Часто задаваемые вопросы по курсу основы религиозных культур и светской этики

Преподавание курса Основы религиозных культур и светской этики в 4-х классах

Информация о преподавании в 4-х классах образовательных организаций комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики

4-х классах образовательных организаций Российской федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики, включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника:

  • Основы православной культуры
  • Основы исламской культуры
  • Основы буддийской культуры
  • Основы иудейской культуры
  • Основы мировых религиозных культур
  • Основы светской этики

Цель преподавания

Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей, и потребностей семьи школьника. Выбор для изучения учеником определенной религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации, осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося.

Процесс преподавания

Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку.

Выбор модуля

Предлагаем вам ознакомиться с данными курсами для принятия обоснованного решения по модулю, который будет изучать ваш ребенок.

Часто задаваемые вопросы

Это обязательный предмет? Есть ли возможность от него отказаться?

Предмет ОРКСЭ является обязательным для изучения в 4-м классе. Согласно нормативным документам, изучение предмета ОРКСЭ введено во всех образовательных организациях РФ с 1 сентября 2012 года, поэтому отказаться от него нельзя.

Можно ли делегировать выбор модуля учителю или директору?

Выбор одного из модулей ОРКСЭ по закону осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием не должны выбирать за семью модуль курса, определять без учета мнения родителей ребенка, какой именно модуль он будет изучать.

С учетом этих аспектов, дайте ребенку возможность выразить свое мнение и обсудите с ним варианты выбора модуля.

Обязательное изучение предметов в школьной программе: выбор и правила

Если в школе не был предоставлен выбор модуля для изучения вашему ребенку, то есть ситуация, в которой 80% родителей хотят изучать Основы православной культуры, а вам предлагают выбрать Основы светской этики, не отчаивайтесь. В этом случае рекомендуется обратиться к администрации школы с коллективным заявлением от родительского сообщества класса. Решение о выборе модуля должно быть предоставлено. Информацию о подготовке педагога к преподаванию модуля можно узнать в 6-м пункте.

Возможность изучения нескольких модулей, изменение модуля и процедура

Для родителей важно выбрать только один модуль. В случае исключительной необходимости родители могут изменить свой выбор модуля после окончания родительских собраний. Для этого необходимо написать письменное заявление директору школы. Решение о внесении изменений принимается директором согласно педагогическому коллективу, который будет преподавать выбранный модуль. Изменение выбора оформляется новым заявлением родителей, которое хранится в школе вместе с первоначальным.

Цель включения предмета в учебную программу и его значение

Согласно распоряжению правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года № 84-р, установлено обязательное изучение комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики начиная с 1 сентября 2012 года. Основная цель – духовно-нравственное развитие ребенка в соответствии с семейными и общественными ценностями. Важно отметить, что изучение этого предмета не связано с выбором какой-либо конкретной религии, а носит культурологический характер. Этот предмет обогащает знания ребенка о нравственных принципах, исторических и культурных традициях, помогает формировать добродетельные качества.

Подготовка преподавателей ОРКСЭ и возможность выбора

Преподаватели модулей ОРКСЭ проходят обучение на курсах повышения квалификации и имеют соответствующий документ. Директор направляет педагогов на обучение заранее, чтобы обеспечить качественное преподавание предмета. Учителя, которые имеют сильную гуманитарную базу, обычно выбирают для себя преподавание модулей ОРКСЭ.

Продолжительность изучения предмета ОРКСЭ

Предмет ОРКСЭ изучается только в 4-м классе в объеме 34 часа в год, что составляет 1 час в неделю.

В этом модуле школьники узнают о иудейской культуре, ее истории, традициях и обычаях. Они смогут понять значимость иудаизма для мировой истории и культуры, развивая уважительное отношение к представителям этой религиозной общины. Преподаватели литературы активно рекомендуют изучение этого модуля.

Учебный модуль Основы исламской культуры

Этот модуль познакомит школьников с основами ислама, их историей, традициями и культурой. Учащиеся смогут увидеть вклад ислама в развитие мировой цивилизации, понимая толерантность и уважение к исламу. Преподаватели географии считают этот модуль неотъемлемой частью образовательного процесса.

Учебный модуль Основы буддийской культуры

Благодаря этому модулю школьники изучат основы буддизма, его историю и учения. Они смогут оценить значимость буддизма для мировой культуры и этики, развивая понимание мудрости и сострадания. Преподаватели искусства рекомендуют этот модуль для глубокого понимания духовных ценностей.

Таблица:

МодульОписание
Основы православной культурыЗнание православной культуры, ее вклад в развитие культуры, толерантность к другим религиям.
Основы иудейской культурыОзнакомление с иудейской культурой, историей, традициями, уважение к представителям иудаизма.
Основы исламской культурыПонимание основ ислама, культуры, истории, толерантность и уважение, вклад в развитие мировой цивилизации.
Основы буддийской культурыИзучение основ буддизма, его истории, учений, значимость для культуры, развитие духовных ценностей.

Выводы:

Школа имеет право пригласить священнослужителя на урок или провести посещение религиозных мест в рамках образовательного процесса. Родители имеют право выбора модуля по основам религиозных культур и светской этики для своих детей. Контроль над качеством преподавания можно осуществить через активное участие родителей и интерес к учебному процессу.

Читайте также:  Предмет орксэ в 4 м классе школа москва

Надеемся, что это руководство поможет вам разобраться в вопросах образования и религии в школе.

  • Иудейская культура
  • Буддийская культура
  • Исламская культура
  • Религиозные культуры народов России
  • Светская этика
  • Мировых религиозных культур

Каждый модуль предлагает учащимся изучать разные аспекты различных религий и культур, чтобы понимать, как они влияют на общество и историю. Это поможет школьникам развить толерантные отношения к представителям других религиозных культур и уважительное отношение к разнообразию.

Поэтому выбор модуля для изучения ОРКСЭ является важным решением, которое поможет ученикам расширить свой кругозор и понимание мировой культуры. Важно принимать информированное решение, основанное на интересах и ценностях каждого ученика.

Поддержите культурное разнообразие и толерантность, выбирая модуль ОРКСЭ, который соответствует вашим интересам и ценностям. Вместе мы создаем единство в многообразии!


Ссылки:


С уважением,

Ваш SEO копирайтер на русском языке

Родители или законные представители 3-классников выбирают один из 6-ти модулей ОРКСЭ, который их ребенок будет изучать в 4-м классе.

В целом все блоки этих модулей построены вокруг общечеловеческих ценностей и их культурологических аспектов: добро и зло, семья, любовь к Родине, взаимоотношения с людьми. Курс развивает творческий потенциал, воспитывает детей успешными и порядочными людьми, патриотами.

Гражданину России есть за что гордиться своей Родиной и далеко не последнее место в этом достоянии стоит наша родная культура, которая позволила просуществовать непобедимым народу тысячу лет. Русская культура — это про наследование от славного прошлого всего того, что позволит нашим детям жить в своем Отечестве в будущем.

Основы православной культуры

Православная культура — фундамент российской государственности и культуры. Важно передать современным школьникам знания в области православной культурной традиции, чтобы сформировать духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Модуль «Основы православной культуры» знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества. Содержание модуля знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: церковным пением, иконописью, храмовой архитектурой, летописями и житиями святых.

Часто задаваемые вопросы по курсу основы религиозных культур и светской этики

Подборка материалов из Библиотеки МЭШ:

Основы исламской культуры

Модуль знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, узнают о значении этих книг как источников нравственности. В учебном материале большое внимание уделяется искусству ислама. Особое место уделено жизни мусульман в современной России.

Часто задаваемые вопросы по курсу основы религиозных культур и светской этики

Основы буддийской культуры

Модуль знакомит с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством буддизма. Формирует первоначальное представление о буддизме как одной из традиционных религий России.

Часто задаваемые вопросы по курсу основы религиозных культур и светской этики

Основы иудейской культуры

Модуль знакомит с основами иудаизма и раскрывает значение иудейской культуры в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии — христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.

Часто задаваемые вопросы по курсу основы религиозных культур и светской этики

Основы мировых религиозных культур

Модуль знакомит с базовыми представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, распространенных на территории России, образе жизни и традициях верующих, духовном и материальном богатстве этих религий.

Часто задаваемые вопросы по курсу основы религиозных культур и светской этики

Основы светской этики

Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими «взрослыми» вопросами приглашает поразмышлять содержание модуля «Основы светской этики». Модуль подскажет детям решение многих проблем, которые возникают в их жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, а значит — стать нравственными людьми.

Часто задаваемые вопросы по курсу основы религиозных культур и светской этики

Цель и задачи

Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской епархии: «Важно воспитывать нравственность современных детей со школьной скамьи. И в этом одну из ведущих ролей играет предмет „Основы православной культуры“. Его цель — помочь ребенку вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений».

Часто задаваемые вопросы по курсу основы религиозных культур и светской этики

Часто задаваемые вопросы по курсу основы религиозных культур и светской этики

Вопросы и ответы

Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Представители религиозных организаций на постоянной основе вести предмет не могут, но могут выступить экспертами по теме, провести экскурсию или внешкольное занятия. Только учитель несет ответственность за содержание курса. Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.

Написать заявление на имя директора. Как правило, в 3-м классе устраивается родительное собрание, на котором классный руководитель либо другие представители школы подробно рассказывают о модулях курса ОРКСЭ и присылают образец заявления.

Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников».

Читайте также:  Мбоу сош № 92

В младшем подростковом возрасте, в 10-11 лет, как правило, ребенок начинает задаваться вопросами взросления, осмысления ценностей, поиска себя и своего места в мире. Кроме того, воспитательный потенциал предмета основан на доверительных отношениях между учеником и педагогом, к которому ребенок привык за первые годы учебы в школе. Предмет ОРКСЭ помогает подготовить ребенка к последующему изучению гуманитарных предметов в основной школе — истории, обществознания.

Часто задаваемые вопросы по курсу основы религиозных культур и светской этики

Памятка для родителей (законных представителей) обучающихся начальной общеобразовательной школы по выбору модуля для изучения комплексного учебного курса

План-график проведения родительских собраний по выбору модулей курса ОРКСЭ на 2024-2025 учебный год МБОУ СОШ№92.

Ответственный за проведениеОзнакомление с содержанием курса ОРКСЭВыбор модулей курса ОРКСЭ на 2023-2024

Информация о результатах выбора родителями (законными представителями) обучающихся 3классов модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на 2023-2024 учебный год. 03.03.23г. и 17.03.23г. в МБОУ СОШ№92 были проведены родительские собрания в 3х классах, на которых родители обучающихся познакомились с модулями ОРКСЭ, смогли получить ответы на интересующие их вопросы, и сделали свой выбор.

«Основы мировых религиозных культур»«Основы светской этики»

по обеспечению свободного, добровольного, информированного выбора одного из курсов«Основы мировых религиозных культур и светской этики»Информирование родителей ( законных представителей) учащихся 3х классов об учебных модулях курса ОРКСЭ и их праве осуществить свободный выбор одного из модулей для изучение несовершеннолетним обучающимся, в том числе через размещение информации на сайте школы.Презентация о каждом модуле для родителей.Проведение родительских собраний с приглашением представителей религиозных организаций по вопросу о добровольном выборе модуля ОРКСЭ

Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Основы религиозных культур и светской этики, включённый в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.

Модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Цель изучения модуля— систематическое изучение православной христианской традиции и приобщение его к православной культуре, прежде всего в её мировоззренческом и нравственном измерениях. Среди основных тем курса: «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции». «Любовь к ближнему», «Милосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и другие святыни», «Православный календарь», «Христианская семья и её ценности». Дополнительные занятия по модулю могут составить экскурсии в храмы, посещение музеев древнерусского искусства, концертов духовной музыки, встречи с представителями православного духовенства. Уроки и дополнительные занятия предусматривают взаимодействие учителя с семьями школьников, совместное изучение и освоение ценностей и традиций Православия.

Модуль «Основы исламской культуры» знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры мусульманства или ислама.

Основными темами модуля «Основы исламской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются: «Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции», «Столпы ислама и исламской этики», «Обязанности мусульман», «Для чего построена и как устроена мечеть», «Мусульманское летоисчисление и календарь», «Ислам в России», «Семья в исламе», «Нравственные ценности ислама», «Искусство ислама». Завершается изучение темой «Праздники мусульман». Кроме сведений о мусульманских праздниках, учащиеся узнают о праздниках народов России, для которых ислам является традиционной религией.

Модуль «Основы буддийской культуры» ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх мировых религий.

Изучение модуля «Основы буддийской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматриваетосвоение учащимися следующих основных тем: «Введение в буддийскую духовную традицию», «Будда и его учение», «Буддийские святые», «Семья в буддийской культуре и её ценности», «Буддизм в России», «Человек в буддийской картине мира», «Буддийские символы», «Буддийские ритуалы», «Буддийские святыни», «Буддийские священные сооружения», «Буддийский храм», «Буддийский календарь», «Праздники в буддийской культуре», «Искусство в буддийской культуре».

Модуль «Основы иудейской культуры» ориентирован на семьи, сознающие свою связь с религиозной традицией и культурой иудаизма.

Содержание модуля включает следующие основные темы: «Введение в иудейскую духовную традицию», «Тора — главная книга иудаизма», «Классические тексты иудаизма», «Патриархи еврейского народа»,«Пророки и праведники в иудейской культуре», «Храм в жизни иудеев», «Назначение синагоги и её устройство», «Суббота (Шабат) в иудейской традиции», «Иудаизм в России», «Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев», «Ответственное принятие заповедей», «Еврейский дом», «Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности», «Еврейские праздники: их история и традиции», «Ценности семейной жизни в иудейской традиции».

Модуль «Основы мировых религиозных культур» предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.

Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религияхмира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира». Модуль информационно насыщен, на его изучение отводится всего лишь один час в неделю, поэтому для его усвоения необходима работа во внеурочное время, совместное обсуждение взрослыми и детьми изученного материала.

Читайте также:  Технологическая карта урока по орксэ "милосердие-закон жизни"план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Нравственный опыт самого человека и всего человечества в целом составляет основное содержание учебного модуля «Основы светской этики», который направлен на знакомство школьников с основами нравственности, даёт первичные представления о морали и её значении в жизни человека, опираясь на положительные поступки людей. Данный учебный модуль создает условия для воспитания патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

Преподавание модуля «Основы светской этики» предусматривает изучение следующих основных тем: «Культура и мораль», «Этика и её значение в жизни человека», «Праздники как одна из форм исторической памяти», «Образцы нравственности в культурах разных народов», «Государство и мораль гражданина», «Образцы нравственности в культуре Отечества», «Трудовая мораль», «Нравственные традиции предпринимательства», «Что значит быть нравственным в наше время?», «Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали», «Этикет», «Методы нравственногосамосовершенствования». Модуль «Основы светской этики» способен внести вклад в установление лучшего взаимопонимания ребёнка с родителями, установлению согласованных нравственных требований.

Раз в неделю все четвероклассники ходят на урок ОРКСЭ.

Он посвящен религиозным культурам — можно выбрать конкретную или изучать мировые религии в целом. Если вообще не хочется касаться этой темы, есть возможность отдать предпочтение модулю «Светская этика». Совсем отказаться от ОРКСЭ нельзя.

Расскажу, какие религии дети изучают на этом уроке, кто ведет ОРКСЭ и как все устроено в целом.

Что это за предмет

Как расшифровывается ОРКСЭ. Полное название предмета — основы религиозных культур и светской этики — слишком длинное, поэтому обычно его называют просто ОРКСЭ.

В 2010 году предмет появился в расписании нескольких российских регионов в рамках эксперимента. С 2012 года курс ОРКСЭ стал обязательным. Он состоит из шести параллельных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».

В каких классах вводится предмет ОРКСЭ. Дети изучают курс на протяжении всего четвертого класса. Но выбрать, какой из шести модулей предпочтительнее для ребенка, родители должны еще в третьем классе. Дальше расскажу об этом подробнее.

Как выставляются оценки за ОРКСЭ. Оценку за предмет не ставят — только «зачтено». По итогам курса дети готовят и защищают проекты. Но их может и не быть, это остается на усмотрение школы.

Часто задаваемые вопросы по курсу основы религиозных культур и светской этики

Цели и задачи учебного курса ОРКСЭ

Курс ввели для того, чтобы дети узнали о культурных и религиозных традициях многонационального населения России. А еще — научились вести диалог с представителями других мировоззрений.

Как правило, курс вызывает у родителей вопросы, поэтому на сайте многих школ есть страницы, посвященные ОРКСЭ.

На одних размещены развернутые статьи, которые объясняют мамам и папам суть предмета, на других — памятки, на третьих — видео.

Что изучают в рамках курса ОРКСЭ

Закон говорит, что образование должно содействовать взаимопониманию между людьми независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. А ученики имеют право на свободный выбор мнений и убеждений. Поэтому курс ОРКСЭ состоит из шести модулей на выбор, а не из единой программы для всех.

Все модули начинаются с вводного урока «Россия — наша Родина», затем каждый изучает свое. Вот какие темы входят в разные программы.

Основы православной культуры:

Основы исламской культуры:

Основы буддийской культуры:

Основы иудейской культуры:

Основы мировых религиозных культур:

Основы светской этики:

Кто ведет курс ОРКСЭ

Уроки может вести любой педагог школы. Главное — он должен пройти специальные курсы профессиональной переподготовки. На уроках используют учебники нескольких издательств: в том числе «Дрофы», «Просвещения» и издательства «Вентана-Граф».

Представители религиозных конфессий не вправе вести этот предмет. Запрещено склонять детей к выбору той или иной религии. Экскурсии в церкви, мечети, синагоги, буддийские храмы программой не предполагаются, но на деле учителя иногда их проводят. Так было в школе моей дочери и в школах, где учатся дети моих знакомых.

Как выбрать курс ОРКСЭ

Как я уже сказала, уроки ОРКСЭ проводят в четвертом классе, но впервые родители могут услышать эту аббревиатуру уже в третьем. Обычно классные руководители заранее проводят родительское собрание и показывают презентацию о разных модулях ОРКСЭ.

После родителям выдают бланк заявления, в который нужно вписать название выбранного модуля, данные ребенка и родителя, поставить дату и подпись. Заявления хранятся в школе, информацию передают в местный департамент или управление образования.

Часто задаваемые вопросы по курсу основы религиозных культур и светской этики

Есть несколько правил, которые касаются ОРКСЭ:

Личный опыт

В четвертом классе моя старшая дочь изучала модуль «Основы светской этики». Его выбрали 8 человек из 30: большинство учеников посещали уроки, посвященные православию. Наша семья интересуется религией только с точки зрения культурологии. Поэтому, обсудив это с ребенком, мы решили обойтись без религиозной составляющей.

На этике ребята говорили о нравственных ценностях и моральных нормах, учились уважительно относиться к другим людям, соблюдать этикет в разных ситуациях. Были и обзорные уроки, посвященные религиям.

Содержание курса полностью устроило меня. Дочь тоже была довольна: ей понравилось делать проекты о морали и культурных ценностях, а еще учитель не задавал домашних заданий. Для младшей дочери я, скорее всего, тоже выберу этику.

Часто задаваемые вопросы по курсу основы религиозных культур и светской этики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *