из внутренней тюрьмы. Когда двери тюрьмы растворяются
Эта книга Ламы Сопы Ринпоче является прекрасным руководством для тех, кто стремится к освобождению из своих внутренних тюрьм. Он обучает практике осознанности и позволяет нам понять, как мы можем преодолеть свои страхи, заботы и неудачи.
Освобождение из внутренней тюрьмы – это процесс работы с нашим умом и эмоциями, который помогает нам достичь глубокого внутреннего покоя и радости. Лама Сопа Ринпоче дает нам практические инструменты для того, чтобы преобразить наши мысли и чувства, и обрести истинное счастье и удовлетворение в жизни.
Таким образом, книга Освобождение из внутренней тюрьмы является ценным ресурсом для всех, кто ищет путь к удовлетворенности и глубокому благополучию.
Книга | Автор | Издательство |
---|---|---|
Тибетская буддийская эмбриология | Тензин Ньима | СПб., Танадук, 2023 |
Природа сознания | Далай-лама | М., Фонд Сохраним Тибет |
Преобразование проблем в радость | Лама Сопа Ринпоче | Вкус Дхармы |
Подношение тысячи будд | Далай-лама | организация ФПМТ Намгьял |
Освобождение из внутренней тюрьмы | Лама Сопа Ринпоче | Новости книгоиздания |
Книга Освобождение
Новая книга Фонда поддержания махаянской традиции, московского буддийского центра Ганден Тендар Линг собрала более 100 писем, объединенных редактором.
С самого основания проекта Освобождение. Когда двери тюрьмы растворяются, люди могут пересмотреть свою жизнь и стать свободными от оков своих мыслей.
Ретрит с Игорем Берхиным: Выбивая Опоры
Ретрит, запланированный на 20 марта 2023 года, предназначен для практикующих Дзогчен, которые хотят углубить свои знания. Те, кто еще не встречался с мастером подлинной линии передачи Дзогчен, но есть твердое намерение встретить такого человека, особенно если они интересуются учением Чогьяла Намкая Норбу, также могут принять участие.
Ретрит будет посвящен воззрению, медитации и поведению в учениях Чогьяла Намкая Норбу, включая учение о Двенадцати маленьких овис.
Благословение 21 Тары. Толкование бодхичитты
На 30 и 31 декабря 2022 года в Бодхгае далай-лама даст учения по произведению Нагарджуны Толкование бодхичитты. Утром дарует благословение 21 Тары. Прямая трансляция будет сопровождаться синхронным переводом на русский язык.
При просмотре трансляции убедительно просим зрителей соблюдать социальную дистанцию.
Книга Ум в равновесии
Алан Уоллес в книге Ум в равновесии выстраивает диалог между медитативными практиками буддизма и христианства, а также современными теориями философии, демонстрируя точки соприкосновения между этими дисциплинами.
Объединяя теории отцов-пустынников, буддийских созерцателей, представителей квантовой физики и философов, автор исследует природу сознания и вселенной.
Четвертый буддийский собор
Четвертым буддийским собором называли два разных собора. Первый прошел в рамках традиции тхеравада в конце первого века до н.э. на Шри-Ланке, где было записано учение на языке пали для сохранения передачи наставлений.
Поздний Четвертый буддийский собор
Поздний Четвертый буддийский собор был созван в Кашмире под руководством Вималамитры во времена правления кушанского императора Канишки. Участники собрания отвергли притязания саутрантики и записали учение по абхидхарме традиции сарвастивада в виде Махавибхаша-сутры. Это учение стало основой школы вайбашика – одной из ветвей сарвастивады.
Ангуттара-никая. Номерные наставления Будды. Том I
Ангуттара-никая, или Номерные наставления Будды, состоит из 11 нипат, или книг, содержащих почти десять тысяч коротких сутр. Большая часть из них является повторами.
Возрождение Тхеравады в XI век
В XI веке н. э. Тхеравада начала распространяться в Юго-восточной Азии, принятая монахами из Шри-Ланки. Основатель бирманской империи царь Аноратха объединил страну и принял Тхераваду, что привело к строительству тысяч буддийских храмов в Пагане. Тхеравада стала основной религией бирманцев и расцвела в королевствах Таиланда, Лаоса и Камбоджи. Однако с XIV века влияние ислама усиливалось на побережье Малайзии и на островах, охватив Малайзию, Индонезию и южные Филиппины.
Резюме
В результате, Тхеравада стала широко распространенной в Юго-восточной Азии, оставаясь основной религией в странах как Бирма, Таиланд, Лаос и Камбоджа.
Важность Соборов в Буддизме
Тибетцы и индийцы воспринимают историю нелинейно в соответствии с различными уровнями буддийских наставлений. В то время как западные люди видят историю линейно и упорядочивают исторический материал на основе дат и фактов.
Первый Собор
Из западной точки зрения, буддийское учение оставалось устным на протяжении многих столетий после передачи Буддой. Монахи постоянно декламировали учение и запоминали его наизусть. Соборы были созваны для воспроизведения учения и выявления неточностей. 500 архатов явились на Первый собор, где три из них воспроизвели наставления Будды.
Второй Собор
Через сто лет после Первого собора был созван Второй собор в городе Вайшали. Сначала существовало разногласие относительно даты проведения – 386 год до н. э. или 376 год до н. э. На Втором соборе обсуждались правила монахов относительно золота и страстных желаний.
Третий и Четвертый Соборы
Под правлением императора Ашоки был созван Третий собор для сохранения чистоты учения и разрешения разногласий между школами буддизма. Четвертый собор на Шри-Ланке был созван для фиксации учения, а собор в Кашмире стал основой для направления сарвастивады.
Развитие буддизма
Из-за отсутствия единого лидера в буддизме, в разных регионах возникали различные толкования. Это способствовало развитию буддизма и его разветвлению.
Дорога домой – беседа о духовном пути
Буддийский центр Арьядевы приглашает на открытую встречу Тубтен Пелгье о пути Дорога домой. Встреча состоится в рамках курса Открытие буддизма. Студенты смогут узнать о изменениях, произошедших в жизни Пелгье, и задать свои вопросы по поводу его пути и достижений.
Ждем всех желающих присоединиться!
Дата публикации: 30 января 2023 года, 22:18. Опубликовано в разделе Ретриты, лекции, семинары.
Есть различные версии по поводу основной цели Второго собора и того, как произошло разделение общины на разные школы. Отметим, что под «разделением» мы не имеем в виду раскол, который устроил Девадатта, противопоставляя себя Будде. Мы не говорим, что люди ненавидели друг друга и хотели убить, однако возникло несогласие по поводу буддийских обычаев. По одной из версий среди десяти спорных тем, требующих обсуждения, основной проблемой были разные мнения по поводу того, могут ли монахи в соответствии с правилами монашеской дисциплины прикасаться к золоту (деньгам).
Последователи тхеравады считали, что Будда запрещал монахам прикасаться к золоту. Они строго относились к правилам и были консервативны. Тхеравада переводится как «проповедники учения старейшин». Даже в наши дни в традиции тхеравады монахам нельзя прикасаться к деньгам и иметь при себе деньги: за них финансовые вопросы должны решать помощники или новоначальные монахи. Отколовшаяся группа называлась махасангхика, что означает «община большинства», и считала, что монахи могут владеть золотом.
Вопрос по поводу обладания золотом вызвал в то время множество споров, поскольку некоторые монахи начали копить деньги и в общине стали возникать проблемы, потому что нарушался принцип эгалитарности. В некоторых монашеских общинах эта проблема существует до сих пор. В традиции тхеравада в Таиланде это ограничение соблюдается очень строго: монахам нельзя прикасаться к деньгам. В странах, где традиционно практикуют тхераваду, монахи и монахини ничего не оплачивают сами. Предполагается, что они должны жить на подаяние и принимать любую еду, которую им дадут. Миряне, которые поддерживают монашескую общину и жертвуют свою еду, кладя её в чаши для подаяний, накапливают таким образом положительную силу, так называемую «заслугу». В Тибете это происходит иначе: там слишком холодно (особенно зимой), а расстояния, которые нужно пройти за подаянием босиком, слишком велики. В тибетской традиционной системе люди приносят еду в монастыри, а в монастыре еду уже раздают монахам. В ходе истории в разных странах появлялись разные правила, связанные с обеспечением монахов пищей.
По другой версии главный спорный вопрос, который рассматривался на Втором соборе, касался архатов, освобождённых существ. Считается, что эти существа знают не всё, то есть не являются всеведущими. Например, если они потерялись, они просят указать им путь. Однако тхеравадины считали, что, несмотря на ограниченность знаний архатов, они, тем не менее, знают Дхарму и знают, как её преподавать, а также понимают смысл наставлений. Тхеравадины настаивали на том, что архаты, как и будды, полностью свободны от любых беспокоящих эмоций, таких как страстное желание.
Однако другая группа, махасангхика, опираясь, несомненно, на свой опыт, утверждала, что архаты всё ещё могут соблазняться во снах. Они считали, что у архатов могут случаться эротические сны и ночные поллюции. Последователи махасангхики сомневались, что архаты, подверженные влиянию эротических сновидений, могут быть настоящими архатами. Это был практический вопрос, поскольку он возник на основе опыта практикующих. Махасангхики утверждали, что будды вообще не подвержены влиянию сновидений. Это утверждение подчеркнуло разницу между буддами и архатом. Для тхеравадинов эта разница была незначительной. В их понимании Будда давал наставления большим группам существ, в то время как архаты давали наставления ограниченному количеству существ.
Если посмотреть на процесс исторического развития махасангхики, часть последователей этой школы мигрировала из центральной Индии на северо-запад, на территорию современного северного Пакистана. Другая группа отправилась на юг, на территорию современного штата Андхра-Прадеш, что на западном побережье Индии, в южной её части. Именно в районе Андхры появилась махаяна, а позднее там, а также в Пакистане, появилась тантра. Исторически представление о будде постепенно менялось в сторону всеведения, которое предполагает, что будда одновременно знает абсолютно всё и может проявляться в неисчислимом количестве форм, а также давать наставления, которые будут понимать на любом языке. Понятие «будда» постоянно расширялось, пока в махаяне не появилось наиболее полное описание качеств будды.
Махатхера Леди Саядо Наставления о Ниббане
19.03.2023 21:18. Опубликовано в Новости книгоиздания
Махатхера Леди Саядо «
Наставления о Ниббане
М.: Ганга, 2023 14,8×21 см,
500 экз.,284 стр.,
с английскогоЕ. Евмененкоо Ниббане»
написана Достопочтенным Махатхерой Леди Саядо, который известен как один
выдающихся буддийских учителей своей эпохи.
посвящена обсуждению природы Ниббаны — полного
прекращения страданий циклического существования.
Леди Саядо все время подчеркивает, что Ниббана — это
Письменный язык и заучивание наизусть
Мы можем обратиться к истории письменности и спросить, почему письменность появилась? В соответствии с данными многих исследователей она в первую очередь была придумана для военных целей (например, чтобы отправить приказ в другую часть армии), а также для управленческих целей. Поначалу в Индии письменность не использовалась для записи ни философских, ни духовных текстов. Ей пользовались только из практических соображений, например, купцы записывали, что они продают и сколько это стоит.
Чтобы убедиться, что люди в то время действительно могли запоминать так много, мы можем посмотреть на современных тибетцев. Тибетцы могут запомнить тысячи страниц, а потом воспроизвести их по памяти. Лучший пример – Его Святейшество Далай-лама, запомнивший невероятное количество текстов, которые он может цитировать в любое время начиная с любого места в тексте. Поэтому нет ничего необычного в том, что люди, у которых не было ни книг, ни даже понятия «книга», учились, запоминая материал наизусть.
Нам сложно представить мир без книг, не говоря уже о том, как бы мы жили без компьютеров и Интернета, а наша образовательная система была бы основана исключительно на объяснениях, которые нужно запомнить наизусть. Необходимость заучивать наставления подразумевает, что их нужно будет воспроизводить, и не один раз, а снова и снова, по определённой схеме. Такое повторение поможет молодым ученикам, которые, услышав наставления множество раз, затем будут постоянно их повторять, практиковать и заучивать. Ученик сможет по-настоящему размышлять над наставлениями, пытаясь их понять, только если услышит их и запомнит наизусть.
Среди тибетцев в буддийских институтах до сих пор существует традиция запоминать наставления наизусть. Хотя сейчас есть книги, тибетцы всё равно прочитывают их вслух и заучивают наизусть. По сути, вся образовательная система ориентирована на использование исключительной способности молодых умов к запоминанию. В детстве мы можем много чего запоминать, например детские стишки, и потом помним это долгие годы. Вспомнить событие вчерашнего дня или телефонный номер, который мы вчера набирали, труднее, потому что наша долгосрочная память всегда работает лучше, чем краткосрочная.
Тибетская образовательная система устроена так, что ученики до 13 лет не получают никаких объяснений: они просто заучивают материал наизусть. Некоторые западные люди могут посчитать такую образовательную систему неудовлетворительной и «средневековой», однако с этим можно поспорить и найти преимущества средневекового подхода к обучению. Ученик, который заучивает материал наизусть, полностью независим от Интернета и библиотек. Он может вспомнить информацию, не заглядывая в справочные материалы.
Правление царя Ашоки (около 260 до нашей эры)
Фрагмент стелы с эдиктами Ашоки (238 до н. э.)
Царь империи Мауриев Ашока (273—232 до н. э.) обратился в буддизм после того, как он учинил кровавую расправу над территорией Калинга (штат Орисса) на востоке Индии. Раскаиваясь в содеянном, царь решил обратиться к вере и построить многочисленные ступы и колонны в знак уважения ко всем живым существам, и чтобы побудить население следовать Дхарме. По всей стране он построил дороги и больницы.
В это время буддизм стал распространяться за пределы Индии. Согласно колоннам и ступам с надписями короля Ашоки, эмиссары были посланы во все страны с целью проповеди буддизма, а также в греческое царство на западе (в соседнюю греческую Бактрию, но, возможно, и далее до Средиземноморья).
Третий буддийский собор 250 до н. э.
Царь Ашока провёл собор около 250 до н. э. в Паталипутре (современная Патна). Собрание проводил монах Тисса Моггалипутта. Речь шла о примирении различных буддийских школ, очищении буддийского движения от оппортунистских фракций, выросших под царской опекой, и организации миссионеров через весь известный к тому времени мир.
В это время более чётко установился состав канона Трипитаки, содержащего слова, переданные непосредственно от Будды.
Третий собор осудил школы сарвастивады и дхармагуптаки, которые потом были влиятельными в северо-западной Индии и Средней Азии во времена Кушанской империи в начале нашей эры. Дхармагуптаки считали, что Будда отделён от общины и находится над ней. Сарвастивадины выдвигали тезис о однородности времени — настоящего, прошедшего и будущего.
Миссии Ашоки в эллинистическом мире
Распространение буддизма при царе Ашоке (260—218 до н. э.)
Некоторые из эдиктов царя Ашоки описывают деятельность Ашоки по распространению буддизма в эллинистическом мире, который простирался от Индии до Греции. Из эдиктов видно, что Ашока хорошо разбирался в структуре и организации греческих стран, там присутствовали имена царей, которые обозначены как новопринявшие буддизм — селевкидский царь Антиох II Теос (261—246 до н. э.), Птолемей II Филадельф — египетский фараон (285—247 до н. э.), Антигон Гонат, царь Македонии (276—239 до н. э.), Магас Киренский (288—258 до н. э.) и Александр Эпирский (272—256 до н. э.).
Согласно палийским источникам, многие эмиссары Ашоки были греками, что показывает широкий обмен религиозными идеями между культурами того времени.
Двуязычная надпись короля Ашоки на греческом и арамейском из Кандагара. Кабульский музей.
В Александрии были найдены также и буддийские надгробия эпохи Птолемеев, украшенные изображениями Колеса Дхармы (Тарн, «Греки в Бактрии и Индии»).
Распространение буддизма в Азии
К востоку от Индии на территории Мьянмы индийская культура оказала сильное влияние на народ мон. Мон, как утверждается, обратились в буддизм примерно в 200 году до н. э. в результате миссии царя Ашоки, ещё до разделения буддизма на Махаяну и Хинаяну. Ранние храмы в государствах Мон, такие как Пейтхано в центральной Бирме, были основаны в период I—V веков.
Монское колесо дхармы, VIII век.
Буддийское искусство монов претерпело сильное влияние индийского искусства времён династии Гупта и последующих династий, и этот стиль распространился далее по Юго-Восточной Азии в результате экспансий государства Мон в V—VIII веках.
Под влиянием этого государственного образования учение Тхеравады широко распространилось, пока не было заменено буддизмом Махаяны в VI веке.
Шри-Ланка была обращена в буддизм сыном Ашоки Махиндой и его шестью сподвижниками во II веке до н. э. Буддизм принял король Деванампива Тисса и многие аристократы. В это время был основан монастырь Махавихара, превратившийся в центр традиции сингальцев. Во время правления короля Виттагамани в Шри-Ланка был написан палийский канон (29—17 до н. э.), традиция Тхеравады достигла расцвета, появились такие знаменитые комментаторы, как Буддхагхоша IV—V века. Хотя Махаяна тоже имела хождение, Тхеравада превалировала, и Шри-Ланка осталась последним оплотом Тхеравады, откуда это учение в XI веке снова распространилось по Юго-Восточной Азии.
По легендам, царь Ашока посылал миссионеров через Гималаи в районы Хотана, в бассейн Тарима, и в страну индоевропейцев Тохаристан.
Буддизм Ваджраяны — курс Андрея Терентьева
05.04.2023 19:34. Опубликовано в Ретриты, лекции, семинары
Приглашаем тех, кто интересуется буддийской тантрой,
курс «Буддизм ваджраяны».
Андреем Терентьевым по просьбе Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург).
По согласованиюс РХГА
издательство «Нартанг» предоставляет возможность принять участие
курсе всем желающим.
Курс состоит из
по полтора часа, включая
10 минутна вопросы.Что такое
ваджраяна? История исследований
Распространение буддизма на Западе
Широкое распространение буддизма в западных странах наступило в XX веке по многим причинам.
В настоящее время в западных странах существуют практически все буддийские направления, имеющие свои общества, храмы, школы и медитационные центры, которые насчитывают миллионы приверженцев.
Вернёмся к западной исторической модели. После смерти Будды его ученикам пришлось работать с огромным количеством материала, то есть с его учением, которое в то время вообще не было записано. В разных буддийских школах и у разных авторов есть различные описания того, что происходило с этим материалом. Разные люди вспоминали разные события и рассказывали эти истории, или версии произошедшего, своим ученикам, детям и так далее. Таким образом, поскольку есть разные взгляды на произошедшее, невозможно найти единственно верный вариант или единую истину.
Главные ученики Будды утверждали, что все, кто записал наставления, были архатами. Однако на самом деле мы понятия не имеем, были ли все эти 500 человек архатами, освобождёнными существами. Утверждается, что 500 архатов собрались вместе и по памяти произнесли наставления Будды слово в слово.
Здесь важно отметить, что слова Будды вообще не были записаны в течение примерно 400 лет после его смерти. По прошествии 400 лет на языке пали была записана версия школы тхеравада, в то время как другие версии были записаны ещё позднее. Поэтому Шантидева сказал: «Если вы сомневаетесь, насколько точно мы запомнили услышанное, то мы можем усомниться в точности того, что запомнили вы». Мы не можем знать точно, что архаты вспомнили все наставления Будды слово в слово, поскольку наставлений было невероятно много. Ситуация, когда знания сначала передавались устно и только потом записывались, возникала не только в истории буддизма. На самом деле во многих мировых религиях ничего не было записано во время жизни их основателя: учения просто запоминали, и только в более позднее время они были записаны.
Джецун Таранатха История буддизма в Индии
16.04.2023 09:21. Опубликовано в Новости книгоиздания
Джецун Таранатха «
История буддизма в Индии
84×108 1/32,400 экз.,478 стр.,
с английского:Н. Юрьевав Индии»1608 году
выдающимся мастером традиции Джонанг Джецуном Таранатхой (1575-1634).
Эта книгаиз важнейших
источников по истории распространения
и развитияв Индии.в хронологическом
порядке приводит события, рассматривая
биографии известных буддийских учителей.
Как сочинить идеальный будда боул?
Начните с крупы. Возьмите рис, киноа, булгур, гречку, кускус или даже овсянку, пшено или перловку. Обязательно добавьте 2-4 вида разноцветных некрахмалистых овощей: стручковую фасоль, перец, помидор, огурец, кукурузу, авокадо, шпинат, баклажан, кабачок, тыкву, крестоцветные, спаржу.
Если любите, то добавьте в чашу и один вид корнеплодов: картофель, батат, свеклу или репу.
Заранее запаситесь замороженными овощами и просто разогрейте их при добавлении в блюдо: так вы еще быстрее можете собрать боул.
Обязательно добавляйте белок: говядину, курицу, индейку, рыбу, тофу, темпе, нут, фасоль. Заранее подумайте над заправкой. Например, можно смешать кунжутную пасту тахина с маслом, горчицей, медом, лимоном и водой – это одна из типичных заправок для будда боула. Также хорош будда боул будет с оливковым маслом и бальзамическим соусом или с соевым соусом и кунжутным маслом.
Завершить приготовление боула можно добавлением семян, микрозелени, проростков пшеницы, нарезанным авокадо или яйцом пашот.
Вкусно, если один-два ингредиента будда боула (например, крупа и белок) теплые, а остальные – холодные. Так он превращается в одновременно салат и горячее.
Прелесть будда боула в том, что можно не ограничивать свою фантазию и выбрать любые полюбившиеся ингредиенты. Это блюдо подходит как для завтрака, так для обеда или ужина. И конечно, здорово, что его можно красиво сфотографировать и выложить в соцсети на радость фолловерам.
Греко-буддийский диалог (II век до н. э. — I век н. э.)
Серебряная драхма царя Менандра I: BASILEOS SOTHROS MENANDROY lit. «Saviour King Menander».
Греческие государства располагались к западу от Индии в Бактрии, на территории северного Афганистана со времён Александра Македонского около 326 до н. э.: царство Селевкидов возникло в 323 до н. э., потом Греко-бактрийское царство возникло в 250 до н. э..
Греко-буддийская статуя Будды I—II века, Гандхара.
Греко-бактрийский царь Деметрий I вторгся в Индию в 180 до н. э. дойдя до Паталипутры, и основал Индо-греческое царство, которое занимало различные части северной Индии вплоть до конца I века до н. э.. При индо-греческих царях буддизм процветал, и даже считалось, что вторжение греков в Индию было вызвано желанием оказать поддержку империи Мауриев, для защиты буддийской веры от преследований династии Шунга (185—73 до н. э.).
Один из наиболее известных индогреческих царей Менандр I (160—135 до н. э.) активно поддерживал буддизм и в традиции Махаяны он рассматривается как великий покровитель веры, подобно царям Ашоке или Канишке — последнему Кушанскому властителю. Хорошо известен диалог в Милинда между царём Менандром и монахом Нагасеной около 160 до н. э.
Монета царя Менандра I с колесом дхармы
Не исключено, что взаимодействие буддийской и греческой культур привели к эволюции Махаяны, кроме того греческое представление о человеко-боге могло повлиять на формирование образа Будды.
См. также Греко-буддизм.
Буддизм и Рим
Римские источники описывают посольство «индийского царя Пандиона (Пандья?)», к Цезарю Августу около 13 года н. э.
Они приехали с дипломатическими письмами к грекам, и один из послов был шраманом, который сжёг себя заживо в Афинах для демонстрации веры.
Это событие стало сенсационным, и описано Николаем Дамасским, который встретил посольство в Антиохии, и упоминается также Страбоном. Могила этого шрамана сохранилась до времени Плутарха, который также оставил упоминание «ΖΑΡΜΑΝΟΧΗΓΑΣ ΙΝΔΟΣ ΑΠΟ ΒΑΡΓΟΣΗΣ» («Мастер шраман из Бхаруха в Индии»). Речь шла о буддистах, а не о брахманах, которым противостояли шраманы.
«Среди индийцев есть философы, следующие рекомендациям Boutta, которого они почитают как бога из-за своей непревзойдённой святости».
Калачакра-тантра. История тантры, посвящения и практики, символизм йидама и мандалы, астрология
28.07.2023 19:46. Опубликовано в Новости книгоиздания
Эдвард Хеннинг «
Калачакра-тантра. История тантры, посвящения и практики, символизм йидама и мандалы, астрология
60×90 1/16,600 экз.,648 стр.,
с английского:Н. Бушин,М. Елинский,Б. Митруев,А. Штампф
Среди буддологов-тибетологов Эдвард Хеннинг (1949–2016) заслужил репутацию западного эксперта по литературе Калачакры, распространителя информации
об этойее йогическойа также
исследователя тибетского календаря.
Некоторые источники не перечисляют третье собрание как один из Четырёх соборов. Те источники, которые считают его собором, свидетельствуют, что он состоялся примерно через 150 лет после Второго собора. В соответствии с разными версиями датой Третьего собора принято считать 237 или 247 год до н. э.
За 80 лет до этого в северной Индии была основана империя Маурьев, которой во время Третьего собора правил известный император Ашока. Он был жесток и сначала вёл много войн, в которых погибло множество людей. Однако услышав буддийские наставления, он раскаялся и стал убеждённым последователем и покровителем буддийского учения. Он посылал учителей в разные уголки своей империи и в соседние страны, чтобы они распространяли Дхарму. Во времена правления Ашоки буддизм впервые попал на Шри-Ланку, а также на территорию современных Афганистана, Кашмира, Мьянмы и далее.
По одной из версий основной причиной созыва Третьего собора было то, что тхеравадины беспокоились о сохранении чистоты учения, поскольку появились различные буддийские группы с разными взглядами. Монах, председательствующий на Третьем соборе, составил аналитическое опровержение всех воззрений того времени, которые он считал неверными толкованиями буддийского учения. Те, у кого было отличное воззрение или другое толкование абхидхармы (в частности, объяснений абхидхармы о том, как вещи существуют в прошлом, настоящем и будущем, то есть метафизических учений), создали отдельную школу, которая откололась от тхеравадинов и стала известна как традиция сарвастивады.
Последователи сарвастивады придерживались позиции, что любая материя состоит из частиц, или атомов (не в западном смысле этого слова), а следовательно всё существует (санскритское слово «сарвасти» означает «всё существующее»). Они утверждают, что материя во вселенной, состоящая из частиц, в целом остаётся одной и той же в прошлом, настоящем и будущем: частицы просто меняют положение. Например, атомы тела происходят из атомов сперматозоида и яйцеклетки родителей. Из этих же атомов будет состоять тело, которое разложится в земле после смерти, или прах, если тело кремировали. Таким образом, в этой традиции считается, что всё существует в прошлом, настоящем и будущем. Эта тема актуальна и в контексте современной науки. Можно рассуждать о том, сохраняется ли во вселенной одно и то же количество материи и энергии, просто с течением времени эта материя меняет форму, или же создаётся новая материя и энергия.
Тхеравадины не соглашались с воззрением сарвастивадинов. Они утверждали, что это верно лишь для настоящего: лишь явления в настоящем можно считать существующими. В их понимании события прошлого ещё не привели к результатам, как в случае ссоры между супругами, которая состоялась в прошлом, но всё ещё несёт в себе потенциал и может, например, привести к разводу.
В течение нескольких столетий после Третьего собора отделялись всё новые школы, поскольку у них были другие взгляды: одни откалывались от тхеравады, другие от махасангхики или от сарвастивады. Примерно через 50 лет после Третьего собора образовалась школа дхармагуптака. Её последователи придавали большее значение буддам и подчёркивали важность совершения подношений, во-первых, ступам (монументам, в которые закладывали реликвии, оставшиеся от будд или реализованных мастеров), во-вторых, буддам и, наконец, монашествующим, которые считались менее значимым объектом для подношений. В этой системе основной упор делался на практиках, связанных с преданностью.
Дхармагуптака была основной школой хинаянского буддизма в Гандхаре – регионе, где в наши дни находится северная часть Пакистана и восточная часть Афганистана. Именно там, начиная с первого века до н. э., начали появляться первые записи буддийских наставлений. Они были записаны на языке гандхари.
В то время философский вопрос о том, кем или чем является будда, был одним из самых важных. Мы видим, что по прошествии столетий основатель любого учения или религии всё больше и больше прославляется. Рассмотрев 18 школ хинаяны, мы обнаружим, что в процессе исторического развития идей в течение нескольких веков до наступления нашей эры Будда становился всё более и более сверхъестественной фигурой в том смысле, что ему приписывали всё больше способностей и всё большую степень всеведения. Таким образом разница между архатом и буддой становилась всё больше. Можно отметить, что Будда давал учение искусно, чтобы оно соответствовало нуждам разных людей. В то время людям в их духовной практике требовался аспект преданности, что мы в явной форме видим и в небуддийской литературе. Из-за потребности в объекте преданности образ будды становился всё более возвышенным и также появился обычай поклоняться ступам, реликвиям и монументам, связанным не только с Буддой, но и с другими великими существами.
В ответ на это в сутрах махаяны подчёркивалось, какие огромные блага и положительную силу (заслугу) можно обрести, если начитывать и изучать тексты. С исторической точки зрения писания махаяны впервые начали появляться между первым и четвёртым веками н. э. в районе современного штата Андхра-Прадеш в восточной части южной Индии. Это был регион, куда распространилась махасангхика – одна из ветвей хинаяны, последователи которой утверждали, что Будда был сверхчеловеком, что увеличивало разницу между достижениями Будды и архатов. Главными сутрами ранней махаяны стали «Сутры о праджняпарамите», которые Будда дал на пике Грифа. Эти тексты посвящены пустотности всех явлений, и их относят ко второму повороту колеса Дхармы.
Сутры махаяны подчёркивали необходимость изучать и начитывать тексты, в них не делался упор на практике преданности, когда люди просто зажигают свечи и воскуривают благовония перед ступами и статуями. В этих сутрах снова и снова говорится о преимуществах обучения, а также приводятся числа: если вы изучите и будете повторять текст этой сутры, то накопите в 36 миллионов раз больше заслуги, чем если сделаете подношение ступе. Однако, как писал великий индийский буддийский мастер восьмого века н. э. Шантидева, подношения ступам всё же нельзя назвать бесполезными.
Практики, связанные с преданностью, также можно найти в школе дхармагуптака, наиболее развившейся в Центральной Азии. Последователи этой школы собрали корпус так называемых дхарани. Дхарани – это, по сути, короткое предложение, или формула, которую постоянно начитывают, чтобы ум оставался сосредоточенным на определённом наставлении; это тоже можно считать практикой преданности. Когда начали широко распространяться индуистские практики, связанные с преданностью, принцип повторения дхарани изменился. Сложно сказать, повлиял ли индуизм на буддизм или наоборот. Эти учения появились в одно и то же время: индуисты (например, кришнаиты) напевали молитвы, а буддисты напевали дхарани.
Религиозный аспект школы дхармагуптака можно чётко отследить в китайском буддизме, последователи которого входят в храмы, чтобы воскурить благовония и зажечь свечи, при этом непрерывно начитывая дхарани. В целом в большинстве буддийских школ Китая не делается большого упора на учёбу. Дхарани повлияли не только на религиозный аспект буддизма, но и на развитие тантрического учения. В более поздней истории буддизма постоянное начитывание мантр (которые обычно гораздо короче дхарани) используется в тантрической практике, чтобы практикующие поддерживали памятование о смысле того или иного учения.
В результате развития школы дхармагуптака не только выросла важность религиозного аспекта, но и появился новый свод монашеских обетов как для монахов, так и для монахинь. Эта традиция распространялась по Центральной Азии и дошла до Китая. Между четвёртым и пятым веками н. э. от сарвастивады откололась ещё одна школа, известная как муласарвастивада. Монашеским правилам дисциплины этой школы следуют тибетцы. Таким образом, в настоящее время существуют три основные линии монашеского посвящения: во-первых, тхеравада в Юго-Восточной Азии; во-вторых, муласарвастивада, распространившаяся в Тибете, а затем в Монголии и соседних регионах; в-третьих, дхармагуптака, распространившаяся в Китае, а затем в Корее, Японии и Вьетнаме.
Махатеро Анандамайтрея Будда Готама
28.05.2023 13:37. Опубликовано в Новости книгоиздания
Махатеро Анандамайтрея «Будда Готама»
60×90 1/16,1000 экз.,544 стр.,
с английского:В. С. Устенко,
Книга знакомит аудиторию
исторического Будды Готамы
события, происходившие более двух
тысяч лет назад. Данная работа содержит полный
и подробныйо деянияхиз родана основе
надежных источников, публикаций
Отделение махаяны от тхеравады I век
Золотая монета царя Канишки I правящем около 126 в Кушанском царстве с эллинистическим изображением Будды и словом «Boddo» греческим шрифтом.
После падения Индо-греческого царства, а его культура была перенята индоевропейскими кочевниками из Средней Азии, индо-скифами и потом Юэчжи, основавшими Кушанское царство около 12 г. до н. э.. Кушаны поддерживали буддизм, и созвали Четвёртый буддийский собор во время правления царя Канишки около 100 г. н. э. в Джаландаре или в Кашмире, именно этот собор обычно ассоциируется с датой подъёма буддизма Махаяны и его отделения от буддизма Тхеравады. Представители традиции Тхеравады не признают этого собора, и иногда называют его «собором еретических монахов».
Царь Канишка собрал в Кашмире 500 бхикшу во главе с Васумитрой для редакции Трипитаки. В течение собора было собрано триста тысяч стихов и более девяти миллионов положений, которые приводили в порядок около двенадцати лет. Новый канон не опирался более на палийскую Типитаку, а был переписан на классическом Санскрите вместе с основными положениями Махаяны.
Предпосылки возникновения буддизма
Прежде всего буддизм — настическое учение, поэтому ему непосредственно предшествовали джайнизм и локаята.