многое из того, что впоследствии стало неотъемлемой частью традиционной японской культуры, своеобразная поэзия на китайском литературном языке, живопись, икебана, искусство чайной церемонии и другое.

Далай-лама XIV в литературе, киноискусстве и музыке

Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.

Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

  • Воспоминания о своём семилетнем общении с Далай-ламой XIV австрийский путешественник, альпинист и писатель Генрих Харрер описал в книге «Семь лет в Тибете», переведённой на 53 языка мира. В 1997 году по этой книге был снят одноимённый фильм с Брэдом Питтом в главной роли.

  • В 1997 году на экраны также вышел фильм «Кундун» режиссёра Мартина Скорсезе, получивший 4 номинации на «Оскар».

  • У группы Rammstein в альбоме Reise, Reise есть песня «Dalai Lama (Flugsangst)» — название переводится с немецкого как «Далай-лама (Боязнь полётов)» — песня повествует о легендарной боязни Далай-Ламы XIV летать.

  • Испанская поп-группа Mecano в песне «Dalai Lama» из альбома 1991 года , привлекая внимание слушателей к Тибетско-Китайскому конфликту, описывает жизнь и деятельность Далай-ламы.

  • В книге Дэвида Мичи «Кошка Далай-Ламы» описывается история спасения котёнка из трущоб Нью-Дели и его дальнейшая жизнь в роли домашней любимицы Далай-Ламы. Фабула «Кошки Далай-Ламы» вымышленная, не основанная на реальных событиях, однако она знакомит читателей с бытом Далай-Ламы XIV, который является одним из действующих лиц произведения.

  • Латвийский кинорежиссёр Ансис Эпнерс свой последний фильм «Далай-лама. Латвия» (Dalai Lama. Latvija), снятый в 2002 году, посвятил конференции Далай-ламы XIV в зале Сконто в Риге[41].

  • В эпизоде «The Puppet Dalai Lama» сериала «Шучу» Далай Лама даёт герою Джима Керри совет пожениться и завести семью, он же ведёт свадьбу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *