Учение Будды: важные принципы и цитаты
Будда – выдающаяся историческая и религиозная фигура, основатель буддизма. Его учение сильно повлияло на развитие не только религиозной, но и философской мысли. Будда, родившийся в семье правителя, покинул свой роскошный дворец и начал поиск истины.
Будда провел много времени в покаянии и медитации, открыл для себя новые способы познания мира и духовного просветления. Благодаря своим поискам, Будда обрел просветление и раскрыл пределы страданий и причины их возникновения.
Четыре благородные истины
Одной из основных идей учения Будды является понятие четырех благородных истин, которое рассказывает о причинах страданий и возможности их преодоления. В своих проповедях Будда призывал к отречению от материального мира и преодолению желаний, которые являются главной причиной страданий.
Сансара и nirvana
Важным элементом учения Будды является представление о круговороте жизни – сансаре. Будда учил, что каждый человек проходит через ряд воплощений, переживая радость, страдания и разочарования. Основная цель жизни – освободиться от этого круговорота и достичь nirvana – состояния полного искупления и просветления.
Практика осознанности
Главный посыл учения Будды – практика осознанности (mindfulness) и медитации, которые помогают человеку преодолеть страдания, обрести мир и гармонию.
цитат Будды, которые перевернут сознание и точно изменят вашу жизнь
- Отпусти то, что не принадлежит тебе. Освободившись, ты надолго обретёшь счастье и благо.
- Нелепо думать, что кто-то, кроме тебя, сможет сделать тебя счастливым или несчастным.
- Если, отказавшись от меньшего счастья, можно достичь большего, то пусть мудрый откажется от меньшего в надежде обрести большее.
- Счастье не придёт к тем, кто не умеет ценить того, что уже имеет.
- Большая гордость приведёт к падению, а смирение — к победе.
- Созерцание — произведение добра. Дисциплина — произведение благословенной красоты.
Заключение
Таким образом, Будда стал фигурой, открывшей новые пути духовного развития для миллионов людей. Его учение окажет влияние на множество поколений, оставляя незабываемый след в истории мировой религиозной мысли.
Прислушайтесь к словам Будды, примените его учение в своей повседневной жизни и достигните внутреннего покоя и гармонии.
Учитель приходит, когда ученик готов.
Всё, чем мы являемся, — это результат того, о чём мы думаем. Разум — это всё. Мысли материальны.
Не искажайте труды других и не портите своих.
Всё понять — значит всё простить.
Победить себя — это более великая задача, чем победить других.
Повторяйте бесконечно безупречное действие, и вашей религией станет мудрость.
Преврати свою жизнь в гирлянду красивых дел.
Доброта — инструктор мира.
Шесть дней для работы, один день для отдыха — идеальная комбинация.
Освободи душу от страха и зависти. Это важнейший шаг в обретении свободы.
Разум может достичь своего предела, когда он начинает задумываться о сути дела.
Не жадничай. Нет такой силы в мире, которая могла бы захватить вечное счастье.
Наши печали и раны исцеляются только тогда, когда мы прикасаемся к ним с состраданием.
Цепляться за чувство гнева — это как пить яд и ожидать, что вместо вас умрёт другой человек.
Внешний враг существует только тогда, когда гнев присутствует внутри тебя.
Истинная любовь рождается из понимания.
Если нужно что-то сделать, делай это от всего сердца.
Если ты по-настоящему любишь себя, ты никогда не сможешь причинить боль другому.
В этом мире ненависть никогда не искоренить с помощью ненависти. Победить ненависть сможет только любовь. Это вечный закон.
Что о внутреннем спокойствии писал бразильский писатель с мировым именем, читайте здесь.
Хочешь получать больше советов и лайфхаков для здорового образа жизни?
Когда умер Будда? Его место занял другой духовный лидер?
Будда умер примерно в восемьдесят лет от внезапной болезни – возможно, он отравился едой, которую ему преподнес один последователь-мирянин. Преемника Будда не назначил. Незадолго до смерти Будды его двоюродный брат и помощник Ананда спросил: Кто станет учить нас, когда ты уйдешь? Будда ответил, что наставником будет само учение. Сегодня представители многих школ буддизма продолжают распространять его учение по всему миру. Даже если вы не очень близко связаны с буддизмом, вы, вероятно, слышали о некоторых учителях, таких как Тензин Гьяцо, известный как Далай-лама, из тибетской традиции. Однако важно знать, что учитель одной традиции не представляет весь буддизм в целом и не всегда согласится с учителями других школ.
Я слышал, что буддизм – скорее образ жизни, чем религия. Так чему учил Будда – образу жизни, религии или философии?
Давайте разберем этот вопрос подробнее.
В буддизме нет одного авторитетного текста, который используют все буддисты как иудеи читают Тору или мусульмане – Коран. Однако, существует множество священных текстов, которые рассматриваются как авторитетные в различных школах буддизма.
Вот некоторые из наиболее известных и широко используемых буддийских текстов:
Трипитака – Трипитака, или три корзины, представляет собой собрание канонических текстов буддизма. Он состоит из трех основных разделов: Суттапитака (собрание учений), Винайапитака (собрание дисциплины) и Абхидхаммапитака (собрание абхидхаммы, философских трактатов).
Дхаммапада – Это один из наиболее читаемых и известных текстов буддизма. В нем содержатся мудрые изречения и учения Будды, которые часто цитируются и используются для медитации.
Нирвана-сутра – Этот текст содержит учения о Махаяне, одной из двух основных ветвей буддизма (вторая – Тхеравада). В нем также рассказывается о милосердии, сострадании и пути к просветлению.
Хотя не существует единого авторитетного текста для всех буддистов, каждая школа и традиция имеет свои собственные священные писания, которые играют важную роль в их практике и обучении.
Надеюсь, этот обзор помог вам понять, что хотели узнать о буддийских текстах. Если у вас есть другие вопросы, не стесняйтесь задавать их!
Различные тексты и источники учений в буддизме
Короткий ответ: нет. Различные школы буддизма используют разные тексты и сочинения в качестве источника своих учений, и текст, почитаемый в одной школе, может быть совершенно не известен в другой.
Например, буддисты тхеравады основываются на старейшем собрании буддийских писаний, известном как Типитака (другое название – Палийский канон). Типитака на языке пали означает Три корзины. Тексты этого собрания разделены на три основные категории:
- Виная-питака (корзина дисциплины, правила жизни для последователей из монашеской общины)
- Сутта-питака (корзина изречений, беседы и проповеди Будды)
- Абхидхамма-питака (корзина высшего учения, буддийские доктрины об уме).
В других школах буддизма руководствуются другими текстами. В школах махаяны, в том числе в дзэн-буддизме, самые известные писания – Сутра сердца, Лотосовая сутра и Алмазная сутра. Еще один известный буддийский текст – Дхаммапада, сборник изречений Будды.
Буддийские тексты и школы
Учения Будды перешли из Индии и Непала в соседние страны Азии, и процесс их распространения продолжается вот уже две с половиной тысячи лет. За это время буддизм разделился на много традиций, или школ, каждая из которых использует свои практики, ритуалы и писания. Хотя все школы основаны на одних и тех же базовых учениях, между ними есть некоторые различия.
Две основные ветви буддизма – это тхеравада и махаяна. В махаяне есть несколько подшкол, о которых вы, возможно, слышали, – например, дзэн, тибетский буддизм и буддизм Чистой земли. Существует также ответвление махаяны, называемое ваджраяной; иногда о нем говорят как об отдельной, третьей ветви буддизма.
Тхеравада – основная форма буддизма в Шри-Ланке, Таиланде, Камбодже, Мьянме и Лаосе, тогда как махаяна преобладает в Китае, Японии, Тайване, Непале, Монголии, Корее и Вьетнаме. Ваджраяна – основная форма буддизма, практикуемая в Тибете; именно ее представляет и передает Далай-лама. Из различных форм буддизма, существующих сегодня, тхеравада – самая древняя, но у махаяны больше всего практикующих последователей. Многие конфессии буддизма, такие как дзэн, тибетские традиции, дзёдо синшу и нитирэн могут на первый взгляд показаться совершенно разными, но все они строятся на одном и том же общем фундаменте: большинство концепций и поучений в них совпадают.
Эволюция идей
Буддизм на каждый день
В детстве я несколько лет прожил в Мексике. Дома мы говорили на двух языках – английском и испанском. Помню, как меня беспокоило мое произношение: по-английски я говорил не с тем акцентом, который слышал в американских телепередачах, а по- испански – не с тем акцентом, который звучал вокруг меня в Мехико. Мне очень хотелось выработать «правильное» произношение. Точно так же, только начав изучать буддизм, я хотел изучать его «правильный» вид. Это тхеравада? Дзэн? Или что-то совсем другое?
Но идеи, как и языки, со временем меняются.
В разных регионах США у людей выработался разный американский акцент, и испанский язык, на котором говорят в Мексике, отличается от испанского, на котором говорят в других странах Латинской Америки и в самой Испании. Точно так же эволюционировал и буддизм, приспосабливаясь к разным культурам и временам. Не существует правильной и неправильной формы буддизма – так же как нет правильного и неправильного акцента, с которым можно говорить по-английски или по- испански. Будда сказал, что величайшее из всех поучений – это поучение о непостоянстве. Как могбуддизм оставаться неизменным в мире, который постоянно меняется? Научиться чему-то полезному можно в любой из буддийских традиций; главное – выяснить, какие из поучений находят у вас отклик, резонируют с вашей личностью или стилем обучения. И по мере того как меняетесь вы, может измениться и ваша практика.
Клуб дзэн-практики “Временное существо”
Я приглашаю вас в клуб дзэн-практики “Временное существо”. Клуб этот не только временный, но и облачный, поэтому течёт и меняется, как река и облака. И тем не менее это клуб практики буддийской Дхармы, если быть более точным, дзэнской практики, и участие в нём предполагает, что человек либо уже следует этим путём, либо хочет на него ступить.
Рождение клуба стало одним из моих ответов на вызов войны, на переживание моей личной катастрофы. Я пригласил близких мне по ценностям и взглядам людей разделить наш путь сквозь общую беду.
За время своего существования клуб “Временное существо” стал местом встречи людей в войне и мире, беде и радости, жизни и смерти, и когда я говорю “людей”, то имею в виду именно тех, кто осознаёт себя прежде всего человеком, включая в это самоосознание и превосходя любые меньшие идентичности – национальные, гендерные, родственные, возрастные и прочие. Некоторые участники называют его онлайн-монастырём, в каком-то смысле это так и есть, однако клуб – формат, не нагруженный религиозными коннотациями, и поэтому для нас, светских людей, он подходит больше.
Что уже было?
На начальном этапе существования клуба мы шли по четырём основным линиям его реализации:
This is box title
Что будет?
Я хотел бы, чтобы три последних вектора продолжали раскрываться и дополняться новыми темами и сферами воплощения. Что касается основной линии занятий, которую собираюсь проводить я, то это будет неспешное изучение истории дзэн – как истории людей, идей и практики. Мне хотелось бы, вместе со своими попутчиками, исследовать, как именно сложился тот уникальный путь, который мы сейчас называем словом “дзэн”.
Зачем это мне?
И вот, продвигаясь по пути, я обнаруживаю, что этим же путём другие люди идут уже много столетий, и у меня возникает естественное желание поговорить с ними, обсудить с ними их ответы, что-то принять для себя, а что-то отринуть, ибо не все их ответы могут ответить на вопросы моей жизни. Так что мой способ изучения истории традиции дзэн – это диалог с традицией, включающей идеи, практики и человеческие судьбы. Сам же диалог нужен мне для лучшего понимания своей жизни, своей судьбы и своего пути.
Зачем это вам?
На этот вопрос я предлагаю вам самим и ответить.
Кого я приглашаю?
В совместное путешествие я приглашаю преимущественно:
Куда пойдём?
В этот раз я не предлагаю никакого конечного пункта путешествия. Я совсем не уверен, что мы сумеем пройти и прожить всю историю традиции дзэн от Будды Гаутамы до сегодняшних дней, однако мы можем идти по этому пути до тех пор, пока можем и хотим.
По структуре движения: предлагаю встречаться в зуме два раза в месяц, чтобы обсудить новую тему. Темы буду задавать я, однако так как диалог для меня важен не только с древними, “мёртвыми” практиками дзэн, но и с современными, живыми для живых нас, то мы будем обсуждать эти темы именно в диалоговом формате друг с другом. Возможно, в процессе мы поймём, что двух встреч в месяц нам недостаточно, и тогда будем собираться чаще.
И как я сказал выше, основные направления активности клуба также продолжатся, поэтому все насущные вопросы нашей повседневности мы тоже сможем по необходимости обсуждать.
Основная задача существования клуба (моё видение)
Я считаю, что наше сообщество возникло вокруг темы освобождения сознания, об этом нужно помнить и проводить красной линией через все другие, смежные темы. В соответствии с этим сообщество в первую очередь должно посвящать себя культивации пути освобождения сознания. Путь этот может выражаться в личной практике каждого, в поддержке в этой практике других участников клуба, а также в распространении знания об освобождении сознания в более широких кругах человеческого общества.
Основополагающие принципы отношений внутри клуба
Я называю эти принципы памятованиями
Памятование первое
Я считаю этот принцип ключевым для сообщества. Уважение подразумевает умение слушать и слышать мнение другого, умение соблюдать границы, умение давать место каждому для проявления его индивидуальности. Уважение не бывает односторонним, оно включает в себя взаимоуважение, то есть уважение к себе такое же, как к другому. Поэтому в отношениях важно направлять внимание не только на то, уважаю ли я границы и проявления другого, но и уважает ли он мои границы и проявления.
Памятование второе
Дружественность – это второй наиважнейший принцип сообщества. Если уважение в большей степени указывает на различия, уникальность и границы участников, то дружественность – на их связанность, единство, цельность.
Памятование третье
В нашем сообществе не может быть ущемления чьих-либо прав и затыкания чьего-либо голоса. Сообщество строится не на иерархическом, а на сетевом принципе равных и взаимодополняемых частей, каждая из которых обладает своей автономностью и независимостью.
Памятование четвёртое
Кроме того, что каждый из нас уникален, мы ещё и делаем общее дело. Об этом необходимо памятовать, спрашивая себя: “Как моя уникальность служит целому?”
Памятование пятое
Мы, как человеческие существа, хотим получать поддержку и давать её другим. Памятование о том, как именно я могу открыться для принятия поддержки от других и как именно я сам могу оказать поддержку, – важный аспект личной практики в сообществе.
Что нужно для того, чтобы присоединиться?
В последнем пункте возможны исключения. Бывает, что человек находится без ресурса финансового, временного, энергетического, но соучастие в пространстве клуба может быть для него важным и поддерживающим фактором. Если вы сейчас в такой ситуации, то приходите.
Чтобы вступить в клуб, я прошу написать мне письмо с объяснением, зачем вам это, согласны ли вы со всеми идеями и принципами и какой вариант соучастия из пункта 4 вам подходит.
Ещё одно дополнение
Мы встречаемся и расстаёмся – человеческие пути сходятся, расходятся, а потом, бывает, сходятся вновь, в связи с чем я хочу, чтобы ежемесячно мы сверялись, по пути ли нам всё ещё. Важно, чтобы пространство клуба было свободным, но одновременно с этим и достаточно ответственным (ведь если у нас есть вопрос, то должен быть и ответ), поэтому я думаю, что ежемесячный перепросмотр наших отношений и принятие ответственного решения “уйти или остаться” будет полезной практикой памятования о ценностях.
Если вы не сможете участвовать во встречах в прямом эфире, все записи встреч клуба будут доступны участникам.
Итак, для вступления в клуб прошу написать мне письмо с объяснением, зачем вам это, согласны ли вы со всеми идеями и принципами и какой вариант обмена вам подходит.
Всего вам доброго и, надеюсь, до следующих встреч. И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший. А теперь идите и медитируйте!