Буддизм в россии

Основные религии Древней Индии

В Древней Индии возникло огромное количество религиозных направлений и течений. Некоторые из них впоследствии оформились в самостоятельные религии.

Среди них наибольшее значение имеют:

Индуизм

Большинство жителей Индии исповедуют индуизм. Но это не единая религия в привычном понимании этого слова, а совокупность религиозных традиций и философских школ, которые существуют на полуострове Индостан и имеют ряд общих черт.

Ведизм

Ведизм — это древнейшая религия жителей Индостана, основанная на священных текстах, которые называются Веды. Истоком для формирования ведизма были языческие верования праиндоевропейцев.

Брахманизм

Под влиянием местных дравидийских верований ведическая религия трансформировалась в брахманизм. Этот процесс начал происходить примерно в 9—8 веках до нашей эры и продолжался несколько столетий. Брахманизм является религиозно-философской системой, которая стала переходным звеном на пути к формированию индуизма.

История и развитие

Термин индуизм впервые стал использоваться только в начале XIX века. Так англичане обозначили вероисповедание индусов, то есть коренных жителей Индии. Сами же они называют свою религию санатана-дхарма, что означает вечный путь.

Индуизм — это очень древняя религия. В упрощенном виде часто представляют, что ей предшествовал ведизм и брахманизм. На самом деле путь развития индуизма очень сложный и противоречивый.

Индуисты считают, что их религия является анади, то есть не имеет ни конца, ни начала. А саму историю они представляют не как линейный процесс, а как цикличность постоянно повторяющихся явлений и событий.

Время возникновения

Нет единой точки зрения по поводу времени зарождении ведической религии. Многие индийские ученые ассоциируют ее с древнейшей индийской цивилизацией Хараппа, которая существовала 5 тысяч лет тому назад. Западные ученые связывают возникновение ведизма с проникновением на Индостан арийских племен, которое произошло примерно в 15 веке до нашей эры.

Характерные черты ведизма уже в ранних частях Вед встречаются упоминания богов, которые впоследствии войдут в пантеон индуизма. Одним из самых часто упоминаемых в Ригведе является Индра. Это бог-воин, который возглавляет небесное войско в сражениях со злыми божествами. Впоследствии Индра станет рассматриваться как покровитель касты кшатриев.

Главные книги брахманизма

Главными книгами брахманизма помимо Вед являются:

Различные значения слова брахманы

Слово брахманы используется в разных смыслах. Это и название варны жрецов, и наименование священных книг. С большой буквы слово Брахман означает безличного бога, принцип и источник всего сущего.

Эпический период индуизма

Дальнейшее развитие индуизма связывают с эпическим периодом, который продолжался с VI по II век до нашей эры. В это время впервые были записаны легендарные эпосы индийского народа — Рамаяна и Махабхарата. В них рассказываются истории о правителях, войнах и героях, а также содержатся философские и религиозные размышления.

крупных школ индуизма

В рамках индуизма в это время складывается 6 крупных школ:

  1. Школа йоги
  2. Школа мимамсы
  3. Школа веданты
  4. Школа санкхьи
  5. Школа вайшешики
  6. Школа ньяя

Джайнизм как самостоятельная религия

В VI—V веках до н. э. оформляется как самостоятельная религия джайнизм. Ее основателем считается проповедник Вардхамана, более известный под именем Джина Махавира.

Буддизм как мировая религия

Индия также является родиной одной из трех мировых религий — буддизма. Ее становление происходило примерно в VI—IV веках до н. э. Легендарным основателем и главным духовным учителем этой религии является Сиддхартха Гаутама, всему миру известный под именем Будда Шакьямуни.

Буддизм — это мировая религия, в основе которой лежит представление о необходимости избавления от страданий путем выхода из колеса рождений и смерти (сансары).

Особенности религии Древней Индии

Вся священная литература индуизма делится на 2 категории:

  • Веды — основа брахманизма и других индуистских религий. Содержат знания о космосе, природе, духовности, морали и общественной жизни.

Веды разделяются на четыре основных сборника:

Священные тексты и божественные идеи в индуизме

Веды считаются священными и божественными текстами, которые нельзя менять или переводить. Они являются основой индуистской религии и культуры, и до сих пор они играют важную роль в жизни многих индийцев.

Вся индийская священная литература написана на санскрите. Это классический литературный язык Древней Индии со сложной архаичной грамматикой. Любые переводы санскритских текстов условны и содержат в себе допущения.

Брахман и многочисленные боги

Несмотря на пестроту и многообразие религиозно-философских индийских школ, традиций, религий и вероисповеданий, в них можно выделить ряд общих черт. Во многих из них присутствует представление о Брахмане — первооснове всего сущего. Нередко это слово переводят как Бог-творец, однако, это надличностное, неперсонифицированное начало.

Несмотря на представление о существовании Бога-Абсолюта, в индуистских религиях сохраняется почитание множества богов и богинь, каждый из которых имеет уникальные качества и свойства, отражающие различные аспекты жизни и природы.

Примеры почитаемых индуистских богов

Изображение

На вершине индуистского пантеона находится Тримурти — триада главных богов: Брахма (воплощение Творца), Вишну (сохранительный аспект) и Шива (разрушительная сила).

Вишнуизм и Шиваизм

Наиболее многочисленная группа верующих в индуизме исповедует вишнуизм, поклоняющийся богу Вишну и его аватарам. Шиваизм, традиция почитания Шивы, также является одним из основных направлений индуизма.

Атман и философия

Одним из центральных понятий индийской философии является Атман — неизменная и вечная духовная сущность, осознающая свое бытие. В разных священных текстах ему дается свое толкование. В философии Веданты Атман противопоставляется Брахману как наивысшее Я, соотносящееся с верховным Абсолютом.

Реинкарнация, карма и дхарма

Во многих индийских религиозно-философских школах и течениях присутствует вера в реинкарнацию, карму и дхарму. Дхарма в индуизме — набор правил и обязательств, которые каждый человек должен соблюдать, чтобы добиться лучшего перерождения или освобождения. Это универсальные законы, по которым должны жить люди.

Религиозные понятия в буддизме и индийских религиях

Дхарма

В буддизме под дхармой понимают некий всеобщий управляющий моральный принцип Вселенной. Будда называл свое учение Дхарма-винайя, что приблизительно можно перевести как учение и дисциплина.

Реинкарнация и душа

Согласно представлениям о реинкарнации все живые существа имеют душу, которая является бессмертной и переживает множество жизненных циклов. Через духовную практику и медитацию человек может достичь единения с Брахманом и освободиться от круговорота рождения и смерти.

Карма

Карма — это вселенский причинно-следственный закон, описывающий деятельность человека. От кармы зависит судьба человека в нынешней жизни и последующая цепочка перерождений.

Мокша и нирвана

Еще очень важными понятиями в индийских религиях являются мокша и нирвана. Под ними понимается освобождение от страданий и слияние с Абсолютом. Термин мокша чаще используется в джайнизме, нирвана — в буддизме. Человека, достигшего этого состояния, называют Просветленным.

Отношение к религии в Древней Индии

Религия была неотъемлемой частью жизни каждого жителя Древней Индии, и она оказывала огромное влияние на все аспекты жизни, включая культуру, образование, науку, искусство, литературу и социальную структуру. Религиозные верования и практики были основой регуляции поведения людей в обществе.

Кастовая система

Концепция кармы и реинкарнации учила людей как жить правильно, чтобы получить лучший результат в следующей жизни. Это подразумевало соблюдение моральных и этических норм, таких как честность, сострадание, терпимость и уважение к другим.

Кастовая система была также связана с религиозными убеждениями. Считалось, что каждый человек рождался в определенной касте (варне) в зависимости от своих духовных заслуг в прошлых жизнях. Это определяло социальный статус и роль человека в обществе.

Варны

Правильное название социальных групп, на которые делилось индийское общество — это варны. Но на европейский манер их часто называют касты. Дословно с санскрита варна — это цвет, категория, качество. Всего выделяют 4 варны:

  1. Брахманы (жрецы и ученые)
  2. Кшатрии (воины и правители)
  3. Вайшьи (торговцы и земледельцы)
  4. Шудры (рабочие)

Хотя кастовая система часто критиковалась за ее жесткость и неравенство, она продолжала существовать в течение многих веков и продолжает оказывать влияние на жизнь индийцев.

Роль религии в Древней Индии

Религия играла важную роль в жизни древних индийцев, она была не только источником духовной поддержки и моральных норм, но также определяла социальный статус, влияла на образование, науку, искусство и литературу.

Религия также была связана с искусством и литературой. Многие известные индийские поэты, писатели и художники создавали произведения, которые были связаны с религиозными темами и мотивами.

Эпосы Махабхарата и Рамаяна не только имели огромное значение для культуры Древней Индии, но и повлияли на всю индийскую литературу.

Брахманы, которые были священниками и учеными, играли важную роль в образовании и науке. Они изучали Веды и другие священные тексты, которые содержали знания о космосе, природе, морали и духовности.

Индуизм, буддизм, джайнизм и другие древние религии Индии продолжают влиять на жизнь многих миллионов людей и в наше время.

ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ по обществознанию «Религия и ее социальная роль» Выполнил: ученик 9 «Б» класса Савченко Егор Андреевич Руководитель:Епишина Галина Викторовна

Введение Религия сопровождает человечество на протяжении значительной части его истории и в настоящее время охватывает 80% населения земного шара. Понятие «религия» означает веру, особый взгляд на мир, совокупность обрядово-культовых действий, а также объединение верующих людей в определенную организацию, которые вытекают из убежденности в существовании той или другой разновидности сверхъестественного. Как видно из определения, религия содержит в себе четыре основные части: веру, вероучение, культ и организацию. Основу религии, без которой она невозможна, составляет вера – особое психическое состояние полного признания и принятия какого-нибудь утверждения или установки без достаточных обоснований. Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе, духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций:В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Читайте также:  Компоненты реализация изменения и перспективы развития

1 Религия и история религиозных верований А) Понятие религии и ее признаки Религия (лат. religare — «связывать, соединять») — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.Религия – одна из форм духовной жизни, способ практически – духовного освоения мира индивидом, социальной группой общества в целомЕсть другие определения религии: • исповедание веры посредством внешних знаков; • организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам; • духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности; • система человеческих норм и ценностей, основанных на вере в высший, сверхчеловеческий порядок.Также термин «религия» может пониматься в таких смыслах, как субъективно-личностный (религия как индивидуальная «вера», «религиозность» и т. п.) и объективно-общий (религия в качестве явления — «вероисповедания», «богопочитания», «конфессии» и прочее). Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к над человеческому духовному миру, сверхчеловеческой реальности, о которой человек что-то знает, и на которую он ориентирует свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Характерные признаки религии: вера в сверхъестественноепризнание теоцентрической картины мира идея сотворение мира высшими силами иррационализм и мистицизм Структурные элементы религии: – взгляды на мир, которые основываются на вере в Бога, божества, духов, призраков и др. сверхъестественных существ, сотворивших все на Земле и человека в том числе -действия, составляющие культ, в котором религиозный человек выражает свое отношение к потусторонним силам и вступает с ними в отношения через молитву, жертвоприношение и т.п. – нормы и правила поведения, которым должен следовать человек в своей повседневной жизни – объединение верующих людей в одну организацию (конфессию, церковь)

Б) Из истории религии Как объясняет происхождение религии наука? Действительно, есть наука, которая называется история религии. Этой наукой занимаются не только историки, но и антропологи, археологи — они ищут доказательства существования религии и различные формы ее выражения. Учёные говорят, что первые культовые сооружения относятся к глубочайшей древности, это свойственно было палеоантропам, то есть самым древним людям. Жили они примерно 100 тысяч лет назад — это были поздние неандертальцы. Считается, что главной формой архаичной веры был анимизм. Он был присущ человеческому обществу на ранних стадиях развития. Термином «анимизм» в религии обозначают комплекс различных культов, основанных на вере в духов — потусторонних невидимых существ, связанных с силами природы и влияющих на человека. Анимизм — это минимум религии, как он считал, дальше начинается развитие и по мере усложнения появляются другие формы. Например, тотемизм. — вера в особое существо, покровительствующее роду, часто таким существом выступало животное.

С научной точки зрения именно т из римской религии появляются более сложные формы, которые учёные называют религией в чистом смысле слова: христианство, иудаизм, ислам. Исторический период между I и IX веками н.э. считается временем возникновения этих новых глобальных религиозных течений. Активное распространение этих верований стало возможным, благодаря их определенным уникальным особенностям. Христианство, ислам и буддизм полностью подходят под определение мировых религий, потому что для них не характерна особая культура, эти религии обращались ко всем социальным классам и распространялись путем войн, завоеваний, торговли и миссионерской деятельности.У христианства, буддизма, ислама есть свой взгляд на вещи, религии тоже пытаются объяснить и показать, как происходило рождение мира, но эти религии не могут объяснить происхождение богов, они не ставят такой задачи, потому что Бог существовал всегда. Они говорят о том, как произошел мир.

2. Формы древнейшихрелигий А) Тотемизм Выделяют четыре типа древних религий, которые возникли много лет назад: тотемизм, шаманизм, фетишизм, анимизм. Тотемизм — это способ связи человека с окружающим миром через поклонение тотему. Тотем – это растение, животное или предмет, которое считалось священным у той или иной группы людей, племени, рода. В основе этой древнейшей религии была вера в сверхъестественную силу оберега (тотема).Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототем», которое на языке североамериканских индейцев оджибве означает «род его». Его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектами поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровнородственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что родоначальником и покровителем их группы является определенное тотемное животное или растение и что их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали необыкновенными возможностями.

Б) Шаманизм Шаманизм — взаимодействие с миром духов через проводника, который называется шаманом. Считается, что шаманы умеют общаться с духами и высшими силами, поэтому все племя прислушивается только к его словам и указам. Считалось, что глава племени или священнослужитель обладает сверхъестественной силой. Он вступал в разговор с духами, слушал их советы и выполнял требования. Вера в силу шамана лежит в основе этой формы религии. Верящие в шаманство считают, что свой особый дар шаман наследует от предков, чаще по материнской, гораздо реже – по отцовской линии, кроме того, шаман должен быть избран духами. Духи предков или духи, населяющие окрестные горы, перевалы, леса, озера, реки, как бы избирают конкретного человека посредником между ними – духами и людьми. И когда у людей возникают какие-то трудности, неприятности (болезнь, пропажа имущества, смерть близкого человека, а порою и просто какие-либо непонятные явления) или, напротив, у духов появляются претензии к людям (редко вспоминают, произвели беспорядок в местах обитания духов, не приносят им положенные жертвы) – во всех подобных случаях шаман выступает в качестве посредника, заставляя людей и упрашивая духов сделать то, что положено

В) Фетишизм Фетишизм — вера в предметы, которые обладают сверхъестественными силами. Такие предметы называют фетишами. Ими может быть что угодно, например, камень необычной формы или драгоценный металл. Из числа любых предметов (череп животного или человека, камень или кусок дерева, к примеру) выбирался такой, которому приписывались сверхъестественные свойства. Он должен был приносить удачу и оберегать от опасности. До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов. Амулетом служит предмет, которому приписываются магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был оберегать своего владельца. Фетишем иногда становилась часть чего-то большого: например, камень с почитаемой горы, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного. Фетиш мог быть просто рисунком и даже татуировкой на теле.

Г) Анимизм Анимизм — вера в духов. Это могут быть духи умерших людей, животных и растений или духи, которые обитают в определенной местности. Сам термин «анимизм» имеет латинское происхождение от термина «anima», что означает душа. В религиоведении под термином «анимизм» подразумевается вера в существование душ и духов, т.е сверхъестественных существ, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мертвой и живой природе и такие духи могут оказывать влияние на весь мир, в том числе и на человека. Другими словами, анимизм – это одухотворение или одушевление всего окружающего мира.

3. Характеристика национальных религий Время шло вперед, формировались другие религиозные верования. и в настоящее время большинство религиоведов говорит о таких сложившихся вероучениях, как христианство, ислам, буддизм, индуизм, иудаизм, зороастризм, сикхизм, джайнизм, даосизм и бахаизм. Все они претерпевали изменения и за время своего сосуществования не смогли сохранить внутреннего единства. Каждая претерпела многочисленные расколы и состоит из различных ветвей А) Индуизм Самая древняя религия-индуим . У него нет основателя или пророка, нет духовной иерархии и единых канонов. Скорее, это образ жизни или культура, чем упорядоченная религиозная традиция. Индуизм состоит из разных направлений, течений, религиозных школ и сект, является своеобразным «парламентом религий». В индуизме отсутствует дуалистическое (двойственное сосуществование двух различных, не свойственных к единству состояний, например Бог и дьявол, дух и материя и т.д.) восприятие мира Порождением индуизма в общественной сфере является кастовая система. Карма является судьбой человека На начало текущего столетия численность индуистов превысила 900 млн. человек. Из них более 90% приходится на Южную Азию. Больше всего индуистов проживает в Индии – это 850 млн. человек, или 80% населения страны.

Читайте также:  Введение нового курса орксэ в учебный процесс в 4 классе

Б) Даосизм Это традиционное китайское учение о «пути вещей». Иногда его делят на философскую (дао цзя) и духовную (дао цзяо) составляющие. Но такое разделение весьма условно, и уместнее говорить о едином религиозно-философском учении, стремящемся дать ответы на все вопросы во всех сферах жизни. Возник даосизм в 5 веке до нашей эры, и это делает его одним из древнейших учений в мире. Ключевое понятие даосизма – дао (буквальный перевод с китайского – «путь»). Это высший закон мироустройства, путь, по которому движется всё сущее. Согласно данной концепции, любая материальная вещь проходит свой путь от возникновения и до исчезновения. В понимании китайских философов дао – это вечное действие или принцип творения, обеспечивающий единство и двойственность вещей, определяющий естественное движение всего в природе. В отличие от других религий, в даосизме не рассматривается такая концепция как жизнь после смерти. Вместо этого даосы стремятся преодолеть свои страсти и желания, чтобы при жизни достичь единения с Дао, равносильного бессмертию.

В) Иудаизм Иудаизм – первая в истории человечества монотеистическая (признающая единобожие) религия, возникшая на Ближнем Востоке во II тысячелетии до н.э. Иудаизм возник и развивался в среде скотоводческих племен еврейского народа. Евреи верят в единого Бога – творца Вселенной и человека, в бессмертие человеческой души, посмертное воздаяние, рай и царство мертвых, богоизбранность своего народа. Согласно воззрениям иудаистов, Бог заключил с евреями завет (договор), в соответствии с которым избавил их от египетского рабства и поселил в Палестине (Земле обетованной). В свою очередь евреи обязаны почитать Бога и исполнять его заповеди. Поэтому иудаизм – это религия закона, а иудаисты должны соблюдать многочисленные религиозные предписания. Прежде всего этические – знаменитые десять заповедей (не сотвори себе кумира, не убий, не укради, не возжелай жены и имущества ближнего и т.д.). Кроме того, для них существуют сложные нормы бытового поведения, брачные установления, пищевые запреты. Иудаисты ждут пришествия небесного избавителя Мессии, который совершит праведный суд над живыми и мертвыми. Праведникам обещана вечная жизнь на небе, а грешники обречены на страдания в загробном мире. Священным писанием иудаистов является Танах, состоящий из трех частей: Торы (Пятикнижие Моисеево), Небиима (Пророки) и Кетубима (Писание). Большую роль в иудаизме играет также Талмуд – свод трактатов по культовым и религиозно-правовым вопросам. Предписания Талмуда почти полностью заменили ритуальную практику, существовавшую до 70 г., когда римляне разрушили Храм в Иерусалиме, построенный Соломоном, и выселили евреев из Палестины. Так как восстановить Храм было невозможно, евреи отказались от сложного храмового ритуала и стали строить синагоги – дома религиозных собраний, а место жрецов заняли раввины – учителя религиозного закона, выполняющие также и судебные функции. В настоящее время более 14 млн. евреев живут по всему миру, больше всего их в США, Израиле (более 80% населения) и СНГ

4. Мировые религии Мирова́я рели́гия— религия, в отличие от национальных и национально-государственных религий, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями (например, индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм), мировые, или наднациональные религии объединяют людей общим вероучением независимо от их этнических, языковых или политических связей. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения. Длительное время этим термином в религиоведении обозначали три религии буддизм, христианство, ислам.

А) Будизм Буддизм возник в VI-V вв. до н.э. Основателем буддизма была реальная историческая личность – принц Сиздхартка Гаутама, прозванный Буддой («просветленным»). Целью своей религии Будда считал избавление человека от страданий. Согласно учению буддизма, жизнь человека в мире – бесконечный поток перерождений (сансара), определяемый сочетанием нематериальных частиц (драхм). Буддисты не верят в переселение душ и перевоплощение, отвергая само существование бессмертной души. Цель буддизма – прервать поток перерождений. Буддизм утверждает, что сущность жизни – страдания, причина страданий – желания и привязанности. Поэтому важнейший его принцип – это непротивление злу насилием. Любое сопротивление несправедливости согласно социальному учению буддизма лишено смысла, так как оно возбуждает страсти, ведущие к страданию. Будда призывал своих последователей (адептов) вырвать с корнем все свои желания и привязанности, тем самым внутренне освободиться от оков, которые несет в себе человеческая жизнь. Состояние святости, в котором нет места жадности, козням, ненависти, т.е. полная внутренняя свобода, называется нирваной.

В) Ислам Ислам является самой молодой, религией мира и динамично развивающейся религией мира. Ислам основан около 1 500 лет назад, а мусульмане по всему миру следуют учению Святого Пророка Мухаммеда, которая называется Сунна, а Священной Книгой является Коран. По статистике около 23% от общей численности населения Земного шара исповедуют Ислам, а это примерно 1,7 миллиардов людей. Мусульмане верят, что Бог един, и Мухаммед является последним пророкам Аллаха (Бога). Большая часть мусульман сосредоточена в Индонезии, Пакистане, Иране, Ираке, Саудовской Аравии, в странах Ближнего Востока, Европы, России, Америки и Китая. Несмотря на это, Ислам имеет небольшие общины в каждой стране мира. Можно смело сказать, что ислам — самая популярная религия начала 21 века. Мусульмане исповедуют, что «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха». Некорректно считать Аллаха тем же Единым Богом, что и в христианстве, т. к. представления мусульман о Боге противоречат Божественному Откровению. Слово ислам в переводе с арабского означает покорность. Ислам также называют мусульманством (от арабского «муслим» – «тот, кто покоряется»). Согласно вере мусульман, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.

5. Атеизм Атеи́зм (от греч. ἄθεος — безбожный, безбожник) —1) направление философии, отрицающее существование Бога;2) безбожность, отрицание Бога.Атеизм можно рассматривать и как одну из форм самоубийства, т.к. атеисты сознательно отвергают Бога – Источник жизни. Приверженность человека атеизму делает его духовно слепым, ограничивает его жизненный горизонт физиологическим и душевным уровнями бытия, препятствует постижению высшего смысла жизни, реализации высшего предназначения.Атеизм в истинном смысле – это вера людей, которые не имеют никакого вероубеждения. В более широком смысле эта религия заключается в отвержении веры в существовании богов, духов, загробной жизни, потусторонних сил и т.д. Атеизм основывается на убеждении самодостаточности естественного мира и не в сверхъестественном происхождении всех религий. Согласно статистике, данная религия растёт с каждым годом. О возникновении атеизма, как её родине, можно говорить об Америке . Впервые, данная религия была признана в 16 веке во Франции и на сегодняшний день имеет более 150 миллионов последователей по всему миру.

Религия в современной России На данный момент Россия является светским государством, в котором законодательно закреплено право каждого человека на свободу вероисповедания. Сейчас религия в современной России переживает этап бурного развития, так как в посткоммунистическом обществе спрос на духовные и мистические учения достаточно высок. Наиболее распространенной религией в современной России является православная традиция христианства – ее исповедуют 41% граждан. На втором месте после православия идет ислам – около 7%, на третьем – адепты различных течений христианства, которые не являются ответвлениями православной традиции (4%), далее – приверженцы тюрко-монгольских шаманских религий, неоязычества, буддизма, старообрядчества и др. Религия в современной России играет все большую роль, и нельзя сказать, что эта роль однозначно положительная: распространение различных деструктивных сект, попытки привнести в школьный учебный процесс ту или иную религиозную традицию и возникающие на религиозной почве конфликты в обществе – это отрицательные последствия, причиной которых является стремительное увеличение количества религиозных организаций в стране и быстрый прирост числа верующих. Таким образом. в России существуют конфессиональные противоречия.

Заключение Из вышесказанного, можно сделать ряд кратких выводов. Анализ важнейших социальных функций религии показывает нам взаимосвязь и общность достигаемых целей. Некоторые социальные функции церкви содержат в себе общечеловеческие аспекты, помогающие людям (верующим и неверующим) в борьбе за правильное культурное воспитание, восстановление упадка духовных ценностей, поднятия уровня жизни людей и многое другое. И поэтому, восстановление влияния социальных функций на общественное сознание и поведение является важным аспектом в жизни любого народа, страны, нации. Своеобразие религиозных понятий и идей заключается в том, что они оказывают сильное воздействие на верующих, порождая у людей чувства радости, надежды, скорби, греховности, смирения, наряду с чувством любви к Богу, которое в совокупности с остальными формирует у верующего особое «религиозное чувство». Религия может поддерживать человека в минуты его слабости и страданий, быть для верующих своеобразной психологической защитой. В то же время социальная роль религии противоречива: религия может содействовать совершенствованию человеческой духовности и нравственному укреплению существующих общественных отношений, но она вносит в общество и настроения покорности и повиновения, фанатизма .

Читайте также:  Морозная гордость

Спасибо за внимание

Буддизм в России

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 октября 2020 года; проверки требуют 77 правок.

Буддизм в России — одна из распространённых на территории страны религий. Традиционными районами, где исповедуется буддизм, являются Бурятия, Тыва, Калмыкия, Республика Алтай и Забайкальский край. Также буддийские общины существуют в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Традиционным для России является тибетский буддизм школы Гэлуг, к которой принадлежит большинство буддистов России. Имеются также последователи других направлений буддизма Махаяны и Тхеравады.

Регионы России со значительным буддийским населением

Первые свидетельства о существовании буддизма на территории современной РФ относятся к VIII веку н. э. Они связаны с государством Бохай, которое в 698—926 занимало часть сегодняшних Приморья и Приамурья. Бохайцы, чья духовная культура испытывала большое влияние соседних Китая, Кореи и Маньчжурии, исповедовали буддизм одного из направлений Махаяны.

Как живая традиция буддизм в его тибетской форме существует в России с начала XVII века, когда некоторые калмыцкие племена приняли российское подданство.

Ко времени установления российско-китайской границы по Кяхтинскому договору 1727 года буддизм играл заметную роль в жизни бурятского общества.

В 1764 году Екатерина II учредила пост Пандита-хамбо-ламы — главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Это событие считается признанием буддизма одной из государственных религий России.

В 1766 году бурятские ламы, в свою очередь, признали Екатерину Великую воплощением Белой Тары на Земле.

Манифестом императора Павла Петровича от 18 марта 1797 года и указом императора Александра Павловича от 22 июля 1822 года вновь было подтверждено разрешение свободного исповедания и распространения буддизма.

Доля буддистов по уездам и округам Российской империи по данным Первой всеобщей переписи населения 1897 года

В 1914 году под протекторат России перешёл Урянхайский край (ныне — Республика Тыва), где были давние буддийские традиции. Распространение буддизма в Туве началось ещё в XIII веке, после присоединения края к России власти в духовные дела территории не вмешивались, в 1917 году в Тыве проживало около трёх тысяч лам и послушников.

В 1917 году буддизм занимал одно из господствующих мест в духовной жизни народов Забайкалья. Его исповедовало почти всё проживающее здесь бурятское население (около 160 тысяч человек). Действовало 44 дацана, 144 малых храма, в которых насчитывалось около 16 тысяч монахов-лам.

В 30-е годы, в «пятилетку безбожия» правительство СССР предприняло меры, направленные на борьбу и с буддизмом. К началу 1941 года в стране не сохранилось ни одного действующего дацана, большая часть духовенства была репрессирована. Храмы разрушались, священные изображения и книги уничтожались.

Таким образом, к концу 30-х годов с буддизмом в СССР, как одной из официальных религией, было покончено.

Частичное возрождение буддизма в СССР началось в 1945 году, после поражения Японии в Советско-японской войне, когда по просьбе верующих был построен и начал действовать Иволгинский дацан, а в 1946 году правительством СССР было принято «Положение о буддийском духовенстве в СССР», в соответствии с которым этот дацан стал резиденцией главы буддистов СССР.

В 1972 году Б. Дандарон был арестован и обвинён в «организации буддийской секты». Вместе с ним были арестованы его четверо учеников, у остальных взяли подписку о невыезде. В 1974 году Дандарон умирает в лагере в возрасте 60 лет.

В общей сложности он провёл в заключении около 18 лет, в том числе по обвинению в шпионаже на Японию в 1937 году.

Последующая либерализация религиозной политики властей СССР и РФ позволила российским буддистам различного происхождения выйти из подполья и открыто заниматься религиозной деятельностью. В 1990 году за короткий срок открылось более 10 дацанов и велось строительство ещё нескольких.

Наличие трёх буддийских регионов в составе империи и непосредственная близость других стран с буддийской культурой во многом способствовали тому, что в XIX — начале XX века в России сформировалась одна из самых сильных в мире востоковедческих школ.

Буддийский храм в Санкт-Петербурге

В университетах Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Харькова, а также других крупных научных центрах открывались кафедры санскритологии, тибетологии, синологии, переводились важнейшие буддийские трактаты, снаряжались экспедиции в Азию. Труды В. П. Васильева (1818—1900), Ф. И. Щербатского (1866—1942), Е. Е. Обермиллера (1901—1935) и других выдающихся отечественных востоковедов служат образцом для учёных всего мира. При активном содействии ведущих буддологов и поддержке царского правительства бурятский лама Агван Доржиев (духовный наставник и посол Далай-ламы XIII) в 1915 году построил Буддийский храм в Санкт-Петербурге.

В 1930-е годы наступил период гонений как на буддизм, так и на буддологию. Почти на два десятилетия в России прекратились буддологические исследования.

Частичное возрождение буддизма и буддологической традиции началось в 1950-е и в 1960-е годы, но на официальном уровне они были реабилитированы лишь на рубеже 80—90-х годов. Бидия Дандарон смог в семидесятые годы организовать среди учёных-буддологов небольшую буддийскую группу, против которой начался судебный процесс. В 1972 году Дандарон был осуждён, и власти стали относиться к буддологии с большой подозрительностью.

Вместе с тем, дзен (чань-буддизм), как прежде всего эстетическое направление, стал популярен уже к середине 70-х годов, особенно в кругах интеллигенции, ленинградской и московской. Этому во многом способствовала мода на Западе тех лет, современное искусство, музыка фильмы, творчество таких известных авторов как Дж. Д. Сэллинджер и Джек Керуак. Работы Д. Т. Судзуки, Алана Уотса и других авторитетов были относительно доступны в самиздате. Академия Наук издавала классическую литературу в этой области, чань-буддизм продолжал оставаться в сфере исследования современной буддологии, а популярность дзен до начала 80-х не воспринималась властями как «опасность», в силу своего узко элитарного характера.

В 1989 году создается группа буддологии Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН под руководством В. И. Рудого — первое со времен Щербатского официально оформленное буддологическое направление. С тех пор появились отделения и кафедры буддологии в нескольких университетах, и процесс восстановления востоковедческой науки идёт быстрее.

В 1997 г. БИОН СО РАН переименован в Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИМБТ СО РАН).

Развитие буддизма с 1990 года

В Бурятии, Калмыкии, Туве, Санкт-Петербурге восстанавливаются уцелевшие буддийские храмы и открываются новые, при монастырях создаются учебные заведения, приглашаются тибетские учителя.

В России буддизм обретает популярность среди русских и других народов.

В настоящее время в России представлены многие буддийские школы: тхеравада, несколько направлений махаяны, в том числе японский дзэн, корейский сон и практически все школы тибетского буддизма.

Буддизм в Российской Федерации провозглашён одной из четырёх традиционных для России религий, наряду с православием, исламом суннитского толка и иудаизмом.

Обращение участников Международного буддийского форума «Традиционный буддизм и вызовы современности»

Мы, участники Международного буддийского форума, выражаем свое единство в стремлении разделить наши знания, опыт и устремления к достижению мира и согласия как единственно верному выбору человечества во имя его общего лучшего будущего. Мы собрались вместе, чтобы открыто обсудить актуальные проблемы современности и буддизма, с его богатыми традициями и учениями, которые продолжают вдохновлять и преображать жизни миллионов людей по всему миру. Мы глубоко признательны российским организаторам Форума, Бурятии и Буддийской традиционной сангхе России за благородную инициативу по созданию пространства понимания и диалога, проникнутого буддийским духовным опытом. Форум стал площадкой для объединения людей различных культур, национальностей и религиозных школ, которые разделяют общую приверженность к поиску добра и истины. Мы становимся свидетелями и участниками замечательного обмена идеями, учениями и практиками буддизма, которые происходят на этой площадке. Благодаря вашему усердию и преданности, мы имеем возможность обогатить понимание буддийского учения и основ применения его принципов в повседневной жизни. Мы осознаем, что буддизм простирается за пределы национальных границ и культурных различий. Наш форум позволил нам встретиться с людьми из разных стран и традиций, а также подтвердил нашу веру в единство и взаимосвязь всех живых существ.

Мы глубоко ценим возможность устанавливать новые связи и развивать сотрудничество с таким разнообразным и вдохновляющим сообществом. Мы также осознаем важность изучения, сохранения и продолжения уникальных традиций и наследия буддизма. Мы призываем обратить особое внимание на развитие программ образования в области науки и этики для обеспечения безопасного и процветающего мира и вопросам воспитания молодежи на основе истинных духовных ценностей, чтобы буддийская мудрость и практика оставались доступными для будущих поколений. Во время наших дискуссий и обмена мнениями, мы пришли к осознанию важности сотрудничества и взаимной поддержки в нашем стремлении к миру и благополучию всех живых существ. Мы призываем все буддийские организации и практикующих по всему миру объединиться, чтобы расширить наши усилия в содействии гармонии, пониманию и состраданию. Мы обращаемся ко всем лидерам стран и конфессий, ко всем людям доброй воли объединить наши усилия для построения безопасного, справедливого и процветающего мира на нашей планете.

С пожеланиями всеобщего мира и благополучия! Да хранят вас Три Драгоценности – Будда, Дхарма и Сангха!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *