Челпанова о.м. конспект урока по орксэ на тему «в тебе рождается патриот и гражданин» (4 класс)

На этом уроке мы будем говорить о том, что такое патриотизм и гражданственность, о чувстве долга гражданина перед своей страной. Это очень важные понятия, которые помогают людям быть лучше и сделать мир вокруг себя лучше.

II. Цели урока

  1. Обсудить и объяснить понятия патриот, патриотизм, Отчизна, Отечество, гражданин, гражданственность, долг гражданина.
  2. Познакомиться с историческими фактами, показывающими значение патриотизма и гражданственности.
  3. Поддержать развитие мыслительных способностей: памяти, внимания, аналитических и коммуникативных навыков.

III. Структура урока

  1. Введение: объяснение целей урока.
  2. Развитие: обсуждение понятий и исторических фактов.
  3. Заключение: подведение итогов и обсуждение полученных знаний.

IV. Формы работы

  • Индивидуальная работа
  • Парная работа
  • Групповая работа
  • Обсуждения и беседы
  • Чтение с комментариями
  • Учебные диалоги

V. Материалы и оборудование

  • Словарь русского языка
  • Мультимедийный проектор и компьютер
  • Презентации и видеофрагменты
  • Музыкальные композиции
  • Карточки заданий
  • Памятка Как составить синквейн
  • Шаблон Звезда Героя

Приготовьтесь к уроку и будем увлекательно и интересно изучать историю и понятия патриотизма и гражданства!

Урок по патриотизму и гражданству

Введение

Учитель: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”.

(Щелчок-Звучит тихая мелодичная музыка)

Дети тихо повторяют за учителем:

  • Я в школе на уроке,
  • Сейчас я начну учиться.
  • Я радуюсь этому.
  • Внимание моё растёт.
  • Я как разведчик, всё замечу.
  • Память моя крепка.
  • Голова мыслит ясно.
  • Я хочу учиться.
  • Я очень хочу учиться.
  • Я готов к работе.
  • Я работаю!
  • Я хочу, чтобы наш сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом и желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха вам и новых знаний.

Проверка готовности к уроку

  • Проверим готовность к уроку.

Этап актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии

  • Внимание на экран (слайд № 2: фрагмент видео С чего начинается Родина)
  • Назовите вопрос, который прозвучал в просмотренном видео и который был темой прошлого урока.
  • Мы прослушали песню В.Баснера на слова М.Матусовского в исполнении М. Бернеса.
  • Как авторы видят Родину?

Вывод

На прошлом уроке мы выяснили, что Родина неразрывно связана с природой, с домом, семьёй, малой родиной.

  • Какие чувства к Родине возникают у вас?
  • Четко и образно мысль о чувстве к Родине выразил древнеримский философ Цицерон. Слайд 3.
  • Прочитайте высказывание мыслителя-философа на с.144, 2-й абзац.

Слайд 4. Мозговой штурм

  • А как называют человека, который любит своё Отечество?
  • Что значит проявлять любовь к родине и как называется это качество?
  • Как называется потребность человека стоять на страже Отчизны?

Задачи урока

  • Ответы на эти вопросы мы сегодня должны узнать.

Решение учебной задачи

  • Вывешиваем зашифрованные слова на магнитную доску.

  • Расшифруем слова, которые относятся к нашей теме урока.

  • Читаем хором слова.

  • Внимание на экран. Слайд 5. (На доске слова: патриот, в тебе, гражданин рождается, и)

  • Посмотрите на слова и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Слайд 6. (В тебе рождается патриот и гражданин)

  • На какие вопросы мы должны ответить в течение урока? Определим задачи.

Работа в группах

Для ответа на наши вопросы, обратимся к материалам учебника (стр.144-145) и словарю русского языка С.И. Ожегова.

Карточка для группы № 1

Прочитайте 4 абзац текста, ответьте на вопрос: В чём проявляется патриотизм? (Выберите верные высказывания и заполните схему-опору).

Карточка для группы № 2

Прочитайте 5 абзац текста, ответьте на вопрос: Что объединяют слова гражданственность, гражданин? (Выберите верные высказывания и заполните схему-опору).

Карточка для группы № 3

Прочитайте 2 абзац текста на стр. 145, ответьте на вопрос: Кто такой патриот? (Выберите верные высказывания и заполните схему-опору).

Карточка для группы № 4

С помощью словаря русского языка С.И. Ожегова выберите верные значения слов гражданин и патриотизм и наклейте их на лист.

  1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, обладающее всеми правами и исполняющее все обязанности, предусмотренные конституцией.

  2. Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

Физкультминутка Пусть всегда будет мир!

  • Пусть всегда будет солнце!
  • Пусть всегда будет небо!
  • Пусть всегда будет море!
  • Пусть всегда буду я!
  • Пусть всегда поют песни!
  • Пусть всегда будут танцы!
  • Пусть всегда будут птицы!
  • Пусть всегда будет мир!
Читайте также:  Фрп основы религиозных культур и светской этики 4 класс

Проверка работы групп

Подведем итоги и обсудим понятия гражданин, гражданственность, патриот, патриотизм. Дети поделятся ответами и докажут свои аргументы, ссылаясь на полученные схемы и определения из словаря.

Важно помнить, что каждый из себя может быть гражданином и патриотом, и важно быть готовым к помощи своей Родине. Учащиеся должны осознать свои обязанности и права, которые они имеют как граждане России.

В чём проявляется ваш патриотизм?

IV. Закрепление нового материала

  • Из истории мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И Россия всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятно трудных условиях.

  • Внимание на экран. Слайд 10.

  • Исторические личности: Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков.

  • Что помогло выстоять и победить?

    • Любовь к Родине — патриотизм.
    • Потребность человека стоять на страже Отчизны — гражданственность.
    • Долг гражданина своей страны.
  • Давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что говорят авторы учебника о патриотизме (стр. 145).

    • Элементы патриотизма: честь, ответственность, справедливость, совесть.
  • Патриотизм советских людей проявился в полной мере в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Миллионы патриотов встали на защиту Отечества, Родины, проявив гражданственность и долг гражданина.

    • Защищая Родину, многие защищали свой народ от посягательств на его свободу, защищали людей своей страны, ее будущее.
    • Многие погибли, отдавая свои жизни, свое сердце для своего народа.
  • Давайте перелистаем страницы боевой славы нашей Отечества и узнаем, как наши предки проявляли чувства патриотизма в годы Великой Отечественной войны.

Беседа о прочитанном:

  • Понравилась ли вам эта история?
  • Зачем братья приезжают каждый год к постаменту? (Почтить память, это их гражданский долг, в знак благодарности).
  • Какие моменты вас взволновали, удивили?
  • Какие чувства вызвала у вас военная быль?
  • Можно ли назвать Василия и Антона гражданами и патриотами?
  • С какой целью в учебник включено это повествование?

Дидактическая игра “Что мы можем?”

  • Обсуждение в парах:
    • Хорошо учиться.
    • Стать достойными гражданами.
    • Помогать друг другу.
    • Изучать традиции и прошлое своей Родины.

Работа с раздаточным материалом (информационные карточки)

  • Приведите примеры проявления патриотизма и гражданственности в мирное время.

(Учитель раздаёт информационные карточки, на которых перечислены разные сферы деятельности людей: искусство и культура, наука и образование, спорт и отдых, производство и продажа, медицина и фармацевтика, использование природных богатств и экология и варианты ответов. Ученики соединяют линией разные сферы деятельности и примеры проявления патриотизма и гражданственности в мирное время.)

Работа в парах с информационными карточками, подбор примеров к заданию. Предполагаемые варианты ответов детей:

– художники раскрывают красоту родной природы в своих картинах;

– учёные делают научные открытия, чтобы прославить свою страну;

– спортсмены посвящают свои победы в олимпиадах Родине;

– фармацевты разрабатывают новые лекарства, чтобы граждане их страны были здоровы;

– все граждане страны добросовестно трудятся, чтобы Родина стала ещё богаче и красивее;

– экологи защищают природные богатства родной страны.

– Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

(Ответы учащихся. Патриотизм может проявляться и в мирное время. Патриот – это человек, который трудится во благо своей страны.)

Рассказ учителя: Слайд 12.

Дмитрий Носов в 2004 году на Олимпийских играх в Афинах завоевал бронзовую медаль по дзюдо, выйдя бороться на татами со сломанной рукой. Ему стоя аплодировал переполненный зал. Дима вышел биться за третье место с одной рукой. Вторую, висевшую плетью, зафиксировали врачи. Он вышел и выиграл. «Такого не бывает!» – не поверили эксперты. На вопрос: Как можно при такой травме продолжать борьбу? Дмитрий ответил коротко: "Я Русский."

– Любовь каждого человека должна проявляется не только на словах, но и на деле. Мы любим свою семью лишь просто, потому, что они у нас есть, так и Родина мы любим её за то, что она у нас есть. Любовь – это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей.

– А сейчас прошу вас встать. Включаю: Слайд 13. Видеоролик песни «Я поднимаю флаг своего государства».

Читайте также:  Учебный план с предметом орксэ

– Почувствовали ли вы себя гражданином и патриотом, прослушав песню. Испытываете ли вы чувство гордости за Россию?

V. Подведение итогов. Рефлексия. Инструктаж по выполнению домашнего задания

– Подведем итоги нашего урока.

– Для чего нам нужен такой урок?

– Попробуйте выразить своё отношение к сегодняшней теме через создание синквейна. Составим его мы вместе.

Составление синквейна (на столе памятка). Слайд 14.

– Берем существительные из темы урока. (Патриот, гражданин)

– Подбираем 2 прилагательных.

– Находим 3 глагола.

– И последнее. Подбираем одно слово-синоним.

– Читаем получившиеся пятистишия.

Живёт, служит, гордится

Гражданин несёт ответственность за судьбу Родины.

Любит, верит, защищает

Патриот верен Родине!

– У каждого из вас на парте лежат звезды, которые символизируют «Звезду Героя». Вручается такая награда истинному патриоту своей Родины. Вы получили свои звезды за правильное выполнение заданий.

– И последнее. Если вы считаете, что вы – истинный патриот своей Родины, то возьмите «Звезду Героя» и приложите к груди, к сердцу. Если вы на данный момент считаете, что не достойны такой высокой награды, то пусть звезда останется лежать на парте.

– Я думаю, что сегодняшний урок затронул ваши души, и вы обязательно станете настоящими гражданами и патриотами нашей Родины.

Спасибо за отличную работу.

Домашнее задание (Слайд 15.)

1. Прочитать текст с.144-147.

2. Ответить на вопросы для повторения стр.149.

3. Подготовить рассказ о человеке в своей семье, которого ты считаешь патриотом и гражданином.

Спасибо всем за урок!

1. А.И. Шемшурина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Шемшурина. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.: ил.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок.100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. проф. Л.И.Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»», 2014г. – 1376 стр.

3. Г. Шаков. Подвиг Дмитрия Носова. Медаль со сломанной рукой / https://живу спортом.рф/article/podvig-dmitriya-nosova-medal-so-slomannoj-rukoj.

Научно-методические основы преподаваниярелигиозных культур и этики в начальной школе

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

нравственное воспитание школьников на основе традиционных идеалов;

развитие интереса к окружающему миру;

формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей страны;

содействие более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников.

Особенности курса ОРКСЭ

Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими предметами.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Преподавание данного курса в школе ведут светские педагоги.

Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.

Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках курса.

Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.

Читайте также:  Оркисэ модуль основы мировых религиозных культур урок № 3 культура и религия

На уроках обучающиеся представляют свои индивидуальные и коллективные творческие работы.

В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности в ГБОУ школа № 57 используются как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и другие).

В настоящее время курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на один учебный год в 4 классе. Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (на год – 34 часа).

Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.

Основное содержание модулей курса ОРКСЭ

Основы православной культуры

Введение в православную духовную традицию.

Культура и религия. Во что верят православные христиане.

Добро и зло в православной традиции.

Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.

Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.

Православие в России. Православный храм и другие святыни.

Символический язык православной культуры. Христианское искусство. Иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.

Христианская семья и ее ценности.

Этика – наука о нравственной жизни человека.

Этика общения. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.

Этикет. Красота этикета. Премудрости этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.

Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Чувство Родины.

Этика отношений в коллективе. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.

Простые нравственные истины. Жизнь священна. Милосердие – закон жизни.

Душа обязана трудиться. Достойно жить среди людей. Простая этика поступков.

Посеешь поступок – пожнешь характер. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.

Судьба и Родина едины. В тебе рождается патриот и гражданин.

Основы религиозных культур народов России

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира.

Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.

Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.

Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи. Религиозные ритуалы в искусстве.

Календари религий мира. Праздники в религиях мира.

Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Милосердие, забота о слабых взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Основы исламской культуры

Введение в исламскую духовную культуру. Культура и религия.

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.

Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.

Для чего построена и как устроена мечеть? Ислам в России.

Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.

Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения.

Основы буддийской культуры

Введение в буддийскую духовную культуру. Культура и религия.

Будда и его учение. Буддийские святые.

Семья в буддийской культуре и ее ценности.

Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира.

Буддийские символы, ритуалы, святыни.

Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.

Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.

Основы иудейской культуры

Введение в иудейскую духовную культуру. Культура и религия.

Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.

Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.

Суббота (Шабат) в иудейской традиции.

Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.

Знакомство с еврейским календарем: его устройство и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:

Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.

Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Открытый онлайн-урок по теме Справедливость

Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей

План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ

Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *