Бикмулина светлана валентиновна работа № 311522

  1. Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению.
  2. Уважение культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
  3. Диалог с представителями других культур и мировоззрений.
  4. Нравственное воспитание на основе традиционных идеалов.
  5. Развитие интереса к окружающему миру.
  6. Формирование уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан.
  7. Содействие взаимодействию семьи и школы в воспитании школьников.

Священные сооружения религий мира

Модуль Основы мировых религиозных культур представляет уроки, посвященные изучению священных сооружений.

Тема: Священные сооружения

Класс: 4

Под руководством Паруниной Ларисы Владимировны из СОШ №48 г. Омска, учащиеся познакомятся с культовыми сооружениями мировых религий, с акцентом на культовые сооружения Омска.

Основные термины и понятия:

  • Священное сооружение: здание, посвященное религиозным целям.
  • Храм: священное место поклонения.
  • Мечеть: мусульманское религиозное сооружение.
  • Пагода: буддийское священное сооружение.
  • Ступа: еще одно священное сооружение буддийской культуры.

К каким религиям относятся священные сооружения?

  1. Синагога – иудаизм.
  2. Храм – христианство.
  3. Мечеть – ислам.
  4. Пагода и ступа – буддизм.

Модуль ОРКСЭ Основы мировых религиозных культур имеет целью формирование мотивации к осознанному нравственному поведению, развитие интереса к многообразию мировых религий, уважение и толерантность к различным культурным традициям. Полученные знания помогут школьникам строить гармоничные взаимоотношения в многонациональном обществе.

Преподавание курса Основы религиозных культур и светской этики в России

Нормативно-правовая база

Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации:

  • Конституции Российской Федерации
  • Законах Российской Федерации Об образовании
  • Законе Российской Федерации Об основных гарантиях прав ребёнка
  • Законе Российской Федерации О свободе совести и религиозных объединениях

Право на выбор модуля

Согласно конституционным нормам и закону о свободе совести и религиозных объединениях, выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей несовершеннолетних обучающихся.

Учебный курс

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой, где все модули согласуются между собой по педагогическим целям и задачам.

Цели и задачи курса

Учебный курс ОРКСЭ направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, основе религиозных и светских традиций культуры России. Важным аспектом курса является воспитание гражданства и понимание ценностей общества.

Содержание курса

Все модули группируются вокруг трёх базовых национальных ценностей:

  1. Отечество
  2. Семья
  3. Культурная традиция

Организация учебного процесса

Преподавание курса ведут светские педагоги, с акцентом на культурологический характер содержания. Школьники могут выбирать для изучения определенные модули, представляя индивидуальные и коллективные творческие работы.

Обучающие технологии

В процессе обучения используются как традиционные, так и современные обучающие технологии, включая деятельностный подход к обучению, различные виды проектов, игровые технологии и дискуссии.

Продолжительность курса

В настоящее время курс Основы религиозных культур и светской этики рассчитан на один учебный год (34 часа) в 4 классе, преподавание которого проводится 1 час в неделю.

Включение курса в учебный план имеет целью формирование у школьников ценностей гражданства, уважения к истории и культуре России, а также укрепление межнационального диалога и понимания.

Принципы преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе

Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе.

В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.

Основное содержание модулей курса ОРКСЭ

Основы православной культуры

  1. Введение в православную духовную традицию.
  2. Культура и религия. Во что верят православные христиане.
  3. Добро и зло в православной традиции.
  4. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
  5. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.

Православие в России

  1. Православный храм и другие святыни.
  2. Символический язык православной культуры. Христианское искусство.
  3. Христианская семья и ее ценности.

Основы светской этики

  1. Этика – наука о нравственной жизни человека.
  2. Этика общения. Правила общения для всех.
  3. Этикет. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
  4. Этика человеческих отношений.
  5. Этика отношений в коллективе.

Простые нравственные истины

  1. Жизнь священна.
  2. Милосердие – закон жизни.
  3. Душа обязана трудиться.
  4. Достойно жить среди людей.

Основы религиозных культур народов России

Культура и религия

  1. Древнейшие верования.
  2. Религии мира и их основатели.
  3. Священные книги религий мира.

Священные сооружения

  1. Искусство в религиозной культуре.
  2. Религии России.
  3. Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи.

Основы исламской культуры

  1. Введение в исламскую духовную культуру.
  2. Культура и религия.

Основы буддийской культуры

  1. Введение в буддийскую духовную культуру.
  2. Культура и религия.

Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.

Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.


Основы иудейской культуры

Введение в иудейскую духовную культуру.

Kультура и религия.


Тора – главная книга иудаизма.

Kлассические тексты иудаизма.


Патриархи еврейского народа.

Пророки и праведники в иудейской культуре.


Храм в жизни иудеев.

Назначение синагоги и ее устройство.


Суббота (Шабат) в иудейской традиции.


Иудаизм в России.

Tрадиции иудаизма в повседневной жизни евреев.

Ответственное принятие заповедей.


Знакомство с еврейским календарем:

Его устройство и традиции.

Ценности семейной жизни в иудейской традиции.


Открытые онлайн-уроки по ОРКСЭ:

  • Открытый онлайн-урок по теме Дружба и порядочность.
  • Онлайн-урок по теме Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
  • Открытый онлайн-урок по теме Справедливость
Читайте также:  Мораль презентация к уроку по обществознанию 10 класс

Презентация по ОРКСЭ: 6 модулей

План мероприятий по обеспечению свободы выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ

Регламент выбора родителями модуля ОРКСЭ


Учитель начальных классов

**Просвещение Учебник Основы православной культуры

Цель и задачи:

  • Сформировать представление о семье как о базовой ценности общества.
  • Ознакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи.
  • Ввести их наименования в активный словарный запас учащихся.
  • Познакомить с таинством венчания.
  • Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться.
  • Развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.
  • Обогащать словарный запас детей.

Участники: обучающиеся 4 класса

Презентация для сопровождения теоретического материала: проект Моя семья


Формы контроля:

  1. Тестовые задания по вопросам предметного содержания урока и диагностики достижения результатов.
  2. Наблюдение за деятельностью учащихся в процессе урока.

Литература:

  • Учебник Основы православной культуры
  • С.И. Ожегов
  • Желтое, красное солнышко, пословицы.

Интернет – ресурсы:

  • Электронное пособие к модулю Основы православной культуры
  • Мультимедийная презентация

Конспект урока

Поприветствуйте друг друга, прикоснитесь ладошками, улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, тепла и радости.

При ответе каждый свою руку протягивает соседу.

Отвечают дети.

Меня любят за то, что я помогаю родителям, помогаю маме с младшим братом, аккуратный и хорошо учусь

Создание положительного эмоционального настроя

на усвоение учебного материала.

2 Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности

– Отгадайте ребус. 7-я

Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор?

– Прошу сформулировать тему и цель урока.

– Правильно, сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья»,

что же оно в себя включает, т в понятие «христианская семья»,

что такое венчание, что обозначает

Мы будем говорить о семье

Записывают тему урока в тетради.

Подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного

Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

Актуализация имеющихся знаний по теме.

Применение знаний и умений.

-Итак, тема нашего урока «Христианская семья»

-Кто создал христианскую семью, первую?

-Скажите, а какой должна быть Христианская семья?

-На чем основана христианская семья? (Главное в семье, как и вообще в православной традиции, – Любовь)

«Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе. В христианской традиции семья представляет собой малую церковь (от гречобрание), в которой присутствует Бог и человек.

-Какие качества должны быть в христианской семье?Православная семья должна строиться на любви, смирении, послушании, единстве, как в Церкви. Примером смирения и кротости являютсяам Спаситель, Пресвятая Богородица, святые

Мы улыбнулись друг другу, когда начали урок. А посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко!

Давайте улыбнемся и мы ему в ответ и запишем на лучиках нужные для семьи слова и прикрепим на доску к нашему солнышку.

– Ребята, у каждого человека есть свой дом, где он живет со своей семьей.

– Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи.

– Давайте обратимся к толковым словарям и найдем значение слова « семья» там. , 1. Группа живущих вместе близких родственников.

Слово Семья в словаре Д.Н. УшаковаГруппа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью».

– Бывает так, что люди, не всегда живут вместе, но они никогда не забывают, что они семья,ся друг о друге. А самое главное они родные друг другу.

Давайте узнаем, а как появилось слово «семья».

Дети пишут на лучиках солнышка свои высказывания.

Учащиеся работают со словарями Ожегова С.И. и Ушакова Д.Н.

Читает подготовленный ученик.

Стихотворение « Как появилось слово семья

(читает подготовленный ученик) Как появилось слово «семья»?

Когда- то о нем не

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

– Кто деток родит мне богиня моя?

И Ева тихонько ответила «Я».

– Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

– Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила: "Я".

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя

– «Я, я, я» – Ева молвила «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья

Активизация личного опыта ученика, использование его в обучении.

Формирование умений анализировать, выделять существенные признаки.

Уметь слушать и слышать понимание речи других.

Обобщение и систематизация знаний.

Информационная работа в парах

Контроль и усвоение знаний

– А сейчас откройте страницу 86 учебного пособия. Прочитайте шепотом первое предложение.

– С чем сравнивает семью автор учебного пособия?

– Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется?

Перед вами лежат ромашки. А что означает ромашка? (Ответы детей).

-Ромашка-это символ семьи.

А кто знает, когда отмечают День семьи? 8 июля – День семьи, любви и верности

-Русская культура сохранила примеры супружеской любви, верности и духовного благочестия в семье. Образцом супружеской святости стали Благоверный князь Пётр, вступивший на престол в 1203 году, страдал от проказы. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение: исцелить его сможет дева – дочь «» бортника из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме. стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день – 25 июня (по новому стилю – 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Пётр и были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

Читайте также:  Переклад базируется на принципах такою мовою

семьи. Это царская семья Романовых.

Царь и Царица были благочестивыми, глубоко верующими людьми, людьми . Понятие целомудрия и решило их судьбу: они жили по Божиему замыслу, пытались очень бережно относиться друг к другу и другому человеку – как к святыне. Целомудрие в браке – его основа: когда два человека смотрят друг на друга и видят святость друга, они относятся друг к другу как к святыне. «Государь и Государыня верили, что умирают мучениками за свою родину, — пишет один из свидетелей их жизни в заточении, воспитатель Наследника Пьер , — они умерли мучениками за человечество

Напишите на лепестках ромашки, какой должна быть семья (имена прилагательные). Работа в парах.

– А сейчас продолжаем работать в парах.

(1и 2 абзац)

Найдите ответ в тексте. На чем основана семья?

– Прошу озвучить результаты работы от пары

-А какое событие предшествует семейной жизни в православии – венчание)

-А сейчас поговорим о венчании. А что это?

презентации « Венчание» Учитель рассказывает о венчании. Христианский брак традиционно скрепляется таинством Брака, или Венчания.

здавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. А перед венчанием молодые люди просили у родителей благословения. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь.Семейная жизнь – очень не простое соединение двух жизней. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Но еще это и «мученический венец». Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение мученический венец напоминает о терновом венце Христа).Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.

Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе. Для совершения обряда необходимы: Спасителя и Божией Матери которыми во время таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. – знак вечности и неразрывности брачного союза. знаменующие ту любовь, которую молодые отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Белое (розовое) полотенце, на котором стоят жених и невеста, символизирующее чистоту брака. Есть традиция бережно хранить венчальные свечи вместе с подножьем всю жизнь.

А кто становился главой семьи? Главою семьи обычно считается и должен быть муж. На нем, на его трудах основывается благосостояние семьи. И эти труды – его первый долг. О тех, кто не заботиться о своей семье, апостол Павел говорит кратко, но : «Если кто о своих и о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверно»

Дело воспитания детей, конечно, по преимуществу лежит на матери. И это естественно, т.к. никто не близок так к душе и сердцу ребенка, как его мать – недаром он именно к ней бежит с криком «Мама!», когда его обидели.И пред матерью – великая задача: воспитать сына (или дочь) – верующим христианином, добрым, отзывчивым, трудолюбивым, полезным работником Церкви и государства; воспитать и словом, и примером, и лаской, и строгостью. И муж должен ценить этот огромный воспитывающий труд жены.

Материалы нашего учебного пособия расскажут нам много нового (стр. 86). Просмотрите данное текстовое поле и подчеркните материалы о них.

Поисковое чтение в парах

Что такое семья?-(1пара) венчание- (2 пара),

про венец и кольцо, что они означают-(3пара.) (слайд 5.6.7)

об отношениях в семье, тактичность (4пара.) – Зачитайте подчеркнутую информацию.

Что из прочитанного материала оказалось для вас новым? А что показалось удивительным?

Работа с тестовыми заданиями.

Читайте также:  Урок по орксэ простая этика поступков

1. Церковное таинство бракосочетания:

2.Венцы в таинстве венчания символизируют:

* Долгая жизнь

* Единство любви и испытаний.

3. Вычеркни «лишнее» слово:

Добро, месть, милосердие, любовь, уважение, вежливость.

– Работа с пословицей. Запись на слайде 1 части посл.

для работы я приготовила – русскую народную пословицу. Но там только первая часть народной мудрости, а вторую постарайтесь дополнить.

«Семья без детей, что цветок без запаха

– К какой же мысли привела нас русская пословица?

– Правильно, ребята, ведь дети являются очень важной частичкой дружной семьи.

– Рождение детей наполняет жизнь семьи светом, радостью и смыслом.

Ребята, издавна на Руси семьи были большие и крепкие. Уважали и почитали старших. Детей очень любили, осознавая ответственность перед Богом, но старались не баловать, растить в строгости, в трудолюбии, послушании родителям, не поощряли многословия (болтливости). Почитание Бога и Святой Церкви прививалось с первых дней жизни и составляло основу нравственного воспитания детей от рождения.

– Кто помнит, в какой христианской заповеди Божией говорится о почитании родителей.

– Давайте почитаем вместе.

ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ, ДА БЛАГО ТИ БУДЕТ, И ДА ДОЛГОЛЕТЕН БУДЕТИ НА ЗЕМЛИ.

А еще есть пословица «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому». (Я начинаю с этих слов 1 родительское собрание). ители являются во всем примером для своих детей. Но не меньше, чем родители, должны помнить о своих обязанностях и дети

А еще есть понятие – жертвенность в христианской семье. Что это? Мы говорили о подвиге и жертве. А в семье, в чем жертва?

– это по значению готовность жертвовать собой. Люди увидели великую жертву Христа.исус пожертвовал собой для нашего спасения. Мы так же должны жертвовать для своей семьи. И это может быть разная жертва. Мы все очень разные люди и для одного человека что то сделать легко а для другого то же самое сделать гораздо сложнее. На самом деле неважно как это для тебя лично легко или сложно, важно сделать правильно и тогда твои действия получат соответственную оценку.

Я хочу вам рассказать об удивительной семье, в которой было 9 детей. Это семья Степановых из . Мать звали Все сыновья ушли на войну и погибли, защищая свою родину.

– Ребята, как Вы думаете, что еще делает семью дружной и крепкой.

– Семейные традиции делают нашу семью дружной, крепкой, защищенной от всех невзгод

* Дисциплина в семье.

* Молитва.

А сейчас вы можете подарить частичку тепла каждому ученику нашему класса.

А на доске мы создадим одну большую ромашку как символ семьи нашего класса. Прикрепите лепестки, на которых вы писали, какой должна быть семья.

Скажите ребята, о чем мы сегодня вели разговор.

– В чем особенность христианской семьи?

– Какую семью называют дружной?

. Вывод: старец говорил: «Единственная ценность жизни – это семья. Как только погибнет семья – погибнет мир. Когда разрушится семья – разрушится все: и духовенство и монашество».

Дружба, мир и покой в семье всего дороже.

клад, коли в семье

Вот так, воспитываясь на народной мы все учимся ценить свою семью, своих близких, друзей.

– Ребята, я считаю, что урок не прошел бесследно.

-Вы многое узнали, были активными.

Покажите ваше отношение к уроку с помощью волшебных камней

* Найти и прочитать стихотворение о семье.

* Составить генеалогическое древо семьи

* Подобрать пословицы, характеризующие ценность семьи.

– Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.

– ВСЕМ СПАСИБО! УРОК ОКОНЧЕН.

Наша дружная семья:

рат и я.

Спортом любим заниматься,

И конечно, закаляться.

Мы – счастливая семья.

Мама, папа, брат и я. (прыжки)

Дети открывают страницу 86 и читают первое предложение

Семья – наш дом, наша защита, наша опора.

Дети отвечая, рассуждают на тему.

Ребята работают в паре

ети работают с текстом парами и подчеркивают

Зачитывают подчеркнутую информацию, выделяя для себя новое и удивительное.

– Семью создают два человека, полюбившие друг друга.

Внимательно смотрят на экран и слушают учителя.

У каждого ученика на столе лежат тестовые задания.

Дети дома должны посмотреть пословицы о семье

(это 5 заповедь.)

Дети читают хором.

(это порядок, нам надо слушаться своих родных

бывать в церкви и общаться с богом).

Выходят к доске и прикрепляют лепестки к ромашке.

Уходя с урока, дети кладут в вазу: зеленый камень – все получилось, доволен; желтый – что-то не понял; красный е понравилось, не понял.

Дети записывают домашнее задание.

Снять умственное

напряжение, дать детям небольшой отдых.

о христианской семье

Развитие творческих способностей.

Поиск и выделение

Развитие речи. Связь

с уроками русского языка

Восприятие и

новых знаний о семье.

Проанализировать результативность своей деятельности на уроке, определить уровень

Подводят итоги своей деятельности.

активности учеников, выборочного чтения.

Проанализировать результативность своей деятельности на уроке, определить уровень

Подводят итоги своей деятельности.

Контроль и усвоение знаний.

Рефлексия (выбери правильный ответ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *