На этом уроке мы будем говорить о том, что такое патриотизм и гражданственность, о чувстве долга гражданина перед своей страной. Это очень важные понятия, которые помогают людям быть лучше и сделать мир вокруг себя лучше.
II. Цели урока
- Обсудить и объяснить понятия патриот, патриотизм, Отчизна, Отечество, гражданин, гражданственность, долг гражданина.
- Познакомиться с историческими фактами, показывающими значение патриотизма и гражданственности.
- Поддержать развитие мыслительных способностей: памяти, внимания, аналитических и коммуникативных навыков.
III. Структура урока
- Введение: объяснение целей урока.
- Развитие: обсуждение понятий и исторических фактов.
- Заключение: подведение итогов и обсуждение полученных знаний.
IV. Формы работы
- Индивидуальная работа
- Парная работа
- Групповая работа
- Обсуждения и беседы
- Чтение с комментариями
- Учебные диалоги
V. Материалы и оборудование
- Словарь русского языка
- Мультимедийный проектор и компьютер
- Презентации и видеофрагменты
- Музыкальные композиции
- Карточки заданий
- Памятка Как составить синквейн
- Шаблон Звезда Героя
Приготовьтесь к уроку и будем увлекательно и интересно изучать историю и понятия патриотизма и гражданства!
Урок по патриотизму и гражданству
Введение
Учитель: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”.
(Щелчок-Звучит тихая мелодичная музыка)
Дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке,
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт.
- Я как разведчик, всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Я работаю!
- Я хочу, чтобы наш сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом и желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха вам и новых знаний.
Проверка готовности к уроку
- Проверим готовность к уроку.
Этап актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии
- Внимание на экран (слайд № 2: фрагмент видео С чего начинается Родина)
- Назовите вопрос, который прозвучал в просмотренном видео и который был темой прошлого урока.
- Мы прослушали песню В.Баснера на слова М.Матусовского в исполнении М. Бернеса.
- Как авторы видят Родину?
Вывод
На прошлом уроке мы выяснили, что Родина неразрывно связана с природой, с домом, семьёй, малой родиной.
- Какие чувства к Родине возникают у вас?
- Четко и образно мысль о чувстве к Родине выразил древнеримский философ Цицерон. Слайд 3.
- Прочитайте высказывание мыслителя-философа на с.144, 2-й абзац.
Слайд 4. Мозговой штурм
- А как называют человека, который любит своё Отечество?
- Что значит проявлять любовь к родине и как называется это качество?
- Как называется потребность человека стоять на страже Отчизны?
Задачи урока
- Ответы на эти вопросы мы сегодня должны узнать.
Решение учебной задачи
Вывешиваем зашифрованные слова на магнитную доску.
Расшифруем слова, которые относятся к нашей теме урока.
Читаем хором слова.
Внимание на экран. Слайд 5. (На доске слова: патриот, в тебе, гражданин рождается, и)
Посмотрите на слова и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Слайд 6. (В тебе рождается патриот и гражданин)
На какие вопросы мы должны ответить в течение урока? Определим задачи.
Работа в группах
Для ответа на наши вопросы, обратимся к материалам учебника (стр.144-145) и словарю русского языка С.И. Ожегова.
Карточка для группы № 1
Прочитайте 4 абзац текста, ответьте на вопрос: В чём проявляется патриотизм? (Выберите верные высказывания и заполните схему-опору).
Карточка для группы № 2
Прочитайте 5 абзац текста, ответьте на вопрос: Что объединяют слова гражданственность, гражданин? (Выберите верные высказывания и заполните схему-опору).
Карточка для группы № 3
Прочитайте 2 абзац текста на стр. 145, ответьте на вопрос: Кто такой патриот? (Выберите верные высказывания и заполните схему-опору).
Карточка для группы № 4
С помощью словаря русского языка С.И. Ожегова выберите верные значения слов гражданин и патриотизм и наклейте их на лист.
Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, обладающее всеми правами и исполняющее все обязанности, предусмотренные конституцией.
Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
Физкультминутка Пусть всегда будет мир!
- Пусть всегда будет солнце!
- Пусть всегда будет небо!
- Пусть всегда будет море!
- Пусть всегда буду я!
- Пусть всегда поют песни!
- Пусть всегда будут танцы!
- Пусть всегда будут птицы!
- Пусть всегда будет мир!
Проверка работы групп
Подведем итоги и обсудим понятия гражданин, гражданственность, патриот, патриотизм. Дети поделятся ответами и докажут свои аргументы, ссылаясь на полученные схемы и определения из словаря.
Важно помнить, что каждый из себя может быть гражданином и патриотом, и важно быть готовым к помощи своей Родине. Учащиеся должны осознать свои обязанности и права, которые они имеют как граждане России.
В чём проявляется ваш патриотизм?
IV. Закрепление нового материала
Из истории мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И Россия всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятно трудных условиях.
Внимание на экран. Слайд 10.
Исторические личности: Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков.
Что помогло выстоять и победить?
- Любовь к Родине — патриотизм.
- Потребность человека стоять на страже Отчизны — гражданственность.
- Долг гражданина своей страны.
Давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что говорят авторы учебника о патриотизме (стр. 145).
- Элементы патриотизма: честь, ответственность, справедливость, совесть.
Патриотизм советских людей проявился в полной мере в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Миллионы патриотов встали на защиту Отечества, Родины, проявив гражданственность и долг гражданина.
- Защищая Родину, многие защищали свой народ от посягательств на его свободу, защищали людей своей страны, ее будущее.
- Многие погибли, отдавая свои жизни, свое сердце для своего народа.
Давайте перелистаем страницы боевой славы нашей Отечества и узнаем, как наши предки проявляли чувства патриотизма в годы Великой Отечественной войны.
Беседа о прочитанном:
- Понравилась ли вам эта история?
- Зачем братья приезжают каждый год к постаменту? (Почтить память, это их гражданский долг, в знак благодарности).
- Какие моменты вас взволновали, удивили?
- Какие чувства вызвала у вас военная быль?
- Можно ли назвать Василия и Антона гражданами и патриотами?
- С какой целью в учебник включено это повествование?
Дидактическая игра “Что мы можем?”
- Обсуждение в парах:
- Хорошо учиться.
- Стать достойными гражданами.
- Помогать друг другу.
- Изучать традиции и прошлое своей Родины.
Работа с раздаточным материалом (информационные карточки)
- Приведите примеры проявления патриотизма и гражданственности в мирное время.
(Учитель раздаёт информационные карточки, на которых перечислены разные сферы деятельности людей: искусство и культура, наука и образование, спорт и отдых, производство и продажа, медицина и фармацевтика, использование природных богатств и экология и варианты ответов. Ученики соединяют линией разные сферы деятельности и примеры проявления патриотизма и гражданственности в мирное время.)
Работа в парах с информационными карточками, подбор примеров к заданию. Предполагаемые варианты ответов детей:
– художники раскрывают красоту родной природы в своих картинах;
– учёные делают научные открытия, чтобы прославить свою страну;
– спортсмены посвящают свои победы в олимпиадах Родине;
– фармацевты разрабатывают новые лекарства, чтобы граждане их страны были здоровы;
– все граждане страны добросовестно трудятся, чтобы Родина стала ещё богаче и красивее;
– экологи защищают природные богатства родной страны.
– Какой вывод можно сделать из всего сказанного?
(Ответы учащихся. Патриотизм может проявляться и в мирное время. Патриот – это человек, который трудится во благо своей страны.)
Рассказ учителя: Слайд 12.
Дмитрий Носов в 2004 году на Олимпийских играх в Афинах завоевал бронзовую медаль по дзюдо, выйдя бороться на татами со сломанной рукой. Ему стоя аплодировал переполненный зал. Дима вышел биться за третье место с одной рукой. Вторую, висевшую плетью, зафиксировали врачи. Он вышел и выиграл. «Такого не бывает!» – не поверили эксперты. На вопрос: Как можно при такой травме продолжать борьбу? Дмитрий ответил коротко: "Я Русский."
– Любовь каждого человека должна проявляется не только на словах, но и на деле. Мы любим свою семью лишь просто, потому, что они у нас есть, так и Родина мы любим её за то, что она у нас есть. Любовь – это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей.
– А сейчас прошу вас встать. Включаю: Слайд 13. Видеоролик песни «Я поднимаю флаг своего государства».
– Почувствовали ли вы себя гражданином и патриотом, прослушав песню. Испытываете ли вы чувство гордости за Россию?
V. Подведение итогов. Рефлексия. Инструктаж по выполнению домашнего задания
– Подведем итоги нашего урока.
– Для чего нам нужен такой урок?
– Попробуйте выразить своё отношение к сегодняшней теме через создание синквейна. Составим его мы вместе.
Составление синквейна (на столе памятка). Слайд 14.
– Берем существительные из темы урока. (Патриот, гражданин)
– Подбираем 2 прилагательных.
– Находим 3 глагола.
– И последнее. Подбираем одно слово-синоним.
– Читаем получившиеся пятистишия.
Живёт, служит, гордится
Гражданин несёт ответственность за судьбу Родины.
Любит, верит, защищает
Патриот верен Родине!
– У каждого из вас на парте лежат звезды, которые символизируют «Звезду Героя». Вручается такая награда истинному патриоту своей Родины. Вы получили свои звезды за правильное выполнение заданий.
– И последнее. Если вы считаете, что вы – истинный патриот своей Родины, то возьмите «Звезду Героя» и приложите к груди, к сердцу. Если вы на данный момент считаете, что не достойны такой высокой награды, то пусть звезда останется лежать на парте.
– Я думаю, что сегодняшний урок затронул ваши души, и вы обязательно станете настоящими гражданами и патриотами нашей Родины.
Спасибо за отличную работу.
Домашнее задание (Слайд 15.)
1. Прочитать текст с.144-147.
2. Ответить на вопросы для повторения стр.149.
3. Подготовить рассказ о человеке в своей семье, которого ты считаешь патриотом и гражданином.
Спасибо всем за урок!
1. А.И. Шемшурина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Шемшурина. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.: ил.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок.100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. проф. Л.И.Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»», 2014г. – 1376 стр.
3. Г. Шаков. Подвиг Дмитрия Носова. Медаль со сломанной рукой / https://живу спортом.рф/article/podvig-dmitriya-nosova-medal-so-slomannoj-rukoj.
Научно-методические основы преподаваниярелигиозных культур и этики в начальной школе
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;
развитие интереса к окружающему миру;
формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;
содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.
Особенности курса ОРКСЭ
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги.
Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса.
Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и другие).
В настоящее время курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа).
Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.
Основное содержание модулей курса ОРКСЭ
Основы православной культуры
Введение в православную духовную традицию.
Культура и религия. Во что верят православные христиане.
Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.
Христианская семья и ее ценности.
Этика – наука о нравственной жизни человека.
Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.
Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.
Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.
Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.
Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин.
Основы религиозных культур народов России
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.
Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.
Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Основы исламской культуры
Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.
Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.
Основы буддийской культуры
Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.
Будда и его учение. Буддийские святые.
Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.
Буддийские символы, ритуалы, святыни.
Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.
Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры
Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:
Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.
Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Открытый онлайн-урок по теме Справедливость
Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей
План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ
Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ