Бхагавадгита

Введение в буддизм

Буддизм – одна из древнейших мировых религий, основанная на учениях Сиддхартхи Гаутамы, более известного как Будда. Этот универсальный путь просвещения привлекает миллионы последователей по всему миру. Давайте рассмотрим основные аспекты этой философии.

История

Буддизм возник в древней Индии в VI веке до н.э. и быстро распространился по всей Азии. Сегодня буддизм широко распространен в странах Юго-Восточной Азии, Центральной и Восточной Азии.

Философия

Основой буддизма являются Четыре Благородные Истины, учение о Карме, Искажениях и Духовном Просветлении. Целью буддизма является избавление от страданий, достижение Просветления и просветление всех живых существ.

Люди

Следователи буддизма называются буддистами. Существует множество различных школ буддизма, каждая со своими особенностями и традициями.

Практика

Практика буддизма включает в себя медитацию, чтение священных текстов, молитвы и следование Пяти Обетам. Каждый буддист стремится прогрессировать на Пути к Пробуждению.

Дхамма

Дхамма – учение Будды, которое включает в себя учение о Восьмеричном Пути, Пяти Скандхах, Карме и другие концепции. Через понимание Дхаммы человек может достичь Просветления.

Критика буддизма

Несмотря на популярность буддизма, он также подвергается критике. Основные аргументы критиков связаны с понятием Бога, обрядами и обрядовостью, а также с обращением к ретроспективным практ…

Благодаря своей универсальности и учению о сострадании и просветлении, буддизм продолжает привлекать людей со всего мира. Будучи не только религией, но и философией и образом жизни, буддизм остается актуальным в современном мире.

Понимание причин страдания

Основной принцип буддизма заключается в понимании причин страдания и способа их преодоления. Буддизм утверждает, что страдание возникает из желания и привязанности к мирским вещам, которые по своей природе непостоянны. Именно понимание этой причины и является ключом к освобождению.

Четыре благородных истины

Еще одним важным концептом буддизма являются Четыре благородных истины, которые сформулированы самим Буддой. Они заключают в себе основу его учения о страдании, причинах страдания, прекращении страдания и пути, ведущем к прекращению страдания.

Восьмеричный путь

Восьмеричный путь также является одним из основных принципов буддизма. Он включает в себя правильные взгляды, намерения, речь, действия, проживание, усилия, внимание и медитацию. Следование этому пути позволяет достичь состояния освобождения от страданий.

Карма и восприемчивость

Понятие кармы, то есть возмездия за свои действия, также играет важную роль в буддизме. Учение утверждает, что каждое действие оставляет след в карме, который влияет на будущие рождения. Важно понимать, что все события в жизни обусловлены кармой и прошлыми действиями.

Сансара и Нирвана

Буддизм разделяет все существование на сансару – циклическое круговращение рождения, страдания и смерти, и нирвану – состояние абсолютной свободы и просветления. Целью практикующего буддизм является достижение нирваны, освобождение от цикла рождений и страданий.

Эти основные концепции буддизма остаются актуальными и важными для миллионов людей по всему миру, привлекая своей простотой и глубиной в равной степени. В изучении и понимании этих принципов заключается путь к осознанию и просветлению.

Учение о карме

Учение о карме (ка́мме) — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии. Оно понимается как вселенский причинно-следственный закон, где действия человека (праведные или неправедные) определяют его судьбу и испытываемые им страдания или блага как в этой жизни, так и в следующих.

Доктрина о сансаре

Санса́ра или самса́ра — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой. Это одно из основных понятий в индийской философии. Душа, тонущая в океане сансары, стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых деяний.

Доктрина анатмавады

Это учение об отсутствии Я, одно из основных положений буддийской философии. В наиболее общем значении анатмавада заключается в отрицании любой постоянно длящейся субстанциальной основы существования (дравьи). В более конкретном случае отрицается вечная и неизменная самость атмана.

Доктрина кшаникавады

Это — буддийское онтологическое учение, постулирующее, что в каждый момент времени появляются и мгновенно исчезают комбинации элементов бытия (дхарм). Мгновенная смена комбинаций создаёт для наблюдателя иллюзию устойчивой реальности.

Учение базируется на буддистской космологии

Специфическая буддистская космология заимствует многое из индуистской концепции.

Самбхогакайя связана с ментальными способностями человека и проявляется в соответствии с пятью мудростями. В тантрической практике тибетского буддизма все божества являются проявлениями Самбхогакайи.


Учение о четырёх благородных истинах

  1. Земная жизнь полна дукхи (неудовлетворённость, страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативные переживания) или просто страданий.
  2. Страдания (дукха) всегда имеют свои причины (тришна) — жажду наживы, славы, удовольствия, власти и другие мирские страсти.
  3. Устранение страданий возможно. Практика духовного развития, освобождение от зависимости от материальных желаний, ведет к прекращению страданий.
  4. Путь к прекращению страданий — это восьмиветвной путь, который включает в себя мудрость, нравственность и медитацию.

Буддизм учит, что от страдания (дукхи) можно избавиться путем избавления от самих желаний. Для этого необходимо достичь состояния нирваны – состояния, при котором человек испытывает угасание страстей и жажды. По достижении нирваны возникает чувство блаженства и свобода от бесконечной реинкарнации.

Существует путь, который освобождает от страданий (дукхи) – это отказ от мирских желаний, просветление, Нирвана. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к Восьмеричному пути спасения.

Учение о Восьмеричном пути

Буддизм предлагает человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является достижение Нирваны – Великого Освобождения. Данный жизненный план представляет собой Восьмеричный путь, включающий в себя следующие восемь принципов:

  1. Правильное видение – понимание основ мира и своего пути в жизни.
  2. Правильные мысли – изменение мыслей на правильные и благородные.
  3. Правильная речь – речь должна нести добро.
  4. Правильные поступки – совершение добрых дел и воздержание от недобродетельных.
  5. Правильный образ жизни – соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке.
  6. Правильные усилия – усердие и трудолюбие.
  7. Правильные помыслы – контроль над своими мыслями.
  8. Правильное сосредоточение – тренировка и медитации для связи с собственной природой.

Учение о Среднем (срединном) пути

Учение о срединном пути представляет собой путь между двумя крайностями бытия: путем удовольствия и путем аскетизма. Этот путь считается оптимальным для достижения идеального состояния.

Три Драгоценности буддизма

К пяти священным заповедям буддизма относятся следующие:

  • не причиняй смерти;
  • не кради;
  • будь целомудренным;
  • не лги;
  • не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.

Все эти принципы и учения буддизма помогают человеку перестроить свою жизнь и духовное состояние, давая возможность достичь истинного счастья и освобождения от страданий. Они служат направляющими звездами на пути к просветлению и Нирване.

  • Будда — им может считаться как сам создатель учения, так и любой его последователь, достигший просветления.

  • Дхарма — непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.

  • Сангха — община буддистов, придерживающихся правил этого религиозного учения.

  1. отвержение от истины бытия и неведение;

  2. желания и страсти, способствующие возникновению страданий;

  3. несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас[22].

Особенности буддизма как вероучения

Таким образом, в отличие от авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама) акцентирующих своё внимание на идее богоизбранности определённых народов, идее греха и его искупления, поклонения божественной сущности и её заветам и проблеме обретения вечной жизни, в буддизме просто нет таких базовых для большинства религий понятий как:

  • всемогущего Бога-творца или иного Бога в личностном плане. В частности по этому многие исследователи причисляют буддизм к так называемым не-теистическим религиям[27];

  • и как следствие, понятия божественного провидения, как осознанной деятельности божественной сущности;

  • безоговорочной веры, в частности, веры в сверхъестественные силы и Божий промысел;

  • акта сотворения мира, мир рассматривается как никем не созданный и никем единолично не управляемый, а вопрос о том, есть ли у мира начало, считается не имеющим ответа;

  • и вообще понятия единства мироздания, поскольку число миров считается бесконечным;

  • вечной души, поскольку духовная сущность личности (атман) не понимается в буддизме в персонифицированном и неизменном смысле, таким образом не может считаться аналогом понятия души;

  • религиозной организации, аналогичной понятию церкви (так буддийская сангха является сообществом, а не организацией);

  • резкого, принципиального различия природы праведности и греха. Поэтому в буддизме также нет: жёсткого разделения на верных и неверных, богоизбранных и язычников (например, гоимов, кафиров и тому подобных).

  • понятия искупления грехов;

  • акта «символа веры» в виде непременного отказа последователя от других религий. Последователь буддизма может быть одновременно последователем синтоизма, даосизма или любой другой религии, при этом не нарушая основ буддийского учения, что является одним из проявлений религиозной толерантности;

  • ересей, по той причине, что в буддизме также нет единого канона священных текстов, общего для всех школ и общих и непререкаемых для всех школ догматов;

  • также в буддизме нет каких-либо притязаний на монопольное обладание истиной.

Бхагавадгита

Пандито Хамбо-лама (камбы лама) — предстоятель религиозной общины. Первоначально учёное звание в школе гелуг тибетского буддизма, позднее такой титул носил настоятель монастыря. В настоящее время это также — титул главы некоторых региональных буддийских организаций включая регионы России.

В настоящее время в России этот титул носят:

  • Пандито Хамбо-лама XXIV — Дамба Бадмаевич Аюшеев глава Буддийской традиционной сангхи России.

  • Камбы-лама IX — Сергек Олегович Сарыглар (Его Преосвященство Гелек Нацык-Доржу) глава буддистов Тывы.

  • Хамбо-лама Алтая — Мерген Васильевич Шагаев.

Центр Буддийской традиционной сангхи России и главная резиденция Пандито Хамбо-ламы находится в Иволгинском дацане, Республика Бурятия. Вторая резиденция Пандито Хамбо-ламы — дацан Хамбын Сумэ располагающийся в Улан-Удэ.

В настоящее время централизованная организация, которая бы объединяла всех буддистов России, отсутствует, имеется целый ряд независимых организаций и духовных центров.

Крупнейшие направления и школы буддизма

Бхагавадгита

Географическое распространение основных направлений буддизма.

Бхагавадгита

Бхагавадгита

Молодые монахи в храме. Луанг-Прабанг, Лаос.

В тхеравада основное внимание уделяется медитативной практике, ведущей к достижению высшего состояния архата («совершенного»). В ней различаются две формы медитации: дхьяна — успокоение «волнения» чувств и мыслей и випассана — медитация, предполагающая высшее прозрение реальности в свете буддийского учения. Члены сангхи накапливают заслуги через шесть уровней медитации:

  • глядя на символы Будды, они думают о постоянном незримом присутствии Будды;

  • глядя на символы дхармы (учения Будды), вспоминают изречения Будды;

  • вспоминают о восьми великих учениках Будды;

  • утверждают мысль о несокрушимости морального облика члена сангхи;

  • вспоминают о радости, которую приносит просветление;

  • глядя на божества и другие небесные создания, переносят их достоинства на свою личность[38].

Читайте также:  Тест на знание основ христианства

Тхеравада, в отличие от махаяны отвергает «пять пунктов» махасангхиков, не признающих нерушимое совершенство архата и допускающих как возможность утраты архатом заслуг, необходимых для достижения нирваны, так и способность архата продолжать «набирать» заслуги. Они отрицают то, что архат может потерять своё совершенство под тяжестью прошлой кармы, и считают, что три предшествовавшие архату ступени совершенства и их последовательность («вошедшего в поток», «возвращающегося в последний раз» и «больше не возвращающегося») неколебимы, а их составляющие одновременно несводимы друг к другу. Тхераваддины также постулируют, что состояния архата можно достичь только вступая в монашескую общину. В то же время они выступали и против того, что при наличии «мирских помыслов» невозможно достижение истинного знания, а основные добродетели буддиста неприменимы ни к чему «мирскому».

С точки зрения приверженцев тхеравады, миряне, так же как и монахи, получают возможность накапливать заслуги, помогая сангхе едой, одеждой, жильём, медикаментами, а также совершая 10 благих дел:

  • подношение (дана), в том числе и чтение вслух сутр, обучение детей буддизму и т. д.;

  • высоконравственное поведение (шила), которое подразумевает мудрость, дружелюбие и сострадание к другим;

  • размышления и созерцание (бхавана), вырабатывающие спокойствие и невозмутимость для занятий самоанализом и самосовершенствованием;

  • почитание и уважение других (апачити);

  • взаимопомощь (веявачча);

  • передача заслуг (паттануппадана); заслуги, накопленные верующим, не только улучшают его карму, но и составляют его основное богатство, которым он вправе поделиться с другими;

  • радость от получения и накопления заслуг другими (аббханумодана);

  • распространение учения Будды (десанамая);

  • слушание любого положения учения Будды (саванамая);

  • стремление исправить заблуждения других (диттхи) и помочь им выйти из поля дурной кармы[38].

Бхагавадгита

Храм Джокханг, Лхаса, Тибет, Китай.

Бхагавадгита

Японский медитативный садик, подобные исторически использовались для практик дзэн.

Дзэн, как и его китайский прототип чань, основывается на идее мадхъямаков о безатрибутном, но истинно-реальном Абсолюте (Будда в Теле Закона), являющемся субстратом всех единичных сущностей и присутствующем в каждом индивиде. В основе дзен лежит принцип дайсинко — «Великая вера» в то, что всё сущее имеет ту же «природу», что и Будда («Смотри в свою природу и станешь Буддой»). Соответственно, главная форма религиозной практики дзен — медитация — представляет собой тренировку психики и сознания, призванную привести адепта к постижению «недвойственности» и «единотаковости» всего Сущего, к обнаружению в себе Будды. При этом главный фокус делается на интроспекции, познании себя «изнутри», «свёртывании» внешнего мира до собственного внутреннего пространства. Цель практики дзен — не отключение от внешних впечатлений путём сосредоточения на определённом объекте, не гипнотический транс, как это имеет место, например, в тибетском буддизме, а особое состояние бодрствующего сознания (япон. сатори), связанное с неожиданным озарением, опрокидывающим прежние представления адепта и закладывающим фундамент нового видения бытия, которое характеризуется «отсутствием всякого разграничения» и соединением с беспредельным и безатрибутным Абсолютом (дзен не признаёт двойственности даже на уровне оппозиции таких даосских начал как инь и ян, которые воспринимаются как целостность). С точки зрения дзэн такое «внезапное просветление», или интуитивное озарение, есть «мгновенная мысль» (тонгаку), которая не требует длительного восхождения по многочисленным ступеням совершенства. Как и в тибетском буддизме в дзен подчёркивается возможность достичь «просветления» в этой жизни. Дзен также не проводит разграничения между мирянином и монахом: каждый может достичь «просветления». Бодхидхарме приписывается начало формирования четырёх главных принципов дзэн, которые были сформированы окончательно не ранее времени династии Тан (618—907):

  • Особая передача вне священных писаний;

  • Не опираться на слова и тексты;

  • Прямое указание на сознание человека;

  • Созерцая свою природу, становиться буддой[41].

Важнейшая категория дзен — «безмыслие и бездумие» (мунэн-мусо), состояние непривязанности разума к какой-либо определённой идее, когда сознание пребывает в истинном, безусловном покое. Это состояние означает не «угасание» всякой умственной и психической деятельности, а лишь приведение всех духовных сил в абсолютное равновесие, полностью исключающее любую возможность доминирования одной мысли над другой.

Бхагавадгита

Храм Шаолинь, Китай. Самый известный буддистский храм-монастырь практикующий буддистскую школу чань (дзэн) и боевые искусства.

Бхагавадгита

Современные боевые монахи Щаолиня. Показательные выступления.

В Японии дзэнские монахи также выступали в роли советников в окружении сёгуна и императора, к ним обращались военные, государственные чиновники, художники и поэты. В XV веке дзэн приобрёл особую значимость в культурной жизни Японии. Он дал толчок развитию новых направлений в живописи, поэзии и драматургии, а также боевых искусств (кэмпо). Наиболее известным учителем дзэн раннего периода Муромати является Мусо Сосэки (1275—1351), настоятель ряда крупных дзэнских храмов. Взгляды Мусо и его последователей нашли отражение в литературном течении годзан бунгаку — «литература пяти гор», по обобщённому наименованию крупнейших буддийских обителей.

В начале XVII века получило распространение ещё одно направление дзэн — обаку-сю, последователи которого использовали амидаистскую практику нэмбуцу (кит. няньфо — «размышление о Будде») — повторение имени будды Амиды (Амитабхи), который воспринимался ими не как трансцендентальное существо, а как сама «природа Будды» в сердце верующего. В эпоху Токугава (17-19 века) усиление позиций синтоизма привело к утрате дзэн былого влияния в религиозной сфере. В результате упрощения практики дзэн Хакуином школа риндзай, которая прежде ориентировалась на правящие круги Киото и знать, нашла опору в простом народе. Монастыри дзэн становились в Японии очагами конфуцианских идей, там переписывались книги конфуцианского толка, зарождалось и развивалось многое из того, что впоследствии стало неотъемлемой частью традиционной японской культуры, своеобразная поэзия на китайском литературном языке, живопись, икебана, искусство чайной церемонии и другое.

Распространение и численность последователей

В то время, как буддизм был фактически вытеснен из жизни общества на своей исторической родине, в Индии, эта религия быстро распространилась на новых территориях, где развивалась в очень большом количестве специфических ответвлений и школ. В своих различных вариациях буддизм широко распространился в странах Восточной (Китай, Монголия, Япония, Корея), Юго-Восточной (Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма (Бирма), Таиланд) и Южной Азии (Бутан, Непал, Шри-Ланка). В современности, духовном центром буддизма махаянического толка является Тибет (Лхаса, Тибетский автономный округ, Китай), вторым по значимости и духовному авторитету, крупнейшим центром, но уже тхеравадийского толка является город Мандалай (Мьянма).

Буддизм в России

Бхагавадгита

Кижингинский дацан (Бурятия)

Бхагавадгита

Иволгинский дацан, крупнейший центр буддизма России. Бурятия.

Белая Тара и правители России

В других религиях

Помимо собственного учения Будда является персонажем многих так называемых дхармических религий, в частности — бона и индуизма. В Средние века в поздних Пуранах (например, в Бхагавата-пуране) он включается в число аватар Вишну. Также упоминается в качестве одного из пророков в джайнизме.

Свяще́нные те́ксты, или религио́зные те́ксты, — тексты, которые в различных религиях рассматриваются как священные и занимают центральное место в их религиозной традиции.

Данные тексты заявляют о своём сверхчеловеческом происхождении или вдохновении определённого божества. В религиозных текстах очень важна преемственность передачи сакрального знания.

Исторически сложилось так, что те или иные религиозные тексты в мифологической форме рассказывают о происхождении мира, о его сакральном устройстве, о прародителях человека и первых людях. Большое место в них уделяется описанию священных обрядов и церемоний, рассказывается о нормах поведения и законах бытия. Некоторые религиозные тексты являются доступными для всех, а есть те, с которыми могут ознакомиться лишь посвящённые данной религии.

Большинство религий обнародовало правила, определяющие критерии оценки своих религиозных текстов и ограничения на их изменения.

| Религия | Священные тексты | Язык(и) | Объекты поклонения и важные личности | Философия религии | Датировка | Географические регионы | Первый человек (люди) | Мессия | Количество Последователей |

| ————————————— | ————————————————————————– | ————————————- | —————————————————————————————————————————————————————————— | ————————————————————————————————————————————————————————————————————— | ——————————————- | ———————————— | ——————————– | ———————————————– | ————————- |

| Зороастризм | Авеста | Авестийский | Ахура Мазда, Зороастр, Ахуры (асуры). Кир II Великий, Митра, Варуна | Философия зороастризма, дуализм (Добрый Бог, Злой Бог) | XVIII век до н. э. (традиционная) | Большой Иран | Гайомарт, Машйа и Машйана, Ману | Саошьянт | 180 тысяч |

| Ведизм (историческая) | Веды | Санскрит | Три главных божества: Индра, Агни, Сурья; Вишну и 33 млн. "полу"-богов (дэват), Брахман, Митра, Варуна | Философия Вед | ок.5600 лет до н. э. [1] | Индия | Ману | | историческая религия |

| Индуизм | Веды, Упанишады, Дхармашастры, Махабхарата (Бхагавадгита), Рамаяна, Пураны | Санскрит | Брахман, Тримурти: (10 Аватар Вишну ( Кришна, Рама и др.), Шива); Индуистские божества | Индийская философия (веданта), йога, медитация, дхарма, карма, реинкарнация, вегетарианство, генотеизм | V век до н. э.[2] | Индия | Ману | Калки | 1 миллиард |

| Древнеегипетская религия (историческая) | Древнеегипетская Книга мёртвых | Египетский язык | Ра (бог солнца) | Древнеегипетская философия, боги Египта, политеизм. | III тысячелетие до н. э. | Древний Египет | | | историческая религия |

| Иудаизм | Танах (Тора, Пророки, Писания), Талмуд | Иврит, Арамейский | Яхве, Ной, Авраам, Моисей, Иисус Навин, Давид, Соломон | Еврейская философия, монотеизм | XIII век до н. э. (XV век до н. э.) | Палестина, Древний Египет, Вавилония | Адам, Ева | Машиах | 14 миллионов |

| Христианство | Библия (Книги Ветхого и Нового Заветов) | Латынь, арамейский, греческий (койне) | Бог-Троица, Иисус Христос, Апостолы | Христианская философия, монотеизм | I век н. э. | Палестина, Римская империя | Адам, Ева | Иисус Христос (Второе пришествие Иисуса Христа) | 2.3 миллиарда |

| Ислам | Коран, Хадисы | Арабский классический | Аллах (Бог, Господь), Мухаммед, Праведные халифы, Асхабы | Исламская философия, монотеизм | 610 год (571 год) | Аравия | Адам, Хавва (Ева) | Махди,Иса ибн Марьям | 2.2 миллиарда |

| Джайнизм | | Санскрит | Джина, Махавира | Философия джайнизма | IX век до н. э. (по традиционной датировке) | Индия | | | 5.7 миллионов |

| Сикхизм | Гуру Грантх Сахиб | Панджаби | Вахегуру, Гуру сикхов, Гуру Нанак | Философия сикхизма, синтез Вед и ислама | 1469 год | Пенджаб (Индия) | | | 24.7 миллионов |

| Буддизм | Трипитака | Пали | Будда, Бодхисаттвы | Буддийская философия, реинкарнация | VI век до н. э. | Индия, Китай, Индокитай | | Майтрея | 468 миллионов |

| Синтоизм | Кодзики, Нихонги | Старояпонский, классический китайский | Аматэрасу | Японская философия | около XII—VIII вв. до н. э. | Япония | | | 2.7 миллионов |

| Даосизм | Дао дэ цзин | Китайский | Изначальный небесный владыка, Лао-цзы, Чжуан-цзы | Философия Даосизма, Дао, Дэ, дуализм (Инь-Ян), У-вэй | IV век до н. э. | Китай | | | 9 миллионов |

| Конфуцианство | Сы Шу (Лунь Юй), У-Цзин | Китайский | Бог-Небо, духи , Конфуций, Мэн-цзы | Китайская философия, Цзюнь-цзы, сяо | 551 год до н. э. | Китай | | | 6.4 миллионов |

| Бахаизм | Байан, Китаб-и-Агдас, Китаб-и-Иган | Арабский, персидский | Единый синкретический Бог, Баб, Баха-Улла, Абдул-Баха, различные предшествующие пророки (Зороастр, Кришна, Будда , Ной , Авраам , Моисей , Иисус , Мухаммед и др.)(см. выше) | Философия синкретизма, сближение религий и объединение человечества, свободный поиск истины, примирение и согласие между религией и наукой, равноправие полов, всеобщее образование и социальная справедливость | (1844 год), 1863 год | Иран | | Баха-Улла | 7.4 миллионов |

Читайте также:  Зачем дети учат орксэ

| Растафарианство | | Английский | Джа, Маркус Гарви, Рас Тафари Маконнен – король Хайле Селассие I, Боб Марли, библейские персонажи, такие как Соломон и Иисус , (но они все негроидной расы) | Панафриканизм, Афроцентризм, Негритюд, чернокожий иудаизм/христианство, африканский Сион | 1930 год | Ямайка | Адам и Ева (оба негроидной расы) | Хайле Селассие | 1 миллион |

| Сатанизм | Сатанинская библия | Английский | Бафомет, Сатана, Антон Лавей | Философия Сатанизма Лавея | 1966 год | США | | | |

Список религиозных текстов

Список религиозных текстов, используемых в различных религиях (в алфавитном порядке):

  • Писания Франклина Альберта Джонса известного как Ади да Любовь-Ананда Самрадж

    • Алетэон

    • Компаньоны Лошади Истинного Заката

    • Завет Лошади Заката

    • Гностикон

    • Сердце Ади дам Откровение

    • Не-Два это Мир

    • Пневматон

    • Трансцендентный Реализм

  • Девять свобод

  • Речи Высокого

  • Эдда

  • Четыре долины (версия 1857)

  • Семь долин (версия 1860)

  • Спрятанные слова Баха’у’лаха (на арабском 1857)

  • Спрятанные слова Баха’у’лаха (На персидском 1857)

  • Драгоценные камни Божественных Мистерий (1859)

  • Книга аттестации (частично на персидском и частично арабском 1861)

  • Призыв Господа Воинств (1868)

  • Скиния единства (1870)

  • Китаб-и-Агдас (завершён в 1873)

  • Дощечки Баха’у’лаха раскрытые после the Китаб-и-Агдаса (написанные до 1892)

  • Послание Сыну Волка (1890)

  • Крупицы знаний из Писаний Баха’у’лаха (сборник, выбранный Шоги Эффенди из сочинений Баха’у’лаха’, 1853 по 1892)

Бонские Ганджур и Данджур

Древняя форма книг, используемая для Палийского канона

Буддизм Тхеравады

  • Трипитака или Палийский канон

    • Виная-питака

    • Сутта-питака

    • Абхидхамма-питака

Дальневосточная Махаяна

Алмазная сутра, старейшая печатная книга в мире, датируемая 868 годом (Британская библиотека)

  • Китайские буддийские сутры Махаяны из китайской Трипитаки, включая такие сутры как

    • Алмазная сутра и Сутра сердца

    • Шурангама сутра и её Шурангама мантра

    • Мантра великого сострадания

    • Буддизм Чистой Земли

      * Длинная Сукхавативьюха сутра  
      
      * Амитабха сутра  
      
      * Амитаюрдхана сутра  
      
      * и другие сутры Чистых Земель  
      
    • Тяньтай, Тэндай, и Нитирэн

    • Сингон

      * Махавайрочана сутра  
      
      * Ваджрасекхара сутра
      

Тибетский буддизм

  • Тибетские Ганджур и Данджур

  • Книга теней

  • Обязанность богини

  • Тройной закон

  • Викканская сеть

  • Герметический корпус, Кибалион, Изумрудная скрижаль и связанные писания

и многие другие

Шветамбары[3]

  • 11 Анг

    • второстепенное

      * 12 Упангас, 4 Мула-сутр, 6 Чеда-сутр, 2 Чулика-сутр, 10 Пракирнакас
      

Дигамбары

  • Кармапрабхита, также называемая Саткхандагамой

  • Кашаяпрабхита

Неденоминационное/Неспецифическое

  • Джина Виджая

  • Таттвартха сутра

  • Гадхахасти Махабхашия (авторитетный и древнейший комментаркий к Таттвартха сутре)

  • Айономика

  • Рамагхон

Тексты Пирамид

Старое царство

Первый промежуточный период и среднее царство

Второй промежуточный период

  • Гимны Гомера (англ. Homeric Hymns)

  • Теогония

  • Илиада и Одиссея

  • Золотые стихи

  • Дуде Дэ Цзин

  • Дудерономия

  • Чёрная книга

  • Кетебе Джилве

  • Настоящие основные тексты езидской религии, которые существуют сегодня, являются гимнами, известными как кавлы.

Ясна (Авеста) 28.1 (Bodleian MS J2)

  • Майтрейя сутра (китайский: Ми Ле Чжэнь Цзин)

  • Путешествие к аду (китайский: Ти Ю Ю Джи)

Основная статья: Священные писания индуизма

Шрути

  • Веды

  • Брахманы

  • Араньяки

  • Упанишады

Бхагавад-гита

Смрити

  • Итихасы

    • Махабхарата (включая книгу Бхагавадгита)

    • Рамаяна

  • Пураны

  • Тантры

  • Сутра

  • Стотра

  • Аштавакра-гита

  • Гхеранда-самхита

  • Гитаговинда

  • Хатха-йога-прадипика

  • Йога-Васиштха

Пурва Миманса

  • Пурва Миманса Сутры

Веданта (Уттар Миманса)

  • Веданта-сутры Вьяса

Йога

Санкхья

  • Санкхья сутры Капилы

Ньяя

Вайшешика

  • Вайшешика Сутры Канады

Вайшнавизм

  • Вайкханаса Самхиты

  • Панчаратра Самхиты

  • Дивьяпрабандам

Шактизм

Кашмирский шиваизм

  • 64 Бхайравагамы

  • 28 Шайва Агамы

  • Шива-сутры Васугупты

  • Виджняна-бхайрава-тантра

Пашупата Шиваизм

  • Пашупата Сутра Лакулиша

  • Панчарта-бхашья Каундиньи (комментарий к Пашупата сутрам)

  • Ганакарика

  • Ратнатика Бхасарваджны

Шайва Сиддханта

  • 28 Шайва Агам

  • Тирумурай (канон из 12 работ)

  • Мейкандар Шастры (канон из 14 работ)

Гаудия-вайшнавизм

  • Брахма-самхита

  • Джаядева Гитаговинда

Кришна-карнамрита

  • Чайтанья-бхагавата

  • Чайтанья-чаритамрита

  • Према-бхакти-чандрика

  • Хари-бхакти-виласа

Лингаята

  • Сиддханта Шикхамани

  • Вачана Сахитья

  • Мантра Гопья

  • Шуньясампадане

  • 28 Агамы

  • Карана Хасуге

  • Басава Пурана

Кабир Пантх

Даду Пантх

  • Поэмы Даду

Основная статья: Священное Писание в исламе

Североафриканский Коран XI века в британском музее

  • Коран (также называемый Куран, Коран, Кур’ан, или ал-Кур’ан) — четыре книги, которые считаются раскрытыми и упомянутыми по имени в Коране — это Коран (раскрытый Мухаммеду), Таурат (раскрытый Мусе), Забур (открытый Давуду) и Инджиль (открытый Исе)

  • Хадис, сообщения о деяниях и высказываниях Мухаммеда.

Рукописная Библия из Мальмсберийского аббатства, 1407 год

Традиционное Христианство

  • Библия (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие). Некоторые деноминации также включают Апокриф.

    • Для Протестантизма, это канон из 66 книг — Еврейский Танах из 24 книг по-разному разделённых (в 39 книг) и универсальный 27-книжный Новый Завет. Некоторые деноминации также включают 15 книг Апокрифов между Ветхим Заветом и Новым Заветом, в общей сложности 81 книга.

    • Для Католицизма, это включает семь второканонических книг в Ветхом завете в общей сложности 73 книги, называемых Канон Трента (в версиях Латин Вульгате, Вторая книга Ездры и Третья книга Ездры включены в приложение, но считаются неканоническими).

    • Для Православной церкви, это включает Второканонические книги, которые состоят из католического дейтероканона, плюс Третья книга Маккавейская, Псалом 151, Молитва Манассии, и Вторая книга Ездры. Четвёртая книга Маккавейская считается канонической Грузинской православной церковью.

    • Эфиопская православная церковь (и её отпрыск, Эритрейская православная церковь) добавили различные дополнительные книги в зависимости от конкретного перечисления канона (см. Эфиопский библейский канон), но всегда включали третью книгу Ездры, Книгу Юбилеев, Книгу Еноха, 4 Варух, и 1, 2, и 3 Маккавеи (нет никакого отношения к Книгам Маккавеев).

    • Некоторые Сирийские церкви принимают Сирийский апокалипсис Варуха в качестве писания.

Христианская наука

  • Библия

  • Наука и здоровье с ключом к Писанию написанная Мэри Бейкер-Эдди. Этот учебник вместе с Библией служит постоянным «безличным пастором» церкви.

Гностицизм

  • Библиотека Наг-Хаммади и другие Гностические тексты (не из Библии)

  • Некоторые книги Ветхого Завета и Нового Завета

  • Только Евангелие Маркиона и выбранные Послания Павла приняты

Обложка Книги Мормона с оригинального издания 1830 года выпуска, Джозефа Смита

(Изображение из Библиотеки Конгресса США «Отдел редких книг и специальных коллекций»)

Свидетели Иеговы

  • Библия (Священное Писание — Перевод нового мира является их предпочтительным переводом.)

Движение святых последних дней

  • Библия

    • Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) использует СПД издание Библии короля Якова для англоговорящих членов; другие версии используются в неанглоговорящих странах.

    • Сообщество Христа использует перевод Джозэфа Смита, который он называет «вдохновлённой версией», а также обновлённым современным переводом.

  • Книга Мормона

  • Драгоценная жемчужина

  • Учение и заветы

    • Существуют существенные различия в нумерации содержимого и раздела между учением и заветами используемыми Сообществом Христа и СПД Церковью.
  • Другие, более мелкие ветви Святых последних дней включают другие писания, такие как Книга Закона Господа используемые Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Странгит) или Слово Господне использовалось ответвлениями Феттинга..

Церковь коренных американцев (Христианско-образовательные фракции)

См ниже.

Растафарианство

См ниже.

Церковь адвентистов седьмого дня

  • Библия

  • писания Эллен Уайт относятся к повышенному статусу, хотя и не соответствуют Библии, поскольку она считается вдохновлённой пророчицей.

Сведенборгиане

См ниже.

Церковь объединения

См. ниже.

Сефер Тора открылся для литургического использования в службе синагоги

Талмудический иудаизм

См. также: Раввинская литература

  • Танах

  • Мишна

    • Палестинский Талмуд

    • Вавилонский Талмуд

    • Гемара

Каббала

  • Каббала: Основные тексты

  • Зохар

Хасидизм

  • Ранние тексты:

    • Ноам Элимех (Элимелех из Лиженска)

    • Кдушат Леви (Леви Ицхак из Бердичева)

  • Основополагающие тексты различных хасидских сект:

    • Ликутей Мохаран (Брацлавские хасиды)

    • Меор Эйнам (Чернобыль)

    • Мей Хашилоах (Ижбитза — Радзин)

    • Тания (Хабад)

    • Вайоэл Моше (Сатмар)

Караимизм

Хайманот

  • Кин Тиен Дао Ва Тэ Дао (Молитвы Небесного и Земного Пути)

  • Фап Чен Чуен (Религиозная Конституция Каодай)

  • Тан Луад (Канонические коды)

  • Тэн Нгон Хиеп Туен (Компиляция божественных сообщений)

Книги самого Кастанеды

  • 1968 — Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки (англ. The Teachings of Don Juan, A Yaqui Way of Knowledge)

  • 1971 — Отдельная реальность (англ. A Separate Reality)

  • 1972 — Путешествие в Икстлан (англ. Journey to Ixtlan)

  • 1974 — Сказки о силе (англ. Tales of Power)

  • 1977 — Второе кольцо силы (англ. The Second Ring of Power)

  • 1981 — Дар орла (англ. The Eagle’s Gift)

  • 1984 — Огонь изнутри (англ. The Fire From Within)

  • 1987 — Сила безмолвия (англ. The Power of Silence)

  • 1993 — Искусство сновидения (англ. The Art of Dreaming)

  • 1997 — Активная сторона бесконечности (англ. The Active Side of Infinity)

  • 1998 — Колесо Времени (англ. The Wheel of Time)

  • 1998 — Магические пассы: практическая мудрость шаманов древней Мексики (англ. Magical Passes of the Sorcerers of Ancient Mexico)

Книги Флоринды Доннер-Грау одобренные Кастанедой

  • 1977 — Сон ведьмы

  • 1982 — Шабоно

  • 1991 — Жизнь-в-сновидении

Книга Тайши Абеляр одобренная Кастанедой

  • 1992 «Магический переход: путь женщины-воина»

  • Конкокё Киотен (Священное Писание Конкокё)

    • Оширасе-Гото Обобе-Чо

    • Конко Дайджин Обоегаки

    • Горикай I

    • Горикай II

    • Горикай III

  • У-Цзин

  • Четверокнижие

  • Тринадцатиканоние

  • Три комментария к весенним и осенним летописям

  • Танец шивы или космический беспредел

  • По следам танца Шивы

  • Вечная религия природы

  • Библия белого человека

  • Целительная Жизнь

  • Буйруки Кызылбаша

  • Фетеватнаме

  • Ginza Rba

  • Книга Зодиака

  • Кйолуста, Канонический молитвенник

  • Книга Джона Крестителя

  • Диван Абатур, Чистилища

  • 1012 вопросов

  • Коронация Шислам Рба

  • Крещение Хибил Зива

  • Харан Гавайта

  • Евангелион (Греческий: Εὐαγγέλιον, что означает «хорошие новости»). Также известен как Евангелие Мани и Живое Евангелие

  • Сокровище жизни

  • «Прагматейя» (греч. πραγματεία)

  • Книга Тайн

  • Книга великанов

  • Послания

  • Псалтирь и молитвы. Коптский манихейский псалтырь, обнаруженный в Египте в начале 1900-х годов, был отредактирован и опубликован Чарльзом Альберри из манихейских рукописей в коллекции Честер Битти и в Берлинской академии, 1938-9.

  • Шабураган

  • Аржанг

  • Кефалия (греч. Κεφάλαια), «Дискурсы», найденные в коптском переводе.

  • Священные слова (Госейген)

  • Молитвенная книга Йокоши (Нориготошу)

    • Четыре веды Мейаважи
  • Ати мей утайа пурана витантам

  • Антаваркал манмиям

  • Эман патар атипату тиру мейньяанак корал

  • Эман патар атипату котаютак кур

  • Наука разума Эрнеста Холмса

Различные религии Нового века могут рассматривать любой из следующих текстов как вдохновлённый:

  • Курс чудес

  • Беседы с Богом

  • Оаспе

  • Книга Урантии

  • Разоблачённая Изида

  • Амритбани Гуру Равидасс Джи

  • Библия (Эфиопский православный канон)

  • Holy Piby

  • Кебра Негаст

  • Речи и труды Хайле Селассие (включая его автобиографию «Моя жизнь» и «Прогресс Эфиопии»)

  • Свиток королевского пергамента чёрного верховенства

  • Труды Раэля aka Клод Ворильхон

    • Интеллектуальный дизайн: сообщение от дизайнеров

    • Чувственная медитация

    • Да, клонированию человека

  • Оригинальное руководство по Рэйки доктора Микао Усуи

  • Анураг Сагар

  • Сатанинская библия

  • Сатанинские ритуалы

  • Гиняны (писания, которые содержат внутреннее знание Корана и Атхарваведы, которые были утеряны в первоначальной форме двух писаний, которые также были искажены)

  • Дуа (молитвы)

Читайте также:  <strong>мой девушка симулятор 2</strong>

Все книги написанные Шри Матаджи Нирмалой Дэви

  • Муладхара чакра

  • Метасовременная эпоха

  • Сахаджа йога

  • Творение

Новая церковь

  • Библия (опущено несколько книг)

  • Работы Сведенборг, Эммануил (не считаются равными Библии)

Общая церковь

  • Гуру Грантх Сахиб

  • Дасам Грантх

  • Кодзики

  • Риккокуси, который включает Нихон сёки и Сёку нихонги

  • Фудоки

  • Дзинно Сётоки

  • Книга духов (англ. The Spirits Book)

  • Книга медиумов

  • Евангелие согласно спиритизму

  • Рай и Ад

  • Бытие по спиритизму

Унариусская академия науки

  • Голос венеры

  • Чжуань Фалунь

Церковь коренных американцев

  • Писание Тонхак

  • Песни Йонгдам

  • Проповеди мастера Хауэола

  • Проповеди Почитаемого Учителя Эуяма

  • Buyruk (Shabak)

  • Бартонский цилиндр

Пограничный столб из Перуджи. III в. до н. э.

  • Калам-е саранджам

Священные тексты разных религий по векам и странам

Тексты Пирамид

Старое царство

Первый промежуточный период и среднее царство

Второй промежуточный период

Пограничный столб из Перуджи. III в. до н. э.

  1. Witzel, Michael, «Vedas and Upaniṣads IAST», in: Flood 2003, p. 68">Witzel, Michael, «Vedas and Upaniṣads IAST», in: Flood 2003, p. 68

  2. Glasenapp, Helmuth von, 1891-1963. Jainism : an Indian religion of salvation. — 1st ed. — Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 1999. — xvi, 551 pages, 28 unnumbered pages of plates с. — ISBN 81-208-1376-6, 978-81-208-1376-2.

  • Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов / Под общ. ред. проф. П. С. Гуревича: Пер. с англ. — М.: Республика, 1995. — 591 с.

  • Witzel, Michael, «Vedas and Upaniṣads IAST», in: Flood 2003, p. 68

Бхагавадгита

«Бхагавадгита», манускрипт XIX века

В процессе беседы Кришна раскрывает Арджуне свою божественную сущность. Показав свою вселенскую форму и всемогущество, Кришна объявляет себя самим Всевышним, конечной философской истиной и абсолютным благом, а бхакти-йогу, путь преданности, высочайшей духовной практикой. Полностью убеждённый, признав в Кришне Всевышнего и приняв своим наставником, Арджуна вступает в 18-дневную битву.

На протяжении многих веков «Бхагавадгита» является одним из самых почитаемых священных текстов и оказывает большое влияние на жизнь и культуру индийского общества. Повлияла она и на западную культуру, привлекая внимание таких выдающихся мыслителей, как Гёте, Эмерсон, Олдос Хаксли, Ромен Роллан и др. В России о «Бхагавадгите» узнали в 1788 году, после того как её впервые на русском языке издал Н. И. Новиков.

Происхождение и датировка

В долгом процессе складывания «Гиты» С. Д. Серебряный выделяет несколько этапов:

Статуя Арджуны на острове Бали

Статуя в Тирумале, изображающая беседу Кришны и Арджуны

Обзор по главам

  • гл. 1-6 — «раздел о действии» (карма-канда);

  • гл. 7-12 — «раздел о почитании» (упасана-канда);

  • гл. 13-18 — «раздел о знании» (джняна-канда).

Главными философскими предметами, обсуждаемыми в «Бхагавад-гите», являются пять основных концепций или истин: «В „Бхагавад-гите“ рассматривается пять фундаментальных истин».

  • Ишвара (Верховный Управляющий)

  • Джива (живое существо/душа)

  • Пракрити (материя)

  • Карма (действие)

  • Кала (время)

Термин «йога» имеет много значений, но «Бхагавад-гита» в основном описывает йогу как контроль ума, осознание высшей природы атмана. Согласно Кришне, корнем всех страданий является возбуждённый ум. Единственным способом остановить пламя желаний является контроль ума посредством самодисциплины с одновременным вовлечением в возвышенную духовную деятельность.

Воздержание от деятельности, однако, считается таким же нежелательным, как и чрезмерное вовлечение в неё. Согласно «Бхагавад-гите», высшей целью является освобождение ума и разума от изощрённой материальной деятельности и их сосредоточение на трансцендентном уровне через посвящение всех действий Богу. Этой цели можно достичь через йогу, медитацию, деятельность, бхакти и знание.

Кришна даёт краткое описание различных видов йоги, из которых известные комментаторы «Бхагавад-гиты» выделяют три основных: бхакти-йога, карма-йога и джнана-йога. Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же — осознать, что божественная сущность Брахман является изначальной истиной, на которой зиждется всё бытие, что материальное тело временно, и что Параматма вездесуща. Конечной целью йоги является мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти (сансары) через осознание Абсолютной Истины.

Соотношение между тремя видами йоги весьма неоднозначно и в разных традициях решается по-разному. Но как отметил востоковед Г. М. Бонгард-Левин:

Этот раздел статьи ещё не написан.

Здесь может располагаться Помогите Википедии, написав его. (31 января 2017)

Кришна неоднократно говорит в «Бхагавад-гите» о превосходстве бхакти над другими видами йоги. Согласно Кэтрин Корнилл, профессору теологии Бостонского колледжа:

Этот раздел статьи ещё не написан.

Здесь может располагаться Помогите Википедии, написав его. (31 января 2017)

Традиционно комментаторы «Бхагавад-гиты» принадлежат к определённой богословской традиции (сампрадае) и цепи ученической преемственности (парампаре) в которых знание передаётся без изменений из поколение в поколение от гуру к ученику и которые утверждают, что берут своё начало от самого Кришны. Каждая традиция при этом претендует на то, что её трактовка философии «Бхагавад-гиты» является верной и была передана без изменений через парампару. Согласно Хириянне:

Различные переводчики и комментаторы дают сильно отличающиеся друг от друга толкования многозначных санскритских слов и фраз в «Бхагавад-гите», и их версия обычно зависит от того, к какой сампрадае принадлежит автор. В особенности в Западной филологии, интерпретации текстов «Бхагавад-гиты» сильно отличаются от традиционных индуистских толкований.

Поэтичностью и глубиной изложенных в «Бхагавад-гите» идей восхищались Гёте и Гердер, большую статью «Бхагавад-гите» посвятил Гегель, а Вильгельм фон Гумбольдт написал о ней отдельную книгу.

В течение XIX и, в ещё большей степени — XX века, продолжали появляться всё новые и новые переводы — английские, французские, немецкие, латинский, новогреческий. В настоящее время существует более 700 переводов «Бхагавад-гиты» на различные языки мира.

Титульный лист первого в России перевода «Бхагавад-гиты»

В 1974 году вышел сокращённый перевод в стихах «Бхагавад-гиты», выполненный поэтом С. И. Липкиным.

В 2012 году вышел перевод «Бхагавад-гиты», сделанный Д. Бурбой.

В 2021 году вышел поэтический перевод «Бхагавад-гиты» Юрия Ключникова, опубликованный в книге «Слово Ариаварты», М., 2021, С. 28 — 116.

Значение и влияние

Значение в индуизме

На протяжении истории, «Бхагавад-гита» всегда была предметом изучения для брахманов и йогов в индуизме. Несмотря на то, что она не является «каноном» ведических писаний («шрути»), практически все течения в индуизме признают её авторитетность.

Последователи школ веданты в индуизме, относят «Бхагавад-гиту» к одному из трёх основополагающих писаний «прастханатрайи», наряду с Упанишадами и «Веданта-сутрами».

К числу великих мудрецов, святых и философов, нашедших вдохновение в «Бхагавад-гите», относится и основатель гаудия-вайшнавизма Чайтанья, который положил начало публичному воспеванию мантры «Харе Кришна» в Индии в начале XVI века.

Влияние на Западе

«Время Я — мира извечный губитель. Весь этот люд Я решил уничтожить. В битву ты вступишь иль битву покинешь, воинам этим пощады не будет.» Бхагавадгита 11:32

Влияние «Гиты» отразилось в творчестве таких выдающихся деятелей европейской культуры, как Гёте, Гердер, Гартман, Новиков. О ней с восхищением отзывались Гегель, Шопенгауэр, Бетховен, Гейне, Роден, Неру, Ганди. Её исследованием занимались многие выдающиеся учёные — Х. Лассен, Э. Бюрнуф, Э. Сенар, Ауробиндо Гхош, Л. Валле, С. Радхакришнан, С. Леви. Знакомство с «Бхагавад-гитой» проявляется в творчестве Шелли, Дж. Рассела, Вордсворта, Р. Роллана, Л. Толстого, И. Бунина, У. Уитмена, Г. Гессе.

  • К тексту «Бхагавад-гиты» неоднократно обращался композитор Филип Гласс. В 1980 году он создал оперу «Сатьяграха», либретто которой представляет собой подборку фрагментов этого памятника. В 1999 году появляется ещё одно произведение композитора, где использованы изречения из «Бхагавад-гиты», — Пятая симфония для солистов, двух хоров (детского и смешанного) и оркестра.

  • Сюжетные параллели с «Бхагавад-гитой» прослеживаются в фильме «Легенда Баггера Ванса».[59]

На русском

  • Бурмистров С. Л. Бхагавадгита памятник интеркультурного диалога // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. — Пушкин: ЛГУ имени А. С. Пушкина, 2009. — № 1 (25). — ISSN 1818-6653.

  • // Новая иллюстрированная энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — Т. 3. Би-Ве. — С. 149. — 256 с. — — ISBN 5-85270-195-5.

  • Махабхарата. Вып. II: Бхагавадгита (Книга VI, Гл. 25—42) / Буквальный и литературный перевод, введение, примечания и толковый словарь академика АН ТССР Б. Л. Смирнова. — 2-е перераб.. — Ашхабад: АН ТуркмССР, 1960. — 403 с.

  • Бхагавадгита / Пер. с санскрита, исслед. и примеч. В. С. Семенцова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. — 256 с. — — ISBN 5-02-017506-4.

  • Дандекар Р. Н. От Вед к индуизму. Эволюционирующая мифология / Сост. Я. В. Васильков. Отв. ред. Г. М. Бонгард-Левин. Пер. с англ. К. П. Лукьяненко. — М.: «Восточная литература» РАН, 2002. — 286 с. — ISBN 5-02-016607-3.

  • Кочергина В. А. Санскритско-русский словарь / Под ред. В. И. Кальянова. С приложением „Грамматического очерка санскрита" А. А. Зализняка. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Русский язык, 1987. — 944 с. — ISBN 5-902766-05-2.

  • Махабхарата. Книга шестая: Бхишмапарва / Пер. с санскр., предисл., статья и коммент. В. Г. Эрмана. — М.: Ладомир, 2009. — 480 с. — («Литературные памятники»). — — ISBN 978-5-86218-402-0.

  • Семенцов В. С. // Новая философская энциклопедия: В 4 т / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — С. 333. — ISBN 978-5-244-01115-9.

На английском

Переводы на русский язык

Научные

  • Бхагавадгита / перевод с санскрита В. С. Семенцова (1985).

  • VI. Махабхарата. Бхишмапарва (Бхагавадгита) / перевод с санскрита В. Г. Эрмана (2009).

Религиозные

  • Бхагавад-гита как она есть / комментированный перевод Бхактиведанты Свами Прабхупады (1984).

  • Живая Гита: Вся Бхагавад-гита / перевод Свами Сатчидананды (2007).

Другие

  • Багуат-Гета, или беседы Кришны с Аржуном / первый перевод, выполнен с английского А. А. Петровым (1788).

  • Бхагавад-гита / перевод с английского и санскрита А. Каменской и И. Манциарли (1914).

  • Бхагавад-гита / перевод с санскрита Б. Л. Смирнова (1956).

  • Бхагавад-гита / перевод С. М. Неаполитанского. СПб., 1991.

  • Бхагавад-гита / перевод с санскрита Д. Бурбы (2009)

  • Бхагавадгита. Поэтическое переложение А. В. Драгунова, комментарии Д. В. Бурбы. Ялта, 2008.

  • Полный текст «Бхагавад-гиты» (санскрит)

  • Шри Ауробиндо Дхарма Гиты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *