История Китая: богатое архитектурное наследие
История Китая охватывает более 4000 лет и известна своим богатым архитектурным наследием. В данной статье мы рассмотрим 25 исторических и современных архитектурных зданий в Китае, которые лишь малая часть этого наследия.
Более ранние версии описаний этих зданий впервые появились в книге 1001 здание, которую вы должны увидеть, прежде чем умереть под редакцией Марка Ирвинга (Mark Irving 2016).
Исторические и современные архитектурные здания в Китае
Китай – это страна, где каждый уголок пропитан историей и культурой. Ниже приведены некоторые из значимых архитектурных объектов Китая:
- Большой канал
- Запретный город
- Великая Китайская стена
- Драконий пруд
- Храм Неба
- Мавзолей первого императора
- Храм Бога воина
- Тяньмэнь
- Здание Центрального Телевидения
Элиста – столица Калмыкии
Город Элиста, столица Калмыкии, хоть и небольшой по сравнению с другими региональными центрами (104 тыс. жителей), богат своей уникальной архитектурой. Здесь буддийская архитектура 1990-2000-х годов является визитной карточкой города.
Центральный хурул Гол-сюмэ
Одним из главных архитектурных объектов в Элисте является Центральный хурул Гол-сюмэ – крупнейший в Европе буддийский храм. Строительство храма завершилось в 2005 году, и он стал неотъемлемой частью городской панорамы.
Хурул – это не собор и не монастырь, а своеобразный буддийский храмовый комплекс. Гол-сюмэ включает в себя 108 субурганов и 17 пагод-беседок с фигурами буддийских святых.
Центральный хурул Гол-сюмэ является духовным и культурным центром города, притягивающим как туристов, так и паломников.
Заключение
Архитектурные достопримечательности Китая и уникальные здания Элисты являются наследием богатой истории этих земель. Посещение этих мест погружает вас в удивительный мир древних традиций и современной архитектурной красоты. Планета Земля богата такими удивительными местами, которые стоит увидеть и помнить.
Колесо Дхармы: символ буддийских храмов
Колесо Дхармы – это для буддийских храмов такой же маркер, как крест для церквей и полумесяц для мечетей. Смысл остальных символов мне не известен, я о буддизме знаю слишком мало.
Детали хурула
Скажу лишь, что если Гол-сюмэ в целом выглядит довольно громоздко, то детали его очень радуют глаз. В некоторых пагодах – кюрдэ покрупнее, причём вот этот, например, с палкой, которая на каждом обороте бьёт в колокол.
Внутреннее убранство
Пагоды, ворота (всего их тут 4 по сторонам света, но западные и восточные вечно закрыты, восточные вообще ведут на пустырь) и труба с парящими кровлями – возможно, принадлежит хурульной котельной.
Посещение хурула
Зашёл я и внутрь хурула. Если в церквях принято снимать шапку, а в мечетях разуваться, то здесь – и то, и другое. Фотографировать внутри запрещено – буддизм вообще мне показался самой нетолерантной к фотографу конфессией.
Подвал и второй этаж
Ещё у хурула есть подвал с музеем (оказался закрыт), библиотекой и столовой, и второй этаж с духовным управлением.
Впечатления от хурула
Калмыки производят впечатление менее верующих, чем буряты – людей в хуруле немного, и скорее всего большинство элистинцев здесь бывали в лучшем случае как я – на посмотреть. Да и строгостей тут как-то меньше.
Колесо Дхармы и ступы
На краю хурульного сада – три ступы, окружённые хий-моринами.
Старый хурул
Старый хурул (полное официальное название Святая обитель школы Гелуг) не имеет забора и стоит практически в чистом поле с подрастающим садом. Облик донельзя тибетский.
Домик для Далай-ламы
Позади – домик для Далай-ламы, который бывал в Калмыкии минимум трижды, каждый раз вызывая протесты китайских властей.
Практически напротив хурула, среди частных домов – самодельный костёл Франциска Ассизского.
У отворота к хурулу – монгольский лучник.
Завершение визита
Выйдем за ворота и окунёмся в атмосферу других мест около хурула. Старый хурул стоит как копия дацана в Петербурге, вместе с домиком для Далай-ламы, который бывал здесь несколько раз.
Заключение
В целом, посещение хурула может оставить разные впечатления в зависимости от веры и интересов каждого посетителя. Независимо от этого, это место содержит в себе много интересных деталей и историй, которые могут поразить своей уникальностью.
Please note: This text has been translated and structured for SEO purposes in Russian. Some cultural context may be lost in translation.
Путешествие в Элисту: впечатления о городе и его достопримечательностях
Хий-морин, что в переводе означает конь ветра, является древним тибетским символом. Этот конь несет на своей спине чинтамани – камень исполняющий желания. По поверьям тибетцев и монголов, каждому человеку суждено иметь свой собственный хий-морин. Чем выше он летит, тем лучше у него складываются дела. Цвет флажков, связанных с хий-морином, зависит от года рождения, который в восточном календаре связан с определенной стихией (огонь, вода, земля, воздух, небо).
Буддийские храмы и их символика
Буддийские храмы зачастую поражают своим обилием деталей и символическим значением каждого из них. Каждый элемент в храме имеет свою глубокую скрытую значимость, что делает их особенно запоминающимися и вдохновляющими.
В своем путешествии я посетил хурул, приехав на такси на закате, когда монахи уже готовились к закрытию храма. Эта обители произвела на меня глубокое впечатление: здесь царит атмосфера намоленности и благодати Далай-ламы.
Городской пейзаж Элисты
Старый хурул, расположенный в степи, скрыт от взгляда города, но с верхней кромки склона его можно насладиться великолепными видами на Элисту. Город расположен на высоких холмах вдоль глубокого оврага, создавая впечатляющий городской пейзаж. Виды на окружающие местности захватывают своей красотой и масштабом.
В восточной части Элисты можно найти несколько впечатляющих микрорайонов, которые дополняет Город Шахмат – уникальный проект, который придает городу особый характер.
Железнодорожный вокзал и его история
Хотя в Элисте не ходят пассажирские поезда, на северной окраине города все же можно найти железнодорожный вокзал. Это здание с необычным Т-образным планом и интересной мозаикой на фасаде вызывает интерес у посетителей. Вокруг вокзала можно увидеть нефтебазы и городские склады, что придает этому месту особую атмосферу.
Путешествие в Элисту оставило у меня множество ярких впечатлений о городе и его истории. Каждый уголок этого удивительного места наполнен своей уникальной энергией и красотой, которые не поддадутся забвению.
Год рождения | Цвет флажка |
---|---|
Желтая Мышь | Красный |
Красный Дракон | Зеленый |
и т.д. | Белый |
Русские – европейцы в Азии и азиаты в Европе, отражается в архитектуре и культуре Элисты, делая этот город уникальным и запоминающимся.
Транспорт и исторические достопримечательности в Китае
Основной транспорт из Элисты во внешний мир – большие автобусы 2-3 фирм, включая украинскую Нежин-Экспресс. По вечерам можно увидеть исход с автовокзала 15-20 крупных автобусов, направляющихся в столицы.
К примеру, кибитка автобуса в Петербурге у станции метро Звенигородская:
Остановка | Адрес |
---|---|
Кибитка автобуса | Петербург, м. Звенигородская |
Погуляем по Элисте
Погуляем по элистинскому центру – западнее Нового хурула, севернее Старого хурула, южнее вокзала.
Архитектурные здания в Гуанчжоу
Центральный деловой район Гуанчжоу, новый город с населением 14 миллионов человек, является культурной жемчужиной Китая. Оперный театр Гуанчжоу, открытый в 2010 году, является привлекательным местом назначения.
- Тип: Оперный театр
- Вместимость: 1800 мест
- Фойе: С нелинейным подходом, подготавливающим аудиторию к фантастическому представлению
- Особенности: Форма зала соответствует различным звукам западной и китайской оперы
Пагода Тигрового холма
Пагода Тигрового холма, возрастом более 400 лет, находится в 1,8 милях к северо-западу от Сучжоу (Suzhou). С 600-тонной конструкцией наклоненной на 8 футов на северо-запад, пагода представляет собой уникальный архитектурный памятник.
- Высота: 48 м
- Этажей: 7
- Особенности: Изящный изгиб стен, кирпичная кладка и декоративные детали
Несмотря на наклон, пагода Тигрового холма остается неизменным символом элегантности и мастерства китайской архитектуры. Она продолжает привлекать туристов своей уникальностью и красотой.
Масштабы украшения демонстрируют растущую декоративность китайских буддийских пагод, но более простая структура сегодня не утратила своего очарования. Действительно, вся пагода в своем старом состоянии стала неотъемлемой частью холма, на котором она стоит, и служит символом древнего города Сучжоу (Suzhou). Как заявил Су Ши (Su Shi), поэт династии Сун (Song): «Жаль всю жизнь, если, побывав в Сучжоу (Suzhou), вы не посетили холм Тигра».
Гонконг славится своими высокими зданиями, сражающимися друг с другом за место на многолюдном горизонте города. Одним из самых изящных и самобытных из них является Башня Банка Китая работы IM Pei.
Это коммерческое офисное здание сразу бросается в глаза благодаря повторяющимся поперечным распоркам в стиле оригами и структурной выразительности его экстерьера. Говорят, что форма (четыре асимметричных вертикальных элемента, падающих до тех пор, пока не останется самая высокая треугольная призма), – имитирует побеги бамбука, символизируя средства к существованию и процветание. Небоскреб практичен и эстетичен. Ступеньки на 72-этажной башне высотой 1210 футов (369 м) помогают противодействовать сильным ветрам, вызванным тайфунами. По углам расположены пять стальных колонн, на которые вес передается через треугольные каркасы. Внутри находится внушительный банковский зал и офисные помещения площадью 1,4 миллиона квадратных футов (130 000 м²).
Банк Китая когда-то был самым высоким зданием за пределами Америки. Его следует посетить не только для того, чтобы насладиться видом на город, но и для того, чтобы увидеть смелое, характерное выражение процветания, в целом, с воодушевлением и драматизмом.
Штаб-квартира Гонконгского и Шанхайского банка (HSBC), построенная Норманом Фостером (Norman Foster), наглядно демонстрирует уверенность и энергию Гонконга 1980-х годов. Он имеет тесную стилистическую связь с зданием Ллойда Ричарда Роджера (Richard Roger’s Lloyd) в Лондоне с его откровенным выражением услуг на экстерьере здания, а также с более ранним Центром Помпиду (Pompidou) Роджерса (Rogers) и Фортепиано (Piano) в Париже.
Его строительство на ограниченной площадке требовало точной предварительной сборки за пределами площадки, а компоненты были импортированы со всего мира. Конструкция примечательна тем, что в ней нет внутренней несущей конструкции. Восемь групп из четырех вертикальных лестничных мачт, скрещенных подкосами, удерживают перекрытия с помощью пятиуровневых подвесных ферм, закрепленных на мачтах. Лифты, лестницы и другие удобства находятся на восточном и западном концах. Эскалаторы являются основными циркуляторами, в том числе впечатляющим входом, проходящим через застекленный пол атриума. 11-уровневый атриум высотой 170 футов (52 м) представляет собой захватывающее и светлое пространство. Он освещен дневным светом, проникающим внутрь через гигантские зеркала с компьютерным управлением.
47-этажный банк был одним из самых дорогих зданий в мире на момент открытия в 1985 году. План банка основан на принципах китайского фэн-шуй: он обращен к воде (вид на гавань не загорожен), и две бронзовые статуи Стивен и Ститт (Stephen и Stitt), названные в честь бывших генеральных менеджеров, охраняют здание. Напротив, соседний Банк Китая, принадлежащий IM Pei, как говорят, имеет плохой фэн-шуй из-за множества острых углов. Площадь Статуй перед штаб-квартирой HSBC – популярное общественное место в Гонконге.
В 2002 году муниципальные власти Цзиньхуа (Jinhua) создали новую городскую зону – Новый район Цзиньдун (Jindong) на месте бывшего сельскохозяйственного района. Родившийся в Пекине художник Ай Вэйвэй (Ai Weiwei), сын известного поэта Цзиньхуа Ай Цинь (Jinhua poet Ai Qin), был выбран для разработки концептуального проекта нового комплекса, а затем для создания парка на длинном узком участке размером 262 на 7218 футов (80 х 2200 м). Ай решил разработать коллективный проект, пригласив пять китайских и 11 международных архитекторов и дизайнеров внести свой вклад в создание парка. Строительство 17 общественных павильонов в этом парке представляет собой небольшой музей международной архитектуры Китая начала XXI века.
Среди этой коллекции малобюджетных безрассудств наиболее примечательной является кофейня Ван Шу (Wang Shu). Основываясь на концепции китайского чернильного камня (используемого для измельчения чернильных палочек для получения жидких чернил), чистота формы этого здания (простой куб, изрезанный лишь серией маленьких квадратных отверстий, прокалывающих одну сторону здания), – контрастирует с его чрезвычайно детализированная поверхность из крошечных глазурованных плиток разных оттенков. Сопоставление простоты формы и сложности поверхности – это целенаправленная попытка архитектора привлечь внимание к тому, что природа архитектуры связана с поверхностью не меньше, чем с пространством.
Статья Китая «25 исторических и современных архитектурных зданий в Китае, которые обязательно нужно увидеть» подготовлена Порталом PRC.TODAY по материалам сайта Britannica.
Мы в Telegram
Киберспортивный рынок в Китае
Китай сегодня: жёсткие правила для несовершеннолетних относительно онлайн-игр
Расположенный на склоне горы, напротив реки Да Ся (Da Xia), на высоте более 9 842 футов (3 000 м), монастырь Лабранг (Labrang) считается одним из шести наиболее значительных монастырей традиции гелуг и является крупнейшим за пределами Лхасы (Lhasa). Лабранг соответствует традиционному тибетскому плану, хотя его здания свидетельствуют о ханьском китайском стиле и слиянии ханьского и тибетского стилей. Многие здания, составляющие обширный монастырский комплекс, сосредоточены вокруг большого зала Майджунг Тосамлинг (Mayjung Tosamling), основанного Первым Джамьянг-жайпой (Jamyang-zhaypa) в 1710 году. Это впечатляющее деревянное сооружение поддерживается 140 деревянными колоннами и вмещает 3000 монахов. Интерьер очень искусно украшен с сильным непальским влиянием, и в нем доминирует золотой Будда высотой 32 фута (10 м), созданный непальскими мастерами. Всего монастырь насчитывает более 10000 религиозных статуй, изготовленных из самых разных материалов, включая нефрит, золото, слоновую кость, глину, бронзу и дерево. Здесь также хранится более 65 000 тибетских буддийских рукописей по широкому кругу тем, таких как философия, медицина, история и литература. Стены зданий построены из дерева и глины или камня и глины, а снаружи облицованы черным камнем. Стиль призван быть простым и элегантным. Вокруг карнизной линии более высоких зданий расположены типичные тибетские элементы невысоких стен из травы, которые добавляют высоты, иногда на целых два этажа.
Когда кто-то думает о новом терминале в аэропорту, он обычно представляет, что пропускная способность увеличится примерно на треть или четверть. Но Терминал 3 в Шэньчжэнь Баоань (Bao’an) по сути является новым аэропортом, пропускная способность которого увеличена на ошеломляющие 58 процентов, что позволяет аэропорту обслуживать более 45 миллионов пассажиров в год. Он был завершен всего за три года после удивительно быстрого процесса проектирования и строительства.
Здание, несмотря на свою однозначно современность, в то же время напоминает времена, когда полеты считались захватывающими, благодаря драматическим скульптурным формам и творческому использованию материалов. Его план, и, в отличие от большинства типов зданий, терминалы аэропорта часто можно увидеть сверху – очевидно, вдохновлен гладким и мощным скатом манта. Терминал расположен на трех уровнях и максимально использует естественное освещение. Стальная обшивка крыши, которая также изгибается, образуя стены, пронизана шестиугольными перфорациями, которые позволяют свету проникать сквозь нее. Кроме того, есть большие мансардные окна, а отверстия в полу позволяют свету проникать на уровень земли.
Другой примечательный аспект здания – цвет, а точнее его отсутствие. Это белое здание как снаружи, так и внутри, с коническими белыми колоннами и характерными белыми «деревьями», поддерживающими кондиционирование воздуха. Перфорированные металлические потолки, каменные полы и другая отделка одинаково бледны, цвета исходят только от торговых помещений и, конечно же, от пассажиров.
Посреди обширного ландшафтного дизайна нового района Пудун стоит органичная форма Шанхайского центра восточных искусств, спроектированная Полем Андреу (Paul Andreu). С высоты птичьего полета видно, что здание напоминает пятилепестковый цветок с пятью глазурованными лепестками разного размера, раскрывающимися из центрального ядра. Каждый из пяти разделов выполняет определенную функцию. Посетители попадают в центр через первое из этих подразделений, которое служит вестибюлем. Отсюда можно получить доступ в концертный зал филармонии, концертный зал, выставочный зал или оперный зал, расположенные в четырех других подразделениях. Однако органические отсылки не ограничиваются планом центра, поскольку весь интерьер здания призван напоминать природу. Для этого все стены покрыты большой, закругленной и глазурованной керамогранитной плиткой, напоминающий крупную гальку. Они подвешиваются на проводах, прикрепленных к потолку, и придают интерьеру тепло. Они также придают зданию целостность и делают его более человечным по масштабу. Керамическая плитка продолжается в широком проходе, который непрерывно вьется вокруг каждого лепестка по очереди. Мирный оазис среди городской застройки, Шанхайский центр восточных искусств предлагает разнообразные танцевальные и музыкальные представления, и его лучше всего оценить ночью. Именно тогда внутренние светильники, напоминающие издалека звезды, богато освещают центр и по-настоящему оживляют здание.
Здание таможни, спроектированное Palmer & Turner Architects and Surveyors, самой известной архитектурной фирмой Шанхая в первой половине 20-го века, сохраняет свою функцию в историческом районе Бунд (Bund) и по сей день.
Расположенная рядом с доминирующим зданием HSBC, также спроектированным Палмером и Тернером (Palmer & Turner), таможня, как и банк, выполнена в неоклассическом стиле, но более проста и линейна по форме, демонстрируя модернистские влияния, которые Палмер и Тернер начали перенимать. Построенная из железобетона, таможня изначально была самым высоким зданием в городе, поскольку она была спроектирована так, чтобы затмить здание HSBC. Дополнительная высота возникла за счет добавления башни с часами, которая выросла до 295 футов (90 м).
10-этажный восточный фасад здания выходит на Бунд и облицован преимущественно неорнаментированным гранитом. В основании этого фасада расположены четыре массивные дорические колонны, образующие вход. Колонны поддерживают простой неглубокий карниз, над которым начинаются вертикальные полосы окон, поднимающиеся на высоту пяти этажей. Они увеличивают высоту таможни и направляют взгляд вверх к вершине башни с часами.
Проект такого типа, масштаба и смелости не был бы разрешен в историческом центре любого города, кроме Китая. Национальный Большой театр, построенный архитектором Полем Андреу (Paul Andreu), является превосходным примером культовой архитектуры своего времени и места. Расположенное недалеко от Запретного города и прилегающей площади Tiananmen (сердца и души Пекина) – это сооружение вызывает споры. Национальный театр Китая, любимый некоторыми за смелый дизайн и радикальный подход к служению искусству и презираемый многими за огромный бюджет и, возможно, неподходящее расположение, сразу же стал вызывающим разногласия зданием. В то время как многие западные архитекторы в Китае пользуются относительной свободой действий по воле своих клиентов, древние городские центры Китая безвозвратно трансформируются, вызывая культурные дебаты, которые, несомненно, продлятся десятилетия.
Шаровидный корпус из стекла и титана вмещает три отдельные площадки в том, что архитектор называет «городом театров»: оперный театр на 2461 место, концертный зал на 2017 мест, театр на 1040 мест, а также многочисленные выставочные площади, рестораны, и торговые площади. Вечером эти внутренние структуры и пространства открываются внешнему миру через стеклянную внешнюю стену. Снаружи изогнутая форма, которая отогнута в центре, чтобы напоминать открывающийся занавес сцены, кажется, плавает в искусственном озере, которое полностью окружает конструкцию. Доступ к зданию, построенному в 2007 году, осуществляется через подземные переходы.
В 1990 году Deng Xiaoping посетил Шанхай и призвал муниципальные власти продолжить развитие Пудуна (Deng Xiaoping), когда-то заброшенного двора Шанхая. В течение нескольких месяцев Пудун был сровнен с землей, и начали появляться массивные надстройки зарождающихся небоскребов. Выдающимся среди всех этих сооружений была Башня Цзинь Мао (Jin Mao). Когда оно открылось в 1999 году, оно имело высоту 1380 футов (421 м) и было самым высоким зданием в Китае, затмевая своих соседей в Пудуне. Элегантная конусообразная конструкция, окутанная гладкой алюминиевой решетчатой рамой и стеклянной занавеской, подняла стандарты архитектурного дизайна.
Конструкция башни Jin Mao основана на уникальной конструкции, состоящей из восьмиугольного бетонного ядра и всего 16 внешних колонн, что позволило сделать каждый этаж чрезвычайно открытым. Одной из наиболее примечательных особенностей экстерьера башни Цзинь Мао является постепенно ступенчатый профиль, который придает башне величественную осанку и создает ощущение возвышения над растущей толпой небоскребов в Пудуне. Случайным следствием этого последовательного проекта является намек на сходство с оригинальным китайским небоскребом – пагодой. В дизайне изобилуют китайские черты, особенно из-за повторяющейся ассоциации со счастливым числом восемь. Здание 88 этажей; каждый сегмент на восьмую меньше предыдущего; внутреннее ядро восьмиугольное; а конкурс дизайна, который он выиграл, проводился, когда Дэн Сяопину (Deng Xiaoping) было 88 лет.
Посещение этого здания является обязательным, чтобы полюбоваться видом на Шанхай и головокружительный 33-этажный атриум отеля, в котором есть дыра в сердцевине здания.
Парк Храм Неба (Tiantán) находится примерно в 4,8 км к югу от Запретного города Пекина. Парк представляет собой величественный комплекс даосских храмов, окруженный садами, где императоры Мин и Цин (Ming and Qing) проводили сезонные церемонии, молясь о хорошей погоде и урожае. Планировка храма и отдельных зданий символизирует отношения между Землей и Небом (повседневными и духовными измерениями жизни) – в основе китайской традиционной космогонии. Императорам принадлежала особая роль посредника между природным и духовным мирами; их молитвы считались необходимыми для благополучия империи.
Самым большим зданием Храма Неба является Зал молитвы о хорошем урожае. Зал представляет собой круглую деревянную конструкцию высотой 125 футов (38 м) и диаметром 98 футов (30 м). У него тройная коническая крыша, покрытая темно-синей глазурованной черепицей, изображающей небеса, и увенчанная выпуклым золотым навершием. Конструкция зала полностью деревянная, без железных гвоздей и цемента. Вся конструкция поддерживается 28 большими колоннами. Они выполнены из красного лака нанми (древесина твердых пород дерева) и символизируют 28 созвездий. Четыре центральных столба расположены в соответствии с традиционным символическим календарем. Кессонный потолок украшен резьбой драконов и фениксов. В центре каменного пола находится мраморная плита с прожилками, также изображающими дракона и феникса. Весь интерьер великолепно декорирован золотом и традиционными китайскими цветами.
Зал стоит на Цигутане, трехуровневой круглой террасы, от которой дамба, спланированная в соответствии с даосской геомантикой, ведет к алтарю Горы Земной. Зал был разрушен молнией в 1889 году, но год спустя был восстановлен. В 1998 году он был внесен в список Всемирного наследия.
В 464 году индийский монах по имени Бада (Bada), 28-й преемник в линии религиозных лидеров, восходящей к Будде, прибыл в Китай, чтобы распространять буддийское учение. Свидетельством его успеха является храм Шаолинь, строительство которого началось в 495 году по приказу императора Сяовэня (Xiaowen). Именно отсюда были переведены индийские писания на китайский язык и сформировались учения дзен-буддизма. Считается, что Бада также ввел боевые искусства в качестве дополнительной практики к медитации – практики, которая развилась в высококвалифицированное Шаолиньское гунфу, или кунг-фу.
Первоначальная структура храма была простой, но с каждой последующей династией храм Шаолинь становился все более обширным – многие из нынешних построек относятся к династиям Мин и Цин (Ming and Qing). Большое внимание было уделено сохранению симметрии в конструкции храма: все важные здания были построены вдоль центральной оси участка. К ним относятся Ворота Храма, Колокольня и Барабанная башни, Зал Небесного Царя, Главный зал, Комната настоятеля, Зал Махавиры (Mahavira) и Павильон Хранения Сутры (Sutra). Самым большим и впечатляющим зданием комплекса является Зал Тысячи Будд, интерьер которого украшен изысканными, хорошо сохранившимися фресками.
Рядом с храмом находится один из величайших архитектурных памятников Китая – Лес Пагод. Здесь 246 захоронений отмечены поразительным разнообразием пагод. Это структурное разнообразие, а также значение храма как места зарождения дзен-буддизма, делает храм Шаолинь одним из самых важных буддийских объектов Китая.
В недалеком прошлом полет в Гонконг был сродни поездке на ярмарку. Международный аэропорт Кай Так (Kai Tak) располагался на земле, отвоеванной у гавани, в окружении небоскребов. Подход требовал стоического отношения или крепкого джина с тоником. Когда новый аэропорт Чек Лап (Chek Lap) был построен на острове недалеко от Лантау (Lantau), в нескольких милях от центра Гонконга, он связал аэропорт с городом линией метро MTR.
Привезенный морской песок создал участок рекультивации Западного Коулуна. Земля представляет собой общественный парк и систему обслуживания метро. Вентиляционное здание Коулуна, спроектированное Терри Фарреллом (Terry Farrell), расположено на южной оконечности этого участка. Шлюзы, силовые трансформаторы и вентиляционные установки определяют функцию, но не форму здания Фаррелла (Farrell). По словам самого Фаррелла, форма должна была отсылать к холмистому ландшафту и волнам гавани, но она больше похожа на скрюченный организм с четырьмя задними конечностями, поднятыми над основной частью тела, готовый повернуть вспять эволюцию и вернуться к водной жизни. Механические вентиляторы вентилируют железнодорожные тоннели аэропорта, а превентивные шлюзы контролируют подачу воды. В здании предусмотрены лестничные клетки, точки входа/выхода для обслуживающего персонала и места экстренной эвакуации гражданского населения. Здание Фаррелла – единственное из всей серии, которое будет защищено от возможной интеграции в новую застройку. Он по-прежнему будет часовым Западного Коулуна (Kowloon) у кромки воды.
Большая пагода диких гусей расположена в храме Да Циен (Da Ci’en), величественном комплексе в Чанъане (Chang’an), недалеко от сегодняшнего города Сиань (Xian). Строительство храма началось в 648 году, во времена правления императора Гаозуна (Gaozong). Строительство пагоды началось четыре года спустя, что является примером того, как укоренилась китайская буддийская традиция пагод. Многие постройки династии Тан (Tang), такие как Большая пагода диких гусей, были простыми по конструкции, хотя в последующие столетия они стали более сложными. Первоначальная постройка из глины и кирпича достигала пяти этажей, но была реконструирована между 701 и 704 годами из серого кирпича и поднята до семи этажей, достигнув высоты 210 футов (64 м). Пагода была построена специально для хранения буддийских санскритских писаний, приобретенных монахом Сюаньчжуаном (Xuanzhuang) во время его путешествия в Индию. Как видно сегодня, семь этажей Большой пагоды диких гусей четко очерчены небольшими крышами, выступающими с каждого уровня; над ними каждую стену пронизывают арочные входные порталы. На перемычках четырех ворот, расположенных на уровне земли, изящно вырезаны буддийские изображения и архитектурные орнаменты, а также две каменные таблички, выгравированные выдающимся каллиграфом династии Тан Чу Суйляном. Простая, но впечатляющая Большая пагода диких гусей, которую мы видим сегодня, по-прежнему возвышается над окрестностями и многое рассказывает нам о том, как буддийское учение и архитектурные принципы проникли из Индии в Китай.
Примерно в 40 милях (65 км) от промышленного города Датун (Datong), в котором находится одна из крупнейших в мире угольных шахт, находится архитектурное чудо, которое образно и физически превосходит отношения между человечеством и природой. На склоне горы Хэншань (Heng Shan), на западном склоне ущелья Цзинься (Jinxia), расположен висячий монастырь Сюань Конг Си (Xuan Kong Si). Строительство началось в 491 году, хотя с тех пор проводились различные дополнения и реконструкции, в том числе масштабная реставрация в 1900 году. Защищенный от непогоды, вдохновение для этого неземного монастыря черпается из даосского представления о спокойствии, когда концентрацию не нарушают обычные звуки, такие как крик петухов и лай собак.
Монастырь является обязательным для посещения из-за его абсолютной уникальности, не только из-за его красоты и крутого расположения, но и потому, что он является единственным сохранившимся примером храма, построенного на основе трех основных философий Китая: даосизма, буддизма и конфуцианства. Доказательства этого можно увидеть внутри храма в скульптурах Шакьямуни (Shakyamuni), Конфуция (Confucius) и Лао-цзы (Laozi).
Метод строительства, использованный для подвешивания этого монастыря над ущельем, представлял собой серию высеченных в скале отверстий, в которые были вставлены деревянные балки. Выступающие балки служили фундаментом здания, к которому крепились деревянные доски и столбы, образующие стены и крышу. В целях безопасности каждое здание окружает деревянная балюстрада, а вертикальные деревянные столбы дополнительно поддерживают дорожки и здания снизу.
Монастырский комплекс состоит из 40 комнат общей площадью 1635 квадратных футов (152 квадратных метров), соединенных между собой внешними переходами. Самый высокий из них, ранее находившийся на высоте 295 футов (90 м) над руслом реки, теперь находится на высоте 190 футов (58 м) из-за заиления реки.
Храм Конфуция возник вскоре после смерти мудреца и философа Конфуция в 479 году до нашей эры. Он похоронен под курганом храма. Комплекс расширялся более 2000 лет, хотя он был сильно поврежден Красной гвардией во время маоистской культурной революции. Пожар 1499 года также повредил большую часть храма, и большая часть нынешнего комплекса датируется этим временем.
В храме девять дворов, в которые можно попасть через ряд ворот. Он расположен вокруг центральной оси, подобно Запретному городу в Пекине. Павильон «Звезда литературы» был построен в 1098 году и перестроен в 1191 году, на верхнем этаже находится библиотека. Дальше в храме находится Зал великих достижений (Dachengdian), имеющий четыре башни по углам двора. Перед Dachengdian находится Абрикосовый павильон (Xingtan). Все павильоны и залы построены в традиционном китайском стиле с элегантным использованием красных стен, желтых крыш и резной каменной кладки из белого мрамора. В конфуцианских храмах обычно нет изображений; их цель – почтить учение мудреца. Однако в Цюйфу (Qufu), которым до сих пор управляют потомки Конфуция, есть его статуи. По мере распространения конфуцианской философии по Восточной Азии храмы постепенно строились в Корее, Вьетнаме, Индонезии и Японии. На дизайн таких храмов повлиял оригинальный храм в Цюйфу (Qufu).
Открытый в декабре 1934 года парк-отель, возможно, представляет собой зенит архитектурных достижений Шанхая до Второй мировой войны и в карьере шанхайского архитектора венгерского происхождения Ласло Худека (Laszlo Hude). Худек прибыл в Шанхай в 1918 году, где он провел самые плодотворные годы своей карьеры, отмеченные переходом от традиционных европейских стилей к поддержке модернизма. Ключевые влияния Худека, в том числе экспрессионизм и эксперименты США с небоскребами, воплощены в его дизайне этого отеля.
Парк-отель изначально назывался Зданием Объединенного сберегательного общества и был самым высоким зданием в Шанхае до 1980-х годов. Возвышающаяся конструкция состоит из двух элементов: 21-этажной башни спереди и нижней части сзади. Стальной каркас высотой 300 футов (92 м) поддерживается 400 деревянными сваями, каждая длиной 150 футов (46 м), а также железобетонным плотом глубиной 24 фута (7,3 м), который предотвращает погружение в печально известную шанхайскую заболоченную почву Китая.
Худек подчеркнул вертикальность здания, сужая контур башни, используя тонкие окна, разделенные непрерывными вертикальными полосами кирпича от четвертого этажа до верха здания. Он также применил мощные контрфорсы над 13-м этажом, контуры которых сохраняются до второго этажа, опять же за счет детализации кирпича. Над третьим этажом здание отделано мозаичным кирпичом и плиткой контрастных коричневых оттенков. Первые три этажа здания, облицованные черным гранитом, служат увесистым основанием башни и подчеркнуты своей горизонтальной формой, ограниченной параллельными полосами гранита, окаймляющими здание. Хотя здание утратило часть своего очарования старого мира, оно остается архитектурной достопримечательностью старого Шанхая.
Здание штаб-квартиры Центрального телевидения Китая (CCTV) в центральном деловом районе Пекина поднято на бетонный постамент и позволяет избежать взаимодействия на уровне улицы. На высоте 755 футов (230 м) перспективное искажение опор 50-этажного здания и вершины моста искажает вид. Его внутренние объемы и схемы обращения ориентированы на иерархию. Рациональный человеческий масштаб пошатнулся. Конструктивная система, представляющая собой неравномерную сеть стальных поперечных распорок, выглядит так, как будто она выгравирована в оболочке здания, и становится более плотной там, где точки напряжения наиболее серьезны.
Возвышаясь над плоской равниной северного Пекина, необычайная форма Национального стадиона преобразила внешний вид города, став ориентиром в дальних уголках знаменитой оси север-юг, проходящей через центр Запретного города. Стадион установлен на пологом постаменте, создавая впечатление, будто здание представляет собой природное явление, возникающее из земли. Его масса огромных стальных колонн и стоек задумана как непрерывные ветви, которые поднимаются над землей и огибают плечо стадиона, прежде чем слиться с огромной крышей.
Стадион, известный как «Птичье гнездо», отличается тем, что сохраняет свои скульптурные качества, несмотря на огромные масштабы и умелое выполнение множества сложных технических требований. Самая заметная особенность стадиона – отсутствие строгого внешнего фасада и навесной стены. Вместо этого лес колонн создает набор переходных пространств, ни внешних, ни внутренних, которые разрушают монолитную массу здания, подчеркивая при этом его тектонические качества. Стальные элементы, хотя и массивные, намекают на угрожающее движение. Территория вокруг стадиона спроектирована так, чтобы вытекать из него, а подземные уровни для доступа, средств массовой информации и розничной торговли расположены под городским парком.
Внутри бетонная чаша стадиона вмещает до 91 000 зрителей. Цвет используется экономно: сталь окрашена в серебристый цвет, внешняя сторона бетонной чаши и трибуны стадиона – в ослепительно красный цвет, а внутренние элементы – в матовый черный цвет. Это не только замечательный стадион, но и кладезь идей для новой власти XXI века.
Wang Shu и его жена Lu Wenyu работают в любительской архитектурной студии. Музей истории Нинбо воплощает один из основных принципов своей практики: наше атавистическое влечение к природе. Контекст, материалы и обстановка формируют результат, и Ван призывает своих мастеров превращать «недостатки» в особенности. Фасад Нинбо из бриколажа представляет собой преднамеренную, разнообразную, иногда нестандартную конструкцию из вторичного кирпича, черепицы и камня. Массивные тектонические формы музея обрамлены бетоном, деревом и бамбуком. Окна представляют собой квадраты и прямоугольники разного размера, расположенные нелинейно, но целенаправленно.
На расстоянии фасады принимают вид лучшего друга геолога – открытые дорожные развилки, где тысячелетия истории Земли можно прочитать, как книгу. Внешние переходы между зданиями музея напоминают высохшие русла рек, как будто стены каньона Нинбо были созданы тектоническим поднятием, а не архитектором. Стены раскачиваются, как корабли в сухом доке, но их наклоны обеспечивают укрытие у их оснований, а оконные створки излучают противодействующую энергию и открываются. Атриум музея просторен и рационален. Бетонные полы уступают место мозаичному каменному покрытию. Внутренние стены выглядят как трехмерные стены для скалолазания, в то время как другие представляют собой несколько горизонтальных слоев разделенных бамбуковых стеблей.
Большой зал на западном краю площади Тяньаньмэнь (Tiananmen) был одним из 10 городских проектов, посвященных 10-летию основания Китайской Народной Республики. Построенный волонтерами, он является главным местом проведения встреч, мероприятий и конференций Коммунистической партии.
Комплекс, увенчанный зелено-желтой глазурованной черепичной крышей, состоит из центрального блока с рядом бронзовых дверей, портика с колоннадой спереди и обширных крыльев. Над главными дверями находится красный щит – герб Китайской Народной Республики. Посетители допускаются в здание, которое содержит более 300 конференц-залов, комнат для собраний, гостиных и офисов, через Восточные ворота. Здесь произносятся правительственные речи, а представители руководящего органа Китая проводят свои ежегодные встречи в центральном зале, вмещающем до 10 000 официальных лиц.
Потолок зала украшен массивной красной звездой, окруженной галактикой огней, которая символизирует центральное место Китая в коммунистической вселенной. Несколько залов для приемов, каждый из которых назван в честь китайской провинции, оформлены в стиле, характерном для каждого региона. Государственный банкетный зал вмещает 5000 гостей. Во время господства коммунизма и лихорадочной строительной программы 1950-х годов правительство отменило древнюю эстетику в пользу советских моделей. Пекин стал парадигмой социалистического реализма благодаря масштабным сооружениям, отстаивающим национальную форму и социалистическое содержание.
Запретный город – это комплекс зданий, построенных между 1406 и 1420 годами императором династии Мин Юнлэ (Ming Yongle), когда он перенес столицу из Нанкина (Nanjing) в Пекин. Огромный дворцовый комплекс окружен стеной высотой 33 фута (10 м) и рвом шириной 170 футов (52 м). Внутри стен комплекс разделен на Внутренний двор и Внешний двор, которые выровнены по центральной оси север-юг.
Тай Хэ Дянь (Tai He Dian) в народе называют Цзинь Луан Дянь (Jin Luan Dian – Зал Высшей Гармонии), и император использовал его для приема чиновников. Он расположен на центральной оси Внешнего двора. Различные превратности судьбы, в том числе множественные пожары, стали причиной различных воплощений с 1420 года. Существующее сооружение было построено во время правления императора Канси (Kangxi) в 1695 году. Его высота составляет более 114 футов (35 м), а площадь – 25 575 квадратных футов (2377 кв. м). Зал Высшей Гармонии – самый большой из залов Запретного города и, как крупнейшее сохранившееся деревянное сооружение в Китае, является прекрасным примером традиционной китайской архитектуры.
Снаружи здание выделяется своим доминирующим положением над белой мраморной террасой и двускатной крышей из желтой черепицы, поддерживаемой 72 деревянными колоннами, 12 из которых образуют колоннаду в передней части здания на уровне земли. Внутри роскошного золотого интерьера необычайно сложная структура балок крыши и карниза, а также замысловатая окраска просто захватывают дух. Во всем здании используется символика, а драконы (знак императора) – встречаются повсеместно: в центре потолка изображен скульптурный дракон, держащий в зубах жемчужину. Драконы вырезаны на шести деревянных колоннах, окружающих императорский трон, который сам украшен драконами, как и все балки крыши и перекладины.
Здание HSBC, последнее здание, спроектированное гонконгской фирмой Palmer & Turner в полностью классическом стиле, является гордым памятником декадентского прошлого Шанхая. Простая задача главного архитектора Джорджа Уилсона (George Wilson) заключалась в том, чтобы «не жалеть средств, но доминировать в Бунде» – цель, которую он триумфально достиг. Даже сегодня, несмотря на высокие небоскребы, стоящие напротив здания HSBC через реку Хуанпу (Huangpu), он сохраняет свою известность.
Монументальный фасад разделен по вертикали на три основные части, центральная часть состоит из ворот, увенчанных внушительными ионическими колоннами. Они поднимаются на четвертый этаж, эффективно разбивая фасад и поддерживая тяжелый карниз, над которым возвышается впечатляющий бетонный купол, достигающий высоты 180 футов (55 м) над уровнем улицы. Два бронзовых льва, расположенные в соответствии с правилами китайского геомантического искусства фэн-шуй, обрамляют вход и проводят посетителей в роскошный интерьер. Здесь, впервые в Шанхае, китайские декоративные приемы были применены в здании, построенном в западном стиле.
Однако очевидная уверенность HSBC в собственном долгосрочном процветании оказалась неуместной. Банк был оккупирован японцами во время Второй мировой войны, а затем захвачен новым коммунистическим правительством. Сегодняшнее здание не имеет никакого отношения к HSBC. Несмотря на свою бурную историю, здание HSBC продолжает служить свидетельством разнообразного сочетания международных влияний, существовавших в Шанхае в период его торгового расцвета. Он остается одним из лучших примеров неоклассицизма в Азии.
Пекинский И Хэ Юань (Yi He Yuan), или Летний дворец, представляет собой комплекс залов, башен, киосков и павильонов в парке площадью 720 акров (290 га) вокруг озера Куньминху (Kunminghu), примерно в 12 милях (19 км) к северо-западу от площади Тяньаньмэнь (Tiananmen). Он был построен по заказу императора Цяньлуна (Qianlong) в 1750 году как Циньи Юань (Qingyi Yuan – Сад чистой ряби), который превратился в летнюю императорскую резиденцию. Он подвергался нападениям иностранных армий в 1860 и 1900 годах и каждый раз восстанавливался. Вдовствующая императрица Цыси (Cixi) жила здесь с 1889 года до своей смерти и, как говорят, финансировала восстановление и расширение Летнего дворца на деньги, полученные из средств для китайского военно-морского флота. В 1924 году дворец был объявлен общественным парком.
Известные постройки в парке включают Иледянь (Yiledian – Зал взращенной радости) с трехэтажным театром; Лешунтан (Leshontang – Зал радостного долголетия), резиденция вдовствующей императрицы Цыси (Cixi); и Шици Конг Цяо (Shiqi Kong Qiao – Мост семнадцати арок). Чанг Лан (Chang Lang – Длинная галерея) – это крытый переход длиной 2388 футов (728 м), искусно украшенный более чем 14 000 картинами, изображающими сцены из китайской классической литературы. Ши Фанг (Shi Fang – Мраморная лодка) – это павильон на берегу озера, построенный из дерева и выкрашенный под мрамор. Имитация колес с обеих сторон делает его похожим на колесный пароход Миссисипи. Хотя отдельные здания имеют приятную декоративность и исторически любопытны, наиболее привлекательными являются традиционные китайские пейзажи, например, с видами на озеро. Естественный ландшафт холмов и декоративное озеро в сочетании с искусственными объектами, такими как павильоны, залы, дворцы, храмы и мосты, создают гармоничную атмосферу огромного очарования. Дизайн воплощает философию и практику китайского садового дизайна, отражая глубокую эстетику этой всемирно влиятельной китайской культурной формы.