Флаг буддистов Наваяны
Стела с 22 обетами Амбедкара в Дикшабхуши
Бхимрао Рамджи Амбедкара также известен как Бабасехеб Амбедкар
Полностью посвящённая бхикшуни. Орден Дхармагуптака, Весак, Тайвань.
Основными праздниками среди буддистов наваяны являются:
- Амбедкар Джаянти
- День Дхаммачакры Правартан
- День Рождения Будды
Широко известна Тхеригатха — сборник стихов, также называемый Стихи старших монахинь; менее известны Дискуссии древних монахинь.
Кто в Таиланде быстро заметит, что буддизм играет важную роль в тайской жизни. Повсюду вы видите яркие проявления этого гармоничного и терпимого образа жизни.
Наиболее поразительны монахи в шафрановых одеждах, которые часто ходят босиком по тайским улицам.
Почему буддисты?
Когда вы станете больше интересоваться образом жизни тайцев, возникнут всевозможные вопросы. Как это возможно, что тайцы едят животных, напиваются, лгут и предаются сексуальным излишествам. Разве это не соответствует буддийским правилам восьмеричного пути? Поэтому в этой статье краткое объяснение буддизма по-тайски.
Амбедкар понимает учение Будды о том, что все характеризуется дукхой, или неудовлетворённостью, именно в контексте межличностных отношений. В одном случае Амбедкар приводит диалог, в котором Будда учит, что корень дуккха — классовый конфликт, и утверждает в другом месте, что концепция Будды о дуккхе носит материальный характер.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 июня 2023 года; проверки требуют 3 правки.
Буддизм |
---|
История буддизма
Буддизм – одна из древнейших мировых религий, возникшая в индийском подконтиненте около 6 века до нашей эры. Учения Будды были основаны на просветлении и достижении высшего состояния благодати.
Философия буддизма
Буддизм сосредоточен на концепциях кармы, реинкарнации и освобождения от страданий. Базируется на Четырех Благородных Истинах, которые являются основными принципами учения Будды.
Люди и школы буддизма
Существует множество школ буддизма, каждая из которых развивала и интерпретировала учения Будды по-своему. От самых древних школ, таких как Тхеравада, до современных течений буддизма, таких как Сон и Ёгачара.
Понятия и тексты
Центральные понятия буддизма включают Аничча (переменчивость), Дуккха (страдание) и Анатта (несамостоятельность). Самые важные буддийские тексты – Палийский канон и Тибетский Канон.
Практики буддизма
Практика буддизма включает в себя медитацию, моральные принципы и следование Пятой посвяти. Она также обладает богатой ритуальной практикой, такой как обряды освящения и молитвы.
Дхамма и Патимоккха
Дхамма – учение Будды, которое обучает основным принципам истины. Патимоккха – устав монахов и монахинь, определяющий моральные нормы и правила поведения в буддийском обществе.
Критика буддизма
Несмотря на свою древность и мудрость, буддизм также подвергается критике и обсуждениям. Особенно в современном мире, где его принципы и практики могут вызывать споры и сомнения.
Практика буддизма
Прибежище в трех драгоценностях
Одно из основных обрядов буддизма – принятие Прибежища в Будду, Дхамму и Сангху. Это символизирует веру и преданность ученика учениям Будды и общине монахов.
Буддийская этика
Буддизм учит моральным принципам: не убивать, не красть, не лгать, не прелюбодействовать и не употреблять опьяняющие вещества. Эти принципы являются основой буддийской повседневной практики.
Праджня и медитация
Праджня – мудрость, которую стремятся достичь буддийские практики. Буддийская медитация играет ключевую роль в достижении этой мудрости и освобождении от страданий.
Дхамма и Ниббана
Дхамма – учение Будды, которое позволяет человеку освободиться от страданий и иллюзий. Ниббана – состояние истинного блаженства и просветления, которого достигает просветленный человек.
Буддизм – это глубокое и древнее учение, которое продолжает влиять на жизнь и мысли миллионов людей по всему миру. Его практики и принципы предлагают путь к просветлению и освобождению от страданий для всех, кто ищет истинную мудрость и сострадание.
Колесо Дхармы в буддизме
Колесо Дхармы является одним из основных символов буддизма, подобно тому, как крест символизирует христианство или Звезда Давида – иудаизм. Восьмеричный Путь Будды представлен в восьми спицах колеса, а три завитка в центре символизируют Три Драгоценности буддизма: Будду, Дхарму и Сангху.
Первые канонические тексты о Будде и его учении появились лишь спустя четыре столетия после его смерти. Древние памятники буддизма, такие как стелы царя Ашоки, появились после около 200 лет после Нирваны Будды, и уже тогда в рассказы о нем вносились изменения, а основные записи отсутствовали.
Бхикшуни в буддизме
Бхикшуни или бхиккхуни – это женский монах в буддизме, живущий согласно уставам Винаи. Для женщин могут действовать более строгие правила, чем для мужчин.
Махапраджапати Готами, тетя и приемная мать Будды, стала первой монахиней и получила монашеское посвящение от Будды. Она стала просить Будду принимать женщин в сангху, и он согласился.
Разные формы женского аскетизма могут практиковаться там, где преемственность бхикшуни была утрачена. Полумонахини могут по своей инициативе принимать обеты, а в разных направлениях буддизма эти обеты могут иметь разный статус.
Из ранних буддийских школ до наших дней дошел сборник стихов Тхеригатха, написанный бхикшунями, вошедший в Палийский канон.
Источники:
- Абсалямов К. К. Формы женского монашества в буддизме Тхеравады // Прогрессивный журнал Генезис. — 2016.
- Аякова Ж. А. Феминизация буддийского монашества в США // Вестник Бурятского государственного университета. — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2015. — ISSN 1994-0866.
Не прикасайся к чужой жене. (Это обращение имеется в виду не только гражданское, но и моральное, включающее посягательство на чувства чужого мужа к его жене.)
Не кради. (Воровство относится ко всем неодобрительным действиям, причинившим человеку ущерб.)
Следующие четыре заповеди касаются речи, прегрешениям языка:
Не лжи, говори правду. (Ложь – это сознательное искажение действительности для преследующих свои цели.)
Не нарушай границы, не бесчествуй. (Это обращение включает разнообразные виды региональных оскорблений и оскорбительных слов.)
Не говори плохих слов. (Какой бы злобой человек ни обладал, он не должен произносить лживые, вредные слова.)
Не говори пустых слов. (То есть отсутствие слов исключительных глупости от речей. В такой форме слова должны быть правильные, заслуживающие грамматического положения.)
Наконец, три заповеди, относящиеся к мыслеобразованию:
Не питай злых мыслей, держи свой ум под контролем. Не дозволяй злобе и жадности захватывать тебя.
Не завистлив, не ревнив, простирая другим мир, счастье, удачу, богатство. (Человек тот завидует, кто желает видеть у других тоска еще большего.)
Не дай своему уму контролировать тебя. Будь надежда уверенности. (То есть ум, не бойся его.)
2. Воровство. Не бери то, что тебе не дано, но уважай собственность других и практикуй щедро подношения. (Причём не имеет значения ценность объекта кражи, любое присвоение чужой собственности без согласия владельца – это воровство.)
3. Прелюбодеяние. Не прелюбодействуй, но будь верен своему спутнику жизни.
Четыре последующих заповеди связаны с вербальными действиями, прегрешениями речи:
4. Ложь. Не лги в речах своих, будь честным и искренним. (Ложью, обманом других будет, естественно, и действие, а не только слово.)
5. Клевета. Не клевещи, но вноси гармонию между людьми. (Дурное действие – злословие для раздувания вражды, чтобы согласные не соглашались, а несогласные – разошлись во мнениях ещё больше.)
6. Грубость и гнев. В любой ситуации веди себя сдержанно и не сквернословь. (Буддисту не может быть свойственно словесное оскорбление других людей.)
7. Пустая болтовня и суесловие. Не трать время на пустую болтовню или сплетни. (Ведь пустословие – это разговоры о глупостях, мотивированные вожделением и прочим подобным.)
Последние три заповеди относятся к прегрешениям ума, мысленным дурным действиям:
8. Жадность. Пресекай алчные помыслы свои. (Алчность – это прежде всего желание обладать тем, что принадлежит другому.)
9. Зло. Не причиняй вред кому бы то ни было. (При этом неважно, сильно или нет человек пожелал навредить другому, дурное действие в самом факте злонамеренности.)
10. Ересь, ложные воззрения. Верь в закон причинно-следственной связи (кармы), не отрицай существование Будд, прошлых и будущих жизней. (Ложные же взгляды – это вера, что таких реальностей, как перевоплощение, закон причины и следствия – Трёх драгоценностей, не существует.)
Как видите, 10 заповедей буддизма – это 10 добрых деяний, которые противостоят совершению 10 не благих деяний, или прегрешений тела, речи и ума.
Моральные принципы, положенные в основу нравственного образа жизни, называют в буддизме дисциплиной личного освобождения. Соблюдение этих принципов – как охрана своих трёх «дверей»: тела, речи и ума от неблаговидных действий. Такая охрана наделяет буддиста внимательностью и сознательностью, а они помогают избегать поступков, которые разрушительны как для самого человека, так и для других.
Воспринимая окружающих с теплом и нежностью, приверженец буддизма должен непрестанно культивировать любовь к ним. Ведь сущность буддийской практики – доброе и сострадательное, то есть любящее всё живое сердце. В этом же состоит смысл и христианства.
равасти — прославленная столица древнеиндийского государства Кошала (Косала). Шравасти — это санскритское название, на языке пали город именуется Саваттхи. Учёные считают, что город возник в V веке до н. э. Это одно из самых почитаемых мест у буддистов.
С момента пробуждения и до ухода в паринирвану Будда Шакьямуни прожил бо́льшую часть времени именно в этом городе. Руины Шравасти расположены на территории Индии, в штате Уттар-Прадеш, недалеко от реки Западная Рапти.
В индуистских эпосах говорится, что Шравасти был основан царём Солнечной династии по имени Шраваста. Столица Кошалы была заложена на пересечении трёх главных торговых путей древней Индии. Шравасти и его окрестности некогда были процветающим регионом.
Учёные утверждают, что археологические находки принадлежат периоду с V века до н. э. до XII–XIII веков н. э. Город был разрушен, предположительно, в XIII веке или несколько позже. Результаты раскопок показали, что он был сожжён дотла.
Руины Шравасти были обнаружены командой британских и индийских археологов в конце XIX века. Сегодня древнее городище — это место буддийского паломничества и центр культурного туризма.
Всего за 45 лет проповеднической деятельности Будда посещал Шравасти 25 раз. В сезон тропических дождей, когда по дорогам Индии невозможно было странствовать пешком, Будда останавливался в монастыре на окраине Шравасти. Там он вместе с учениками занимался личной практикой. Эту обитель построил для Будды купец Анатхапиндада. Специально для этого он выкупил участок леса, до того принадлежащий царевичу Джете.
В 56-летнем возрасте Будда перестал путешествовать и приблизительно 23 года находился в одной из нескольких обителей близ Шравасти. Монахи каждый год расходились по разным маршрутам для распространения учения и к сезону дождей возвращались обратно.
Там же Будда дал бо́льшую часть проповедей, которые столетия спустя были записаны как палийский канон.
15 чудес в Шравасти
В легендах говорится о чуде, сотворённом Буддой в Шравасти. Когда Благословенный начал проповедовать, к нему стали примыкать последователи. Шесть брахманских наставников, чьи ученики стали переходить к Будде, начали завидовать Благословенному. Они принялись во всеуслышание высмеивать Будду. Брахманы показывали магические трюки, чтобы доказать своё превосходство.
Благословенный долго закрывал глаза на выходки лжеучителей. Однако после просьб своих учеников согласился поучаствовать в состязании по магическим превращениям. Местом для этого определили столицу Кошалы. В то время там правил Прасенаджит, повелевший устроить площадку для соревнования.
День 1-й. Благословенный вдавил в почву зубочистку, из которой выросло великое дерево. Высота его достигла 500 йоджан (согласно различным источникам 1 йоджана равняется 3,5–13 км), ширина — также 500 йоджан. Дерево было составлено из драгоценностей. Аромат его плодов насытил всех присутствующих.
День 2-й. Благословенный создал две горы из драгоценных материалов. На первой горе были деревья с сочными фруктами — ими наелись представители царства людей. На второй была трава, насытившая представителей животного царства.
День 3-й. Благословенный, ополоснув рот, выплюнул воду. В результате образовалось озеро. Окружность водоёма составила 200 йоджан. Берега и песок состояли из драгоценностей. Поверхность воды покрывали огромные лотосы, сияние которых озарило небо и землю.
День 4-й. Будда создал по восемь протоков на четырёх берегах водоёма. В шуме воды были слышны звуки, раскрывающие нюансы учения.
День 5-й. Благословенный излил изо рта луч, озаривший область множества миров. Обитатели миров, на которых пролился этот свет, освободились от трёх ядов и пяти омрачений. Они также обнаружили телесное и душевное спокойствие.
День 6-й. Благословенный устроил так, чтобы все присутствующие прочитали чаяния друг друга. Кроме того, присутствующие узнали о совершённых хороших и плохих действиях друг друга.
День 7-й. Все на собрании осознали себя вселенскими правителями Чакравартинами. Видя себя Чакравартином, каждый возликовал.
При этом шесть брахманов были неспособны сотворить хоть какое-то чудо. Их сознание путалось, они не могли произнести ни слова.
День 8-й. Боги Индра и Брахма на глазах у собрания делали жертвенное подношение Будде. Затем Благословенный нажал на свой трон, и явились пять чудищ-ракшасов. Они разбили сидения шести брахманов. Затем Ваджрапани прогнал лжеучителей, и те сгинули в реке. В результате все ученики брахманов решили стать последователями Будды.
День 9-й. Благословенный сделал своё тело громадным и сверкающим. Тело Будды доставало до области мира бога Брахмы.
День 10-й. В каждой стране материального мира появилось по нирманическому телу Будды. Эти тела излучали свет и возвышались до вершины мира. Они возвещали учение.
День 11-й. Благословенный обратил своё тело в свет и необычайно мелодично давал наставления.
День 12-й. Будда излил золотистые потоки света, которые осветили множество великих миров. Все, до кого достал свет, стали воспринимать окружающих с добротой, как близких родственников.
День 13-й. Благословенный излил два потока света с лотосами на концах. На цветках появились нирманические тела Будды, которые в свою очередь тоже выпустили по два луча. На концах также были лотосы и Будды. Таким образом, Будды постепенно заполнили всю сферу тысячи великих миров.
День 14-й. Будда обратил цветы, поднесённые царём Уттраяной, в тысячу двести пятьдесят величественных колесниц. Колесницы осветили область трёх тысяч великих миров.
День 15-й. Благословенный наполнил разнообразной едой многочисленную посуду. Все наелись и обнаружили телесное и душевное спокойствие. Затем, дотронувшись до земли, Будда сделал видимыми ады и страдания живых существ. Будда дал наставления, и обитатели адов обрели мысли о вере. Все они перевоплотились богами или людьми.
В течение пятнадцати дней Будда также давал всем наставления. Благодаря этому многие накопили духовные заслуги, предопределяющие божественное или человеческое рождение. У всех зародились идеи о высшем пробуждении. Было много тех, кто пошёл путём совершения действий, приводящих к накоплению заслуг. Многие стали на путь становления буддой. Некоторые обрели плод пребывания на стадии анагаминов (частичного просветления).
Статуя Будды в Шравасти.
Гандхакути — хижина Будды в монастыре Джетавана.
Дерево Анандабодхи — второе по значимости дерево в буддизме после дерева Бодхи в Бодх-Гайе.
Ступа чудес — построена в ознаменование победы Будды над лжеучителями.
Ступа Анатхапиндады.
Ступа Ангулимала — серийного убийцы, который после встречи с Буддой стал монахом.
Древний джайнский храм Шобнатх.
Йога-тур в Индию-Непал 2024
В этом туре мы посетим места, связанные с жизнью Будды Шакьямуни, как он завещал тем, кто идёт по Пути саморазвития, а также места практик других великих йогов и йогинь. Он будет интересен всем, кто идёт по пути самосовершенствования.
Корейская трипитака в Храме Отражения Тихого Моря, одного из наиболее почитаемых храмов в Южной Корее, полный текст канона написан на 81258 деревянных пластинах.
Бесконечный узел, один из древнейших символов буддизма. Он символизирует сансару, цикл рождений, смертей и возрождений.
Во второй, так называемой Сутта-питаке (по палийской редакции) собрано более 10 тысяч сутр, приписываемых лично Будде или, в меньшей степени, его ближайшим ученикам. Во многие редакции включаются так называемые джатаки, повествующие о жизни Будды.
Мини-пагоды с высеченными в мраморе страницами Трипитаки в храме Куто-до Пайя, самая большая книга в мире. Мандалай, Бирма.
В письменном виде, написанный на пальмовых листьях на языке пали, канон появился лишь на Четвёртом буддийском соборе, состоявшемся на Цейлоне около 80 года до н. э., то есть более, чем через 400 лет после смерти Будды Шакьямуни. Сформированный полный текст канона был унифицирован после Пятого буддийского собора.
В 1871 году полный текст Типитаки был вырезан на 729 белых мраморных плитах высотой почти в два метра и весом в несколько тонн. Каждая отдельная вертикально стоящая плита помещается в миниатюрной Питака-пагоде, сотни которых окружают центральную ступу пагоды Куто-до Пайя в Мандалае (Бирма). Этот литературный памятник стал крупнейшей книгой в мире, вырезанной в камне постранично и занесён в этом качестве в Книгу Рекордов Гиннеса.
Основные положения вероучения
Колесо Сансары или Колесо Жизни (метафорическое представление цикличности эволюции Вселенной). Мурал, Тронгса Дзонг, Бутан.
В доктринальном плане буддизм основывается на следующих базовых концепциях часть из которых объединяет его с более ранними религиозными и философскими школами, а именно:
учение о карме (ка́мме) — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, понимаемой как вселенский причинно-следственный закон, согласно которому действия человека (праведные или неправедные) определяют его судьбу, испытываемые им страдания или блага как в этой жизни, так и в следующих[14].
доктрина о сансаре или колесе Сансары. Санса́ра или самса́ра — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых деяний[15].
доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»). Это учение об отсутствии «Я», одно из основных положений буддийской философии. В наиболее общем значении анатмавада заключается в «отрицании любой постоянно длящейся субстанциальной основы существования» (дравьи). В более конкретном случае отрицается вечная и неизменная «самость» атмана, под которым может пониматься как душа, так и «средоточие личностной идентичности»[16]. Это положение концептуально отличает доктрины буддизма и индуизма.
доктрина кшаникавады (учение о мгновенности бытия), Это — буддийское онтологическое учение, постулирующее, что в каждый момент времени появляются и мгновенно исчезают комбинации элементов бытия (дхарм), из которых состоит всё существование. Новая комбинация при этом является следствием предыдущей комбинации по закону взаимозависимого возникновения. Мгновенная смена комбинаций создаёт для наблюдателя всеобъемлющую иллюзию устойчивой и постоянной реальности[17].
учение базируется также на специфической буддистской космологии (представлении о строении и циклическом развитии мира), многое заимствующей из индуистской концепции.
Самбхогакайя связана с ментальными способностями человека, со способностью ума проявляться в соответствии с пятью мудростями. В тантрической практике тибетского буддизма все божества являются проявлениями Самбхогакайи, воплощающими пять различных типов мудрости. Самбхогакайя связана с общением, как на вербальном, так и на невербальном уровнях, а также с самой идеей установления отношений, не просто способностью использовать слова, но и способность общаться на всех уровнях.
Учение о четырёх благородные истинах
земная жизнь полна дукхи (неудовлетворённость, страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания) или попросту страданий. Жизнь человека — есть страдание. Все вещи вокруг нас непостоянны и преходящи, раз возникая, все должно быть рано или поздно уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее само себя, а огонь может принести только страдание;
страдания (дукха) всегда имеют свои причины (тришна) — жажду наживы, славы, удовольствия, власти и другие мирские страсти. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать;
от страданий (дукхи) можно избавиться. При этом, избавление от страданий возможно только с помощью избавления от самих желаний. для этого необходимо достичь нирваны — состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от бесконечной реинкарнации[26];
существует путь, освобождающий от страданий (дукхи), — отказ от мирских желаний, просветление, Нирвана. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к Восьмеричному пути спасения[22].
Учение о Восьмеричном пути
Буддизм предлагает человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является достижение Нирваны — Великого Освобождения.
Данный жизненный план это и есть так называемый Восьмеричный путь, который предусматривает соблюдение следующих восьми принципов:
правильное видение — понимание основ мира и своего пути в жизни. Первое, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
правильные мысли — жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется и сама жизнь. Человеку необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
правильная речь — высказывания человека, его речь воздействуют на его атман и его характер. Речь человека должна нести добро, поэтому следует следить за своими словами, чтобы они не источали зло;
правильные поступки — жить в согласии с собой и другими людьми, не причинение зла в мире. Человеку следует совершать добрые дела и воздерживаться от недобродетельных поступков;
правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке. Только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
правильные усилия — усердие и трудолюбие. Необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
правильные помыслы — контроль над своими мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь. Главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
правильное сосредоточение — Восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения, регулярных медитаций, осуществляющих связь с собственной природой[22].
Учение о Среднем (срединном) пути
Учение о срединном пути как жизненном пути между двумя крайними путями бытия: «пут`м удовольствия» (праздности, лени, развлечений, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (воздержания, умерщвления плоти, лишений, физического и морального изнеможения), характерного для индуизма ряда других ведических учений.
К пяти священным заповедям буддизма относятся следующие:
не причиняй смерти;
не кради;
будь целомудренным;
не лги;
не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
Три Драгоценности буддизма
Будда — им может считаться как сам создатель учения, так и любой его последователь, достигший просветления.
Дхарма — непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
Сангха — община буддистов, придерживающихся правил этого религиозного учения.
отвержение от истины бытия и неведение;
желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас[22].
Особенности буддизма как вероучения
Таким образом, в отличие от авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама) акцентирующих своё внимание на идее богоизбранности определённых народов, идее греха и его искупления, поклонения божественной сущности и её заветам и проблеме обретения вечной жизни, в буддизме просто нет таких базовых для большинства религий понятий как:
всемогущего Бога-творца или иного Бога в личностном плане. В частности по этому многие исследователи причисляют буддизм к так называемым не-теистическим религиям[27];
и как следствие, понятия божественного провидения, как осознанной деятельности божественной сущности;
безоговорочной веры, в частности, веры в сверхъестественные силы и Божий промысел;
акта сотворения мира, мир рассматривается как никем не созданный и никем единолично не управляемый, а вопрос о том, есть ли у мира начало, считается не имеющим ответа;
и вообще понятия единства мироздания, поскольку число миров считается бесконечным;
вечной души, поскольку духовная сущность личности (атман) не понимается в буддизме в персонифицированном и неизменном смысле, таким образом не может считаться аналогом понятия души;
религиозной организации, аналогичной понятию церкви (так буддийская сангха является сообществом, а не организацией);
резкого, принципиального различия природы праведности и греха. Поэтому в буддизме также нет: жёсткого разделения на верных и неверных, богоизбранных и язычников (например, гоимов, кафиров и тому подобных).
понятия искупления грехов;
акта «символа веры» в виде непременного отказа последователя от других религий. Последователь буддизма может быть одновременно последователем синтоизма, даосизма или любой другой религии, при этом не нарушая основ буддийского учения, что является одним из проявлений религиозной толерантности;
ересей, по той причине, что в буддизме также нет единого канона священных текстов, общего для всех школ и общих и непререкаемых для всех школ догматов;
также в буддизме нет каких-либо притязаний на монопольное обладание истиной.
Пандито Хамбо-лама (камбы лама) — предстоятель религиозной общины. Первоначально учёное звание в школе гелуг тибетского буддизма, позднее такой титул носил настоятель монастыря. В настоящее время это также — титул главы некоторых региональных буддийских организаций включая регионы России.
В настоящее время в России этот титул носят:
Пандито Хамбо-лама XXIV — Дамба Бадмаевич Аюшеев глава Буддийской традиционной сангхи России.
Камбы-лама IX — Сергек Олегович Сарыглар (Его Преосвященство Гелек Нацык-Доржу) глава буддистов Тывы.
Хамбо-лама Алтая — Мерген Васильевич Шагаев.
Центр Буддийской традиционной сангхи России и главная резиденция Пандито Хамбо-ламы находится в Иволгинском дацане, Республика Бурятия. Вторая резиденция Пандито Хамбо-ламы — дацан Хамбын Сумэ располагающийся в Улан-Удэ.
В настоящее время централизованная организация, которая бы объединяла всех буддистов России, отсутствует, имеется целый ряд независимых организаций и духовных центров.
Распространение и численность последователей
В то время, как буддизм был фактически вытеснен из жизни общества на своей исторической родине, в Индии, эта религия быстро распространилась на новых территориях, где развивалась в очень большом количестве специфических ответвлений и школ. В своих различных вариациях буддизм широко распространился в странах Восточной (Китай, Монголия, Япония, Корея), Юго-Восточной (Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма (Бирма), Таиланд) и Южной Азии (Бутан, Непал, Шри-Ланка). В современности, духовном центром буддизма махаянического толка является Тибет (Лхаса, Тибетский автономный округ, Китай), вторым по значимости и духовному авторитету, крупнейшим центром, но уже тхеравадийского толка является город Мандалай (Мьянма).
Священное писание и практика
Толерантность
Тем не менее, буддизм Тхеравады – это расписание повседневной жизни многих тайцев. Это убеждение основано на том, что вы можете разумно ожидать от человека. Хороший пример толерантности, которая делает Таиланд таким особенным.
– Повторное сообщение –
Количество прочитанных раз:
По регионам и школам буддизма
Будущей бхикшуни бреют голову перед посвящением. , Индия
в 2009 году
Сомнения в легитимности преемственности
Другие школы в южной и восточной Азии
В школе Махаяна в Китае, Корее, Вьетнаме, на Тайване и в Гонконге преемственность практики бхикшуни сохранилась.
Крупнейшие направления и школы буддизма
Географическое распространение основных направлений буддизма.
Молодые монахи в храме. Луанг-Прабанг, Лаос.
В тхеравада основное внимание уделяется медитативной практике, ведущей к достижению высшего состояния архата («совершенного»). В ней различаются две формы медитации: дхьяна — успокоение «волнения» чувств и мыслей и випассана — медитация, предполагающая высшее прозрение реальности в свете буддийского учения. Члены сангхи накапливают заслуги через шесть уровней медитации:
глядя на символы Будды, они думают о постоянном незримом присутствии Будды;
глядя на символы дхармы (учения Будды), вспоминают изречения Будды;
вспоминают о восьми великих учениках Будды;
утверждают мысль о несокрушимости морального облика члена сангхи;
вспоминают о радости, которую приносит просветление;
глядя на божества и другие небесные создания, переносят их достоинства на свою личность[38].
Тхеравада, в отличие от махаяны отвергает «пять пунктов» махасангхиков, не признающих нерушимое совершенство архата и допускающих как возможность утраты архатом заслуг, необходимых для достижения нирваны, так и способность архата продолжать «набирать» заслуги. Они отрицают то, что архат может потерять своё совершенство под тяжестью прошлой кармы, и считают, что три предшествовавшие архату ступени совершенства и их последовательность («вошедшего в поток», «возвращающегося в последний раз» и «больше не возвращающегося») неколебимы, а их составляющие одновременно несводимы друг к другу. Тхераваддины также постулируют, что состояния архата можно достичь только вступая в монашескую общину. В то же время они выступали и против того, что при наличии «мирских помыслов» невозможно достижение истинного знания, а основные добродетели буддиста неприменимы ни к чему «мирскому».
С точки зрения приверженцев тхеравады, миряне, так же как и монахи, получают возможность накапливать заслуги, помогая сангхе едой, одеждой, жильём, медикаментами, а также совершая 10 благих дел:
подношение (дана), в том числе и чтение вслух сутр, обучение детей буддизму и т. д.;
высоконравственное поведение (шила), которое подразумевает мудрость, дружелюбие и сострадание к другим;
размышления и созерцание (бхавана), вырабатывающие спокойствие и невозмутимость для занятий самоанализом и самосовершенствованием;
почитание и уважение других (апачити);
взаимопомощь (веявачча);
передача заслуг (паттануппадана); заслуги, накопленные верующим, не только улучшают его карму, но и составляют его основное богатство, которым он вправе поделиться с другими;
радость от получения и накопления заслуг другими (аббханумодана);
распространение учения Будды (десанамая);
слушание любого положения учения Будды (саванамая);
стремление исправить заблуждения других (диттхи) и помочь им выйти из поля дурной кармы[38].
Храм Джокханг, Лхаса, Тибет, Китай.
Японский медитативный садик, подобные исторически использовались для практик дзэн.
Дзэн, как и его китайский прототип чань, основывается на идее мадхъямаков о безатрибутном, но истинно-реальном Абсолюте (Будда в Теле Закона), являющемся субстратом всех единичных сущностей и присутствующем в каждом индивиде. В основе дзен лежит принцип дайсинко — «Великая вера» в то, что всё сущее имеет ту же «природу», что и Будда («Смотри в свою природу и станешь Буддой»). Соответственно, главная форма религиозной практики дзен — медитация — представляет собой тренировку психики и сознания, призванную привести адепта к постижению «недвойственности» и «единотаковости» всего Сущего, к обнаружению в себе Будды. При этом главный фокус делается на интроспекции, познании себя «изнутри», «свёртывании» внешнего мира до собственного внутреннего пространства. Цель практики дзен — не отключение от внешних впечатлений путём сосредоточения на определённом объекте, не гипнотический транс, как это имеет место, например, в тибетском буддизме, а особое состояние бодрствующего сознания (япон. сатори), связанное с неожиданным озарением, опрокидывающим прежние представления адепта и закладывающим фундамент нового видения бытия, которое характеризуется «отсутствием всякого разграничения» и соединением с беспредельным и безатрибутным Абсолютом (дзен не признаёт двойственности даже на уровне оппозиции таких даосских начал как инь и ян, которые воспринимаются как целостность). С точки зрения дзэн такое «внезапное просветление», или интуитивное озарение, есть «мгновенная мысль» (тонгаку), которая не требует длительного восхождения по многочисленным ступеням совершенства. Как и в тибетском буддизме в дзен подчёркивается возможность достичь «просветления» в этой жизни. Дзен также не проводит разграничения между мирянином и монахом: каждый может достичь «просветления». Бодхидхарме приписывается начало формирования четырёх главных принципов дзэн, которые были сформированы окончательно не ранее времени династии Тан (618—907):
Особая передача вне священных писаний;
Не опираться на слова и тексты;
Прямое указание на сознание человека;
Созерцая свою природу, становиться буддой[41].
Важнейшая категория дзен — «безмыслие и бездумие» (мунэн-мусо), состояние непривязанности разума к какой-либо определённой идее, когда сознание пребывает в истинном, безусловном покое. Это состояние означает не «угасание» всякой умственной и психической деятельности, а лишь приведение всех духовных сил в абсолютное равновесие, полностью исключающее любую возможность доминирования одной мысли над другой.
Храм Шаолинь, Китай. Самый известный буддистский храм-монастырь практикующий буддистскую школу чань (дзэн) и боевые искусства.
Современные боевые монахи Щаолиня. Показательные выступления.
В Японии дзэнские монахи также выступали в роли советников в окружении сёгуна и императора, к ним обращались военные, государственные чиновники, художники и поэты. В XV веке дзэн приобрёл особую значимость в культурной жизни Японии. Он дал толчок развитию новых направлений в живописи, поэзии и драматургии, а также боевых искусств (кэмпо). Наиболее известным учителем дзэн раннего периода Муромати является Мусо Сосэки (1275—1351), настоятель ряда крупных дзэнских храмов. Взгляды Мусо и его последователей нашли отражение в литературном течении годзан бунгаку — «литература пяти гор», по обобщённому наименованию крупнейших буддийских обителей.
В начале XVII века получило распространение ещё одно направление дзэн — обаку-сю, последователи которого использовали амидаистскую практику нэмбуцу (кит. няньфо — «размышление о Будде») — повторение имени будды Амиды (Амитабхи), который воспринимался ими не как трансцендентальное существо, а как сама «природа Будды» в сердце верующего. В эпоху Токугава (17-19 века) усиление позиций синтоизма привело к утрате дзэн былого влияния в религиозной сфере. В результате упрощения практики дзэн Хакуином школа риндзай, которая прежде ориентировалась на правящие круги Киото и знать, нашла опору в простом народе. Монастыри дзэн становились в Японии очагами конфуцианских идей, там переписывались книги конфуцианского толка, зарождалось и развивалось многое из того, что впоследствии стало неотъемлемой частью традиционной японской культуры, своеобразная поэзия на китайском литературном языке, живопись, икебана, искусство чайной церемонии и другое.
Доктрины и концепции
Чтобы обезоружить любую критику, я хотел бы пояснить, что не претендую на оригинальность этой книги. Она представляет собой компиляцию и сборник. Материал был собран из различных книг. Особенно я хотел бы упомянуть «Буддхачариту» Ашвагхоши, с поэзией которого ничто не может сравниться. В повествовании о некоторых событиях я даже позаимствовал его язык.
Единственная оригинальность, на которую я могу претендовать, — это порядок изложения тем, в который я постарался внести простоту и ясность. Существуют определенные вопросы, которые вызывают головную боль у человека, изучающего буддизм.
Место буддизма по отношению к модернизму и науке
Будда был рождён как сын человеческий, довольствовался тем, что оставался обычным человеком и проповедовал своё учение как обычный человек. Он никогда не заявлял о сверхъестественном происхождении или сверхъестественных способностях, не совершал чудес, чтобы доказать свои сверхсилы.
Будда не претендовал на абсолютную непогрешимость того, чему он учил. В Махапариниббана-сутте он сказал Ананде, что его религия основана на разуме и опыте и что его последователи не должны принимать его учения как правильные и обязательные только потому, что они исходят от него. Опираясь на разум и опыт, они были вольны изменить или даже отказаться от любого из его учений, если обнаруживалось, что в данное время и в данных обстоятельствах они неприменимы.
Буддийская карма и её искажённое толкование индуистами
при таком толковании кармы нет места для человеческих усилий. Всё предопределяет прошлая карма.
Согласно науке, ребёнок наследует характерные черты своих родителей. В индуистском учении о карме ребёнок не наследует от своих родителей ничего, кроме тела. Прошлая карма в индуистской доктрине — это наследие ребёнка, ребёнком и для ребёнка. Родители не вносят ничего. Ребёнок приносит всё. Такая доктрина есть ничто иное, как абсурд. Как показано выше, Будда не верил в подобный абсурд.
22 обета Амбедкара
Амбедкар произносит речь во время массового обращения в Нагпур, 14 Октябрь 1956 г.
В других религиях
Помимо собственного учения Будда является персонажем многих так называемых дхармических религий, в частности — бона и индуизма. В Средние века в поздних Пуранах (например, в Бхагавата-пуране) он включается в число аватар Вишну. Также упоминается в качестве одного из пророков в джайнизме.
Буддизм Тхеравады
Почти все жители Таиланда исповедуют буддизм Тхеравады. Он основан на древнем палийском каноне учения Будды «Тот, кто просветлен». Учение посвящено милосердию, терпимости и стремлению к облегчению страданий. Буддизм Тхеравады технически можно считать философией, а не религией, поскольку в нем нет «Бога».
В то время как просветление является конечной целью буддизма, тайские буддисты Тхеравады считают практически невозможным достичь этого совершенного состояния. Таким образом, в повседневной жизни тайцев преобладает причинение как можно меньшего вреда и облегчение страданий добрыми делами. На практике причинение как можно меньшего вреда приводит к тому, что мы идем по срединному пути. Например, золотая середина между аскетизмом и потаканием своим слабостям. Тайский язык основан на пяти основных принципах:
не убивать;
не брать того, что не дано;
не предаваться чувственным удовольствиям;
не говорите неправды;
воздерживаться от опьяняющих веществ, которые затемняют разум.
В повседневной практике в Таиланде соблюдают эти заповеди, постоянно нарушая их. Тайцы едят мясо, пьют алкоголь и иногда предаются сексуальным излишествам. В этом они мало чем отличаются от последователей других религий или верований, которые в основном провозглашают заповеди религии, но не живут по ним.
Статус в Индии
Карта, показывающая распространение основных буддийских школ, наваяна отмечена розовым цветом
Процент буддийского населения по районам, перепись населения Индии 2011 г. Западный центр Индии Махараштра показывает буддистов наваяны маратхи
Буддизм в России
Кижингинский дацан (Бурятия)
Иволгинский дацан, крупнейший центр буддизма России. Бурятия.